fantlab ru

Рэй Брэдбери «Поиграем в «отраву»»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.42
Оценок:
639
Моя оценка:
-

подробнее

Поиграем в «отраву»

Let's Play «Poison»

Другие названия: Сыграем в отраву?!; Давай играть в «Яд»

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 122
Аннотация:

Учитель мистер Ховард ненавидит детей, считая их захватчиками из другого мира и чудовищами, вышвырнутыми из преисподней, поскольку дьявол не может справиться с ними. Фантазии детей отравляют мистера Ховарда, тем более, что иногда они оказываются реальностью...

© Lucy

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Маленький убийца: фантастические и детективные истории
1991 г.
Смерть Вселенной
1992 г.
Тени грядущего зла
1992 г.
Дерево Хэллуина
1996 г.
Канун всех святых
1997 г.
Темный карнавал
2004 г.
Высоко в небеса. 100 рассказов
2006 г.
Темный карнавал
2009 г.
Темный карнавал
2009 г.
Высоко в небеса: 100 рассказов
2010 г.
Темный карнавал
2011 г.
Темный карнавал
2013 г.
Темный карнавал
2016 г.
Темный карнавал
2018 г.
Темный карнавал
2022 г.
Темный карнавал
2023 г.

Периодика:

«Weird Tales» November 1946
1946 г.
(английский)
Mike Shayne Mystery Magazine, November 1962
1962 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Dark Carnival
1947 г.
(английский)
Dark Carnival
1948 г.
(английский)
Weird Tales: 32 Unearthed Terrors
1988 г.
(английский)
Dark Carnival
2001 г.
(английский)
Все літо наче ніч одна. 100 оповідань. Том другий: Книга 2
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

К детям у Брэдбери особое отношение. Им практически полностью посвящен знаменитый гринтаунский цикл произведений, возглавляемый романов «Вино из одуванчиков». Такое внимание писателя к детям вовсе не случайно. Детство — самая яркая в эмоциональном плане пора жизни любого человека. В младые годы мы шаг за шагом открывали для себя этот огромный мир, полный новых знаний, ощущений и образов. Это период, когда из глупого и невинного ребенка вырастает разумная и расчетливая особь, полная всевозможных амбиций. Эта особь еще неопытна, полна противоречивых стремлений и потому часто ошибается. Большинство этих ошибок настолько мелочны, что вызывают саркастическую улыбку: каким глупцом я был когда-то! Но некоторые поступки весьма серьезны и имеют далеко-идущие последствия. К таковым, в частности, относится описанное в рассказе противостояние учеников и старого учителя Ховарда. Во многом в нем виноват сам Ховард, когда-то давно травмированный жестоким убийством своего ученика. Будучи человеком эмоциональным и впечатлительным, он не смог примириться с происшедшим и принялся копаться в себе, чтобы «найти виновного». Выводы, к которым он пришел, шокируют своей новизной и парадоксальностью: дети — это чудовища Ада, извергнутые Дьяволом прямо из Преисподней. Всё, что они делают тайно или явно, направлено против взрослых, которых они считают своими противниками. Нечто похожее уже звучало в «Маленьком убийце», так что сама идея вовсе не нова. Результат такого противостояния также не нов и очевиден: эти «дети кукурузы» приносят Дьяволу очередную жертву. Автор подчеркивает, что все свои злодеяния дети не воспринимают всерьез, придавая им форму игры «в отраву». Невинная затея в их руках быстро становится орудием мщения и приводит к трагедии. Молодость жестока и безнравственна — ей претит какая-либо мораль или философия. Всё основано на сиюминутных эмоциях и гипертрофированном эго растущей личности. Во всем виновата диспропорция между духовным и физическим, между разумом и телом, где последнее имеет явное преимущество по вине эволюции. Поэтому можно согласиться с героем рассказа, что дети — это инопланетяне, с которыми весьма непросто найти общий язык. К сожалению, половина современных педагогов не владеют подобным навыком и, подобно мистеру Ховарду, становятся на тропу войны с молодым поколением. В итоге, конфликт приобретает эпический размах и отравляет сознание будущих граждан негативным отношением к школе и учителям. Увы, не все из нас Макаренко или Корчаки. В оправдание хочу сказать, что и христианские святые в свое время были убийцами и негодяями, но, в конце концов, всё же попали в рай...

------------

ИТОГ: конфликт между отцами и детьми, изложенный в стиле трагедии абсурда. Воспитание детей — весьма важная и ответственная миссия, к которой многие взрослые относятся слишком формально. По собственному опыту могу сказать, что в большинстве случаев виноват вовсе не учитель, а родитель, не желающий выполнять свои социальные обязанности и перекладывающий их на плечи учителей. Дети, обделенные родительской заботой, вымещают на взрослых всё свое разочарование. А потом сами становятся родителями и прилагают свои усилия к тому, чтобы этот порочный круг никогда не разомкнулся. Вот и приходится горевать вместе с классиком:

«Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно...»

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Вы не люди, вы — дети. И пока вы не станете взрослыми, у вас не должно быть никаких прав и привилегий». Пожалуй, именно эта цитата вызвала самый сильный отклик в рассказе, потому что многие взрослые действительно так и относятся к детям, отказываясь им даже в базовых правах, забывая, что ребенок — не собственность родителя или авторитетного взрослого, а пусть и маленький, но человек. И можно заметить, что мистер Ховард относится к детям с той грубость и бесцеремонностью, которую едва ли позволил себе по отношению к другому взрослому.

Но стоит отдать должное, рассказ достаточно неоднозначен, чтобы показать причины подобного отношения: дети здесь не показаны невинности ангелами, и Брэдбери в самом начале показывает, что их жестокость действительно может быть смертельно опасной. И вместе с тем сюжет заставляет задуматься, что причина, а что следствие: получив в свои руки новый класс, учитель сам же настраивает детей против себя, и транслируя ненависть, вскоре закономерно сталкивается с ней же в свой адрес. Рассказ не дает четкого ответа, но зато показывает, что отвечая жестокостью на жестокость, этот порочный круг не разорвать.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной рассказ (сборника) несколько азадачил... С одной стороны тут «уже не ужасы» (как в предыдущих историях), но и лирическим этот рассказ назвать совсем нельзя...

По сюжету некий учитель испытавший шок от гибели его ученика (в результате подростковой жестокости) становится озлобленным и буквально ненавидящим детей (учителем). Понятное дело — его кученики отвечают тем же... И вроде ничего фантастичного тут нет впомине и нет ничего «уж-жасного» (одна «жестокая бытовуха»). Но вот финал... финал наводит на чисто психологические размышления на тему «кто виноват?»... Сам ли учитель (получивший «зеркальный эффект») или ученики (которым вовремя не разьяснили разницу или грань «между хорошим и плохим»). В общем много вопросов... и ответ тут (похоже) у каждого свой...

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Практически «Омен» в как всегда замечательной редакции Брэдбери. Сразу на ум приходит черный юмор из моей советской юности: «Дети в подвале играли в гестапо...» Такое живое отражение этого стишка в прозе Кабаше еще не доводилось видеть. Отличное знакомство, смея вам заметить.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной рассказ Брэдбери. Очередной герой-психопат. Очередное убийство. Не знаю, но мне все эти психические расстройства кажутся слишком надуманными и гипертрофированными, отчего я не могу читать рассказ как какую-то реальную историю. Диалоги, поступки, психология — считаю, что всё притянуто за уши. Тем не менее, сюжет интересен, но в какой-то степени предсказуем (особенно благодаря предисловию). Вообще, заметил, что Брэдбери любит надгробия, хе-хе.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом небольшом рассказе автор вновь обращается к теме детской жестокости, правда немного в гротескной манере. Страх вызывает тот факт, что с логической точки зрения жестокость детей невозможно объяснить, исходя из каких-либо логических предпосылок. Жестокость взрослых как правило является следствием событий, явлений, поступков других людей. У детской жестокости нет причин, вероятно из-за того, что родители не занимаются формированием моральных ценностей у своих чад и становятся сами жертвами своего бездействия. Описываемые в рассказе события хоть и гротескны, но вполне правдоподобны в реальной жизни.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, лишний раз показывающий, что дети — самые жестокие существа. Не потому, что злые, а потому, что делят мир не на плохое и хорошее, а на интересное и неинтересное, а любое ограничение воспринимают как угрозу собственной независимости.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный рассказ. Не часто, но дети-чудовища встречаются у Бредбери. И здесь никакой мистики. Все очень правдоподобно. Дети один раз на глазах мистера Ховарда затравили одноклассника. И ему не с чего считать детей ангелами. И подход мистера Хорварда к детям, достаточно известен. Пока вы не воспитанные подростки — права человека на вас не распространяются. Но будучи под влиянием психоза, Хорвард только озлобляет детей. И делает чудовищ из тех, кто ими до его прихода не был. Антураж с игрой в отраву достаточно интересный. Проблема воспитание и отсутствия универсальных подходов является важной составляющей рассказа.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мрачный рассказ.

Дети монстры, учитель монстр. Психологически рассказ очень хорошо выверен, образ «человечного» учителя сначала заставляет симпатизировать, потом пугает, и вовсе отторгает. Дети... им у меня сначала было сочувствие от жесткости учителя, но после финала появилось мерзкое чувство обиды. Почему возникло это чувство? Наверное в рассказе нет положительных персонажей. Учитель-психопат, считающий детей исчадиями ада и дети создавшие вязкую и тягучую смерть учителя.

Абсолютно рекомендую преподавателям. Жестокость к детям будет наказана, хотя в рассказе это подано совсем не корректным образом.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ в целом неплох. Но есть неувязка: мистер Ховард думает, что все дети — исчадия ада. Но при этом он противопоставляет понятия «ребёнок» и «взрослый». Он же сам был когда-то ребёнком. По его логике, он тоже был исчадием ада :confused:. Странно получается.

Проблема детской жестокости, конечно, заслуживает внимательного рассмотрения. В детстве можно выявить и будущих преступников. Некоторые, например, кошкам хвосты поджигают, а потом людей убивают. А другие только на кошках и останавливаются. А здесь вообще дети-убийцы. Если они в таком возрасте совершили убийство (судя по контексту, уже не первое), к чему они дальше придут.

И, как уже было верно подмечено, дети чувствуют, как к ним относятся. Как ни старайся скрыть это, всё равно станет видно. По жестам, интонациям и прочим сигналам, которые мы на сознательном уровне не замечаем. И за плохое отношение они платят тем же, только плюс жестокость. Но они же ещё познают мир, учатся, создают базу опыта... Что с них взять? Ну не осознают, что совершают. И это тоже страшно. Страшно и то, что трудно оценить угрозу, могущую исходить от них. А Ховард, возможно, вцепился в эту мысль о жестокости потому, что сам когда-то делал что-то похожее?

У Брэдбери эта тема детей-исчадий ада уже не в первом рассказе поднимается. Заботила его эта проблема, надо думать.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я читала этот рассказ почти 15 лет назад, но до сих пор он периодически всплывает в памяти. Нет, я не считаю вслед за Ховардом детей исчадием ада. Просто Бредбери, как никто другой, понимал, что зло не приходит на планету ниоткуда, она рождается вместе с людьми и живет в них с самого раннего детства. Жестокость — есть естественное свойство человеческой психики. Воспитание, цивилизация учат держать его в узде. Но оно все равно прорывается наружу. Причем, прорывается, как правило, в ответ на такое же зло. История Ховарда — квинтэссенция этой идеи. Именно поэтому, Бредбери не попытался сделать его человечнее, живее, рассказать, почему он стал таким. Бессмысленная жестокость рождает в ответ такую же бессмысленную жестокость. Хочешь видеть в детях злобных пришельцев — они тебя поддержат в этом желании. Да, сильный рассказ.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Иногда мне кажется, что дети — это чудовища, которых дьявол вышвыривает из преисподней, потому что не в силах совладать с ними». Эти слова главного героя рассказа «Поиграем в «отраву» могли бы стать эпиграфом к целой серии произведений Брэдбери, которого очень занимала проблема детской жестокости. Рассказ этот отличается пугающей реалистичностью (есть в нем, правда, небольшое мистическое допущение, но оно, на мой взгляд, погоды не делает). И в то же время Брэдбери стремится к объективности. Говоря судебным языком, выслушаны обе стороны — и школьный учитель мистер Ховард, и его ученики. Есть здесь, как мне показалось, и доля черного юмора в стиле «Мальчик в подвале гранату нашел» и т.п, но это не отменяет и остроту проблемы и трагичность происходящего.

В общем, «Поиграем в «отраву» рассказ, безусловно, хороший. Субъективно, по стилю, общему настроению мне ближе написанные на ту же тему «Вельд» и «Урочный час». А что выберете вы?

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Учитель ненавидит детей. Причина достаточная для написания рассказа в стиле хоррор. Только злодеи — дети. У меня есть две точки зрения на этот рассказ. Во-первых: зло всегда порождает зло. Детская душа очень чувствительна к отношению окружающих, а у нормальных детей очень высокая степень адаптации к окружающей среде. Поэтому негативное отношение к ребенку, даже если оно никак не проявляется, все равно воспринимается и получает обратную реакцию. Это правило действительно и для взрослых, но дети более чувствительны и непосредственны, поэтому их реакция не негатив непредсказуема и очень сильна.

Вторая точка зрения появилась недавно. Когда я увидела детей, собирающихся разделать кошку. В прямом смысле. Живую. Ужас позволил осмыслить увиденное только спустя какое-то время. «Поиграем в «отраву» Бредбери — это не хоррор. Это реальность, которую создали мы, взрослые. Дети — не чудовища из преисподней, это зеркало, в котором отражаемся мы. Теперь не страшно?

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В общем — не плохой рассказ (но и не хороший). Было бы лучше, если бы толком объяснялись причины того, почему Ховард стал таким «детоненавистником». Однажды побывав в группе подруги в дет.саде – мне сразу вспомнилась фраза: «Иногда мне кажется, что дети – это захватчики, явившееся из другого мира»:smile: Хотя. если в сторону шутки, после прочтения становится жутко. дико. безотчетно. беспиричинно. :insane:

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жуткая история, есть расхожее мнение, якобы психические состояния притягивают соответствующие события, если это так, то «поиграем в отраву» — это как раз тот случай. Дети убийцы или дети проказники или просто дети. Каждый найдет в этом рассказе ответ, который удовлетворит именно его.

Учитель Мистер Ховард — одинокий, разочарованный человек, нетерпимый к детям после перенесенной травмы, он не ожидал от детей ничего кроме проступков и скверны. Он погиб, погиб при участии тех самых детей, которых он ненавидел.

Автор не выражает собственную позицию, роль судьи автор предоставляет своему читателю.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх