FantLab ru

Ролан Топор «Жилец»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.19
Голосов:
72
Моя оценка:
-

подробнее

Жилец

Le Locataire chimérique

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 17
Аннотация:

Мы на самом деле совсем не одиноки. Что бы мы себе ни говорили, но нас окружают соседи. Умеренно дружелюбные, или равнодушные, или требующие к себе внимания.

Иммигрант Трелковский искал себе квартиру поудобнее и подешевле и таки нашел. С соседями, с очень интересующимися им cоседями.

Экранизации:

«Жилец» / «Le locataire» 1976, Франция, реж: Роман Полански



Похожие произведения:

 

 


Жилец
1993 г.
Жилец
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Le locataire chimérique
1964 г.
(французский)
The Tenant
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ох уж эти соседи! То им музыка и разговоры кажутся слишком громкими, то требуют подписать петицию против кого-то из местных жителей, о ком главный персонаж и не слышал ничего, то ещё что-то невообразимое вытворят! Трелковский после первого замечания домовладельца о причинённых неудобствах дал обещание быть примерным жителем и искренне к этому стремился, боясь лишний раз передвинуть мебель в квартире, но к чему это привело? Полная бытовых моментов история всё глубже и глубже погружает читателя в безумие, творящееся то ли в голове Трелковского, то ли на самом деле. Сложно определить, где реальность и подлинные причины и следствия, а где мнительность, постепенно перерастающая в паранойю. Вот так и живём.

Отличный роман, который я «проглотил» за раз. Здесь нет никакой фантастики или мистики (или есть?). Вот именно так и протекает жизнь главного героя в новой квартире: он задаётся вопросами, на которые, казалось бы, знает точные ответы, но возникают сомнения, перерастающие в полноценные варианты, составляющие конкуренцию тем, ещё пару минут назад непоколебимым, правдам. Каждый новый день подливает масла в огонь, подталкивая Трелковского к последней черте. Произведение пропитано чем-то липким, сальным, мрачным и унылым, при этом не позволяет впасть в тоску, ведь напряжение нарастает, и читатель вместе с героем романа плещется в происходящем безумии. Концовка очень порадовала.

При чтении иногда возникали вопросы «а как бы поступил я сам?», потому что некоторые ситуации, описанные Топором в «Жильце», отдалённо, но всё-таки напоминают о каких-то неприметных случаях из нашей жизни.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На этот роман вышел, интересуясь мировым кинематографом, причем путь оказался довольно извилист, от фильмов сравнительно новых — к картине более старой. Оказалось, есть такая книга, послужившая основой для фильма.

Книга, к счастью, не очень длинная. Но всё равно, ломал голову: читать до конца, или нет? Потом решил всё-таки этот вопрос положительно.

Автор романа сын беженцев из Польши, ещё в годы войны, чтобы спастись от нацистских преследований, перебравшихся во Францию. Книга вышла в 1964 году и, возможно, явилась одним из первых таких сочинений, пролагающих дорогу другим подобным опусам, во всяком случае, в Европе. Для меня же аргументом в пользу написание рецензии на неё стало сходство (некоторое) с такими произведениями как «Посторонний» Альбера Камю и «Красавчик» Марселя Эме.

Герой «Жильца» Трелковский (имя так и остаётся неизвестным) чем-то похож на Мерсо, героя «Постороннего». Во всяком случае, он, по его собственным словам, не любит осложнения и, довольно часто, как мне показалось, оказывается в стороне от событий, от так называемой общественной жизни и т.п. Есть в нём что-то асоциальное.

Сходство же с «Красавчиком» Эме я усмотрел в том, что и с Трелковским происходит некая метаморфоза. Только она очень неприятная, я бы так сказал.

Автор помещает героя в квартиру многоквартирного дома, вдобавок, в такую квартиру, прежняя съёмщица которой совершила попытку суицида. С момента вселения в это жилище начинается испытание Трелковского, пред которым, допустим, испытание Гилберта Пинфолда — просто увеселительная прогулка.

Трелковский становится жертвой того давления социума, которое знакомо всякому жителю многоквартирного дома — чаще в небольших, неопасных дозах. Но то, что постепенно наваливается на Трелковского явно превышает допустимый порог, во всяком случае, для этого довольно субтильного во всех смыслах субъекта.

«Жилец» — наверно, «культовый» в определённых кругах роман. По крайней мере, автору удалось передать ощущение вязкого, тошнотворного кошмара и бреда, который переживает герой. В том числе и за счет смакования всяких физиологических и вообще непотребных подробностей.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх