fantlab ru

Борис Акунин «Парус одинокий»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.57
Оценок:
389
Моя оценка:
-

подробнее

Парус одинокий

Повесть, год; цикл «Приключения Эраста Фандорина»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 67
Аннотация:

Уединённый женский монастырь в самой глубине огромной русской губернии — и именно там произошло страшное убийство игуменьи.

Другая аннотация:

Фандорин принимается за расследование убийства своей бывшей возлюбленной, выбравшей служение богу, а не его. Из Европы он спешит в неприветливое русское захолустье, где ему предстоит сделать немало открытий.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Планета Вода
2015 г.

Аудиокниги:

Парус одинокий
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этой повести расследуется убийство, которое иначе как кощунством не назовёшь. Сомнительно, что такое могло придти кому-то в голову. Но автору пришло. Как всегда, Фандорина водят за нос при всех его недюжинных талантах. Но это только до поры до времени. Читатель может наблюдать нескольких колоритных особ, и почему-то все они внушают отвращение. Зачем это, понять трудно. Мол, в России больше половины таких? Что мешало Фандорину хоть немножко интересоваться судьбой дорогого человека при его возможностях, остаётся загадкой. По-моему, сюжет довольно нелепый да и неприятный осадок оставляет. И ещё вопрос такой: и чего она в нём нашла?

Хорошо хоть до романа эта история не разрослась. Послушал и забыл. Почти. Не впечатлён.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

1906 год. Эраст Петрович Фандорин всё-таки завладел испанским золотом с затонувшего галеона и теперь может позволить себе жизнь-праздник в объятиях парижской куртизанки. Вот только вредная привычка читать российские газеты заставила Фандорина бросить весёлый Париж и отправиться в российскую глубинку — убита игуменья Феврония, которую Эраст Петрович знал и любил как Ангелину Крашенинникову...

Акунин верен себе. Опять как в «Алтын-толобасе» и в «Ореховом Будде» путешествие из Европы в Россию становится прыжком из настоящего в прошлое. И фонари здесь не те, и народ, да и всё остальное тоже. Неизменно и ужасно. Заволжская губерния без Митрофания и Пелагии окончательно захирела и официально стала тюремно-каторжной провинцией. Надо ли говорить, что для Акунина Заволжская губерния олицетворяет всю внестоличную Россию.

Ещё мне не нравится манера писателя умерщвлять всех второстепенных персонажей, даже тех, про которых читатель успевает забыть. никто не теряется, все идут в жертву сюжету. Однако за образ настоящей русской святой Ангелины-Февронии многое хочется простить автору. И сомнительную детективную линию, и кунсткамеру персонажей, и японские кунштюки Фандорина, делающие последнего настоящим сверхчеловеком.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычайно, просто удивительно атмосферное произведение Акунина. Особенно понравились диалоги с сельским священником и слепой Вевеей — третьестепенные, но очень сильные персонажи, передающие идею о том, какими могут быть по-настоящему верующие люди (сейчас с православием, почему-то совсем другое ассоциируется).

И вместе с тем «Парус одинокий» несет чрезвычайно депрессивный импульс в описании сонного деградирующего региона, болота, которое становится только хуже. Ловил себя на мысли, как было бы ужасно жить в подобном месте (а метафорически он, ведь оно выглядит не таким уж нереальным по своим характеристикам.

И, конечно, записки Февронии-Ангелины — эмоционально сильный ход. Признаюсь, читать было тяжело, но равнодушным этот эпизод точно не оставит.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, наконец. Давненько такого увлекательного не читал. И детектив, с преступником в самом конце. А интрига-то, интрига и на тебе. То одного подозреваешь, то другого, а в конце на тебе, совсем всё иначе. Вот такой Фандорин и нравиться мне (да и Акунин то же). И критики на Российскую действительность, на чиновничью жизнь нормально так, поддых. И особенно умилили строки, что прошло уйма лет, а в глубинке так и ничего и не изменилось.

Ну не будем тут вспоминать, те дощатые домики, за огородами, с дырками в полу. И это уже в наше время.

И главное, описание участников событий. Какие яркие характеристики, какие типажи. А места, так и веет ещё не затоптанной травой и диким лесом. И вспоминаются романы о Пелагии. Жаль, что автор забросил тот цикл, он был очень интересный. Честно, говоря, если бы не стрельба и погоня Пелагия была бы тут к месту. Правда веет, какой-то театральщиной, особенно во встрече Фандорина с начальником острога.

Моё мнение, детектив удался и оценка отлично.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, в этом случае, скажу сразу, я человек пристрастный.

Во-первых, «Декоратор» – моя любимая вещь о Фандорине. Во-вторых, здесь еще и отзвуки «Пелагеи» – а этот цикл я люблю больше, чем фандоринский…

Вот здесь писали, дескать, какая неожиданность, спустя столько романов узнать, что оказывается Ангелина была не просто очередной девушкой для Фандорина, а настоящей любовью. Но лично для меня это было очевидно всегда – такая была щемящая атмосфера в финале «Декоратора». И я надеялся, что Ангелина еще появится в жизни Фандорина…

В общем, я – просто идеальная ЦА для этой повести.

Если несколько последних вещей о Фандорине («Весь мир театр», «Планета вода») начинались за здравие, а заканчивались за упокой – здесь всё наоборот.

Париж, приезд в провинциальный городок и встреча с Хозяином, встреча с карикатурной Аннушкиной – всё это отнюдь не настраивало на оптимистичный лад.

Но потом повесть начала набирать обороты, и в целом я получил удовольствие, пожалуй, не меньшее, чем от «Декоратора».

Под «оборотами» я имею в виду не закрученность сюжета, не детективную составляющую, а постепенное, изящное раскрытие личности погибшей. Сначала одиночная вылазка Фандорина на Парус, потом официальный визит вместе со священником… Конечно, все детали подобраны символично: и детеныши гадюки, и типажи обитательниц Паруса – но подобраны красиво, со вкусом. Очень хороша иеромонахиня, метящая на место игуменьи. «Не дело невестам Христовым за больными горшки носить. Я в монахини шла Богу служить, а не людям» – это она хорошо сказала, да…

Всё это, вместе взятое, очень красноречиво раскрывает перед нами образ погибшей, подводя к кульминации – к запискам Февронии-Ангелины, которые в конце прочитает Фандорин…

Даже карикатурность Аннушкиной в конце получает своё объяснение. Вот какие слова говорит она Фандорину: «Я плебс презираю. Навоз, перегной, из которого когда-нибудь, может, вырастут другие, достойные уважения. А этих за что уважать? Кто согласен жить по-скотски, позволяет себя стричь и пасти, лучшей участи не заслуживает. Быдло!.. За что их жалеть? Когда находятся самоотверженные люди, готовые принести себя в жертву ради стада, эти бараны хватают их и волокут в полицию».

Словно специально для особо ретивых «патриотов», которые уверены, что именно такого мнения о соотечественниках и придерживается сам писатель, Акунин вкладывает эти слова (которые он, разумеется, никак не может разделять) в уста крайне несимпатичного, отталкивающего персонажа.

В общем, для меня дилогия «Декоратор»/«Парус одинокий» – это твердая 10-ка.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не впечатляет. Все необходимые телодвижения сделаны, экзотика присутствует в ассортименте, но все равно не очень интересно. По уровню сюжета и стилю это что-то вроде «Декоратора» или повестей из сборника «нефритовые четки». Очередная стилизация. Дополнительный штрих — Фандорин одержим идеей мести за бывшую возлюбленную, но в последний момент проявляет таки свои лучшие качества — в память о НЕЙ.

Итак, убийство совершено в отдаленном скиту, зверски убита настоятельница, сам монастырь — пять человек в числе которых одна слепая и одна идиотка. Мотив — очень дорогое распятие. Потом выяснилось, что на утес можно влезть без особых проблем и детектив негерметичный. Кроме того в деле участвуют один дикий охотник, стервозная врачиха, беглый каторжник (жалкая ничтожная личность) и прокурорский чиновник.

автор сделал пару ложных петель, в итоге убийцей оказался тот на кого меньше всех думалось

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
этот самый прокурорский, конченый морфинист. Позарился на дорогую вещицу, вот и

Абсолютно неубедительно. Представить, что это.... чудо едет в скит и ночью лезет на утес... Не верю!

Еще жаль Заволжскую губернию, которая без матушки Пелагии совсем сдулась и стала болото-болотом.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарная вещь. Очень русская. Можете сказать: «фи», отвернуться -- дело ваше. А меня такое трогает до глубины. Я не верю в душу, но верю в человека. В чём он русский дух и где его искать? Человек может желать собственного блага и успешно его найти: это не сложно. Разбогатеть, обладая трудолюбием, умом, можно, а если еще и наглостью — легко. А можно остаться наедине с собой (и с Богом), в «одной точке», но найти счастье. Настоящее. Путь оно будет маленькое, непонятное никому, дурное, глупое -- оно может быть. Может быть не все доживают до тех пор, когда начинают «жить сердцем», но кому-то везет. В этой повести каждый ищет своё счастье: сила, тщеславие, богатство, любовь, Бога, смысл жизни.... А находит его главная героиня повести — Феврония, даже ни разу не сказав ни слова.

Акунин обернул в отличную детективную историю настоящее литературное произведение. Здесь в Заволжской глуши — все человеческие архетипы России, красноречивые, живые. Прекрасный язык и стиль. Яркая сочная эпоха, история. Она заставляет задуматься. А верной ли дорогой иду я? Куда она ведет?

Интеллектуально. Пронзительно. Чисто.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой вкус, не слишком увлекательная повесть. Этакая ностальгическая попытка авторы вернуться в атмосферу более раннего творчества. Не вполне удачная, как это часто бывает.

В отношении жанра, Акунин строит классический детектив. Убийство, ограниченный круг подозреваемых, виноват, как обычно, самый «невинный».

Сюжет не сложный, некоторые переходы небезупречны.

Сценизм, так же, несколько ниже обычного. Колорит эпохи умеренный, драйв не всегда соответствует темпу событий.

Образы героев, как обычно, живы и колоритны. Однако, некоторые черты выписаны чрезмерно, до карикатурности.

Тагическо-романтическая линия мне показалась излишней в этой повести, придавая ей привкус бульварности.

В целом, как я уже писал, умеренное впечатление от чтения.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взялся прочесть эту повесть от скуки.

После заглавной повести сборника, которую я прочел еще летом, желание читать об Эрасте Петровиче пропало окончательно. Злобный, высокомерный сноб, каким стал Фандорин в последних книгах начал нешуточно раздражать. Убили его в Черном городе, и по делом. Он и автору уже изрядно наскучил, о чем Акунин неоднократно говорил и в интервью и в своем блоге писал.

Настальгирующий Фандорин, едущий из Парижа в глубинку лапотной России, ради своей позабытой любви, перманентно встречающий неприглядных русских обывателей, отвратительные образы и характеры. Паноптикум какой то, на контрасте с главным героем — рафинированным снобом-супергероем...

У вдруг, шокирующий финал!

Нет, для меня ценность акунинских книг не в неожиданной развязке («А убийца, то дворецкий!»)

Шок от завершенности образа Русской Святой. Февронья — вот главная героиня повести «Парус одинокий».

Фирменный финал, который когда то в конце 90х и приковал мое внимание к «детективам» Акунина, наполнил искренним чувством восторга, мое притупившееся читательское впечатление.

НЕТ! Автор не исписался. Может удивить, зацепит, приятно порадовать.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если не знать кто автор, то вполне даже интересная фантастическая повесть о целителе-супергерое начала 20 века, если понимать, что ЭТО АКУНИН о ФАНДОРИНЕ...., то после прочтения остается чувство разочарования и обиды на автора....

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошая повесть. Из сборника «Планета воды», на мой взгляд, наверное, самая лучшая.

Российская глубинка, уединенный женский монастырь. Фандорин расследует убийство настоятельницы монастыря, которая в далеком прошлом была его возлюбленной.

По жанру — герметичный детектив.

Российская глубинка. Монастырь на острове, кругом тайга. Узкий круг подозреваемых. Классика детектива.

В повести широко отражены переживания Фандория, его несостоявшиеся мечты, грустные и счастливые воспоминания. Именно этого недостает многим книгам о Фандорине, где он предстает бесчувственным и плоским героем. Здесь же все наоборот.

И кроме этого замечательный детективный сюжет, читателю есть над чем поломать голову.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Беря в руки долгожданную книгу о новых приключениях Фандорина что желает увидеть читатель? Скорее всего, он желает прочитать хороший и интересный детектив, которым так разбаловал нас автор в начале своей литературной карьеры. Но вот Акунин почему-то так не думает – по его мнению, читатель просто мечтает окунуться в водоворот его новых экспериментов, политической сатиры и полюбившейся ему игры с жанровыми клише.

И именно поэтому «Парус одинокий» — лучшая повесть во всем сборнике «Планета Вода», ведь из всего разнообразия входящих в него повестей только «Парус…» написан в том классическом стиле, столь приглянувшемся благодарным читателям. Остальные истории — это смесь очередных экспериментов от приключений в духе Жюля Верна до вестерна в российском антураже. Но тем больше радости вызывает эта жемчужина, чудом затесавшаяся среди остальных новаторских опусов автора! И пусть недоброжелатели клевещут, что Акунин влил в неё бочку русофобии, вовсе нет – автор ограничился грустными рассуждениями об упущенных возможностях и ошибках истории, к слову весьма кратких и уместных.

«Парус одинокий» — очень удачное название, вобравшее в себя многие слои повести, от душевного состоянию самого Фандорина до окружающей действительности и политической неопределенности того смутного и предгрозового времени. Пронзительная красота пасторальных пейзажей воспринимается по особому, когда автор не дает забыть, что он стоит на переломе и через какой-то десяток лет этот красивый край, памятный внимательному читателю еще по циклу романов о Пелагии, упадет в пучину гражданской войны и будет залит кровью. И процесс уже начался – ведь того уютного, по-хорошему провинциально тихого и справедливо устроенного уголка уже нет – стало Заволжье обычной губернией со всеми свойственными им недостатками, казнокрадством и прочими «прелестями».

И вот, на фоне этих грустных размышлений о прошлом, будущем и несбывшемся разворачивается не только детективная линия, но и личная драма самого Фандорина. Разворачивается во всей её красе – ибо это история любви. Любви к Богу и любви к человеку, которые нельзя разделить в своем сердце. И одиночества – безмерного как сама любовь.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна удача. Браво маэстро Акунин! Благородный муж, идущий по жизненному пути, сплетенному из множества перепутий, альтернативных дорог, ложных ответвлений и тупиков, — не эта ли тема для размышлений у камина? Особенно для читателя, который уже прошел половину отведенного пути. Хочется понять, что делает дальнейшее движение по жизни осмысленным, когда уже ощутимо бремя совершенных ошибок. Ошибок трагичных и необратимых…

1. Эраст Петрович ступил на Путь роскоши. Мы приучены приключенческими фильмами, что главный герой редко получает те сверхбогатства, ради которых отправляется в путь и терпит многие беды. В конце пути обязательно случается какая-то незадача, которая списывает весь бенефит с баланса, оставляя лишь крохи для ностальгических воспоминаний в кругу друзей и передачи в качестве семейных реликвий потомкам. Однако наш герой поймал свою удачу за хвост и стал богат, хотя и меньше чем планировал.

Пока Фандорин проходит испытание роскошью в лучшем городе мира – Париже, в России разворачивается большая трагедия. Государство российское вступило в зону бифуркации (это 1906 год) и, набирая темп, движется к социальной пропасти. Эраст Петрович еще раньше понял, что не может представить себя ни на стороне революции, несущей кровь и хаос, ни на стороне стражей существующего порядка. Он сделал свой выбор — выйти из ситуации выбора и уехать из страны. И теперь Фандорин бережет себя от новостей с родины, потому что они неуклонно возвращают его к оценке ранее принятого решения о неучастии. Это тяготит его. Выбор был ошибочен? Оставим вопрос без ответа. Но запомним одну из максим благородного мужа: «Пока человек жив, он может изменить свою жизнь тысячью разных способов».

2. Случайно попавшее на глаза газетное сообщение о трагическом событии в заволжской глуши оказывается связанным с последней «обязательной женщиной» (последней любовью) Эраста Петровича. Это ломает баланс в душе нашего героя и он снова отправляется в путь. Российская глушь встречает его героем своего времени – Саврасовым, которого Фандорин классифицирует как satrapus rossicus medium vulgaris (российский сатрап среднеразмерный обыкновенный). Будучи фактически «хозяином» Темнолесского уезда (здесь разворачиваются основные события), Саврасов не собирается давать Фандорину возможности «совать свой нос» в дела, касающиеся его территории. Легкий удар в точку «Махи» обездвиживает местного держиморду и развязывает Эрасту Петровичу руки для проведения расследования. Великолепная развязка в ситуации. Герой мимоходом представляет себе, как было бы здорово справиться с российскими бедами, парализовав на годик пару тысяч подобных носителей зла. Мечты, мечты. Даже если бы задача была решаема, то ничего бы не изменилось, появились бы другие сатрапы, так как система воспроизводит сама себя. Хочется процитировать знаменитого сантехника: «Систему менять надо!» Позиция Фандорина ошибочна? Ведь он утверждает (правда в другой повести), что «… от благородного мужа не требуется, чтобы он спас все сущее. Он лишь обязан сделать то, что мог, а там уже как получится».

3. «Обязательная женщина» Эраста Петровича семнадцать лет назад ушла в монастырь, нарекшись Февронией, и погибла нелепо. Невольное чувство вины, ностальгические воспоминания, бессилие перед невозвратной потерей мучительно подталкивают его к вопросу — во имя чего была так потрачена жизнь любимого человека? «Во имя химеры, во имя веры в какие-то сказки?» Он находит ответы на эти вопросы тогда, когда обнаруживает бесспорные доказательства того, что он был любим все это время. Феврония сделала свой выбор ради любви к Эрасту. Можно ли назвать этот выбор ошибочным?

И все же, Фандорин воспринимает случившееся как неизбежное, закономерное следствие той ошибки, что была совершена семнадцать лет назад. Он, являясь последователем буддистского мировоззрения, уговаривает себя не горевать о том, что не сбылось. Ибо будет еще бесконечно много шансов найти правильную дорогу. Он помнит максиму: «Для благородного мужа непреодолимых преград не бывает. И если он не сможет вскарабкаться на кручу в нынешней жизни, то разобьется насмерть и одолеет преграду в жизни следующей».

4. «Акунин подводит к теме экзистенциального выбора, но не дает удовлетворительного выхода из нее. Он не дает ответа на мой исходный вопрос о целесообразности дальнейшего движения по ошибочному пути. Это меня не устраивает» — подумал я, закрыв последнюю страницу повести.

Тогда я отправился в горы, ведь был теплый весенний день. Недалеко в небольшой долине двигалась блеющая отара овец, ведомая пастухом, который время от времени что-то кричал нечеловеческим голосом. На тропе у подножья скалы, на которую я хотел взобраться, мой путь пересекся со змеей. Я явно нарушил ее планы, но она, не долго думая, поменяла траекторию своего движения и поползла по своим делам. Всходя на вершину скалы, я заметил юркую ярко зеленую ящерицу, которая, обнаружив меня, испуганно стала искать свою норку, чтобы спрятаться. Присев отдохнуть на большой камень, что лежал на вершине скалы, я осматривал местность и увидел вдали несколько коней, которые с достоинством и изяществом несли куда-то своих наездников. И тогда подумалось мне — не обнаружил ли я на этой прогулке все основные типы движения по жизненном пути, для которых характерны различное отношение к ошибкам. Одни, как овцы, идут туда, куда их ведут, не рефлексируя ошибок вообще. Им это не нужно. Другие, как змея, идут своей дорогой, но гибко меняя направление движения, подстраиваясь под обстоятельства. Для них рефлексия ошибок и реакция на них – это постоянный процесс. Третьи, как ящерица, никуда не идут, ничего не делают, поэтому не совершают ошибок пока ошибки сами не настигают их в потоке изменяющейся реальности. Последние, как кони, красиво и достойно идут по своему пути, не боясь бремени ошибок, так как их всеохватно влечет предназначение.

Эраст Петрович культивирует в себе ценности благородного мужа. Но его жизненная интерпретация этих ценностей выглядит сиюминутной мелкой, при том, что ему удается участвовать в крупных делах. Но он не сделал главного для благородного мужа — жизненного выбора. Он следует модели поведения «змеи», заменив стратегической выбор своего предназначения гибкой тактикой. Феврония же, выбрав семнадцать лет назад путь служения Милосердному Богу, сделала много благих, но мелких, кажется никчемных дел. При этом тысячи молитвенных записочек в пользу неверующего Эраста показывают неотступное движение в след своему предназначению. Она следует модели «коня», сделав свой стратегический выбор и спокойно с достоинством его реализуя. Не это ли истинная модель поведения благородного мужа!?

5. На заметку благородным мужьям: «Когда идешь по жизненному пути, освещенному звездой предназначения, даже, если свершаешь ошибку и отклоняешься от курса, то всегда находишь верное направление и силы для возвращения на истинный путь».

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх