fantlab ru

Семён Слепынин «Звёздные берега»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.85
Оценок:
189
Моя оценка:
-

подробнее

Звёздные берега

Другие названия: Звёздный странник

Роман, год

Аннотация:

Из-за неполадок с двигателем одна из Звездных экспедиций оказывается заброшенной в неизведанную область космоса. После долгих и сложных поисков путь к Земле вроде найден, вот только Земля, да и вся Солнечная Система выглядят как-то странно. Невольно закрадывается вопрос — а Земля ли это? Тем более что обнаруживается еще одна планета, тоже по многим параметрам похожая и непохожая на потерянную родину.

Примечание:

Первая публикация — газета «На смену!», г. Свердловск, номера с 29 мая по 20 июня 1974 г.

«Уральский следопыт», 1974. – № 10. – с. 42-64; № 11. – с. 36-60; № 12. – с. 50-72.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Звездные берега
1976 г.
Мальчик из саванны
1985 г.
Сфера Разума
1995 г.
Звёздные берега
2000 г.

Периодика:

Уральский следопыт № 10, октябрь 1974 г.
1974 г.
Уральский следопыт № 11, ноябрь 1974 г.
1974 г.
Уральский следопыт № 12, декабрь 1974 г.
1974 г.

Самиздат и фэнзины:

Звёздные берега
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно сложное и слегка занудное повествование о путешествии в мир противо-Вселенной. Экипаж звездолета «Орел» в результате аварии попадает в разрыв пространства и оказывается в совершенно иной вселенной, время в которой идет в обратном направлении. Там люди встречают странную техногенную цивилизацию, где власть захватил искусственный разум (Абсолют). Как и положено в подобных случаях, этот разум решил, что для дальнейшей эволюции люди ему совсем не нужны... Первая треть романа вполне читаема и чем-то напомнила мне ранние произведения Гуляковского. А вот дальше начинается та самая нудятина, о которой я уже упомянул. Герой вторично возвращается на Хабор, планету победившей техногенной революции, и действие фактически останавливается, увязая в сотне бессмысленных диалогов и философских рассуждений. Искусственный интеллект, превративший в «песок» все население планеты, никак не может справиться с одиноким и полностью сбитым с толка человеком, который не помнит своего прошлого. Как же так?? Даже самоуверенный герой фильма «Вспомнить всё», попавший в аналогичную ситуацию, меняет свои убеждения и переходит на сторону повстанцев, которых по идее он должен был уничтожить. А тут потерявший память астронавт упорно цепляется за давно забытые идеи о всеобщем равенстве и братстве... Не верю, сказал бы Станиславский. Потому что память — это всё, кто мы есть на самом деле. Если тебе вложить новую память, ты даже не заметишь этой процедуры и будушь считать себя тем, чей образ записан у тебя в мозгах. И никакие угрызения совести не будут тебя мучить даже по ночам. Так что эта «война одиночки против системы» кажется мне неубедительной и сильно смахивает на сюжетный «рояль». Тем более, что объединенный флот двух планет так и не смог прорвать блокаду Хабора. В конце романа чувствуется, что автор и сам устал от своего творения: приключенческая составляющая практически исчезает, уступая место описаниям вполне мирных сцен на Земле вкупе с вернувшимися воспоминаниями героя. Никакого секрета в них нет, так что интрига постепенно сходит на нет, и даже вторжение в противо-Вселенную не сильно помогает ее вернуть. Особенно затянутой показалась мне сцена лекции «Парадокс странника», рассказывающая об истории возникновения нашего мира. Зачем было уделять ей столько времени? Кроме того, сильно устарели уже и размышления автора об обществе всеобщего равенства, которое сделало все народы одной дружной семьей (шотландец берет русскую замуж, а негры комфортно чувствуют себя на Чукотском космодроме). Что и говорить — чистая утопия! Если бы была немного попроще, можно было печатать в «Пионерской правде» с продолжением. Впрочем, и «Уральский следопыт» тоже сойдет. Яркого впечатления от прочтения не остается, т.к. сознанию особо не за что зацепиться: сюжет вторичен, персонажи блеклые, мысли как из учебника истории КПСС, а финал намекает на продолжение действий на далекой планете Глория, которая, судя по всему, избрала аналогичный путь техногенного развития. Если вас не страшат подобного рода недостатки, вас ожидают пять часов познавательного чтения.

-----------

РЕЗЮМЕ: антиутопия на тему общества, перешагнувшего через «красную черту» техногенного развития. Впрочем, приключениям в нем отведено менее половины объема романа.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что поразило в произведении – космологические идеи, а также литературные решения, которые вообще не вписываются в свое время. Слепынин, не употребляя слов «темная материя» и «темная энергия» (в то время ученые только подходили к пониманию сути этих явлений), описывает колоссальные возможности трансвакуумных путешествий, временные парадоксы, ряд физических явлений. Матчасть очень и очень на уровне (так и хочется сказать – опередил свое время). Если же говорить о литературной составляющей, то поражает нетипичная для советской фантастики и, я бы сказал, свежая для современного читателя стилистика – практически киберпанк и полухоррор в изображении антиутопического общества. Затрагивается и тема трансгуманизма в оригинальной трактовке.

По жанру роман чем-то напоминает «Час быка». Это когда антиутопия и утопия подаются в одной обертке. Но тут мы имеем дело с чем-то совершенно особенным. Если Ефремов акцентировал свое внимание на противопоставлении социально-экономических укладов двух миров и (как следствие) моральных устоев людей эпохи коммунизма (землян) и «развитого капитализма» (тормансиан), то тут данная тема практически не затрагивается.

Где-то до 80% объема книги сюжет держит на очень крепком крючке. Две интриги, которые раскрываются в конце книги – что же такое Абсолют, которому преклоняются все жители планеты Харда, и является ли сама Харда вариантом будущего Земли – главные загадки, которые предстоит разгадать героям романа.

Почему «Звездные берега»? Автор исходит из своей концепции симметрии (или двоичности) Вселенной. Плюс-гравитационная и минус-гравитационная вселенные словно два берега, между которыми протекает необъятный океан вакуума.

Автор поднимает очень давнюю проблему «творение восстает против творца» (несколько более широкий вариант «восстания машин») но в новом ракурсе. Социальная верхушка Харды использовала для упрощения процессов управления и производства некую кибернетическую систему. В нее была заложена программа, которая должна была гармонизировать общество. Как и следовало того ожидать, что-то пошло не так и кибернетическая система вышла из-под контроля и стала автономной, но продолжала «усовершенствование». Была введена насильственная уравниловка, причем вплоть до бытовых мелочей, любое выражение индивидуальности не приветствовалось. Тысячи представителей творческих профессий и ученых были брошены за решетку. Люди даже сами не заметили, как стали рабами обезличенного Великого Генератора…

Вся логика произведения подводит к тому, что земляне должны освободить своих иновселенных братьев, однако… Понятно, что по сюжету, они интеллектуально не так сильны, как Абсолют, однако полумеры, которые были предприняты, оставляют ощущение некоей недосказанности и неоконченности.

Немного разочаровали пассажи в духе Сафроновых («Внуки наших внуков») и Лема («Магелланово облако»). Непонятно, зачем было писать о «квантовых солнцах» на полюсах или о пальмах на Таймыре? В то же самое время, естественные лесостепь и тайга Урала описаны предельно убедительно. Зачем было переписывать генокод цветов, чтобы они звуками отзывались на присутствие человека? По-моему, тут Слепынин сделал шаг назад, к романам «ближнего прицела» 1950-х, когда вечные льды плавили и великие реки поворачивали. По сути, автор противоречит сам себе, ведь имеет место не гармония с природой, а ее переделка под свои нужды.

Вывод. Книга эта – настоящая научная фантастика, более того – Литература. Данная вещь — из тех, которые заставляют думать, восторгаться, спорить, но ни в коем случае не оставляют равнодушным.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что-то мне не везет последние время на фантастику. Третья книга подряд без живых персонажей и со скомканной историей. Единственная причина, по которой я дочитал «Звёздные берега», — мне было интересно, чем закончится в целом. Но и тут автор меня разочаровал — он просто забыл про конец. Бросил в середине. Как если бы «Матрица» закончилась на выходе Нео в реальный мир. Зря только время потратил.

Потому что и герои здесь ужасны. Повествование постоянно мечется туда-сюда, нигде нет никаких зацепок. Вот я тут, вот тут, а вот вернулся, а вот опять там. Нет времени писать про путешествия между мирами, у нас тут на очереди в 100-й раз лирика на тему поющего горшка! Да на фига он мне? Опишите лучше, что с персонажем-то происходит нормально!!! Во второй половине хочется просто пропускать все скопления описаний обыденности, кроме раздражения они ничего не генерируют.

Да и остальное здесь не доставляет удовольствия. Все какое-то высокопарное, раз глаза, значит глубокие, светящиеся интеллектом, манящие. Читаешь как в паутине, тянет назад эта тягомотина. Зачем рассказывать, почему персонаж хочет смотреть на закат, просто вот он стоит и смотрит, и смотрит, а небо раскидывается, и раскидывается, и раскидывается.... бла бла бла...

Я вообще-то люблю советскую фантастику, где ученые, неозабоченные денежными вопросами, всеми силами бросаются на решение загадок вселенной. Но тут и этого нет. Напряжение ума? В одном абзаце поставили проблему, в следующем уже решили, а сэкономленное время потратим на что? На тормозную лирику, как раскидывается небо, и раскидывается, и раскидывается... и со звездами... и без...

Вот зачем ввели двойников? Есть люди в совершенно разных мирах, которые похожи, и что из этого? Как это связано? Как это странное маловероятное совпадение влияет на происходящее? Кстати, а где дублеры других людей? Или это уникальное явление? Сколько же парадоксов можно было придумать на эту тему, а автор просто забил!

В общем, невнятная книга с персонажами, на которых плевать, с идеями, которые не развиваются и не приходят к логическом концу, с мутным медленным повествованием, от которого хочется сбежать, которое тем не менее ухитряется проглатывать кучи возможно интересных событий и деталей, а на поверхность всплывает лишь утомляющий мусор из банальностей.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, прекрасно, дамы и господа.

1974 год, расцвет соцреализма, целая эпоха до киберпанка и «матриц-шматриц», и такой потрясающий уровень фантазии и предвидения.

Очень жаль, что столь замечательный автор НФ остался непризнанным до конца жизни.

Совковую цензуру можно понять, тут заложена мина на уровне Оруэлла. Вражье общество, культивируемое киберазумом основано на общей уравниловке, запрете персонального творчества, а общество светлого будущего — на уважении прав и творческого развития отдельно взятой личности. Налицо подмена понятий. Кроме того, бесстыдно забыта роль КПСС, что в середине 70-х было недопустимо. :)

Из отрицательных черт романа могу, чисто формально, отметить несколько логических сюжетных ошибок, и совершенно плоские (уж таковы традиции НФ литературы тех времён) персонажи. Однако, на удовольствие от прочтения это никак не повлияло.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая серьезная книга, которую я прочитал в детстве, наверное классе во втором. Первый раз читал очень долго, по тогдашним ощущениям почти бесконечно. А потом снова и снова. Нет другой книги из всей той прочитанной тысячи, которые я бы перечитывал так часто. Я вообще не очень люблю перечитывать книги, но Звездные берега тянут. И идеальный мир человечества будущего и технократия Абсолюта. И очень хочется узнать те тайны, что уже никогда не раскроются, про Глорию и про Незнакомку и про судьбу экипажа.

Наверное где-то среди бесконечных миров все также стоит на чужой Луне звездолет «Орел» и все также смеется Хабор: «Га! Га! Провокатор!».

Возможно по современным меркам книга немного наивная, но уж без сомнения, великолепная.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

У книги есть 2 главных проблемы: отсутствие сопереживания главному герою и остальным персонажам и отсутствие какой либо интриги в концовке.

В мире электронной гармонии все люди уже давно порабощены и перестали быть людьми, а те кто из высшего руководства и еще сохранил остатки свободы выбора и мышления, давно смирились с положением дел и не оказывают противодействия.

В мире природной гармонии — все счастливы, выращивают цветочки и загорают на солнышке. Будущее этого мира светло и безоблачно.

Но над всем этим еще стоит главный герой. Похоже что тренировки перед полетом в далекий космос на столько закалили его, что в результате он так же потерял что-то человеческое, стал как бы аморфным и безвольным. Отсутствует какое либо сопротивление течению событий с его стороны.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Попал в город машинного будущего — походил, пожрал биомассу, посмотрел на звезды, поспал на улице (его все устраивает — он бы мог так всю жизнь). Попал в райские сады — походил, пожрал рыбы, посмотрел на траву, поспал в лесу (тоже все отлично). Попал на рудники — покопал, послушал стихи, поспал и т.д.

Сюжет книги, словно описанные в ней параллельные вселенные, течет мимо героя/ сквозь него — они не взаимодействуют!!!

Другая проблема книги — это отсутствие неожиданного поворота.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все таки путешествия во времени просят какого-то сложного хода с атакой на врага путем воздействия из прошлого с целью изменения действительности, как со стороны абсолюта, так и наоборот. Или засланный гг должен был оказаться троянским конем, который бы активировался на всепланетной лекции и перевел всех слушателей в «абсолют». На протяжении всей второй половины книги ждешь чего-то большего и сложного, но НЕТ.

В итоге.

первая половина произведения — антиутопия, сильно напоминает «Возвращенье со свезд» Лема — за нее смело ставлю 9 баллов.

вторая половина — утопия. Читать не интересно — ставлю 3 балла.

еще балл можно накинуть за интересную теорию рождения и строения всленной.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал отзывы и полностью согласен со всеми. Автор до сих пор недооценён, а произведения обязательно надо экранизировать. Только режиссёр должен дружить с головой!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочел сначала в Уральском следопыте, затем купил книгу. Варианты значительно отличались и были написаны увлекательно. По моему лучшее произведение автора о борьбе коммунизма и технократии. Вполне актуальна для молодежи. Сейчас такую литературу не пишут.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нашего человека хлебом не корми, дай только вляпаться в какую-нибудь авантюру. Унесёт его к альтаирским чертям на кулички, и вернувшись, он уже не узнает родную планету. Земля ли это? Конечно, миром правят не обезьяны (а кто?), но неужели эти изнеженные скучающие создания — далёкие потомки? Этот дешёвый электрический рай — Земля? По давней традиции, герои начинают действовать: ведь очевидно же, что нужно внедриться в чужое гестапо и всё это дело как следует раз-ва-лить...

Сегодня, когда сюжет волнует меньше всего, недостатки сразу бросаются в глаза:

/ целевая группа — исключительно подростки.

/ сюжет развлекающий — советский приключенческий треш, неожиданно вошедший в моду у коллекционеров последнее время.

/ наивное и бесхитростное разделение на «чёрное» и «белое», без полутонов и красок: шаржированный загнивающий Запад и пасторальная утопия родных осин — с берёзками, балалайками, коммунизмом и с запахом таёжного костра.

/ схематичность персонажей. их поступки не объясняются никакой логикой, а везение зашкаливает всякие пределы: в нужный момент в кармане героя окажется пропуск-выручалочка, и встретятся люди, способные пролить свет на всё происходящее.

/ научности практически никакой. советские тины вообще предпочитали не перегруженные наукой и философией приключения. подавай им «Срубить крест», «Сезон туманов», «Далийский вариант» или вообще какие-нибудь «Битые козыри», просто повалять дурака.

/ язык тоже слабая сторона этой повести: бледный, стандартный, без особой поэтичности — всего лишь мягкий поролон, обвивающий проволоку сюжета-каркаса.

Достоинства:

/ немодная нынче вера в доброе начало у человека.

/ небольшой объём — читается буквально за пару часов.

/ ещё один личный «плюс», перевешивающий для меня многое: это одна из первых самостоятельно прочитанных НФ-книг. во времена книжного дефицита она имелась в любой библиотеке, и поэтому перечитывалась снова и снова. читано-перечитано столько раз, что одно только название прочно ассоциируется со старой обложкой — одинокий космонавт бредёт по красноватым пескам, а витающий силуэт подсказывает первую фразу: «Видения...»

Антиутопическая часть читалась не в пример интересней. И хотя показывался гибрид фашистского режима и Запада, памятники вождю, лозунги («Болезней тысячи, а здоровье одно», «Человек — клубок диких змей») наводили совсем на другие мысли. Изнанка технического прогресса, когда люди становятся ненужными винтиками техносферы и подлежат утилизации, сегодня напоминает «Матрицу».

...Да, это вам не в булочную на такси съездить!

После такого, наверное, многие не захотят даже открывать книгу — время ушло безвозвратно, а ностальгическая дрожь пробирает далеко не всех. И всё же, попробуйте, если хотите знать, что представляла собой обычная советская фантастика из глубинки — с романтикой межзвездных перелётов, с чётким разделением на добро и зло... Надежда — наш компас земной!

Наверное, стоило бы поставить оценку 4 или 5. И всё же, добавляю ещё балл — первая любовь не забывается, ей мы готовы простить многое, если не всё.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман до сих пор актуален, он просто просится на экранизацию, с 3-D графикой, он может спокойно быть в одном ряду со «Звездными Войнами», «Дозоры» отдыхают

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Звёздные берега... Пожалуй,это самое лучшее проиведение на тему коммунистического будущего,и противопостовление его развитой демократии,или как в романе,технократии-выводы можно делать уже сейчас.Сокращённый вариант выигрывал за счёт динамизма.И очень органично вплетается тема любви представителей разных цивилизаций.Это настоящая фантастика,особый стиль повествования ,который был присущ почему-то представителям Урала и Сибири. Звёздный странник-два потрёпанных журнала,найденных мною в далёком 1981 году в пункте рпиёма макулатуры,навсегда отдали моё сердце фантастике,и не проходит и года,что-бы я не перечитывал этэт роман,каждый раз открывая в нём что-то новое

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я получил «Звездные берега» в подарок от школы в 1976ом году, в связи со вступлением в комсомол.

До окончании школы я прочел эту повесть несколько раз, находя каждый раз что то новое и интересное.

Недавно, спустя уже более тридцати лет, прочел её ещё раз.

Просто поразительно как автор мог так точно угадать и описать стремительное наступление компьютерной эпохи, тупиковость и несовершенство человеческой биомассы перед бессмертным электронным разумом созданным руками самого человека.

В другом, в параллельном мире электрон уже давно поработил человека, но герои Слепынина находятся ещё в гармонии со свом разумным детищем.

Очень добрая и очень недооцененная книга.

Не побоюсь сказать что это одно из самых лучших и очень глубокомысленных фантастических произведений.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всенепременнейше согласен. :beer:Безусловно, «Звёздные Берега» относится к немногим произведениям, что называется «на века». Действительно научная фантастика с большой буквы! Жаль, что автор умер :weep:

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман просто отличный! Каждый год его перечитываю и не приедается. Вот по таким произведениям нужно ставить х/ф, а не разным там «Ночным дозорам»...:dont:

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из самых любимых моих книг. Я, можно сказать, вырос на ней. На мой взгляд, лучшее из всех фантастических произведений о будущем. Уникальная особенность в том, что это и утопия и антиутопия одновременно. К тому же ещё и весьма актуальная в свете последних десятилетий. Главное: в ней показано не только, как нельзя, но и как надо. И книга очень добрая. Читая её, испытываешь странное тёплое чувство. Ощущение такое, что у большинства героев были реальные прототипы, настолько живыми их изображает автор. «Туманность Андромеды», например, или «Час Быка» такого впечатления не создают. Очень жаль, что автора больше нет :frown:.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх