Рэй Брэдбери «Поиграем в «отраву»»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Учитель мистер Ховард ненавидит детей, считая их захватчиками из другого мира и чудовищами, вышвырнутыми из преисподней, поскольку дьявол не может справиться с ними. Фантазии детей отравляют мистера Ховарда, тем более, что иногда они оказываются реальностью...
Входит в:
— журнал «Weird Tales, November 1946», 1946 г.
— сборник «Тёмный карнавал», 1947 г.
— журнал «Mike Shayne Mystery Magazine, November 1962», 1962 г.
— антологию «Weird Tales: 32 Unearthed Terrors», 1988 г.
— антологию «Маленький убийца: фантастические и детективные истории», 1991 г.
— антологию «Смерть Вселенной», 1992 г.
— сборник «Высоко в небеса: 100 рассказов», 2003 г.
- /языки:
- русский (16), английский (6), украинский (1)
- /тип:
- книги (21), периодика (2)
- /перевод:
- Л. Брилова (5), М. Воронежская (2), С. Емцова (1), Е. Емцова (1), Е. Кифенко (1), К. Шиндер (8)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Синяя выдра, 3 октября 2010 г.
Я читала этот рассказ почти 15 лет назад, но до сих пор он периодически всплывает в памяти. Нет, я не считаю вслед за Ховардом детей исчадием ада. Просто Бредбери, как никто другой, понимал, что зло не приходит на планету ниоткуда, она рождается вместе с людьми и живет в них с самого раннего детства. Жестокость — есть естественное свойство человеческой психики. Воспитание, цивилизация учат держать его в узде. Но оно все равно прорывается наружу. Причем, прорывается, как правило, в ответ на такое же зло. История Ховарда — квинтэссенция этой идеи. Именно поэтому, Бредбери не попытался сделать его человечнее, живее, рассказать, почему он стал таким. Бессмысленная жестокость рождает в ответ такую же бессмысленную жестокость. Хочешь видеть в детях злобных пришельцев — они тебя поддержат в этом желании. Да, сильный рассказ.
stewra darkness, 28 июля 2010 г.
Учитель ненавидит детей. Причина достаточная для написания рассказа в стиле хоррор. Только злодеи — дети. У меня есть две точки зрения на этот рассказ. Во-первых: зло всегда порождает зло. Детская душа очень чувствительна к отношению окружающих, а у нормальных детей очень высокая степень адаптации к окружающей среде. Поэтому негативное отношение к ребенку, даже если оно никак не проявляется, все равно воспринимается и получает обратную реакцию. Это правило действительно и для взрослых, но дети более чувствительны и непосредственны, поэтому их реакция не негатив непредсказуема и очень сильна.
Вторая точка зрения появилась недавно. Когда я увидела детей, собирающихся разделать кошку. В прямом смысле. Живую. Ужас позволил осмыслить увиденное только спустя какое-то время. «Поиграем в «отраву» Бредбери — это не хоррор. Это реальность, которую создали мы, взрослые. Дети — не чудовища из преисподней, это зеркало, в котором отражаемся мы. Теперь не страшно?
2480, 20 октября 2010 г.
Рассказ в целом неплох. Но есть неувязка: мистер Ховард думает, что все дети — исчадия ада. Но при этом он противопоставляет понятия «ребёнок» и «взрослый». Он же сам был когда-то ребёнком. По его логике, он тоже был исчадием ада :confused:. Странно получается.
Проблема детской жестокости, конечно, заслуживает внимательного рассмотрения. В детстве можно выявить и будущих преступников. Некоторые, например, кошкам хвосты поджигают, а потом людей убивают. А другие только на кошках и останавливаются. А здесь вообще дети-убийцы. Если они в таком возрасте совершили убийство (судя по контексту, уже не первое), к чему они дальше придут.
И, как уже было верно подмечено, дети чувствуют, как к ним относятся. Как ни старайся скрыть это, всё равно станет видно. По жестам, интонациям и прочим сигналам, которые мы на сознательном уровне не замечаем. И за плохое отношение они платят тем же, только плюс жестокость. Но они же ещё познают мир, учатся, создают базу опыта... Что с них взять? Ну не осознают, что совершают. И это тоже страшно. Страшно и то, что трудно оценить угрозу, могущую исходить от них. А Ховард, возможно, вцепился в эту мысль о жестокости потому, что сам когда-то делал что-то похожее?
У Брэдбери эта тема детей-исчадий ада уже не в первом рассказе поднимается. Заботила его эта проблема, надо думать.
alex_kr, 15 ноября 2008 г.
Жутковатый рассказ. Жестокость детей здесь доведена фактически до абсурда. Хотя написано все очень убедительно и прямо таки хочется поверить что все так и есть на самом деле. Но мне все же хочется верить что не все так плохо... А сам рассказ очень понравился...
lubar, 6 марта 2011 г.
Интересный рассказ. Не часто, но дети-чудовища встречаются у Бредбери. И здесь никакой мистики. Все очень правдоподобно. Дети один раз на глазах мистера Ховарда затравили одноклассника. И ему не с чего считать детей ангелами. И подход мистера Хорварда к детям, достаточно известен. Пока вы не воспитанные подростки — права человека на вас не распространяются. Но будучи под влиянием психоза, Хорвард только озлобляет детей. И делает чудовищ из тех, кто ими до его прихода не был. Антураж с игрой в отраву достаточно интересный. Проблема воспитание и отсутствия универсальных подходов является важной составляющей рассказа.
Сказочник, 30 ноября 2012 г.
Рассказ, лишний раз показывающий, что дети — самые жестокие существа. Не потому, что злые, а потому, что делят мир не на плохое и хорошее, а на интересное и неинтересное, а любое ограничение воспринимают как угрозу собственной независимости.
zmey-uj, 14 декабря 2008 г.
Автор показывает и детей, и учителя не с лучшей стороны. Дети — жестокие безобразники, им что одноклассника из окна выбросить, что учительскую смерть подстроить — все едино. Но и мистер Ховард не лучше: кричит на детей, угрожает им, лезет в их игры. (Признаться, и мне в детстве как раз таких злобных людей очень нравилось выводить из себя. И примерно такими же способами — крикнуть возле дома, позвонить в дверь, показать что-нибудь в окно...) Вот учитель и получает в конце концов то, чего всегда ожидал и боялся.
В общем, в рассказе отражена печальная правда жизни: взрослые и дети никогда окончательно друг друга не поймут.
ii00429935, 26 сентября 2010 г.
«Иногда мне кажется, что дети — это чудовища, которых дьявол вышвыривает из преисподней, потому что не в силах совладать с ними». Эти слова главного героя рассказа «Поиграем в «отраву» могли бы стать эпиграфом к целой серии произведений Брэдбери, которого очень занимала проблема детской жестокости. Рассказ этот отличается пугающей реалистичностью (есть в нем, правда, небольшое мистическое допущение, но оно, на мой взгляд, погоды не делает). И в то же время Брэдбери стремится к объективности. Говоря судебным языком, выслушаны обе стороны — и школьный учитель мистер Ховард, и его ученики. Есть здесь, как мне показалось, и доля черного юмора в стиле «Мальчик в подвале гранату нашел» и т.п, но это не отменяет и остроту проблемы и трагичность происходящего.
В общем, «Поиграем в «отраву» рассказ, безусловно, хороший. Субъективно, по стилю, общему настроению мне ближе написанные на ту же тему «Вельд» и «Урочный час». А что выберете вы?
Darth_Veter, 9 февраля 2021 г.
К детям у Брэдбери особое отношение. Им практически полностью посвящен знаменитый гринтаунский цикл произведений, возглавляемый романов «Вино из одуванчиков». Такое внимание писателя к детям вовсе не случайно. Детство — самая яркая в эмоциональном плане пора жизни любого человека. В младые годы мы шаг за шагом открывали для себя этот огромный мир, полный новых знаний, ощущений и образов. Это период, когда из глупого и невинного ребенка вырастает разумная и расчетливая особь, полная всевозможных амбиций. Эта особь еще неопытна, полна противоречивых стремлений и потому часто ошибается. Большинство этих ошибок настолько мелочны, что вызывают саркастическую улыбку: каким глупцом я был когда-то! Но некоторые поступки весьма серьезны и имеют далеко-идущие последствия. К таковым, в частности, относится описанное в рассказе противостояние учеников и старого учителя Ховарда. Во многом в нем виноват сам Ховард, когда-то давно травмированный жестоким убийством своего ученика. Будучи человеком эмоциональным и впечатлительным, он не смог примириться с происшедшим и принялся копаться в себе, чтобы «найти виновного». Выводы, к которым он пришел, шокируют своей новизной и парадоксальностью: дети — это чудовища Ада, извергнутые Дьяволом прямо из Преисподней. Всё, что они делают тайно или явно, направлено против взрослых, которых они считают своими противниками. Нечто похожее уже звучало в «Маленьком убийце», так что сама идея вовсе не нова. Результат такого противостояния также не нов и очевиден: эти «дети кукурузы» приносят Дьяволу очередную жертву. Автор подчеркивает, что все свои злодеяния дети не воспринимают всерьез, придавая им форму игры «в отраву». Невинная затея в их руках быстро становится орудием мщения и приводит к трагедии. Молодость жестока и безнравственна — ей претит какая-либо мораль или философия. Всё основано на сиюминутных эмоциях и гипертрофированном эго растущей личности. Во всем виновата диспропорция между духовным и физическим, между разумом и телом, где последнее имеет явное преимущество по вине эволюции. Поэтому можно согласиться с героем рассказа, что дети — это инопланетяне, с которыми весьма непросто найти общий язык. К сожалению, половина современных педагогов не владеют подобным навыком и, подобно мистеру Ховарду, становятся на тропу войны с молодым поколением. В итоге, конфликт приобретает эпический размах и отравляет сознание будущих граждан негативным отношением к школе и учителям. Увы, не все из нас Макаренко или Корчаки. В оправдание хочу сказать, что и христианские святые в свое время были убийцами и негодяями, но, в конце концов, всё же попали в рай...
------------
ИТОГ: конфликт между отцами и детьми, изложенный в стиле трагедии абсурда. Воспитание детей — весьма важная и ответственная миссия, к которой многие взрослые относятся слишком формально. По собственному опыту могу сказать, что в большинстве случаев виноват вовсе не учитель, а родитель, не желающий выполнять свои социальные обязанности и перекладывающий их на плечи учителей. Дети, обделенные родительской заботой, вымещают на взрослых всё свое разочарование. А потом сами становятся родителями и прилагают свои усилия к тому, чтобы этот порочный круг никогда не разомкнулся. Вот и приходится горевать вместе с классиком:
«Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно...»
Ригель_14, 26 июля 2009 г.
В рассказе затронута очень страшная тема: детская жестокость. И самое страшное это не то, что дети очень изобретательны, в плане разновидностей способов проявления жестокости, а то, что они не осознают того что делают. Для них это просто игра. Игра в «отраву». Так просто взять и «отравить» жизнь человеку.
Что же касается мистера Ховарда, то он понимал какая угроза «идет» от них. Боялся и пытался отгородится от них. Но боязнь его переросла в манию, а может быть даже в параною.
Очень хороший и сильный рассказ. Читается на одном дыхании.
Iricia, 21 сентября 2020 г.
«Вы не люди, вы — дети. И пока вы не станете взрослыми, у вас не должно быть никаких прав и привилегий». Пожалуй, именно эта цитата вызвала самый сильный отклик в рассказе, потому что многие взрослые действительно так и относятся к детям, отказываясь им даже в базовых правах, забывая, что ребенок — не собственность родителя или авторитетного взрослого, а пусть и маленький, но человек. И можно заметить, что мистер Ховард относится к детям с той грубость и бесцеремонностью, которую едва ли позволил себе по отношению к другому взрослому.
Но стоит отдать должное, рассказ достаточно неоднозначен, чтобы показать причины подобного отношения: дети здесь не показаны невинности ангелами, и Брэдбери в самом начале показывает, что их жестокость действительно может быть смертельно опасной. И вместе с тем сюжет заставляет задуматься, что причина, а что следствие: получив в свои руки новый класс, учитель сам же настраивает детей против себя, и транслируя ненависть, вскоре закономерно сталкивается с ней же в свой адрес. Рассказ не дает четкого ответа, но зато показывает, что отвечая жестокостью на жестокость, этот порочный круг не разорвать.
sanchezzzz, 22 марта 2009 г.
Рассказ, конечно, страшноватый. Всё, от начала до конца, от смерти мальчика Майкла до смерти мистера Ховарда, происходит как-то обыденно, степенно, «по ходу жизни», так сказать. Злые дети, их злые игры настораживают... Обозлённый от увиденной и незабытой картины убийства ребенка другими «ребёнками» мистер Ховард, и вовсе — пугает. Доверить такому горе-учителю своего ребёнка — страшно. Можно цинично говорить о том, что он получил по заслугам, а можно пойти и сдать таких детишек, как в рассказе, в психушку, изолировать их от общества. Двояко... Ведь, как я понял, мистер Ховард это не первая их жертва — две плиты уже были до него...
Yazewa, 23 января 2008 г.
Симпатии автора явно на стороне детей. Но и кое-что о «милых детках» он явно пишет от души. Недаром его перу принадлежат и «Маленький убийца» и другие штучки того же рода. :eek:
Vendorf, 4 мая 2007 г.
Рассказ в стиле Кинга, хотя, скорее Кинг в стиле Брэдбери. Сполшные страсти вокруг нас творятся, а может это просто параноя...
Kuntc, 12 июля 2007 г.
Что же Брэдбери постоянно маленьких детей какими-то чудовищами изображает? Вот и в этот раз они снова кровожадные убийцы. Страшно. С другой стороны, сам учитель конечно же виноват в произошедшем. Если бы не орал на детей и не оскорблял бы их, то ничего не случилось бы.