FantLab ru

Айзек Азимов «Конец Вечности»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.75
Оценок:
3987
Моя оценка:
-

подробнее

Конец Вечности

The End of Eternity

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 311
Аннотация:

«Вечность» — организация, возникшая в 27 столетии как структура для межвременной торговли, а потом переросшая в инструмент управления целыми эпохами... Миллионы веков с миллиардами человеческих душ, которые могут исчезнуть в мгновение ока по воле Вечных. Так бы и продолжалось дальше, если бы с Техником по имени Эндрю Харлан не стали происходить довольно странные вещи, описанные в романе...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

В своём романе «Край Основания» (Foundation's Edge) Азимов в гл. 74 описал, что реформированная Вечность выбрала реальность цикла «Основание» оптимальной для человечества, а потом самоустранилась. Однако этот роман в свою серию «Галактическая история» он не включил.

Существует повесть «Конец Вечности», написанная за год до романа, но изданная только в 1986 году. Об это написано в блоге раз, два.

В изданиях на русском языке авторское посвящение редактору Горацию Л. Голду, как правило, упущено.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1956 // Роман

Экранизации:

«Конец вечности» 1987, СССР, реж: Андрей Ермаш

«The End of Eternity» 2012, -



Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том  9. Айзек Азимов
1966 г.
А. Азимов. Г. Уэллс
1983 г.
Конец вечности
1985 г.
Конец Вечности. Сами боги
1990 г.
Конец вечности. Я — робот
1992 г.
Конец вечности. Сами боги
1993 г.
Миры Айзека Азимова. Дополнительный том
1993 г.
Конец вечности. Камешек в небе
1994 г.
Конец Вечности
2000 г.
Антология мировой фантастики. Том 2. Машина времени
2003 г.
Золотое время
2006 г.
Конец вечности
2008 г.
Я, робот. Конец вечности
2010 г.
Конец вечности
2018 г.
Конец вечности
2018 г.
Конец Вечности
2019 г.
Конец Вечности
2021 г.

Самиздат и фэнзины:

Конец Вечности
2013 г.

Аудиокниги:

«Конец Вечности»
2003 г.
Конец Вечности
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The End of Eternity
1955 г.
(английский)
La fine dell'eternità
1982 г.
(итальянский)
Other Worlds of Isaac Asimov
1988 г.
(английский)
Кінець Вічності
1990 г.
(украинский)
The End of Eternity
2000 г.
(английский)
The End of Eternity
2011 г.
(английский)
永恒的终结
2014 г.
(китайский)
Das Ende der Ewigkeit
2016 г.
(немецкий)
მარადისობის აღსასრული
2019 г.
(грузинский)
O fim da eternidade
2019 г.
(португальский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я прочитал этот великий роман еще школьником, взяв книгу у одноклассника, подписанного на знаменитую серию «БСФ». Я понял (так, по крайней мере, я тогда считал) там практически все. И запомнил на долгие годы (у меня память хорошая:). Где-то в 80-е я купил оригинал, прочел и его, будучи уже обогащен жизненным опытом. Это лишь подтвердило мое высочайшее мнение о романе (у Азимова я прочел почти все из художественной литературы и многое из популярной). Я очень долго к нему не возвращался, но вот на днях попался мне новый перевод Измайлова, и я прочел и его тоже.

Сейчас мне немало лет, а книг я прочел тысячи. И я еще раз понял, уже окончательно: «Конец вечности» — одна из лучших НФ-книг вообще, а у Азимова — самая лучшая. По уровню литературного мастерства она явно превосходит и «Foundation», и «Космические течения», и «Стальные пещеры». А из более поздних романов с ней можно сравнить только «Сами боги». Отлично закрученная интрига, очень хорошо выписанные и крайне неоднозначные герои, характерные для Азимова полудетективные повороты сюжета... Что же касается общей идеи и поставленных вопросов, замечательно изложенных и якобы разрешенных парадоксов (а книги о перемещениях во времени неизбежно их содержат), не говоря уже о социальной тематике, о балансе между наукой и бюрократией, между бюрократией и обществом, о целях человечества... это вообще выше всяческих похвал. Только «Машину времени» Уэллса можно поставить рядом с «Концом вечности».

В собранных здесь отзывах иногда мелькают упреки в том, что герои несимпатичны — но ведь они и должны быть такими. Говорят, что компьютеры, мол, не развиваются и описываются как огромные ряды шкафов. Но позвольте, судьбы человечества не рассчитать на персоналке, хотя бы и восьмиядерной. Современные суперкомьютеры и центры данных уже, как и в 50-60е годы, занимают комнаты и здания. Дальше они только увеличатся. Разве что упоминание перфолент выглядит сейчас откровенно старомодным — ну так 1955 год; а, между прочим, мне еще в начале 80-х довелось поработать с перфолентами.

Далее, можно провести прямую аналогию между всей организацией Вечности и небезызвестным Орденом Джедаев — те тоже жили практически монахами, законных семей иметь не могли, интриговали между собой — но зато в судьбы цивилизаций вмешивались будь здоров. К джедаям есть вопросы?

Еще хотелось бы привести цитату:

«Только преодолев величайшие испытания, человечество может успешно подняться к недосягаемым вершинам. Из опасности и неуюта исходит сила, толкающая людей на новые грандиозные завоевания. Можешь ты понять это? Способен ли ты понять, что, устраняя ошибки и неудачи человека, Вечность не дает ему найти собственные, более трудные и поэтому более верные решения стоящих перед ним проблем; подлинные решения, которые помогают преодолевать трудности, а не избегать их? ... Человечество представляло бы собой не один мир, а миллионы и миллиарды. Могущество человека не знало бы границ. У каждого мира были бы свой счет Столетий, свои собственные ценности и идеалы, возможность искать счастья своим путем. У счастья много разновидностей… Это и есть Основное Состояние человечества.»

Что ж, мы теперь живем в нем. Стало ли раннее открытие ядерной энергии благом или бедствием? Я считаю, что благом. Что бы там не говорили, ядерное оружие удерживает страны от по-настоящему больших войн. Без атомных электростанций сейчас (я не говорю — вообще) такой массе людей на Земле не выжить. Но главное — на базе первых экспериментов с атомными ядрами люди движутся — медленно, шажками, но движутся и вроде бы уже подошли к термоядерным реакторам. А это — единственное спасение, иначе будущее развитие станет невозможным.

Перевод Измайлова, пожалуй, действительно лучше обычно издаваемого перевода Эстрина. Он выглядит чуть более «художественно» — и, надо сказать, оригинальный текст хотя вроде и не очень сложен (как и обычно у Азимова), но и не столь сух, как в «Foundation».

Если в научной фантастике вообще есть великие книги, то это — одна из них.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепное и умное произведение, одно из моих самых любимых. Азимов велик!

Заставляет задуматься о том, что все вроде-бы положительные устремления не факт, что приведут к положительному результату. На более высоком уровне рассматривается брэдбериевски «эффект бабочки», а воздействие на прошлое производится сознательно. Но не все можно просчитать и правильно оценить, а тем более присвоить себе статус непогрешимости и истины в последней инстанции. Очередной раз подтверждается утверждение, что «благими намерениями вымощена дорога в ад».

И заставляет подумать, хорошо ли будет, если окажется возможной и будет создана машина времени с возможностью не только видеть прошлое, но и влиять на него. Многие современные авторы очевидно не удосужились прочесть Азимова и задуматься. Очень часто у них ГГ попадает в наше недалекое прошлое и «строит светлое будущее» внося правку в историю. А не задумываются ли они, что будущее не так однозначно и, возможно, быстрая и сокрушительная победа СССР во Второй мировой не только уменьшила бы человеческие потери, но и нарушила бы послевоенный баланс и привела бы к ядерной войне в 1950-м или подобии Северной Кореи на всей территории Евразии? Может лучше бы в прошлое не вмешиваться?

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И всё-таки мне кажется, что Нойс не всё рассказала Харлану. По крайней мере, я так и не нашёл разгадки одного из озвученных парадоксов: какова природа затухания последствий Изменения Реальности?

Есть Вечность, есть её сотрудники — Вечные. По вычисленным ими параметрам они вносят Изменение Реальности таким образом, чтобы человечество избежало некоего опасного шага. Однако проходит какое-то время — Столетие или несколько Столетий — и внесённые Изменения сводятся на нет. При этом человечество действительно избегает опасного шага, но всё возвращается на круги своя. Почему? Никто не знает. Но это факт.

Здесь могут быть, на мой скромный взгляд, две возможности: либо сглаживание эффекта — это дело рук обитателей Скрытых Столетий, либо во Времени существует некая третья сила, по всей видимости, гораздо более могущественная, сила, которая отвечает за, так сказать, общий гомеостаз, ну, или, если хотите чуть поуже и поконкретнее — за общий гомеостаз человеческой цивилизации. И тогда логично предположить, что сила эта тождественна некой глобальной силе, тождественна самой Природе.

И если это так, если существует эта самая сила, то мы имеем всё тот же детерминизм, обусловленный некими общими законами, обнаружить которые человек просто не в состоянии, быть может даже — некий сверхъестественный замысел со всеми вытекающими отсюда. Как-то вот так, слово за слово, допущение за допущением, мы и договорились до сами знаете чего. Любая достаточно развитая технология неотличима от магии, любой достаточно сложный природный закон неотличим от божественного замысла.

Ещё очень понравилось изящное решение, предложенное Азимовым для осуществления Изменений Реальности. По теории хаоса или согласно эффекту бабочки, даже самое незначительное Изменение Реальности будет иметь долгоиграющие последствия. И, как признаёт Азимов, даже самые тщательные Вычисления не могут учесть всех факторов — возможны непросчитанные вилки или, быть может, вилки, просчитать которые невозможно в принципе, поэтому само действие по Изменению Реальности может стать причиной, по которой это действие нельзя будет осуществить. Нарушается причинно-следственная связь, плодятся парадоксы дедушек и всё запросто может вылететь в тартарары. Как же защититься Вечности, её сотрудникам, чтобы своими действиями не вызвать круги на воде, смывающие тех, кто эти действия предпринял? Азимов вводит в механику мира Темпоральное поле, это-то поле и защищает Техников, Вычислителей и всех прочих от последствий собственных действий. Я — в домике. Компромисс между строгой причинно-следственной связью научной фантастики и теорией изменяемого Времени. Я бы даже сказал — теорией «мягкого» Времени, злоупотребление которой зачастую превращает художественное произведение в фарс и махровую фэнтезятину а-ля «автору так захотелось» («Назад в будущее» здесь не в счёт, поскольку это откровенная комедия и, может быть, даже стёб над коллегами по цеху).

«Конец Вечности» — возможно, самое лучшее произведение на тему путешествий во времени, многослойное и затрагивающее большое количество аспектов проблемы. Я бы даже сказал, что прочитав этот роман, я знаю о Времени всё.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

умаю, описывать содержание этого романа не надо, его читали почти все любители фантастики, на нашем уважаемом ФантЛабе почти 4 000 оценок. Для меня, как и многих это один из основополагающих романов о путешествиях во времени, связанных с ними парадоксами, влияниями и возможностями. Но, кроме того, есть и можно так сказать, философская часть, об организации, которая берет на себя роль управлять всем человечеством, решать что для всех хорошо или плохо, и менять историю по своему разумению. Естественно, цели у этой организации провозглашаются самые что ни на есть благотворительные и благотворные... А вот что происходит на самом деле, будет ли это всеобъемлющее влияние на самом деле таким полезным, и кроме того, как такие возможности и силы сказываются на членах самой этой организации? Мне кажется, эти вопросы и сейчас не утратили своей остроты и значимости. Азимов был ученый и верил в разум человека, поэтому ответ мы видим в романе.

Единственное, что мне не понравилось, это главный герой. Совершенно антипатичная для меня личность, своей истеричностью какой-то и непоследовательностью...

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга произвела на меня огромное впечатление, начиная с оригинальнейшего сюжета и заканчивая сногсшибательной концовкой. Само повествование затягивает с первых страниц, атмосфера и общий колорит мира выдержан в превосходном стиле, детали, логики и правила прописаны с филигранной точностью.

Касаемо раскрытия героев, на мой взгляд автор немного не дотянул, но в целом я уверен это для него и не было одной из главных задач. Зато широта мысли и умение сплести воедино на небольшом количестве страниц такой интереснейший концепт, это почерк истинного мастера.

Совет, не стоит читать книгу в отрыве от ее подтекста, а именно времени ее написания, а так же ожидать каких то лихих фантастических схваток и противостояний. За этим стоит отправляться в Warhammer и т.д

Но зато когда читаешь «Конец вечности» не спеша, проникаясь его атмосферой, останавливаясь и поражаясь глубиной идей, который Азимов заложил в книгу, впечатления просто улетные.

Автор вызывает глубочайшее уважение, как первопроходцу в этом жанре, который довольно ясно видел проблемы и вектор развития общества еще 60+ лет назад.

Закрывая книгу ощутил, что соприкоснулся с чем то прекрасным и монументальным.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пересказывать сюжет — дело неблагодарное, особенно, если учесть насколько велика плотность событий в романе. Особенно, если учесть, что действия персонажей простираются на тысячи и миллионы лет. И всё же, кратко: главный герой Техник Эндрю Харлен занимается изменением Реальности в проекте под названием Вечность (нечто вроде вневременного центра управления историей человечества). По идее, на такую работу должны отбирать не просто преданных службе людей, а просто настоящих рыцарей без страха и упрёка, готовых отказаться от всего, ради служения делу. Но наш герой отнюдь не таков, поскольку, отчасти из-за чувств, отчасти из-за пытливого ума, способен идти против инструкций, что и приводит в движение механизм действия романа.

Поначалу данное обстоятельство показалось мне упущением, потому что буквально с первых глав автор приучает нас к мысли, что Вечность не терпит вольности обслуживающего её персонала, и, казалось бы, Техник Харлен давно должен был быть разжалован за свои огрехи. Однако впоследствии мы понимаем, что не всё так просто, ведь каждому в этом спектакле буквально уготована своя роль. И даже если что-то пошло не так, как надо, это лишь обман перспективы взгляда из времени.

Динамика повествования является одной из сильных сторон романа. Герой путешествует в разные временные эпохи, не забывая оставлять клиффхэнгеры в конце каждой главы, оттого читается книга довольно легко. Не стоит бояться объёма книги, потому что лично для меня девять часов аудиокниги легко превратились в три часа чтения, когда я открыл бумажный экземпляр.

Сейчас, уже после того, как я закрыл последнюю страницу книги, меня не оставляет небольшое разочарование — и почему я не прочитал это раньше, когда увлекался темпоральной фантастикой! Возможно, тогда я был бы более впечатлён... А книга стояла у меня на полке больше десяти лет, но я так и не нашел для неё времени. И вот вопрос: не было ли это частью какого-то плана людей из будущего?

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень люблю Азимова за возможность подумать над огромным количеством тем, при очень динамичном сюжете! Я, робот – замечательно. Академия (Основание) – великолепно. Помнится, Конец времени мне в юности тоже понравился… Что ж, наверное я стала менее романтичной, потому мне перестали нравится книги, которые вертятся вокруг желания добиться расположения одной роковой красотки. Которая, к тому же, еще и не самая трепетная дама сердца, а этакая распутная и свободная в нравах девица.

Простите все поклонники Конца вечности (раньше я тоже к вам относилась и сама безумно расстроена, что приходится покидать ваши ряды), но это ж, блин, ромфант!

Причем с самой неприятной, нелогичной и разрушительной инсталав на свете. Даже янг-эдалт на фоне Конца вечности будут смотреться выигрышно. Вот уж правда, когда есть с чем сравнить…

Всю книгу можно описать кратко: шершя ля фам. Или, если перефразировать: от ля фам добра не шерш. Главный герой, Эндрю Харлан, техник агентства Вечность, следящего за сохранением временной линии (да, почти как в недавнем сериале Локи), встречает Нойс и…. И в общем, это и становится началом конца Вечности. Героя несет по всем кочкам первой влюбленности: отказ замечать манипуляции им возлюбленной, безумная ревность к каждому столбу, истерические крайности от: всех уничтожу до всех спасу! И прочая, прочая… Как по мне, основатель агентства прям совсем с катушек слетел, раз обязал сохранять незанятым сердце всем сотрудникам. Даже у священников с этим ничего не выходит, что уж говорить о совсем не святых, но почти всемогущих вечных…

Самих путешествий во времени и соответственных петель с парадоксами нам тоже отсыплют, но настолько вскользь, что даже интереса не вызывает. А в отзывах, где рекомендуют напрячь мозги, видимо, пишут незнакомые с жанром темпоральной фантастики, потому что тут уровень Назад в будущего. То есть конечно твисты и петли есть, но они не сильно влияют на сюжет, а потому на них можно просто не заморачиваться.

Само собой, несоизмеримо больше и интереснее эффект бабочки в одном только рассказе Брэдбери И грянул гром (кстати, фильм Эффект бабочки снят не по нему).

Да и Машина времени Уэллса тоже невероятно интереснее и запутаннее, а уж он вообще был основоположником идеи и первопроходцем!

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал этот шедевр совсем недавно, буквально в прошлом году. На мой вкус это лучший образец именно научной фантастики про путешествия во времени. Здесь замечательно обыграны как оригинальные и неповторимые идеи, связанные с темпоральными путешествиями, так и уже «классические» ситуации, вроде встречи с самим собой и т.п.

Удивительное сочетание умной и захватывающей фантастики. Однозадачная рекомендация к прочтению!

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Конец Вечности» — это образцовая научная фантастика, с увлекательным сюжетом, колоритным протагонистом и занятным сеттингом. Роман настолько увлекателен, что погружает в себя с головой и не отпускает вплоть до самой последней буквы. Кроме того, легко визуализируется, несмотря на наличие специфичных терминов, но, к слову, к ним быстро привыкаешь.

В нем повествуется про организацию Вечность, существующую вне времени и занимающуюся изменением и корректировкой реальности или на языке сотрудников Вечности или вечных исправлением реальности. Организацией управляет комитет, состоящий из шести старших вычислителей, в число которых входит один из главных действующих лиц романа — Лабан Твиссел.

В Вечности ютятся два типа работников, специалисты, к коим относятся вычислители, социологи, расчетчики, наблюдатели и техники; и неспециалисты — рядовые работники, отвечающие за обслуживание Вечности. Все служащие Вечности — мужчины, так как женщин в Вечность не берут, поскольку так называемые вечные считают, что они вредят делу, но в некоторых случаях могут сделать исключение и взять женщину, например, на должность секретарши.

Вечные считают, что изменяя реальность, они добиваются лучшего, самого верного с точки зрения стабильности развития человечества. Фактически вечные правят всем человечеством из закулисья, изменяя реальность по своему усмотрению.

Главного героя зовут Эндрю Харлан, он работает личным техником вычислителя Твиссела. К тому же он смелый и умный человек, но его периодически бросает из крайности в крайность, что говорит о его противоречивой натуре. Но если он берется за что-то, то действует решительно. Еще он крайне эмоционален для занимаемой им должности, что свидетельствует о его сентиментальности, неприсущей работникам Вечности, особенно представителям его специальности.

Кроме всего прочего, для меня немаловажно, что Айзек Азимов поднимает в романе важные социально-философские проблемы, как, например: «Имеет ли право привилегированный узкий круг людей решать за все человечество и ограничивать его по своему усмотрению?»; или «Имеет ли стабильность приоритетную важность для человечества, или оно должно развиваться своим чередом, то есть методом проб и ошибок?». На самом деле это только два примера, а в книге затронуто немало подобных вопросов. Хорошо, когда книга имеет не только хороший сюжет, но и серьезный подтекст, заставляющий пораскинуть мозгами.

Итак, Роман «Конец Вечности» можно описать несколькими словами: образец и эталон фантастики. Труд Айзека Азимова, без преувеличения, один из самых лучших произведений в этом жанре: ему удалось создать настоящий шедевр фантастики. Я жалею только о об одном, что не прочел его раньше.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало у романа довольно вязкое, нужно привыкнуть к реальности, которую описывает автор, попытаться понять или хотя бы запомнить эти странные новые термины: Вечность, Вычислитель, Техник и т.д.

Потом постепенно начинает раскрываться главный герой. Он импульсивен, неуравновешен, мечется от крайности к крайности, легко поддается манипуляциям. Это особенно странно т.к. свою основную работу он делает на отлично, и в этом ему помогают как раз противоположные качества — холодный ум, наблюдательность, расчетливость. Герой не вызывает симпатии ни в начале, ни в конце, когда он многое из своих действий переосмысливает. Я так и не смог до конца понять, почему автор выбрал сделать его таким противоречивым.

Возможно, потому что именно такой персонаж как нельзя лучше подходит для постепенного раскрытия истории. Истории, которую автор умело разворачивает перед нами, с которой мастерски снимает слой за слоем, обнажая все новые и новые подробности, которые переворачивают все с ног на голову именно тогда, когда, казалось бы, наконец, все стало понятным. Примерно после половины романа уже невозможно остановиться, хочется поскорее дойти до самого дна этой истории, и узнать, где же правда.

В итоге роман оказывается одой, воспевающей такую идею: и отдельного человека, и все человечество нельзя помещать в какие-то рамки, нельзя искусственно ограничивать, это неизбежно приведет к застою и коллапсу. Человек только тогда будет двигаться вперед, когда у него будет возможность совершать ошибки и набивать шишки, какими бы страшными эти ошибки не казались. А уберечь от самых опасных крайностей человечество может только разум и вера в него.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман интегрирован в цикл «Галактическая история», хотя и не является её частью. «В своём романе «Академия на краю гибели» (Foundation's Edge) Азимов в гл. 74 описал, что реформированная Вечность выбрала реальность цикла «Академия» оптимальной для человечества, а потом самоустранилась». Вселенная Галактической истории очень многогранна и эпична, и я просто не мог обойти стороной данное произведение стороной.

Произведение очень философское, и хорошо описывает утопический мир и порядок организации «Вечность». И то, как она пагубно влияет на человечество сразу становится понятным. Выход то же очевиден.

Ромам является твёрдой научной фантастикой, реалистичным и философским произведением. Пространственно временногой континуум рассматривается в многомерноем мире. Даётся техническое обоснование всему, что происходит. Никаких загадок и мистики. И, как мне кажется, Азимов ставит жирную точку в путешествиях во времени, по крайне мере в своём мире.

После прочтения данного произведения пропадает вся романтика временных путешествий навсегда! Но, «Конец Вечности» позволяет ещё раз вернуться к финалу «Галактической истории» и вспоинить, на сколько же удимителен этот мир!

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эталонный образец мощнейшей «темпоральной» фантастики, этот роман написан в 1955 году и является одним из лучших произведений в авторском наследии Айзека Азимова. По многим причинам. Например, благодаря самой центральной теме путешествий во времени, которая интересует фантастов не так часто и текстов в этом экзотическом направлении фантастики можно пересчитать по пальцам. Правда, за последнее время таких вещей прибавилось, даже если отмести откровенно вульгарную «попаданческую» литературу, поэтому придется воспользоваться пальцами на ногах, включая пальцы и у кого-нибудь по соседству.

Из самых известных аналогов этому произведению на ум приходит классика от Герберта Уэллса с его Машиной времени, знаменитый рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром», а также «Патруль времени» Пола Андерсона. Еще одна причина известности романа – прекрасное содержание. Азимов написал увлекательный, оригинальный, насыщенный интересными научно-фантастическими идеями текст с усложненной структурой и непростыми сюжетными линиями.

«Конец Вечности» рассказывает путешествиях во времени, которые стали обыденностью для людей далекого будущего – они нашли способ легко путешествовать по Колодцам времени в прошлое и будущее. Сама технология появилась в 27 столетии, а с 30-го стала действовать некая организация под названием «Вечность», которая поначалу занималась торговлей с людьми из разных времен, а затем стала понемногу менять мир путем Изменений реальности. Зная всю историю наперед, располагая всей информацией о прошлых и текущих событиях, эти люди фактически взяли под контроль ход самой человеческой истории, полностью лишив ее непредсказуемости – отныне можно легко предотвратить войну, катастрофу или аварию. Но благо является таковым лишь на первый взгляд. Ценой за безопасную историю стало закупоренное в банку время – оно словно прекратило свое движение. Века стали похожи друг на друга, никаких важных изменений не происходит, человечество тысячелетиями едет по накатанной колее, совершенно не развиваясь качественно. Все под контролем.

И однажды ситуация изменится – об этом в романе и пойдет речь.

При чтении романа приходится дело с настоящей «жесткой» научной фантастикой, очень насыщенной фактами, изобилующей научными терминами и теориями, без понимания которых просто невозможно усвоить суть происходящих в романе событий. Азимов как бы разворачивает наше стандартное мировосприятие и предлагает взглянуть на координату времени как на пространство. То есть так же как и в пространстве человек может перемещаться вперед и назад, влево и вправо, можно вообразить что так же можно перемещаться во времени. Поразительно! На первый взгляд вполне справедливая идея вызывает поначалу ступор, а затем восхищение. Скачки во времени, сама их возможность невиданно расширяют горизонты восприятия мира и заставляют взглянуть на наше время под другим углом.

Азимов традиционно хорошо прописал сюжет, героев и интригу, аккуратно закрутив повествовательную линию в петлю. Поэтому роман читается как логически совершенная вещь, он цельный и самодостаточный. Роман производит неизгладимое впечатление, потому что кардинально меняется взгляд на течение времени. Время это не просто прямая линия, это мера изменений мира. Изменения и постоянство — вот основная тема романа.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тема времени, путешествия в будущее и прошлое, всегда интересовала и будоражила воображение фантастов. По-моему, многие, если не все, известные и даже великие писатели ( Уэллс, Брэдбери, Шекли, Андерсон, Хайнлайн, Дик и др.) написали прекрасные произведения на эту тему. Роман Азимова сложен для понимания, заставляет перечитывать строки, чтобы сложить в голове все эти временные парадоксы, множество Реальностей, Скрытые Столетия и т.д. Это строгая, философская научная фантастика — и совсем не развлекательная. Косвенно затронута и идея покорения космоса, как одна из основополагающих целей человечества, ради достижения которой Человек идёт на большие жертвы, допускает ошибки. Но Цель того стоит.

Сюжет подан как в классическом детективе — многие вещи объясняются ближе к концовке романа, общая картина становится целостной, и ты понимаешь, что только что дочитал действительно выдающееся произведение.

Роман не получил Хьюго, но вы посмотрите, кто были соперниками Азимова. Это Э.Ф. Расселл, Ли Брэкетт, Сирил Корнблатт и, собственно, победитель Р. Хайнлайн. Воистину, золотые годы Фантастики!

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конец вечности. Роман, написанный Айзеком Азимовым в 1955 году, и считающийся, по мнению части критиков, лучшим его произведением.

На взгляд Кабаши, роман прежде всего прекрасен большим количеством вопросов, грамотно поставленных в тексте. Среди них и вопросы путешествий во времени, и вопросы относительно решений, принимаемых группой людей в отношении значительно большего количества людей, и вопросы ценностей и благ в целом. Однако, среди других, возможно, менее явных вопросов есть и такие: как по-настоящему оценить полезность того или иного изобретения, как решить, что правильно, а что нет, как выбрать между полезным или вредным и многие другие.

Очень сильное впечатление производит роман и в части перерождения главного героя техника Эндрю Харлана. Хотя по глубине исследований души и философских вопросов ее трансформации автор уступает, например, Роберстону Дэвису (особенно второй книге из знаменитой Дептфордской трилогии канадского прозаика), тем не менее, читатель проведет немало времени наедине с Эндрю, пытаясь понять, как один из самых ярых приверженцев идей Вечности станет почти что в мгновение ока одним из тех, кто будет готов ее же уничтожить. Это ли не главное явление во всем романе?

Из других плюсов, несомненно, стоит отметить увлекательный сюжет, достаточную степень научности, добавляющую свою порцию интереса к прочтения романа, и традиционно отличное умение писателя держать темп повествования и выдавать с четко отмеренной скоростью те или иные сюжетные повороты. Как результат – желание прочитать книгу запоем и многочисленные восторженные отзывы писателей и критиков на протяжении десятков лет.

А ведь роман мог бы и не появиться на свет, ведь повесть, с которой, собственно говоря, и началось появление романа была отказана к печати несколькими издательствами, в которые обратился Азимов, при это он был уже в статусе известного писателя, имеющего за спиной десяток успешных книг, а отнюдь не незрелым юнцом, впервые представляющим свое творение на суд публики… Может быть все-таки кто-то создал Вечность в реальности и проник в прошлое 

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первые впечатления — сыро, с предугадываемым сюжетом, недоработанным миром и хоть и симпатичным, но неоднозначным посылом.

Подумалось — скорее всего одна из первых попыток автора заявить о себе, начало его 'бесконечного пути' суперписателя.

Оказалось нет. Более того, роман представлен к премии Хюго. Я икренне не понимаю за какие заслуги.

Некоторое количество необъясненных моментов как например

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
( встреча с самим собой)

Некоторые непонятные причинно-следственные связи —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ненависть к техникам, запрет на семьи

Абсолютно инфантильное поведение ГГ, ламповые истории

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(история жизни Гл.Вычислителя)
, предсказуемость сюжетного хода.

И самое непонятное:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Зачем уничтожать такой классный инструмент, как Вечность, и пускать все в свободное плавание, когда можно как тайно так и открыто,договорившись с Вечными, использовать Изменения Реальности для быстрого достижения цели — осваивания космоса? Ну и на крайний случай — уже потом уничтожить эту организацию, чтобы никто не воспользовался властью.

Ставлю 5, так как все таки было интересно.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх