fantlab ru

Рэй Брэдбери «Третья экспедиция»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.63
Оценок:
2053
Моя оценка:
-

подробнее

Третья экспедиция

The Third Expedition

Другие названия: Mars Is Heaven!; Circumstantial Evidence; They Landed on Mars; Welcome, Brothers!; While Earthmen Sleep

Рассказ, год; цикл «Канонические марсианские хроники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 287
Аннотация:

Третья экспедиция землян на Марс. Космонавты еще из иллюминаторов заметили на планете странные постройки. Странные, и при том до боли знакомые — дома, ограды, калитки, качели во дворе. Мысль о том, что это следы предыдущей экспедиции отпала, когда они увидели, насколько эти постройки стары.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Экранизации:

«Тринадцатый апостол» 1988, СССР (Арменфильм), реж: Сурен Бабаян

«Четвертая планета» 1995, Россия, реж: Дмитрий Астрахан



Похожие произведения:

 

 


Фантастика Рея Бредбери
1964 г.
Марсианские хроники
1965 г.
Фантастика и путешествия. Том 2
1965 г.
Американская фантастика
1988 г.
Американская фантастическая проза. Книга 1
1989 г.
451 по Фаренгейту. Рассказы
1990 г.
В серебристой лунной мгле
1990 г.
Третья экспедиция
1990 г.
Фантастика. Книга первая
1990 г.
Марсианские хроники
1991 г.
Фантастика. Книга первая
1991 г.
451° по Фаренгейту
1992 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
1992 г.
На сон грядущий. Вып. 2
1992 г.
Вино из одуванчиков
1992 г.
Американская фантастика в 2-х томах. Том 1
1997 г.
Марсианские хроники
1997 г.
Сочинения в двух томах. Том 2
1997 г.
Марсианские хроники
1999 г.
Марсианские хроники
2000 г.
Марсианские хроники
2002 г.
Марсианские хроники
2002 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
2003 г.
Марсианские хроники
2004 г.
Марсианские хроники
2004 г.
Марсианские хроники
2008 г.
Марсианские хроники
2009 г.
И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.
Марсианские хроники
2010 г.
Марсианские хроники
2011 г.
Марсианские хроники
2013 г.
Марсианские хроники
2015 г.
Марсианские хроники
2017 г.
Марсианские хроники. Полное издание
2019 г.
Марсианские хроники
2020 г.
Марсианские хроники
2020 г.
Марсианские хроники
2021 г.
Марсианские хроники
2021 г.
Марсианские хроники
2023 г.
Марсианские хроники
2023 г.

Аудиокниги:

Марсианские хроники
2004 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Марсианские хроники
2010 г.

Издания на иностранных языках:

The Best Science Fiction Stories: 1949
1949 г.
(английский)
Shot in the Dark
1950 г.
(английский)
Best Horror Stories
1957 г.
(английский)
Best Horror Stories
1962 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume One
1970 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame
1971 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame, Vol. Two
1972 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame: The Greatest Science Fiction Stories of All Time
1975 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 10 (1948)
1983 г.
(английский)
Space Odyssey
1983 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Golden Years of Science Fiction: Fifth Series
1985 г.
(английский)
Space Odyssey
1987 г.
(английский)
Space Odyssey
1988 г.
(английский)
Cronache marziane
1990 г.
(итальянский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume Onee
1998 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume One, 1929-1964
2003 г.
(английский)
Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 1
2015 г.
(украинский)
The Martian Chronicles
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ожидала что-то подобное, но больше рассчитывала на хэппи-энд, чем на такое. Воображение нарисовало прекраснейшую картину для последнего эпизода. Никогда еще саспенс не был настолько добродушным и ненастораживающим. Я даже стала верить в те сказки, что марсиане наплели землянам.

Озадачивает коварство жителей Марса — они выдумали изощренный подход к пришельцам. А ведь вполне могли осуществить свой замысел и напрямую.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
мне даже в какой-то момент показалось, что, раз на Марса космонавтов встретили их родные, которые уже умерли, то сами космонавты, скорей всего также мертвы
По предыдущим рассказам становится ясно, что марсиане для выражения эмоций надевают маски, на этот раз маски достигли более совершенного воплощения. Что за этим стоит? Стоит ли смерть столь виртуозной игры?

И этот вопрос, я думаю, один из самых верных. Полет на Марс — виртуозная игра человеческой мысли. Но пока Марсу есть чем крыть, он выигрывает и в третий раз.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых пронзительных рассказов «Хроник». Из него мог бы вырасти «Солярис» Лема (впрочем, я не уверена, что Лем его читал).

Космонавты третьей экспедиции встречают на Марсе своих умерших родственников. Мозгами они понимают, что их близкие мертвы, мертвы уже много лет. Нутром чуют, что где-то тут скрыт подвох. Но чувство – сильнее доводов разума.

Прошлое – самый страшный враг человека. Враг, сидящий внутри, от которого невозможно избавиться. Что-то, чем мы дорожили, что отняли у нас, отодрали с кровью, что навсегда, безвозвратно потеряно — самая уязвимая брешь в нашей обороне.

Но может быть, один вечер счастья действительно стоит того, чтобы заплатить за него жизнью??!

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень силен эффект присутствия. Будто находишься во сне, который для тебя специально создал Брэдбери. Кажется, что сам стоишь в этом непонятном месте и таращишься на то, чего раньше твой мозг допустить просто не мог. Хочется поверить в то, что видишь и в то же время часть тебя, которая мыслит здраво, понимает, что добром это все не кончится. Но поделать ничего уже не можешь, сон не отпускает, тебя вместе с этими бедолагами затягивает в этот водоворот, в эту ловушку.

Непонятность происходящего сводит с ума. Автору удается напугать, свершенно не используя при этом привычные способы пугания.

И, конечно, красной нитью через все марсианские хроники — депрессивная безысходность. Не мытьем, так катаньем. Первая экспедиция, вторая, третья... какая разница, все равно один результат.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чужие, другие, не наши — значит враги. Это в крови у всех, самый страшный враг — это другой человек. Это сейчас называют пережитками племенного строя, но живо это ощущение до сих пор. И в рассказе ясно показано, как марсиане, не доверяющие людям, поймали их в ловушку, использовав страшнейшие средства, которые были в их распоряжении. И люди оказались беззащитными перед изощренным коварством инопланетян.

Да, писатель мастерски показывает все колебания людей, но уж больно соблазнительно (хоть и невероятно) выглядело окружающее, уж очень хотелось хоть на один вечер побыть вместе с дорогими, но навсегда ушедшими людьми. А ведь, кажется, должны были усомниться, вот в русских сказках — вспомните — стоит яблоня, увешанная яблочками, хотят герои сорвать плоды, а Иван-крестьянский сын как подскочит, да давай рубить яблоню! Завыла, застонала яблоня и пропало наваждение. Неужели у американцев ничего такого в детстве не было? Не верю...

Но писатель не зря так написал, это предостережение и урок. Наивность и доверчивость могут стать причиной больших бед. Кстати у того же самого Бредбери — через какое-то время все марсиане умирают, и Марс — пустой — достается людям...

Очень сильный рассказ, и жаль погибших космонавтов. Уж и не знаю, что сам бы я делал на их месте...

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мастерски и стильно написано! Только за это стоит ставить десятку. Собственно сама интрига достаточно прозрачна, но в данном случае это и не интересно. Важно не то оригинально ли блюдо, а то как оно подано. Брэдбери приправляет свой рассказ тягучей, одновременно притягивающей и одновременно какой-то вязкой, опасной, атмосферой. Картинка благополучного тихого городка на Марсе, является тут такой ,знаете, вкуснючей глазурью. Вот только бы и упивался этой чудесной атмосферой любви, добра и согласия. Окунался бы в объятия детских воспоминаний. Встречался бы с умершими родными и близкими, и лежал бы в тёплой постели, предавался ностальгии и не о чём не думал. Но что-то вяжет, скребётся внутри. И постепенно сильнее-сильнее пробивается осознание того, что пища, то отравлена, что под глазурью жуткая, опасная, начинка. Что это всё приманка, сыр в мышеловке. Но, ух, такой замечательный сыр, так его съесть охота. Так может и стоит покориться, отдаться в руки наслаждения, пусть всего на день, до того как тебя убьют? Искушение очень сильное и мало бы кто из нас устоял. Не правда ли? Во всяком случае осознание пришло бы слишком поздно.

Очень жестокий способ избавиться от врагов, хоть понятно это и не сразу, но если подумать...

Итог: По настоящему шикарное блюдо Брэдбериевской кухни. Один из лучших рассказов хроник.

Не так уж плохи люди, не так уж хороши марсиане. Рэй Брэдбери не даёт однозначных ответов. Этим и замечателен.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Напишу второй отзыв на этот рассказ, поскольку мысль, на которую я намекнул 3 года назад, похоже, прошла незамеченной, а изложить её яснее тогда я не мог, тега «спойлер» ещё не было.

Прежде всего обращу внимание на связь этого рассказа с рассказом «Марсианин».

Не находите ничего общего?

НЕ БЫЛО никаких коварных ЛОВУШЕК!…

Но понять это можно, лишь рассматривая рассказ в общей канве романа «Марсианские хроники».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Люди надеялись на чудо, на встречу с безвозвратно потерянным — и им дали чудо.

Действия (природа) марсиан тут ничем не отличаются от тех, что в «Марсианине»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Они превратились в тех, кого участники экспедиции любили, кого потеряли...

А потом люди вспомнили, что вокруг враги, и…

И третью экспедицию уничтожили не марсиане, а страхи её участников. Насилие они привезли с собой, в своих душах и головах.

… Вот такое воздаяние…

ps. Интересно рассмотреть марсиан с точки зрения [почти] шуточной статьи Каганова «Разумны ли инопланетяне». Марсиане (так как они описаны в этих двух рассказах) не разумны

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
но, в каком то смысле, человечны

Просто они выступают как некая стихия, слившаяся с окружающим миром, а не как носители разума в смысле Homo Sapiens. Который так же противопоставлен окружающему миру, как наш большой палец противопоставлен кисти руки.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ, недавно обнаружил, что существует вариант (тут приведено его название — «Mars Is Heaven!»). Я поначалу думал, что это просто несколько названий, а оказалось, что и текст расходится. Вот в частности в «Mars Is Heaven!» в составе экспедиции появляется некий доктор Хорст, на которого эти джедайские штучки марсиан вроде как действовать не должны — его родственники были замучены в Дахау, когда он был ещё совсем маленьким.

В его воспоминаниях есть только образ доброй медсестры Энн, которая ухаживала за ним после войны. И надо же, именно эта Энн вдруг даёт о себе знать и сообщает, что скоро приедет повидаться. Вот только никакой Энн никогда не существовало, она — только лишь плод воображения Хорста, а выхаживал его санитар, мужчина. И именно Хорсту приходит в голову теория про массовый гипноз. В общем, тоже весьма достойный текст.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, две марсианские экспедиции таинственно погибли после приземления. Что делать? Конечно же, продолжать начатую глупость: посылать на планету новых астронавтов. Теперь их уже 16 человек — вчетверо больше, чем ранее! Видать, дела на Земле идут совсем худо...

Надо сказать, автор приготовил землянам невероятный сюрприз:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
корабль приземляется на окраине ... иллинойского городишки Грин-Блаффа образца 1926 года! И населен он давно умершими родственниками членов экипажа!
Ну, что тут скажешь?! Брэдбери показывает свое мастерство, не вступая в одну реку дважды. Три экспедиции, три несхожих Марса, три разных повода для гибели.

Конечно, нужно учесть, что до публикации между новеллами не было никакой связи — автор просто предлагал три отдельных рассказа о неудачных миссиях людей на Марс, перебирая все пришедшие в голову варианты. Когда издатели Doubleday предложили ему объединить сходные по сюжету произведения, Брэдбери просто вставил в текст упоминание о прошлых миссиях, не меняя самих сюжетов. Так и получилось, что марсиане каждый раз готовят людям разные ловушки и неприятности. На самом деле всё было бы ужасно однотипно и банально, что позволило бы уже с третьей попытки объяснить причину предыдущих неудач. Тем более, что теперь земляне прилетели вооруженными. Но... Против такого лома марсиане придумали адекватный прием. И у землян снова ничего не получилось.

Как и во второй хронике, автор шокирует своим финалом:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
марсиане, сохраняя человеческий облик, хоронят убитых ими астронавтов. Зачем это им нужно и почему они пытаются выглядеть, как люди, — не поясняется.
Ибо таково кредо автора: дать читателю необходимый материал для размышлений. Мне лично кажется, что частые визиты людей стали заражать местных жителей человеческими пороками: дурными мыслями, поступками и сентиментальностью. Эдак они скоро сосем забудут, что когда-то были марсианами.

------------

ИТОГ: третья по счету версия контакта с марсианами. Еще более невероятная, еще более кровавая. Слабонервным просьба не беспокоиться...

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В разных рассказах «Хроник» — Марс разный. В этом — он безжалостен и коварен, бесконечно изобретателен и чуток в деле продумывания способов непременного уничтожения людей. Он силен и могуществен, он сильнее нас, ибо способен вторгаться, мощно и неумолимо в самое сокровенное и ранимое начало человеческих сознания, воли, души, природы. Но его нельзя назвать бесчеловечно жестоким. Марс — более старая планета, чем Земля, а марсианская цивилизация у Брэдбери (была) старше нашей. Марсиане жили совсем рядом с нами, но раньше нас. И исчезли раньше нас. Они раньше нас стали совсем цивилизованными, а это, судя по всему, означает появление страха перед новым, ненависти к чужакам, упорства в отстаивании всего своего — планеты, пути, истории, правды, культуры, земли, ценностей, племенного духа. Развитие сделало их жестокими, и поэтому они погибли, убили себя. То же самое грозит человечеству, ибо мы согреты тем же солнцем, что и некогда марсиане, смотрим на те же далекие и недоступные звезды, молимся тем же богам и демонам.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильно! Действительно, с самого момента прибытия людей на Марс начинаешь подозревать неладное. А страшно становится в момент кульминации — когда капитан осознаёт, что к чему.

Почему марсиане так сделали? Вопрос сложный, и ответ искать можно очень долго. В конце концов, логика марсиан наверняка должна отличаться от человеческой!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья экспедиция тоже не достигла своей цели — она утонула в своих мечтах и страхах.

Интересно, что было бы, если б Джон Блэк не придумал эту теорию про коварный заговор марсиан? Ведь может марсиане делали лишь то, что хотели земляне...

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Марс продолжает сопротивляться и на этот раз поражает землян их же оружием — ностальгией и сентиментальностью. Ещё бы — что может случиться с человеком, встретившим своего давно умершего близкого родственника? Разумеется, потеряет голову и будет пытаться оживить в памяти давно забытые мгновения. И это — вместо того чтобы насторожиться и включить критическое мышление. Наверное, в этом-то и состоит основной смысл рассказа.

Как и всегда, Брэдбери проявляет талант тонкого и глубокого психолога, знатока человеческой души. И наделяет этими же качествами своих загадочных марсиан.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых «страшных» рассказов серии. Количество астронавтов уже не два и не четыре, их быстро не пристрелишь и в «дурку» не запрешь. Но Марс многогранен, его возможности непостижимы для человека Земли.

Сюжет одновременно и плотный и развернутый, события конечно слишком необычные для человека, но тут на мой взгляд, Бредбери четко показал, как склонность американцев пренебрегать инструкциями ради личного интереса может оказаться роковой. Думаю, для китайских тайконавтов Марсу пришлось бы придумать более сложный вариант «встречи».

В общем отличный по идее, готичный, «хоррорный» рассказ о судьбе Третьей попытки землян осмотреться на четвертой планете от Солнца. До этого счёт был два — ноль в пользу Марса...

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Марс не потерпит инопланетного вторжения. Человек управляет машинами, Марс управляет сознанием человека. Человек постигает законы природы, Марс постигает природу человека. Человек владеет смертоносным оружием, но Марс владеет ситуацией. И что мы сможем им дать? Ядерную бомбу или стеклянные бусы... А может расскажем им о миллиардах насильственных смертей или о безумнейшем экоциде? Да они и сами все это увидели проникнув в сознание членов экипажа первых двух экспедиций. И конечно, постарались скорее избавиться от незваных гостей, как от некоего вируса, способного изуродовать, а возможно и уничтожить их родную планету.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последовательно читаю роман «Марсианские хроники», от рассказа к рассказу земляне упорно и тупо шлют экспедицию за экспедицией не считаясь с потерями и абсолютно не заботясь результатами. Просто как муравьи прокладывают тропинку по трупах соплеменников. Сначала 2 человека, потом 4, теперь 17 (но один умер ещё в процессе приземления), надо думать в следующий полёт в ракету на убой должно влезть ещё больше людей. Резиновые эти ракеты или как так быстро клепают новые, более вместительные модели, почему сразу было не полететь толпой? Да уж оригинальная модель покорения Марса у автора получилась, неожиданная, как для меня)). Но главное, что читать то интересно! И это самый пока пронзительный, философский и захватывающий для меня рассказ.

Правда он не стал для меня неожиданным, так как очень быстро при чтении вспомнился советский фильм «Четвертая планета», который оказывается снят по этому рассказу Бредбери. Сюжет рассказа очень оригинален и неожиданен, на его идеях автор легко бы мог сотворить увлекательный роман, но ограничился лишь главой другого романа. А советские режиссёры этим воспользовались и вылепили целый фильм! Там конечно картины, эффекты выглядят достаточно бледненькими, как по современным меркам, но брэдберевская (оказывается!) глубина, философия вытягивают всю картину, даже при недостатке эффектов, и фильм, что называется «запал» еще при первом просмотре в дал-ё-кой юности. Правда создатели фильма, как это часто практиковалось в совке, стеснительно умолчали кто реальный автор и чьи идеи положены в основу. Но все же там была не полная экранизация, сценарий добротно переложен на советские реалии, в основу сюжета вместо умерших бабушек-дедушек положена романтическая линия детства и фильм мне понравился тоже. Так что кому рассказ интересен и хочется еще немного развить тему с вариациями, можете посмотреть.

После фильма аки роман, читать это же, суженое до рамок, пускай и не самого короткого, но в виду того что понравился — просто коротюсенького рассказа, было немножечко обидно, обидно что автор так быстро забросил и не развил тему, потому 10 выставить не смог, уж всё больно быстро закончилось — не успел проникнуться и до конца насладиться. В фильме концовка (и сюжет тоже) отличаются от оригинального, но дают достаточный простор для манёвра и размышления. Так и тут, я солидарен с be_nt_all, что нельзя однозначно трактовать произошедшее как коварство и жестокость марсиан. Мы читали ход мыслей лишь капитана, но возможно каждый из членов экипажа пришел к чему-то подобному и Марс воплотил их фантазии... Да, две предыдущие экспедиции тоже закончились плачевно, но ведь там не было организованного желания марсиан их во что бы то не стало погубить или защититься таким образом от землян. Земляне гибли скорее от нелепой случайности, возможно и здесь за кулисой получилось нечто подобное, а вовсе не организованный изощрённый отпор.

Во всяком случае пока самый понравившийся мне рассказ цикла.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх