Рэй Брэдбери «Летняя ночь»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В летний марсианский вечер амфитеатр был полон слушателей. Пела девушка, играли музыканты. Но внезапно публика обомлела. Что они играют? Что она поёт? На каком это языке?..
И вся та ночь была наполнена неведомым никому мотивом.
Входит в:
— цикл «Канонические марсианские хроники» > роман «Марсианские хроники», 1950 г.
— журнал «The Arkham Sampler, Winter 1949»
— антологию «Американская фантастика», 1988 г.
— антологию «Интегральное скерцо», 1989 г.
- /языки:
- русский (31), английский (2), итальянский (1)
- /тип:
- книги (30), периодика (1), аудиокниги (3)
- /перевод:
- Л. Жданов (23), Д. Моничелли (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
DeadPool, 18 ноября 2011 г.
Брэдбери не первый писатель, который применяет в своём произведении мотив песни. Песни- как некого символа. В данном случае, как знамения грядущих перемен. И заметьте, все жители города поют одну и ту же песню. Некоторых она пугает, некоторых волнует, некоторым нравится. Но никто не знает, что она означает. Все знают, что грядёт нечто очень важное, но никто не знает что. Наверное так всегда и бывает перед войнами и революциями. Сначала все слышат гимн, далёкий, но волнующий отголосок, а уже потом, гремит гром. Или как в случае с Марсом: гром не гремит, а тихо напевает свою загадочную мелодию, как тот ночной сторож. И никто ничего не понимает. Вот так никто ничего и не понял, а Марс уже умер.
Отдельно хочется отметить эстетическую сторону рассказа. Брэдбери пишет яркими сочными красками, создавая чарующий уникальный мир. Картинками, появляющимися в голове, я лично просто наслаждался, и даже перечитывал ряд предложений.
Итог: Марсианская культура- величественная и прекрасная движется к закату. Грустно.
Нортон Коммандер, 8 апреля 2013 г.
Марсиане не поняли, что происходит, но почувствовали что их мир уже не будет прежним. И не могли признаться себе в том, что они обречены.
Yazewa, 3 января 2008 г.
Очень изящная вещица. Р.Б. потрясающий мастер настроения (переводчику особое — :pray:).
А как элемент цикла — об особой чувствительности и способности марсиан проникать ВНУТРЬ, — личности ли, цивилизации ли... В этотм одновременно и сила их, и беззащитность...
Myrkar, 16 ноября 2014 г.
Для меня образ марсиан сливается с эдаким не вовлеченным в глобализацию обществом людей, людей отрешенных от определенной мейнстримовой суеты. Здесь так и сказано: Марс — место безмятежности и умеренности. Как будто страна снов из рассказов Лавкрафта, куда попадает потомственная аристократия, когда уже не находит себе пределов установления исключительности.
Интересно, что в человеческом обществе почти любое нашествие или война начинается с пропаганды и захвата информационных каналов. На Марсе в исполнении Брэдбери самым важным медиумом является музыка. Марсиане читают металлические книги, которые играют им мелодии, обладают звучно-музыкальными именами. Не удивительно, что появление чужаков начинается с музыкального восприятия.
С другой стороны, это настоящий террор. Это ужас не столько перед новым или необычным, а перед самим человеком. Да, можно было запросто вжиться в марсианина и настроиться на чуждость человека в этом рассказе — благо автор настолько гениален, что дейсвительно с первой же попытки делает нас своими на этом Марсе. Но не стоит забывать, что все-таки читатель — человек. И страшно-то именно то, что в нашу нечеловеческую жизнь приходит существо, чуждое своим душевным складом (музыка — самое душевное средство передачи информации, самое чувственное), но вообще-то природно такое же, как и ты. А ты ничего не можешь поделать и боишься, потому что стал марсианином. И тебе почему-то это нравится больше, чем собственная природа.
Впервые я увидела в фантастике такое откровение — не любопытство перед экзотическим миром, а ностальгию по настоящему человеческому, хотя и не хотелось бы, чтобы оно приходило в мое существование подобным сумасшествием. Впервые человеческое чуждо, хотя Марс для читателя-землянина ведь далеко не рай.
Siberia, 29 декабря 2020 г.
Как губительное пение сирен.
Если вспомнить древнегреческие мифы, возникает мысль об аллегории «Летней ночи». Сирены — сладкоголосые убийцы. Песнь «Летней ночи» — предвестник смерти.
Сирены появились в результате союза Форкия и Кето. Форкий — божество морских глубин, олицетворяющий бури, чудеса и ужасы. Кето — злобная богиня пучины и шторма, порождающая чудовищ. Описание прародителей сирен, в перекладе на этот микрорассказ, наводит на мысль о враждебности космоса, его неизведанных глубин и чудес. В этом случае, чудовища, надвигающиеся из пучины — земляне.
У Брэдбери звучит мелодичное предчувствие, завораживающее и захватывающее. Интересно, что наиболее легко чарам поддаются женщины, дети, музыканты и одинокий сторож. К чему бы это? Показать хрупкость слабости, чувственности, уязвимость продолжения жизни и опасность одиночества?
В ответ на тревожное предзнаменование слышится — «с нами ничего не может случиться» — наивная уверенность в безопасности.
be_nt_all, 6 декабря 2006 г.
В споре (или войне) между чувствительностью (экстрасенсорностью) и напористостью в конце концов всегда побеждает последняя. Хотя и не сразу.
rusl88, 4 сентября 2010 г.
Очень красиво и правдоподобно описан марсианский вечер,который конечно же похож на наш,земной,будто сам там оказался...Если бы они тогда знали,что это за песни,музыка и язык внезапно вырвался из них...
vitamin, 10 июля 2007 г.
Как это знакомо, когда люди говорят то, чего не понимают...
Ну а в общем, красивая зарисовка, в которой то ли столкнулись, то ли сплелись две культуры.
Дика, 12 ноября 2006 г.
Музыка, культура, взаимосвязь таких разных народов...
Все это пораждает недоверие, страх и смятение,
но ЭТО невероятно и красиво!
Blixa, 15 февраля 2011 г.
Телпатически все марсиане поголовно единовременно уловили земную песню. Быть может она звучала на приближающемся к их планете корабле. Слова той песни были на непонятном языке, а мелодия совершенно непривычна. И всё же она вызвала в них светлые чувства. Песня их заворажила, как сам факт того, что она неожиданно завертелась у них на языке. Кто знает, может, прозвучи она при контакте с людьми, всё сложилось бы куда удачнее.
algaras, 3 февраля 2010 г.
Уже зная, что марсиане — телепаты и могут перевоплощаться, все выглядит очень естественным. Хочется только посочувствовать им — то, что у нас вызывает лишь смутную тревогу — у них бурю эмоций.
Nonconformist, 12 августа 2007 г.
Земные песни достигли разума марсиан раньше, чем сами земляне высадились на планете. Кто мог тогда предвидеть, чем это обернется?
viv, 26 декабря 2007 г.
Марс запел. На непонятном языке, странные мелодии пели все — и артисты и дети и просто прохожие... И все поняли: что-то случится!