fantlab ru

Хорхе Луис Борхес «Атлас»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.96
Оценок:
23
Моя оценка:
-

подробнее

Атлас

Atlas

Сборник, год


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.80 (10)
-
7.12 (25)
-
2 отз.
6.88 (26)
-
2 отз.
8.08 (13)
-
1 отз.
7.90 (20)
-
2 отз.
8.07 (14)
-
1 отз.
7.83 (12)
-
1 отз.
8.25 (12)
-
1 отз.
7.81 (21)
-
1 отз.
7.50 (12)
-
1 отз.
7.76 (21)
-
1 отз.
7.59 (22)
-
1 отз.
7.90 (20)
-
1 отз.
8.18 (11)
-
1 отз.
7.00 (20)
-
2 отз.
7.35 (20)
-
1 отз.
8.23 (13)
-
7.64 (11)
-
1 отз.
6.71 (21)
-
1 отз.
7.24 (21)
-
7.91 (11)
-
7.46 (26)
-
8.38 (13)
-
1 отз.
7.64 (11)
-
1 отз.
7.29 (21)
-
1 отз.
7.82 (11)
-
7.73 (11)
-
7.55 (20)
-
1 отз.
7.25 (20)
-
1 отз.
7.36 (22)
-
8.00 (11)
-
8.09 (11)
-
7.82 (11)
-
1 отз.
8.36 (11)
-
1 отз.
8.60 (10)
-
7.70 (20)
-
1 отз.
8.40 (10)
-
7.43 (21)
-
1 отз.
8.50 (10)
-
7.48 (21)
-
1 отз.
8.10 (10)
-
6.90 (21)
-
1 отз.
7.80 (10)
-
7.62 (21)
-
1 отз.
8.09 (23)
-
1 отз.
7.43 (7)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (6)
/языки:
русский (6)
/тип:
книги (6)

Том 4. Тайнопись
2001 г.
Том IV
2005 г.
Том IV
2011 г.
Перекрестки
2020 г.
Атлас. Личная Библиотека
2022 г.
Атлас. Личная библиотека
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Российский издатель порой напоминает мне карточного джокера. Ведь тв(о/а)рить может самые неожиданные вещи*. Возьмем, для примера, недавно изданный в комплекте с другим сборником, сборник «Атлас». Вот уже предисловие самого Борхеса, им же и включенное в книгу, говорит, что в этом самом «Атласе» помимо, собственно, текста должны быть связанные с ним фотографии. А фотографий нет в российском издании. Может быть, конечно, так издатели решили постмодернистски переиграть постмодерниста Борхеса. Не знаю. Быть может.

Если же говорить уже о самом «Атласе» как о сумме произведений и о произведении суммарном, то это средний в рамках творчества Хорхе сборник. Все-таки великого аргентинца я и не только любят за прелестные пересказы великих книг и фантастическое выдумывание несуществующих фолиантов. За интереснейшие эссе-исследования по философским и литературным проблемам, за мистические миниатюры, за богатую метафорику, за не дающий устать слог, за лаконичность и, конечно, за любовь к литературе. Тут Борхес не совсем в своей тарелке. Но «не» здесь не абсолютно негативная и отрицательная частица. Все же в чем-то в «Атласе» Луис остается собой. Черт подери, он ведь тут натурально средняя арифметическая из слепых Джойса, Демокрита и Гомера, которые силятся описать без глаз пейзажи разных точек мира. То щупая их, то живописуя вкус и текстуру ветра, то составляя компиляции и бриколаж (с полным осознанием проделываемого).

Наверное, самый борхесовский текст из всех фрагментов-комментариев фотографий — это «Сон в Германии». По онтологическому описанию и полету фантазии — это что-то вроде вариации «Вавилонской библиотеки», но с очень сильным элементом мистического. Не менее сильны эссе «О собственноручном спасении» (одно из самых ориенталистских, но при этом с глубиной интуиции, любви к Японии и загадочных произведений европейцев и иже с ними о Востоке) и «Улица Лаприда 1214» (продолжение линии «классического», раннего Борхеса).

Еще хороши и просты «Лабиринт», «1983», «Гостиница в Рейкьявике», «Грейвс в Дее», «Мидгардсорм», «Начало», «Дары», «Цезарь». Соответственно, как: эксперимент, деликатный разговор с красивым призраком, взгляд писателя через кожу на руках, пересказ рассказа друга Борхеса об Александре Македонском после «смерти», хорошие стихотворные переводы, разговор двух греков.

Так или иначе приятно вновь читать Борхеса. То, что написано в любовью, с любовью и читается. А уж тексты, написанные с любовью о любви к литературе, тем более возвращают тебя в царство Книг.

* — от своих слов не отказываюсь, но спасибо книгоиздателям, особенно маленьким и независимым, за то, что они вообще есть и продолжают свою работу в тотальный кризис. Даже я, занимающийся пиратством, в последний год потратил пятизначную сумму на пять десятков книг, понимая, что без этой капли в море, это самое море совсем скоро иссякнет

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последнее путешествие Улисса, в Атлас сшиваются карты маршрутов (так и в колоду собираются карты — «последняя партия в труко»). Улисс уже слеп — он уже тот рапсод, что стал Гомером.

Визуальный ряд незрячего поэта (в оригинале это альбом фотографий, с довеском текста «от Борхеса») — он видит только снами, воспоминаниями (что тоже сон, только наяву) — он видит словами и со слов (всё теми же Платоновскими архетипами, которыми ворожил в своих строфах, рифмуя их с приснившейся реальностью....)

только словами самого же Борхеса: « ...умело запутанное целое...», «...каждая главка — особое единство, которое соткано из картин и слов..., .... любой из нас — первооткрыватель...»

Как не вспомнить Николая Гумилева:

«Свежим ветром снова сердце пьяно,

Тайный голос шепчет: «Все покинь!»

Перед дверью над кустом бурьяна

Небосклон безоблачен и синь,

В каждой луже запах океана,

В каждом камне веянье пустынь.

Мы с тобою, Муза, быстроноги....»

И другой голос, Георгия Иванова:

«И в тишине внимаем бытию,

Как рокоту глухого океана.

То бледное светило Оссиана

Сопровождает нас ...»

И Александр Блок:

"…Случайно на ноже карманном

Найди пылинку дальних стран,

И мир опять предстанет странным,

Закутанным в цветной туман…»

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх