fantlab ru

Роджер Желязны «Ночь в одиноком октябре»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.56
Оценок:
2635
Моя оценка:
-

подробнее

Ночь в одиноком октябре

A Night in the Lonesome October

Другие названия: Ночь в тоскливом октябре; Тоскливой октябрьской ночью...

Роман, год (год написания: 1992); цикл «Джек Потрошитель», цикл «Дракула. Свободные продолжения», цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения», цикл «Франкенштейн. Свободные продолжения», цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 221
Аннотация:

Повествование ведется от имени Нюха, сторожевого пса, компаньона колдуна Джека (Джека-Потрошителя, вечного изгнанника, обреченного бродить по земле). Его друзья-враги — кошка по имени Серая Метелка, филин Ночной Ветер, полоз Шипучка, летучая мышь Игла — так же, как и Нюх, вместе со своими хозяевами участвуют в Игре, результатом которой должно стать открытие (или не открытие?) Ворот в иной Мир.

Примечание:

  • Роман написан в 1979 и 1991-1992 гг.

  • Роман посвящен Мэри Шелли, Эдгару Аллану По, Брэму Стокеру, Артуру Конану Дойлю, Х. Ф. Лавкрафту, Рэю Брэдбери, Роберту Блоху, Альберту Пейсону Терхьюну и создателям многих старых фильмов.

  • Отнесение романа к межавторским циклам в достаточной мере условное.


  • Входит в:


    Награды и премии:


    лауреат
    "Сталкер" / Stalker, 2002 // Переводной роман (США, 1993)

    лауреат
    Премия «Италия» / Premio Italia, 2021 // Зарубежный роман (США)

    Номинации на премии:


    номинант
    Небьюла / Nebula Award, 1994 // Роман

    Похожие произведения:

     

     

    
    Ночь в тоскливом октябре
    1995 г.
    Миры Роджера Желязны. Том 11
    1996 г.
    Ночь в одиноком октябре
    1997 г.
    Ночь в одиноком октябре
    2000 г.
    Двери в песке
    2003 г.
    Ночь в одиноком октябре
    2004 г.
    Миры Роджера Желязны
    2009 г.
    Ночь в одиноком октябре
    2016 г.
    Ночь в одиноком октябре
    2017 г.
    Ночь в одиноком октябре
    2018 г.
    Ночь в одиноком октябре
    2019 г.
    Ночь в тоскливом октябре
    2021 г.
    Ночь в тоскливом октябре
    2022 г.
    Ночь в одиноком октябре
    2023 г.

    Аудиокниги:

    Ночь в одиноком октябре
    2017 г.

    Издания на иностранных языках:

    A Night in the Lonesome October
    1993 г.
    (английский)
    Една нощ през самотния октомври
    1994 г.
    (болгарский)
    A Night in the Lonesome October
    1994 г.
    (английский)
    A Night in the Lonesome October
    1994 г.
    (английский)
    A Night in the Lonesome October
    2014 г.
    (английский)
    Ніч у самотньому жовтні
    2018 г.
    (украинский)




     




    Отзывы читателей

    Рейтинг отзыва


    – [  48  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    «Все смешалось в общем танце,

    И летят во сне концы

    Гамадрилы и британцы,

    Ведьмы, блохи, мертвецы...

    Меркнут знаки Зодиака

    Над постройками села,

    Спит животное Собака,

    Дремлет рыба Камбала..»

    Н. Заболоцкий «Знаки Зодиака»

    Каким чудесным, уютным, симпатичным, словно бы лично для меня написанным и перевязанным ленточкой, подарком был этот роман после крайне утомившего «Джека-из-тени» :) И наконец-то я смогла с чувством и блаженно-дурацкой улыбкой на лице сказать ту фразу, которую так хотелось произнести: «Вот отличная вещь!».

    Снафф, глазами которого мы смотрим на весь этот октябрьский мир интриг и суетливых приготовлений — существо поразительное.Так и видишь большого, чуть нескладного пса с умным оценивающим взглядом и всегда готовым иронически приподняться ухом. Одним выразительным движением брови он усмиряет потусторонних тварей в зеркалах и утихомиривает нечисть в шкафу. Он умен и философичен. Он ироничен и дипломатичен. Он устанавливает контакты, разведывает информацию, следит за порядком в доме своего загадочного опасного хозяина. Он классически образован и с одинаковой элегантностью цитирует Вергилия и Эдну Сент-Винсент Миллей. Он математик, астролог и астроном и именно он делает все расчеты к приближающемуся Противостоянию, попутно иронически-вежливо отвергая непрекращающиеся попытки Твари в Круге соблазнить его аристократической статью афганской борзой или изысканностью крохотной азиатской красотки-Пекинеса :)

    Читаешь, как два трезвых и прагматичных пса наблюдают за гомерически смешной сценой на кладбище («Глаза нужны кому-нибудь? — Да, мне, пожалуйста, один. — Ловите! — А есть у кого лишний позвонок повешенного? — Вот тут у меня какие-то раздробленные лежат, может, сгодятся?») и улыбка поневоле расплывается до ушей («Ну, вот видите, и этот за собой могилку не зарыл...» — сокрушается кладбищенский сторож, которому опять влетит за беспорядок на вверенном ему участке). Восхищаешься верностью друзьям. готовностью прийти на помощь — а потом вдруг понимаешь, что мастерство автора таково, что ты уже обожаешь этого умного, доброжелательного и циничного хвостатого резонера — и далеко не сразу начинаешь замечать, как часто Желязны «тихо, вполголоса» напоминает, что этот обаятельный пес — спутник ... убийцы? При необходимости также способный и напасть — и убить (недаром один из его собеседников небрежно, как само собой разумеещееся, спрашивает :«Это твой хозяин его убил? Или ты?» — без всякого удивления или осуждения, но только с живым интересом). И что вообще-то, одно из значений имени этого достославного хвостатого джентльмена — «Убийство».

    И хотя и экзотичный опасный Джек с его молнией вспыхивающим ножом, и забавная Джилл, и Великий Сыщик, и серая, как помело своей хозяйки, кошка Грималкин — превосходно созданные типажи, заставить себя видеть и слышать кого-то, кроме Снаффа — очень трудно. Я читала и улыбалась и пыталась понять, откуда у меня такое сильное чувство дежа вю, откуда я знаю Снаффа — а я точно знаю и уже сталкивалась и с этим сухим юмором, и с воспитаннейшим культурным тоном, и с забавными маньеризмами.

    А потом до меня дошло — Дживз! :))) Совершенный, безупречный и бесподобный английский дворецкий. Умный, умеющий с достоинством отступить в тень, но хорошо знающий себе цену, обворожительный, преданный и находчивый. И пока Джек, как Берти Вустер на рояле, виртуозно играет ножом — на пороге появляется Снафф, обводит все внимательно-снисходительным взглядом и все-все-все — от ктулху-подобных обитателей зеркал и до вампиров с оборотнями — моментально принимает надлежащий вид и обретает свое место. Как и положено хозяйству у превосходного дворецкого.

    В конце хочется только счастливо ухмыльнуться и сказать: «Это замечательная книга. Просто замечательная».

    Оценка: 10
    – [  28  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    От последнего романа Роджера Желязны, того самого, за который он получил сразу две престижные литературные награды, что любим критиками и обожаем фанатами, что считается лучшим произведением мастера, чуть ли не вершиной его творчества, я ждал чего-то если не запредельного, то как минимум потрясающего. И, черт, как же я боялся разочароваться.

    Но вот я прочел.

    Закрыл книгу.

    Выдохнул…

    И такое чувство, что последний раз вдыхал, когда начинал читать. Захватило. По-настоящему, крепко-накрепко, как не захватывало ничего уже давно-давно. О минусах и говорить не хочется. Да их и нет, наверное. Я, во всяком случае, не заметил. А вот хорошего – хоть отбавляй. Что ж, начнем, пожалуй.

    Манера изложения. Первое что бросается в глаза, а потому первым делом и рассмотрим. Охарактеризовать слог романа можно одним словом: изящно! Почитайте и убедитесь сами. «Ночь в тоскливом октябре» — один из немногих виденных мною романов, где нет ни одного лишнего слова, никаких затянутостей, бесполезных отступлений, лишних описаний, размышлений – ничего подобного. Язык прост, но поэтичен. Почти идеален. Почти, потому что идеал – все ж штука недостижимая.

    Персонажи – выше всяких похвал. И игроки, и их животные-помощники, выражаясь умнее, фамилиары. В игроках сразу узнаешь героев любимых книг, кинофильмов, историчных личностей. Такая литературная игра. Стоит заметить, очень занятная. Животные – отдельный разговор. Не проникнуться к ним симпатией просто невозможно. И именно они, не игроки, а их помощники настоящие главные герои.

    Великолепен и сюжет. В какой-то степени он детективный, но наверняка сказать сложно. Целый веер то ли конфликтов, то ли совсем не конфликтов, все туманно, загадочно, и при этом события развиваются динамично и захватывающе. Атмосфера таинственности не разрушается до самого конца, когда вроде бы все уже известно и никаких загадок… ну почти никаких загадок не остается.

    Картина происходящего собирается из мелких кусочков, автор отнюдь не пытается нам объяснить, что собственно происходит – все, абсолютно все мы узнаем из диалогов и редких рассуждений главного героя. Собаки Стаффа! Черт, до чего странно поначалу было наблюдать за событиями глазами пса. Необычно. Но очень интересно. И пара слов о диалогах: они великолепны!

    В общем, одни, наверное, найдут в книге лишь крайне интересную историю, другие заглянут глубже, разгадают суть Игры – и те и другие получат колоссальное удовольствие! В общем, вывод прост: «Ночь в тоскливом октябре» — великолепное произведение, не влюбиться в которое просто невозможно!

    Оценка: 10
    – [  22  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Как установил известный американский психолог Эрик Берн всю свою жизнь люди только и занимаются тем, что играют в различные игры, осознавая это или нет. В некоторой мере именно этой теме и посвящено произведение писателя фантаста Роджера Желязны «Ночь в одиноком октябре».

    Лондон и его окрестности в период промозглого октября конца 19 века становятся местом действия Великой Игры, что проходит с определенной периодичностью уже с начала веков, а исход Игры может поменять облик существующего мира. Участники её разнообразны и неизвестны друг другу до самого последнего дня (главное событие игры всегда происходит в канун Дня всех святых — 31 октября), но с самого начала принимают одну из сторон — Закрывающих или Открывающих, что это означает читатель сможет узнать, прочитав книгу. Вся игра до собственно события посвящена преумножению своих мистических сил, вычислению других участников, попыткам понять на одной ли они стороне и в зависимости от выводов попыткам устранить их до наступления последнего дня, или попыткам заключить альянсы и работать совместно. Все персонажи книги тем или иным образом вовлечены в Великую игру, осознанно являясь участниками или случайно став теми, кто влияет на баланс сил.

    Коньком Желязны всегда была мифопоэтика – произведения, использующие мифологию как основу для создания мира и поэтичный язык для описания событий происходящих в нем. «Ночь» пожалуй, можно считать пиковым произведением, отработавшим эти два аспекта на высочайшем уровне. В качестве мифологического фона взята готическая Англия, а скорее готический Лондон, тесно сплетенный с Мифосом Г. Лавкрафта., Населяют же его известные, знаковые и просто типичные персонажи, ассоциируемые с мистикой в тот период (Ведьма, клерик, оборотень, Распутин, Дракула и другие), хотя отметятся и такие персонажи как Шерлок Холмс и Ватсон.

    Что касается поэтической части, то книге удается каким то невероятным образом передать ощущения осени, легкой грусти, неспешной поры увядания природы. Действие поначалу развивается медленно, буквально обволакивая читающего и, даря ему возможность с головой окунуться в описанный мир.

    Книга построена достаточно необычным способом. Конечно, в выбранной писателем форме своеобразного дневника мало удивительного, такие примеры встречались и продолжают встречаться в литературе. Но своеобразен этот дневник тем, что его автор, совместно главный герой этого произведения, не может писать в силу физиологических особенностей строения лап, поэтому каждый из 31 дня октября пересказывается от первого лица. Но не это делает построение книги необычной, таковым его делает главный герой. В качестве главного героя Желязны выбрал того, кого обычно называют помощником или фамилиаром, сторожевого пса Снаффа. Хотя назвать его просто сторожевым псом было бы преуменьшением, Снафф некое сверхъестественное существо, вызванное хозяином и заключенное в оболочке пса, поэтому он сочетает полный набор собачьих инстинктов и привычек с разумом, по меньшей мере, сравнимым с человеческим. Его хозяина зовут Джек, и он как раз тот, кто обычно становится главным героем. Он один из участников Игры, принимающий в ней участие уже совсем не первый раз, хранитель одного из двух главных орудий Игры. О нем мы также знаем немного, и приоткрою небольшую тайну, так и не узнаем. Сам по себе как персонаж он собирательный образ, сочетающий в себе несколько персонажей: одного из самых известных героев Желязны – Джека-из-тени, знаменитого полумифического серийного убийцу Джека Потрошителя, а в какой то мере даже и библейского Каина….

    Но все происходящее мы увидим с перспективы его сторожевого пса и только его глазами, слухом и обонянием. С помощью этого писатель смог создать удивительный эффект, эпическое фэнтезийное событие подается с удивительно бытовой, домашней и уютной точки зрения. Снафф выполняет свои обязанности по дому, охраняя его от непрошеных гостей и держа под присмотром мелких демонов, заточенных Джеком для своих целей, ходит с хозяином на ночные вылазки, спит и видит сны, ест и закапывает кости, общается с другими животными, в том числе и фамилиарами других участников, проводит свои небольшие исследования и расследования, также принимая участие в Игре. Но, в конце концов, он и просто домашний пес, который больше всего любит полежать у ног хозяина рядом с теплым камином, и Роджер сумел сохранить это в книге.

    Сюжет ускоряет темп с каждым днем, вводятся новые персонажи, заключаются союзы, строятся заговоры и возникают, казалось бы не слишком уместные, чувства: писателю найдётся чем удивить читателя, выстроив в самом финале весьма напряжённую ситуацию, к которой до этого и вела вся книга.

    Одно из лучших произведений Мастера.

    Оценка: 10
    – [  20  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Сегодня 31 октября, канун Хэллоуина. Самое время написать отзыв об этой книге.

    ... Вот простые люди ходят и не знают (а если и догадываются, то немногие), что в пригородах Лондона в это тоскливое время идёт не только моросящий дождь, но и тайная подготовка к Игре, начало которой приурочено к полуночи перед Днем Всех Святых.

    Вести Игру призваны некие загадочные и таинственные персонажи- хранители заклятий, сущность которых приоткрыта не полностью, но пытливый читатель может угадать в них черты

    Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
    графа Дракулы, Франкенштейна
    и прочих масс-культовых персонажей (полезно также обратить внимание на перечень имен в авторском посвящении). «Русский след» также в наличии.)

    Пока ведущие участники ритуала втайне готовятся вступить в Игру, их верные ползающие, летающие и бегающие помощники — довольно пёстрая команда, заняты собственными интригами.

    «Это моя работа – наблюдать и знать» гордо заявляет сторожевой пес по кличке Нюх, от лица (если можно так выразиться) которого и звучит вся история. Получилось довольно забавно. Авторский юмор привнесённый в диалоги и описания, как всегда, на высоте.

    Говорить об Игре в открытую не принято, её смысл и Правила являются основной загадкой сюжета, тщательно припрятанной до поры, до времени. Мастер умело поддерживает интригу на протяжении всего текста. Читателю дозировано перепадают лишь крохи информации, добытые Нюхом путем интриг, дипломатических уловок и банального шпионажа.

    Может быть, «Ночь...» так и осталась бы ещё одним просто хорошим творением Мастера, но меня восхитила безудержность его поэтической фантазии, позволившей краем глаза заглянуть в волшебную Страну Грез.

    Каюсь, не раз хотелось забежать по тексту вперёд и одним махом разрешить все вопросы... Но я держался! И вам ничего такого относительно кульминации тоже не скажу.) Намекну только, что в финале будет жарко!

    Роджер Желязны всегда дает волю читательскому воображению, его герои всегда сохраняют ореол таинственности, их образы не избиты. Всё перечисленное в книге присутствует. Да и сам автор признавал «Ночь в дождливом (тоскливом) октябре» одним из своих лучших творений.

    Оценка: 10
    – [  19  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Повествование ведётся от лица пса Снаффа, фамильяра одного из игроков, известного под именем Джек. Снафф словно бы ведёт отчёт или рассказывает невидимым собеседникам о событиях каждой ночи, ведущей к Игре. По правде говоря, Снафф вообще не пёс, а существо из иного мира, призванное Джеком и лишь принявшее облик пса. Вместе с обликом Снафф перенял и некоторые собачьи повадки, но он далеко не обычный пёс. Скорее он равный партнёр Джека и полноценный участник Игры. Он умён, воспитан и хорошо образован. Он способен проводить сложнейшие математические расчёты и цитировать Вергилия и говорить на латыни. Он налаживает контакты, ведёт переговоры, собирает информацию и раз в день, с полуночи до часа ночи, способен делиться наблюдениями с Джеком.

    Сам Джек тоже непрост. В его облике угадываются черты и Джека Потрошителя, и другого известного персонажа Желязны Джека-из-Тени, и даже библейского Каина. На первый взгляд, это исключительно положительный персонаж, образцовый джентельмен, всегда играющий только за хороших парней — Закрывающих. Вот только... в глазах его таятся безумные блики, а в кармане прячется нож, на лезвии которого выгравированы древние рунические письмена. Большую часть времени Джек держит себя в узде, но стоит утратить над собой контроль, и он способен превратиться в безжалостного убийцу.

    За свою долгую жизнь Снафф с Джеком стали жертвами сразу нескольких проклятий, одно из которых притягивает к парочке различных Тварей. Джек держит Тварей в разных уголках дома — кого в зеркале, кого в шкафу, кого на чердаке, а кого — в паровом котле. Твари безостановочно пытаются вырваться и устроить кровавую баню, поэтому Снафф каждый день по несколько раз вынужден обходить весь дом дозором. Занятие геморройное, но необходимое, пусть и цели героев далеки от альтруистических — Джек намеревается использовать Тварей в день Игры, если дела будут складываться не в пользу Закрывающих.

    Правда, до Игры ещё дожить надо. Начиная с новолуния, правила допускают фатальные методы избавления от мешающих игроков. Если, конечно, вы уверены в том, что ваша жертва выступает не на вашей стороне. Если вас, конечно, в принципе волнуют подобные условности.

    Среди героев нет однозначно отрицательных или положительных персонажей (ну, может, за исключением Великого Сыщика и Ларри Тальбота). Всем участникам Игры, как Открывающим, так и Закрывающим, для участия требуются определённые ингредиенты, и некоторые из них можно собрать только с тела свежеубитого трупа. У игроков свои мотивы участвовать в игре, поэтому располагающая к себе ведьма Джилл играет за Открывающих, а на стороне Закрывающих может выступить граф Дракула, чьи пристрастия к человеческому роду редко выходят за пределы гурманных.

    А вот фамильяры Игроков совсем другое дело. Животные зачастую дружат друг с другом и способны работать сообща, иногда даже после того, как становится ясно, что они играют за разные стороны. Так, на протяжении всего повествования лучшим другом Снаффа остаётся кошка Джилл Серая Дымка.

    У каждого из игроков есть свой прототип, причём в каждом случае источники вдохновения у Желязны разные, начиная от книг Артура Конан Дойля, Брэма Стокера и Говарда Филлипса Лавкрафта и старых фильмов ужасов от студий «Юниверсал» и «Хаммер», и заканчивая криминальными хрониками и историей английского оккультизма.

    Автор словно играет в игру, смешав в одной книге персонажей всех своих любимых произведений. И, что самое замечательное, Желязны предлагает читателям сыграть в эту игру вместе с ним: а попробуйте самостоятельно разобраться в происходящем, понять правила Игры и отыскать все щедро разбросанные по тексту цитаты, отсылки и пасхалки.

    Желязны держит читателя за равного себе, поэтому старается не испортить удовольствие и предоставить им возможность составить полную картину происходящего самостоятельно. Вся необходимая информация для этого есть; она разбросана по тексту крохотными обрывками, прячется в диалогах персонажей и просачивается в редких рассуждениях Снаффа, который, сам того не желая, нет-нет, да сболтнёт лишнего.

    Благодаря подобной манере изложения интрига держится до последней страницы. Желязны не забывает регулярно подбрасывать новые сюрпризы, а казавшиеся поначалу бесполезными кусочки информации в итоге оказываются недостающими элементами паззла, который собирается в единую картинку.

    Снафф очень искусный рассказчик, он избегает ненужных отступлений и затянутых рассуждений. События в романе развиваются по нарастающей. Если в первой половине месяца игроки лишь присматриваются друг к другу и пытаются понять, кто участвует в Игре (и, желательно, на какой стороне), а кто просто мимо проходил, то ближе к финалу, когда Силы участников растут, а ставки на кону становятся все больше, в ход идут все более аморальные приемы.

    Структура повествования соответствует темпу событий. Сухие и краткие отчеты начала октября сменяются длинными и обстоятельными описаниями последних дней месяца. Причём дело не только в том, что дни после новолуния больше богаты на события, чем дни до. Сама речь Снаффа меняется и становится более разнообразной, словно растущая луна влияет не только на его силу, но и на словарный запас.

    Снафф, даром, что пёс, обладает необычно острым и внимательным взглядом и способен всего в нескольких словах передать всю красоту окружающего мира, богатство и насыщенность осенних красок и свежесть чистого воздуха, в котором поутру уже чувствуется холодное дыхание первых морозов.

    Пожалуй, единственный минус «Ночи» — слишком резкая концовка. Повествование обрывается сразу после кульминации, не давая читателю возможности насладиться развязкой и должным образом попрощаться с полюбившимися персонажами. Впрочем, такой финал вполне в духе Снаффа: все по делу, никаких сантиментов, ничего лишнего.

    Оценка: 10
    – [  17  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Есть в году особенное, мистическое время, когда на границе лета и зимы преграда между реальным и потусторонним мирами истончается. И тогда к нам могут проникнуть самые разные волшебные существа — добрые и не очень, завораживая и пугая своими выходками. В этот необычный день души умерших могут вернуться назад в свои родные дома, а живые увидеть потусторонний мир. Странное, опасное время -канун Дня Всех Святых, древний праздник Самайн, Хэллоуин — выбирайте название по вкусу!

    Но иногда случается совсем необычное. Когда на конец стылого октября приходится полнолуние, граница между мирами готова рухнуть окончательно, и тогда всё перемешается так, что уже невозможно будет отличить, где заканчивается наша привычная реальность, а где начинается мир духов и старых богов. В это жуткое время начинается Игра среди постигших тайны колдовства. Одни хотят открыть дверь между мирами и впустить необычное, другие — оставить все, как есть. По крайней мере, именно так говорится в этом дневнике, который довел до нашего сведения Мастер, озаглавив «Ночь в одиноком октябре».

    Это один из самых гармоничных и уютных из прочитанных мною романов. Гармоничный, поскольку каждое слово в нем на своем месте. Уютный, даже несмотря на те ужасные события, которые в нем происходят: таинственные убийства и исчезновения, заговоры, ночные прогулки на кладбище, злобных тварей, грозящих бедой. Уютный из-за таких симпатичных героев, которые с первой страницы воспринимаются, как старые добрые друзья, и с которыми так не хочется расставаться в конце.

    Мне было хорошо и исключительно интересно с Вами, мой добрый друг, верный и смелый Нюх, моя милая подруга, Серая Метелка — такая изящная и бесстрашная, умеющая видеть скрытое и гулять по Миру Грез. Мне так не хотелось расставаться с Вами, преданный Шипучка, мудрый Ночной Ветер, романтичный Бубон, несчастный Трескун и хитрый Игла. Мне будет не хватать даже белого ворона — ведь он не виноват, что хозяин у него встал на сторону Зла. И еще я буду скучать по Вас, Великий Сыщик, достигший вершин своего мастерства таким удивительным образом!

    В это произведение нельзя не влюбиться. Может это на нас так влияет приближение мистических дней, когда волшебство начинает просачиваться из Страны Грез, возбуждая фантазии и воображение? Или просто это такая замечательная история о дружбе, верности, долге, что невозможно остаться равнодушным.

    Оценка: 10
    – [  16  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Совершенно потрясающая дань уважения и литературный «реквием» целой плеяде авторов-фантастов, где особняком стоят Лавкрафт, По и Стокер.

    Изумительный язык, поэтично-простоватый и тем гениальный способ подачи диалогов.

    Игра на чувствах читателей через анималистичность главных персонажей.

    И, конечно, взрывающие сознание открытия тех или иных персонажей из миров других авторов.

    Шедевр — никак не меньше. Высший балл.

    Оценка: 10
    – [  16  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Роджер Желязны один из самых выдающихся американских фантастов, за свою жизнь он успел собрать все престижные фантастические награды. Отличие Желязны от других представителей серебряного века американской фантастики в отсутствие определённого стиля. Ни одно его произведение не похоже на другое. Да, бывают, схожи сюжетные ходы, миры, персонажи, но повествование каждый раз построено по-разному.

    «Ночь в одиноком октябре» не исключение. Одна из лучших книг Желязны, она получилась, пожалуй, одной из самых оригинальных, тонких и умных. К сожалению, она оказалась и последней самостоятельной работой Роджера.

    Очень часто для своих произведений Желязны берёт какой-либо миф. «Ночь в одиноком октябре» — это описание событий происходящих до, во время и после Хэллоуина, в Англии викторианской эпохи. Само повествование построено очень интересно. Единственный, наверно, сюжетный ход, который можно встретить в большинстве работ Желязны — это запутанное начало. Что происходит? Кто такой Снафф (Нюх)? Собака? Ого! Если читать не внимательно, то можно до конца так ничего и не понять. Минус? Нет, литература должна заставлять задуматься, она помогает развиваться духовно. Желязны оставляет нам кучу вопросов, а ответы приходят только в конце. Такому подходу помогает и специфическое деление на главы, одна глава — один день в октября.

    Автор нас аккуратно подводит к концу, заставляя думать, что, чёрт возьми, случится 31? Зато главный герой, пёс Снафф, об этом нисколько не думает. Его заботят повседневные обязанности. Его хозяин Джэк тоже и слова лишнего о игре не скажет. Всю книгу ждешь финала.

    «Ночь в одиноком октябре» можно условно разбить на три части. Первая, Снафф и Джэк занимаются будничными делами, бегают за магическими ингредиентами, по началу, это сбивает с толку, потом входишь во вкус и проживаешь каждый день с героями. Вторая, Игроки (все те, кто принимает участи в Игре, финал которой должен состояться 31 октября) пытаются понять на какой кто стороне (смысл Игры в открытии/закрытии врат в потусторонний мир, соответственно есть закрывающая и открывающая стороны), помощники занимаются разведкой (помощниками являются животные), а некоторые, как Снафф, пытаются определить, где пройдет финал игры. Обмен информации, устранение других Игроков, поиск не найденных Игроков — всё это обязанности обоих сторон.

    Третья часть включила в себя почти все активные события, если в первых двух частях Игроки, в основном, думали, искали, болтали, узнавали, то в этой персонажи перешли от слов к действию. Ну и конечно, завершение Игры, которое преподнесёт очередной сюрприз от Желязны.

    Писатель проделал огромную работу, создал Игру с интересными правилами и традициями. Интрига неотступно следует за читателем, иногда немного затихая. Сюжет оригинален и тонок, смысл его может легко ускользнуть от невнимательно читателя, надо обладать хорошим воображением, чтобы погрузиться в этот мир.

    Язык Желязны никогда трудным не был. Читается легко, никакой дотошности в повествовании нет. Само повествование ведётся от лица пса Снаффа, поэтому мы видим мир снизу вверх, буквально. Интересны замечания Снаффа, по поводу окружающего его мира, особенно его перебранка с Тварью-Из-Круга, которая пытается его соблазнить, превращаясь в различные породы собак. В итоге, Тварь в обличье пекинеса показывает средний палец Снаффу.

    Особо стоит выделить диалоги, весь сюжет построен на них и читать их одно удовольствие, нет вечных « -он сказал, -сплюнул, -ухмыльнулся, — брякнула она» так свойственных большинству наших горе писак.

    Единственный эпизод, который скучен это полёт Снаффа и его кошки-подруги Серой Дымки.

    Главными героями романа является различная живность. Собака, кошка, ворона, змея, белка, летучая мышь, сова — зоопарк. Их хозяева и являются Игроками, а животные помощниками, правда больше им подходит слово партнёр.

    Снафф — сторожевой пёс, скорей всего дворняга. Бог знает сколько лет он верно служит своему хозяину. Тонкие, ироничные шутки Снаффа очень хорошо разбавляют действо. Желязны отлично описал все прелести и невзгоды собачьей жизни, учитывая все физиологические особенности своего героя. Снафф совсем не так прост, как кажется, читатель узнаёт о нем каждый раз что-то новое, вплоть до самого финала.

    Хозяин Снаффа — Джек, проклятый за страшные деяния (несложно догадаться за какие), обладающий зачарованным ножом. Он так и остаётся загадкой, как и его реальный прототип.

    Серая дымка — кошка, её хозяйка ведьма Джилл. История кошки — это история маленькой девочки выросшей на улице, но сумевшей выбраться. Как и все кошки, Дымка ловка, сообразительна и не любит собак (Снафф исключение). Желязны смог нам показать кошку с жизнью и душой выросшего брошенного ребёнка.

    Также стоит выделить Викария и Великого Сыщика. Викарий, настоящий безумный монах, идущий на всё чтобы выиграть в игре, единственный явный злодей в произведении. Сыщик же, мастер перевоплощений, которой смог понять суть игры, но не предотвратил её, так как он человек чести.

    Все персонажи книги отличаются самобытностью, у всех свой характер, своя история. Такую проработку личностей без дотошного повествования в наше время редко встретишь.

    Про оригинальность можно сказать многое или вообще ничего. Все персонажи книги срисованы с литературных персонажей, но они раскрываются у Желязны совсем по-другому. Здесь много, так называемых, историй в истории. Это привносит полноту в сюжет.

    В такую Игру можно было играть и играть, столько правил и тонкостей в ней, что дух захватывает, эту тему можно было развивать и дальше, но все мы знаем, что случилось с автором.

    А животные в роли главных действующих лиц? Причем не мутанты, которые ходят на задних лапах как у Фостера или говорящие зверюшки у Льюиса, а обычные звери с душами людей.

    Погружение в атмосферу Викторианской Англии не чувствуется, ну и не надо, тут не в этом задача автора. Главное передать всю важность предстоящей игры. Желязны это удалось.

    Так, сначала, всё нормально, всё по плану, корешки собираем. О, что-то не то, а что это Граф умер? О теперь вообще все наперекосяк, оборотень он, обрадовал. Благодаря диалогам и ощущением Снаффа читатель ощущает полное погружение в роман.

    «Ночь в одиноком октябре» — лебединая песня Роджера Желязны, самый оригинальный из его литературных проектов. Книгу нелегко понять, но задача автора заинтриговать читателя, заставить его думать. Если вы любите пораскинуть мозгами, то вперёд, это книга станет одной из ваших любимых. Но не всем придется по душе такой стиль, с минимумом действий и с максимумом мыслей.

    Оценка: 10
    – [  16  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Красивая часть осени неуловима и быстротечна. Это время легенд, рыжей луны, поисков и шепота бархатных листьев. А потом поднимется ветер, обнажая деревья, и все чаще будет идти дождь. А потом в последнюю ночь тоскливого октября при полнолунии наступит Хеллоуин, или Самхэйн – древний кельтский «праздник мертвых».

    В эту ночь друиды собирались на вершинах холмов, чтобы зажечь гигантский костер и принести жертвы злым духам, в надежде обрести их милость. В эту ночь реальность становится тонкой, как никогда, потому что Самхэйн – властелин мертвых и князь тьмы — открывает Ворота в прошлое и будущее, чтобы выпустить в человеческий мир первобытное зло…

    Действие романа Роджера Желязны «Ночь в тоскливом октябре» происходит в течении месяца перед этим событием. Ну что тут скажешь – книга великолепна, волшебна, Желязны – бог. Он воссоздал удивительную атмосферу легенды, вплетая в ткань собственной фантазии кельтские верования, мифы Лавкрафта, творчество Брема Стокера, Конан-Дойля и других писателей.

    Получилась созвучная осени старая Англия, где рядом существуют Граф Дракула и Франкенштейн, и Шерлок Холмс ведет интеллектуальные беседы с оборотнем. И Джек – обычный фермер, от которого отрекся как ад, так и рай, обреченный на вечное прозябание на Земле. И все они крадутся в сумерках, вдыхая седые туманы Лондона, ощущая тревожную угрозу надвигающегося октября, и его последней ночи, чтобы сыграть в Игру, ставкой в которой является образ мира. И не думайте, что со второй страницы вам удастся раскусить всех Игроков, потому что не всегда Свет означает Добро, и Тьма не всегда прислуживает Злу. А Боги, которые ждут за Воротами, не имеют отношения ни к одной цивилизованной религии, не учат милосердию, им ведом один язык — крови. Это из Лафкрафта – Ктулху, Ньярлатотеп, Шаб-Ниггурат… Их тени ждут своего часа, и добрая сказка превращается в сумрачную древнюю легенду, навеянную печалью собственного угасания…

    Никто не способен озвучить тоску так, как Желязны…

    Никто не может, как он, сотворить мир так, чтобы он был настоящей истинного. И пока длится Игра, существующая реальность беззвучно откланивается и исчезает в алфавите.

    И все же, несмотря на чувство осени и тоски, книга на удивление уютная и добрая. Очень тронула честность и прямодушие пса, преданность зверушек своим хозяевам. Чем-то перекликнулось со знаменитым «Мы в ответе за тех, кого приручили». Джек чем-то неуловимо напомнил Джека-из-Тени. Тонкая грань между чувством долга и свободой выбора. Простые истины тысячелетий.

    Такая она – «Ночь в тоскливом октябре». Как теплый пушистый плед, в который кутаешься зябким осенним утром, предвкушая покой и приключение. Нужно только прислушаться: «Я вдыхал запахи горящих дров, глины, упавших с дерева гниющих яблок, возможно, все еще покрытых утренней изморозью в тени фруктовых садов, видел высоко летящий, перекликающийся клин, направляющийся к югу. Я слышал, как крот роет землю под моими ногами…»

    И 10 баллов за отзыв facedancer, действительно, всем, кто ценит творчество Желязны за его неповторимый стиль, читать в переводе Ибрагимовой.

    Оценка: 10
    – [  14  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Сначала было недоумение – что это такое? Недоумение сменилось любопытством, загадочная Игра заинтересовала, а если интерес к книге по мере чтения усиливается, а не затухает, то это хороший знак. Да еще и возникло желание перечитать сначала, чтобы прояснить некоторые моменты.

    Тема вечная и банальная – борьба Добра и Зла, но в каком оригинальном исполнении! Главные герои здесь животные, спутники и помощники Игроков. Они разумны, очень умны, они договариваются, обмениваются информацией, дружат между собой, хотя собака и кошка, к тому же принадлежащие враждебным лагерям, вроде бы друзьями быть не могут.

    Еще одна фишка – люди-Игроки – это персонажи книг писателей, которым Желязны посвятил роман. Это такие ставшие архетипами фигуры как Великий Детектив, Граф-вампир, Экспериментальный человек Доброго Доктора. И не Джек Потрошитель ли является компаньоном главного персонажа, пса Нюха? Персонажи как карты в колоде тасуются непредсказуемым образом, до конца неясно, кто станет козырем, а кто – неожиданно выскочившим джокером, который перевернет весь тщательно выверенный расклад.

    Несмотря на ярко выраженную готичность персонажей, книга не производит впечатления ужастика, даже эпизод ночью на кладбище с раскапыванием могил не страшен, а комичен. Стиль повествования мне напомнил классический английский деревенский детектив. Пес Нюх бегает, вынюхивает, высчитывает, собирает информацию, отслеживает перемещения возможных Игроков, общается с другими животными-компаньонами. Вот этот главный герой, который является рассказчиком, особенно интересен. Пес, обладающий огромной эрудицией, интеллектом, ироничностью, участвующий в Игре уже не в первый раз. Он очень симпатичен (и не очень-то он и собака).

    Очень достойная книга и как посвящение классикам готической и детективной литературы, так и сама по себе.

    P.S. Больше понравился перевод Н.Ибрагимовой, озаглавленный «Ночь в тоскливом октябре.

    Оценка: 10
    – [  14  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Великолепная книга, крепко занявшее в моём уме место №1, по крайней мере среди произведений Желязны.

    У этой книги существует аудиоверсия, начитанная самим автором — вдвойне приятно и интересно познакомиться с ней так, слушая ровный мрачноватый голос немолодого Желязны.

    Есть два перевода на русский язык, и почему-то лучшим считается перевод Жикаренцева. Спору нет, он прекрасный переводчик (чего только стоит Пратчетт в его исполнении), он лучше владеет русским языком, но его «Ночь в одиноком октябре» — скорее разговорный пересказ. Вообще, оба переводчика грешили мелкими пропусками в тексте, но у Ибрагимовой получилось ближе к оригиналу.

    Основные отличия между переводами (для меня критичные):

    1. Название. Lonesome имеет оба этих значения. Но «Ночь в тоскливом октябре» звучит более мелодично. Да и сама фраза не из воздуха взята, а из Улялюма Эдгара По: “It was night in the lonesome October of my most immemorial year” (что на русский опять же переводится совершенно по-разному. Будь Улялюм хорошо известным стихотворением, и существуй канонический его перевод, то конечно правильно было бы взять соответствующую строку оттуда. Но существующие переводы для этого не подходят)

    2. Перевод имён. Пёс Снафф для русского языка — бессмысслица, кошка Дымка — очень хорошо, но вот Серая Дымка — уже тавтология. Жикаренцев очень правильно сделал, что предпринял попытки сохранить гендер в именах, но тем не менее имя Игл меня смущает. Нюх, Серая Метёлка, Игла, Шипучка — имена в переводе Ибрагимовой гораздо симпатичнее и понятнее.

    3. Более близкий к оригиналу перевод. Жикаренцев сделал свою книгу более живой и весёлой (и вообще его стиль более захватывающий, чем отстранённый, отрывочный стиль Желязны), но напрочь убил стилистику автора. В оригинале Нюх рассказывает свою историю очень деловито и почти не вдаваясь в разговорщину. “a lady dog of attractive person and very friendly disposition” это скорее «вид весьма привлекательной собачьей леди», но ни в коем случае не «весьма привлекательная и оч-чень соблазнительная собачка». И так далее, привести можно кучу примером. Конечно, в ряде эпизодов у Ибрагимовой из-за дословного перевода получились не очень удачные конструкции в плане русского языка, но их не так много, а стиль сохранён.

    4. Лично мне приятно наличие и состав примечаний. Видно, что автор в теме разобрался, да и интересно ознакомиться со считалочками и стишками, которые упоминаются в тексте.

    Оценка: 10
    – [  13  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Есть книги, которые перечитываются из года в год к праздникам.

    Эту — к Хэллоуину — читать обязательно.

    После первых раз можно пробовать читать одну главу из книги в один день октября.

    Спешка хороша при чтении разных хайнлайнов, чтобы не терять слишко много времени.

    Здесь же — вино, которое пьют не спеша под осенний ветер и осеннее солнце.

    Оценка: 10
    – [  13  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Без всяких колебаний ставлю 10-ку. Потому что:

    1. ИМХО лучшее произведение «позднего» Желязны.

    2. Книга — своеобразная дань уважения Желязны своим великим коллегам-предщественникам. Герои произведния известные литературные персонажи: Дракула, Франкенштейн, Джек-Потрошитель, Шерлок Холмс. Каждый из них Фигура в литературе. За похождениями каждого из них было интересно наблюдать в их «родном» литературном мире, а тут они сошлись друг с другом на «нейтральной» территории. Своими именами они не названы и ты получаешь дополнительное удовольствие стукая себя по лбу: Аааа Добрый Доктор — это ж Франкенштейн. Аааа Граф — это ж Дракула. Ааааа Джек — это ж не просто Джек, а сам Джек-Потрошитель.

    3. При таких-то Тузах, главными героями оказываются все же не они, а их животные-помошники. О всех событиях мы узнаем из рук, то есть лап:smile: Нюха (пса Джека). Собственно, его глазами мы и наблюдаем за всем происходящим. Кроме того, каждое из животных-помошников — не просто «говорящий зверь», это целостный характер, со своей психологией, мотивацией, сильными и слабыми чертами. Тут моей эрудиции не хватает, поэтому выскажу это как гипотезу: а не наделил ли Ж. животных чертами характера, присущими тем самым писателям, чьих литературных героев он одолжил.

    4. Нестандартное прочтение старейшей темы мировой литературы. Ну где еще борьба добра со злом была превращена в Игру а-ля пионерская «Зарница».

    Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
    Да еще и стороны в этой Игре не закреплены за персонажами навеки, а зависят от какого-то неведомого вселенского механизма. Эйнштейн говорил: «Бог не играет в кости». НО у Желязны для игры, происходящей каждый год в тоскливую октябрскую ночь, Бог делает исключение.

    5. Все это великолепию уместилось в объем повести, поэтому читается в ярко, динамично, в один присест. Лично я как сел за комп, так и не встал пока не закончил. Отдельный респект автору, что не растянул этот сюжет в сериал.

    Оценка: 10
    – [  13  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Вот и я на днях прочитал эту замечательную книгу. Рейтинг фантлаба не подвел — высокие оценки роман заработал не только за принадлежность к жанру фэнтези, чего я боялся :smile: Собственно, сам жанр определить сложно — это постмодернистская игра, в которой автор жонглирует с равным мастерством и мистикой, и викторианским детективом, и лавкрафтовской мифологией. Причем все это сведено вместе с безупречным стилем, с неизменной авторской иронией и тонким юмором (местами черным).

    Финальная часть читалась с меньшим интересом — но это и понятно, загадки раскрыты, осталось лишь довести до логического завершения все, что должно. Вообще, я заметил, что финалы у Желязны часто достаточно не то чтобы слабы, но как-то второстепенны по отношению к остальному тексту. Его книги нужно еще некоторое время переваривать, чтобы оценить полную картину.

    В общем, получил от прочтения массу положительных эмоций. Несомненно, «Ночь...» — одно из лучших произведений Желязны, не случайно он перечислял его в пятерке своих любимых. И согласен с Видфарой, перевод Жикаренцева очень хорош.

    Оценка: 10
    – [  11  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    И не первый я и не последний ты.. Вот уж действительно, если книга достойна внимания и интерес к ней не ослабевает, то она действительно будет жить вечно. Просто подумайте: многие пишут 800 страничные тома, создают трилогии и тетралогии, но потом они натыкаются на это произведение, и вся их самооценка катится к чертям. Несмотря на небольшой объем, я долго сомневался: «а будет ли книга актуальной для чтения в современных реалиях?»

    И я безумно рад, что прочитал «Ночь в одиноком октябре», а не взялся за что-то другое. Если в двух словах, то: книга прекрасна. Но так, как этих слов сейчас недостаточно, то объясню свое мнение:

    — Идея — Даже если до Желязны кто-то и пытался баловаться с подобными затеями, то этот роман перечеркнул на корню все их усилия. Нужно иметь безграничную фантазию, чтобы написать подобную книгу не только качественно, но и интересно. Поэтому за идею я даже поставлю 10 из 10.

    — Сюжет — Он не претендует на супер-самобытность, но он качественный и скомпонованный. Всему уделено должное внимание. Будь эта книга страниц на 800, она не была бы так хороша.. Всему уделено внимание. Возможно хотелось бы концовку чуть поразвернутее, но это не играет существенной роли, так как она вообще могла бы испортить общее впечатление, будь она длинной. Очень здоровская разбивка по главам позволяет читать эту книгу по совершенно иной методике. Очень здорово, я ставлю 9 из 10.

    — Персонажи — Знакомые все лица и клювы. Все, кого мы так любим пришли на этот праздник безумия и представляют нам совершенно новый взгляд на себя. Каждый наделен фирменными особенностями и странностями, что неоднократно заставляет улыбаться при чтении. Каждый уникален по-своему, а это здорово для книги, объем которой менее 400 страниц. Вам точно кто-то придется по душе, а за это я поставлю 10 из 10.

    — Атмосфера и погружение — Прямо с первых страниц, эта книга захватило мое внимание и воображение и не отпускала пока я не закончил чтение. Атмосфера здесь передается через абсолютно все факторы, которые добавляют погружению в книгу только новые и положительные эмоции. У меня ни разу не возникало негатива или скуки при чтении,хотелось узнать, а что дальше? А кто в итоге где окажется? Это действительно прекрасное времяпрепровождение. Ставлю 10 из 10.

    — Жестокость и другие неординарности — Если вы ждете потрошащей чумы и жестоких убийств в ночи, то Вам не понравится. Книга очень неординарно в своей идее и цели и на каждом шагу подстерегают новые события и происшествия. Концовка вообще напоминает некоторые из фильмов Квентина Т. И это все великолепно передается через авторский слог и качество перевода. Безусловно, одна из самых неординарных книг, которые я читал. Ставлю 10 из 10.

    Подводя итог, я понял что возможно перехвалил данное произведение. Но оно действительно стоит того. Я думаю, что Вы точно не пожалеете о том, что затратили 1-2 вечера на сию книгу. Она интересная и незабываемая. В такие игры Вы точно еще не играли..

    Спасибо за внимание.

    Оценка: 10


    Написать отзыв:
    Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




    ⇑ Наверх