fantlab ru

Рэй Брэдбери «Вельд»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.39
Оценок:
1665
Моя оценка:
-

подробнее

Вельд

The Veldt

Другие названия: The World the Children Made; The Veld

Рассказ, год (год написания: 1949)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 262
Аннотация:

Дорогая детская комната, в которой создан виртуальный африканский вельд. В какой-то момент детская игра перестает быть игрой.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые опубликован в Saturday Evening Post, 23 сентября 1950, под названием «The World the Children Made».

Рассказ в переводе Л. Жданова впервые на русском опубликован в журнале «Иностранная литература» № 08 1963 год, стр. 130-139.


Входит в:

— сборник «Человек в картинках», 1951 г.

— антологию «Beyond the Barriers of Space and Time», 1954 г.

— журнал «SF Magazine Vol. 1 №7 (7)», 1960 г.

— сборник «The Vintage Bradbury», 1965 г.

— антологию «Библиотека фантастики и путешествий в пяти томах, том 2», 1965 г.

— антологию «SCIENCE FICTION. Наука и фантастика», 1970 г.

— антологию «World Zero Minus», 1971 г.

— антологию «The Best Horror Stories», 1977 г.

— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.

— антологию «Science Fiction Jubiläums Band: 25 Jahre Heyne Science Fiction & Fantasy, 1960-1985», 1985 г.

— антологию «Сборник фантастических рассказов», 1990 г.

— антологию «На сон грядущий. Выпуск 2», 1992 г.

— антологию «Блистательный Голливуд», 1993 г.

— журнал «Супер Триллер №2 (53)», 2005 г.

— антологию «Созвездие Льва», 2015 г.

— антологию «We, Robots: Artificial Intelligence in 100 Stories», 2020 г.


Экранизации:

«Вельд» 1987, СССР, реж: Назим Туляходжаев

«Комната» 1987, СССР, реж: Виктор Костычев



Похожие произведения:

 

 


Фантастика Рея Бредбери
1964 г.
Фантастика и путешествия. Том 2
1965 г.
Рэй Брэдбери
1985 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1987 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1988 г.
Сборник фантастических рассказов
1990 г.
В серебристой лунной мгле
1990 г.
Были они смуглые и золотоглазые
1991 г.
451° по Фаренгейту
1992 г.
На сон грядущий. Вып. 2
1992 г.
Вино из одуванчиков
1992 г.
Тени грядущего зла
1992 г.
Фантастика Рея Бредбери
1992 г.
Блистательный Голливуд
1993 г.
Улыбка
1993 г.
Марсианские хроники
1997 г.
Страх. Философские маргиналии профессора П. С. Гуревича
1998 г.
451° по Фаренгейту. Рассказы
2000 г.
Апрельское колдовство
2000 г.
Конец света
2000 г.
Рэй Брэдбери
2000 г.
Сочинения
2001 г.
Марсианские хроники
2002 г.
Надвигается беда
2002 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
Человек в картинках
2004 г.
Человек в картинках
2005 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Человек в картинках
2009 г.
И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.
Человек в картинках
2012 г.
Человек в картинках
2013 г.
Марсианские хроники
2018 г.
Человек в картинках
2018 г.

Периодика:

«Супер Триллер» №2 (53), 2005
2005 г.

Аудиокниги:

Золотые яблоки солнца
2004 г.
И грянул гром
2009 г.
Рассказы
2011 г.
Созвездие льва
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Beyond the Barriers of Space and Time
1954 г.
(английский)
SCIENCE FICTION. Наука и фантастика
1970 г.
(английский)
World Zero Minus
1971 г.
(английский)
Short stories. Рассказы
1983 г.
(английский)
Science Fiction Jubiläums Band: 25 Jahre Heyne Science Fiction & Fantasy, 1960-1985
1985 г.
(немецкий)
Короткие рассказы / Short Stories
2008 г.
(английский)
Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 1
2015 г.
(украинский)
We, Robots
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если воспользоваться образом из рассказа другого классика фантастики, то начало читательского пути в неизведанное можно сравнить с яркой зеленой дверью в белой стене обыденности. Иногда за этой дверью скрывается волшебный таинственный сад полный чудес и мистических существ, гораздо чаще — вещи скучные и будничные, а еще бывает случается самый тривиальный вариант — первые попавшиеся миры чужды и непонятны, тогда ты забываешь о существовании этой зеленой калитки, а она, в ответ, никогда больше не попадается тебе на пути.

Вряд ли этот рассказ был в числе первых прочтенных мной в жанре фантастики произведений, но точно был первым накрепко врезавшимся в память, пробудившим интерес ко всему таинственному и пугающему. Это один из тех текстов, благодаря которым я полюбил фантастику.

Завязка истории удивительным образом предсказывает некоторые современные реалии: Венди и Питеру из будущего, в отличие от своих сказочных прототипов, нет нужды покидать дом, чтобы попасть в волшебную страну, для этого у них есть детская игровая комната. Она полностью завладела их вниманием и вытеснила все остальные интересы, даже родителей, которые, похоже, стали лишь средством доступа к этому диковинному устройству. И в иные моменты, когда родители наказывают и запрещают там играть, они становятся просто еще одной неприятной помехой для своих детей.

Дальнейшее развитие событий сбивает с толку, пугает и навсегда оставляет песок выжженой пустыни на запекшихся губах и животную вонь вперемешку с тяжелым медным привкусом во рту. Яркие объемные образы, жестокая поэзия пронизывающего повседневность насилия и отчужденности между близкими, родными людьми. Иррациональность механики действия комнаты вселяет настоящий страх — ведь сильнее всего пугает неведомое, непонятное, немыслимое, то что с легкостью может превратиться в ночной кошмар.

Рассказ написан шестьдесят с лишним лет назад — по человеческим меркам уже можно выйти на пенсию. В момент написании, ЭВМ занимали несколько этажей, и до уютной приставки «персональная» термину (и самим машинам) было еще много лет, а принципы будущего построения виртуальной реальности связывали скорее с кинематографом, чем с этими громоздкими арифметическими устройствами. Но, как это свойственно любой хорошей литературе, рассказ со временем ничуть не растерял своих сильных сторон, а многие его фантастические элементы и футурологические прогнозы давно проникли в окружающую нас реальность (и не только технические моменты, но и социальные).

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень сильный и произвел на меня большое впечатление. За несколько минут я испытала все: шок, волнение, недоумение, растерянность, негодование...

Шок от того, что родители сознательно идут на то, чтобы иметь такой дом-машину, которая делает абсолютно все — от готовки еды до завязывания шнурков. В таком доме растворяется личность, она умирает, т.к. ей ничего другого не остается. Все, что она может здесь делать — только чувствовать и наблюдать. А как же жить не развиваясь?

Недоумение и волнение от того, во что превратились дети. Но виноваты ли они? Ведь это родители осознанно произвели подмену натуральных ценностей на яркий, красочный, «живой», но виртуальный мир. Дети формируются из того, что в них вкладывают родители, а так же среда, которая их окружает.

Негодование за то, что мы, некоторые взрослые, позволяем себе лишать себя детей, которых родили. А растерянность за то, что потом порой невозможно исправить или наверстать упущенное. Как растут ребятишки без книжки, прочитанной мамой на ночь, без футбола, сыгранного с отцом не раз в год, а каждый выходной, без совместного просмотра боксерских матчей или фигурного катания, без разглядывания вместе с мамой картинок с красивыми платьями, без ежевечерней прогулки всей семьей с домашним любимцем, без совместного похода в кино, без поездки за город фотографировать бабочек, божьих коровок и пушистые облака, без ласковых, добрых и доверительных слов, сказанных друг другу и т.д. Как они растут если все это заменили бездушные, но такие дорогие машины? От любви к родителям, которые все разрешают, до ненависти к родителям, которые все запрещают всего один шаг. Этот шаг и есть та грань, когда еще можно сказать себе :«нет», но у каждого родителя эта грань своя.

Удивительный рассказ. Рассказ-предупреждение, написанный за десятилетия, до создания всех тамагочи и компьютерных игр.

PS Недавно в новостях говорили о том, что отец, активно погрязшего в компьютерной игре парня, нанял виртуального киллера, чтобы «убить сына» в игре. «Убить» его не смогли, но отношения вконец испорчены. Что это???

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

И опять рассказ о детях и о том, на что они готовы ради отстаивания своих интересов... Дети не хотели ограничивать себя в играх, и мы видим, к чему это привело. Сразу мысль возникла- через 20-25 лет такая же ситуация может быть, допустим, родители запрещают много сидеть в интернете, а ребёнок может сделать то же деяние, что и здесь описанное. Сейчас же дети лет 7 вместо нормальных игр подвижных сидят и играют в телефонах. Уже есть случаи убийств на почве комп. игр. А здесь ещё и проводится та же мысль, что и в «451 градусе»- родители сажают детей перед телевизором, пусть смотрят и не надоедают взрослым. Нечто подобное и здесь.

Что снова обращает внимание- знание детской логики автором. Видно, детские воспоминания о собственном младенчестве сильный отпечаток наложили. Эта тема уже много где встречалась. И удивляет то, как он умеет показать 2 совершенно разные точки зрения на 1 проблему, причем логичными кажутся обе, в данном случае детская логика и взрослая.

Рассказ гениальный, прямо на злобу дня (откуда он знал 50 лет назад, что это начнётся???).

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как интересно сочетаются вечные и современные темы — духовная неблизость детей и родителей; виртуальная реальность, плавно переходящая в реальность реальную; искусственный интеллект; умные дома и развлечения... Написано очень давно, но, как уже не раз замечено, остаётся актуальным и по сей день. А с развитием всякой инфо-цифро-виртуальной мишуры долго ещё не потеряет актуальность. К тому же написано так, что страшненько становится за будущее человечества.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хотите знать, на что способны неокрепшие детские умы, ради попадания в радужный и беззаботный мир, скрывающийся под яркой неоновой аббревиатурой VR? Они готовы скормить вас ему, и оно проглотит вас, не задумываясь, выполняя любые прихоти своих хозяев.

Во все написанное Брэдбери охотно вериться. Посмотрите на вечно занятых родителей, готовых спихнуть ребёнка в бездонный, заваленный инфомусором Ютуб. Ребенок сидит себе, мирно поглощает мегабайты увеселительного шлака, а родители могут «отдохнуть» от ребенка, ведь воспитание это так тяжело в наши беспощадно трудные времена. Пусть посидит, посмотрит, ничего плохого, алгоритм подберет правильную информацию для ребенка, ведь он умнее нас, он знает что полезнее, ведь так?

Будущее готовит для нас целую россыпь замечательных увеселительных забав — «Осуществление любых ваших прихотей и желаний, по самой низкой цене во всей Солнечной Системе, — весело завлекает Главный Балагур Галактики, — только сегодня и только сейчас!!!»

Исполнители желаний могут не иметь физической основы. Но достаточно ему попасть под вашу незащищённую черепушку, как вы уже не различите, где жесткая и нерушимая как могильный камень реальность, а где легким флером кружится незаметная на первый взгляд выдумка. Которая готова превратится для вас этим самым камнем, придавить вас, и стать назидательной эпитафией — «Они хотели многого, и получили по заслугам».

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В детстве рассказ не произвел на меня шокирующего впечатления. Мне показалось, что в рассказе электроника комнаты поработила детей. Бесконтрольная техника против людей. Всех героев было жаль. Но тогда дети не садились за компьютеры с четырех лет, а были счастливы, если видели компьютер величиной с небольшую комнату. Сейчас мое отношение к рассказу иное. Поражает дар предвидения Брэдбери. Словно он наделен способностью помнить не только прошлое, но и будущее. Он так достоверно описывает жизнь в умном доме, словно гостил в нем не один день! А еще вельд — львы и стервятники, звуки и запахи — ни на какие 3хD, nхD физики лирикам тогда даже не намекали! Брэдбери пишет об Африке так, словно он охотился вместе с Хэмингуэем. Или это Хэм охотился вместе с Брэдбери? Эмоциональная достоверность – отличительное свойство авторского стиля Брэдбери. Еще одна его удивительная способность вызывать в читателе чувство сопричастности. Во время чтения у меня возник вопрос: изучался ли детскими психологами воспитательный потенциал Брэдбери? И случайно ли детки носят имена героев «Питера Пэна»?

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекраснейший рассказ, основанный на изъянах современных семей. Родители (и даже учителя) часто считают, что формирование ребенка напряму связано с его восприятием прогресса и расположение в комфорте, который он предоставляет, расширением кругозора и при этом сообщением нереальных объемов информации, не важно познавательного или развлекательного свойства. Отсутствие рефлексии (общения и самовыражения) оставляет человека потребителем навязываемого удовольствия, он перестает развивать свое миропонимание, которое не превратится в индивидуальное мировоззрение.

А родители вообще любят пенять детям, что они должны быть благодарны им за крышу над головой, за пищу и одежду. Да как бы не так! Без человеческих отношений все блага цивилизации — ничто, сама цивилизация скатывается до диких реалий Африки, истинной колыбели человечества, которая баюкает и усыпляет не хуже продвинутой автоматической кроватки.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вельд. Это слово так и давит палящим солнцем Южной Африки, манит запахом высушенного песка и пугает неслышной поступью львов. Но это романтика, это ассоциации, это что имеет мало общего с самим рассказом. Африка в нем, конечно же, есть, есть и львы, есть и палящее солнце, но всё это виртуальная реальность. А реальность у Брэдбери как всегда страшна и трагична. Более того, дружба детей с компьютером это не что иное, как метафора психологического разрыва между детьми и их родителями. В отсутствии любящих родителей, дети нашли себе другого друга, доверяли ему, не хотели с ним расставаться и мстили вместе с ним. И автору, безусловно, удалось описание манящей, жаркой и опасной Африки. Порой, прочитав подобный абзац, даже забываешь что рассказ отнюдь не про Африку.

Мастер, мастер во всём!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Происходящее , с учетом компьютерных реалий современной жизни, замены реального общения существованием в виртуальных мирах, оказалось пророчеством. Меня еще в детстве поразил этот рассказ — простотой, лаконичностью и трагичностью происходящего. Фильму, как мне показалось, удалось передать общее настроение, но рассказ ранит сильнее. Мне кажется, только очень неравнодушный к проблеме «отцов и детей» и — развивая мысль — к связи и преемственности поколений — человек мог написать такое.

Иногда бывает, спрашиваешь: — Ну как же ты так, ну что ж ты? — в ответ: — Да я как-то не подумал... Так вот, этот рассказ наталкивает на мысли, показывает возможную проблему и дает возможность задуматься ДО того, как будет непоправимо поздно.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

И это написано за полвека до компьютерных игр, до понятия виртуальной реальности, до проблем с детьми, не желающими читать и часами играющими в компьютерные игры... По сравнению с ранними рассказами Бредбери о детях-убийцах, здесь все не так просто: родители сами разбаловали детей, благо техника предоставила им множество возможностей. И есть одна жуткая мысль в этом рассказе: «Задолго то того, как ты понял, что такое смерть, ты уже желаешь смерти кому нибудь. В два года ты стреляешь в людей из пугача…» Вообще от любви к родителям, все разрешающим, до ненависти к родителям, все запрещающим — один шаг. И, похоже, очень небольшой шаг...

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот вам и виртуальная реальность в 50-е годы прошлого века... И после этого кто-то осмелится кинуть камень в огород Мастера?

Хотя, смоделированный мирок детской комнаты здесь — всего лишь инструмент, а главная проблема всё-таки — это воспитание. Она была актуальна как в доисторическую эпоху, так и в наши дни, более того, наши правнуки наверняка будут мучаться от тех же проблем, что и наши прадеды :-)

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чертовски сильный рассказ. И, кажется, самый первый, по которому я узнала Брэдбери, еще очень-очень давно, в детстве. Конечно, тогда восприняла только поверхность сюжета, выписанного просто-таки с кинематографической яркостью. А позже пришла пора задуматься.

Жестокость избалованных детей? Заложенная в ребенке тяга к убийству (вспомним «Маленького убийцу»)? Опасность развития технической стороны цивилизации? (Сейчас — погружение детей в виртуальные компьютерные миры).

Когда место живого общения в семье занимает Игра (в любом ее проявлении, чем совершеннее — тем опаснее), место любви и сострадания в сердце занимает жестокость.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то сбылась мечта подавляющего большинства людей! Полная победа над бытом. Чудо дом со столом автоматом, автоматической ванной и даже шнуровальщиком ботинок. Главная изюминка-детская комната воплощающая на стенах-экранах фантазии и мысленные позывы детей. Освобождается масса времени для интеллектуального и духовного роста человека. Но не тут-то было!

Брэдбери рассматривает очень актуальную в наше время тему-взаимоотношение человека и научно-технического прогресса. Рассказ был написан в 1950 году и уже тогда писатель гениально предугадывал возможные негативные стороны этой проблемы. Безусловно интернет, смартфон. компьютер вещи нужные и полезные. Вот только для чего они используются?

Никакая виртуальная реальность не заменит живого общения, творческих поисков, ручного труда. Иначе благо обернется злом. Сон разума рождает чудовищ и в рассказе произошла именно такая материализация в прямом смысле этого слова. Любимые милые дети отдают на растерзание львам своих родителей и может статься, повзрослев, создадут пожарные команды по уничтожению книг как источника зла. По сути в «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери обозначил подобную проблему, с той лишь разницей, что телевизионные гостиные это уже игрушка для взрослых, может быть получивших воспитание в подобных детских комнатах.

Взрослым вечно не хватает времени или желания заняться собственными детьми и в качестве воспитателя сейчас выступает смартфон или телевизор. Так что не надо жаловаться если когда-нибудь вас сожрет стадо львов. Прекрасная аллегория, не правда ли? Брэдбери в рассказе нашел именно такой образ данной опасности. Хотя это очень непростой вопрос. Лишишь детей всех современных удовольствий-они станут белыми воронами среди сверстников и вы опять же превратитесь во врагов заслуживающих мести. Разрешишь-получишь вместо детей примитивных автоматов, подобных тем, коими наполнен дом без проблем. Где же она,эта золотая середина? Читайте рассказ и сами решайте.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень жестокий рассказ, но в тоже время я считаю его одним из лучших среди всех рассказов автора. Прекрасно выписаны характеры: противопоставление логики взрослых и детей, противостояние двух максимализмов... Где та золотая середина в этих отношениях, чтобы дети не сели тебе на голову или взрослые не уничтожили все их потенциальные творческие возможности. Даже психиатр в конце рассказа не дает ответа.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересный рассказ про виртуальную реальность и детскую жестокость. Предтеча киберпанка

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх