fantlab ru

Айзек Азимов «Конец Вечности»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.72
Оценок:
4407
Моя оценка:
-

подробнее

Конец Вечности

The End of Eternity

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 339
Аннотация:

«Вечность» — организация, возникшая в 27 столетии как структура для межвременной торговли, а потом переросшая в инструмент управления целыми эпохами... Миллионы веков с миллиардами человеческих душ, которые могут исчезнуть в мгновение ока по воле Вечных. Так бы и продолжалось дальше, если бы с Техником по имени Эндрю Харлан не стали происходить довольно странные вещи, описанные в романе...

Примечание:

В своём романе «Край Основания» (Foundation's Edge) Азимов в гл. 74 описал, что реформированная Вечность выбрала реальность цикла «Основание» оптимальной для человечества, а потом самоустранилась. Однако этот роман в свою серию «Галактическая история» он не включил.

Существует повесть «Конец Вечности», написанная за год до романа, но изданная только в 1986 году. Об это написано в блоге раз, два.

В изданиях на русском языке авторское посвящение редактору Горацию Л. Голду, как правило, упущено.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1956 // Роман

Экранизации:

«Конец вечности» 1987, СССР, реж: Андрей Ермаш

«The End of Eternity» 2012, -



Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том  9. Айзек Азимов
1966 г.
А. Азимов. Г. Уэллс
1983 г.
Конец вечности
1985 г.
Конец Вечности. Сами боги
1990 г.
Конец вечности. Я — робот
1992 г.
Конец вечности. Сами боги
1993 г.
Миры Айзека Азимова. Дополнительный том
1993 г.
Конец вечности. Камешек в небе
1994 г.
Конец Вечности
2000 г.
Антология мировой фантастики. Том 2. Машина времени
2003 г.
Золотое время
2006 г.
Конец вечности
2008 г.
Я, робот. Конец вечности
2010 г.
Конец вечности
2018 г.
Конец вечности
2018 г.
Конец Вечности
2019 г.
Конец Вечности
2021 г.

Самиздат и фэнзины:

Конец Вечности
2013 г.

Аудиокниги:

«Конец Вечности»
2003 г.
Конец Вечности
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The End of Eternity
1955 г.
(английский)
Краят на вечността
1981 г.
(болгарский)
La fine dell'eternità
1982 г.
(итальянский)
Ikuisuuden loppu
1987 г.
(финский)
Other Worlds of Isaac Asimov
1988 г.
(английский)
Кінець Вічності
1990 г.
(украинский)
The End of Eternity
2000 г.
(английский)
The End of Eternity
2011 г.
(английский)
永恒的终结
2014 г.
(китайский)
Das Ende der Ewigkeit
2016 г.
(немецкий)
მარადისობის აღსასრული
2019 г.
(грузинский)
O fim da eternidade
2019 г.
(португальский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаться, очень люблю романы, связанные так или иначе с парадоксами перемещений во времени... Эдакий «эффект бабочки». И роман Азимова в этом ряду, безусловно, стоит если не особняком, то уж во всяком случае абсолютно точно — на видном месте, в совершенно заслуженном сиянии читательской любви. Вряд ли стоит говорить о том, что он закрывает тему перемещений во времени — все-таки через год Хайнлайн напишет свою «Дверь в лето», через несколько десятилетий Земекис снимет «Назад в будущее»... Многие талантливые творцы еще так или иначе пройдутся по теме, но никогда среди их следов не затеряется «Конец вечности».

Очень порадовало, что Азимов не стал так уж сильно зацикливаться на технической стороне путешествий, оставив существование Вечности некоей аксиомой, которую сразу стоит принять, никак для себя не объясняя.

Понравилось, как великолепно перемешал автор авантюрно-приключенческий роман с красивейшей человеческой драмой, как грамотно добавил к этому нотку социальности. Такие книги оставляют след и в истории литературы, и в памяти читателей — кто-то обратит внимание на тонкие интриги во Времени, на изящные решения причинно-следственных связей. Кто-то оценит красоту лирической линии, кто-то вдохновится эпичностью и драматичностью общего замысла (а чтобы его понять и насладиться им, нужно дочитать книгу до самой последней страницы — как умелый рассказчик, Азимов не раскрывает своих карт до самого конца)... Но вряд ли есть человек, которого эта книга оставит равнодушным.

Безусловный шедевр настоящего мастера, автора, который своими руками творил историю золотого века фантастики...

Оценка: 10
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что мы знаем о путешествиях во времени и временных парадоксах? Я знаю кое-что. Кто-то знает больше, кто-то вообще знает всё. Но Айзек Азимов знает значительно, значительно больше, чем всё.

Если очень коротко, то это книга о путешествиях во времени и влиянии на ход событий. Да-да, сразу вспоминаются раздавленная бабочка, убийство собственного дедушки, и так далее — вот только по сравнению с тем, что происходит в книге у Азимова, это выглядит сущим баловством в песочнице. Тут все гораздо серьезнее. В романе вырастает огромное, как баобаб, дерево вариантов, ветвлений альтернативных реальностей, развилок упущенных и реализованных возможностей, сходящихся и расходящихся цепочек событий.

Одно воздействие на временную ткань вызывает одно отклонение в ходе вещей. Второе воздействие — уже отклонение отклонения, то есть мультипликативный эффект. Все дальнейшие , согласно теории хаоса, наращивают этот снежный ком с колоссальной скоростью. В этой книге прекрасно то, с какой амбициозной смелостью берется автор прорабатывать эту идею — куда там раздавленным бабочкам и убитым дедушкам, это частности! Перед нами разворачивается полотно многотысячелетней эволюции всего человеческого вида, тысячи решений и сотни тысяч горько-сладких плодов.

Такому развесистому дереву реальностей, выборов и последствий вторит не менее внушительный клубок сюжетных событий, характеров и взаимодействий.

И каждая — каждая — из этих деталей и мелочей развивается по сложной математической траектории, взаимодействуя с другими, влияя на прошлое и будущее и завершаясь каким-нибудь совершенно мозговзрывательным, но абсолютно логичным и выверенным с аптекарской точностью способом.

Но и это еще не все. Прочитав первую часть книги, подобрав с пола челюсть и готовясь признать Азимова лучшим темпоральным фантастом всех времен и народов, не торопитесь: ягодки еще впереди. Закончив разминку, автор усмехается в бакенбарды и начинает НАСТОЯЩИЙ сюжет...

Первая часть романа раскатывает по асфальту все известные мне книги о путешествии во времени. Вторая часть раскатывает по асфальту первую. А потом начинается третья часть... Если честно, я до сих пор не верю, что может быть настолько круто.

Строго говоря, роман не поделен на части — он представлен единым «куском», целостным повествованием, в котором все элементы органично вплетены друг в друга. Просто в определенный момент времени, что называется, всплывают новые подробности, которые заставляют взглянуть на произошедшее ранее под новым углом. А потом всплывают еще подробности, которые в очередной раз переворачивают все с ног на голову.

Словом, перед нами сильнейшее, мощнейшее и чрезвычайно глубокое произведение в жанре хронофантастики. Невероятно увлекательное само по себе и однозначно лучшее, что мне доводилось читать о путешествиях во времени. Оно не нежничает с читателем и поначалу идет очень туго, но переборите себя, ибо ощущение интеллектуальной феерии, даруемое этой книгой, мало с чем сопоставимо.

Читать, читать обязательно. С боем продраться через первые главы (дальше пойдет проще) и испытать в дальнейшем чистый восторг.

Супер.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох, люди, люди... Всегда кому-то из нас кажется, что мы лучше всех знаем, что надо для благополучия и счастья других. Вечные видели свою цель в обеспечении человечеству максимальной стабильности и безопасности. Наблюдатели из Скрытых Столетий хотели вернуть человечество в Исходную Реальность, и открыть ему дорогу к звездам. При этом и те, и другие почему-то считали себя вправе распоряжаться судьбами миллиардов без их согласия и даже ведома. Нужна ли людям безопасность ценой экспериментов Вечных? И так ли нужен человечеству космос, чтобы ради этого переживать радиационные катастрофы? И могут ли сами люди осознанно принять решение по таким вопросам? Не знаю... Автор не дает ответа на этот вопрос. Он лишь показывает проблему и предлагает поразмышлять над ней.

Я внимательно читала книгу, но так и не смогла понять, как же возникла Вечность. Чтобы в измененной реальности Вечные могли переместить в 24-ое столетие Купера, в исходной реальности этого столетия Маллансон должен был открыть темпоральное поле. Но он не мог его открыть, потому что для этого не было предпосылок в уровне развития науки 24-го века. Такие предпосылки появились только три столетия спустя. Замкнуть можно только тот круг, который был разорван, то есть в самый первый раз сформировался без участия Вечных.

На некоторое время я встала в тупик перед этой логической дилеммой. Потом подумала, что в исходной реальности открытие Маллансона могло быть спровоцировано МНВ из будущего исходной реальности, где Вечность изобрели в свое время, после 27-го столетия. В результате такого МНВ возникла Вечность, которая фигурирует в романе. И эта Вечность повлияла на исходную реальность таким образом, что первичная, но более поздняя во времени Вечность не возникла. Что и привело к разрыванию круга. Другого логически непротиворечивого объяснения я подобрать не смогла.

Если мое объяснение верно, то МНВ Нойс не восстановит исходную реальность. Оно создать другую реальность, в которой Вечность, может быть, и не возникнет, но это все равно будет измененная реальность. Ведь ученые 20-го столетия получат кусочек знаний из мира будущего, как когда-то их получил Маллансон.

Не поняла я также, зачем вообще передавать ученым 20-го века информацию об атомной реакции. В нашем 20-ом веке атомная реакция и так была открыта физиками. Отсюда одно из двух: либо передача информации об атомных реакциях избыточна, то есть это логический просчет автора, либо мы живем в измененной реальности.

Логические парадоксы — один из самых интересных аспектов этого романа. Другой не менее интересный аспект — психологический.

Вечные полагают себя компетентными судить о сумме счастья и благополучия человечества, при том, что сами представления не имеют, что это такое. У них нет семьи, каждый из них пережил гибель родителей, братьев и сестер в связи с изменениями реальностей, или внутренне готов пережить гибель близких во имя суммарного счастья человечества. Как всегда в истории, судьбами людей берутся распоряжаться те, у кого нет представления о нормальной человеческой жизни. Каста избранных, но ущербных. И в их руках судьбы мира. Это страшно.

Харлан и Нойс — странная пара, вызывающая недоумение. Увлеченность Харлана понятна. Отверженный даже в своей среде, он вдруг встречает красивую молодую женщину и на какое-то время получает иллюзию неодиночества. Против этого нормальному человеку трудно устоять. А вот заявление Нойс в финале, что она полюбила Харлана еще до их встречи и специально выбрала для МНВ ту реальность, в которой он будет ее любить и в которой они могут быть вместе, заставляет нервно поежиться. Это какой же психологической обработке подверглась девушка на стадии подготовки к эксперименту, если всерьез рассуждает о любви к мужчине из прошлых столетий, с которым никогда не встречалась? Для уничтожения этой Вечности Харлана надо было увлечь и манипуляторы из Скрытых Столетий смогли привить своему агенту чувство любви к нему. Сопоставляя этот момент с ранее отмеченным парадоксом Маллансона, я прихожу к выводу, что люди из Скрытых Столетий имеют свои планы на реальность, несколько отличные от того, что представляется Нойс и Харлану в финале романа.

Но благодаря манипуляциям неких сил из Скрытых Столетий Харлан и Нойс получили шанс прожить обычную человеческую жизнь. Им повезло. Ведь, как говорил другой писатель-фантаст, человеку не нужен космос, человеку нужен только человек. И Вечность для суммы счастья двоих людей совсем не требуется. Она только мешает.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я прочитал этот великий роман еще школьником, взяв книгу у одноклассника, подписанного на знаменитую серию «БСФ». Я понял (так, по крайней мере, я тогда считал) там практически все. И запомнил на долгие годы (у меня память хорошая:). Где-то в 80-е я купил оригинал, прочел и его, будучи уже обогащен жизненным опытом. Это лишь подтвердило мое высочайшее мнение о романе (у Азимова я прочел почти все из художественной литературы и многое из популярной). Я очень долго к нему не возвращался, но вот на днях попался мне новый перевод Измайлова, и я прочел и его тоже.

Сейчас мне немало лет, а книг я прочел тысячи. И я еще раз понял, уже окончательно: «Конец вечности» — одна из лучших НФ-книг вообще, а у Азимова — самая лучшая. По уровню литературного мастерства она явно превосходит и «Foundation», и «Космические течения», и «Стальные пещеры». А из более поздних романов с ней можно сравнить только «Сами боги». Отлично закрученная интрига, очень хорошо выписанные и крайне неоднозначные герои, характерные для Азимова полудетективные повороты сюжета... Что же касается общей идеи и поставленных вопросов, замечательно изложенных и якобы разрешенных парадоксов (а книги о перемещениях во времени неизбежно их содержат), не говоря уже о социальной тематике, о балансе между наукой и бюрократией, между бюрократией и обществом, о целях человечества... это вообще выше всяческих похвал. Только «Машину времени» Уэллса можно поставить рядом с «Концом вечности».

В собранных здесь отзывах иногда мелькают упреки в том, что герои несимпатичны — но ведь они и должны быть такими. Говорят, что компьютеры, мол, не развиваются и описываются как огромные ряды шкафов. Но позвольте, судьбы человечества не рассчитать на персоналке, хотя бы и восьмиядерной. Современные суперкомьютеры и центры данных уже, как и в 50-60е годы, занимают комнаты и здания. Дальше они только увеличатся. Разве что упоминание перфолент выглядит сейчас откровенно старомодным — ну так 1955 год; а, между прочим, мне еще в начале 80-х довелось поработать с перфолентами.

Далее, можно провести прямую аналогию между всей организацией Вечности и небезызвестным Орденом Джедаев — те тоже жили практически монахами, законных семей иметь не могли, интриговали между собой — но зато в судьбы цивилизаций вмешивались будь здоров. К джедаям есть вопросы?

Еще хотелось бы привести цитату:

«Только преодолев величайшие испытания, человечество может успешно подняться к недосягаемым вершинам. Из опасности и неуюта исходит сила, толкающая людей на новые грандиозные завоевания. Можешь ты понять это? Способен ли ты понять, что, устраняя ошибки и неудачи человека, Вечность не дает ему найти собственные, более трудные и поэтому более верные решения стоящих перед ним проблем; подлинные решения, которые помогают преодолевать трудности, а не избегать их? ... Человечество представляло бы собой не один мир, а миллионы и миллиарды. Могущество человека не знало бы границ. У каждого мира были бы свой счет Столетий, свои собственные ценности и идеалы, возможность искать счастья своим путем. У счастья много разновидностей… Это и есть Основное Состояние человечества.»

Что ж, мы теперь живем в нем. Стало ли раннее открытие ядерной энергии благом или бедствием? Я считаю, что благом. Что бы там не говорили, ядерное оружие удерживает страны от по-настоящему больших войн. Без атомных электростанций сейчас (я не говорю — вообще) такой массе людей на Земле не выжить. Но главное — на базе первых экспериментов с атомными ядрами люди движутся — медленно, шажками, но движутся и вроде бы уже подошли к термоядерным реакторам. А это — единственное спасение, иначе будущее развитие станет невозможным.

Перевод Измайлова, пожалуй, действительно лучше обычно издаваемого перевода Эстрина. Он выглядит чуть более «художественно» — и, надо сказать, оригинальный текст хотя вроде и не очень сложен (как и обычно у Азимова), но и не столь сух, как в «Foundation».

Если в научной фантастике вообще есть великие книги, то это — одна из них.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, лучшее, что я читал у Азимова. Временные путешествия тема склонная к скользанию в парадоксы, а Азимов просто обошёл их, придумав организацию, находящуюся вне времени.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(хотя порождена Вечность таки парадоксом!).

Честно, не люблю писать хвалебные отзывы и анализировать, почему же мне какая-то книга понравилась — понравилась, и всё тут! Другое дело, если б не понравилась. Вот тут бы уж можно было развернуться :glasses: :biggrin:

Всё же не могу не сказать пару слов в защиту романа от критики. Встречаются мнения о неубедительном поведении главного героя. Не согласен! Харлан совершенно последователен в своём безумии. Он продумывает многоходовые гениальные комбинации и не замечает очевидных вещей, готовый заподозрить весь мир в заговоре против него и Нойс.

К сожалению, без нелогичностей не обошлось, автор, похоже, пару раз сам запутался в понятиях «биовремени» и времени Реальности (времяне не могут «отслеживать» продвижение Вечности, так как любое изменение мгновенно запечатляется в истории), но общую картину столь незначительные ляпы не нарушают.

Куда более важным мне показался один момент, постоянно режущий глаза в литературе на данную тему. Азимову удалось показать абсурдность идеи одновременности, разрушаемой как только становятся возможными путешествия во времени. Дело в том, что мы неосознанно, когда читаем (или пишем) о темпоральных перемещениях, представляем их чем-то вроде пространственных путешествий между разными местами, но не моментами времени. Характерным примером может служить рассказ Шекли «Раздвоение личности», в котором путешественник возвращается в уже посещённый век ровно через тот промежуток времени, который он провёл в настоящем. Таким образом возникает чувство одновременности событий, происходящих в разные эпохи. В Вечности «привязанность к эпохе» считается тяжким грехом. Вся неблокированная история человечества равнодоступна на всём её протяжении, доступен каждый момент жизни любого «времянина», и понятие «настоящее» в отношении Реальности для Вечных не имеет никакого смысла.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сын Твиссела «всё ещё там», в своём изменённом столетии, одновременно новорожденный и умирающий, ребёнок и взрослый для Вечного.

У романа много достоинств, нет смысла их все перечислять — просто прочтите и оцените сами!

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что важнее — счастье отдельной личности или незначительное улучшение благосостояния абстрактного большинства? Может ли быть Любовь сильнее Вечности? Эти и многие другие вопросы ставит перед читателем А. Азимов в своём романе, отмеченном номинацией на Хьюго'56. Всем известно куда приводят благие намерения — радение о благе народа зачастую вызывает к жизни принцип «цель оправдывает средства», наделяя вершителей судеб полномочиями жертвовать жизнями немногих ради спасения большинства. Перед нами образцовая хроноопера — умная, разнообразная, интригующая, помимо этого автор затрагивает широкий пласт философских проблем. Роман можно рассматривать также в качестве утопии или же её противоположности — зависит от мировоззрения читателя. Каждый выбирает сам, что для него важнее — безопасность или свобода, хотя нельзя забывать, что отказываясь от свободы во имя стабильности, рано или поздно ты потеряешь всё. Марионетки в руках кукловода имеют свойство часто ломаться, увы, но это действительно так.

Вечность в контексте романа — название мощной структурированной организации, обладающей неограниченными возможностями, играющей роль Бога для ничего не подозревающего человечества. После того, как в 24 веке Виккор Маллансон открыл принцип Темпорального поля, путешествия во времени стали реальностью и в конце 27 Столетия была основана Вечность. Первоначально специализируясь на межвременной торговле и перераспределении ресурсов, Вечность постепенно превратилась в Пастыря для человеческой отары. Реальность можно изменять, рассчитывая Минимально Необходимое Воздействие, в результате чего предыдущая Реальность уходит в небытие, а отредактированная версия становится единственно верной, и наплевать на судьбы тех, кто в результате Изменения погибнет или вовсе исчезнет — ведь важнее всего не допустить атомной войны, оградить человечество от самого себя, люди — они такие люди — считают Вечные, сотрудники организации.

Под контролем Вечности находится уйма временных эпох, начиная с момента учреждения организации и вплоть до 70 000 Столетия, дальше по временной шкале лежат, т.н. Скрытые Столетия, а времена до основания Вечности называются Первобытными, и там, и там Изменения Реальности не осуществляются, хотя путешествие на эти временные отрезки в принципе возможно. Сотрудники Вечности вербуются из Времян, жителей Столетий, подконтрольных Вечности. 15-16-летние мальчики изымаются из своей эпохи и становятся Учениками, следующая ступень — Наблюдатели, собирающие информацию для расчёта готовящихся Изменений. Из Наблюдателей получаются Специалисты, те же, кто не прошёл испытание, становятся Работниками, обслуживающим Вечность персоналом. Главный герой — Техник Эндрю Харлан — относится к классу Специалистов, он — лучший в своём деле. Обладая практически неограниченными возможностями по проведению Изменений, Эндрю обречен на одиночество, у него нет друзей, Техников все обходят стороной.

Если разобраться, то Вечность строится по образцу средневековых мужских союзов, Эндрю даже сравнивает сложившиеся порядки с монастырскими. Женщин на службу в Вечность не берут, поэтому сотрудники вынуждены нести обет безбрачия, хотя эпизодические связи с женским полом возможны с разрешения Совета Времен. Главный герой начинает меняться после знакомства с Нойс Ламбент — аристократкой из 482 Столетия, которое должно подвергнуться очередному Изменению. Любовь на фоне борьбы одиночки против системы напоминает «1984» Дж. Оруэлла, хотя у Азимова всё не так мрачно. Помимо главного героя удачным можно назвать образ его руководителя — Вычислителя Лабана Твиссела, который наделен не только примечательной внешностью, но и драматической историей личного характера. Основной оппонент Харлана — Вычислитель Финжи — малопримечателен, его реакции и поведение типичны для отыгрываемой роли. Нойс раскрывается только в финальном монологе, до этого её образ не более чем функция.

Тип героя, к которому принадлежит Харлан, относится к числу моих любимых — обычный человек, который внезапно загорается идеей, ради которой он готов поставить на карту всё. Есть чёткий момент понимания, что Рубикон перейден, сомнения, раздирающие душу Харлана добавляют драматизма, но не могут поколебать его уверенности в собственной правоте. В процессе борьбы за личное счастье Харлан готов без тени сомнения, без жалких рефлексий шагать по трупам. Ненависть к несвободному миру пробуждает в Эндрю архетип библейского Самсона, готового погибнуть, забрав с собой всех своих врагов. Даже в самой безвыходной ситуации, когда уже кажется, что всё потеряно, Харлан не теряет воли к победе, именно этот первородный напор, неутолимая жажда обладания способны запустить разрушительный танец обновления Шивы. Вечность — это воплощение Оробороса, стискивающего в объятиях Землю, она стремится замкнуть круг, утвердить своё существование. В этом плане Эндрю Харлан должен сделать свой выбор, почувствовать какие действия могут привести к спасению мира, а какие обрекут его на гибель — стать драконоборцем или же самому обратиться драконом.

Однако не всё так просто, как может показаться из названия романа — обилие интриг, лихо закрученный сюжет, где мотивы и истинные цели персонажей открываются внезапно и неожиданно для читателя, не позволяют расслабиться до финальных строк. В нужные моменты автор умело нагнетает драматизм, в то же время он не дает читателю перегореть, разбавляя повествование отвлеченными экскурсами в прошлое основных персонажей или интересными рассуждениями на тему природы классических временных парадоксов. Незначительные детали, разбросанные по тексту, в ходе развития сюжета могут приобрести ключевое значение, заставляя восклицать: «как же я раньше не догадался!» или же «я сразу понял, что это ж-ж-ж неспроста», т.е. автор обходится без роялей, все сюжетные повороты имеют свои предпосылки, что стимулирует повышенное внимание в процессе чтения. Для меня «Конец Вечности» — эталонная хроноопера, которая оставила после себя превосходные впечатления, заставив задуматься о природе общества и человека, путях дальнейшего развития, порадовав интереснейшим сюжетом и неожиданными откровениями.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я потрясён!

Конечно, Азимов у меня на слуху с самого детства. Три закона робототехники, Основание-Академия-Фонд. Читал и «Академию» и «Лакки Старра».

А вот «Конец Вечности» прошёл мимо меня.

До этого романа я и не представлял масштаб воображения Писателя. Считал его вещи, за исключением «Академии» по-хорошему старомодными и простыми!

Но, случайно, после перечитывания трилогии «Академия», решив прочесть «Коне Вечности», я внезапно оказался потрясён!

Невероятная по сложности и красоте концепция организации Вечности. Запутанный сюжет с изящными парадоксами и неожиданными поворотами сюжета!

Многие заявляют о плоских персонажах Азимова. И если для Трилогии «Основания» это, в основном, справедливо, то для «Конца Вечности» нет. Эндрю Харлан живой человек. С большой гаммой чувств и эмоций. Более того, все его действия органичны и естественны. Многие на его месте поступали бы таким же образом.

Роман уверенно занял первое место среди моих любимых хроноопер. Теперь придётся опять перечитывать «Палимпсест» Стросса, полемизирующий с данным романом Азимова.

Очень мощная вещь! Сразу понятно, что господин Азимов не зря считается Грандмастером научной фантастики!

«Любая система, которая, подобно Вечности, позволяет кучке людей принимать решения за все человечество, выбирать за человечество его будущее, неизбежно приводит к тому, что высшим благом начинают считать умеренность и безопасность — синонимы посредственности. В такой Реальности звезды недостижимы.»

10(МОЩНО)

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не являюсь поклонником хронооперы, т.к. скептически отношусь к возможности путешествиям во времени и парадоксам этих путешествий. Однако эта книга особенная, это не просто хроноопера в «твёрдом» стиле, в ней подняты очень важные вопросы, есть хорошая лирическая линия, чувства и переживания главного героя описаны очень хорошо, техник Харлан вызывает явное сочувствие и понимание его действий, также можно рассматривать роман и как некий детектив. Короче, многие читатели найдут в книге что-то своё, зачастую весьма разное.

Главная идея романа — выбор судьбы человечества: томиться вечно на своей родной планете, в золотой клетке с надсмотрщиками-маргиналами, которые оберегают человечество от войн и других катастроф; или отправится дальше, вперёд к звёздам, заселить другие планеты, вступить в контакт с разнообразными инопланетными цивилизациями. Азимов хорошо показал, насколько первый путь губительный для человечества, т.к. Вечностью, а соответственно, и историей Земли, управляли далеко не идеальные люди, с моральными уродствами, которые и сами совершали преступления, запрещённые для Вечных. Таким образом, доверять судьбу всего человечества ограниченной кучке людей, которые будут делать только то, что сами сочтут нужным — тупиковый выбор.

Как хроноопера роман также может оказаться интересным читателю, автор неплохо, хоть и не идеально, пытается объяснить парадоксы, связанные с изменением времени. На технической стороне дела он особо не зацикливается, ну и правильно — есть некая временная шахта с движущимися в ней между столетиями «лифтами» — и нормально, этого вполне достаточно для описания перемещений во времени. То, как Твиссел рассуждал о правильности своих решений во время спасения Вечности, стало классикой хронооперы, да и другие идеи оказали влияние на этот жанр. Интересна идея, что Вечность тоже возникла в результате временного парадокса

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
тот же парадокс её и погубил
Вообще, если не читать другие произведения Азимова, то может сложиться впечатление, что он очень увлекался всеми этими машинами времени и парадоксами.

Изложение сюжета в книге совсем не сухое, оно насыщено динамическим действием, есть некоторая загадка в начале, на сюжет оказывает очень серьёзное влияние любовная линия между ГГ Харланом и таинственной девушкой Нойс. Автор очень чётко в ходе повествования передаёт эмоции Харлана, в результате его действия выглядят вполне мотивированными (по мерка влюблённых на всю голову мужчин :smile:). А когда Твиссел рассказывает о своих страхах по поводу Скрытых Столетий, читателю реально передаётся этот страх. Поэтому за хороший художественный стиль текста роману отдельный плюс.

Не могу не упомянуть и о поднятии социальных вопрос в Вечности: это и вынужденный обет безбрачия для большинства Вечных, который разве что провоцирует их на преступления, и полный отрыв людей от их корней, результат которого порой может или убить человека, (как одного соученика Харлана), или превратить его в морального урода типа Фиджи. Положение Техников в Вечности — это результат списывания на простых исполнителей своих грехов, попытка Вычислителей и т.п. откреститься от жертв, вызванными исполнением их же проектов. Техники — просто «козлы отпущения», которым автор, как технократ по натуре, явно сочувствует.

Итого: шедевр научной фантастики, лучшее из прочитанного мною у Азимова произведение, незаслуженно недооценённое, которое может понравиться разным по своим предпочтениям читателям.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, «Конец Вечности» — это великое произведение. Великое хотя бы по количеству затронутых в нем вопросов, проблем и тем, многие из них впервые появились или были четко сформулированы. Вот один из примеров: идея о том, что перемещаясь во времени ты неизбежно перемещаешься и в пространстве, иначе окажешься в той точке Вселенной, где Земля была в момент прибытия путешественника, впервые была озвучена именно тут. И как книга Уэллса породила массу произведений в развитие самой идеи путешествия во времени, так и книга Азимова, вырастая из Уэллса служит основой для не меннее могучего ствола последователей. А потрясающаямысль о том, что поистине великого писателя и великие произведения никакие изменения реальности не в силах стереть окончательно — это помнится мне еще с первого прочтения в 6е5 году. за которым, насколько мне помнится, уже через неделю последовало второе и т.д. Поэтому я смело ставлю этой книге оценку «10», хотя готов поставить такую оценку не более чем 2-3 десяткам книг из всей опубликованной у нас фантастики

оценка 10

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Солидный роман! Настоящий «азимовский»:smile:

Вообще соотвествует научной фантастике того времени — величественный, с масштабностью мысли, смелостью фантазии, душевный, чуть наивный, но от этого лишь выигрывающий. А какие шикарные диалоги! Душу отвел. Как описана психология человеческого поведения и реакций! Как все это в основе своей знакомо нам по реальной жизни. И конечно же обстановка, атмосфера — удивительная, таинственная, местами чуть жутковатая (как во время путешествия героев в «скрытые столетия» и загадочных разговоров про них) и одновременно все просто и даже обыденно, доступно, по-человечески.

В фундаменте повествования – будни организации по контролю и воздействию на реальность во времени с целью сделать человечество счастливее. Но наступил пиковый решающий момент. Знали об этом единицы. Для остальных ее членов продолжались самые настоящие рабочие будни (как у нас в какой-нибудь организации соцзащиты населения:smile: — свои должности и иерархия, свои инструкции, свои отношения и интриги)

Основная идея (которая окончательно вырисовывается в финальном диалоге Харлана с Нойс) — вредоносность всяческих корректировок реальности и право самого человечества на определение собственной судьбы, а потому желательность уничтожения организации «Вечность», как препятствующей прогрессу общества. Общества, где есть настоящие победы и поражения, неподдельное величие, взлеты и падения, когда в результате борьбы противоположного как раз и рождается та самая неповторимая жизнь и истинное счастье. Всегда получалось так, что любое воздействие в результате приводило к упадку космической отрасли, апофеозом чего явилась полная невозможность освоения человеком дальнего космоса, где все «места» оказались заняты более «проворными» цивилизациями. Запертость на Земле, когда вокруг столько манящей свободы на звездах. Этот факт в результате и выявил всю несостоятельность деятельности «Вечности», поставив все на свои места. Но для этого понадобилось заглянуть на миллионы лет в будущее.

И на фоне всех временнЫх коллизий предстает судьба Техника Эндрю Харлана, который занимался практическим, заблаговременно расчитанным Вычислителями, воздействием на выбранную реальность. С так называемыми «минимально необходимым воздействием» и «максимально ожидаемым результатом». Именно на его плечи и легла ответственность за судьбу «Вечности». Во-первых, из-за его уникальных способностей и предназначения, а во-вторых из-за любви Нойс (девушки из будущего, посланной для уничтожения означенной «конторы»)

Как бы подтекстом через произведение проходит тема «Шерше ля фам»:smile: До чего дошел бедный влюбленный техник Харлан — такого наворотил! Благо это оказалось не так страшно и поправимо для будущего, что окончательно определилось лишь в финале. А до того было ощущение, что он полностью потерял голову, рехнулся. Так и происходит порой с влюбленными. Надумал и нафантазировал такого, что оказался совсем далек от истины. Хотя Харлан гениально предугадал многие аспекты касательно основания и функционирования его «родной» системы, но совершенно не смог определить почему и зачем они происходят. Влюбленность в Нойс и одновременно ненависть ко всем, кто потенциально мог помешать их счастью, лишили его хладнокровия и адекватности и сподвигли ко многим опрометчивым, порой глупым поступкам.

В общем, как говорится, обязательно для прочтения:smile:. И обращайте внимание на человеческий фактор!, а не на технические детали. Хотя последние в полной мере адекватно воспринимаются даже сегодня, а для времени написания романа — в особенности. Единственное, что меня по-настоящему покоробило и рассмешило – перфокарты. Прежде всего в эпизоде, где Харлан целый шмоток этих лент запихивает в карман!:lol: Так и представил как они оттопыриваются. И это в организации, которая потенциально имеет возможность владеть технологиями любого времени! Хотя может перфокарты — это у них как консервативная традиция:smile:

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Конец Вечности» — самая зачитанная моя книга: не меньше восьми раз, и то лишь потому, что удавалось себя сдерживать, откладывать, «читать медленно, чтобы надольше хватило». Вообще «Американская фантастика» 1992 года — это для меня особое: моя первая — личная! — подписная серия, до сих пор с замиранием сердца вспоминаю каждую книгу, ну а КВ просто опьянял. Идеи, интриги, загадки и сюрпризы, озарения ГГ, романтическая история, человеческие драмы...

А ведь история Харлана — это сильно переиначенный сюжет о гадком утенке. Вот его презирают и сторонятся, а вот он расправил крылья, и весь птичий двор замер в изумлении. Это сейчас книги на такие темы пишутся для подростков, а когда-то переживать свою отверженность было не зазорно для человека любого возраста. Первые главы пронизаны тоской и одиночеством. Оторванные от своей Реальности Ученики только начинают путь в мире, где всегда будет чего-то недоставать. Не достигшие успеха Работники, «во всем виноватые» Техники, измученные ответственностью Вычислители — всем не по себе, все страдают.

И возникает четкая ассоциация Вечности с некогда всемогущей Церковью. Там тоже были люди, отобранные строго по половому признаку, отрешенные от мирских дел и не имеющие возможности что-то изменить в строгих законах, но то и дело их нарушающие (от мала до велика). И так же идеалом считался некий служитель Высшей Идее без страстей и привязанностей. И маниакальное стремление решать за всех — несомненно, для их же блага! — так что страшно представить, что было бы, попади в руки этих людей возможность Изменения Реальности... Сам период, когда действовала Вечность, напоминает Средние Века, замкнутые на себя и не оставляющие шансов на развитие человечества.

Мне поначалу показалось странным деление линии Времени на весьма разные Столетия, которые друг с другом торгуют — время же непрерывно! — но ведь и мир разделен на страны, хотя остается целостным. И другие необычные подробности тоже весьма логичны на самом деле.

Роман замечателен еще и тем, что из него можно вытянуть ниточку в действительность. Во-первых, конспирология ныне популярна — не исключено, что Вечность существует на самом деле, и мы — одна из тасуемых Реальностей. А колода-то старенькая, поистрепалась, уже трудно что-то улучшить как следует... Вот и жизнь такая.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А во-вторых, все могло случиться так, как описано в книге, и тогда среди нас вполне могут жить потомки Харлана и Нойс.
В связи с чем не исключено появление вольного продолжения в духе «Кода да Винчи».

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классика. Да еще какая! Множество вопросов, связанных с путешествием во времени, были великолепно описаны Азимовым именно здесь и потом стали источником для других авторов.

Впервые, пожалуй, упомянуты два величайших временных парадокса:

- попав в прошлое, убить своего дедушку или бабушку до рождения родителей..

- человек видит сам себя, оказавшись дважды в одном и том же месте в одно и то же время.

Кстати, явно вижу вот какую аналогию с упомянутыми фильмами «Назад в будущее». Помните, в фильмах «фишку» с персонами, исчезающими на фотографиях из-за каких-то произведенных в прошлом изменений? Очень четко связано с проверкой Твисселом их совместных с Харланом действий по восстановлению Вечности ))

Вообще в книге много блестящих моментов. Например, поместить приговоренного к смерти преступника в ракету или самолет за секунду до взрыва. Или идея МНВ (минимально необходимое воздействие). Можно изменить реальность, например, убив ключевого деятеля. А можно просто изменить всю его жизнь, однажды организовав ему опоздание на важную встречу.

В общем, замечательный роман одного из любимых авторов. Наряду в «Дверью в лето» Хайнлайна — классика путешествий во времени ))

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Айзека Аимова трудно найти какое-то одно произведение, которое можно с полным основанием назвать вершиной его творчества. Он писал и фантастику, и детективы, и научно-популярную литературу, и книги для детей. И всё у него получалось замечательно. Про «Конец вечности» можно сказать, что этот роман — один из лучших в жанре хронофантастики вообще. В нем присутствуют и великолепно проработанный мир «Вечности», и приключенческо-лирический сюжет и элементы детектива, и высокий полет фантазии.

Золотой фонд мировой фантастики, без всякого сомнения.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

вот и прочел я этот замечательный роман. Замечательный во всех отношениях.Что имеем?

Начну с того что роман блещет своей научностью. В общем-то в стиле Азимова. Это радует потому что что бы писать о той или иной фантастической с точки зрения науки вещи нужно в ней разбираться. Все продуманно до мелочей, хотя, признаться, есть вещи для меня, которые так и остались для меня непонятными. Вернее нелогичными. Не буду спойлерить. Однако в целом картина получается цельная и законченная.

Персонажи. Ну не все, но большинство прописано отлично. Главный герой опять же вполне себе обычный человек, хотя в некоторыми достоинствами, касающимися его работы.

Сюжет не линеен ниразу. Вот что ценю в этом романе — это совершенная непредсказуемость. Кто будет читать — прошу обращать внимание на каждую мелочь, она потом аукнется. Все эти изящные переплетения сюжета просто завораживают. Как клубок, который то разматывается, то снова путается. Сюжету также присущ определенный динамизм, хотя в общем диалогов много и действия на этом фоне мало, но ощущения что сюжет бежит просто.

Подводя итог. Фантазия Азимова просто поражает. Один из лучших романов в жанре. Даже возможно и не только в рамках фантастики. Вместе с не менее великолепным «Сами Боги» является классикой научной фантастики, которую достигнуть пожалуй не сможет никто.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разрази меня Время! Вот произведение! Отзыв на него я хотел написать одним из первых. Резал и сокращал, оставляя только строчку из абзаца.

Роман шедевр! Антиутопия, хроноопера, любовная драма, социальная научная фантастика.

Вечность — мир, в котором Реальность мимолетна и изменчива, где люди вроде держат судьбы человечества в своих руках, придавая им по желанию лучшую форму. Странный мир, где жизнь была жизнью, а смерть — смертью, где человек принимал решения безвозвратно, уничтожен.

«— Первая заповедь Техника — ничего не принимать близко к сердцу. Совершаемое им Изменение Реальности может отразиться на судьбах пятидесяти миллиардов человек. Миллион или более могут измениться настолько, что их придется рассматривать как совершенно новые личности». Четыре периода жизни Вечного: Обитатель Времени, Ученик, Наблюдатель и Специалист. Обитатели Времени — обычные люди, вечные — вершители судеб мира. Не это ли мы видим сейчас в 21 веке. Глобализация. Транснациональные корпорации и государственные чиновники, бизнес и «власть предержащие» точно знают, что является благом для человечества, они уже почти захватили планету, но до «Вечности» им еще далеко. Она контролировала «столетия», сократив разницу между ними до капризов моды. Система, которая позволяет кучке людей принимать решения за всех, выбирать за человечество его будущее, приводит к тому, что высшим благом начинают считать умеренность и безопасность — посредственность. В такой Реальности звезды недостижимы.

Единственное до чего не дотянулась Вечность — это «скрытые столетия» и такая мелочь, как любовь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Я не смеюсь. Из всех Реальностей я выбрала ту, в которой меня послали в 482-е Столетие, где я сначала встретила Финжи, а затем тебя. Я выбрала ту Реальность, в которой ты любил меня; Реальность, в которой ты взял меня в Вечность, спасая от Изменения, и спрятал в моем родном Столетии; Реальность, в которой ты заслал Купера вместо 24-го в 20-е столетие Первобытной Эпохи. Мы отправились с тобой в это Столетие на поиски Купера и остались в нем до конца наших дней. Я видела, как мы любили друг друга и были счастливы. Это совсем не смешно, Я выбрала ту Реальность, в которой существует наша любовь.

Азимовым виртуозно решается проблема «Максимальной ожидаемой реакции» — даже самые ничтожные изменения могут совершенно изменить ход истории. «Достаточно заклинить муфту сцепления в двигателе», «испортить тормоза в автомобиле одного конгрессмена», «переместить ящик с одной полки на другую».

Клянусь Временем! Даже анахронизмы романа выглядят привлекательно, все эти перфоленты, допотопные счетные машины. Кажется, что читаешь роман, попавший к нам в Реальность до которой Вечность еще не дотянулась. Кто-то пока не переместил ящик с одной полки на другую.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх