FantLab ru

Эдвард Резерфорд «Лондон»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.09
Голосов:
23
Моя оценка:
-

подробнее

Лондон

London

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Лондиниум. Лондон. Сердце Британской империи. Город прекрасных архитектурных памятников. Город великих ученых, писателей и художников.

Город, выживший, несмотря на страшную эпидемию чумы и чудовищный пожар, которые практически уничтожили средневековый Лондон.

Это захватывающий рассказ о людях, живших в городе от времен древних кельтских племен до наших дней. Увлекательная история многих поколений семей, чьи судьбы переплелись в этом городе: легионеров Юлия Цезаря, вторгшихся на остров два тысячелетия назад, рыцарей-крестоносцев, отправлявшихся отвоевывать Святую землю, свидетелей бурной семейной жизни Генриха VIII, участников постройки театра «Глобус», где играли пьесы Шекспира, свидетелей индустриальной революции нашего времени.

Это роман для всех тех, кто побывал в Лондоне и полюбил этот город.

Эта книга для всех тех, кому еще предстоит там побывать.

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)
/перевод:
А. Смирнов (3)

Лондон
2015 г.
Лондон. Том 1
2018 г.
Лондон. Том 2
2018 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга много увлекательнее, чем «Сарум», но написана в том же жанре — цикл рассказов, где герои каждой последующей — потомки героев предыдущей. Первый рассказ — о кельтском поселении на берегу Темзы. Потом римская колония, поместье аристократа-сакса, нормандское завоевание, эпоха Ричарда Львиное сердце, восстание Уота Тайлера, диктатура пуритан при Кромвеле, город контрастов XIX века, современный многорасовый мегаполис.

Мы видим, как далекий потомок крепостных становится графом, как родственники в седьмом колене вступают в сделки, не зная о своем родстве. Как и в «Саруме», физические и душевные свойства передаются в роду тысячелетия. Мы видим друидов, жрецов Митры, монахов, видим аристократов и простых ремесленников, врачей, архитекторов, актеров и пиратов. Сюжет изящно закольцован —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
герой последней новеллы находит клад, так и не найденный его пращуром в III веке
.

На каждой странице книги — множество сведений о прошлом Лондона. Есть улицы, чьи названия не изменились с саксонских времен, епископ владел кварталом борделей, пуритане судили за супружескую измену судом присяжных, кокни выработали рифмованный сленг. Есть много отсылок к литературе — «Отелло», «Наш общий друг»...

Две мысли пронизывают всю книгу в 1100 страниц. Первая: Лондон — лучший город Земли. Тут я, москвичка, с ним несколько не согласна.

Вторая: Лондон — город приезжих, римлян, датчан, фламандцев, гугенотов... Эти приезжие приносили в город знания, трудовые и бытовые навыки, философские идеи, песни и сказки, семейные обычаи, и этот сплав из элементов культуры и сделал Лондон замечательным городом.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добротный исторический роман, такая семейная сага, охватывающая историю Лондона со времен поселений независимых кельтских племен до современности.

Роман прослеживает историю нескольких семейств. В разные века у семей меняются достаток и положение в обществе, но сохраняются фамильные черты – перепончатые руки и белая прядка Доггетов, вогнутое лицо Флемингов и огромный шнобель Сильверсливзов. У Барникелей, Буллов и Мередитов каких-то фамильных черт, кажется, не зафиксировано. Семьи – потомки разных народов, создавших английскую нацию. Кельты, англы, нормандцы, скандинавы, французские эмигранты.

Каждая глава представляет собой законченную историю, крутящуюся вокруг какого-то конфликта, который заставляет пересечься интересы нескольких семей. Иногда это короткая и напряженная история, иногда – просто эпизоды истории семей. Действие некоторых глав занимает несколько дней, действие других растягивается на годы и десятилетия.

Героев в книге много. Они показывают разные грани лондонского общества на протяжении тысячи лет – торговцы, работники казначейства, служащие, светские бездельники, нищие. Запомнить всех невозможно – так все «средневековые» Буллы слились у меня в один образ кряжистого мужчины, олдермена и состоятельного купца. Запоминаются самые яркие герои. Безусловно, это герои главы «Глобус» амбициозный драматург и изящный джентльмен Эдмунд Мередит и темнокожий корсар Орландо Барникель. Или лондонский черпальщик (знали вы про такую профессию?) Сайлус Доггет, окончивший дни уважаемым и состоятельным джентльменом.

Информация, факты, детали городской жизни? Всего этого в книге много. Герои каждой главы заняты в профессиях, актуальных для того времени. Нередко Резерфорд вплетает исторические факты в детали сюжет. Иногда они просто сопутствуют ему. Кто мог спасти приговоренного от виселицы? Какая судьба ждала найденыша в Лондоне? Как состоятельный горожанин мог приобрести себе герб? Кто такие черпальщики и как они зарабатывали на жизнь? Это и многое другое рассказывает автор через истории жизни своих героев.

Естественно сага не обошлась без реальных исторических лиц и известных событий. Юлий Цезарь, Генрих II, Джеффри Чосер, Карл I и другие. Герои станут свидетелями восстания Уота Тайлера, эпидемии чумы 1666 года, Великого пожара.

Книга хороша, но не идеальна. Не всегда удачен, на мой взгляд, выбор исторических событий для глав. Между событиями первых трех глав слишком большие промежутки. Сначала это события нашествия Цезаря на Галлию, затем римский Лондиниум солдатских императоров и в третьей главе – англо-саксонская Гептархия начала VII столетия. После этого действие переходит к эпохе Нормандского завоевания. После этого между главами нет больших промежутков. Герои новой главы чаще являются внуками героев предыдущей.

Не всегда автору хватает мастерства писателя. Вынужден признать, что Резерфорд – скорее ремесленник, чем творец. Например, речи. Хорошая длинная речь героя может стать шедевром слова. Резерфорд предпочитает пересказывать содержание речей и проповедей, прося читателя поверить, что произнесенная героем речь была блестящей.

Есть в романе еще одна вещь, которую я не люблю в жанровой (особенно, исторической) прозе. В начале главы читателю дают эпизод с одним из героев, а потом следует описание того, как он дошел до жизни такой. Это стопорит действие и не вызывает интереса. Намного интереснее раскидать эту информацию по эпизодам сюжетной линии.

Не все главы одинаково интересны. Мне больше всего понравились «Вертеп» о средневековых публичных домах, «Глобус» (думаю, понятно, о чем) и «Джин Лейн». Последняя – напряженная история о запретной любви с долговой тюрьмой, дуэлью, подкинутым ребенком, свадьбой и… сбывшейся мечтой честолюбивого кондитера.

Итог: интересная историческая сага с массой героев и ворохом деталей, хороший образец «жанровой» литературы.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Талантливо. И очень старательно (по нынешнем времена, когда многие пишут по принципу «тяп-ляп, абы как» — это уже достойно уважения). Ясно, что была проделана немалая исследовательская работа.

Отлично прописано, как меняется город, упомянута политическая ситуация. Но чего мне не хватало, так это деталей: как одевались, как выглядели улица и дом. Эта информация присутствует не во всех рассказах, а там где присутствует – очень мимолётна.

При всей серьёзности и даже трагичности многих историй, слишком много хэппи-эндов. Можно было бы во имя реалистичности трагически убить пару героев, что бы хоть в этом сохранить интригу, раз уж мы и так знаем, что династия, безвариантно, будет продолжена.

Охват событий получился неравномерным. В первой половине книги между главами пробегали века, далее – рамки сузились до десятилетий. Отчасти это понятно: в более поздние эпохи перемены города и страны разительней; но если для города 300 лет – лишь миг, то для людей – это такая смена поколений, что напрочь теряются корни. Это и стало для меня самым большим вопросом книги. Наследственность и наследие. Потомки через 100-500-1000 лет до неправдоподобия похожи на своих предков и физически и по характеру, но порой совсем отсутствует связь поколений. За временные провалы между главами город успевал измениться слишком сильно, а генеалогия уйти так далеко вперёд, что переставала прощупываться вовсе. Но, понимаю, что при 2000-летнем охвате мои желания вряд ли возможны для осуществления.

Любимые рассказы: «Лондонский мост» (картина эпохи, почти на век и красивые герои) и «Кристал-Палас» (бытовая зарисовка одного обеда: нравы общества, характеры людей, неожиданная развязка).

Вывод: цель была интересна, задача трудна, и автор сумел с ней справиться настолько, насколько это вообще было возможно. На выходе получилась очень любопытная как в художественном, так и в историческом плане вещь, пёстря, не скучная, хоть и немного камерная.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх