Рэй Брэдбери «Всё лето в один день»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Венера )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Семь лет подряд, каждый день на Венере идет дождь. И только на какой-то миг, всего лишь на один час Солнце выглядывает из-за туч, радуя всех своим появлением, чтобы опять скрыться. Школьники Венеры с нетерпением ждут этот миг. Ждет его и Марго...
Рассказ с сокращениями был напечатан в газете «Пионерская правда», выпуск от 19.10.82 г. Перевод Норы Галь, илюстрации Л. Рябинина.
Входит в:
— цикл «Венерианские хроники»
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, March 1954», 1954 г.
— антологию «The Best from Fantasy and Science Fiction, Fourth Series», 1955 г.
— сборник «Лекарство от меланхолии», 1959 г.
— журнал «SF Magazine Vol. 1 №1 (1)», 1960 г.
— антологию «На волне космоса», 1964 г.
— антологию «Tomorrow’s Children», 1966 г.
— антологию «Voyages: Scenarios for a Ship Called Earth», 1971 г.
— антологию «Space Opera: An Anthology of Way-Back-When Futures», 1974 г.
— антологию «Lilled Algernonile. Anglo-ameerika kirjanike ulmelugusid», 1976 г.
— сборник «To Sing Strange Songs», 1979 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— антологию «Peter Davison's Book of Alien Planets», 1983 г.
— антологию «Children of the Future», 1984 г.
— журнал «Костёр 1986`11», 1986 г.
— антологию «Science Fiction Stories», 1988 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Планета Норагаль», 1996 г.
— антологию «Звезда по имени Галь. Земляничное окошко», 1999 г.
— антологию «The SFWA Grand Masters, Volume 2», 2000 г.
— антологию «Антология мировой детской литературы», 2003 г.
— антологию «The Very Best of Fantasy & Science Fiction: Sixtieth Anniversary Anthology», 2009 г.
— антологию «Апрель в Париже», 2012 г.
- /языки:
- русский (45), английский (16), эстонский (1), украинский (1), тайский (1)
- /тип:
- книги (56), периодика (2), самиздат (1), аудиокниги (5)
- /перевод:
- Л. Арива (1), К. Васильев (2), Н. Галь (30), Л. Жданов (3), Е. Кифенко (1), А. Оганян (4)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Елена0208, 22 сентября 2024 г.
В начальных классах, не помню точно, во 2-м или 3-м, к нам зачислили нового ученика — он с семьёй приехал на полгода всего (у его мамы были проблемы со здоровьем). Мы живём на юге, в жарком хлеборобном крае. КавМинВоды, короче. А эти люди приехали из сибирского шахтёрского городка. Из одной провинции в другую за полстраны. Мальчишка был мелким, худющим, носил очки -7. Понятно, что его рассказы о своём регионе нашим пацанам показались выдумкой и его отлупили. Сначала пару тумаков отвесили, потом буцкали частенько. Фамилию его уже забыла, а имя помню — Артур. Понятно, что родители его сразу забрали из нашей школы и устроили в другую. Дальнейшая его судьба мне не известна. Кстати, у меня родственники живут в Кузбассе и я там бывала на каникулах, видела угольные разрезы и дышала смогом, понимала, что он не врёт. В его защиту однажды пыталась выступить, но... побоялась оказаться битой своими-же. Да, смалодушничала. Мне 8 лет было и я в «оторвах» не числилась.
В эти же годы я выписывала детско-юношеские журналы «Костёр» и «Пионер». Там, помимо идейно-правильных статей, иногда печатали интересные рассказы. Однажды попался мне и «Всё лето в один день». А я сразу забитого мальчишку вспомнила. Привязка к космосу не сработала, а вот жестокость моих одноклассников к «другому» человеку была аналогичной. На ближайшем классном часе я эту повесть одноклассникам прочитала, объяснила, почему она меня так взволновала. Меня встретило дружное молчание. Молчала и училка. На этом, собственно, всё и закончилось. Все разошлись по домам, никто эту историю больше не вспоминал. А я этот журнал долго хранила. потом при переезде он потерялся. А жаль... Да здравствует Интернет! Я нашла этот рассказ (на роман не тянет, т.к. короткий) и — даже прослезилась.
Darth_Veter, 26 января 2024 г.
Селясь на Венере, люди не ожидали, как тосклива и однообразна будет жизнь на ней. Семь лет сплошных дождей, за которыми следует всего один-единственный час, когда солнце выглядывает из-за хмурых туч, и мир приобретает совсем иные черты... Еще одна история на тему инопланетной метеорологии. Точнее — венерианской. Нечто похожее вы можете встретить в другом рассказе Брэдбери — «Нескончаемом дожде». Только в данной истории всё чуть-чуть привлекательнее — из-за того самого солнечного часа. Мотивы те же самые, только с добавлением небольшой надежды увидеть солнечный диск. Даже на таких условиях сильной депрессии не избежать. Достаточно сказать, что зима для россиян потому так уныла и депрессивна, что постоянно укрывает небо толстым слоем облаков. Наверно, потому мы так бурно радуемся приходу весны (достаточно вспомнить хотя бы праздник Масленицы). И потому так ценим каждый ясный зимний день: «Мороз и солнце — день чудесный! / Еще ты дремлешь, друг прелестный — / Пора, красавица, проснись: / Открой сомкнуты негой взоры / Навстречу северной Авроры, / Звездою севера явись!». Очень жаль, если по каким-то причинам ты упускаешь эту возможность — например, тебя ровно на час запирают в темной и пыльной кладовке...
------------
РЕЗЮМЕ: ода Солнцу, рассказанная от лица детей, обитающих на поверхности постоянно закрытой облаками Венеры. Особо грустная потому, что одного из них намеренно закрыли в темной кладовке.
vfvfhm, 29 октября 2022 г.
Умеет Брэдбери поэтизировать детство. Даже его жестокость, слабость и беззащитность. Минут на пять создается ложное впечатление, что не так все и плохо было во времена, когда тебя любая ничтожная гадина могла обидеть, причинить боль и страдание. Ну, мы же, типа, были все в одной лодке, правда? Дар автора гуманизировать и утешать застарелые раны тут работает на отлично.
Другая сторона этого короткого шедевра доказывает правоту Льва Толстого: можно выдумать все ,кроме психологии. Сегодня мы усиленно ищем жалкие следы биомаркеров в средних слоях кислотной атмосферы вероятно безжизненной Венеры, а рассказ остается живой, волнующий, удивительный!
mputnik, 24 ноября 2021 г.
Очередной кандидат в шедевры из рейтингов «... лучших НФ-рассказов». Статистика отзывов тут, на Фантлабе — практически традиционна (кнопочка «подробнее»): каждые четверо из каждых десяти, проставивших оценку, идентифицирует текст как «крепкого середнячка» (7-8 баллов), примерно каждый двадцатый (чуть чаще) – категорически против «шедевра» вообще, оставшиеся чуть больше половины — да, таки «согласны на шедевр» (9-10 баллов).
Но в данном конкретном случае, уважаемый потенциальный читатель, буду настаивать на реальности гораздо более низкой оценки (не более 5). Это, между прочим — никоим образом не уничижительная оценка, это — вполне себе золотая серединка. Просто — увы и ах — да, никоим образом не шедевр. Далеко не шедевр. Всего-то и «фантастического» в этом тексте — антуражные тематические декорации: бесконечный дождь на Венере и то, как его (дождь) воспринимают колонисты. Ни — захватывающих дух футурологических предсказаний, ни — грандиознейших технологических чудес, ни — будоражащих воображение грядущих социологических, психологических, этнических и прочих перемен. Вообще — ничего из «фантазийной оперы».Обычная, банальная, тривиальная «бытовая зарисовка».
Плюс ко всему — это ещё и зарисовка «ушинско-макаренская», в типичных традициях времен брежневского застоя. Особо чего плохого в этом — конечно же — нет. Намерения-то — благие: воспитание подрастающего, умиление стареющего и т.п. Ну да, ну да, ну да. Не наказуемо. Однако... эээ... — «шедевр»? Сильно усомнюсь, уважаемый потенциальный
Renat Makhmutov, 6 июля 2020 г.
Да, жалко девочку, но для меня более эмоциональном в этом рассказе было именно появление солнца. Радости детей этому явлению. После этого рассказа есть о чем задуматься, даже не обязательно о жестокости детей и что было бы, если мы видели солнце раз в семь лет. Нет, после рассказа такое состояние, что есть желание остановиться. задуматься и что-то переосознать! Отличный рассказ, советую всем с ним ознакомиться!
Alexey_O, 1 июня 2020 г.
Подростком основную идею рассказа воспринимал как детскую жестокость, сейчас, перечитав (задали сыну на каникулы) снова, оценил события по-иному. Насколько человеку нужен праздник с элементами волшебства и слишком большое увлечение им не приведет ли к ожиданию своеобразного «отпуска в сентябре», а придумав/признав в явлении почти религиозный фетиш, стоило ли его оставлять «земным»? Ведь по сравнению с людьми из первого рассказа «Венерианского цикла» дети уже не тяготятся «вечным» дождем, это логично, человек ко всему привыкает, иначе сойдет с ума, однако сохранено преклонение перед солнцем. Несчастливы ли эскимосы или чукчи, никогда не купавшиеся в море, не загоравшие на песчаных пляжах, у которых полярная ночь длится больше полугода? А может быть несчастлив кочевник, покинувший родную степь, носящий с собой высушенные ковыль или полынь, чтобы вдохнуть их запах и вспомнить степные просторы? Изначально попытка оценивать свою жизнь по «земным» меркам ставит в неравное положение детей Земли и Венеры. У венерианских детей должны быть свои достопримечательности, те, которыми они могли бы гордиться, что их могло бы объединять, своя «Лорелея», и, по-идее, так и должно было быть. Скорее всего, дети восприняли бы солнце, от «ну и что особенного» до «ничего хорошего, глаза режет». Слишком много негатива, на мой взгляд, заложено для них в образе Солнца: то, чего лишены, то, что навязывают взрослые.
dxbckt, 26 сентября 2019 г.
В этом коротком рассказе переплетаются две темы... одна — это космос, колонизации и все такое что с этим связанно... А вот вторая — (древняя как мир) проблема «подростковой жестокости и индентичности личности и коллектива».
По сюжету рассказа (неким образом продолжающего описывать мир из несвязанного рассказа «Несмолкающий дождь» из цикла «Венерианские хроники) группа подростков начинает травлю своей ровесницы которая не выросла (как они) на этой планете, а прибыла с планеты Земля... А дальше «все по накатанному шаблону» известному со времен вечной борьбы «деревенских и городских»... но некой «изюминкой» всего этого действа становится одна (уже ранее указанная автором) особенность «смены времен года» на данной планете. Конечно с одной стороны — ничего особенного и не происходит... ну «поставили в угол», ну «заперли»... а по факту все гораздо больше чем кажется на самом деле.
lex_art, 2 сентября 2019 г.
Принято считать, что настоящий психопат творит зло именно в силу свой бесчувственности. Он не может примерить на себя страдания жертвы, но может ими наслаждаться. Поэтому и мучит человека. На самом дел схема несколько сложнее и не в одной эмпатии (или ее отсутствии) дело. Детская жестокость тоже является следствием эмпатии. Вот примерили одноклассники Мегги на себя то, что она чувствовала и что после этого им захотелось сделать от возникшей зависти? Что-то нехорошее. Тоже от больших чувств. В том-то и беда, что чувства у ребенка есть, а культуры еще нет. Все-таки сопереживание само по себе не есть то, что управляет нашими поступками при взаимодействии с себе подобными. И слава Богу. Комбинация сопереживания и культуры больше подойдет на роль управляющего механизма.
Все-таки рассказ вышел если не оптимистическим, то по крайней мере нейтральным. Как минимум дети осознали, что натворили. А значит поимели крупицу культуры. Хорошо бы расти культурно не насилуя окружающих. Да только не всегда выходит.
Nikonorov, 11 февраля 2019 г.
Конечно, рассказ, написанный ради чувства жалости. Этакая спекуляция. Неоправданная жестокость детей по отношению к девочке с Земли.
Но в качестве основы для грустного очерка — да, самое то. Отличная атмосфера ожидания, отлично показана усталость от дождя, отлично показана ценность солнца. И почему-то за девочку Марго вдвойне обидно оттого, что автор как бы забыл о ней, бросил, покинул вместе с ребятами, запершими ее в чулане. И лишь в конце будто бы случайно вспомнил и... Не сказал ни слова. Просто «выпустил» ее.
И знаете, наряду с рассказом Кинга «Долгий джонт», эта недосказанность рождает тревогу. И, пожалуй, лучше бы и не касались того, что же там произошло с девочкой, и без того страдавшей и не находившей себе места среди венерианцев.
йокумон, 24 августа 2017 г.
Я, знаете, Брэдбери впервые прочел очень поздно, за двадцать мне уже было. Как то не попадался он мне, а читал я тогда бессистемно, что найдется. Про Брэдбери я конечно слышал, что есть такой автор, посмотрел раз его книгу изданную еще в СССР, прочел аннотацию, что то типа «прогрессивный американский писатель», ну и оставил. Думаю, «клеймит наверное гнилую буржуазию, вот и прогрессивный». В общем читать такая аннотация желания не пробудила) Потом уже, через несколько лет, брожу по книжному рынку, ничего интересного не попадается, а старых советских изданий Брэдбери — куча. По дешевке. Решил, возьму одно — не обеднею. Взял сборник с рассказами и романом «451 по фаренгейту». Когда начал читать, думаю «так и знал». Любил я тогда (да и сейчас)) фантастику твердую, научную, с интересной идеей, или оригинальным описанием мира. А у этого Бредбери — ни идей научных, ни технологий футуристических — сказочки какие-то. Вот же ж — купил фигню зачем то. Но читаю от нечего делать. Дошел вот до этого рассказа, прочитал, глаза промокнул и думаю -«вот чертов Брэдбери, когда же он успел стать одним из любимых авторов?» Ведь раньше еще, в процессе чтения, но только на рассказе «Все лето в один день» до меня это дошло. Вот так, вот...
Yarowind, 26 октября 2016 г.
Дети часто бывают жестоки, очень жестоки. И не любят тех, кто чем-то выбивается из общей массы. Даже если они живут на Венере, где семь лет непрерывно льет дождь, и затем лишь на несколько часов показывается солнце.
Стронций 88, 1 марта 2016 г.
Кстати сказать, это скорее даже не лето в один день, а в каких-то жалких два часа…
Очередная совершенно поэтическая вещь Брэдбери – очаровывающая, с сильными эмоциями и необычным миром. Очередная симфония от Брэдбери. Да, может быть люди читавшие «Чучело» Железникова почувствуют определённую похожесть, да и жестокость по отношению к «непохожим на тебя» среди детей вещь в литературе не раз использованная, но тут вышло очень эмоционально, особенно на этом фоне – на фоне чудесного, прекрасного; на фоне поэтического слова автора. Язык, конечно, просто потрясающий. Мне кажется с таким языком из любой даже избитой донельзя темы можно сделать конфетку. И вот так и получается, в принципе из темы, которая не раз использовалась (хоть и по делу) – такой яркий ароматный цветок. Запоминающийся рассказ.
upgo, 4 августа 2014 г.
Дети всегда были и есть жестокими. В каждом классе есть изгой, которого не принимают, чаще всего им оказывается слабый или замкнутый ребенок, которому трудно найти поддержку среди ровесников. Всем приятно выглядеть круче, пусть и за счет других. В данной ситуации мы видим всеобщую нелюбовь, построенную на зависти, и описанную в прекрасном стиле автора. ( Я помню как сам чуть страдал от зависти, когда в детстве проболтался что у меня есть мощный «кампьютер» :-) ) Радует то, что дети все-таки вспомнили о Марго и выпустили ее. Автор пытается натолкнуть нас на размышления, и какие они будут — это уже дело личное, а я просто порекомендую прочитать и попытаться понять смысл.
amak2508, 9 марта 2014 г.
Ни в коем случае не умаляя писательских талантов автора следует все-таки признать, что рассказ на этот раз удался ему далеко не полностью.
Не секрет, что дети часто бывают жестокими, и то, что они сделали с героиней рассказа, хоть как-то выделявшейся среди них, удивления отнюдь не вызывает. Скорее удивляет их финальное раскаяние — оно-то как раз для детей далеко не так типично. То есть, все произошедшее на страницах рассказа, в общем, понятно, но... — и что дальше-то? Такое впечатление, что автор пообещал читателю что-то интересное, но, не дойдя до этого места, прервал повествование на полуслове. А если дальше ничего нет, то, скажите на милость, зачем тогда это вещь вообще была написана?
Хотя, конечно, волшебный язык автора, которым написан рассказ, никуда не делся. Как никуда не делась и великолепная передача того эмоционального настроя ожидания и надежды... Отчасти это, конечно, должно примерить читателя с рассказом....
gaid, 4 января 2014 г.
Если смотреть на рассказ со всех сторон — тематика, другая планета, условия жизни, то рассказ обычен. Но автор внес в него не только описание быта, проблемы поселенцев, а поднял вопрос обращения с детьми — «белыми воронами». Оказывается это проблема не только родины поселенцев, а всех, кто когда-нибудь сталкивался с нашим жестоким обществом. Самыми жестоким всегда были и остаются дети — они могут толпой издеваться над тем, кто на них не похож, мыслит не так как принято в их обществе, выглядит по иному. Это вечная и горькая проблема нашей жизни. Просто разговорами, наветами, наказанием ее не решить. Из-за нашего бессилия «другие» дети должны страдать. Никому не важно, какие таланты у ребенка, что он умеет — на нем клеймо, он «не наш».
В этом рассказе автор сознательно отодвигает на второй план всю необычность происходящего. Надо охать и ахать — клево, рассказ о жизне на Венере, трудности преодолены, мы приручили планету. Ан нет, описания проблем, растительности в памяти не остались, а остается только безразличие и жестокость детей, а вместе с ними и взрослых. Можно делать вид, что ты не в курсе, но это только обман.