fantlab ru

Дж. Г. Баллард «Человек из подсознания»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.25
Оценок:
112
Моя оценка:
-

подробнее

Человек из подсознания

The Subliminal Man

Другие названия: Вы будете покупать, доктор?; Ты купишь, доктор!

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 29
Аннотация:

Недалёкое будущее. Царит эра общества потребления. Купив один товар и попользовавшись им непродолжительное время, люди начинают искать следующую модель, которую выбрасывают на рынок торговые корпорации. «Устаревшие» вещи отправляются на свалку.

Хэсуэй, представитель беднейших слоёв социума, обнаруживает, что при монтаже гигантских рекламных таблоидов используются запрещённые психотропные технологии. Такая реклама «программирует» граждан на бесконечное экспансивное потребление без видимой нужды. Он пытается донести свои опасения до представителя среднего класса — доктора Франклина, почти сознательно закрывающего на реальность глаза.

© Ny
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «Window on the Future», 1966 г.

— сборник «Зона ужаса», 1967 г.

— антологию «Mirror of Infinity», 1970 г.

— журнал «Искатель 1970'2», 1970 г.

— антологию «Introductory Psychology Through Science Fiction», 1974 г.

— антологию «Tomorrow, Inc.», 1976 г.

— антологию «Introductory Psychology Through Science Fiction. Second Edition», 1977 г.

— сборник «The Best of J. G. Ballard», 1977 г.

— сборник «The Best Short Stories of J. G. Ballard», 1978 г.

— антологию «Зарубежная фантастика», 1991 г.

— антологию «Возвращение злого духа», 1993 г.

— сборник «The Complete Short Stories of J. G. Ballard», 2001 г.


Похожие произведения:

 

 


Зарубежная фантастика
1991 г.
Возвращение злого духа
1993 г.
Затонувший мир
1994 г.
У врат преисподней — ветрено... Зона ужаса
2001 г.

Периодика:

Искатель № 2 1970
1970 г.

Самиздат и фэнзины:

Территория бедствия
2018 г.
Игра с ширмами
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Window on the Future
1966 г.
(английский)
The Disaster Area
1967 г.
(английский)
The Disaster Area
1967 г.
(английский)
Window on the Future
1970 г.
(английский)
Mirror of Infinity
1970 г.
(английский)
Mirror of Infinity
1970 г.
(английский)
Mirror of Infinity
1971 г.
(английский)
The Disaster Area
1973 г.
(английский)
Mirror of Infinity
1973 г.
(английский)
Introductory Psychology Through Science Fiction
1974 г.
(английский)
Tomorrow, Inc.
1976 г.
(английский)
The Best of J. G. Ballard
1977 г.
(английский)
Introductory Psychology Through Science Fiction. Second Edition
1977 г.
(английский)
Tomorrow, Inc.
1977 г.
(английский)
The Best Short Stories of J. G. Ballard
1978 г.
(английский)
The Disaster Area
1979 г.
(английский)
Ogród czasu
1982 г.
(польский)
The Best Short Stories of J. G. Ballard
1995 г.
(английский)
The Complete Short Stories
2001 г.
(английский)
The Complete Short Stories
2002 г.
(английский)
The Complete Stories of J. G. Ballard
2009 г.
(английский)
The Complete Stories of J.G. Ballard
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Экраны — экраны . А у нас билборды- билборды заполонили все трассы. Но не во всех странах билборды есть, видно запрещены их Законом. Автор в 1963 году предвидел назойливость рекламы на подсознание. А то ли ещё будет. Продать любой ценой. Всё-таки какой-то регулятор нужен -и ресурсы не бесконечны, и безработицу девать куда-то надо. И другие социальные проблемы. Но не слыхал даже, с чтобы их как-то обсуждали, не говоря о том, чтобы решали.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Доктор Франклин не слишком задавался вопросом, отчего он так много и часто покупает в супермаркетах. Но один частный разговор со странным на первый взгляд знакомым заставил его задуматься над смыслом и оправданностью своих покупок...

По своей тематике рассказ как бы является предисловием к новелле Каттнера «День не в счет». Рекламная кампания еще не набрала полную силу, и ее адепты лишь только пробуют новые методы одурачивания населения. Закон пока еще на стороне потребителя и запрещает всякие хитроумные технологии внушения коммерческой информации. Но на самом деле всё куда прозаичнее: существует множество лазеек, позволящих обойти не только закон, но и любую моральную норму. «Мир подлого капитала» в очередной раз доказывает свою антигуманную сущность. А раз так, то жертвы обязательно будут, и ты уже догадываешься, кто именно станет первым мучеником. Как и обычно, в рассказе преобладает гнетущая, мрачная атмосфера предопределенности и безысходности: всё плохо, а будет еще хуже. И читатель волей-неволей вынужден согласиться с такой точкой зрения.

----------------

РЕЗЮМЕ: очередной эпизод из жизни «общества массового потребления» с традиционным трагичным финалом. Мне всегда хотелось спросить западных писателей: если всё так плохо в этом капитализме, то почему он еще существует на белом свете?

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ-предупреждение из прошлого века, что должно было нас ожидать в нашем ближайшем будущем. И оно уже наступило — может и в не таких пока ещё жутких объемах, как его прогнозировал Баллард, но по большей части пророчества фантаста сбываются. Речь идет о чрезмерной рекламе, которая потоками ненужной информации вытесняет всё здравомыслие из простых обывателей, превращая нас с Вами в зависимых от вещей потребителей, когда вещи или ширпотреб, приходится менять гораздо чаще, чем это необходимо. И только одно нас сдерживает в этом мире — разная социальная структура, когда люди победнее стараются вообще не заморачиваться вещизмом, по сравнению, с обеспеченными слоями общества.

Баллард описал мрачноватую картину будущего, когда вещизм, порожденный всепроникающей рекламой, вытесняет все социальные защиты и гарантии человека и общества.

Люди работают уже не по 40 часов в неделю, а используют свое время , чтобы подработать еще на 2-ух или 3-ех работах, и потом полученные деньги потратить на «необходимые» товары. Например, главный герой рассказа доктор Франклин уже меняет автомобиль, спустя 2 месяца эксплуатации. Можете себе представить? До этого он менял машину каждые полгода! У нас пока такая «рамка» ограничивается тремя-пятью годами для обеспеченных людей, не говоря уже о суперобеспеченных.

Одно только радует, что «мы» в этом направлении только идем вторым номером после Штатов. По идее, их американская мечта должна ,однажды, привести их к коллапсу, когда они задохнутся от своего изобилия и дешевизны. Ну, а мы с Вами только посмеёмся.

Неплохой рассказ в жанре антиутопии с оттенком мрачной безысходности. Человек ещё больше кажется маленькой «мошкой» окруженной необузданной стихией времени современной техники и новоявленных технологий . Время — задуматься!

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда читал этот рассказ, мне было по настоящему даже не страшно, а жутко. И осадочек, между прочим, остался. Иногда (причем нередко), оглядываясь по сторонам, или общаясь с некоторыми людьми, рассказ всплывает в моей памяти.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Часто бывает, что ошибившись в деталях, писатель угадывает главное. А Баллард, хоть и не выучился на доктора, всегда очень точно ставил диагнозы человек и обществу. Шестьдесят лет не понадобилось, чтобы создать общество потребления, как раз-таки через 60 лет после первой публикации рассказа консьюмеристское западное общество начинает деградировать и распадаться. Да, западники не услышали увещевания и предостережений Балларда и других авторов и ученых. Теперь придется жестоко расплачиваться, да не деньгами, а жизнями и судьбами. Россию, как и всегда, то ли Бг, то ли фарт уберег. Из-за нашей извечной бедности подобное общество посыпалось значительно раньше и с меньшими последствиями. Я все это на собственной шкуре испытал, так что хорошо знаю частности этого мучительного процесса прихождения в себя. Я в этом рассказе, конечно работяга, а не доктор. Баллард — как всегда — очень точен, ясен и правдив.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Баллард, как и многие в свое время, кричал: «Люди! Остановитесь, опомнитесь...» А что толку? Общество потребления уже существует, пусть и не в той форме, что описана в рассказе. Можно сколько угодно восхвалять провидческий дар автора и петь дифирамбы рассказу, но заключенное в нем послание не дошло до адресата.

«Словом можно убить, словом можно полки за собой повести...» Слова Балларда, увы, ушли в никуда.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Реклама — двигатель торговли. Золотое правило любого бизнеса. Недавно разговаривал с одним человеком из бизнесса: построить новый завод, привлечь инвестиции — нет проблем. Проблема в одном, как продать его продукцию. Автор оказался провидцем. Сегодня это направление бизнеса стало самым развивающимся и самым приносящим доходы. Кроме того, оно дает работу людям во многих смежных отраслях: киноиндустрии, телевидении, радио, газетах, поддерживает творчество одаренных людей, позволяет дополнительно зарабатывать звездам спорта и шоу бизнесса. Все зарабатывают, и лишь мы покупаем. Работаем и покупаем. Страшно. А что нас ждет. Недавно пришлось работать с дополнениями к закону о рекламе. Все понимают вред рекламы, а сделать ничего не могут... или не хотят. Вот это самое страшное.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ хороший -- классическое обличение общества потребления, но сделанное со вкусом и дающее надежду.

Первый русский перевод в «Искателе» просто чудовищен. Переврано всё, что можно. Выброшено всё, что переводчик «ниасилил». Когда много лет спустя читал родной английский сборник, рассказ показался знакомым. Нашёл «Искатель», сравнил, пришёл в ужас!

Учите английский, читайте а оригинале.

Баллард заслуживает того, чтобы прочитать его целиком!

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо. Чем-то напомнило «451 по Фаренгейту» Брэдбери. Вообще я не очень жалую НФ во всех ее проявлениях, но этот рассказ приглянулся. Наверное, концовкой. Она оставляет надежду; хитрая такая. Или я перемудрила)

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх