fantlab ru

Нина Беркова «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 24»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.79
Оценок:
39
Моя оценка:
-

подробнее

НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 24

Антология, год


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.67 (33)
-
  • Повести и рассказы
8.06 (528)
-
18 отз.
  • Соавтор (1981) // Автор: Геннадий Прашкевич  
6.20 (60)
-
3 отз.
  • Письмо (1981) // Автор: Роман Подольный  
5.98 (53)
-
1 отз.
  • Слово — молодым
5.18 (39)
-
4.83 (36)
-
  • Зарубежная фантастика
7.07 (206)
-
9 отз.
7.16 (451)
-
12 отз.
7.39 (451)
-
16 отз.
  • Публицистика
6.03 (34)
-
1 отз.
6.06 (36)
-
1 отз.
  • Меридианы фантастики
6.93 (27)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— серию антологий «НФ: альманах научной фантастики», 1964 г.



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

 Сборник научной фантастики. Выпуск 24
1981 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Благодаря фантастике мы можем заглянуть в будущее, но самое главное, что ищет вдумчивый читатель в произведениях данного жанра — это не описания нереализованных пока технологий и фантазии о жизни в других мирах, хотя всё это тоже имеет место быть, но главное — попытку представить, как изменится человечество, как будут жить наши потомки, какие проблемы будут их тревожить, станут ли они лучше или хуже нас. Данная тематическая антология пытается рассказать как раз об этом — затронуть вопрос о роли личности в истории, поднять проблему гениальности, попытаться решить проблему взаимодействия социума с отдельно взятой личностью. Составителю удалось раскрыть тему, подбор произведений довольно хорош. Сборник по структуре делится на привычные для серии альманахов «НФ» разделы — блок отечественной фантастики, раздел для начинающих авторов, классические рассказы зарубежных мастеров НФ и фантастиковедческая публицистика. Вступительную статью для антологии написал Дм. Биленкин, в ней обозначена тематика сборника, приводится краткий обзор вошедших в книгу произведений — всё кратко и по делу.

Художественную часть сборника открывает повесть К. Булычева «Похищение чародея» — это довольно качественная хроноопера, в которой пришельцы из будущего, прибывшие в ХХ век, готовят операцию по спасению гениального изобретателя, погибшего в 1215 году. Картины прошлого Древней Руси смотрятся вполне достоверно, но главное, что беспокоит автора — это вопрос о том, должен ли гений быть человечным или же ему достаточно быть средоточием холодного разума, не выходящего за рамки чистой науки. Новосибирский фантаст Г. Прашкевич предлагает нам философскую повесть «Соавтор», которая выглядит вполне автобиографичной — главный герой здесь писатель-фантаст, рассуждающий о творчестве, об источниках вдохновения. Сюжет здесь вторичен, но произведение, на мой взгляд, получилось лучшим в рамках данной антологии — хороший литературный язык, рефлексии — есть о чем подумать во время неспешного чтения в уютном кресле. В рассказе Р. Подольного «Письмо», исполненном в эпистолярной стилистике, рассматривается вопрос эволюции человека — можно ли продолжить совершенствование нашего вида и получить некого «сверхчеловека». Исследования параллельно проводятся группой советских ученых и зарубежным специалистом. Результаты многих удивят, концовка рассказа вполне ироничная.

В раздел для начинающих авторов вошли всего два рассказа. «Моя Галатея» Г. Панизовской сразу же вызывает в памяти классические рассказы зарубежных мастеров НФ, типа Гаррисона и Азимова, о «влюбленных роботах», также возникает стойкая ассоциация с повестью З. Юрьева «Черный Яша», опубликованной в 20 томе серии «НФ», хотя по времени написания рассказ Панизовской был написан раньше. Проблема Искусственного Интеллекта, который становится «человеческим, слишком человеческим» здесь раскрыта неплохо — может ли гениальный разум, пусть даже машинный, функционировать без эмоций? Однако, композиция рассказа, сама подача сюжета, где побочная линия настоящего постоянно перемежается отсылками к прошлым событиям, показалась мне неудачной, но для пробы пера рассказ вполне годится. Долю экзотики привносит рассказ Г. Угарова «Вернуть открытие» — якутская фантастика, написанная на родном для автора языке и переведенная Дм. Биленкиным. Увы, по содержанию своему — вещь довольно проходная, такая «фантастика очень ближнего прицела» получилась. Речь идет о революционном открытии в сфере трансплантологии, уникальном методе подбора доноров органов, исключающем отторжение после пересадки. И всё же в тематику антологии рассказ вписывается — автор пытается ответить на вопрос, украшает ли гения скромность. Человек, как известно, внезапно смертен, а важное открытие может быть утрачено для человечества навсегда.

В раздел зарубежной фантастики вошли рассказы классиков американской НФ, здесь к содержанию никаких претензий. «Бесконечная игра» П. Андерсона начинается с описания шахматной партии, где роль фигур выполняют роботы, наделенные Искусственным Интеллектом, но если для человеческого наблюдателя всё происходящее на доске лишь игра, то как к этому относятся сами роботы? В рассказе Р. Брэдбери «Ветер Геттисберга» группа энтузиастов создает робота — полную копию президента Линкольна, но в момент первой презентации робота публике его убивает некий человек по фамилии Бутс. Какими мотивами руководствовался убийца и что станет для него самым страшным наказанием? В психологии американского обывателя пытается разобраться Р. Силверберг, об этом его рассказ «Как мы ездили смотреть конец света». На вечеринке соседи обсуждают новую услугу турагенства — путешествие на пару часов в будущее, где можно увидеть последний день Умирающей Земли. Странно, но рассказы об увиденном разных людей не сходятся, а в это же время по новостям передают сюжеты о катаклизмах и беспорядках, происходящих в реальной жизни, здесь и сейчас, хотя это особенно никого не беспокоит. Это не случится с нами — это где-то там в будущем, в соседнем штате, в другом городе — психологически всё показано верно.

Раздел публицистики в этот раз целиком посвящен одному из самых известных советских фантастов — И. Ефремову. Статья Е. Брандиса, озаглавленная «Миллиард граней будущего» почти целиком состоит из цитат, взятых из статей и интервью Ефремова, в библиографии, приведенной в конце статьи указано почти 30 источников. Конечно, это не всеобъемлющее исследование, но статья довольно развернутая и информативная. Здесь можно проследить отношение писателя к жанру научной фантастики, к его перспективам. Е. Парнов в статье «Галактическое кольцо» сравнивает творчество Ефремова с картинами Рериха, размышляет о взаимосвязи науки и искусства, в центре анализа как исторические и приключенческие произведения автора, так и фантастика, в первую очередь, конечно, «Туманность Андромеды». Завершается сборник привычной хроникой того, что произошло в мире фантастики, как отечественной, так и зарубежной в 1980 году — памятные даты, конвенты и всё такое прочее.

В целом сборник можно назвать удачным, рекомендации к прочтению он достоин. Повести Булычева и Прашкевича мне понравились, из зарубежной НФ взяты сильные работы, а сокращенный раздел для начинающих авторов и отсутствие в зарубежке произведений фантастов из стран соцлагеря можно записать только в плюс.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх