Туллио Аволедо «Метро 2035: Конклав тьмы»
Италия переживает страшные времена. Сыны Гнева почти полностью захватили полуостров и чинят на нем Хаос.
Туллио Аволедо, один из самых мрачных и тяжелых авторов серии, продолжает и завершает историю священника Джона Дэниелса, который всеми силами пытается вернуть Италии свет, а Риму — папу.
Но тьма сгущается. И похоже, столица уже во власти злых сил…
Изначально планировалось название «Метро 2033: Тысячелетняя империя / Regno di mille anni»
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > цикл «Метро 2033: Бессолнечная Италия»
Награды и премии:
лауреат |
Превосходная книга Вселенной, 2019 // Ядерный Артём. Лучший монстр. Создания ночи |
Номинации на премии:
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2019 // Ядерный Артём. Лучший злодей. Джорджо де Марки | |
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2019 // Ядерный Артём. Лучшее камео. Первый Гражданин/Маттео Ренци | |
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2019 // Ядерный Артём. Лучшая мужская роль второго плана. Вагант | |
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2019 // Ядерный Артём. Лучшая женская роль второго плана. Даниела | |
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2019 // Ядерный Артём. Лучшая мужская роль. Джон Дэниелс |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 7 апреля 2019 г.
«Конец зла»
Рецензия на «Метро 2035: Конклав тьмы» Туллио Аволедо
Иностранные авторы «Вселенной Метро» всегда привлекали меня больше, чем наши — всего лишь потому, что я знаю: они пишут иначе. Разные менталитеты, разные школы жизни, разные взгляды на привычные вещи и, как следствие, совсем другая подача материала. Для нас это чистой воды экзотика.
Туллио Аволедо присоединился к «Вселенной Метро» на втором году её славного шествия по Земле. «Корни небес» вышли в самом начале десятилетия — в ноябре 2011 года на языке оригинала, а в феврале 2012-ого — на русском. Позже они удостоились ещё трёх переводов, а в 2014 году — почти в середине текущего десятилетия — мы дождались сиквела под названием «Крестовый поход детей». После его прочтения потянулись долгие годы ожидания заключительной части трилогии, которая увидела в России свет раньше, чем в родной Италии, и это событие пришлось на конец десятилетия.
История, растянувшаяся в реальном мире на добрый десяток лет, в рамках самой себя длилась меньше года. Росли читатели, заставшие премьеру первого тома, рос автор, менялся мир, а бедный Джон Дэниелс всё тащил на себе треклятую ядерную бомбу, время от времени восхищаясь Созданиями Ночи и борясь со Злом в лице монстров гораздо больших, ибо их не признать снаружи — людьми.
Любая трилогия хороша тогда, когда в третьей части она возвращается к истокам. На страницах «Конклава тьмы» мы не только возвращаемся в разрушенный Рим, но также вновь встречаемся с Максимом Юровским (правда, я не помню, упоминалась ли его фамилия в «Корнях небес»), и кардиналом Альбани, и даже Патриархом Венеции. С прошлой части, конечно, остались и Вагант с Даниэлой, ставшие верными спутниками американского священника. Добавились и новые персонажи. Марко, Гинфорт, Джорджо Де Марки, Первый Гражданин, Король Рима…
Так уж получилось, что, хотя автор уделяет много внимания противопоставлению людей, скрывающими за фальшивыми стремлениями обыкновенный каннибализм, обнажая пороки прошлого гораздо явственнее, чем это делали в порицаемом ими прежнем мире, созданиям, способным на истинную добродетель, несмотря на внешность и поведение, два (я не беру в расчёт Патриарха) ключевых Создания Ночи почти не раскрываются и почти не действуют в сюжете. Особенно не хватило Монаха, который разве что упоминался по тексту. Хотя понятно: монстры не главные герои трилогии в целом, а, скорее, лакмусовые бумажки деградировавшего общества. Причём чуждые, загадочные, одновременно мощные и хрупкие.
Сами герои, как всегда, получились на высоте. Юные герои, не видевшие другого мира, не понимают его реликтов, а потому либо восхищаются им, либо ненавидят его. Их максимализм доведён почти до абсурда и тем и хорош, что его легко обламывают более опытные выжившие. Те же, в свою очередь, возводят в абсолют другое убеждение: что их мир окончательно и бесповоротно мёртв. Они верят, что вся Земля изнывает от вечной зимы, они считают, что все их родные, близкие и соотечественники мертвы, что пшеница и кони вымерли. Эти убеждения также способны привести «стариков» по обе стороны баррикад. И когда персонажи расставлены, словно шахматы на игральной доске, в игру вступает природа. Её правила видоизменились, но она точно знает, что если в шахматы играть картами, важна станет не победа, а осознание фигурами своего места в настоящем мире, а не той условности, что они себе выдумали.
Туллио Аволедо успел отметиться на своей родине участием в политических делах. Он не скрывает своего отношения к политикам, но готов личным примером показать, что нужно предпринять ради всеобщего благополучия. Или хотя бы благополучия отдельно взятого региона. Первый Гражданин, списанный с реального политического деятеля, испытал на себе всю «любовь» автора, что даже какое-то время вызывает жалость. Регис Делинье, напротив, хотя не имеет прототипа (по крайней мере, известного мне), лишь напоминая происхождением и одной-единственной фразой Людовика XIV, за недолгое «экранное время» получился довольно противоречивым и любопытным персонажем.
Джон Дэниелс, на чью долю выпало испытаний больше, чем на любого другого героя трилогии, в моих глазах имеет только один недостаток: я не чувствую его американцем. Максим Юровский — отдельная песня. С одной стороны, он ближе к злодеям и предателям, а с другой стороны, как-никак, друг главного героя и вообще наш соотечественник. Трудно себя одёрнуть, напомнить, что все люди разные, независимо от национальности, что кого-то лепят обстоятельства, а кого-то — мировоззрение, а конкретно русский учёный — образ более сложный, чем просто «плохой русский парень». Он и не похож на него, а всё равно вызывает смешанные чувства.
Вагант и Даниэла не нуждаются в подробных комментариях, их образы — самые чёткие и ясные. А вот фриулец Марко, Патриарх Аквилейской Церкви, земляк самого автора, вызывает столько вопросов, что если Туллио решится на спин-офф о нём, было бы здорово узнать больше о его биографии, как он научился погружаться в инкунабулы, что ещё умеет, а также что представляет собой сообщество в Карнийских Альпах и будет ли, наконец, представлена Швейцария, которая, судя по трилогии Туллио Аволедо, тоже выжила. Ну а пока трёхтомный цикл завершён на впечатляющей ноте, надолго оставшись в сердце.