fantlab ru

Лю Цысинь «Задача трёх тел»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.80
Оценок:
3408
Моя оценка:
-

подробнее

Задача трёх тел

三体

Роман, год; цикл «В память о прошлом Земли»

Аннотация:

В 60-х человечество сделало первую попытку связаться с другими цивилизациями. Но никто не ответил. Полвека спустя учёный мир на Земле сотрясает серия таинственных событий. В распадах частиц на ускорителях исчезает любая система, реликтовое излучение пульсирует, хаотично меняя температуру, а фото и видео-техника по всей планете начинает фиксировать странный обратный отсчёт. Словно в преддверии Судного Дня сама физика перестала существовать! Но что произойдёт, когда этот день настанет? Кто придёт на Землю? Спаситель или палач?

Примечание:

Перевод под названием «Задача трёх тел» доступен в сети. Переводчик — Ольга Браатхен. Двойной перевод через английский.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Китайская премия «Галактика» / 银河奖 / Yinhe Award (Chinese Galaxy Award), 2006 // Китайская фантастика - Крупная форма

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2015 // Роман (перевод с китайского Кена Лю)

лауреат
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2017 // Лучший зарубежный роман (Китай)

лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2017 // Зарубежный роман (Китай)

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2017 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

лауреат
Премия «505 по Кельвину» / Premios Kelvin 505, 2017 // Переводной роман (Китай)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2017 // Научная фантастика (Китай)

лауреат
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2017 // Книга года (Китай)

лауреат
Премия «Италия» / Premio Italia, 2018 // Зарубежный роман (Китай)

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第51回 (2020) // Переводной роман

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 2014 // Роман (перевод с китайского Кена Лю)

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2015 // Лучший роман (перевод с китайского Кена Лю)

номинант
Локус / Locus Award, 2015 // Роман НФ

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2015 // Лучший НФ-роман. 3-е место (перевод с китайского Кена Лю)

номинант
Канопус / Canopus Award for Interstellar Writing, 2016/2017 // Ранее опубликованное произведение Крупной формы (перевод с китайского Кена Лю)

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2017 // Переводной роман (Китай)

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2017 // Роман, переведённый на французский

номинант
Премия сайта sf-Lit / sf-Lit Award, 2017 // (Китай)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Научная фантастика года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги: Самая долгожданная книга

номинант
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2019 // Научно-фантастическая книга (Китай)

Экранизации:

«Проблема трёх тел» / «The Three-Body Problem: I» 2017, Китай, реж: Фаньфань Чжан

«Задача трёх тел» / «三体 / San ti / Three-Body» 2023, Китай, реж: Лэй Ян



Похожие произведения:

 

 


Задача трех тел
2017 г.
Воспоминания о прошлом Земли
2019 г.
Задача трёх тел
2022 г.
Задача трёх тел
2023 г.

Самиздат и фэнзины:

Задача трех тел
2016 г.

Аудиокниги:

The Three-Body Problem
2015 г.
(английский)
Задача трёх тел
2017 г.
Задача трёх тел
2017 г.

Электронные издания:

Задача трех тел
2016 г.

Издания на иностранных языках:

三体
2008 г.
(китайский)
The Three-Body Problem
2014 г.
(английский)
The Three-Body Problem
2016 г.
(английский)
Die drei Sonnen
2016 г.
(немецкий)
Проблема трьох тіл
2017 г.
(украинский)
The Three-Body Problem
2018 г.
(английский)
The Three-Body Problem
2019 г.
(английский)
Проблема трьох тіл
2020 г.
(украинский)
Трите тела
2020 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, в комментариях к книге Лю Цысинь довольно искренне признается, что в научной фантастике его прежде всего интересует научная составляющая, теории, схемы и их визуализации, нежели политический или социальный аспект. И, стоит ли винить его книгу за то, что она именно такова — сильна с точки зрения накидывания всякого рода научных теорий и идей и совершенно слабая работа, если вам интересны прежде всего персонажи, их взаимодействия и социальные аспекты? Да, когда вы читаете “Задачу Трех Тел” с позиции психологизма или политики, складывается впечатление, что читаете вы книгу фантастов, годов пятидесятых прошлого века, а может и ранее. Вы с большим трудом проникнетесь Ваном и его страстью разобраться с происходящими, Е и ее идеями или тем более Майка Эванса, вряд ли поверите, как в возможность армий всего мира объединяться перед лицом общего гипотетического врага и набора группы идеалистов через видеоигру. Уж скорее, единственным человечным персонажем тут покажется капитан Ши, сотканный из штампов китайского нео-нуара — пьющий, не умеющий в субординацию, хамоватый, но опытный полицейский, который под толстым слоем многолетнего цинизма все-таки оказывается хорошим человеком.

Очень на пользу идет китайская экзотичность данной книги, причем в хорошем смысле. Это, действительно, очень крутой момент, что попытка постижения внеземного разума происходит на фоне одного из самых сумасшедших феноменов новейшей истории — китайской культурной революции, сравнивая угрозу от инопланетян с угрозой от политизированных диктатурой соотечественников, сдабривая все восточными философиями от буддизма до конфуцианства, куда перспектива инопланетного захвата нашей цивилизации может влиться новыми течениями — это, действительно, хорошие фокусы обзора. И хоть нельзя сказать, что эта книга их в полной мере раскрывает или развивает, но она ставит их рядом и оставляет пищу для размышлений, что тоже довольно неплохо. Здесь нет каких-то исчерпывающих размышлений автора, но ему нельзя отказать в том, что он хорошо умеет совмещать не самые очевидные вещи и делать из них пусть и не самую реалистичную картинку, но запоминающуюся и неоднозначную.

Вообще-то то, что речь в книге пойдет о контакте с внеземной цивилизацией — довольно спойлерный момент для этой книги, потому что эти карты раскроются только во второй половине романа, связав все происходящие странности. Однако, все синопсисы и вся слава этой книги данную тайну не берегут, хоть изначально Лю Цисинем она явно и задумывалась. И это немного обесценивает первую половину книги, которая старательно пытается сохранить все это в тайне и уничтожает роль профессора Вана, как сюжетной личности даже больше, чем Лавкрафт уничтожает своих героев встречей с безумием темных богов. И это при том, что сама идея игры, где игроки пытаются понять устройство странного мира, в который их забрасывает после регистрации — одна из лучших частей книги

Еще не лучший момент этой книги — ее структура явно сильно порушена, потому что весь третий акт, который по всем канонам сюжетного искусства должен раскрывать персонажей, по сути на них забивает. Да, и, в принципе, главные герои здесь — это функции, которые нужны для раскрытия сюжета, поэтому когда профессор Ван раскроет страшную тайну своих видений — он исчезает со страниц книги, передавая эстафету, которая потом также небрежно перейдет к попытке объяснить логику внеземного разума, которая, как по мне, является самой слабой частью книги, потому что такими инопланетян представляли именно в фантастике 50-х. Это не интересный взгляд на внеземной разум, как в той же Ложной Слепоте Уоттса или даже в нашумевшем фильме Прибытие — это уровень серии Стар Трека или второсортного рассказа Рея Брэдбери, что сильно дисгармонирует с остальной книгой, которая пытается быть из себя такой серьезной работой на эту тему. Да, Цысинь пытается пришить на эту визуализацию заплатку в стиле: “мы не можем их понять, поэтому представляем их так”, и тем не менее это очень слабый аргумент для того, что он демонстрирует в финале.

В итоге мы имеем пусть и не самую сбалансированную, но сильную и интересную научно-фантастическую работу, которую просто приятно читать и которая может дать много пищи для размышлений и интересных идей, однако, на всем ее протяжении приходится мириться с безбожной утрированностью социальных, психологических и политических аспектов.

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Околонаучная фантастика по-китайски:) Не знаю, за что этому произведению дали столько наград, и такие высокие оценки. Могу предложить, что это неизбежный процесс деградации, как общества, так и творческой его части. Если Лю Цысинь это первый фантаст, которого вы прочитали в своей жизни, то возможно это даже вызовет восторг. Если сумеете удержаться от сна во время чтения.

Во всем произведении я не встретил умных персонажей. Ни одного! И они все инфантильные, Карл! С такими героями человечество, несомненно, обречено. Инопланетяне ведут себя не как чуждый разум, а как гопник из подворотни.

Основная идея — прикинуться ветошью (циновкой), сидеть тихо и возможно тогда твой враг пролетит мимо тебя. А может и не пролетит. А ещё главная героиня, которую наверное многим хотелось отправить в направлении Центавра , или хотя бы на околоземную орбиту, можно даже на пороховой ракете. Без скафандра.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Задача трех тел.

Лю Цысинь.

Аннотация к книге спойлерит весь сюжет и даже забегает далеко вперед. Мне повезло: когда я приступил к чтению, аннотацию я не читал и для меня весь сюжет был в новинку. Без спойлеров описать свои впечатления от романа у меня не получится, поэтому, кто хочет прочесть книгу без налета чужого мнения, оставьте этот отзыв на потом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Аннотация прямым текстом заявляет нам, что Земля находится в преддверии инопланетного вторжения, а люди, тем временем, разделились на тех, кто встречает их с распростертыми объятиями и теми, кто пытается этому помешать. Однако, в книге это становится понятно только к концу, а почти весь роман посвящен возне людей, что инопланетянами там и не пахнет. Но обо всем по порядку…

«Будучи астрофизиком, Е была непримиримым противником ядерного оружия. Она считала, что только звезды имеют право на обладание подобной силой. Она также знала, что в распоряжении Вселенной имеются еще более чудовищные силы: черные дыры, антиматерия и многое другое. В сравнении с ними термоядерная бомба — даже не свечка, а крошечный огарок. Если человечество овладеет хотя бы одной из названных сил, мир может прекратить свое существование в один миг! Перед лицом безумия разум бессилен.»

Главных героев в романе двое. И начинают они свое повествование с разных временных промежутков. Первая героиня, молодая девушка Е Вэньцзе, повествование которой начинается аж с 1967 года, во время «культурной революции» в Китае. Это настоящее время смуты и «Войны всех против всех», когда под многие расплывчатые определения врагов народа мог попасть любой человек. На улицах тогда правили бал Хунвэйбины и Цзаофани, группы, состоящие из школьников и рабочих, соответственно, в период революции действующие безнаказанно. Однако, данный период Китайской истории требует обширных знаний, так как подача Цысиня, как мне кажется, показывает однобокий вариант видения происходящих событий. Е Вэньцзе является представителем интеллигенции, занимается астрофизикой и выходит из образованной семьи. И мать и отец являются физиками и преподают в университете. На ее глазах Хуевэйбины жестоко убивают ее отца, вся вина которого заключается в защите физики от Маоистской идеологии, а мать на грани сумасшествия его оговаривает. Вэньцзе сразу лишается семьи, дома и каких-либо иллюзий на счастливое будущее для себя под клеймом «дочери врага народа». Далее идет долгий рассказ, что пришлось пережить нашей героине в рабочем лагере, перед попаданием на секретный объект «Красный берег», цель которого — поиск внеземных цивилизаций посредством огромного радиотелескопа и отправки в космос радиосигналов. Е Вэньцзе привлекают к работе на данном объекте в виде добровольного затворника по причине ее образования, как астрофизика, плюс, проектом руководит комиссар, который не прочь урвать все лавры от открытий для себя.

Второй главный герой Ван Мяо, нанотехнолог, занимающийся разработкой сверхпрочных нанонитей, в начале нулевых 21 века. Его привлекают к секретному расследованию странных смертей среди ученых Земли, так как недавно Ван Мяо связывался с обществом «Рубежи науки», а все погибшие ученые имели связь с данным обществом. Причем, ученые либо сами выпиливаются, либо их выпиливают под видом несчастного случая. Ван Мяо соглашается участвовать в расследовании после того, как узнал о самоубийстве Ян Дун, женщины-ученой, занимающаяся теорией струн. После согласия на Ван Мяо так же начинает оказываться давление уже ввиду его работы с нанонитями. Вану везде мерещится обратный отсчет, изображённый на сетчатке глаза, он его видит даже ложась спать. И только после того, как он получает установку от «Рубежей науки» приостановить исследования, отсчет прекращается. Что приводит к выводу, что на Земле есть могучая сила, которая искусственно пытается затормозить научный прогресс.

Общаясь с «Рубежами Науки», Ван набредает на компьютерную игру «Задача трех тел». На мой взгляд — самый спорный момент романа — игры так не работают. Игра создана ответвлением общества «Рубежей» для вербовки правильно идейных сторонников, но об этом мы узнаем не сразу, так как по факту, у игры есть еще одна функция: показать мир и общество инопланетян через призму восприятия землян, а главное, показать с какими проблемами они столкнулись в своем мире трех солнц. Цель игрока — пройти несколько уровней по выживанию в изначально непонятном мире, где присутствует то одно солнце, то два, а то и три. Каждый раз заходя в игру, Ван попадает на всё более разные условия, разное расположение солнц, что приводит попытки рассчитать происходящее или просто выжить, к разным результатам, а главное, к разным видам гибели мира. То мир замерзнет, то будет засуха. В конечном счете был момент выстраивания звезд в ряд, что привело к тому, что у планеты стала улетучиваться атмосфера и отсутствовать гравитация. Ван, в итоге, приходит к тому, что тут имеет место «Задача трёх тел», благо игра называется так же (удивительно, правда?).

«Задача трёх тел в астрономии — одна из задач небесной механики, состоящая в определении относительного движения трёх тел (материальных точек), взаимодействующих по закону тяготения Ньютона (например, Солнца, Земли и Луны). В отличие от задачи двух тел, в общем случае задача не имеет решения в виде конечных аналитических выражений. Известны лишь отдельные точные решения для специальных начальных скоростей и координат объектов.»

Ван понимает, что планета, где происходит действие игры находится в поле действия трех солнц, рассчитать орбиты которых, практически невозможно, точнее, эти расчеты будут верными не до конца. Главный герой доходит до конца игры, его приглашают на встречу, где он знакомится с вербовщиками в общество «Земля-Трисолярис». Общество, призывавшее отдать планету в руки инопланетянам Трисолярианам, созданное неким Майклом Эвансом и, внимание, Е Вэньцзе. Да, та женщина, героиня первой части книги, умудрилась найти инопланетную цивилизацию и отправить с «Красного берега» сигнал и даже получить ответ от сердобольного трисолярианца: «Не отвечайте, если хотите жить». И вот тут-то и играет роль длинное вступление о культурной революции, о том, что она пережила за те годы. Всё это показывает нам насколько Вэньцзе ожесточилась и как она потеряла веру в человечество. Она направляет трисолярианам сигнал с текстом о том, что могут приходить, она отдаст им этот мир. В тот момент ей ровно плевать что будет с Землей. Я пропущу многие вещи, а то обзор похож на пересказ, но у книги, как ни странно, много событий которые могут быть скучновато описаны, но имеют далеко играющую роль в повествовании.

Под конец книги нам показывают как трисоляриане, руководствуясь теорией струн (хотя тут уже не теория, а практика, наверное), собирают на орбите квантовый-супер-компьютер-искусственный-интеллект размером с планету и запихивают его в один (!) протон и направляют его на Землю, как раз для торможения науки на планете, ибо трисоляриям лететь еще 450 лет, а земляне отнюдь не тупые и могут так развиться, что окажут сопротивление, да и в помощь пятой колонне будет.

Итог.

Это один из самых интересных НФ-романов, прочитанных мною за последнее время. Но не без огромного количества вопросов и логических несостыковок. Прочитав роман, восторгу не было предела, однако, я дал себе время для того, чтобы поразмыслить над многими моментами. Со стороны физики вопросов почти нет — консультировался с учителем физики. Роман дает обширное поле для разных теорий, некоторые так вообще упомянуты вскользь и привносят антураж.

Но, как говорил один физик: Лю Цысинь любит больше физику, чем литературу. И вот тут-то и кроется краеугольный камень.

«Трисоляриане, обзывая людей клопами, не приняли во внимание один значительный факт: клопы, как и прочие насекомые, так никогда и не были побеждены.»

Единственный живой персонаж книги — это детектив, полицейский Ши Цян, который с какого-то перепугу участвует во всех секретных брифингах (в книге жирно намекают, что он мега-проницательный человек со сложным характером, что генерал руководитель приметил и держит его подле себя), и тем, что хамит всем и вся, а главное, делает это как само собой разумеющаяся. Для того же Вана, Ши Цян как столб здравомыслия в окружающем хаосе. По сути и методы у Ши как у столба.

Остальные персонажи, как и главные герои, достаточно блеклы. Если взять общество «Земля-Трисолярис», то тут тоже есть, как по мне, серьезный промах: если у Е Вэньцзе есть определенная логика в обречении человечества на гибель, то вот у ее соратника Майкла Эванса (да, нам расскажут и его историю через призму общения с Вэньцзе) она максимально убога, ибо данный герой является радетелем за природу, весь из себя веган, эко-френдли и тут же желает, чтобы инопланетяне пришли и покарали человечество. И тут есть два момента.

Первый: такие люди действительно есть. Второй: а с чего он взял что трисолярианам будет дело до природы Земли? За всю книгу про гармонию с природой, про трисоляриан, рассказано не было, да и вряд ли пришельцы, которые пришли отбирать целую планету, сильно озаботятся о виде вымирающих ласточек в провинции Китая. Однако, возвращаясь к Вэньцзе, Ян Дун, покончившая с собой в начале, является ее дочерью, но особых эмоций Вэньцзе по этому поводу не высказывает, кроме печального лица. Возможно имеет место национальный колорит и пережитое ранее героиней. Но я от нее ждал большей эмпатии.

Так же занимательная логика присутствует и у инопланетян. Уметь построить комп размером с планету, но не соорудить достаточно мощный телескоп, который сможет показать ближайшие пригодные миры? Да с такими технологиями можно было развернутся и на непригодном мире. Поступок сердобольного трисолярианина с сообщением «не отвечайте», когда он уже точно знает, что весть о поступившем сигнале дошла до правителей? Использование суперкомпьютера, как такового, для запугивания отдельных земных ученых, выглядит как «так себе идея», плюс некоторые возможности его были показаны в книге, он и сам, по сути, может поставить человечество на грань гибели. Так же в книге присутствует военная операция, направленная против союзников инопланетян, однако суперкомпьютер ничего о ней не сообщает, хотя, скорее всего, о ней знает, так как вездесущ (данная оказия замечена не мной, я при прочтении пропустил ее и, по правде говоря, в самом начале уже второго тома уже приделали костыли объясняя, почему этого сделано не было, правда, объяснение получилось не очень).

Как мы видим, роман получился неоднозначным, однако привел меня в полный восторг. Книга является полностью вводной ко всей трилогии. И я не согласен с тем что огромный пласт истории про культурную революцию там лишний. Я непременно буду читать дальше так как задумка автора раскрывается именно при прочтении всей трилогии.

Если оценивать, то 7 из 10 или 4 из 5. Спасибо что дочитали.

«Есть одно странное противоречие: в своем отношении к космосу человечество демонстрирует удивительную наивность. На Земле, вступая на новый континент, люди не задумываясь уничтожали существующие там цивилизации при помощи войн или болезней. А обращая свой взгляд к звездам, мы впадаем в сентиментальность и верим, что если там где-то есть разумные существа, то их цивилизации живут, руководствуясь универсальными, благородными нравственными законами. Мы почему-то полагаем, что ценить и лелеять иные формы жизни — это нечто само собой разумеющееся, часть всеобщего кодекса поведения.

Я полагаю, что следует вести себя противоположным образом. Надо обратить доброжелательность, которую мы выказываем звездам, на собратьев по расе здесь, на Земле, выстраивать доверие и понимание между разными народами и цивилизациями, составляющими человечество. Но в отношении космического пространства за пределами Солнечной системы следует быть постоянно настороже, быть готовыми к тому, что у Иных будут самые злостные намерения. Для такой хрупкой цивилизации, как наша, это наиболее ответственный путь.»

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

О плюсах: задумка в целом необычная

О минусах: герои картонные, сопереживать им не хочется

Реализация идеи слабая: сверхцивилизация идиотов — это что? Не хватило фантазии чтобы сделать их более сверхцивилизованными?

Читать скучно (немаловажный фактор)

Выглядит как космоопера, а не как Сай фай. Так где же экшн?

Если же это всё-таки Сай фай, то почему все так глупо?

Разочаровался. Никакого сравнения с мэтрами не выдерживает

Оценка: 1
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что ж, наверное, главная моя претензия: не могу назвать это произведение художественным. Из «художественного» здесь только масса нелогичных выдумок.

Но обозначу один плюс, чтобы уже дальше танцевать только с минусами. Мне понравилось не художественное и не стесняющиеся некомпетентности читателя объяснение физических феноменов и решений. Я не физик, но человек с техническим образованием, мне так захотелось открыть свои конспекты и вновь окунуться в науку. Приятное чувство! Но это не научно-популярная литература про космос.

Теперь о грустном.

1. Я не против персонажей-функций, если их немного и ненадолго, так сказать. Но здесь они все такие. Я, пожалуй, начну и закончу главными действующими лицами, потому как об остальных вообще нечего сказать.

Ван Мяо – аватар читателя. Он не любит табачный дым и любил фотографировать до всей заварушки, всё что я о нем узнала. Я даже не могу выделить ни одну его черту характера.

Е Вэньцзе – очень эрудированный, но очень глупый человек. Или психопат? И очень инфантильный…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как меня насмешила сцена, где она собрала убийц своего отца, послушала их, так и оставшийся в душе обиженными подростками, и такая: да, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО не спасти. Какая благородность!

Ши Цян – самый простой человек для восприятия читателем, но на фоне остальных он прямо таки выпуклый, но интересней от этого не становится. Любит курить. Прямолинейный и немного наглый, но обладающий хоть каким-то социальным интеллектом.

Далее только блеклые медузы.

2. Вся эта компания «Земля-Трисолярис» такая глупость. Начиная с игры, которая я вообще не понимаю, как должна была работать. Как они собрались популяризировать игру, если для нее нужен специальный костюм? Кто себе его позволит? Умно! Короче, создали сервер для «своих» и рады были. Да и вообще у меня к игре много претензий, потому что она тоже является функцией, а не интересным сюжетом. Например, как человек там вообще играет, если в одной главе, там все делали NPS. Игровой процесс неясен от слова совсем.

Как они общались с Трисолярисом, неужели больше ни одна страна не словила эти сообщения?

Одна часть этого сомнительного общества решила, что мизантропия – это хорошо, а вторая, что можно создать новую религию. И конечно, все они – элита, ведь простолюдины, так и написано в тексте, не могут осмыслить их идеи. Правильно, это не значит, что нужно делать образование доступным и повышать его качество, нужно пригласить инопланетян и снять с себя ответственность.

3. Судя по тому, что я прочитала инопланетяне такие же интеллектуалы, как и люди. Ожидать сигнала, а не самим начать изучать космос… Точечно буллить ученых. Какой-то детский сад.

Сборник физических теорий и гипотез на фоне вселенского инфантилизма как человечества, так и трисоляриан.

В итоге я не могу ни за что зацепиться в этом произведении. У меня впервые такое, что я настолько не заинтересована в чтении. Не рекомендую.

2 из 10.

Оценка: 2
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не понимаю восторг от этого романа и причину, по которой он получил кучу премий. С моей точки зрения, это довольно средний роман о людях-идиотах и инопланетянах, которые думаю и поступают, как люди, причем как люди нашего времени. Я не могу комментировать научные описания романа, я просто в этом некомпетентен (хотя у меня вызывает некоторое сомнение идея о том, что переговоры с инопланетянами по радио остались в тайне от всех, кроме заговорщиков), но вот описание людей и их реакций — очень спорное. Для начала, в книге нет ни одного живого персонажа, кроме полицейского капитана. Затем, в книге нет ни одного умного человека из научных кругов. Образованных — полно, эрудированных — сколько хочешь, умных — нет. Идея, что Земля зашла в тупик и для выхода из этого тупика надо пригласить пришельцев со звезд, по уровню глупости может соперничать только с мнением, что человечество полностью деградировало и поэтому должно быть уничтожено. Тут мне приходит в голову фраза про интеллигенцию, приписываемую Ленину (которую он, правда, не говорил).

В общем, роман мне показался слабым как на уровне сюжета, так и на уровне персонажей. Интереснее всего было читать главы, посвященные «культурной революции».

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из логики произведения выходит, что Мао (как в своё время и император Цинь Шихуанди) был прав и Культурная революция спасала человечество, ибо в интеллигенте хранятся зёрна не знания и сомнения, но предательства. Впрочем, автор и логика в романе пляшут разные танцы.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго решался на прочтение. Но раз вышел сериал надо было читать. Я не любитель азиатской культуры и очень боялся просто запутаться в именах героев. Но книга превзошла все ожидания. Давно в НФ такого не читал. Интересная концепция. Обиженная на всё человечество женщина хочет стереть свой недостойный вид с лица земли. А инопланетянин не хочет чтобы его недостойный вид вторгся на нашу планету и погиб в катастрофе планетарного масштаба у себя.

Ну это так, по верхам. Глубокая книга которая не отпускает.

10 баллов

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу прочла давно, и «висящий» в черновиках отзыв, заставил дописать начатое.. Произведение это прочла потому что ну ооооочень расхвалили. Думаю что Хьюго ему дали заочно, в качестве поощрения. В рост, так сказать. Чтоб ОТКРЫТЬ наконец то китайскую шкатулку фантастики.Самое интересное в ней было описание китайской революции. Согласитесь, — мы многого не знаем о том что творилось там.

Книга вызывает депрессию. Да и вопросов много возникает. Почему это трисоляриане, умеющие «свернуть протон в двумерное состояние» не способны придумать иного кроме как уничтожение человечества?!! Допустим можно обустроить астероиды, наконец сферу искуственную... но это на наш — человеческий, гуманоидный взгляд. А кто же это трисоляриане? Непонятно. Кажется и в 2, и в 3 книге не раскрыта тема их существа. Они представлены в виде игры, загадки, — которую обязательно надо решить. (Невольно вспомнилось Кларковское: «Конец детства», где инопланетяне, пестующие человечество предстают в виде того самого...рогатого, хвостатого и с копытцами...)

В основном книга раскрывает поведение людей перед лицом угрозы из космоса. Способны ли они к объединению, к прощению (нет)...

А когда прочла продолжение, то вообще ахнула и обиделась совсем на Лю Цысиня. Что же так неймётся им уничтожить Землю?!!

Впрочем он пошел дальше — уничтожил и галактику нашу. Но это совсем другая книга.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неоднозначное впечатление. По отзывам прочитала, что в последующих частях будет интереснее. Здесь действительно было похоже, что это всего лишь знакомство с персонажами и завязка сюжета. Местами похожее на аннотацию. Не понравилось, как сделано структурно. Например, если бы нас сначала познакомили с Е, то сцена казни отца имела бы большее эмоциональное воздействие и соответственно, мотивация ее поступков была бы понятнее. А так бросили в эту культурную революцию, непонятно кто есть кто и что вообще происходит. Возможно, для китайских читателей такой проблемы не возникло, но мне читать эту часть было сложно. Поэтому даже бросила первый раз.

Несмотря на некую картонность этого все же понравилась историчность романа, связь времен, влияние прошлого на настоящее и будущее. И это не только в судьбах героев показано, но и в игровых персонажах, через которых демонстрируются определенные идеи и понимание мироустройства.

Научно-фантастическая часть мне нравилась до истории с протоном. Это уж показалось чересчур.

Пока не уверена насчет чтения продолжения, но сериал посмотрю.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пробежался немного по комментариям и скажу о том, чего в них, похоже, нет и что мне неприятно бросилось в глаза, а именно понимание (или непонимание) автором новейшей истории своей страны. Некоторые комментаторы вспоминают Солженицына в контексте китайского колорита. Ничего подобного и в моем отзыве возражение. Это писал человек изнутри общества с промытыми мозгами и один из них, а не диссидент. «Культурная революция» партией осуждена и автор пишет как принято теперь, в этом нет смелости и независимости, как раз партии в тон (не заниматься же ему ревизионизмом!), но, при этом, он выстраивает персонажей как хунвейбин — мутная интеллигенция хочет странного, коварные предатели по натуре (и в очках), в итоге кучкуется в космический игил жаждущий остановить прогресс или уничтожить всё или суверенитет отдать от злости. То ли дело мудрые начальники и «мент» правильный и простой. Местами напомнило советскую партийно и по-пролетарски заряженную попкультуру середины прошлого века с «врагами народа». Не думал, что до такой степени всё запущенно, ведь не КНДР. Автор это делает будто незаметно для себя. Кажется наоборот он описывает воинствующее невежество хунвейбинов, насилие, но мне бросается в глаза за ширмой формализма дозволенной и проверенной критики указанное выше настоящее содержание.

Вот этот невольный подтекст или образ мысли автора вызывает озноб — насколько Китай связан с тем прошлым ментально, несмотря на формальные спущенные сверху поправки, без настоящего осмысления. По фантастической и художественной части чего-то не отмеченного в отзывах не добавлю.

Мне нравится как проникается европейским и североамериканским мироощущением попкультура Южной Кореи и за этим интересно и приятно следить и это подлинная гуманизация и политический прогресс. А вот теперь ознакомление с китайским контентом вызвало холодок и недобрые чувства, здесь все глухо, хотя по китайской прессе это можно было предположить.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да у него «Шаровая молния» значительно целостней и гармоничнее, хотя это и малая часть общего.... По моему субъективному мнению, которое я никому не навязываю этот парень сильно переоценен... но на безрыбье как говорится. Если дневники киллера-охранника который бот получают премии....а вообще какая то гнусная тенденция наблюдается: Нил Гейман пропал....нет он оказывается комиксами развлекается. Но как говорил один очень известный персонаж: Ведь кто же кроме тебя звезды-то считать будет?!

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Независимо от тог, что я здесь написал в отзыве, уже сейчас можно смело говорить о том, что Лю Цысинь и его «Задача трех тел» имеет огромный успех среди любителей литературы, потому что такое огромное количество оценок и рецензий за период в 5 лет у одного произведения я еще не встречал. И это не какой-нибудь янг эдалт или ромфант, а научная фантастика, к которой обычного книголюба метлой не загнать. Что на лайвлибе, что на фантлабе, что на гудридс Цысинь явно в почете. Это как бы хорошо, но с другой стороны такой хайп настраивает читателя на особый уровень, что этот роман будет чем-то волшебным и прекрасным, о чем захочется говорить со всеми, обсуждать каждую главу и строить предположения, что же будет в других романах цикла. Крайне легко разочароваться...

«Задача трех тел» с ходу удивила меня временем и местом, в которых происходят события романа. Это действительно Китай, где и живет автор, причем частично это революционный Китай 60-70-х прошлого века, когда наука была признана еретической. Не тому учил товарищ Мао. В начале нам просто рассказывают об ученых и преподаватели того времени, с какими проблемами они сталкивались. Потом вдруг нас перебрасывают в настоящее время, потом опять флэш в прошлое... В настоящем времени у главного героя перед глазами маячит какой-то счетчик, который отсчитывает время до какого-то никому не известного события. Поиски истины приводят к компьютерной игре, в которой симулируется жизнь на неизвестной планете, в которой есть несколько солнц, влияющие на планету кардинально по-разному. Очень скоро оказывается, что игра на самом деле не совсем игра, а за ней стоят фанатики, ждущие пришествия разумных существ из космоса.

Роман небольшой, прочитался довольно быстро, и он по большей части ознакомительный, потому что он рассказывает лишь о причине проблемы, а сама проблемы, видимо, появится во второй книге цикла. Что бывает, если чье-то любопытство и ненависть к человечеству заходит на рамки гуманности? Одно эгоистическое решение может перечеркнуть все планы человечество на будущее. И в этом плане Цысиня нельзя назвать новатором. Контакт человечества с кем-то из глубин галактики — тема довольно старая для фантастики. Благо, автор придумал, ем заинтересовать читателя, сконструировав мир, живущий по иным законам. НФ в книге не жесткая, не «уоттсовская», автор довольно простым языком объясняет, почему все так, а не иначе. Вполне может быть и из-за этого книга нашла отклик среди массового читателя. Вроде и НФ, а вроде как и не сильно сложно подано.

Примерно половина книги мне была очень интересна, но я все ждал, когда интрига начнет закручиваться, а Цысинь наоборот лишь раскручивает клубок в «Задаче трех тел». Тема вторична, к сожалению, она не смогла меня сильно зацепить. И по прочтению я даже думал поставить оценку 7, но все же научного Китая в книгах очень мало, автор гармонично вписал в сюжет настоящую историю Китая, что для меня является огромным плюсом. Да и в конце есть его небольшое послесловие, в котором он объяснил, почему решил написать роман и какие у него цели, что тоже нашло отклик в моем сердце. Будем надеяться, что дальше цикл расправит свои крылья и полет фантазии Цысиня полетит к небесам. Или небеса быстрее падут на Землю...

Роман оставил сложные впечатления. Огромное количество десяток роману не понимаю (только если опыт у читателя маленький), тема вторична, но написано неплохо, и за Китай как-то приятно. Не все же Америке ждать инопланетян, правда? 8/10.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Задача трёх тел» – первый роман трилогии китайского писателя Лю Цысиня «В память о прошлом Земли». До недавнего времени словосочетание «китайская научная фантастика» казалось несбыточным, но Лю Цысинь смог опровергнуть это заявление. Не зря его книга в 2015 году была удостоена престижной премии Хьюго. Роман был написан в 2006 году, но на Западе стал известен лишь после перевода Кена Лю. До России книга дошла лишь в 2017 году и получила одобрение критиков. Однако все не так однозначно, т.к. были у романа и ярые противники, считающие «Задачу трёх тел» весьма переоцененной и слабой в художественном смысле. Неоднозначная реакция книжного сообщества – это зачастую неплохо, и мне было весьма интересно ознакомиться со столь нашумевшим произведением.

Столь слабое развитие фантастики в Китае объяснялось тем, что до недавнего времени этот жанр считался детским и к тому же жёстко цензурировался партией. Однако правительство пришло к выводу, что для дальнейшего технологического развития учёным и инженерам нужен яркий вдохновляющий пример. Таким образом научная фантастика получила сильный толчок и поддержку со стороны государства, быстро выйдя на мировой рынок. Стоит упомянуть, что китайская литература может отпугнуть западного читателя своей необычностью. Часто авторы очень подробно и даже витиевато описывают одни аспекты, пренебрегая подробностями в других. Также Лю Цысинь грешит некоторым китаецентризмом: большинство мировых открытий тут совершают китайские учёные, а судьбоносные решения принимаются китайским руководством. Однако не стоит забывать, что литература все ещё находится под тотальным контролем партии, и жесткая цензура оставляет здесь свой отпечаток.

Описать сюжет без некоторых спойлеров довольно сложно, да и к тому же основная интрига книги раскрывается буквально в аннотации. Помимо научно-фантастической составляющей в романе огромное количество культурных и исторических отсылок. Начинается роман с Культурной революции в Китае. На фоне зверств и междоусобиц хунвейбинов мы видим историю девушки Е Вэньцзе. Ее отца, профессора университета, убивают на ее глазах за неправильные идеологические взгляды. На саму Е вешают ярлык «неблагонадежной» и отправляют в трудовые лагеря. Волей судьбы Е Вэньцзе попадает на секретный проект «Красный берег», занимающийся поиском внеземных цивилизаций. В ходе сюжета ей удается отправить в космос зашифрованное послание. Она получает ответ-предупреждение, с просьбой больше никогда не выходить на связь ради благополучия Земли. Однако разочарованная в человечестве девушка игнорирует предупреждение и буквально приглашает инопланетян на Землю.

Вторая сюжетная линия протекает в наши дни. Одаренный физик Ван Мяо становится свидетелем странных явлений. Научные эксперименты дают противоречивые сведения, а несколько ведущих физиков совершают самоубийство. Лишь один из них оставляет послание, в котором утверждает, что физики не существует. Довольно странное утверждение, не находите? Ван Мяо соглашается принять участие в расследовании данного феномена. Практически сразу на него начинают оказывать давление извне необъяснимые силы. Перед его глазами постоянно проецируются цифры обратного отсчёта, и он получает требования прекратить свои исследования в области наночастиц. Ключом к разгадке происходящих событий оказывается компьютерная игра «Загадка трёх тел». В ней герой попадает в странный мир, живущий по своим пугающим законам. Здесь чередуются Эры Порядка и Хаоса. Во время первых законы мироздания работают как надо, день сменяет ночь, а климат становится приемлемым. Эры Хаоса же поистине чудовищны: действия природных сил совершенно непредсказуемы, смена дня и ночи происходят произвольно, и выжить в них крайне сложно. Жители планеты научились дегидрировать свои тела, и в этой сухой форме переживать сложные времена. Во время особенно чудовищных катаклизмов цивилизации погибают и начинают свое развитие с нуля. В скором времени Ван Мяо выясняет, что эта игра – модель планеты Трисолярис, в которой сразу три звёзды, движущихся по сложным орбитам. Именно на Трисолярис отправила свое приглашение Е Вэньцзе, и теперь его флот движется к Земле. Технологии Трилосяриса ушли далеко вперёд в сравнении с человеческими, и теперь через четыреста лет, человечество ждёт полное уничтожение. Однако и для инопланетян все не так безоблачно. Хотя сейчас люди и сильно отстают в технологическом развитии, но сама скорость этого развития на Земле заметно выше. Поэтому велика вероятность, что за четыреста лет, люди уже опередят Трисолярис в научном плане. Для решения этой проблемы пришельцы посылают на Землю суперкомпьютер, тормозящий науку. Помимо этого, на Земле появляется общество «Земля-Трисолярис», члены которого ведут подрывную деятельность. ОЗТ состоит из людей, полностью разочаровавшихся в человечестве и желающих ему гибели.

Е Вэньцзе и Ван Мяо персонажи интересные, но довольно схематичные. Помимо них по-настоящему ярким получился Ши Цян – отставной полицейский, работающий над делом Трисоляриса. Этот второстепенный персонаж буквально тащит на себе всю харизматику романа. Он груб, циничен, но необычайно находчив и прагматичен. Нередко именно Ши Цян находит гениальные решения, казалось бы, неразрешимых проблем.

Лю Цысинь – инженер по образованию, и это сразу заметно. Книга буквально перенасыщена различными техническими и научными подробностями. При этом автор не прибегает к упрощениям и метафорам, поэтому, возможно, гуманитариям будет довольно сложно понять весь смысл. Сюжетно это абсолютно оправданно, ведь большинство персонажей в романе – физики.

Книга написана довольно простым и лаконичным языком. Однако поначалу мне было довольно сложно читать из-за китайских имён и названий. Перечень действующих лиц в начале романа несколько упрощает чтение.

В «Задаче трёх тел» поднимаются две основные темы. Первая – это наше отношение к человечеству. С одной стороны, мы видим темную сторону – репрессии, войны, планомерное уничтожение природы. С другой, то же человечество создаёт прекрасные произведения искусства, да и делает совсем немало добрых дел. Рано или поздно почти каждый персонаж задаётся вопросом, а нужно ли спасать человечество от гибели, давать второй шанс. Думаю, что для себя автор решил, что все же нужно.

Вторая тема – отношение к неизбежной катастрофе. Как поведет себя человек, если узнает, что через четыреста лет человечество ждёт гибель? Сдастся? Переметнётся к захватчикам? Будет делать вид, что ничего не происходит? Станет все же бороться без надежды на победу? В конце романа Лю Цысинь все же даёт совет как нужно поступить, в относительно небольшом эпизоде.

Название «Задача трёх тел» отсылает нас к одной из нерешенных до сих пор задач из физики. Расчет движения трёх небесных тел – очень хаотичная система, которую невозможно решить классическими математическими методами. Некоторые учёные нашли решения для частных случаев, но в общем виде она так и не была решена.

Итог: «Задача трёх тел» получилась интересной, но не без некоторых относительных минусов. Местами сюжет провисает, очень много сложных научных отсылок, но в то же время сама идея и размах повествования поражает воображение. В «Задаче трёх тел» научность заметно перевешивает писательское мастерство, но изобретательность и атмосфера сводит все минусы на нет. А я тем временем приступаю к продолжению.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это неплохая фантастика. Особенно, если учитывать, что перед нами роман китайского автора, а Китай вовсе не центр мировой фантастической литературы. К тому же это перевод перевода, что, возможно, объясняет некоторую картонность персонажей. Но вот глубин мысли или полета безудержной фантазии я там решительно не увидел. Есть много произведений написанных и с более яркими персонажами и с куда большей плотностью научных идей. Я уж молчу про философское содержание, которого тут и в помине нет! Ну а таких штук, как увлекательность повествования или эпичность действия тут никто и не обещал, так что и не ждите.

Это просто неплохой научно-фантастический детектив в необычной азиатской упаковке. Слегка скучноват. Можно найти вещи куда интересней из похожего. Хотите почитать про ограничения человеческого разума — прочтите «Миллиард лет» Стругацких. Необычные научные идеи — любое произведение Лема или Теда Чана.

Что именно сделало этот довольно заурядный роман, чем то активно распиаренным я, честно не понимаю. Может в США просто не читали Стругацких и Лема? Ну а Тед Чан там вроде не огромными тиражами печатается. Вот и клюнули на супергеройском безрыбьи на этого карасика. Обычный скучный роман.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх