fantlab ru

Александр Громов «Мягкая посадка»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.88
Оценок:
862
Моя оценка:
-

подробнее

Мягкая посадка

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Разрозненное человечество после Катастрофы пытается выжить. Основных проблем две: непрерывно наступающий ледник и загадочные адаптанты...

© duke

Входит в:

— условный цикл «Мир «Мягкой посадки»

— сборник «Мягкая посадка», 1995 г.

— журнал «Фантакрим MEGA 1995'4», 1995 г.

— антологию «До света», 1998 г.

— сборник «Мягкая посадка», 2010 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 200

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3013 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 32%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 1997 // Крупная форма (роман)

лауреат
Звёздный Мост, 1999 // «Мастер Фэн-до». 1 место ("Черный пояс 3-го дана")

Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 1997 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Мягкая посадка
1995 г.
Год Лемминга
1997 г.
До света
1998 г.
Мягкая посадка. Год Лемминга. Менуэт святого Витта
2002 г.
Мягкая посадка
2010 г.

Периодика:

Фантакрим MEGA № 4, 1995
1995 г.

Аудиокниги:

Мягкая посадка
2006 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мягкая посадка» написана бойко, хорошим литературным языком, без истерики и корявости, сопутствовавших в 1995 году российской фантастике, но, в общем, это всё, что можно сказать в одобрение романа Александра Громова.

В этом романе очень ярко проявлены тенденции, выделенные Норманом Спинредом в «Железной Мечте» как характерные особенности фантаста по имени Адольф Гитлер. Например, таинственные адаптанты в начале романа описываются как предельно некоммуникативные существа, которые даже говорить не умеют. Однако впоследствии оказывается, что адаптанты не только прекрасно говорят, вступают в диалог с людьми и даже переигрывают людей в диалогах. Адаптанты, поданные как неудержимо агрессивные чудовища-людоеды, преспокойно сосуществуют с людьми, «притворяясь» обычными человеками. К середине романа выясняется, что адаптанты не только умеют говорить, мыслить и планировать свои действия, они попросту превосходят «нормальных» людей. Но ситуация сосуществования двух рас уже неинтересна для автора, потому что стрельба, беготня и выявление «засланных казачков» занимают всё его внимание. Адаптанты, оказывается, всего лишь другое имя для коварных евреев (масонов, коммунистов, американцев и прочих рептилоидов), которых надо уничтожить просто потому что они — евреи (масоны, коммунисты, американцы и прочие рептилоиды), притворяющиеся русскими людьми, чтобы в решающий момент нанести удар в спину.

Да и вообще, по ходу сюжета Александр Громов забывает о картине, широкими мазками набросанной на первых страницах, и меняет правила игры, подстраиваясь под динамичные интересы главного героя, сурового мачо, этакого Мэри Сью для безработного интеллигента, пострадавшего в результате «рыночных реформ» Ельцина и потому яростно вращающего белками при звуке слова «демократия».

В общем, нормальная фашизоидная книжка середины 90-х, отличающаяся от общего уровня «русских боевиков» только несомненной грамотностью автора.

С прискорбием сознаю, что поклонники русфантастики будут недовольны моей рецензией — «фашист» в российской коннтотации является априори нехорошим человеком, и потому всякий русский фашист очень не любит, когда ему указывают на то, что его воззрения являются фашистскими (каждый, естественно, считает себя хорошим человеком, и потому «фашист» это всегда другой, нехороший, не он). Поэтому для поклонника Александра Громова невозможно признать себя и своего любимого автора сторонниками фашистских, расистских и вообще ксенофобских идей — «фашисты» всегда те, кто с нами не согласны. Тем не менее, считаю свою рецензию уместной: кто-то должен сказать то, что я сказал, на фоне неуёмных восторженных излияний любителей русфантастики, просто пересказывающих шаткий сюжет романа.

Оценка: 3
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

вместо эпиграфа:

«А сколько ваших знакомых с ходу поделят 111 на 3 в уме?» — (популярная шутка)

«К началу 21 века эволюция человека достигла своей максимальной точки...» (к/ф Идиократия)

К чему я это написал? — да просто, мне кажется, мягкая посадка уже идёт. Почему? Да потому что выгоднее замерзать, а не таять, ломать а не строить) Достаточно посмотреть с каким упоением трейдеры на бирже играют на понижение, как мир раздавил ЮАР, которая могла под своим началом создать сильную Африку...

В этой книге автор прекрасно показал антиутопию сингулярности, в которой исчезает человечество. Цепляясь за свои города люди проигрывают мутантам, более приспособленным к жизни на изменившейся земле. Роман о том, что люди опоздали. Перемены шли медленно подтачивая силы человечества, дураками проще управлять, и селекция действует быстрее эволюции. Дубоцефалы и адаптанты, возможно, мы и есть их предки. Мир мягкой посадки окутал холод, и неизбежный хаос медленно, но неотвратимо приближается. Руководство учебных заведений больше всего волнует, чтобы преподавателей убивали пореже... Очень, грамотно построенный сюжет, нареканий (так этот герой бы не поступил) почти нет. На страницах разворачивается личная трагедия главного героя и трагедия всего мира. «Закат земной цивилизации произошел быстро, но не сразу, и без ненужных катаклизмов.» Когда лавина губительных изменений набрала критическую массу.

Роман на меня произвёл очень большое впечатление и очень хочется надеяться, что он окажется антиутопией, а не «реалистичной прозой»...

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

В одном интервью А.Громов написал:

«Обычно бывает так: я пишу книгу и с интересом жду, когда придет умный критик и объяснит мне, о чем она. Это даже не совсем шутка.»

Вот и ладушки. Сейчас я расскажу тебе, Саша... :wink:

Мягкая посадка — это очень слабенькая повесть про сплошные гадства и несчастья, безысходно и неотвратимо преследующие главного героя и человечество вцелом. Начинается всё муторно, заканчивается кровавым безобразием. Ну да, да, согласен, есть такие моменты в истории, есть всякие язвы общества, которые надо обличать и искоренять. Глаголом жечь, так сказать, сердца людей. Но не надо путать литературу с учебником по медицинским патологиям.

И до чего надоели непременные козни спецслужб (которые и есть враги всем нам!). И до чего неуместен буквально притянутый за уши мимопланетянин. И до чего устал я от писателей-язвенников. Пусть бы пили тихонько свой маалокс, а не совали мне под нос все свои обиды, болячки и любимые мозоли. Да я ведь и сам знаю, где живу, и чего можно ожидать от окружающей действительности. Неужели автор рассчитывает, что он вызовет у меня своим смакованием всяких гадостей некий катарсис? А вот фигушки.

Читается всё это с большой натугой и после у Громова читать ничего не хочется, а зря.

Ведь есть еще «Феодал», где всё о том же, но совсем по-другому. Вот ведь умеет же писать, когда на него находит. Жаль, что так редко.

Оценка: 3
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блестящий роман. Из тех дебютов, которые поднимают автора на такую высоту, что падать потом оттуда он может очень и очень долго. Чем Александр Громов и пользуется до их пор. С каждым текстом все хуже и хуже, но до дна еще очень большое расстояние.

А роман перечитывал неоднократно и с удовольствием.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю» (с). Вот и «Мягкая посадка» завораживает (или замораживает? :lol:) — тягуче и неотвратимо на мир наползает Апокалипсис, а люди до последнего надеются, что всё обойдётся, что всё рассосётся само... Наверное, это самый страшный вариант финала — «ни всхлипом, ни стоном, ни взрывом», а медленно и незаметно. Но для тех, кто всё же замечает, и даже барахтается по мере сил, пытаясь отсрочить гибель своего мира, такая пытка и вовсе, казалось бы, невыносима. Но ко всему человек-подлец привыкает...

Избыточность фант.допущений на самом деле работает на авторский замысел — показать нам, что не такие уж мы и многозадачные и в массе своей не способны дать быстрый ответ на внезапный вызов природы. Тем более, что его ещё и разглядеть-то надо вовремя. «Год лемминга», конечно, надо читать первым — тогда история «Мягкой посадки» становится ещё более объёмной. И не такой гнетущей — есть там свет в конце тоннеля, есть!

А Бойль очень даже пригодился, и вовсе не в качестве «рояля в кустах». Для торопливого читателя его появление служит прекрасным отвлекающим манёвром! Разумеется, мало приятного в том, чтобы ощущать себя отнюдь не умнее главгероя, и уж тем более, не умнее автора. Зато потом не раз поймаешь себя на мысли: а не превращаешься ли ты постепенно в дубоцефала, не в адаптанты ли подался ненароком?

В общем, достойный роман. Для мозгов, а не от.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читала давно, но в отличие от всех остальных произведений автора, это в памяти осталось надолго и «просило» его перечитать.

Итак: Апокалипсис, вызванный неизвестно чем (может просто таянием ледников Антарктиды, но в книге об этом не говорится). На фоне глобального оледенения наблюдается появление новой разновидности человечества: дубоцефалы и адаптанты. Казалось бы — ирония — отупение и агрессивность оных никак не позволяют причислять их к другому виду (и тех, и других полным полно сейчас вокруг нас и без апокалипсиса), однако автору потребовалось видимо ввести их в произведение, чтобы полностью раскрыть способы уничтожения человека.

Думаю, что в случае апокалипсиса не надо будет никакого добавочного противника. В борьбе за еду и жильё, мы поубиваем друг друга и без адаптантов... Впрочем, это моё мнение.

ВУЗовский преподаватель на фоне вымирающего мира, пытается выжить, сохранить человеческое общество, сплотить вокруг себя остатки «умников» и противостоять разрастающейся разновидности адаптантов.

Не знаю, как другим, но мне хотелось продолжения. Ведь адаптанты не вымерли. А значит две ветви человечества будут опять воевать.

А ведь уже известно, что неандертальцы не были агрессивными, в отличии от кроманьонцев. Поэтому и вымерли.

Ещё понравилось в эпилоге как главный герой произведения подыскивает себе замену (устраивая ему проверки). Вполне в духе Громова. С иронией.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак что мы имеем — у человечества две проблемы :

1)Наступление нового ледникового периода

2)Резкое снижение интеллекта у людей , в следствии чего появление двух ветвей развития человечества — дубоцефалы и адаптанты.Дубоцефалы это люди с очень низким IQ и в следствии этого годные только для самой простой работы.Адаптанты — это полу животные которые получаются из 60% процентов дубоцефалов , у них сильно развит стайный инстинкт , общаются без слов с помощью воя и рычания .Они умеют только убивать но похоже с интеллектом у них все в порядке , это видно из хитрых засад и организаванных больших стай.

Книга является продолжением Года Лемингов и начинается где то лет через 100 после ее окончания.Главный герой доцент Самойлов работая на разведку пытается разоблачить скрытого адаптанта в среде его университета.

+отлично проработанные персонажи , за дядю Колю и Бойля отдельное спасибо.

- на некоторые вопросы не дается прямых ответов , но это субьективный минус и многие это поставят только в плюс.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильное произведение. «Неклассическая» (в том смысле, что не клон «1984» и «Дивного нового мира») антиутопия. Стержневые идеи романа — противоборство человечества и внешних агрессивных сил, зыбкость и неоднозначность понятий «человек» и «человечность». Динамичный, хотя и рваный сюжет, многогранные личности героев, красочные и наводящиие жуть описания вымирающей Москвы делают прочтение книги неотрывным и местами ошеломляющим. Из минусов (но это субъективное мнение) — большое количество «обрубленных концов» — незавершенных сюжетных линий, а также странная, не вписывающаяся в канву сюжета, кажущаяся искусственно вставленной в текст, фигура Бойля. Коротко: читать всем, кто не боится заглянуть в мрачное будущее нового Ледника.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я эту книгу вижу в двух планах. Первый – то, что в ней, собственно говоря, происходит. Человечество погибает и пытается выжить: в руководстве один дракон сменяет другого, постепенно сживаясь с образом мыслей предшественника и повторяя его поступки, т.к. цель оправдывает средства. Цель ведь высокая (см. «Эпилог»). А другой план – сам автор, который на все это смотрит и со скепсисом говорит: да, ребята, вы безусловно молодцы, надо выжить – кто бы спорил. Но если у вас ничего не получится, и вы исчезнете, то Вселенная станет только чище.

У человечества в МП, спасись оно, шанс через какое-то время наступить на собственные грабли неизмеримо выше, чем не наступить. Во время очередного оледенения или иного природного катаклизма оно снова произведет мутантов/начнет стремительно загибаться по другой причине и, возможно, опять выживет, чтобы двинуться вперед – не по спирали, а по кругу. Рукописи ведь горят (опять-таки см. «Эпилог»), выводы не делаются, опыт не передается. Угроза всегда ищется вовне. Люди от животного состояния удаляются на длину веревки и не собираются ее удлинять. Хотя, казалось бы, есть пример обратного: у собратьев по геному на другой планете получилось.

Чем-то мне это роман напомнил «День триффидов», но Уиндем – он весь с выживающими, он серьезен до невозможности, а Громов как бы задает вопрос: «Выживем – и зачем, и что дальше?».

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень жесткий и мрачный роман. Нет, здесь не сыпятся из за каждой строчки дымящиеся кишки и оторванные конечности, хотя и имеют место неплохо описанные боевые сцены. В этом апокалиптичном произведении царит смерть, но не от пули, а от неумолимой болезни, что делает его прочтение гораздо более тяжелым, но всё равно увлекательным процессом, увлекательности способствует тщательная проработка этого страшного мира, а знания автора в научной области, позволяет предать этому миру достоверности. Тема с адаптантами вообще отдельная песня, принимая во внимание год написания, думается не обошлось и без некоторых отсылок на сегодняшний день. Не обошлось и без минусов, на мой взляд тема со Святославом совершенно лишняя в данном романе, ну это наверное единственное к чему можно придраться, не считая невероятно гнетущего общего фона, поэтому понравится-не понравится, но зарубку в памяти эта книга оставит точно. И ещё. Это конечно индивидуально, но несмотря на всё, по прочтении произведения не возникает чувства чёрной безысходности, а лишь светлая грусть за человечество и его мягкую посадку. Как по мне, для автора это высший пилотаж.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман написан складно, добротно. Затрагивая по большей части социальную проблематику, для многих искателей боевой фантастики покажется скучным. Хотя есть и боевые действия и трогательная( почти трагическая) история любви и своя «вселенная», мне показалось, что все линии не оконченны, не завершены, не показывают полную картину. «Вселенная» развертывается , но не втягивает.Сюжет начинает скакать, не дает погрузится в происходящее «здесь-и-сейчас». При этом всем «попсы» почти не наблюдается, затрагивается вечная проблематика «врага внутри нас». Повысило качество восприятия аудио-версия романа с весьма атмосферным музыкальным ( ambient) фоновым сопровождением.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

5/10 Александр Громов «Мягкая посадка» -- фантастический боевик. Недочитан 31.01.2002. Начало довольно слабое -- на всей Земле наступил ледниковый период, появились мутанты-убийцы, мир стремительно деградирует. Кладбищенский циничный юмор на фоне антиутопии. В общем, не впечатляет, потому бросил на половине.

Резюме: роман не дочитан, т.к. наскучил мне

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень добротный такой пост-ап или «вымирание». Немного «Долгой зимы», немного «социалки по-стругацки», немножечко «Цветов для мышы» (от поглупения Дарьи у меня защемило). Фирменная «громовская» депрессия в конце. В общем-то, достойный роман. Единственное но... в спойлере — жесть, но кто читал — знает.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То есть кисть ему сломали так, что кость прорвала кожу. Ага. И в этом состоянии он... снимает тело с верёвки и делает искусственное дыхание?

Ну не знаю, как-то сомнительно весьма...

Может быть, линия с Бойлем введена зря, как-то она оборвана, что ли. А в остальном, вполне себе неплохой роман.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет может и неплохой, но само повествование откровенная лажа. Скучно, неинтересно. Прочёл треть и больше не выдержал.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед тем как прочитать этот роман, я неоднократно слышал о нём восторженные отзывы, да и средняя оценка этого романа среди всех остальных романов автора самая высокая. Роман долгое время висел у меня в рекомендациях и я, предвкушая нечто особенное, оставлял этот роман напоследок.

Однако, ничем особенным, на фоне других романов автора, этот роман не выделяется. Типичный громовский роман. Повествование идёт от лица человека с интеллектуальными способностями выше среднего, обладающего, опционально, каким-нибудь дополнительным полезным навыком или необычным даром. Этот человек служит в некоей иерархии, весьма близко к верхушке. Он не разделяет целей этой верхушки и может вести двойную игру в свою, либо в чью-то чужую пользу. Действие происходит на фоне какого-то апокалипсиса или конфликта крупного масштаба. В романе должно обязательно присутствовать нечто принципиально необъяснимое. Примеры таких романов: «Наработка на отказ», «Ватерлиния», «Ребус-фактор», «Человек отовсюду», «Завтра наступит вечность», «Год лемминга», «Шаг влево, шаг вправо» — почти все прочитанные мной романы. «Мягкая посадка» в этом ряду ничем особо не примечательна. Из всех до сих пор прочитанных мной романов Громова, в эту схему не укладываются только «Крылья черепахи».

После прочтения большинства романов Громова, написанных по этой схеме, у меня не возникало желания написать отзыв. Читается очень интересно — сюжет этих романов бывает весьма насыщенным и разнообразным, а вот писать после прочтения ничего не хочется — идейный посыл понятен уже после первого прочитанного романа, а каждый следующий не несёт ничего нового, хотя и весьма неплохо развлекает. Пожалуй, и об этом романе мне нечего было бы сказать, если бы я не ждал, с подачи многих людей, от него чего-то особенного.

Резюме — типичный громовский роман. Рекомендуется поклонникам творчества автора.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх