fantlab ru

Ник Перумов «Война Мага: Конец игры»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.69
Оценок:
3386
Моя оценка:
-

подробнее

Война Мага: Конец игры

Роман, год; цикл «Миры Упорядоченного»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 93
Аннотация:

Наступает момент истины, когда каждому предстоит решить, зачем он жил и во имя чего способен умереть. Невероятные по мощи силы стягиваются к Утонувшему Крабу, пустынному островку посреди морей Эвиала. Отныне в его небесах, в подземельях великой, выстроенной на нем пирамиды решается судьба миров и всего Упорядоченного. Здесь боги становятся во главе людского воинства, чтобы побеждать, и люди протягивают им руку помощи в беде, здесь хитроумные заклятья разбиваются о крепость воли и любви, здесь смерть отныне — лишь ступень для новой счастливой жизни. Здесь кончается история мага Кэра Лаэды, некроманта Неясыти, воина Фесса, так не похожая на сказку, потому что все рассказанное в ней — правда.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 783

Активный словарный запас: средний (2882 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Серебряная стрела, «МосКон-2007» // Лучшая книга

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2006 // Книга года

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2006 // Книги — Лучшее продолжение отечественного цикла

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2006 // Книги — Лучшее отечественное фэнтези


Война мага. Том 4. Конец игры. Часть 1
2006 г.
Война мага. Том 4. Конец игры. Часть 2
2006 г.
Война мага. Эндшпиль - Конец игры
2008 г.
Война мага: Эндшпиль. Конец игры
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Nekromantikerns krig 4: Final
2016 г.
(шведский)
Nekromantikerns krig 5: Final
2017 г.
(шведский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и поставлена точка. Сыграна не партия, завершена яркая история. Как обычно, когда созданный писателем мир стал привычным, куда погружаешься легко и где всё давно знакомо, переворачивать последнюю страницу немного грустно. Мир стал объемным, живым. То же и в отношении персонажей. С каждым из них связаны определенные эмоции. Вместе с ними исхожены тропы. С теми, кому сопереживал, расставаться не хочется. Их судьбы разворачивались перед тобой на протяжении всего времени чтения, и подспудно намереваешься их «удержать», зная, отлично зная, что так, как есть, – лучше, что возможное продолжение, скорее всего, было бы лишним, оно скрало бы остроту восприятия, заретушировало бы ощущение достоверности и сюжетно-жизненной «правильности» развязки. И сейчас, после прочтения, остается лишь звучание последнего аккорда. Это звучание – верный признак известных силы произведения и мастерства автора.

Однако изначально «Конец игры» явил себя не с лучшей стороны, вызывая непонимание и недоумение, раздражение и протест. Были некоторый сумбур и поверхностность в сюжете, он воспринимался неестественно. В первой книге романа автор довел образ Фесса до неприятия, заставив его думать, говорить и поступать вразрез с тем, что объективно и очевидно следовало из пройденного героем развития. Персонаж казался едкой карикатурой на самого себя. Еще в большей степени вызывал недоумение образ Этлау, метаморфоза с ним крайне недостоверна, не показана, не обыграна, а преподносится как данность, в которую читателю просто предлагается поверить. Эх, не надо было так поступать с образом одного из главных антагонистов ГГ. Тем более, что раскрытие внутреннего «перерождения» Этлау интересно само по себе, и пошло бы только на пользу произведению.

И поэтому по итогам прочтения первой книги романа пребывал в убеждении, что развязка эпика загублена. Уже не ждал, что автор вновь позволит поверить ему. Ни о какой «десятке» «Концу игры» и речи быть не могло. Равно как и о «девятке», и даже о «восьмерке»… Однако чудо таки произошло.

Нет, вышеотмеченные «минусы» не стали «плюсами». Впечатление выправилось за счет повествования второй книги, ее сюжетных поворотов, языка изложения, усиления драматизма событий, что представлено достоверно, бескомпромиссно.

Произведение «спасено» для меня благодаря многому, одним из чего явилось развитие линии Императора (а с ним и Сеамни, и Клавдия, и Сежес, и Баламута, но, прежде всего, конечно, Гвина). Пожалуй, к событиям в мире Мельина «претензий» нет в принципе. Здесь есть всё: давящая атмосфера страшных угроз, а на ее фоне – смелость, героизм, отчаяние и светлые моменты радости, робкой надежды, любви, что крепче стали и сильнее смерти. Именно через описание мельинских событий рельефно выведена идея силы человеческой воли, подвига во имя жизни, искупления за содеянное недоброе. Примерно то же и в сюжете с Фессом, но там акценты несколько иные. Образ Императора раскрыт автором, пожалуй, лучше всех остальных персонажей. С самого начала истории (еще из «АМДМ») Император представлялся интересным героем, при этом он не преподносился как однозначно «хороший», у него свои грехи и пороки, Император далеко небезупречен. На протяжении «Хранителя Мечей» Император развивается, этот процесс заметен и, самое главное, достоверен.

Автора частенько упрекают в построении сюжетов на чем-то вроде «из последних сил», «открылось новое дыхание», «превозмогая смертельную усталость, почерпнув из неведомых резервов», в результате чего «все живы и счастливы». Так вот, подобного в «Конце игры» нет. Здесь всё дается героям не просто, через боль, утраты, страдания, через смерть и самопожертвование, без надежды на спасение, чудо, неожиданную помощь и прочее. Здесь герои всё делают сами. Император знает, что будет, ему страшно (и автор зримо показывает это, чем приближает к читателю), но идет к поставленной цели, ему ведома цена, он принимает судьбу.

То же и с другими: Фессом, Аэсоннэ, Этлау, Меганой, Анэто, Тави, Ниакрис, Бельтом, Сильвией, Хранителями-драконами, Темной Шестеркой. В «Конце игры» для каждого героя – своё испытание на прочность, своя Черная башня и свой судия (не Спаситель).

В общем-то этот роман – в известном смысле драма. Ощущение горечи добавляют предательства, некоторые из которых, что подано неожиданно и умело, ложные (к счастью, потому что если б такие предательства оказались настоящими, от восприятия соответствующих персонажей остался бы очень мрачный осадок).

Линия Фесса доведена до абсолютно логического завершения. Здесь в итоге нет того, после чего у читателя не осталось бы грусти, но в противном случае финал мог бы выглядеть недостоверно. А так – всё «правильно». И да, от этого, действительно, грустно. Трагический образ – трагическая судьба. Произошедшее с Фессом можно назвать искуплением, расплатой, но также и подвигом. Герой приходит к принятию решения через осознание собственных ошибок, понимание, что просто так, «красивыми пируэтами с глефой» ситуацию не изменишь, что тяжелые времена требуют настоящих поступков, отваги и самоотрешения. Автор в финале показывает одолевающую Фесса слабость, когда руки опускаются и всё теряет смысл. Неясыть – не супергерой, рыцарь без страха и упрека. Есть и страх, и постыдная слабость, и упрекнуть тоже есть в чем (даже – хоть на выбор!). Фесс – такой же, как и все, человек со своими достоинствами и недостатками. Тем достовернее борьба внутри героя, тем сильнее поступок, тем реальнее и драматичнее развязка…

Памятным стало завершение линии Меганы и Анэто. Получилось красиво и мощно, с достоинством и моралью, образно и символично. Можно дать больше характеристик, но тогда придется неизбежно раскрыть сюжет, чего делать не хочу (многим он и без того известен). Отмечу лишь, что сюжетный ход с данными персонажами добавляет силы звучанию того самого последнего аккорда, оставшегося после прочтения. Эпизодов и развязок, не оставляющих равнодушным, помимо сюжета о Мегане и Анэто, в «Конце игры» много: касательно Императора, Сеамни (вместе и по отдельности), Сежес и Баламута, Клавдия (тут несколько эпизодов, застолбивших место в памяти, один из них – коронация барона), Игнациуса (гротескно и неожиданно, а концовка – еще более неожиданна, но при этом справедлива и оправдана), Вэйде (отличная линия, а ее завершение – отдельная похвала автору, получилось и мощно, и тонко), Ниакрис и Тави (по последней – особое восприятие), Бельта (молодец!), Хранителей и Шестерки (очень достойно!), Безымянной и Рыси-полуэльфийки, Аэсоннэ (красиво и тянуще-грустно), Фесса (тут много всего), рыцаря Доаса, феникса (красиво и символично). Все эти эпизоды сильны по-своему, а вместе – тем более.

Понравился сюжетный ход с ученичеством Императора, идея о том, что всё может держаться на тончайшей нити, нити доверия, взаимопомощи, на воле и стремлении выстоять.

Отдельно хочу сказать о языке повествования, о способе его ведения. Автор дозировано и очень точно использует изложение в настоящем времени, этим достигается эффект укрупнения и растягивания протекания описываемого события (от лица действующего персонажа), когда мгновения словно застывают, и действие разворачивается будто бы как перед глазами читателя. Данный использованный автором метод работает в «Конце игры» «на все сто», и запоминающиеся впечатления от романа остаются во многом благодаря этому приему.

«Конец игры» — наверное, самая противоречивая часть «Войны Мага». Две книги романа получились разными по содержанию. Через первую приходилось «пробиваться», именно в ней всё то, что отмечал в начале отзыва как «минусы» (к ним можно добавить ощущения отстраненности от описываемого), а вторая – просто вынесла завершение истории на тот уровень, когда с легкостью отмечаются всё больше положительные моменты, а отрицательные безнадежно теряют в весе.

Не могу не отметить размах фантазии автора, которая впечатляет. Браво! Так всё сплести и так всё распутать – справился бы далеко не каждый, но то, что вышло у Перумова, не получилось бы, наверное, ни у кого.

К «спорным» для себя аспектам отношу превращение эпика из повествования о некроманте в глобальную историю, где смешались и «АМДМ», и «Хроники Хьёрварда» и собственно «Хранитель Мечей». Учитывая, что точку в эпике ставит всё-таки Фесс, нахожу в этом основание для примирения с самим собой в плане восприятия полотна.

Чего мне еще «не хватило», чтобы оценить роман более категорично. Не доведена до логического завершения линия Сугутора и Прадда, их оставили в том состоянии, в котором описано, что вызывает нарекания, тем более, что положение друзей Фесса отличалось (в лучшую сторону) от положения Рыси-полуэльфийки. Наконец, почему автор не показал «итоговое» отношение Клары к Фессу? Ведь на протяжении всей истории эта дама была несправедлива к нему, в конце же она (в «Эпилоге»), совершенно очевидно, изменила мнение о Кэре, но такой значимый и важный элемент, уверен, нужно было раскрыть.

Понравилась тональность развязки, грустно-жизненные нотки, придавшие описываемому достоверности и глубины. Автор раскрыл мысль о том, что каждый получает по заслугам. Расправа с отрицательными персонажами не выглядит нарочитой, всё оправдано и логично. Каждый получил своё. Противоречивым героям (таким как Вэйде) – соответствующая же и судьба. Однако, ее тоже можно понять, у нее своя правда, за которую, может, однозначно и не осудишь. Сложный образ и неоднозначный (дополнительный «плюс» автору). Для Императора и Фесса воздаяние – суть искупление, которое еще нужно заслужить. И для них справедлива формула: получи своё, но прежде прояви себя и докажи, что ты достоин, при том, что это «своё» — вовсе не мёд и вино.

В романе обыграны идеи: о выборе; об ограниченности могущества; о торжестве воли и силе человеческого духа; о роли поступка; о самопожертвовании и подвиге; о силе любви; об осознании и принятии ошибок; о расплате и искуплении; о том, что ничего не дается просто так.

В итоге, несмотря на отмеченные в данном отзыве «недостатки», поначалу казавшиеся просто провальными, и будучи под впечатлением от развязки, ее проработки и подачи, мыслей, обыгранных в ней, и ее тональности, меньше «десятки» роману поставить не могу. Он, думаю, запомнится, как и вся рассказанная автором история. Красивая, яркая, грустная и поучительная.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и закончился этот замечательный цикл(но начался новый). Несколько сюжетных линий из предыдущих книг нашли свое продолжение в «Войне Мага».

Что я могу сказать — ярко, красочно, интригующе, эпично. Вот эпичность «Хранителя Драконов» мне очень понравилась — повествование не ограничивается одной локацией или персонажем, это позволяет увидеть масштабную картину происходящего от лица нескольких героев.

Главы с участием Новых Богов заслуживают отдельного внимания, правда немного напрягало их бездействие, в силу пресловутого Закона Равновесия.

Трагическое завершение пути Анэто и Меганы заставило немного взгрустнуть.

Сам цикл очень большой, но я не считаю это недостатком, так как автору удалось создать многогранную историю, которую читаешь взахлеб.

Вся «Летопись Разлома» собрана в печатном виде и заняла достойное место на полке, чем и горжусь.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная концовка этой эпопеи! Сразу все персонажи оказались в одном месте, и стало видно, кто чего стоит. Особенно удивил Эвенгар, которого не смогли победить даже Новые Боги. А ведь это был всего лишь талантливый чародей над одном из множеств миров. Наконец-то стало известно, кому поклоняются адепты Нерга: Дальним, то есть обнаруживается еще связь Мельина и Эвиала: из храмов Дальних в Мельине — Нерг, в Эвиале — храм мечей. Правда, коцовка была несколько предсказуемой, так как у Перумова почти все главные герои жертвуют собой, но про судьбу остальнх было очеь интересно узнать. Как всегда, молодец, Ник!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

То что,создал Перумов, я считаю грандиозной работой, на которую был затрачен очень огромный труд!Цикл АМДМ по сути является основным,а такие вещи как Дочь некроманта или Гибель богов,они вливаются и дополняют его. Я не согласна с тем,что Перумов графоман. Г.Ю.Орловский, он же Никитин,может с гордостью носить это звание.

Последний завершающий двухтомник, так же не могу назвать «совершенно шаблонным фентези, заканчивающегося мегабитвой». Даже когда читала Толкиена, не было такого желания, чтобы оказаться в самой книге и помахать мечом. У Перумова все наоборот. Живые чувства, продуманные персонажи, хорошо закрученный сюжет и отлично прописанные битвы!!

Те кто жалуется,что долго писался цикл,хочется спросить,если вы знали,что концовки нет,то зачем начинали? Такие вещи как у Перумова и предназначены,чтобы каждую книгу читатель ждал с трепетом.:love:

Моя оценка:10

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец закончил читать «Войну мага»,могу точно сказать конец мне очень понравился,у Перумова получилось достойно завершить всю сагу,которую он начал еще в «Гибели Богов».Автору удалось собрать все действующие лица в одном месте и разложить для каждого свой уголок.Конец Фесса,по моему мнению не только единственно возможный,но и по здравому смыслу подходящий именно к нему.Возможно,в будущем Перумов и оставил для него возможность появиться в новой книге,в любом качестве — ученика Богов или может нового Бога или наоборот мерзкого злодея,продавшегося Дальним или Неназываемому или Хаосу.Прекрасно раскрыта ловушка Архимага,очень интересная получилась схема,а его конец в большей степени может быть и новым началом.Спасибо,автору,что я узнал наконец кто такой Кицум,честно у меня были такие подозрения.Огромное спасибо Перумову за прекрасную книгу и на мой взгляд красивый конец.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Концовка любопытная.

Напрасно я ждал всю последнюю главу и эпилог что Перумов напишет таки что же стало после слияния миров (кстати, это слияние — я ещё в начале ожидал что именно этим всё и закончится) с Мечами, Молодыми богами, вампирами и дофига ещё кем. Вместо этого же Ник неизвестно зачем превратил Сигрлинн в трижды воскресшую супер-мэншу.

Правда, разочарования так и не было, так как концовка о Фессе с Аэсоннэ и вместе зажившей Кларе со Сфайратом (особо расчувствовала сказка Клары) весьма впечатлило. Нечто подобное я и ожидал, но у Перумова вышло таки выдуть из месива финальной битвы нечто трагичесое, за что я ему неимоверно благодарен.

У Перумова так же вполне удачно удалось вести параллельно несколько сюжетных линий, что удаётся далеко не всем авторам.

Некоторые места конечно показались «через чур» (например, слова что Фесс выйдет из комы лишь после того как мир изменится до неузнаваемости), но на то воля автора.

Тем кто продолжает возмущаться по поводу багов и непонятности сущности Кицума — перечитайте серию, так всё вполне логично, Ник иногда лишь не договаривает до конца. Но умещие видеть да увидят -__-

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конец эпопее. Боги и герои получили по заслугам. Только в мирах Эвиала и Мельина вряд ли найдется полсотни человек пожелавших Фессу добра. О том, что не Фесс виноват в их бедах, знает только читатель и небольшое количество богов и магов. В жизни такие ситуации часто встречаются, отмыться Фесу века и века! И только став богом и сменив аватару, Фесс сможет появиться перед миром людей.

Фессу нет пока места в том мире, который появился после его ВОЙНЫ. Слишком много костей и развалин, чтоб миры могли бы простить и понять его мотивы. Он хотел как лучше, но объяснить каждому и всем его благие намерения невозможно. Не зря сказано: благими намерениями выстлана дорога в ад. Такова жизнь.

Думаю, Перумов понимал логичность смерти или забвения для своего героя, прекрасно осознавая читательскую любовь к своему герою, он сохранил призрачную надежду на далёкое долгое будущее.

Я рада за Сильвию, ей удалось спасти свою душу.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал первую часть «Конца игры»,сразу скажу она вызвала у меня не очень приятные впечатления.Линия Фесса сводится к поиску соратников в борьбе с Сущностью и он их находит.Кстати сам Фесс мне абсолютно разонравился,его вечные терзания между хорошо и плохо, на поверку оказываются ширмой, а последняя глава показала, что он законченный эгоист,думающий о своей совести и не думающий о тех с кем ему предстоит вместе сражаться.Никакого действия с его участием практически не происходит.В Мельине тоже особых событий с участием Императора не наблюдается,очень порадовала часть с участием Клавдия и Нергом.Спасает эту часть только Архимаг Игнациус,с его тайными планами, а также Ракот и Хедин.Кстати на горизонте появляется Сигрлинн,для тех кто читал ХХ будет интересна ее судьба,если про нее не забудут.Очень хочется надеяться,что большая часть загадок разрешится в последнем томе.

P.S. прекрасно понимаю,что свести все линии в последней книге не удастся,но так хочется в это верить.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная книга, можно взять за образец достойного окончания цикла: сюжетные линии закончены, тайны раскрыты, но мир, гм, не «убит». А возможное оживление Фесса оставили как надежду на лучшее будущее. Жаль, что больше книг про Упорядоченное, похоже, не будет (кроме переписывания Кольца тьмы).

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая великолепная книга Перумова!!! Никто не ожидал, что борьба будет так развиваться. Перумов создал идеальную книгу, которая довольно логично завершает приключения Фесса и других героев. Очень много неожиданностей. Эта книга — венец творений Перумова!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга. Да и цикл прекрасный. В предыдущих книгах было заметно что автор чуть чуть сдал, но несмотря на это конец сумел проработать очень неплохо и в принципе логично.Мне очень понравилось.:appl:

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Он всё-таки закончил сагу. Не скажу, что концовка мне понравилась и все сюжетные линии раскрыты, но 400 страниц чистого драйва, такого я не встречал давно. Эпическая битва, судьба героев и судьба двух ключевых миров, брошенных на весы в этой книге — это стоит высшей оценки.

Спасибо Ник! Ждём ГБ-2, ты обещал! :smile:

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

:smile:Мне очень понравилась эта книга (и вся серия начиная с мечей) однако в четвёртом томе Войны Мага Ник убивает большинство любимых персонажей а особено жалко Кера:frown:, а ведь его хотел взять в ученики сам Хедин эх надеюсь всётаки на продолжение этой истории!

Но серия очень понравилсь и всё получилось хорошо!

Именно эта серия пробудила у меня интерес к книгам!!!

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга неплохая,но больно длинное начало имеет . Хотя и грустная...Ведь много хороших героев погибло..

Но всё равно -суперский роман :super:

ждала каждую книгу затаив дыхание..

даешь продолжение!:kap:

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сказать, что книга понравилась — не сказать ничего. Великолепное описание батальных сцен, причем абсолютно разных — магических, ратных и просто запредельных. Все очень на высоком уровне.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх