fantlab ru

Лю Цысинь «Задача трёх тел»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.82
Оценок:
3220
Моя оценка:
-

подробнее

Задача трёх тел

三体

Роман, год; цикл «В память о прошлом Земли»

Аннотация:

В 60-х человечество сделало первую попытку связаться с другими цивилизациями. Но никто не ответил. Полвека спустя учёный мир на Земле сотрясает серия таинственных событий. В распадах частиц на ускорителях исчезает любая система, реликтовое излучение пульсирует, хаотично меняя температуру, а фото и видео-техника по всей планете начинает фиксировать странный обратный отсчёт. Словно в преддверии Судного Дня сама физика перестала существовать! Но что произойдёт, когда этот день настанет? Кто придёт на Землю? Спаситель или палач?

Примечание:

Перевод под названием «Задача трёх тел» доступен в сети. Переводчик — Ольга Браатхен. Двойной перевод через английский.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Китайская премия «Галактика» / Yinhe Award (Chinese Galaxy Award), 2006 // Китайская фантастика - Крупная форма

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2015 // Роман (перевод с китайского Кена Лю)

лауреат
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2017 // Лучший зарубежный роман (Китай)

лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2017 // Зарубежный роман (Китай)

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2017 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

лауреат
Премия «505 по Кельвину» / Premios Kelvin 505, 2017 // Переводной роман (Китай)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2017 // Научная фантастика (Китай)

лауреат
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2017 // Книга года (Китай)

лауреат
Премия «Италия» / Premio Italia, 2018 // Зарубежный роман (Китай)

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第51回 (2020) // Переводной роман

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 2014 // Роман (перевод с китайского Кена Лю)

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2015 // Лучший роман (перевод с китайского Кена Лю)

номинант
Локус / Locus Award, 2015 // Роман НФ

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2015 // Лучший НФ-роман. 3-е место (перевод с китайского Кена Лю)

номинант
Канопус / Canopus Award for Interstellar Writing, 2016/2017 // Ранее опубликованное произведение Крупной формы (перевод с китайского Кена Лю)

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2017 // Переводной роман (Китай)

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2017 // Роман, переведённый на французский

номинант
Премия сайта sf-Lit / sf-Lit Award, 2017 // (Китай)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Научная фантастика года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги: Самая долгожданная книга

номинант
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2019 // Научно-фантастическая книга (Китай)

Экранизации:

«Проблема трёх тел» / «The Three-Body Problem: I» 2017, Китай, реж: Фаньфань Чжан



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Задача трёх тел
2023 г.

Издания:

Задача трех тел
2017 г.
Воспоминания о прошлом Земли
2019 г.
Задача трёх тел
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Задача трех тел
2016 г.

Аудиокниги:

The Three-Body Problem
2015 г.
(английский)
Задача трёх тел
2017 г.
Задача трёх тел
2017 г.

Электронные издания:

Задача трех тел
2016 г.

Издания на иностранных языках:

三体
2008 г.
(китайский)
The Three-Body Problem
2014 г.
(английский)
The Three-Body Problem
2016 г.
(английский)
Die drei Sonnen
2016 г.
(немецкий)
Проблема трьох тіл
2017 г.
(украинский)
The Three-Body Problem
2018 г.
(английский)
The Three-Body Problem
2019 г.
(английский)
Проблема трьох тіл
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго решался на прочтение. Но раз вышел сериал надо было читать. Я не любитель азиатской культуры и очень боялся просто запутаться в именах героев. Но книга превзошла все ожидания. Давно в НФ такого не читал. Интересная концепция. Обиженная на всё человечество женщина хочет стереть свой недостойный вид с лица земли. А инопланетянин не хочет чтобы его недостойный вид вторгся на нашу планету и погиб в катастрофе планетарного масштаба у себя.

Ну это так, по верхам. Глубокая книга которая не отпускает.

10 баллов

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу прочла давно, и «висящий» в черновиках отзыв, заставил дописать начатое.. Произведение это прочла потому что ну ооооочень расхвалили. Думаю что Хьюго ему дали заочно, в качестве поощрения. В рост, так сказать. Чтоб ОТКРЫТЬ наконец то китайскую шкатулку фантастики.Самое интересное в ней было описание китайской революции. Согласитесь, — мы многого не знаем о том что творилось там.

Книга вызывает депрессию. Да и вопросов много возникает. Почему это трисоляриане, умеющие «свернуть протон в двумерное состояние» не способны придумать иного кроме как уничтожение человечества?!! Допустим можно обустроить астероиды, наконец сферу искуственную... но это на наш — человеческий, гуманоидный взгляд. А кто же это трисоляриане? Непонятно. Кажется и в 2, и в 3 книге не раскрыта тема их существа. Они представлены в виде игры, загадки, — которую обязательно надо решить. (Невольно вспомнилось Кларковское: «Конец детства», где инопланетяне, пестующие человечество предстают в виде того самого...рогатого, хвостатого и с копытцами...)

В основном книга раскрывает поведение людей перед лицом угрозы из космоса. Способны ли они к объединению, к прощению (нет)...

А когда прочла продолжение, то вообще ахнула и обиделась совсем на Лю Цысиня. Что же так неймётся им уничтожить Землю?!!

Впрочем он пошел дальше — уничтожил и галактику нашу. Но это совсем другая книга.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неоднозначное впечатление. По отзывам прочитала, что в последующих частях будет интереснее. Здесь действительно было похоже, что это всего лишь знакомство с персонажами и завязка сюжета. Местами похожее на аннотацию. Не понравилось, как сделано структурно. Например, если бы нас сначала познакомили с Е, то сцена казни отца имела бы большее эмоциональное воздействие и соответственно, мотивация ее поступков была бы понятнее. А так бросили в эту культурную революцию, непонятно кто есть кто и что вообще происходит. Возможно, для китайских читателей такой проблемы не возникло, но мне читать эту часть было сложно. Поэтому даже бросила первый раз.

Несмотря на некую картонность этого все же понравилась историчность романа, связь времен, влияние прошлого на настоящее и будущее. И это не только в судьбах героев показано, но и в игровых персонажах, через которых демонстрируются определенные идеи и понимание мироустройства.

Научно-фантастическая часть мне нравилась до истории с протоном. Это уж показалось чересчур.

Пока не уверена насчет чтения продолжения, но сериал посмотрю.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пробежался немного по комментариям и скажу о том, чего в них, похоже, нет и что мне неприятно бросилось в глаза, а именно понимание (или непонимание) автором новейшей истории своей страны. Некоторые комментаторы вспоминают Солженицына в контексте китайского колорита. Ничего подобного и в моем отзыве возражение. Это писал человек изнутри общества с промытыми мозгами и один из них, а не диссидент. «Культурная революция» партией осуждена и автор пишет как принято теперь, в этом нет смелости и независимости, как раз партии в тон (не заниматься же ему ревизионизмом!), но, при этом, он выстраивает персонажей как хунвейбин — мутная интеллигенция хочет странного, коварные предатели по натуре (и в очках), в итоге кучкуется в космический игил жаждущий остановить прогресс или уничтожить всё или суверенитет отдать от злости. То ли дело мудрые начальники и «мент» правильный и простой. Местами напомнило советскую партийно и по-пролетарски заряженную попкультуру середины прошлого века с «врагами народа». Не думал, что до такой степени всё запущенно, ведь не КНДР. Автор это делает будто незаметно для себя. Кажется наоборот он описывает воинствующее невежество хунвейбинов, насилие, но мне бросается в глаза за ширмой формализма дозволенной и проверенной критики указанное выше настоящее содержание.

Вот этот невольный подтекст или образ мысли автора вызывает озноб — насколько Китай связан с тем прошлым ментально, несмотря на формальные спущенные сверху поправки, без настоящего осмысления. По фантастической и художественной части чего-то не отмеченного в отзывах не добавлю.

Мне нравится как проникается европейским и североамериканским мироощущением попкультура Южной Кореи и за этим интересно и приятно следить и это подлинная гуманизация и политический прогресс. А вот теперь ознакомление с китайским контентом вызвало холодок и недобрые чувства, здесь все глухо, хотя по китайской прессе это можно было предположить.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да у него «Шаровая молния» значительно целостней и гармоничнее, хотя это и малая часть общего.... По моему субъективному мнению, которое я никому не навязываю этот парень сильно переоценен... но на безрыбье как говорится. Если дневники киллера-охранника который бот получают премии....а вообще какая то гнусная тенденция наблюдается: Нил Гейман пропал....нет он оказывается комиксами развлекается. Но как говорил один очень известный персонаж: Ведь кто же кроме тебя звезды-то считать будет?!

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Независимо от тог, что я здесь написал в отзыве, уже сейчас можно смело говорить о том, что Лю Цысинь и его «Задача трех тел» имеет огромный успех среди любителей литературы, потому что такое огромное количество оценок и рецензий за период в 5 лет у одного произведения я еще не встречал. И это не какой-нибудь янг эдалт или ромфант, а научная фантастика, к которой обычного книголюба метлой не загнать. Что на лайвлибе, что на фантлабе, что на гудридс Цысинь явно в почете. Это как бы хорошо, но с другой стороны такой хайп настраивает читателя на особый уровень, что этот роман будет чем-то волшебным и прекрасным, о чем захочется говорить со всеми, обсуждать каждую главу и строить предположения, что же будет в других романах цикла. Крайне легко разочароваться...

«Задача трех тел» с ходу удивила меня временем и местом, в которых происходят события романа. Это действительно Китай, где и живет автор, причем частично это революционный Китай 60-70-х прошлого века, когда наука была признана еретической. Не тому учил товарищ Мао. В начале нам просто рассказывают об ученых и преподаватели того времени, с какими проблемами они сталкивались. Потом вдруг нас перебрасывают в настоящее время, потом опять флэш в прошлое... В настоящем времени у главного героя перед глазами маячит какой-то счетчик, который отсчитывает время до какого-то никому не известного события. Поиски истины приводят к компьютерной игре, в которой симулируется жизнь на неизвестной планете, в которой есть несколько солнц, влияющие на планету кардинально по-разному. Очень скоро оказывается, что игра на самом деле не совсем игра, а за ней стоят фанатики, ждущие пришествия разумных существ из космоса.

Роман небольшой, прочитался довольно быстро, и он по большей части ознакомительный, потому что он рассказывает лишь о причине проблемы, а сама проблемы, видимо, появится во второй книге цикла. Что бывает, если чье-то любопытство и ненависть к человечеству заходит на рамки гуманности? Одно эгоистическое решение может перечеркнуть все планы человечество на будущее. И в этом плане Цысиня нельзя назвать новатором. Контакт человечества с кем-то из глубин галактики — тема довольно старая для фантастики. Благо, автор придумал, ем заинтересовать читателя, сконструировав мир, живущий по иным законам. НФ в книге не жесткая, не «уоттсовская», автор довольно простым языком объясняет, почему все так, а не иначе. Вполне может быть и из-за этого книга нашла отклик среди массового читателя. Вроде и НФ, а вроде как и не сильно сложно подано.

Примерно половина книги мне была очень интересна, но я все ждал, когда интрига начнет закручиваться, а Цысинь наоборот лишь раскручивает клубок в «Задаче трех тел». Тема вторична, к сожалению, она не смогла меня сильно зацепить. И по прочтению я даже думал поставить оценку 7, но все же научного Китая в книгах очень мало, автор гармонично вписал в сюжет настоящую историю Китая, что для меня является огромным плюсом. Да и в конце есть его небольшое послесловие, в котором он объяснил, почему решил написать роман и какие у него цели, что тоже нашло отклик в моем сердце. Будем надеяться, что дальше цикл расправит свои крылья и полет фантазии Цысиня полетит к небесам. Или небеса быстрее падут на Землю...

Роман оставил сложные впечатления. Огромное количество десяток роману не понимаю (только если опыт у читателя маленький), тема вторична, но написано неплохо, и за Китай как-то приятно. Не все же Америке ждать инопланетян, правда? 8/10.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Задача трёх тел» – первый роман трилогии китайского писателя Лю Цысиня «В память о прошлом Земли». До недавнего времени словосочетание «китайская научная фантастика» казалось несбыточным, но Лю Цысинь смог опровергнуть это заявление. Не зря его книга в 2015 году была удостоена престижной премии Хьюго. Роман был написан в 2006 году, но на Западе стал известен лишь после перевода Кена Лю. До России книга дошла лишь в 2017 году и получила одобрение критиков. Однако все не так однозначно, т.к. были у романа и ярые противники, считающие «Задачу трёх тел» весьма переоцененной и слабой в художественном смысле. Неоднозначная реакция книжного сообщества – это зачастую неплохо, и мне было весьма интересно ознакомиться со столь нашумевшим произведением.

Столь слабое развитие фантастики в Китае объяснялось тем, что до недавнего времени этот жанр считался детским и к тому же жёстко цензурировался партией. Однако правительство пришло к выводу, что для дальнейшего технологического развития учёным и инженерам нужен яркий вдохновляющий пример. Таким образом научная фантастика получила сильный толчок и поддержку со стороны государства, быстро выйдя на мировой рынок. Стоит упомянуть, что китайская литература может отпугнуть западного читателя своей необычностью. Часто авторы очень подробно и даже витиевато описывают одни аспекты, пренебрегая подробностями в других. Также Лю Цысинь грешит некоторым китаецентризмом: большинство мировых открытий тут совершают китайские учёные, а судьбоносные решения принимаются китайским руководством. Однако не стоит забывать, что литература все ещё находится под тотальным контролем партии, и жесткая цензура оставляет здесь свой отпечаток.

Описать сюжет без некоторых спойлеров довольно сложно, да и к тому же основная интрига книги раскрывается буквально в аннотации. Помимо научно-фантастической составляющей в романе огромное количество культурных и исторических отсылок. Начинается роман с Культурной революции в Китае. На фоне зверств и междоусобиц хунвейбинов мы видим историю девушки Е Вэньцзе. Ее отца, профессора университета, убивают на ее глазах за неправильные идеологические взгляды. На саму Е вешают ярлык «неблагонадежной» и отправляют в трудовые лагеря. Волей судьбы Е Вэньцзе попадает на секретный проект «Красный берег», занимающийся поиском внеземных цивилизаций. В ходе сюжета ей удается отправить в космос зашифрованное послание. Она получает ответ-предупреждение, с просьбой больше никогда не выходить на связь ради благополучия Земли. Однако разочарованная в человечестве девушка игнорирует предупреждение и буквально приглашает инопланетян на Землю.

Вторая сюжетная линия протекает в наши дни. Одаренный физик Ван Мяо становится свидетелем странных явлений. Научные эксперименты дают противоречивые сведения, а несколько ведущих физиков совершают самоубийство. Лишь один из них оставляет послание, в котором утверждает, что физики не существует. Довольно странное утверждение, не находите? Ван Мяо соглашается принять участие в расследовании данного феномена. Практически сразу на него начинают оказывать давление извне необъяснимые силы. Перед его глазами постоянно проецируются цифры обратного отсчёта, и он получает требования прекратить свои исследования в области наночастиц. Ключом к разгадке происходящих событий оказывается компьютерная игра «Загадка трёх тел». В ней герой попадает в странный мир, живущий по своим пугающим законам. Здесь чередуются Эры Порядка и Хаоса. Во время первых законы мироздания работают как надо, день сменяет ночь, а климат становится приемлемым. Эры Хаоса же поистине чудовищны: действия природных сил совершенно непредсказуемы, смена дня и ночи происходят произвольно, и выжить в них крайне сложно. Жители планеты научились дегидрировать свои тела, и в этой сухой форме переживать сложные времена. Во время особенно чудовищных катаклизмов цивилизации погибают и начинают свое развитие с нуля. В скором времени Ван Мяо выясняет, что эта игра – модель планеты Трисолярис, в которой сразу три звёзды, движущихся по сложным орбитам. Именно на Трисолярис отправила свое приглашение Е Вэньцзе, и теперь его флот движется к Земле. Технологии Трилосяриса ушли далеко вперёд в сравнении с человеческими, и теперь через четыреста лет, человечество ждёт полное уничтожение. Однако и для инопланетян все не так безоблачно. Хотя сейчас люди и сильно отстают в технологическом развитии, но сама скорость этого развития на Земле заметно выше. Поэтому велика вероятность, что за четыреста лет, люди уже опередят Трисолярис в научном плане. Для решения этой проблемы пришельцы посылают на Землю суперкомпьютер, тормозящий науку. Помимо этого, на Земле появляется общество «Земля-Трисолярис», члены которого ведут подрывную деятельность. ОЗТ состоит из людей, полностью разочаровавшихся в человечестве и желающих ему гибели.

Е Вэньцзе и Ван Мяо персонажи интересные, но довольно схематичные. Помимо них по-настоящему ярким получился Ши Цян – отставной полицейский, работающий над делом Трисоляриса. Этот второстепенный персонаж буквально тащит на себе всю харизматику романа. Он груб, циничен, но необычайно находчив и прагматичен. Нередко именно Ши Цян находит гениальные решения, казалось бы, неразрешимых проблем.

Лю Цысинь – инженер по образованию, и это сразу заметно. Книга буквально перенасыщена различными техническими и научными подробностями. При этом автор не прибегает к упрощениям и метафорам, поэтому, возможно, гуманитариям будет довольно сложно понять весь смысл. Сюжетно это абсолютно оправданно, ведь большинство персонажей в романе – физики.

Книга написана довольно простым и лаконичным языком. Однако поначалу мне было довольно сложно читать из-за китайских имён и названий. Перечень действующих лиц в начале романа несколько упрощает чтение.

В «Задаче трёх тел» поднимаются две основные темы. Первая – это наше отношение к человечеству. С одной стороны, мы видим темную сторону – репрессии, войны, планомерное уничтожение природы. С другой, то же человечество создаёт прекрасные произведения искусства, да и делает совсем немало добрых дел. Рано или поздно почти каждый персонаж задаётся вопросом, а нужно ли спасать человечество от гибели, давать второй шанс. Думаю, что для себя автор решил, что все же нужно.

Вторая тема – отношение к неизбежной катастрофе. Как поведет себя человек, если узнает, что через четыреста лет человечество ждёт гибель? Сдастся? Переметнётся к захватчикам? Будет делать вид, что ничего не происходит? Станет все же бороться без надежды на победу? В конце романа Лю Цысинь все же даёт совет как нужно поступить, в относительно небольшом эпизоде.

Название «Задача трёх тел» отсылает нас к одной из нерешенных до сих пор задач из физики. Расчет движения трёх небесных тел – очень хаотичная система, которую невозможно решить классическими математическими методами. Некоторые учёные нашли решения для частных случаев, но в общем виде она так и не была решена.

Итог: «Задача трёх тел» получилась интересной, но не без некоторых относительных минусов. Местами сюжет провисает, очень много сложных научных отсылок, но в то же время сама идея и размах повествования поражает воображение. В «Задаче трёх тел» научность заметно перевешивает писательское мастерство, но изобретательность и атмосфера сводит все минусы на нет. А я тем временем приступаю к продолжению.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недоразвитость и занудство этой китае-энэф трилогии можно объяснить ефремовским мнением о кастах в сатрапиях

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
_Час Быка_«на Тормансе два класса: образованные и необразованные, над которыми стоят правители, а где-то между ними люди искусства — развлекающие, украшающие и оправдывающие... Здешние писатели ловко научились отвлекать и развлекать, пересказывая сотни раз одно и то же. Они же пишут и для телепередач, восхваляют счастье жить под мудрым руководством»(с)

А тем кто читал Лема вспомнится его «Фиаско» :«Не схож ли Универсум с огромным пирогом, а цивилизация — с ребенком, старающимся разделаться с ним как можно скорее? Мысль о вторжении со звезд — это проекция агрессивных черт хищной, неотесанной человекообезьяны. Поскольку она сама охотно бы устроила ближнему гадость, то и Высокую Цивилизацию она воображает по своему подобию: флотилии галактических дредноутов обрушиваются на бедняжки планетки, чтобы добраться до тамошних долларов, бриллиантов, шоколада и, разумеется, красоток. А они нужны им не больше, чем нам — самки крокодилов.»(с)

Единственная стоящая идейка — начинать контакт через виртуально-игровые серваки (с «низов») чтобы быть правильно понятыми. А Лем в Фиаско (там контакт был начат с «верхов») игровые возможности упустил. (Но в те времена про VR-очки никто и не думал.) дальше есть темка тут https://fantlab.ru/work37827#response472055

VR-контакт начался вопросом «а что в этой игре они от нас хотят?» чтоб мы помогли им в чём? показали у себя наличие чего? умение рассчитывать орбиты? но это ничего им не скажет о нас самих. И в этот момент я подумал -ну наконец то узнаем про тайны просветления от древней цивилизации китаедаосских мудрецов. Но нет -вместо даосизма -выплыл курс школьной физики за 7класс с научпопом из «Наука и жизнь» 80х. облом-сс

ADD1. На флибе появились рецензы — «В память о заклепках Цысиня — «Темный ляпс, «Плоские сказки.)))

ADD2. Готов одноименный сериальчик на трекерах. глянул первые 2 серии (дальше уснуть можно). Всё ещё тупее-жлобоватей, с приблатнёнными ментами полубандитской наружности, учёные показаны трусоватыми ботанами «пристроившимися к госкормушке (а других то и нет) и при малейших нестыковках в их хформулах пачками самоубивающихся со страху «во имя истины (точнее из-за той кормушки и трудлагерей). Хитрые енералы норовят всех построить «планета в осаде кругом галахктическия враги!! соблюдать радиомолчание!! за измену с ушельцами -расстрел-без-суда-и-следствия!!» Снова вспомнился Лем. «Глас Господа»:

«Однажды он прочел мне отрывок из старой книги, где описывались способы выращивания кабанов, которых натаскивают на отыскивание трюфелей; в возвышенном стиле, свойственном прошлому веку, говорилось там, как разум человеческий, согласно со своим предначертанием, использует ненасытную жадность свиней, подбрасывая им желуди взамен вырытых ими трюфелей. Та же судьба, говорил Раппопорт, ожидает ученых, как видно хотя бы на нашем примере. Свой прогноз он изложил абсолютно серьезно. Оптовый торговец, говорил он, нисколько не интересуется душевными переживаниями дрессированного кабана, они для него просто не существуют, ему нужны только желанные трюфели, и нашим хозяевам – тоже.

Правда, научно обоснованному разведению ученых мешают пережитки сознания, вздорные идеи, порожденные Французской революцией, но следует ожидать, что долго это продолжаться не будет. Кроме устроенных по последнему слову науки свинарников, то бишь сверкающих лабораторий, понадобятся еще кое-какие придумки, которые избавят нас от всяких душевных недомоганий. К примеру, свои агрессивные инстинкты научный работник мог бы разряжать в зале, заставленном манекенами генералов и прочих вельмож, специально приспособленными для битья; к его услугам были бы также особые кабинеты для разрядки сексуальной энергии, и так далее. Разрядившись вволю здесь и там, ученый кабан уже безо всяких помех может заняться выискиванием трюфелей, на пользу хозяевам и на погибель человечеству, как того требует новая историческая эпоха.»(с)

Итого имеем мечту любого госчинуши-бюрократа-в-китаеполитбюро (которые имхо книжицу и раскручивают) -план постройки системы идеальной для воровства-распилов-откатов с воцарением в гнилой верхушке на века. Все остальные или бандиты в погонах (повязанные кровью) на их службе или яйцеголовые рабы с учеными степенями в виде стада кабанчиков натаскиваемых вертухаями&сексотами писать хформулы в режиме «заткнись и считай». и ещё работяги. полный беспросвет как в https://fantlab.ru/work22136

Но об устройстве подлинной науки и реальности (в том числе даосских бессмертных) можно глянуть на //fbsearch.ru/ с запросами типа _«заткнись и считай» Фейнман Дойч_ (только кавычки ставить не такие как тут автоисправляют)

Оценка: 3
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это неплохая фантастика. Особенно, если учитывать, что перед нами роман китайского автора, а Китай вовсе не центр мировой фантастической литературы. К тому же это перевод перевода, что, возможно, объясняет некоторую картонность персонажей. Но вот глубин мысли или полета безудержной фантазии я там решительно не увидел. Есть много произведений написанных и с более яркими персонажами и с куда большей плотностью научных идей. Я уж молчу про философское содержание, которого тут и в помине нет! Ну а таких штук, как увлекательность повествования или эпичность действия тут никто и не обещал, так что и не ждите.

Это просто неплохой научно-фантастический детектив в необычной азиатской упаковке. Слегка скучноват. Можно найти вещи куда интересней из похожего. Хотите почитать про ограничения человеческого разума — прочтите «Миллиард лет» Стругацких. Необычные научные идеи — любое произведение Лема или Теда Чана.

Что именно сделало этот довольно заурядный роман, чем то активно распиаренным я, честно не понимаю. Может в США просто не читали Стругацких и Лема? Ну а Тед Чан там вроде не огромными тиражами печатается. Вот и клюнули на супергеройском безрыбьи на этого карасика. Обычный скучный роман.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть у меня подозрение, что пытаться ставить оценки этому произведению то же самое, что ставить оценки творениям Кафки, Платонова или зрелых Стругацких. Т.е. просто неуместно. Поэтому я просто поставлю 10 подразумевая, что это произведение из тех, что открывает нечто новое и не все готовы это принять. Да никако я писака?...

Оценка: 10
– [  -3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В аллегорической форме рассказывается о проблеме диссидентов в Китае, России и других тоталитарных режимах. Трисолерианцы — американцы. Плавно подводится к выводу, что всех инакомыслящих надо давить беспощадно

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман китайского фантаста Лю Цысиня «Задача трех тел», первый в трилогии «Память о прошлом Земли» имеет колоссальное культурное значение прежде всего для китайской фантастики и сопоставим по этому параметру наверно с «Туманностью Андромеды» Ефремова, которая была настолько же значима для советской фантастики. Эффект такой, словно с ноги вышибли дверь в новый мир. Причем изумление испытали обе стороны, пребывающие за и перед порогом. Впервые китайский автор смог показать, что Поднебесная в состоянии рождать смыслы и сюжеты, ничем не хуже зарубежных западных аналогов, тем самым разрушив монополию западной научной фантастики в этой области. Роман оказался заслуженно номинирован на престижную премию «Небьюла» и стал основой для экранизации, а Лю Цысинь приобрел сияющие доспехи официального лица китайской фантастики.

По своей сути этот роман – об инопланетном вторжении.

Структурно книга состоит из нескольких сюжетных линий, логически соединённых между собой по временной шкале, от прошлого через настоящее к будущему. Сюжет посвящен процессу установления контакта с внеземными цивилизациями, который – состоялся. Но лучше бы этого не происходило, потому что интерес к Земле проснулся вовсе не у дружелюбного разума. Вслед за контактом на Земле начинают происходить странные вещи – прекращаются научные исследования, ведущие ученые совершают самоубийства, результаты экспериментов прямо противоречат ожиданиям, что называется, «прыгают стрелки осциллографа», отчего невозможно заниматься полноценными исследованиями. Как следствие, на планете постепенно начинает замедляться научно-технический прогресс.

То есть происходит что-то необычное, сверхъестественное.

Герои пытаются понять причину происходящих событий, восстанавливая ход событий – от начала запуска китайским правительством космической поисковой программы еще в 1960-х годах 20 века до появления секретного движения за установление контакта среди самих людей уже в веке 21-м.

В романе автор хорошо показал именно историзм – процесс постепенного развития Китая от крестьянской малообразованной страны до индустриального гиганта и то, что этот путь отнюдь не был радужным, а наоборот сопровождался эксцессами, репрессиями, ненужными жертвами, пострадавшими от рук жестоких глупых хунвейбинов. И все это красной нитью проходит сквозь судьбу отдельных персонажей, преломляясь в их мировоззрении. То есть персонажи показаны живыми людьми, мотивация которых будет играть важную, где-то решающую роль при разрешении грядущего конфликта.

Поскольку Цысинь задумал трилогию, в полной мере весь его замысел в романе не раскрывается. Тем не менее, изложенной экспозиции и первых важных актов этого эпика вполне хватает для составления мнения и возможности судить о романе как об отдельном произведении. Важно, что автор поработал не только над историей и психологией, но и над собственно научными компонентами, отчего в произведении весьма убедительно и интересно выписан материнский мир захватчиков, Трисолярис, раскрывается причина названия романа именно по задаче трех тел, технологии трисоляриан и их методика вторжения, где-то коренным образом отличающаяся от привычных в западной фантастике схем и ходов. Оригинально и свежо, учитывая, что Цысинь аккуратно обозначает глобальность проблемы, с которой столкнулся не только Китай, но и собственно все человечество.

То есть парадокс этой фантастики в том, что хоть она китайская, то есть традиционно предполагающая закрытость, замкнутость, но по самому своему духу – абсолютно космополитична! Разумеется, по-другому и быть не может, если рассуждать трезво и серьезно о возможных сценариях противостояния внеземным захватчикам – только объединившись, земляне смогут это сделать. Очень важный культурный посыл. С позиций западного читателя это может показаться не так важно – ведь сколько таких сюжетов наплодили американские авторы за 20 век! – но для Китая это как запуск межзвездной экспедиции в самом полном смысле этого слова. Подвиг и этапная книга.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ошибочка вышла. Когда, начитавшись промо-рецензий, поддавшись очарованию премии Хьюго, отдал честным трудом заработанные 400 рублей за этот «бестселлер». Несколько лет назад долго думал, стоит ли покупать не менее раскрученный «Анафем» Стивенсона. Как итог — стал поклонником этого писателя. Здесь диаметрально противоположная ситуация. Читать опус товарища Лю не то, чтобы трудно — скучно. Описание «ужасов Культурной революции» в первой части романа вторично и вызывает закономерный вопрос: а где, собственно, обещанная «твëрдая НФ»? Дальше идëт посредственный «киберпанк на минималках» (мир игры 3body) вперемешку с шизофреническими похождениями и переживаниями протагониста. Ощущение бреда к концу романа лишь нарастает.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Обëрнутый вокруг планеты протон? На котором режут микросхему? Который потом заворачивают обратно в 11 измерений? А потом в компании сотоварища отправляют на Землю ломать коллайдеры и проецировать на сетчатку аборигенов обидные послания уровня первоклассника? Что???
Полное разочарование. Возможно, в следующих романах цикла что-то изменится (хотя вряд ли). Любителям «твëрдой НФ» этот роман не рекомендую. Это не Хайнлайн и даже (прости Г-ди) не Вейер.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с того, что, дочитав книгу до конца, я слегка разочаровался. Форма, в которой автор представил свои идеи, довольно своеобразна. И хотя я разделяю его мнение о потенциальных пришельцах из космоса, то, как эта идея преподносится в книге, вызывает во мне стойкое Станиславское «Не верю!».

Соглашусь со многими, что первая часть книги, повествующая о культурной революции, является самой удачной. Идея цивилизации Трисоляриса и связанная с ней компьютерная игра оставили меня нейтрально-равнодушным. Некоторые другие идеи, например, софон или живой компьютер, выглядят оригинально и абсолютно нереально одновременно. Хороший задел для какого-нибудь аниме, но не то, что я ожидал прочесть, исходя из восторженных отзывов.

Жалею ли я, что прочитал книгу до конца? Скорее нет. Буду ли я читать другие книги цикла — однозначно нет. Стоит ли читать ее лично вам? Рекомендую начать. Если дойдете до момента, когда вас начнут обуревать сомнения в том, стоит ли продолжать, смело бросайте, дальше не станет лучше. Можно почитать лишь избранные главы, например, про фон Неймана или софон, чтобы получить представление об идеях автора без художественной мишуры, которая ему все равно удаётся не сильно хорошо.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то попалась фантастика не в жанре боевика с супер-героем. Не скучный сюжет. Несколько скомканная концовка.

Остались приятные впечатления. Рекомендую.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх