Рэй Брэдбери «Коса»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Что значит иметь жизнь, которая всего лишь пшеница, а твоя смерть зависит не от тебя, а от озлобленного на весь белый свет фермера?...
Он не хотел такой работы. Но это единственное, что он умел делать хорошо. И теперь, начав ее, уже невозможно остановиться... Даже если твоя работа несёт смерть самым близким людям...
Рассказ написан в 1943 г. (при участии Ли Брэкетт) и переработан в 1946 г., при подготовке «Темного карнавала». Новые исправления были внесены в 1955 г., при подготовке «Октябрьской страны» (по преимуществу — в финал рассказа: «Взрывы бомб потрясли Москву, Лондон, Токио...»).
-----------
По мотивам рассказа Юлией Моручковой создана одноимённая графическая адаптация.
Входит в:
— журнал «Weird Tales, July 1943», 1943 г.
— сборник «Тёмный карнавал», 1947 г.
— сборник «Октябрьская страна», 1955 г.
— журнал «Звезда Востока, № 9, 1966», 1966 г.
— антологию «Legends for the Dark», 1968 г.
— антологию «Summoned From The Tomb», 1973 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— антологию «Судьбы наших детей», 1986 г.
— антологию «Tales of the Occult», 1989 г.
— антологию «Коса», 1991 г.
— антологию «Момент бури», 1991 г.
— журнал «Супер Триллер №14 (19)», 2003 г.
— сборник «The Collected Stories of Ray Bradbury: A Critical Edition. Volume 1: 1938-1943», 2011 г.
— антологию «Созвездие Льва-4», 2019 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1986 // Переводное произведение (рассказ) |
Экранизации:
— «Доминус», СССР, 1990 // реж. Александр Хван, Марина Цурцумия
- /языки:
- русский (30), английский (7), испанский (2), итальянский (2), эстонский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (38), периодика (3), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Берг (2), Л. Брилова (7), Н. Казакова (1), М. Кивистик (1), Н.Ю. Куняева (16), Д. Липпи (1), В. Обухов (2), Д. Пило (1), М. Томахив (1), В. Чарный (1), Р. де Навейра (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 28 апреля 2025 г.
Бездомный и безработный американский фермер Дрю Эриксон сбивается с дороги и попадает в тупик, на другом конце которого находится маленький белый дом, вокруг которого растет бесконечное пшеничное поле. Его хозяин мертв и вверяет свое хозяйство в руки первого прибывшего. Немного освоившись на новом месте, Дрю быстро понимает, что поле совсем не простое, а обладает целым рядом мистических качеств... Автор утверждает, что главную идею рассказа он почерпнул из комиксов и просто развил ее до логического завершения. Фраза «кровавая жатва» получила в рассказе самое прямое обоснование. Как же в этом случае будет чувствовать себя жнец — безоговорочно подчинится воле рока или всё же взбунтуется? Автор придумывает довольно весомый аргумент, который просто не оставляет герою выбора. Если есть пшеничное поле, то кто-то просто обязан его косить, чтобы зерно не застаивалось и не паршивело. Так же и с человечеством: чтобы оно не выродилось, а развивалось, его нужно регулярно обновлять. Естественно, речь идет не столько о войнах и эпидемиях, сколько о разумной продолжительности человеческой жизни. Сколько положено жить человеку — 900 лет, как библейским персонажам, или всего лишь один век? Наверное, это зависит от полезности конкретного человека. Если Ньютону с Аристотелем можно было бы жить долго и счастливо, то вот Гитлеру с Наполеоном не мешало бы помереть в раннем детстве. Вполне возможно, что при подобном раскладе наша цивилизация достигла своего расцвета за более короткое время и мы вполне бы могли уже жить где-нибудь на Альфе Кентавра. Но, к несчастью, коса часто скашивает совсем не те колоски, какие надо было бы...
-----------
РЕЗЮМЕ: мистическая история о Жнеце, который распоряжается человеческими жизнями. Видать недаром средневековые хроники часто изображали Смерть с косой в руках.
Rosewing, 1 марта 2025 г.
Очень увлекательный и аллегоричный рассказ о предназначении и фатализме. Интересная интерпретация на тему смерти.
Семья фермера Дрю голодала и скиталась в поисках крова и работы. Однажды они свернули с дороги и наткнулись на белый домик среди огромного пшеничного поля. В домике обнаружился мертвый хозяин и завещание, что все хозяйство достается тому, кто первый найдет это место. А в придачу ко всему «коса и обязанности, ее предопределяемые». Семья счастлива, потекла неожиданная сытая жизнь. Дрю же каждый день выходил в поле косить пшеницу. Сначала он получал от этого необычайное удовольствие, его руки сами тянулись к косе, но потом ему внезапно открылась истина.
Поле — это весь мир, а пшеница — это люди, жизнь которых ежедневно обрывает фермер. Не каждый способен справиться с грузом такой ответственности. Дрю хочет все бросить, но тогда его семье снова придется голодать. А между тем среди колосьев он видит и их жизни. Дрю решает схитрить и оставить полянку с колосьями жены и детей некошеной.
Можно ли обмануть судьбу? Можно ли пойти против своего предназначения и избежать предначертанного? Так ли сладка власть над миром?
Тимолеонт, 2 ноября 2024 г.
Депрессивно получилось... Эта история даже не о смерти, а скорее о безысходности. ГГ же ничего не решает и не получил ни капли власти ни над кем — он тупо механическое орудие, приложение к косе и делает то, что должно быть сделано. Но легче ему от этого не становится ни капли... Брэдбери в «Косе» в очередной раз показывает, как блестяще он умеет создавать и нагнетать атмосферу. Рассказ начинается с упаднической атмосферы великой депрессии, и заканчивается трагедией простого человека, который не в силах повлиять на судьбы ни своих близких, ни самого себя.
pontifexmaximus, 8 июня 2023 г.
Вроде как рассказ довольно предсказуем. Читаешь его и легко понимаешь, куда именно повернет сюжет в своем развитии через пару абзацев...
Так ведь и жизнь человеческая предсказуема. Рано или поздно жнец скосит всех, всех, всех...
И все же знание этого обстоятельства не делает проще расставание с жизнью. Всякий раз каждый из нас получит главную роль в пьесе под названием « Смерть Имярека»...
Но кто же режиссер этого действа? Не похож ли он на безумного фермера, который денно и нощно скашивает на своем бескрайнем поле не только отжившие свое, но и вовсе еще зеленые колосья?
shaitan76, 3 июля 2021 г.
Просто ВЫДАЮЩИЙСЯ рассказ. И по стилистике, и по философичности
Walles, 18 мая 2019 г.
Сборник, куда вошел настоящий рассказ я прочитал в поезде, возвращаясь домой из портового городка Т...
По сюжету: совершенно неважно, у кого в руках коса — у фермера Дрю Эриксона или у его предшественника Джона Бура, или у кого то еще. Когда-нибудь придет время для каждого колоска...
Что могу сказать? «Коса» Брэдбери играючи уделывает любой рассказ из тех что я прочел за последние месяцы.
mputnik, 11 декабря 2018 г.
Человек получил власть над Жизнью и Смертью, право решать — кому жить, а кому умереть. И — как любой нормальный человек — пришёл в ужас от таких «прав», и возжелал отказаться. Вот только права оные, как оказалось — это не дар и не благодеяние, а — просто работа. И, как водится, «нет работы — нет зарплаты». А дети хотят есть. А другой работы нет. Вообще — нет.
Но человек нашёл хорошее и в этом ужасе жизни. Сжульничал. Отказался отнимать жизнь у жены и детей, когда пришло их время. И теперь эта работа — главное, что есть у него в жизни: пока он на этом месте, с семьей ничего не случится. Это он так думал.
А оказалось, что он — просто исполнитель, что его удел — просто жизнь отнимать, просто — отнимать. И все. В полном соответствии с чьим-то планом. Изменить который ему уже не дано.
Собственно говоря — это и есть почти вся фабула. Но смысл прочесть — остался. Более чем. Потому как я это все, что называется, «своими словами». А это далеко не то же самое, что и у Автора. Тот редкий случай, когда существенное значение имеет КАК, а не только ЧТО.
Такие тексты нельзя пропускать, уважаемый потенциальный читатель. Это как раз та основа, из которой строится Храм Души. И Храм Культуры
Nikonorov, 12 июля 2017 г.
Действительно — притча.
Обычная вариация на тему смерти и Смерти (с косой которая). Но как по мне — слишком дофига всего автор взвалил на плечи фермера — тут вам не только смерти близких, но и жертвы 2-й Мировой. Даже не знаю. Маниакальное желание косить... Чем оно смотивировано?
Как старик убил сам себя? Почему на смену ему пришел Эриксон? И почему именно он? Неясно.
Однако притчи на то и притчи, чтобы не задумываться о таких деталях.
Тиань, 3 февраля 2015 г.
В этом рассказе нет фантастики как таковой. Люди гибнут, сумасшедший фермер считает, что гибнут они под лезвием его косы. Он так считает, но это не значит, что так есть на самом деле. Однако, это не важно. Рассказ представляет собой притчу о жизни и смерти. Что созрело, должно погибнуть, чтобы зеленая поросль могла занять освободившееся пространство. Жизнь ведет к смерти, которая порождает новую жизнь.
Пусть на косе написано «Мой хозяин — хозяин мира», на самом деле хозяин не он, а тот, кто определяет момент зрелости колоса. Этот хозяин в притче безлик и бессловесен. Но фермер лишь исполнитель воли его. Созревшие колосья должны быть скошены, чтобы не пресекалась жизнь. В этом есть жестокая необходимость.
Однако, личная трагедия орудия смешивает карты истинного хозяина мира. Три родных колоска созрели слишком рано. И за личную трагедию сумасшедший фермер мстит миру, выкашивая молодую поросль. Сумасшедшему косарю все равно, что не мир виноват в гибели его семьи, а тот, кто определяет момент созревания колоса, если он существует. Но ему отомстить не в силах человеческих, поэтому месть обрушивается на головы тех, кто не причинял зла. Этим грешат почти все мстители, начиная с графа Монте-Кристо.
Иван Ефремов писал: «... как и все в жизни, страдание должно иметь меру, иначе оно обратится гибелью души и станет источником зла». У Рэя Брэдбери страдание одного человека становится источником гибели мира. Сумасшедший фермер нарушил цикл созревания живого и гибели мертвого, он уничтожает развивающееся и оставляет отжившее неубранным. Единственная надежда — на краткость жизни человеческой. Ведь колос косаря тоже должен созреть в свой час...
Рассказ глубокий по смыслу и очень депрессивный. От какой малости зависит подчас судьба мира. Забрел бы на ферму одинокий бродяга, не обремененный мирскими привязанностями, — глядишь и был бы у мира шанс в заданном цикле остаться. Любовь к малому в сердце человеческом перевешивает ответственность за большое. Не каждый косу в руках выдержит.
Sekundomer, 27 августа 2014 г.
Из-за этого рассказа влюбился в творчество Брэдбери. Один из самых первых прочитанных мною рассказов маэстро. Именно этот рассказ дал ощутить то как по коже бегут мурашки от слов на бумаге, то как душа ухает куда-то в них, а к сердцу прикасается что-то холодное. Рассказ выходит за все рамки. Какие там оценки, шкала. Не смешите. Это настоящее искусство вне рамок времени, оценок... слов.
k1z5, 9 декабря 2013 г.
не знаю как такое мог написать человек... рассказ настолько сильный, что, на мой взгляд, оценку ему давать сродни кощунству..
Sly Serpent, 21 октября 2013 г.
Хороший рассказ, один из лучших в «Темном карнавале». Слишком лаконична развязка, как по мне. Чувствуется надрыв на последних строках, но как-то всё скомкано. Не совсем ясен смысл надписи на косе «Кто владеет мной — владеет миром». Какое же здесь «владение миром», если мистеру Эриксону была лишь отведена роль очередного исполнителя, и, на самом деле, он не мог самостоятельно решать кому жить, а кому нет? Скорее всего в этом и заключена некая ирония рассказа, показывающая эфемерность человеческой власти как таковой. Ведь на самом деле, власть — определенный алгоритм действий, выполняемых каждый день, дающий возможность пользоваться некими благами(возможно лучшими нежели у других), но конец всё равно предрешен и неизменен. Всё тлен, господа, всё тлен. Бедный Дрю, глубоко несчастен, не очень уж чистая работенка упала на его плечи...
Dart Kangol, 7 июня 2013 г.
Автору удалось написать сильный рассказ о жизни и смерти, о бремени ответственности, о судьбе. Произведение получилось очень серьезное и мрачное без малейшего налета иронии или черного юмора, что частенько встречается у Брэдбери.
fernirgod, 14 февраля 2013 г.
Страшилка времен холодной войны, а так совсем не страшно. В общем даже не очень понятно, что так страшило главного героя, если от его действий (бездействий) ничего не зависит. В общем на любителя.
alex1970, 2 января 2013 г.
Один из самых страшных рассказов великого Брэдбери, и очень масштабный.
Разорившемуся фермеру повезло — он стал наследником отличной фермы и смог зажить в достатке.
Но быстро понял — он взвалил на себя непосильный груз и ничего изменить уже нельзя.
Рассказ буквально наполнен тревогой о судьбе человечества