fantlab ru

Клиффорд Саймак «Империя»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.27
Оценок:
333
Моя оценка:
-

подробнее

Империя

Empire

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 37
Аннотация:

Людям всегда требовалась энергия, молодым колониям Земли она необходима для жизни и развития. Но одна корпорация поставила на колени всю солнечную систему, захватив власть над спасительной энергией. Тирания процветает, тотальный контроль заставляет людей молчать, и только двое друзей могут положить этому конец, спасти людей от энергетического рабства и обеспечить новым видом энергии, неисчерпаемой и дешёвой, помочь обрести свободу.

И вот, битва начинается!

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

«Империя» — второй роман Клиффорда Саймака, был написан сразу после «Космических инженеров» в 1939 году на основе сюжета, предложенного Джоном Кэмпбеллом. Полученный результат Кэмпбелла не устроил, однако Саймак отказался вносить какие-либо изменения в текст, и рукопись романа легла в стол. В 1950 году о неосуществлённом проекте узнал Гораций Голд, благодаря чему на следующий год устаревший уже к тому времени роман увидел свет в журнальной серии «Galaxy Science Fiction Novels». Впоследствии Саймак, недовольный книгой, не позволял переиздавать роман, и новые публикации стали появляться лишь спустя 5 лет после смерти писателя.



Издания: ВСЕ (3)

Миры Клиффорда Саймака. Книга 13
1994 г.
Звездное наследие
2005 г.

Издания на иностранных языках:

Empire
1951 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классический фантастический боевик, в котором сцены сражений превалируют над любой мало-мальской мыслью или психологической интригой. Хотя вполне возможно будет интересно подрастающему поколению, особенно любителям стрелялок и вселенной Марвела. Неприхотливый сюжет, практически бесхарактерные герои, у которых все получается, а изобретения вселенского масштаба рождаются по первому желанию путем изобретения формул на бумаге. Некое описание вариантов социального развития вообще на грани детской сказки, даже не утопии. Таким образом, предназначено для чтения тем, кто изучает полное творчество автора, что позволит получить понимание всего спектра творчества.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй самый нетипичный для Саймака роман. Неудивительно, что он сам всячески отказывался его переиздавать, ведь сама идея и рукопись с начальным вариантом произведения принадлежат его литературному агенту Дэвиду Уиксону. Саймак только оформил этот роман, но судя по тому, что никто в соавторстве не указан, то изменил в произведении столько, что авторство полностью приписали ему.

«Империя» во многом примитивный роман, рассчитанный или на неискушённых любителей жанра, или же на детскую читательскую аудиторию. В нём всё слишком просто. Да, есть интрига, есть научные исследования, пресловутая борьба за свободу, причём по всей галактике, экономическая монополия (отсюда и название романа) и, естественно, своя мафия, которая всей монополией и управляет. Возможно для середины прошлого века такой ход событий и был актуален, ведь читая между строк можно отыскать уйму скрытого подтекста, но события разворачиваются слишком просто и наивно, особенно для современного читателя, хорошо знакомого с подобным жанром. Двое талантливых учёных оказываются сильнее гигантской торговой монополии вселенского масштаба. Да, роман хороший, во многом лёгкий, заканчивается просто превосходно, но всё настолько нереалистично, что наводит на мысль о несерьёзности автора. Роман чем-то напоминает «Королевство кривых зеркал», у главных героев всё получается настолько гладко, что они выходят на самый что ни на есть высокий уровень, а противостоящее им зло настолько слабое, что интрига всей задумки автора очень быстро разрушается.

Детям же и подросткам это произведение, на мой взгляд, даже полезно будет прочитать. Не смотря на всю примитивность и отсутствие в романе типично саймаковской философии, проблемы, которые ставит автор были, есть и ещё будут актуальными. А способ их решения и самоотдача главных героев могут вызвать только восхищение. «Империя» — лёгкий роман, несущий в себе добротный заряд позитива. Кроме мало читающей молодёжи его можно также рекомендовать всем тем, кто любит почитать перед сном что-нибудь такое простое, без замысловатых фраз и без необходимости задумываться над каждым прочитанным абзацем. Ну и, естественно, поклонники творчества Саймака тоже пускай не обходят «Империю» стороной. Роман хоть для него и нетипичный, однако, прекрасно дополняет общую картину творчества писателя.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написанный почти 70 лет назад, роман не потерял актуальность и сегодня. Роман-предупреждение. Куда ведёт дорога, выстланная благими намерениями всем известно. Исключить полностью схожее развитие человечества в будущем не возможно, только вместо энергии — империя будет в области научных знаний и достижений. Сегодня мы можем увидеть как неравномерно распределены среди населения блага достижений современной медицины.

Роман-сказка, но он заставляет задуматься, как и многие произведения автора. Динамичный сюжет не даёт заскучать и роман читается на одном дыхании.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

История о противостоянии прогрессивных ученых злой диктатуре. Благодаря совершенному открытию двое друзей успешно сражаются с врагами демократии от Земли до Юпитера и даже вне Солнечной системы.

Книжка написана с гуманизмом и юмором, неплохо читается до сих пор, но, поскольку написана в 1939 году, то особенности времени очень отчетливы

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перечитывал три раза — в школе, в институте и вот сейчас (33 года). Весело, динамично, хотя, конечно, это очень далеко и от творчества Саймака, и от мало-мальски твёрдой научной фантастики. Сейчас это следовало бы назвать атомпанком, но очарование «Империи» именно в отсутствии всякой стилизации. Все эти светящиеся за стеклянным экраном ртутные выпрямители, мрачное логово бандита Скорио, небоскрёб «Межпланетной энергии», даже ярко-голубой шарф на отважном миллиардере-путешественнике, друге главного героя — всё это аутентичное, прямиком из 1930-х годов, когда и была написана рукопись.

С точки зрения науки — в «Империи» полный швах, и даже не с какими-то сложными моментами вроде силовых полей (что это вообще такое? А как, например, стабилизируются «зелёные амёбы», которые фигурируют в финальной битве?), а с элементарнейшими деталями вроде масштабов (пролетев даже пару недель со скоростью даже в 10 световых, нельзя уйти «туда, где не узнать никаких звёзд»; со скоростью три мили в секунду не долететь от орбиты Юпитера до орбиты Нептуна за полдня). Сюжетно проколов или, как минимум, странных мест меньше — но есть и они:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Наиболее жалко убитого Бена Рейла — ну неужели нельзя было догадаться и забрать его сразу после того, как Чемберсу нанесли многомиллиардный урон? Этого персонажа сгубили совершенно бездарно, как мне кажется.

Какого чёрта доктор Крэйвен не разделался со Статсменом? Не догадался сунуть ему заряженный конденсатор, устроить «случайную» разгерметизацию отсека, заманить в трансформаторную будку/под энерголуч ну или там ещё в какую ловушку? Он же явно не из принципиальных моралистов, да и опасность новоявленного диктатора стала очевидна.

Почему имея пусть невероятно крутые телеустановки, но очень ограниченные человеческие ресурсы Маннинг и компания больше «раздувает огонь восстания», но не устраивает ни одной прямой акции? Ну хоть, я не знаю, канализацию в офисе «Межпланетной» на реверс включить, как в «Луне — суровой хозяйке» или там на Статсмена ящик гуталина вывалить и добавить гелия в атмосферу комнаты, где он речь толкать собрался. Тут же можно было массу захватывающих штук придумать: разоружить правительственные войска, уронить какие-нибудь боевые корабли, вытащить резервы национального банка, да мало ли чего.

Для социального пафоса или психологической драмы места в «Империи», конечно, мало, хотя там и есть речи про тягу к свободе, а сами главгерои правильны буквально до ГОСТ-а... пардон, ISO. А для лихих приключений крутых героев за благие идеалы — не хватает (повторюсь в общих чертах, под спойлером выше уже конкретика) всё-таки драйва: в паре мест, конечно, есть прямо битва и противостояние, но с имеющимися в произведении фантдопами можно было сделать намного круче и интереснее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Так прилетели два корабля, обменялись залпами из лучей, защита погудела, но выдержала. Потом внезапно появилось чудо-оружие Крэйвена, которое до того нигде не фигурировало, но его преодолели снова ранее неизвестной вариацией телепортирующейся камеры. Последнее мало того, что натянуто (типа в последние две минуты придумали), так ещё открывает большой вопрос, как они с такой технологией жить дальше собираются.

А ведь можно было сделать кучу тактических приёмов — скажем, маскировка антиэнтропийным полем или коллектором Крэйвена (и да, раз он поглощает все излучения, то какого чёрта он был белым?!), обстрел каменными (чтоб магнитные поля пробивать) ядрами, прятки в атмосфере Юпитера, создание объёмным телевизором ложной копии «Непобедимого», да мало ли чего ещё!

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я повторю слова других, если скажу, что этот роман не похож на дальнейшие произведения автора. В прочитанных мною поздних рассказах стиль был ироническим, немного язвительным, но остался идеалистическим с тех самых времен, когда писалась «Империя». Может быть, долгие описания механических устройств и странных формул и уступают глубоким психологическим и философским переживаниям героев, судя по всему, без первого не было бы второго.

Но без таких переживаний героев роман как раз и теряет больше всего, а вовсе не из-за абзацев полусвязных физических и инженерных терминов. Ему не хватило описания тирана, его мотивов и целей, потому что без него он почти не раскрыт как положительный, но заблудший персонаж, как он интерпретируется.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасно понимаю. почему Саймак не хотел переиздовать эту вещь. Устарело неизмеримо. Конечно изменение технологий необходимая вещь для смены формаций, но явно не достаточная. Интересующимся рекомендую рассказ Биленкина «Узы боли». Там сделали изобретение заставляющие палачей чувсвовать боль жертвы, в результате диктатор просто набрал в каратели мазахистов. Вся же деятельность героев «Империи» свелась чуть ли не к тому, что бы с помощью своего устройства заставить статуи чревовещать всякие лозунги. (Конечно я несколько утрирую).

Невозможно себе представить что бы Чамберльз, будучи по существу не коранованным императором Солнечный лично полетел блокировать силовым полем планету: на такие вещи есть исполнители.

Да и Чамберлез, он конечно один из главгадов, но с позиций сегоднешнего времени в своих рассуждениях о деградации стран под демократическим управлением не так уж не прав, он просто избрал не тот путь. Впрочем сочуствовать ему то же не хочется.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

У романа была сложная история создания и потому получился он каким-то «не-саймаковским», и сам автор, как и многие поклонники, его недолюбливают. А зря.

По моим впечатлениям у Саймака вышло то что теперь называется Young adult fiction. Скорее всего не намеренно, но на мой взгляд очень удачно. Во всяком случае я прочел этот роман в этом возрасте и он произвел очень сильное впечатление — книга казалось одновременно и «умной» и «захватывающей». Сейчас бы она показалась примитивной, но наверно всему свое время.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых первых романов Саймака, возможно, он даже старше «Космических инженеров». Но если в «...инженерах» Саймака много, видно насквозь его мировоззрение и эстетические вкусы, то по «Империи» этого не скажешь. Клифф, тогда ещё не старый, пробовал бережно обойтись с первоосновой, написанной великим Кэмпбеллом (но он остался недоволен), однако получилось непойми что. С одной стороны — интересные параллели и аллюзии на граждан Гувера и Рузвельта, размышления о природе демократии и тирании, с другой — скучная и нединамичная космоопера с нудными (для меня) техническими отступлениями. так что — это единственная работа Клиффорда Саймака, которой я с большим сожалением ставлю тройку. Это произведение своего времени, и не зря Мастер был против его публикации.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Являюсь давнишним поклонником творчества Саймака. «Империя» как я понял, это второй роман после «Космических инженеров», который сам Саймак не особо любит. Да и стиль повествования, герои да и мораль какие-то не саймаковские, извините. Потом я выяснил, что роман написан чёрти когда, а конкретно в 1939 году, на пороге войны. К тому же идея «Империи» принадлежит Джону Кэмпбеллу, и он просто попросил Саймака написать этот роман, чуть ли не через «не хочу».

Что же в итоге получилось? А получилось достаточно лёгкое, наивное фантастическое чтиво, про двух учёных, которые практически обрели власть над материей. То есть получили волшебную палочку по большому счету. Первая глава прошла на ура. Затем пошли мучительные 4 главы, про то как они эту материю изучали. Читалось тяжеловато, если честно. Но вот когда они начали со своим изобретением барагозить, то есть хулиганить, проучать злодеев, подглядывать там и так далее, читать стало намного увлекательней. Битва в космосе тоже была весьма занятна. Но в финале, мне осталось непонятно,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
почему они пощадили Чемберса?!!! Ведь он истребил миллионы человек! Валить все на Статсмена глупо. Он просто исполнял приказ. А они в конце все вместе бухают, веселятся :«Ой Чемберс, как нам жаль с вами расставаться» Тьфу! Глупость какая. Его расстрелять надо было.

По-этому я и говорю — это не стиль Саймака. Но тем не менее прочитал с удовольствием.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действительно интересные идеи и сюжет развивается лихо, и научные изыскания тоже интригуют)) Давно так не затягивала книга)))

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все уж больно наивно и просто... Просто изобрели неиссякаемый источник энэргии, просто спасли мир... это так посредственно для SF того времени... Но если б я читал это ребенком, то мне б очень понравилось. Настоящие приключения! Так что рекомендую исключительно детям школьноко возраста!

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Саймак в этом романе предстает перед читателем в образе подростка-романтика, но уже что-то понимающего в жизни. Именно подростки, я думаю, являются основной целевой аудиторией для этой работы. Нельзя назвать ее наивной, но в ней напрочь отсутствуют сюжетные ходы, которые могут перевернуть все с ног на голову. Главные герои идут к своей утопической цели и достигают ее. Это роман и утопия, и антиутопия одновременно. Люди живут в мире, где все во власти диктатора, владельца монополистической энергетической компании, но два товарища рискуют бросить ему вызов. Саймак ставит достаточно непростые вопросы перед читателем: он видит, к чему катится Европа, и своего злодея сравнивает с Гитлером и Сталиным. Что могут сделать высокие технологии, окажись они в руках у негодяев? А нужны ли человечеству эти высокие технологии и, может быть, без них будет лучше?

Но, не смотря на это, роман остается крайне оптимистичным во всем: в развитии науки, в поведении людей и т.д. Может быть, именно поэтому Саймак не разрешал впоследствии переиздавать его... Но, тем не менее, перед нами очень качественная подростковая твердая НФ, где этой «твердости» посвящены порой целые главы. Если позволите: миракль НФ.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это могло бы быть довольно увлекательной, почти детской историей о двух гениях придумавших практически аналог волшебной палочки – энергию материи, с помощью которой, человечество избавилось бы от диктаторства некоего магната, стремящегося к тотальному контролю над Солнечной системой. Но, благодаря крайне жестким методам противостояния «добра» и «зла», роман приобретает довольно мрачные тона.

Всё же Саймак погорячился, предавая своё творение анафеме. «Империя» — бодрая, незаслуженно забытая история о человеческом будущем и его возможностях.

P.S. После прочтения, я поймал себя на мысли, что это могло бы быть неплохой предысторией «Звёздных Войн». Могучие светлые силы против не менее могучих тёмных. А потом были и джедаи, и световые мечи, и вуки и т.д.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересные идеи, но как-то немного по детски. Об этом и говорится в предисловии — произведение было написано до войны, а после неё мировозрение Саймака (и читателей) очень изменилось.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх