fantlab ru

Пол Андерсон «Печаль Гота Одина»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.14
Оценок:
567
Моя оценка:
-

подробнее

Печаль Гота Одина

The Sorrow of Odin The Goth

Другие названия: Печаль Одина готов

Повесть, год; цикл «Патруль времени»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 104
Аннотация:

Карл — исследователь патруля, погружается в эпоху и атмосферу готов — древних племён, чтобы составить картину того времени. Чтобы вжиться и начать временные исследования, не вызывая подозрений, он выдаёт себя за одного из их богов — Одина. Но он ещё и не подозревает, какую печальную роль ему предстоит сыграть! Но историю нельзя менять — таков закон Патруля!

Входит в:

— сборник «Time Patrolman», 1983 г.

— сборник «Патруль Времени», 1991 г.


Похожие произведения:

 

 


Патруль времени
1995 г.
Патрульный времени
1995 г.
Патруль времени
1999 г.
Патруль Времени
2004 г.
Патруль Времени
2008 г.
Патруль Времени. Щит Времени
2009 г.
Патруль Времени
2015 г.
Патруль Времени
2018 г.
Патруль времени
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Миры Пола Андерсона. Том 23
2018 г.
Патруль Времени
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Time Patrolman
1983 г.
(английский)
The Time Patrol
1991 г.
(английский)
Stráž času
1997 г.
(чешский)
Патруль часу
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Он не утверждал, что он бог, но и никогда не отказывался от этого. В его положении любая определенность могла помешать ему, чего не скажешь о неопределенности.»

Не постесняюсь второй раз за год процитировать в рецензии Желязны, поскольку эти строчки как нельзя больше подходят к произведению.

Очередной ботан-филолог Патруля отправился в прошлое, чтобы изучить появление северных эпосов, и ненароком создал временную петлю (ох уж эти сотрудники патруля — они хоть раз успешно в прошлое сходили?). Несмотря на сложившийся вокруг него статус бога, послезнание и современные технологии, чем больше филолог пытался распутать петлю, тем больше увязал в деталях. В конце появляются оперативники патруля и отдают приказ привести историческую линию в соответствие, вопреки эмоциям, усугубив внутренний кризис героя. Примечательно, что бравый Мэнс Эверард в этом произведении довольствуется второстепенной ролью куратора и непосредственно в процесс не вмешивается, из-за чего произведение только выигрывает.

Повесть настолько выделяется из цикла «Патруль времени», что я заподозрил Андерсона в соавторстве. Но вроде бы нет, нигде об этом нет никакого упоминания и, видимо, маэстро серьезно набрался мастерства за те 8 лет, что не возвращался к циклу (очевидно, что для уточнения деталей мне придется отправиться в прошлое, в результате чего окажется, что я и есть Пол Андерсон).

Внешний мир весьма прекрасен. У него появился объём и теперь он трехмерный и осязаемый. Нью-Йорк запах печеными каштанами, а дикие варварские леса колючие, негостеприимные и хтонические. Появились детали, не имеющие к повествованию особого отношения, но просто работающие на создание общей атмосферы. В целом прогресс по сравнению с первыми рассказами настолько феноменальный, что сродни сравнению профессионального опытного писателя со школьником. Доселе мне не приходилось видеть, чтобы писатель настолько раскрывался со временем.

Внутренний мир тоже неплох. Герои вдруг стали поступать так, как ты от них ждёшь. Их поступки не выглядят дешевой игрой. Можно придраться лишь к Карла, который творит дичь направо и налево, устраивает временные петли и демонстрацию технологий будущего и всё ему сходит с рук. Но так уж в этом цикле заведено. При этом Карл всегда делает драму и выглядит, в моём представлении, как Николас Кейдж который только что съел лимон.

Итого, на фоне нестареющего Карла, на глазах переходящего в ранг божества, проходит жизнь нескольких поколений. Читателя в неё погружают постепенно. Получается этакие «Сто лет одиночества» в историческом сеттинге. В целом герои вызывают симпатию, им веришь, за них переживаешь. Ряд отличных эпизодов (Странником, входящий в дом из дождя под вспышки молний или отличный момент где Карл «промахнулся» во времени и интересуется здоровьем своего внука, которого сам же и похоронил несколькими месяцами ранее) очень достойно прописаны, картинка в голове рождается весьма сочная. Вообще Повесть кинематографична и могла бы лечь в основу сюжета отличного исторического сериала. Впечатление от книги максимально положительные — оставь её одну вместо всего увесистого цикла и мы бы ничего не потеряли. Можно смело рекомендовать к прочтению.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Минувшее засыпано осколками уничтоженных миров»

Не так давно я пел дифирамбы второму по хронологии рассказу цикла «Легко ли быть царем». И было за что. Сейчас перед нами глубоко проработанная, детализированная и во всех смыслах улучшенная версия этого рассказа. Нет, сюжет отнюдь не одинаков, но тематика весьма схожая, только более развернутая и дополненная благодаря формату повести.

Там у нас человек, попавший в шкуру исторической личности, тут —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
образно говоря — божество
, и если Кит Денисон оказался в ловушке с одной стороны, ведомый долгом, с другой — сохраняя предательскую надежду, то Карл Фарнесс оставался заложником ситуации в первую очередь из-за веления сердца. Хотя десять раз мог отказаться от работы, а ведь всему виной самая частая среди патрульных ошибка. И если в предыдущих рассказах неоднократно проскальзывал Азимов, то тут, несомненно, Стругацкие, а филолог Карл все чаще напоминал мне не менее печального дона Румату. Только в отличие от последнего, Карлу-Одину пришлось пройти, пожалуй, еще большее испытание, настоящую пытку —
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
предать и разрушить все, что было ему дорого в том мире.

Да, снова эти полуобоснованные правила, но не будем переливать из пустого в порожнее, ибо в Патруле лучше всего не искать четких научных определений, тем более, что рассматриваемое явление для нас с вами — миф. Кто знает, может быть когда-нибудь...

Так вот, если рассматривать сюжет не с точки зрения правдивости и обоснованности

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
особенно любопытен в плане возможности этот самый замкнутый круг «деятельность Карла — ее исторические последствия», мне кажется у нас тут намечается очередной «уроборос», ну да ладно
, а оценивая характеры и поступки, то повесть-то очень даже хороша. Нет, восторга она не вызывает, но послевкусье от этого добротного чтива остается довольно сильное.

Окончание повести с одной стороны несколько портит накал дополнениями и уточнениями, с другой стороны, все-таки событие в лету не кануло, да и читателю не лишним будет ознакомиться с историческими фактами. В конце концов, это интересно. Вообще цикл позволяет посмотреть в подробностях (уж насколько они правдивы — не знаю) на то, чему нас когда-то учили в школе на уроках истории. И, знаете, благодаря художественным деталям, нюансам, картина рисуется намного более ясная и увлекательная.

В итоге мы имеем очень сильную и гармоничную повесть, рассказанную, кстати, от первого лица... но вовсе не Мэнсом Эверардом, что позволяет глубже погрузиться в повествование и буквально влезть в шкуру Карла-Одина. Было безумно жаль самого Карла, его «подопечных», его супругу Лори... Повесть даже не о печали, а о горести, отчасти — о тщетности и слабости, и о том, что несмотря ни на что, надо жить.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пока это лучший рассказ серии.

Представьте себе — человек изучает прошлое, и имеет возможность сам наблюдать за происходящим, слушать язык, например, готский, записывать песни и сказания, видеть своими глазами обычаи... Ненаказуемо, правда? Однако постепенно человек втягивается в эту жизнь, и становится её частью. Люди племени уже не просто абстрактное имя на книжной странице и не фигурная фибула из могильника — это твоя семья... твои потомки, в конце концов. Да, и такое бывает. Теперь ты не просто сторонний наблюдатель — ты покровитель. Человек в синем плаще, поколениями являвшийся к своим потомках, дававший советы и направлявший на истинный путь. Вот такую судьбу выбрал себе этот человек.

Но он связан по рукам. Связан самой историей, точнее — Временем. Он знает, какова участь его потомков. И — он знает миф о себе самом. О том, где должен появится, чтобы не было искажения, могущее изменить всё. И, если нужно будет предать своих потомков... Здесь нет вариантов — это нужно сделать.

Да, такова эта трагическая история — история человека, вынужденного играть в бога... в «правильного» бога. Такого, какой необходим. А что ты думаешь сам... Кому какое дело? Ты не хозяин себе.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная историческая повесть, разбавленная небольшой долей фантастики. Хорошо прописаны персонажи. Такое впечатление, что полностью погружаешься в 4 век. Тем более географически я часто бывал в тех краях).

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Печальная и прекрасная повесть. Одновременно. Наверное, одно из самых печальных произведений цикла. Однако, не смотря на то, что повесть самая трогательная из всех, все же это не повод забывать об объективности. Здесь на лицо, все те достоинства, которые были в рассказе «Легко ли быть царем», но не без недостатков. А именно, не понравилось сцены с участием настоящей жены Лори. Скорее не сами сцены, а вот эти вот все душевные изливания главного героя. Лишние они здесь. А так, рассказ очень прекрасный в своей трагической составляющей.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильное произведение! Вливаешься в сюжет и как-будто видишь происходящее изнутри. А какая работа проведена автором с исторической точки зрения! Для того, чтобы создать из нагромождения фактов и мифов правдоподобный сюжет — думаю, нужно перелопатить массу литературы. Для меня это уже второе произведение автора, которое вызывает желание искать дополнительные материалы об этом периоде. БРАВО!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безусловно лучшая повесть цикла, особенно на фоне крайне бледных предыдущих (например, о Тире). Прекрасно прописанные герои, душевный надрыв смертного, взвалившего на себя груз ответственности скандинавского божества. Порой мы действительно откусываем больше, чем можем проглотить...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая историко-фантастико-приключенческая повесть: история изнутри, глазами участников тех событий. Этакое эпическое произведение, охватывающее историю готов, одного из самых малоизученных племён. История, в которой переплелись реальная история и вымышленные события вместе с эмоциями и переживаниями героев. Последнее и оказывает такое эмоциональное воздействие на читателей своей предопределенностью и трагизмом судьбы.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд это очень непростой жанр повествования -описание Норвежской мифологии. Время происхпроисходящих в повести событий это прошлое, настоящее (по отношению к Патрулю) и возможное будущее. Карл Фарнесс -главный герой, получает возможность изучать интересующее его время, но сам того не подозревая, стал оказывать влияние на ход истории, что катигорично запрещается сводом законов Патруля. Пространственно-временной континиум, как мы уже знаем из предыдущих произвеждений цикла, штука гибкая и непостоянная, стремящаяся вернуть исходный ход событий. На этот раз повесть написана совершенно в другом ключе, здесь не вмешиваются наблюдатели Патруля напрямую, и не вмешиваются потомки человека из далёкого будущего. Всё происходит совсем наоборот, события описываются переплетая в себе миф и историю. Плюс ко всему, все события показаны с точки зрения персонажей, что не мало важно! И наконец присутствует эмоциональная оценка автора, произведение не заканчивается банальным хэппи-эндом, и задолго до конца повести начинаешь догадываться чем закончиться дело! Повесть мрачная, но поучительная- Богам и людям в равной степени нужно отвечать за свои поступки и убеждения! Главный герой же постепенно сливается с мифом (о том хочет он этого или нет, остаётся загадкой). Эверард Мэнс всё таки наставляет на путь истинный Карла Фарнесса, но финал получается трагичный, что в принципе ничуть не портит повествование!:super:

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Он еще напишет душераздирающую «Звезду над морем», где попытается повторить нечто подобное, но такой кристальной ясности языка, такого единства стиля и сюжета добиться уже не сможет. Это качественный пик «Патруля времени», попытка взглянуть на историю глазами обывателей и второстепенных персонажей — и более того! — попытка осмысления истории в аспекте саги или мифа. Мне не попадалось нигде такого органичного сочетания обыденного и мифологического в едином тексте. Повествование из чисто бытовых сцен плавно перетекает в эпос, играется архаичным слогом скальдов, а потом так же плавно возвращается обратно. Тут нет грубых монтажных стыков между литературным текстом и Легендой. Они едины. И это достигается не каким-то банальным пафосом в голосе автора или ещё чем-то подобным. Мне кажется, Андерсон рисует свою картину сразу в трёх аспектах, с трёх точек зрения одновременно: с точки зрения персонажей (которые к слову сказать, отнюдь не англосаксонские парни с улицы), с точки зрения истории, которая крутит и перемалывает их до смерти, с точки зрения мифа, эпоса, легенды, в котором все эти персонажи и события застыли — неправдивые, искаженные или наоборот, очищенные от шелухи. А поверх всего накладывается четвертая составляющая — неявленная, косвенная, но очень весомая эмоционально оценка автора.

Жестокое время, гордые люди, бессильные боги...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших повестей всего цикла, она заставляет читателя задуматься о том, что есть Бог и что последствия любой идеи могут быть самые серьезные...

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта повесть из цикла о Патруле, действительно, хороша. Она не испорчена счастливой развязкой, как другие произведения цикла. Да, не все остались живы, искренне жаль потомков Странника, но что делать, бывают и злые легенды, а за свои поступки и убеждения нужно отвечать.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно лучшее из всего написанного Андерсоном. На фоне чисто развлекательного цикла о Патруле Времени эта история стоит особняком. Психологически достоверно и глубоко описан процесс постепенного «врастания» стороннего наблюдателя в ткань времени, в предмет своего исследования. Экспериментатор становится участником событий, постепенно превращаясь в миф. Финал трагичен.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

одина из моих любимых повестей с этого сборника, читается не так тяжело. Автор ведёт нас ктрагической концовке, через весь сюжет, мне понравилось, самому постепенно догадываться чем же кончится дело, да и исторические факты тоже интересны. Люблю я тот период!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх