FantLab ru

Александр Громов «Феодал»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.72
Голосов:
897
Моя оценка:
-

подробнее

Феодал

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 65
Аннотация:

В странный пустынный мир, называемый «Плоскостью», периодически попадают люди с Земли. Выжить на Плоскости непросто — необычные физические явления и аномалии, засушливый климат заставляют оказавшихся там людей прикладывать неимоверные усилия для того, чтобы просто остаться в живых. Новичок в этом мире обречён, если он не встретит феодала — опытного и наблюдательного человека, умеющего прокладывать маршруты между редкими оазисами в полной опасностями пустыне Плоскости. Возвращение на Землю невозможно, а значит, поселенцам в оазисах остаётся полагаться лишь на собственный труд и на умение феодала находить безопасные места и доставать орудия труда. Но кто тот неизвестный могущественный экспериментатор, по воле которого тысячи людей оказались в этом опасном мир? Феодал Фома решил его найти…

Примечание:

Роман Александра Громова «Феодал» написан на основе повести «Защита и опора».


В произведение входит:

  • Пролог
7.52 (123)
-
3 отз.
  • За все хорошее
  • Богоборец
  • Эпилог

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 327

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2970 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 47 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 29%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2005 // Лучший роман. 1 место ("Золотой Кадуцей")

лауреат
Сигма-Ф, 2006 // Крупная форма, романы

лауреат
РосКон, 2006 // Роман. 1 место ("Золотой РОСКОН")

лауреат
Интерпресскон, 2006 // Крупная форма (роман)

лауреат
Басткон, 2006 // Премия «Чаша Бастиона». 2 место

лауреат
Филигрань, 2006 // Большая Филигрань

Номинации на премии:


номинант
Портал, 2006 // Крупная форма

номинант
Бронзовый Икар, 2006 // Лучшее художественное произведение (роман)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшая отечественная фантастика

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книга года

номинант
Бронзовая Улитка, 2006 // Крупная форма

номинант
РосКон, 2008 // Премия премий

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)

Феодал
2005 г.
Феодал
2006 г.
Феодал
2008 г.
Феодал. Запретный мир
2008 г.
Феодал
2017 г.

Аудиокниги:

Феодал
2006 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В начале мне казалось, что я случайно наткнулся на подпольный клон Лукьяненко: странный мир, быстрое погружение, много вопросов о смысле бытия, тварь я бродящая или права клею и т.п. Но ближе к середине возникли сомнения по поводу всего тут происходящего. А сможет ли автор сложить пазл так, чтобы не осталось пустых мест?

Ну и кончено, оказалось, что это неполноценная книга, нужно теперь читать следующую, потому что тут вообще ни на что не дают ответов. Автор больше стремился напридумывать постапокалиптических фигней, типичных для любой книги подобного жанра: каннибалы, работорговцы, сектанты... Но ничего нового он так и не смог. Помесь Метро, современных Сталкеров и Заставы, вот только нет напряжения. Герой мучается от беспомощности, но его действия остаются достаточно рутинны и однообразны, чтобы за ними можно было постоянно наблюдать с интересом. Пошел сюда, поговорил, поел, туда пошел, поговорил, там поговорил... у него нет драматической цели, ради которой он всем этим занимается, поэтому получаются немного утомляющие хроники со вторичными, знакомыми образами.

В том же Метро каждая локация была не только достаточно ярко прописана, так и двигала героя по главному квесту. А тут его даже нет. К слову, книга закончилась тем, что герой делал всю книгу! Случайно! Т.е. даже роста и развития нет, можно было все это и не читать.

Лукьяненко не вышел, но все равно посмотрим, что будет дальше. С опаской.

ПС

Написал я, значит, отзыв, а потом вижу — нет второй книги-то! Так а где ж ответы? К чему тогда «все еще только начиналось»???? Ну и ценность этого опуса поэтому снижается.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Из записок путешественника по выдуманным мирам.

«1.Сегодня я прибыл в очередной мир. Пустыня. Аномалии, случайно попавшие сюда люди… Что-то мне все это смутно напоминает. Одновременно как и то место, которое я изучал, работая в Институте, так и один эксперимент инопланетян, где детей заставляли сражаться друг с другом. И еще пару вещей.

Создавая это измерение, демиург как обычно допустил пару огрехов. Нет, это конечно не тот ужас, который я скажем видел у метростроевцев, где логика мира расползается по швам. Но серьезные вопросы к местным реалиям у меня есть. Как, например, в таких условиях местные сталкеры без доступа к хоть какой-либо мясной пище вообще ноги тягают?

Да и скучноват этот мирок. Мелкие оазисы в смертельно опасной пустыне, где люди живут по одиночке, максимум семьей, и все их общество держится лишь на ходящих от одного безопасного клочка к другому сталкерах. Но вот, наконец, на горизонте замаячил антагонист, намечаются значительные изменения в данном мирке. Что ж, задержимся ненадолго, понаблюдаем.

2.Боже, какое разочарование. Конфликт сошел на нет так и на начавшись, все окончилось пшиком, хлопком от промокшей китайской петарды. Спустя годы по местному времени (которые для меня, разумеется пролетели за мгновения) местный герой наконец решил посмотреть, что же творится в землях у того самого антагониста и отправился в опасный поход. Что ж, может на этот раз произойдет что-то интересное.

3.Нет, с местным демиургом явно что-то не так. Вторая китайская хлопушка подряд, такая же неказистая, как и первая. Снова конфликт окончен ничем. Даже герой от такого приуныл и запил. После чего наконец решил разобраться в том, что здесь происходит. Правда, чисто национально-безалаберным способом в стиле «пойду куда глаза глядят, авось на что наткнусь». Видимо, чтобы бродилось не так уныло, ему в комплект выдали рыжую девушку с явно суицидальными склонностями. Что ж, посмотрим куда заведет нашего сталкера его последняя тропа, какие же ответы он в итоге обнаружит.

4.Демиург, ты надо мной издеваешься? Третий (третий!) затхлый пшик всего за одно, при том не слишком продолжительное, посещение твоего мира. Третий раз дорого героя по сути привела его в никуда, а его путь увенчал плоский и слащавый финал. Серьезно? Зачем тогда ты вообще создавал этот мир? Зачем поместил в него своего героя? Что хотел сказать? Хотя мне уже не важно, я иду дальше. А данное измерение явно не стоило того времени, что я затратил на его изучение.»

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочел «Феодала» в издательстве Центрополиграф, серия «Новая БПНФ». Правда, первую часть прочел еще когда-то в ж. Если. Произведение заинтересовало, и вот теперь с любопытством и нетерпением взялся за полное издание.

Книга действительно интересная, со своим причудливым, жестким, да что там, просто местами жестоким миром, миром Плоскости, где выжить человеку достаточно архисложно, ибо Плоскость меняет правила жизни «по своему хотению, по своем умению» и человеку это причудливое нагромождение всевозможных ловушек и опасностей, крайне нелогично проявляющихся, несет смертельную опасность. Выжить в таком мире не просто, но человек — существо очень адаптивное, он приспосабливается к жизни и здесь, к жизни скудной, на грани выживания, но если трудится тяжело и много, то выжить можно.... Автор это показал, в общем-то, достаточно убедительно: худо-бедно функционирует «Феодальная«система, где феодал — опытный, наблюдательный, волевой человек, могущий распознавать и увертываться от ловушек, там и сям встречающихся в пустыне Плоскости между небольшими оазисами, в которых и проживают люди. В другом месте зародилась империя, появились ремесла, ирригация, и даже «наука» — статистический учет и т.п. В третьем месте мира Плоскости развилась, если можно так выразиться, монастырская православная диктатура с довольно успешным (по здешним меркам), ведением сельского хозяйства...

Все это автор показывает подробно, убедительно обосновывая текущее положение дел в мире Плоскости. И вроде бы все складывается логично в этом нелогичном мире Плоскости.

Но — бес в ребро подталкивает главного героя повести, он много рассуждает на темы здешнего бытия и жизни вообще (пожалуй, это очень сильные стороны в романе) и в конце концов приходит к выводу, что здешняя Плоскость — всего-навсего некий испытательный полигон, лабиринт, в котором людям предоставлена роль лабораторных крыс. И главный герой, феодал Фома (до появления на Плоскости — Игорь) решает найти этого непонятного Экспериментатора. Посмотреть ему в глаза или дать в морду — там уж как получится... Но — непременно найти его, этого Экспериментатора. Фома отправляется в путь. Чудеса плоскости на этом не кончаются, ибо Фома находит строго прямолинейно текущую реку, попадает в плен к монастырским насельникам и как-то ловко ускользает от них. Здесь уже ощущается, что автор начинает комкать ткань произведения, чувствуется, дело идет к развязке. Наконец Фома и сопровождающая его девица упираются в конец своего мира. Буквально упираются, ибо другой мир начинается... перпендикулярно к миру Плоскости. Прямой угол лабораторного ящика... И вдобавок у наших путешественников кончилась вода, продукты... Финиш.

Да, в самом деле — финал, на этом интрига кончается. Всё. Сознание Фомы сливается с сознание настоящего Фомы (Игоря) живущего на Земле, в нашем с вами мире. Немножко психлечебницы, и вот уже освоившийся вновь на Земле Фома-Игорь отправляется на поиски своей спутницы по пустыне Плоскости... Понятное дело, счастливый конец.

И что в сухом остатке? Тайна не раскрыта, объяснений случившемуся нет, разве что смутные догадки-намеки, что Экспериментатору надоел непоседливый Фома-Игорь и он снова вернул (а может и вышвырнул?) его сознание в мир Земли. Но кто этот чертов Экспериментатор, что за эксперимент он проводил в течение тысячелетий и зачем — осталось «за кадром»

Такая прекрасная выдумка автора завершилась практически ничем.

Впору вспомнить реплику дяди Митяя из кф «Прощайте, голуби»: «Я сон, сон рассказываю». Эх, такая выдумка была занятная...

Только лишь за причудливый, очень выпукло описанный мир Плоскости — ставлю восемь.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели», так практически вся более-менее интеллектуальная современная русская фантастика вышла из «Пикника на обочине» АБС. Громов тоже вовсю эксплуатирует и заимствует у Стругацких.

Итак некая зона куда неведомо как попадают люди, и даже не люди а их двойники. Полная нелогичностей и всяческих странных аномалий, изменчивая и неустойчивая. Смертельно опасная для человека и ему же благоволящая, когда ей это заблагорассудится. Место где тяжело жить и легко умереть.

Хороший такой почин для книги о выживании в чуждом человеку мире. Абсолютно сразу же испорченный подчинением его идее фикс, почти с первых страниц озвученной автором, и настойчиво повторяемой периодически — все это просто плод эксперимента некоего Экспериментатора. Эксперимента из которой хочет вырваться главный герой, и Экспериментатора которого он хочет найти.

Подчинение этой идее всего остального в книге может и лишает книгу статуса чисто развлекательной, но «снижает градус» повествования и в конце концов сводит его к весьма убогому, нелогичному, и странному финалу. На то чтобы прорисовать как следует придуманный мир, сделать его целостным Громова не хватило.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я читал эту книгу очень давно, но до сих пор её помню, и до сих пор советую её своим друзьям. Интересный сюжет, хорошее исполнение, читается запоем. А главное, есть над чем подумать.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не смогу назвать удачным «Феодал» Громова.

Да, роман с интересной идеей, пусть и не столь оригинальной, ведь, провести параллели с тем же «Град Обреченный» за Эксперимент, «Пикник на обочине» из-за аномалий и гаек для их обнаружения, «Хозяин дорог» за суть мира и, в определенном смысле, с «Опрокинутый мир» за бесконечность Плоскости.

Сам мир Плоскости неплохой — бесконечная земля, куда попадают люди (или копируются) с нашей Земли вот уже несколько веков, без всякого шанса на обратное возвращение, зато с возможностью погибнуть тут сразу по прибытии. В мире этой огромной плоской пустыни с немногочисленными оазисами, как показывает нам автор, может действовать лишь система феодальная, иногда гуманная, иногда не очень, хотя то, что она несвободная и несправедливая — это точно. Но покинуть ее можно всегда — просто смыться за пределы оазиса в Плоскость, поджидая верной смерти.

Несколько главных героев, феодал, его ученик, девчонка и старикан в разные моменты книги то бродят по Плоскости и оазисам (половина романа), то обсуждают, в перерывах, философские ее концепции и тайны, личность тайного Экспериментатора, то... Все. Ну да, еще они встретятся с Королевством и Теократической хренью, но это уже второстепенное. Самое главное, что никакого развитие сюжета и разгадок основных вопросов романа «Феодал» в романе же ждать не стоит. Более того, даже концовка — то невпопад. И опять же, из нее что-то стоящее не узнать.

Роман страннику по бриллиантам русской фантастики можно и обойти.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сильно, очень сильно... Один из самых запоминающихся, захватывающих и увлекательных романов. Не дотянул до 10 только из-за, на мой взгляд, не правдоподобного конца... Очень уж все сумбурно закончилось, читатель еще не успел просто прийти в себя после всего пережитого в романе. Оставить героев в пустыни пить эфемерную воду с недосказанным концом и возможностью пофантазировать, вот это был бы высший класс. А так из-за банального хэппи-энда смазывается концовка и всеобщее впечатление от произведения. Если бы не конец было бы 10, а так ставлю 9, одно из лучших произведений которые я прочитал, но как парадокс не поставил 10ку :)

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, произведение «не фонтан». Да, похоже на «Град», но я бы не отважился рекомендовать «Феодала» тому, кто ищет «что-то вроде Града обреченного». А вот тем, кому понравились «Рыцари сорока островов» — рекомендую.

Затянутость сюжета имеет место быть, но книга хорошо попала под настроение, поэтому поставлю высокую оценку.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга читается на одном дыхании. Одно из лучших произведений Громова. Как и всегда у автора — хорошо прописанный мир (хотя, как было отмечено выше, чувствуется влияние Стругацких («Пикник на обочине», «Град обреченный»). Хорошо проработаны, неоднозначны и изменяются с развитием действия характеры героев. Как всегда, автор экспериментирует с социальными моделями, отслеживая их изменение при смене среды обитания. Не обошлось без философии — раскрываются темы борьбы с альтер-эго и противостояния демиургу. Ненавязчивый, фирменный юмор в правильной дозе приятно оттеняет сюжет. В целом, очень понравилось. Рекомендую к прочтению всем любителям социальной НФ.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой роман.

Но уж очень сильно напоминает местами «Град обреченный» и «Пикник на обочине».

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

перепартаченная концовка которая портит впечатнение про довольно интеренуюю книгу, во время прочтения не верилось что автор выкрутиться — будет продолжение серии, но увы... идея на 100 баллов, но финал убивает, скомкано-быстро-в....вы поняли))))

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Друзья, ну зачем однозначно трактовать финал? Почитайте еще Громова — это же неисправимый оптимист!..И здесь —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
опились герои синтетической воды, да и померли благополучно в пустыне от обезвоживания и интоксикации, а все истории про «Астропульс» и Ростов-на-Дону — просто активность агонизирующего мозга.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Практически идеально. Практически...

Окончание второй части так сильно притянуто за уши, что даже обидно. Чудесное спасение из безвыходной ситуации выглядит очень неправдоподобно. Почти по Станиславскому: «Не верю».

Конец самой книги полная жесть, других слов не нашлось. Загнав ГГ в угол автору не осталось ничего другого, кроме как перенести его в реальный мир.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

когда прочитал послесловие «ОТ АВТОРА» заржал в голос... минут на пять. После такой книги ткая разрядка... хах... прекрастно. Не шедевр... с провисшей парой глав в середине и недосказанностями (где кубик висит и кто этот экспериментатор), но прочёл и даже очень доволен (хотя искал книгу про магов и магическую академию а наткнулся... не, хорошая книга рад что наткнулся) И хэпиэндик в тему, правда зря наверно я бы его убил в пустыни, а потом бы показал его никчемную жизнь и никчёмную смерть его оригинала на земле. И уже потом бы написал от автора... и в общем такую бы книгу запомнили надолго!

Но на то он и автор))) ладно девятка заслуженная как мне кажется, стиль хороший ляпов не видел, и довольно хорошо затягивает.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В целом понравилось. Однако согласен с мнением, высказанным выше. Это компиляция Сталкера и Града обреченного.

Самое удачное — не герои, не опасности, а поведение людей в этом социуме. Очень правдоподобно.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх