fantlab ru

Вадим Панов «Костры на алтарях»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.22
Оценок:
2091
Моя оценка:
-

подробнее

Костры на алтарях

Роман, год; цикл «Анклавы»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Загадочный господин Банум написал Книгу. И оставил ее в наследство тому, кто сможет первым добраться до нее. И вот, от маленького домика в Баварском Султанате, стартует настоящая охота – со стрельбой, погонями и множеством участников. Ведь неизвестно, какие тайны были известны странному человеку, видевшему становление и постепенное угасание всех современных Традиций. Быть может он сумел раскрыть секрет того, как простая идея становится Религией, как вернуть захиревшей Традиции былую мощь или из ничего создать по крупицам новую?

В игре сталкивается множество участников – сервер dd, контрабандисты, полиция Султаната и сильнейшие иерархи Католического Вуду. А ещё Патриция, которой настало время учиться использовать свои способности.

Входит в:

— цикл «Анклавы»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 349

Активный словарный запас: средний (2841 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2007 // Книги — Лучшее продолжение отечественного цикла


Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)

Костры на алтарях
2008 г.
Анклавы
2009 г.
Костры на алтарях. Продавцы невозможного
2013 г.
Костры на алтарях
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, на мой взгляд, получилась интересней второй части. Поэтому всем поклонникам серии читать очень даже стоит. Тем кто с серией «Анклавы» не знаком – старт лучше брать именно с первой книги — «Московский клуб»(это не цикл о Форкосигане, где стартовый для прочтения роман далеко не первый в хронологии).

Жаль только, что на лицо очевидные признаки «мыла»… С таким подходом серия может сильно затянутся.

(Внимание! Дальше возможны спойлеры, поэтому рекомендую «нечитавшим» всю следующую часть поста пропустить )

Должен признаться, что у меня своеобразное отношение к серии. Главную антипатию в книге вызывают именно главные герои, фавориты автора: Патриция, Кауфман, Грязнов… Причем даже не могу навскидку вспомнить, когда это главные герои книги вызывали бы у меня такие негативные эмоции! Зачем же я это читаю? А читаю преимущественно благодаря великолепному миру, созданному автором. И если убрать(а точнее не слишком за нее волноваться) главную линию сюжета, то читать становится интересно.

По горячим следам, хочется обсудить несколько моментов:

1) И в этой книге, и в предыдущих наблюдается принцип «серости» (нет хороших и плохих персонажей) и «принцип равенства» (как бы силен ты не был, и на тебя найдется управа).

Вот только главных героев это почему-то не касается! Более того в критических моментах, автор регулярно наделяет их могучими союзниками (в прошлых книгах – это Консорциум, теперь оказывается и в Мутаборе работают лучшие друзья «одиноких и гонимых» представителей давно забытой Традиции).

Несколько ярких примеров из «Костров…» (за эмоции извините…) — хитрого Чезаре полкниги ищет полмира. И только доблестная парочка Патриция и Грэг находят его (причем за пару часов!). А все потому, что аналитик Щеглов решил, что беглый наемник именно во Франкфурте, местное СБА вдруг оказывается на редкость коррумпированным, а Чезаре, растеряв всю осторожность на несколько секунд показывает лицо камере наблюдений.

А финальная перестрелка в комплексе «Стаканы»! Идея столкновения – пять. Реализация – три. Финальная сцена – без оценки. Почему? А что еще можно сказать, когда все участники боя дисциплинировано уничтожают друг друга, ключевые персонажи 3 части -Вим и Чезаре- гибнут чуть ли не в шекспировских объятиях, а, неизвестно где «прокачанная», Пэт вместо боя с опасной соперницей, почему-то делится деталями своей биографии («Я дочь своего отца!») и с пафосом размахивает пистолетом. После победы над Каори, Патриция закуривает и … идет искать такси(!)

Не знаю, как кого, но мне откровенно не нравится когда главных героев явно «тянут», наступая на горло всему созданному в книге балансу.

2) В первых «Анклавах» читателю часто приходится смотреть на мир глазами московких уголовников — братьев Бобры (кстати, еще одни явные фавориты автора). Терминология и взгляды на жизнь этих товарищей выглядят вполне реалистично. Но! Меняются персонажи, места действий, книги в конце-концов, а читателя все заставляют воспринимать мир «Анклавов» через очки имени «братья Бобры». Неважно, о ком идет речь в книге: архиепископ Вуду, ломщик из Франкфурта, китайский военный, арабский спецназовец, высокопоставленный руководитель СБА – все они своими взглядами на жизнь, своей лексикой, своей логикой почему-то напоминают все тех же братьев Бобры, только в новой упаковке. Конечно, я намеренно утрирую, конечно, большинство людей одинаково, но не до такой же степени!. Да подсчитайте хотя бы сколько раз во всех трех книгах встречается термин «метелка»! По большому счету, большинство персонажей отличается только хитростью и умением стрелять. Попытки автора «очеловечить» своих героев, по крайней мере, в этой книге, удачными не считаю.

3) Увы, но передать особенности других стран и других Анклавов у автора, на мой взгляд, не всегда получается. Все декорации похожи, а все Анклавы почему-то часто напоминают Анклав «Москва». Хотя, повторюсь, в целом мир «Анклавов» у Панова получился очень неплохим и самобытным.

Резюме. Хорошая и качественная книга. Достойное продолжение серии. Вряд ли оставит без эмоций (не важно каких) любого читателя. Увы, недостатков хватает, однако достоинств, однозначно, больше.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вся книга посвящена традиции и призвана воспитывать маленьких девочек. Занудно. Но есть и история поисков книги и финальная мегабитва. Это мне понравилось. Мочилово смешное получилось: Тимоха+Митроха, бомжи, спецназ и ниндзя-каратисты. Все против всех и только собачки за храмовников. «Тимоха, помоги!» — это отлично было. Почти как «Алиса, миелофон у меня, но я им ничего не сказал». Жаль, что не удалось в эту мясорубку добавить китайцев с индусами-йогами, но, может, в следующей книге будет и такое.

Увы, борьба за книгу ни к чему не привела. Взрыва не произошло, человечество по-прежнему стагнирует в анклавах.

Зато маленькая девочка почувствовала Силу. Чую, где-то рядом должен быть зелёный ушастый пахнущий йодом зверёк.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая прямолинейная и сюжетно простая книга цикла. Но, тем не менее, очень важная для цикла. Ибо по ходу, на первый взгляд, обычного качественного фантастического боевика, читателю, наконец, чётко и внятно объясняется понятие Традиции. Впрочем, само собой, Панов и тут не разжёвывает всё от А до Я, оставляя понимание нюансов на эрудицию и ум читателя.

Лично мне понравилось чуть меньше, чем предидущие две книги цикла. Но это чисто субъективно — межкорпоративные интриги мне интереснее, чем боевикастая охота всех за кем-то одним. Мне постоянно нехватало масштаба происходящих событий (масштаба не по географии событий или задействованных сил, а чего-то глобального, межкорпоративного). Роман оставил впечатление антракта перед каким-то последним актом.

Но, конечно же, круто. Вот так надо писАть фантастические боевики — не оторвёшься пока не дочитаешь. И смысл есть, пусть и не все его увидят.

--------------------------------------------------------

Цитаты из книги:

«Если Бога можно создать, если его уровня можно достичь, то это уже не религия. Это компьютерная игра.»

«Аукцион, как и лотерея, один из самых точных способов учёта оптимистов.»

«Одни во время учёбы набираются знаний, а другие — ума.»

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если в первой и отчасти второй книгах тягучее начало повествования было оправдано — введение в атмосферу, прорисовка мира и персонажей, то в третьей — несколько непонятно, мир уже известен, персонажи — тоже... Соблюдение классического построения сюжета в данном случае ну совсем не к месту.

Очень спорна линия «Избранной», в упор не вижу оснований для проявления суперменства. 2 дня назад она не знала кто такая, а тут уже вовсю шмаляет (и попадает) по злодеям-колдунам с мегаспособностями, и способности то эти «качались» не один десяток лет. Начнись третья книга, ну хотя бы через год (а не через 2 дня), после второй — поверил бы, вот как есть, поверил бы в ее избранность, а так...

По сравнению с первой книгой, во второй и третьей убийств на порядок меньше, просто какая-то мания человеколюбия. Но как ни странно, это нисколько не уменьшает напряженность и интересность сюжета.

Но даже учитывая эти нестыковки был приятно удивлен, что качество продолжения очень и очень не на много уступает первой книге.

Что ж, с интересом начинаю 4-ую серию.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странное чувство возникает после прочтения этой книги (да и вообще после прочитанных трех книг об анклавах). Вроде бы все интересно, и сюжет не предсказуем. Но есть что-то, что не дает руке поставить 10 баллов, и 9 не дает.

Надо отдать должное Панову, скуки от его «сериалов» не прибавляется. Но все таки очень тяжело читать книгу в начале, все очень медленно и тягуче, середина и концовка же — напротив более быстротечна, и временами не успеваешь следить за событиями, перелистывая книгу немного назад, что бы хоть немного поспеть.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот третья книга проглочена. Долго за нее не брался, ибо по отывам она самая слабая. Поэтому после, на мой взгляд, не самой удачной 2-й книги, долго настраивался, и вот итог!

Роман оказался нисколько не хуже первого, строится на уже подчерпнутых фактах из второй, которая как я и предполагал, оказалось сюжетообразующей и поэтому не такой интересной. В целом очень доволен чтением: книжка прочитанна за два дня (спасибо больничному :biggrin:).

Некоторых может в этой книге разочаровать небольшая роль Московского анклава (сюжет начинается в Германии параллельно со второй книгой, а заканчивается чуть позже). Все действо происходит в Европе, в центре внимания Вуду и мусульмане. Роман стал хорошим таким кирпичом в деле описания именно МИРА анклавов, так как в первых двух книгах в основном внимание уделялось только Москве. А вот, теперь мы узрели во всей красе и другие Анклавы и Традиции.

Панов — молодец, лихо закрутил сюжет, хотя финал сильно уж боевиковый, на мой вкус.

Буквально делаю небольшой перерыв и начинаю читать продолжение! Заинтригован...

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третью часть «Анклавов» я читал впервые. Плюсов увидел только два – многочисленные «допы» в описании Мира анклавов и безудержная динамика. После «Поводырей», если честно, ожидал большего, поэтому несколько разочаровался. Стилистика — «мочилово-рубилово», разбавленное «философскими» отступлениями о сути религий-традиций. Это смешение получилось по-моему не очень удачным, если не сказать, дисгармоничным. Да и сам роман выглядит не продолжением цикла, а каким-то «вбоквелом». Да, читается за один присест, но все же я питал надежды на что-то большее, нежели обыкновенный боевик (коих и так пруд пруди).

Посмотрим, как будут обстоять дела в дальнейшем.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Костры на алтарях» третья книга цикла, сказал бы что средненькая. В начале сюжет разворачивается вроде бы не плохой, даже можно сказать многообещающий. Вроде бы нет знакомых по предыдущим романам героев, по -крайней мере до определённого момента ожидаешь их появления, чувствуешь их присутствие. Ладно герои новые и не менее симпатичные, создаётся такое впечатление что автор хочет показать «Анклавы» с другой, неведомой стороны. К середине романа появляются герои прошлых романов цикла -кауфман, Грязнов, Патриция, Бобры..., и думаешь что вот тут-то как-то сюжет повернётся по — новому, ан нет, не тут-то было, продолжается всё тот же боевик что и был вначале: погоня за книгой Урзака, продолжается, да согласен, читать интересно, сюжет не отпускает, но по сравнению с «Московским клубом» и «Поводырями...» третья книга во многом уступает... Очень много уделяется времени религиозным разборкам, и простой перестрелке, но больше нечего. Получился некий религиозный боевик. Совершенно непонятно, но тем не менее интересно, что стало с Чайкой, в романе об этом не слова. и вообще личностным взаимоотношениям героев уделяется как-то мало места в этом романе. Конечно Сорок Два и Вим Дорадо скрасили этот роман, но всё равно чувствуется что-то не то... увы 8 баллов, и то в надежде что «Продавцы невозможного» не подкачают.:dont:

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга немного расстроила. Не потому что «хуже других», «шаг назад» или что-то в этом духе — фактически, у Панова все книги — братья-близнецы (не клоны, именно — близнецы), а потому что потенциал у неё был очень и очень хороший. Впервые перед нами история любви. Впервые многочисленные разнообразные образы персонажей, каждый — из своей Традиции. Впервые перед нами нормальные размышления о самих этих Традициях, а не вызывающее смех появление на сцене Лунного Зайца.

А вылилось всё в обычный боевик. Столь интересные поначалу персонажи полегли в какой-то каше, которую только с бодуна можно назвать финальной битвой, да и победители (снова! в который уже раз!) всё те же. Если поначалу мне нравились «наши»: Кауфман, Грязнов, Пэт, то сейчас меня просто от них трясёт — хочется, чтобы кто-нибудь их уже расстрелял, для разнообразия. Отменная реакция на центральных персонажей, да? И братья Бобры, кстати, — тоже какие-то неубиваемые. Странно, Панов вроде позицирует свои книги как жёсткие, мол, все герои не «супермены», их могут убить — а убивают всё равно персонажей строго определённого толку. Чего хорошего? Да ничего. Я понимаю, что автору эти лица симпатичны, но ведь за книгами Панова никогда не стояло ничего художественного, они всегда вызывали интерес именно как игрушка, где может произойти что угодно. И вот шесть книг Вадима я прочёл, а они все предсказуемые. Скучно.

Короче, тех же щей, но лей — не гуще, а даже немножко жиже. «Поводыри на распутье» были лучше с точки зрения сюжета, «Московский клуб» — с точки зрения новизны. А вот «Костры на алтарях» оказались совершенно проходной книгой. А жаль.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это уже не кибер-панк. Это ближе к антиутопии.

Минимум экшена. Максимум религиозной морали всех мастей. Продолжается игра «случайностей»: мега-специалисты с ультраподготовкой и характеристиками «+100» в итоге валяются с прострелянной головой. Напоминает старую детскую карточную игру в «Пьяницу», когда тузы бьют всё, а шестёрка бьёт туза. Плохо, что это предсказуемо. И как всегда в конце книги появляется «бог-из-машины».

Интересно, почему выпускники литинститутов пишут технофантастику, а изначальные технари ковыряются в религиозной морали? Хотя, если бы Панов окончил не МАИ, а семинарию, то читатель лишился бы хорошего писателя. К сожалению, в этом цикле автор скорее демиург, а не рассказчик. Возможно, дальше будет интереснее. Но пока не очень верится в придуманное будущее «Анклавов».

ЧИТАТЬ поклонникам серии и студентам теософских факультетов.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достойное продолжение. Автор знакомит нас с миром анклавов, миром будущего. Если раньше была описана в основном жизнь анклавов, то сейчас появляются новые действующие лица в виде Европейского Исламского Союза и католлического вуду, также порадовала завязка с наемниками dark dog.

Из недостатков скажу, что Автор поленился связать в истории взаимоотношения анклавов и официальной власти. Анклавы вступают в игру только в конце книги, и то только Московский.

По моему мнению Патриция выглядела бы более достойно если бы приняла участие в поисках книги раньше, наравне и другими участниками. А так получилось, дали задание, быстро собралась и ... быстро победила, а те, что тщательно готовились к оперрации, проиграли. Нехорошо, гоподин Панов. Хоть герои и второстепенные, им тоже надо давать возможность победить надо уважать их усилия к победе.

Хотя соперничество, в процессе погони, кто кого перехитрит, понравилось. Довольно увлекательно.

Окончание не понравилось. Слишком все просто закончилось, как говорится — концы в воду... и точка.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья книга серии выполнена на весьма высоком уровне. В первой половине произведения нас знакомят с новыми персонажами, при этом все хорошо уже известные герои появляются лишь во второй половине книги. Считаю что в плюс книге стоит занести описание традиций, тема затронутая во второй части наконец получила своё достойное продолжение. Религия, культура, вера позволяет многим людям творить, идентифицирует их, не даёт стать бесформной и аморфной массой. При этом хорошо показана мысль, что «все» религии верны, вопрос лишь в том подходят ли они данному конкретному человеку или людям.

Несколько не понравилось «взросления» Патриции, слишком быстро прошло её становление, не показаны ни работа над собой, ни какие то усилия, всё получается само и сразу (избранность избранностью, но всё таки нужны и усилия). По развитию событий книга немного уступает первой части цикла, но философия в ней уже заметно выше уровнем.

В целом данное произведение считаю не уступает предыдущим частям и достойно высокой оценки.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет книги непосредственно связан с завершением «Поводырей на распутье», однако не похоже, чтоб это было продолжение магистральной линии цикла. Судить, не прочтя две заключительные книги, сложно, но «Костры» больше похожи на своеобразное ответвление, играющее важную, но не главную роль в цикле. Все события книги связаны с борьбой сразу нескольких сил за рукопись Хасима Банума, в которой каждый хочет найти что-то своё. И в результате получился почти непрерывный боевик с поисками, погонями, схватками и грандиозной перестрелкой в финале. Плюс возможность увидеть изнутри некоторые организации, с которыми раньше читателя знакомили лишь внешне — например, Мутабор или приверженцы Католического Вуду. В общем, цикл сделал небольшую передышку, и теперь с полным основанием можно надеяться на продолжение на прежнем высоком уровне.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

И что они все гоняются за этой книжкой, если мудрые мысли, в ней изложенные, может написать любой Вадим Панов? Не понимаю.

А если серьезно, то ведь это целая проблема в фантастике – написать про Откровение. Тут главное — создать атмосферу и остановиться, как Моисей, на пороге (ну, или 'потерять' Чудо: «были демоны, отрицать не станем. Но они самоликвидировались»). А когда писатель-фантаст (если он не Станислав Лем, например) выдает нам фрагменты Книги, представляющие собой набор благоглупостей… то как-то скучновато следить за поисками героев, написанными, как всегда, профессионально.

Т.е. для меня с самого начала все как-то очень ‘провисло’ с книгой Урзака и с интригой вокруг нее. Ну что, спрашивается, такого особенного мог написать этот «загадочный господин Банум»? Ведь, скажем, Грязнов и компания знают и понимают в происходящем гораздо больше «выбравшего Путь».

В общем, на мой вкус, цикл теряет в проблематике по мере развития: началось все с оригинального мира, стоящего на пороге глобальных перемен, во второй книжке – ‘бои местного значения’ c игрушечной мистикой, а в третьей – вообще непонятно что. Книга, написанная из экономии: Чего, мол, загадочному господину зазря пропадать?

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вчера уже поздно вечером закончил «Костры на алтарях». Имею мнение, что книга опять проходная. О «Поводырях на распутье» я писать не стал, так как думал, что третья книга хоть чуток расставит все на свои места. Но нет. «Костры» вводят новые сюжетные линии, лишь немного поливая свет на основную канву сюжета.

После событий «Поводырей» все сильные мира сего, узнают о том, что Урзак, написал мемуары, в которых содержится...что-то. Что? Никто не знает. Как узнали что важно? Тоже никто не знает. Просто факт — Книга (именно так, с большой буквы) нужна. В погоню за книгой бросаются вудисты, арабы, китайцы. Волей случая в большую гонку впутываются два dd (наемника), которые опять же решают разыграть свою карту. Ну и нейкисты тут же. В общем «смешались в кучу» все и вся. Закончилось все

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
массовой перестрелкой, и книга оказалась совсем в других руках.

В целом — спорно. Действа вроде достаточно, рассуждений много. Но как то все размазано по столу. Из пустого в порожнее переливаются слова о Традициях, о Цифре, о вере вообще. На выходе Книга по сути оказалась чем-то вообще непонятным, и непонятно зачем все (кроме китайцев) за ней бегали. Был бы финт ушами если бы книга оказалась пустой. Вот это была бы последняя шутка Урзака. А так получается излишний и не нужный пафос. Анклавы здесь играют исключительную роль декораций. Вместо них мог быть любой город, но автору была нужна именно Москва.

«Костры» оставляют после себя двойственные ощущения. Вроде и слова и идеи правильные, но подача странная. Вроде язык легкий, но читается долго. Вроде и понравилось, и в тоже время осадок какой-то. Остается надеяться что последние две книги цикла, хоть как-то выправят общее впечатление, а пока только 6 баллов из 10.

Напоследок цитата которая мне очень понравилась:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Наступление рая на Земле обещает едва ли не каждая Традиция. Благоденствие и расцвет культуры, отсутствие войн, достаток, сытые волки и целые овцы. Остается ответить на маленький вопрос: какое же учение ведет человечество к Золотому Веку? Классические христиане уверены в своей правоте, у вудуистов на этот счет иное мнение, так же, как и у китайцев, мусульман, индусов и храмовников. А нейкисты и вовсе полагают, что он уже наступил, осталось лишь слиться с Цифрой. И каждая Традиция готова отстаивать свою правоту с оружием в руках, приближая Золотой Век с помощью танков и напалстера, уменьшая количество неверных, то есть тех, кто верит в свой Золотой Век.

Войны за ресурсы, войны за души…

А Золотой Век…

А Золотой Век превратился в красивую легенду.»

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх