fantlab ru

Рэй Брэдбери «Уснувший в Армагеддоне»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Оценок:
1115
Моя оценка:
-

подробнее

Уснувший в Армагеддоне

Perchance to Dream

Другие названия: Asleep in Armageddon

Рассказ, год (год написания: 1943)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 189
Аннотация:

Космический корабль терпит аварию и пилот оказывается на астероиде, который когда-то давно был ареной яростной битвы, уничтожившей целую цивилизацию, сохранились только души предводителей враждующих сторон. После появления космонавта начинается борьба за его тело...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Рассказ написан в 1942-43 г. Правки в сборнике «Нескончаемый дождь», видимо, принадлежат редактору, а не автору.


Входит в:

— антологию «Possible Worlds of Science Fiction», 1951 г.

— журнал «Argosy (UK), February 1952 (Vol. 13, No. 2)», 1952 г.

— сборник «Нескончаемый дождь», 1959 г.

— антологию «Звёзды зовут…», 1969 г.

— антологию «Histoires de cosmonautes», 1974 г.

— антологию «Tierra Fantasy», 1986 г.

— антологию «Крылья ночи», 1989 г.

— антологию «Зарубежная фантастика. Том 1», 1992 г.

— журнал «Молодёжь и фантастика № 6, 1994», 1994 г.

— антологию «Between Time and Terror», 1995 г.

— сборник «The Collected Stories of Ray Bradbury: A Critical Edition. Volume 2: 1943-1944», 2014 г.

— антологию «Глубина. Погружение 9-е», 2018 г.


Похожие произведения:

 

 


Звёзды зовут…
1969 г.
Библиотека современной зарубежной фантастики. Рэй Брэдбери
1975 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1987 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1988 г.
Крылья ночи
1989 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
1992 г.
Зарубежная фантастика. Том 1
1992 г.
Лекарство от меланхолии
1997 г.
Рэй Брэдбери
2000 г.
Сочинения
2001 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
Здесь могут водиться тигры
2006 г.
Здесь могут водиться тигры
2009 г.

Периодика:

Argosy (UK), February 1952 (Vol. 13, No. 2)
1952 г.
(английский)

1994 г.

Электронные издания:

Уснувший в Армагеддоне
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Possible Worlds of Science Fiction
1951 г.
(английский)
The Day it Rained Forever
1974 г.
(английский)
Histoires de cosmonautes
1974 г.
(французский)
Деспре вешниче прибеӂирь ши деспре пэмынт
1980 г.
(молдавский)
Histoires de cosmonautes
1984 г.
(французский)
Tierra Fantasy. Tomo 2
1986 г.
(испанский)
Гръмна гръм
1986 г.
(болгарский)
Between Time and Terror
1995 г.
(английский)
Короткие рассказы / Short Stories
2008 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ чудесный. Больше всего напоминает другую историю от того же Брэдбери, только более популярную. «Тот, кто ждет», вроде бы.

И вот эта атмосфера ожидания, когда же в итоге сломается жертва — это передано очень сочно. Не если сломается, а именно «когда». Никакого хэппи-энда читатель не ждет с того самого момента, как все начинается. Исход логичен и понятен, но опять-таки безумно красив.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ скорее не понравился. Показался каким-то поверхностным, как будто автор не особо стремился выразить идею. Вероятно, в сборнике любого другого писателя рассказ бы смотрелся неплохо, но для Брэдбери уж слишком просто, примитивно. Ничего тут не поделаешь — ожидаешь от мэтра чего-то большего, планка для него завышена, по-другому не получается.

Космолётчик потерпел крушение и на необитаемом астероиде столкнулся с некими существами — представителями когда-то жившей здесь расы. Точнее, даже существами их назвать трудно, скорее — какие-то бесплотные сущности, пытающиеся захватить разум бедолаги-землянина. В общем-то, и всё. Есть психологическое противостояние, борьба, но рассказ не зацепил.

Хотя, судя по отзывам, многим понравился. Ну, что ж, кому — как. А я просто перелистну страницу и перейду к следующему произведению.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ужас, трагедия и ирония в одном небольшом рассказе о геройском покорителе космоса. Человеческий разум — это целая вселенная, и этот тезис автор тоже блестяще доказал.

В общем, мастерство писателя — это суметь буквально в нескольких абзацах создать интригу, подать идею и сыграть трагедию, а Брэдбери ещё и добавил чёрного юмора.

Рекомендую!

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о том, что может произойти, когда местом сражения становится человеческий мозг. Опасайтесь приземляться на неизученных астероидах.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько манерный (вот этот-то рассказ, в отличие от безупречного во всех смыслах «Тот, кто ждёт», хочется назвать «изящным») очень красивый рассказ о самоубийственной нетерпимости. Опубликован он вскоре после Второй Мировой Войны, когда до американцев дошли документы Нюрнбергского процесса, и они ужаснулись деяниям «нашего друга Гитлера», которому так долго сочувствовали в его неустрашимой борьбе против «большевистского еврейства».

Рей Бредбери великолепно воспроизвёл и восторженную захваченность «упоением в бою бездны мрачной на краю» и отчаянное желание остаться в живых и ужас от неотвратимого сползания в пропасть по наклонной плоскости, когда не за что зацепиться.

«Уснувший в Армагенддоне» одновременно грандиозен и интимен, перед нами разворачиваются необозримые пространства и времена, но исток этой поразительной панорамы — тихий шепот в ухо в момент погружения в сон.

Вне всяких сомнений, рассказ — фактически целый роман, свёрнутый в несколько страниц — заслуживает высшую оценку.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Подумать только, что мысль может прожить так долго! Наверное, миллион лет все эти мысли о смерти, смутах, завоеваниях таились в безвредной, на первый взгляд, но ядовитой атмосфере планеты и ждали живого человека, чтобы он стал сосудом для проявления их бессмысленной злобы.»

Какой же прекрасный рассказ! Какое же удовольствие очередной раз вернуться к творчеству Рэя Брэдбери, этого фантаста-поэта, этого художника слова. Нет, ну вы сами гляньте: «Бормотание, вопли, как будто через равнины разума и континент костного мозга, через лощины вен, по холмам артерий, через реки меланхолии идет армия за армией...» Просто прекрасно!

Наиболее примитивный пласт рассказа — о сне. Действительно, пока не постоишь в ночном дежурстве или не прочтешь этот рассказ, вряд ли задумаешься о важности сна. Да и не столько о важности, сколько о необратимости засыпания. Вроде бы банальные вещи говорю, но под впечатлением этого рассказа они мне кажутся неким откровением. Сколько раз Сейл хотел застрелиться в последний момент, перед тем, как уснуть. Но сколько раз он снова просыпался и продолжал бороться за свое сознание. И находясь уже в бреду, всё-таки пересиливал себя. А своим физиологическим потребностям противостоять труднее всего, ведь они — это ты сам.

Главный пласт рассказа — политический, человеческий. Как у нас принято в обществе? Патриот — значит глупый. Оппозиционер — значит продажный. Конечно же, эти клише не выдерживают никакой критики, но всё равно они существуют. Сам я политику терпеть не могу, стараюсь отдалиться от любых разговоров как можно дальше. Прошу прощения... Я немного отвлекся. Так кто же такие Тилле и Иорр? — это любые стороны власти, борющиеся друг с другом, вечно жаждущие величия, возможности управлять. Они ненасытные паразиты. А что же такое разум Сейла? — это их поле битвы, плацдарм, земля, за которую идет борьба до полного уничтожения противника. И нет никаких компромиссов! Сейл ведь предлагал поделить его разум по дням недели... Нет, Тилле и Иорра такой вариант не устраивает. Они не могут жить сообща друг с другом, хотя... на самом деле, их борьба (отметка на полях: «классовая борьба») делает каждого сильнее.

А что же здесь сказать по поводу сна? Как он относится ко второму пласту? Очень просто: пока каждый человек поступает осознанно, зная, что именно он автор своих мыслей и поступков — лишь тогда он остается самим собой. Иначе... стоит хоть на секунду предаться забвению... начать вкушать информацию, подаваемую тебе из СМИ, без «фильтрации» — в мгновение потеряешь себя, и станешь лишь марионеткой у любых, абсолютно неважно каких, но всегда враждующих между собой сил.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нашла в инете следующую мысль: «Вы никогда не вступали в контакт с внеземными цивилизациями? Вам никогда не слышатся голоса? И вам не кажется, что за вами кто-то наблюдает? Но это вовсе не означает, что у вас нет психических отклонений... По данным Всемирной организации здравоохранения практически каждый из нас страдает шизофренией в той или иной степени.»

Лично я, из семи обывательских признаков близости к сумасшествию, диагностировала у себя четыре, среди которых, к счастью или к сожалению, нет тех, которые приведены в абзаце выше, но есть другие более банальные. А вот у героя рассказа Брэдбери присутствуют и вышеприведенные.

Но смех смехом, а рассказ то серьезный, кроме того относимый к жанру фантастики, в которой возможно все и совсем не факт, что, то, что происходит с главным героем это фантазии его воспаленного сознания, а не действительно вмешательство в его разум еще двух инопланетных, которые ведут в его голове непримиримую борьбу, тем самым разрушая сознание носителя.

Вообще этот рассказ не похож на творение Брэдбери, нет в нем той доброты и надежды на благополучный исход, которые всегда ранее мне встречались в его произведениях. Поэтому, если бы не непосредственное указание на авторство, то я могла бы подумать, что его написал Желязны (образы инопланетян немного фэнтезийные) или на Рассела за сухость изложения.

В общем оказывается Рэй Брэдбери бывает и таким.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно необычный по сюжету рассказ. Стиль ,как всегда, у Брэдбери чеканный и красивый. Читал давным-давно, но почему то рассказ запомнился. Смысла и моральной ценности для меня этот рассказ не представляет, но просто оригинальное и интересное произведение.Потерпевший крушение на астероиде космонавт попал в беду- помощь близка, но неделю человеку нельзя спать. Во сне его разум становится местом последней битвы-Армагеддоном. И проиграть это сражение ему никак нельзя.

Оценка: 6
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал эту повесть пару десятков лет назад еще юношей и с тех пор забыть не могу. Больше не перечитывал, но подтверждения тому, что это больше, чем фантастика нахожу и по сей день. Наш разум, на мой взгляд настоящее поле битвы и война, происходящая в нем — длинною в жизнь. Враг, пришедший к астронавту не скрывал своих намерений, а в нашем разуме он плетет тонкую нить, как паук очень незаметно. Нищета, боль, разочарование,безотцовщина и другие пороки- откуда все это? А из человеческих умов. А мы думаем, что врага нет и мы сами управляем своими мозгами:glasses: Есть и другое войско, которое хочет владеть нашим умом, которое побуждает нас дарить любовь, заботу, внимание. А мы уж выбираем на чьей стороне воевать. Автору и произведению +10!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ необычный, знаковый для Брэдбери, а главное, образы, им вызванные, надолго запоминаются. Для тех, кто не очень-то верит в торжество падения летающих блюдец, прежде всего притягивает реальный подтекст. А именно, осторожные дискуссии в некоторых сферах о том, не будут ли экипажи на орбитальных станциях слушать так называемых «шепчущих» — из Раталара или там Вендилло, или, может, еще откуда-нибудь. Не смутит ли кого-то там, что мировое пространство — это бездна, похожая на долину Армагеддон.

Гибель звездолетчика происходит как раз тогда, когда две армии голосов предков сталкиваются, и наступает сон. Вечный сон, который втягивает его в воображаемую войну. Ни крепкий кофе, ни таблетки не способны преодолеть человеческую природу. А западня довольно коварна, чтобы так просто вырваться. Непонятно и само происхождение голосов «шепущих». Страшная, наверное, аномалия. Но, может быть, именно так и сходят с ума, и если бы он сделал над собой усилие, то смог бы убедить себя, что голосов нет? А если даже и есть, то попытался бы поговорить с ними не так односложно? Рассказал бы им что-нибудь. Или там: я готов умереть, но прошу вас избавить меня от страха перед этим природным явлением. Раз нет путей к отступлению, и заснуть означает отойти в небытие, тогда нужно успокоиться и принять все, как есть, а не бороться с тем, чего преодолеть нельзя.

Жуткая история. Но от нее как-то уютно, как будто бы тебе что-то доверили, и приходит убежденность в чем-то более значительном, чем просто повествование. В том, что люди по-своему правы, когда ищут путей в неведомое.

Оценка: нет
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

По масштабности рассказ напоминает мифологические произведения Роджера Желязны. Но поражает, что это все поместилось в такой краткой форме, как рассказ. И, как всегда у Рэя Брэдбери, многоплановый. Здесь реалистично показано состояние человека при раздвоении личности (редкий специалист может так точно и кратко описать это состояние). Изумительные картины жизни умершей цивилизации, изложенные ими же самими. И тонкое наблюдение о невероятной самоуверенности других людей, не желающих прислушаться к словам товарища, пусть даже по их мнению больного.

И еще поразила та жажда к жизни, пусть и подпитываемая древней вендеттой, которая характеризует Иорра и Тилле.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень яркий рассказ. :super:Запоминается описание того астероида, куда попал герой, особенно контраст приятной окружающей среды и пугающих видений. А в конце очень обидно за космонавта: человек не спал несколько дней, дождался помощи. А прибывшая помощь, не желая слушать никаких объъяснений, стремится помочь герою, но убивает его таким образом.

Зато какая радость будет у Иорра и Тилле, когда уснули сразу двое.

Один из лучших рассказов Бредбери. После его прочтения возникает желание почитать и другие рассказы.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не повезло мне с этим рассказом...

Учитывая год публикации, автор мог оказаться первым, кто развил идею таинственного зла, подстерегающего на неизвестной планете. Однако, припоминая, что практически каждый из «китов» фантастики оставил свой след на этом поприще, и зная манеру Брэдбери выстраивать сюжет, я ничего не получил от рассказа.

Почти сразу становится ясно, что главный персонаж помрет мучительной смертью. Это даже не замаскированно. Опять же, ежу понятно, что на астероиде живет некий Бяка (а если не Бяка, то Бука, а если не Бука, то Кузькина мать, которой пугали красные комми, да так и забыли показать), только и ждущий свежих душ. Раньше, в приключенческих романах 18-19 веков, истории такого рода обычно происходили на морских островах или в заброшенных храмах. Банально, предсказуемо. Остальное — детали. «Абсолютное оружие» Р. Шекли куда интереснее и актуальнее.

Язык? Так у Брэдбери везде — язык. Можно и привыкнуть.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Война до победного конца. Война всегда, везде и во все времена. Насколько надо ненавидеть друг друга, чтобы так воевать. И человек становится заложником этой войны... Хотя это рассказ о людях, о их смертельной вражде или конкуренции, чтобы выжил сильнейший?..

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ не назовешь ни прекрасным, ни замечательным. Сильный, впечатляющий, беспощадный, неумолимый — это всё подходит. А великолепный — это неподходящее слово. Вот жуткий — это то, что надо. Всё-таки это не «Земляничное окошко». Рассказ поражает своей правдоподобностью, при всей нереальности происходящего. Человек, попавший в ужасную психологическую ловушку, борется из последних сил, кошмарные чудовища раздирают его мозг, он надеется на помощь, но когда помощь приходит — это губит его окончательно. Только ли его одного?

А финальная сцена, когда герой отбивается от «доброжелателей», старающихся убить его — неужели никогда не бывало такого состояния, когда желающие тебе добра люди стараются тебя погубить, и не слушают, не обращают внимания на твои возражения, как бы разумны они ни были. Невыносимое чувство беспомощности мучительней самой смерти.

Но ничего. Иорр и Тилле отомстят за смерть Сейла.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх