FantLab ru

Чарли Джейн Андерс «All the Birds in the Sky»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.62
Голосов:
8
Моя оценка:
-

подробнее

All the Birds in the Sky

Роман, год; цикл «No name»

Примечание:

В сети существует любительский перевод на украинский под названием «Усі птахи в небі» (информация от ElisKotova993)


Входит в:

— цикл «No name»

— антологию «Nebula Awards Showcase 2018», 2018 г.


Награды и премии:


лауреат
Небьюла / Nebula Award, 2016 // Роман

лауреат
Премия им. Уильяма Кроуфорда / Crawford Award, 2017

лауреат
Локус / Locus Award, 2017 // Роман фэнтези

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2016 // Фэнтези (13 753 голоса)

номинант
Fantasy Stabby Awards, 2016 // Дебютный роман

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2017 // Роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2017 // Научная фантастика (США)

номинант
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2019 // Зарубежный переводной роман (США)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第52回 (2021) // Переводной роман


Издания: ВСЕ (2)


Издания на иностранных языках:

All the Birds in the Sky
2016 г.
(английский)
Nebula Awards Showcase 2018
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я люблю читать книги про мои родные города. Будучи родом из Бишкека, города крупного, но совершенно не описанного в литературе, мне редко выпадало удовольствие читать книги, где сюжет разворачивается на соседних улицах. Живя в Сан Франциско, такие книги попадаются, к счастью, чаще. Вот и “All the birds in the sky” я взялась читать только по этой причине. Но захватила она меня другим…

Смотрели мультик «Город героев»? Теперь представьте, как это будет выглядеть во время апокалипсиса, добавьте немного Нила Геймана и получите “All the birds in the sky”. Но только вторую половину. В книге четыре части, описывающие героев в детстве, отрочестве (под отрочеством я имею в виду 12-13 лет) и юности (тут имеется в виду 24-26 лет). И каждая часть написана в стиле для этого возраста. Книга первая – чистая сказка, когда мир наполнен волшебством, говорящими животными, и ты сам можешь очень и очень многое, в том числе откопать в интернете схемы и построить маааленькую такую и маломощную машину времени. Книга вторая – young adult fiction, присутствует жестокое угнетение героев системой, в которую они в силу своей уникальности не вписываются, но как раз из-за этого они и находят друг друга и развивается дружба между мальчиком и девочкой. Книга третья – сказка кончилась. Герой выросли и мир на грани катастрофы. Но мальчик и девочка случайно снова встречаются в Сан Франциско недалекого будущего и дружба тихонько расцветает вновь. А вместе с ней и волшебство. Кстати, этот Сан Франциско до жути похож на Сан Франциско сегодняшний с тем же засильем хипстеров, технарей, которые верят, что их следующий start-up разрешит все мировые проблемы, кафеен, популярных пару месяцев, и зачарованных книжных магазинов. Автор, правда, добавила жаркие ночи (коих в СФ отродясь не бывало) для придания атмосферы экологической катастрофы, и от этого жуть реализма слегка рассеивается.

И вторая половина книги – взрослая. Люди умирают всерьез. И когда герои рыдают на рассвете на узких лестницах на склонах Сан Франциских холмов, ты плачешь тоже.

А вообще эта книга про любовь – и про взаимодополнение научной фантастики и фэнтези.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга оставила после себя очень грустное впечатление. И не потому, что человечество в очередной раз оказалось на грани вымирания, а главные герои на протяжении всего текста страдали, страдали и снова страдали. Скорее, дело в разочаровании, когда доверяешь многочисленным отзывам на Гудридзе, завлекательной аннотации и тому, что роман уже, фигурально выражаясь, в шорт-листе выдвиженцев на премию Хьюго будущего года. А самое обидное – я отчасти понимаю людей, рассыпающихся в восторгах и объявляющих «Птиц…» едва ли не книгой года от нф, но все мои попытки проникнуться сюжетом и идеями, сопереживать героям или хотя бы просто увлечься историей с каждой новой главой рассыпа́лись прахом. На самом деле, две трети романа можно попросту отбросить (не переработать и подсократить, как бывает с некоторыми излишне многословными авторами, а вырезать, удалить, стереть с лица Земли), и тогда останется почти увлекательная повесть о том, как перед лицом очередного апокалипсиса туповатые человеческие массы стремятся самоуничтожиться, а спасением планеты занимаются по разные стороны баррикад группа «безумных» учёных и ведьмы, орудующие магией направо и налево. А можно поступить ещё радикальнее и сократить роман до последнего десятка страниц, и будет у нас неплохой, хоть и сентиментальный, рассказ о взаимодополнении фэнтези и фантастики и переходе к постчеловечеству. Но, как говорится, автору виднее, поэтому перед нами – фантастика (или, скорее, фэнтези с элементами нф) в крупной форме, которая при чтении навевает адскую скуку и жалость о потерянном времени.

Итак, сюжет. В недалёком будущем в семье модных карьеристов живёт девочка Патриция, отличающаяся непоседливым нравом и любовью к живой природе. Прогулки по лесу она предпочитает романам с мальчиками и новомодным гаджетам и в один прекрасный день обнаруживает, что способна понимать речь животных и птиц. Потом будет встреча с птичьим Парламентом, волшебное Дерево и прочие магические примочки, включая местную разновидность Хогвартса, но сначала – непонимание и раздражение сверстников и единственный друг Лоуренс, в двенадцатилетнем возрасте собравший машину времени (переносящую на 2 секунды вперёд), хранящий в шкафу суперкомпьютер и ненавидящий прогулки на свежем воздухе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Повествование делится на четыре части – вот два своеобразных изгоя преодолевают весьма недетские школьные проблемы, потом мы видим их юной ведьмой на побегушках у начальства и молодым компьютерным гиком с мечтой об иных мирах и пространствах, следом идёт кульминация и катарсис – начинающаяся гибель человечества, которую каждый из персонажей переживает сообразно своим идеям и способностям, и, наконец, финальные главы – единение и драматизм.

И вроде бы события развиваются логично и последовательно (с лакунами между частями, которые, впрочем, не нарушают целостности текста), но адекватному восприятию книги препятствует целый ряд факторов, которые ставят меня в тупик, как только я пытаюсь их объяснить. То ли дело в авторском стиле, то ли в обилии жанровых клише, то ли ещё в чём, но текст напрочь лишён эмоциональной составляющей. Вот представьте себе: приходите вы в театр, а на сцене вместо актёров – манекены с витрины какого-нибудь магазинчика по соседству. Они наряжены, напудрены и в париках, но вместо лиц – гипсовые маски, а реплики начитываются из-за кулис без единой эмоции. Сможете вы проникнуться таким представлением? Вот и от «Птиц…» остаётся похожее ощущение: персонажи ходят, говорят, влюбляются, ссорятся, мирятся, пытаются спасти мир – и всё словно бы с одним непреходящим покер фейсом. Воображение обычно помогает справляться с подобными ситуациями, но в этот раз дало сбой. Образы не просто пустые и картонные – они будто собраны из разнородных лоскутков одинакового сероватого оттенка, в котором нет-нет, да появляется проблеск чего-то живого, но умирает, не успев проявить себя.

Если уж главные персонажи оставили меня в полнейшем унынии, то что уж говорить о второстепенных – они как массовка в аниме, которой ни лица, ни фигуры прорисовывать не надо, достаточно обойтись силуэтом. Единственный, кто обещал хоть какое-то разнообразие – наркоманский убийца Теодольфус, активно ворвавшийся в сюжет, но очень быстро сдувшийся и покинувший сцену. Роль его при этом практически бесполезна. В масштабе произведения, кстати, роли всех персонажей оказываются бессмысленными – хотя, возможно, это всё играет автору на руку, но сто́ило ли огород городить, если вся суть квеста в походе из точки А в точку Б, а всё остальное – шелуха? Шелуху эту можно было сделать вдохновенной и проникновенной – но нет. Герои что в 12 лет, что в 25 (возраст указан приблизительно) ведут себя абсолютно одинаково, совершая неожиданно тупые поступки и отрицая очевидное. Идеи (вот, например, Моральная Дилемма: что главнее – Человечество или Природа) могли бы сыграть и заставить читателя задуматься о весьма печальном будущем, но Андерс так быстро устаёт от них и отбрасывает ради следующих, не менее избитых, несмотря на всю их важность и актуальность, что поставить себя на место персонажа и оценить его поступки не успеваешь. Да и затруднительно это, когда образ героя пуст и очевидно надуман.

Есть ещё любовная линия, в которой ГГ, до середины книги оставляющие впечатление дегенератов, ВНЕЗАПНО осознают свои истинные чувства (кстати, первая живая сцена в романе, хотя не сказать, чтобы приятная), и потом страдают уже не столько от инаковости и неспособности нормально общаться с себе подобными, а от выдуманного разлада в отношениях, подменяющего собой проблемы настоящие. Да и апокалипсис тут какой-то плоский – автору гораздо интереснее фокусироваться на отсутствующих эмоциях героев, когда вокруг творится форменный ад, а скупые описания бедствий и нагнетание приближающегося часа «хэ» выглядят картонной декорацией, которая может развалиться, сто́ит одному из манекенов на сцене чихнуть погромче. Добавим к этому пафос (ведьмы как огня боятся завысить собственную значимость и предаться греху «возвеличивания», о чём всё время заявляют, но при этом преспокойно убивают людей и судят тех, кто, по их мнению, поступает неправильно – где ваше смирение, господа?), предсказуемость общей сюжетной линии и бесконечное нытьё, и книгу можно смело отправлять в разряд бессмысленной и беспощадной графомании. Хорошо хоть читается легко, иначе продраться через всю эту тягомотину было бы невозможно.

Но есть и плюсы, дотянувшие оценку до нейтральной. Это ИИ Перегрин – без преувеличения, самый романтичный персонаж романа; некоторые нф-примочки, логически продолжающие современные тенденции и оживляющие предапокалиптический мир; и последние несколько страниц, где на первый план выходят персонажи «не люди», и мы наконец-то видим идею смешения жанров во всей её первобытной красе. Но, хотя явление Перегрина Великолепного несколько скрасило общую картину, а ускорение темпа позволило даже втянуться и последние 50 электронных страниц проглотить на одном дыхании, роман невообразимо скучен и необязателен к прочтению. А ещё я отвыкла от аллюзий, которые добрый автор расписывает тут же, по тексту – вдруг читатель не понял (когда следом за цитатой из «Матрицы» следует «вот так я процитировал «Матрицу», даже смеяться уже не хочется).

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх