fantlab ru

Клиффорд Саймак «Заповедник гоблинов»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.38
Оценок:
4720
Моя оценка:
-

подробнее

Заповедник гоблинов

The Goblin Reservation

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 337
Аннотация:

Действие романа происходит в отдалённом будущем, когда человечество совершило немало важнейших открытий. В частности, межпланетные путешествия стали уже едва ли не обыденностью, да и машину времени удалось создать. Питер Максвелл, профессор кафедры сверхъестественных явлений, в результате сбоя транспортной системы во время путешествия оказывается на таинственной Хрустальной планете, хранилище таких знаний, которые люди и вообразить-то не в состоянии. Вскоре он понимает, что хозяева этой планеты предлагают ему (и человечеству) все эти знания, хотя и не просто так, а в обмен на таинственный Артефакт, добытый одной из экспедиций Института времени где-то в юрском периоде. Дело осложняется тем, что Артефакт желают выкупить колёсники — странная чужая раса, живущая за пределами известного людям космоса. Вскоре становится ясно, что тут не обойтись без помощи «маленького народца» — гоблинов, троллей, фей, живших на Земле ещё до появления человечества... а ныне обитающих в резервации, которая и носит название «Заповедник гоблинов».

© Nog
Примечание:

Впервые на русском: журнал «Смена» №№ 18-24, 1971 г., перевод И. Гуровой, рис. Г. Новожилова.


Входит в:

— журнал «Galaxy Science Fiction, April 1968», 1968 г.

— журнал «Galaxy Science Fiction, June 1968», 1968 г.

— журнал «Смена № 18, 1971», 1971 г.

— журнал «Смена № 19, 1971», 1971 г.

— журнал «Смена № 20, 1971», 1971 г.

— журнал «Смена № 21, 1971», 1971 г.

— журнал «Смена № 22, 1971», 1971 г.

— журнал «Смена № 23, 1971», 1971 г.

— журнал «Смена № 24, 1971», 1971 г.

— антологию «Заповедник гоблинов», 1991 г.

— антологию «Звездные короли», 1991 г.

— антологию «Мир, которого не может быть», 1991 г.

— антологию «Анаконда», 1993 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «Заповедник гоблинов и другие фантастические истории в рисунках Геннадия Новожилова», 2020 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1969 // Роман

Экранизации:

«Заповедник гоблинов» 1993, Россия, реж: Валерий Обгорелов

«Октябрьский эль» 2023, Россия, реж: Алексей Евдокимов



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Заповедник гоблинов
1972 г.
Миры Клиффорда Саймака
1978 г.
Избранное
1988 г.
Заповедник гоблинов
1990 г.
Звездные короли
1991 г.
Заповедник гоблинов
1991 г.
Мир, которого не может быть
1991 г.
Всё живое... Заповедник гоблинов
1991 г.
Заповедник гоблинов
1991 г.
Заповедник гоблинов
1991 г.
Заповедник гоблинов
1992 г.
Кольцо вокруг Солнца. Заповедник гоблинов
1992 г.
Анаконда
1993 г.
Заповедник гоблинов
1993 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 4
1993 г.
Почти как люди
1993 г.
Заповедник гоблинов
1998 г.
Заповедник гоблинов
2000 г.
Заповедник гоблинов
2002 г.
Заповедник гоблинов
2002 г.
Волшебный квартет
2003 г.
Заповедник Гоблинов
2003 г.
Заповедник гоблинов
2003 г.
Заповедник гоблинов
2004 г.
Заповедник гоблинов
2005 г.
Заповедник гоблинов
2005 г.
Заповедник гоблинов
2006 г.
Заповедник гоблинов
2006 г.
Заповедник гоблинов
2008 г.
Заповедник гоблинов
2009 г.
Заповедник гоблинов
2011 г.
Заповедник гоблинов
2013 г.
Грот танцующих оленей
2013 г.
Заповедник гоблинов
2016 г.
Пересадочная станция
2021 г.
Заповедник гоблинов
2021 г.
Заповедник гоблинов
2021 г.

Периодика:

Galaxy Science Fiction, April 1968
1968 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, June 1968
1968 г.
(английский)
Смена № 18, 1971
1971 г.
Смена № 19, 1971
1971 г.
Смена № 20, 1971
1971 г.
Смена № 22, 1971
1971 г.
Смена № 23, 1971
1971 г.
Смена № 24, 1971
1971 г.
Смена № 21 ноябрь 1971
1971 г.

Самиздат и фэнзины:

Заповедник гоблинов
2020 г.

Аудиокниги:

Анаконда
1994 г.
Элементы — модель для сборки
1995 г.
Заповедник гоблинов
2006 г.
Заповедник гоблинов
2006 г.
The Goblin Reservation
2016 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

The Goblin Reservation
1968 г.
(английский)
Die Kolonie der Kobolde
1969 г.
(немецкий)
Резерватът на таласмите
1982 г.
(болгарский)
Резерватът на таласмите
1985 г.
(болгарский)
Stacja tranzytowa. Rezerwat goblinów
2008 г.
(польский)
Резервація гоблінів
2017 г.
(украинский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  60  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это не отзыв. И не рецензия. И не критический (упаси боже!) разбор литературного произведения — жуть, как серьезно звучит. Это сумбурное и скомканное признание в любви. Роману, который прочитался в пару глотков, как горячий чай с медом и ромом в холодный вечер. Лет, наверное, тридцать тому назад. И который с тех пор служит домом, прибежищем и добрым другом в минуту, когда ничего и никого читать не хочется. Когда от модной или очень умной книги просто захочется повеситься — идешь и берешь с полки Заповедник. С его пунцовой бархатной осенью в университетском городке, банками прозрачного неандертальского самогона под рукой, забывчивым Призраком, дружелюбным саблезубым тигренком (с очень шершавым языком), Шекспиром , которому не помешал бы хороший дантист, био-элем, приготовленным по новейшим природным технологиям (включая жучков и паучков), древними драконами, баньши и нуль-транспортировкой. Только Саймак мог смешать все это «в одном флаконе», добавить туда немного детектива, миллионолетнюю классовую ненависть — и получить на выходе одну из самых добрых, умных и уютных книг ХХ века.

Через пару миллиардов лет, когда некто предприимчивый будет продавать библиотеку знаний и сокровищ нашей вселенной, где-то там на одной из «полок» будет стоять тоненькая книжка под названием «Заповедник гоблинов» :)

Оценка: 10
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Собрались однажды за рюмочкой виски... Нет, виски к тому времени уже закончился. Начнем с начала: однажды, в необозримо далеком будущем, когда уже изобрели Телепорт и Машину времени, собрались за стаканом самогона профессор сверхестественных наук Максвелл, его подружка со своим саблезубым тигром — симпатичным и очень игривым, нервное привидение — склеротик, неандерталец Оп — нецивилизованный, но обаятельный, и великий бард Шекспир и начали травить байки о старых временах, древних народах, тайнах далеких цивилизаций и опасных Чужих, стремящихся похитить загадочную, но должно быть важную для всех ценность.

И из всего этого трепа родилась добрая сказка, временами — смешная, временами — грустная, которую записал для нас Клиффорд Саймак и озаглавил «Заповедник гоблинов».

Он рассказал нам о том, почему маленький народец — феи, гоблины, троли, банши — обижены на нас, людей, почему они не любят старых замков и как им удается варить свой знаменитый эль, в который с дивной избирательностью падают листики и мушки, придавая незабываемый вкус осени и тлена.

Он поведал, почему страшные и опасные Колесники, завоевавшие половину Галактики, мучаются от комплекса неполноценности. И какую тайну хранит умирающая раса и что скрывается в Артефакте, найденном на Земле миллион лет назад с помощью новейшей Машины времени. Не забыл он помянуть о том, писал ли Шекспир свои поэмы, почему не съели соплеменники надоедливого Опа и кто убил двойника нашего профессора.

И, конечно, сказка закончится счастливо — иначе какая же это сказка — древний народ обретет покой, тайны будут разгаданы и дракон найдет новый дом. А привидение и Шекспир станцуют на поляне фей в Заповеднике Гоблинов под звездным куполом.

И была эта сказка столь захватывающая, что ее читают и читают уже целых полвека. Надеюсь, будут читать и дальше...

Оценка: 10
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думаю, что мой отзыв окажется непопулярным и уйдет далеко в минус.

Я, видимо, один из немногих, кому это роман не понравился. Возможно дело в личном вкусе.

Итак что конкретно мне не понравилось.

1. Синтез фэнтези и научной фантастики. Лично мое мнение, что их нельзя смешивать. Слишком не похожи эти жанры. Внутри одного произведения эти жанры уничтожают друг друга. В итоге получается либо плохая НФ, либо плохое фэнтези.

2. К вышеописанной смеси добавлена хроноопера и элементы космооперы. Получается неудобоваримая смесь. Кому-то понравилось, а мне почему-то нет.

3. Роман почти начисто лишен главного послания. Если убрать фэнтезийные элементы, юмор, космические и временные интриги, то в итоге мы получаем довольно примитивную и сентиментальную идею:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Артефакт оказался драконом, а дракон оказался домашним животным.

А больше в этом романе ничего и нет, кроме нескольких интересных фантастических допущений.

Апогеем моего неприятия романа были танцующие Шекспир со своим Духом.

Оценка: 5
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это такое редкое (увы) и счастливое сочетание – когда Доброта, Ум, Тонкая ирония и Писательский талант мягко дополняют друг друга. Да, уже в кратком первичном перечислении основ истории набралось немало. И собрались они не в учебной аудитории, а в любимом кабачке. Гениальное предвидение и Технический прогресс набрались круче прочих и оттого чудят по полной, пьяно подзадоривая Богатое воображение. А поделом ему, пусть платит – оно ведь всех пригласило))):beer:

В книге есть странный эффект легкости. Ведь каждая история и, полагаю, у всякого автора, пишется по-разному. Одни долго и тщательно продумываются, иные откладываются раз за разом и доделываются по итогам переосмысления сложных философских/технических/социальных аспектов. А бывает и иначе. Оно само – буквально прет! Только успевай записывать. Автор пишет, торопится, вихрь событий тянет сюжет сам. Иногда – во вред глубине или проработке. Но порой и так, как в «заповеднике». Из-под пера в итоге является миру совершенно новый жанр. Его и ругают-то чаще всего – за это, за новизну. Потому что мы сами себе навешиваем шоры: «я читаю НФ, а эти наивные фэнтэзийные миры – они для детей». Или «не сушите мне мозги описанием телепортации, вы не-знаете о ней ровно столько же, сколько не-знаю я сам)))

А он взял – и соединил.

Землю, нашу с вами, узнаваемую и родную, пусть и в далеком будущем.

Космос, загадочный и уже неплохо изученный, с соседями контактными и замкнутыми, дружественными и настороженными.

Науку, вполне даже прогрессивную даже преодолевшую-таки извечный спор физиков и лириков. Потому что теперь те и другие верят в сказку – и допускают мысль о её научном исследовании. И более того, спасибо Саймаку отдельное! – готовые сохранить её от излишне агрессивной современности. Создать заповедник. Правда, человечье усердие и тут дает неизбежные «осложнения». Ну кто же просил делать замки – натурально-некомфортными и пронизанными сквозняками?

Тот мир – уютный. Может, именно домашнего уюта ему не прощают порой поклонники строгой НФ. Почему герои непрерывно пьют? И, вот подлецы — без нас!!! Лично я готова снизить балл за то, что мне не дали октябрьского эля. Но не снижу.

Потому что мне очень хочется верить в доброту, которая приходит к цивилизациям в зрелости и даже переживает их. Хотя устройство быта любимого домашнего дракона – это не только акт доброты. Это, на мой взгляд, еще и тест для преемников большого знания. Кому же хочется отдать такое – да в дурные руки?

Вот и получается, что доброта в «Заповеднике» — это и ключ к знанию, и первый признак взросления цивилизации в целом. Земной цивилизации — нашей с вами. Так приятно на фоне всех темных пророчеств, апокалипсических саг и галактических войн видеть – мир, цельный и светлый. Будущее, за которое не стыдно. Потомков, достойных уважения… хотя бы в те часы, когда они трезвые. :alc:

За то, что люди «заповедника» — не затворники, не фанатики науки, не штампованные клоны и не аскеты с нимбами строго установленного размера и фасона – отдельная благодарность автору. :pray:

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Много раз наталкиваясь на название этого произведения думал, что этот роман повествует о приключениях волшебных существ гоблинов. Чего мне это взбрело в голову? Не знаю. Ну думаю, про эльфов и хоббитов я уже читал во «Властелине колец» и «Темном эльфе», попробую что там придумал Клиффорд Саймак. И не читая никаких аннотаций я приступил к чтению. Каково же было мое удивление, когда погрузившись в сюжет я понял, что ни о каких приключениях гоблинов в романе и речи не идет. Эти существа упоминаются и присутствуют, но только эпизодически.

Представьте ситуацию, когда Вы отправившись в длительную командировку возвратившись домой узнаете, что оказывается вы уже неделю как гуляете по городу и Вас якобы видело много знакомых и друзей. Странно? Конечно странно! Так же произошло и с главным персонажем этой истории профессором Максвеллом, который вернувшись с экспедиции узнает, что он месяц назад уже вернулся на Землю, а через неделю после своего возвращения погиб. Но как такое может быть? Ведь вот он целый и невредимый разговаривает с инспектором Дрейтоном. Оказывается произошла ошибка в Институте Времени при отправки его на другую планету.Погиб его двойник, сдублированный с него самого. А Питер Максвелл, настоящий Питер Максвелл должен был отправиться в систему Енотовой Шкуры, но под влиянием «высших существ» оказывается на Хрустальной Планете. И эти самые «высшие существа» передают ему свои знания и просят о небольшой услуге-продать их запас знаний. И Максвелл соглашается им помочь! Знал бы он, сколько проблем ему это принесет. Вернувшись на землю он узнает, что задание поменялось, свои знания существа уже хотят не продать, а обменять на земной Артефакт. Зачем он им и что в нем такого, что могло заинтересовать такую высоко разумную расу?

Клиффорд Саймак смог написать захватывающий роман, в котором одновременно присутствуют ироническая НФ, детектив, драма. И все это приправлено живым языком повествования.

Из персонажей больше всего понравились неондерталец Оп, биомеханический тигр Сильвестр, сотрудница биомеханического института Кэрол и конечно же трусливый дух, который потерял своего хозяина и тыняется в разных световых временах, иногда заглядывая в гости к своему лучшему другу Опу. Ну, а за такого колоритного персонажа как колесник Макьюрити, автору отдельный респект.

Рекомендация: высокая!

Оценка: 9
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то, в начале 80-х я, ученица начальных классов, коллекционировала вымышленные формы жизни. Затрудняюсь сказать, зачем. Ну вот что-то вроде литературоведческого исследования проводила. Кто-то (родители или их знакомые, не помню, не суть...) рассказал мне про «венец творения — форму жизни оснащенную колесами». Ни автора, ни названия произведения добродетель не помнил. Представьте сколько мне потребовалось времени, что б найти эту книгу в доинтернетовскую эпоху. Порядка 5-6 лет. И, знаете что? Оказалось, что я нашла книгу, которая с тех пор всегда была, есть и будет в списке моих любимых. В ней есть всё, что я ценю в фантастике. Дерзкий сюжет, неразрешимая на первый взгляд интрига, нетривиальная концовка, очаровательные персонажи, трогательные чувства, и море юмора. Ну и разумеется моя коллекция жизненных форм пополнилась даже не одной, а несколькими экспонатами. Да ещё какими!!! Один краб, который не смотря на производимое впечатление, «способен действовать сообразно с целью» и даже «быть победоносен» чего стоит. Большинству людей мне знакомых, «Город» Саймака нравится больше «Заповедника...». Безусловно, «Город» мощное произведение. Тут надо принять во внимание то, что трагизм по определению вызывает более сильную эмоцию, чем юмор. А ведь «Заповедник...» достигает не меньшей мощи.

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Множество отзывов, все точки зрения, кажется, сказано всё, что можно сказать. И всё же, не могу молчать. Я обязан высказать свою любовь и восхищение этой книгой. Мировский сборничек, рассыпавшийся по страничке от бесчисленных перечитываний. Старые друзья, уютная жизнь, проблемы, которые будут разрешены быстрее, чем тигр расправляется с бифштексом. И великолепный язык, которым мы обязаны переводчице Ирине Гуровой. Но доброта, радость и свет, это от автора. «Жучков не бросают в сентябрьский эль, они сами падают туда с дивной избирательностью!» -- таким же точно пьянящим чудом оказывается и вся книга. И каждый раз, переложив последний ветхий листок, я чувствую, как в душе отпечатывается яркая картина: дракон, разлёгшийся на замковой стене, дразнит саблезубого тигра раздвоенным языком.

Оценка: нет
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не в первый раз после прочтения книги я остаюсь в легком недоумении: что же находят люди в этом тексте?

Простая сказка, к фантастике никакого отношения не имеет.

Юмор? Ни разу за всю книгу не удалось даже улыбнуться.

Может быть интересный сюжет, живые персонажи? Ну, может быть чуть-чуть. Микроскопические количества.

Нравственный посыл? Самое слабое место книги, которое меня возмутило настолько, что я все-таки решил оставить отзыв. Смотри сами, люди: всю книгу главный герой рассуждает о том, как плохо быть ксенофобом, как неправильно судить по внешности. И что же потом? Потом автор нам показывает настоящую травлю Колесника МиЛеНьКиМ ТиГрЕнОчКоМ)), подробно расписывает какие все-таки мерзкие эти уродливые колесники, наверняка они ужасные создания и вообще, нам виднее что делать и как поступать. При этом, эти существа ничего плохого-то за всю книгу и не сделали. Очень неприятно было подобное двуличие наблюдать, это убило во мне все доброжелательное отношение к данному роману и автору.

Кстати, при прочтении книги мне все вспоминалось всем известное НИИ ЧАВО. Я даже подумалось, что пусть книга мне и не нравится, но наверняка Стругацкие ей вдохновлялись, а значит это кому-то нужно. Заглянул в википедию. «Понедельник..» — 1965г., «Заповедник» — 1968. Вот и не верь Лему, который пренебрежительно об американской фантастике того времени отзывался.

Оценка: 5
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, для меня это лучший американский фантаст периода «золотого века фантастики». Если у других наряду с блестящими произведениями сплошь и рядом соседствуют книги откровенно слабые, конъюнктурные и даже провальные, то у Саймака провалов почти нет. Даже самые неудачные его рассказы на голову выше вершин многих других писателей (за исключением, возможно, совсем уж ранних рассказов)... Несколько его романов («Город», «Заповедник гоблинов», «Почти как люди») и несколько десятков рассказов являются шедеврами литературы ХХ века. Остальное в разной степени, но всегда талантливо и изобретательно. Отличительная черта Саймака в том, что это, наверное, еще и самый добрый, самый человечный фантаст Америки, а может быть, и всей Земли. Его любовь к человеку и человечеству не знает границ. Но помимо людей он не меньше любит животных, пришельцев, деревья, цветы и вообще все проявления жизни, в том числе гоблинов и драконов. Саймак допускает возможность существования Зла на просторах Вселенной, но он не допускает мысли о том, что Зло может править этим миром. Он не отрицает существования Бога, даже, скорее, наоборот, склонен считать, что Вселенная и род людской созданы по чьему-то плану – и план этот изначально ведет к добру.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня Заповедник — идеальный роман.

Он умный, щедрый и весёлый.

И добрый.

Умный — по логической непротиворечивости описанной вселенной.

Щедрый — по обилию вкусных идей, фантдопов.

Весёлый — по множеству смешных ситуаций и постоянно угадываемой авторской улыбки.

Добрый — потому что автор верит в доброту разумных и не стесняется своей веры.

Недостатки романа — продолжение его достоинств.

Чтобы по настоящему понять и полюбить роман, необходимо созвучать с каждым из его компонентов.

Что очевидным образом ограничивает количество его поклонников.

Я — из таких.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько лет назад у меня появилось желание перечитать данный роман. А именно когда Заповедник гоблинов попал в лист Книга на все времена на Фантлабе, а я не мог вспомнить ничего про этот роман, кроме того, что в детстве он мне понравился, но ни сюжет, ни идею, ни каких-то важным моментов, я как не силился, вспомнить не мог.

И вот, в этом году, спустя 20 лет после первого прочтения я решил освежить его у себя в голове.

К сожалению после повторного прочтения я покушусь на святыню, но он скорее вызвал большее разочарование, чем удовольствие. И дело не только в том, что сейчас так больше не пишут. За последние несколько лет я перечитывал или читал впервые многие романы классиков тех времен, того же Хайнлайна, Кларка, Азимова, Бестера, Уэиндема как и другие романы Саймака и я впервые столкнулся с тем, что произведение вообще не пытается быть логичным хоть чуть-чуть. Всё как-то уж очень по детски, прям для возраста не старше 12-ти наверное (в этом возрасте я впервые прочитал). Очень глупые диалоги, очень глупый мир будущего, очень глупые герои, которые не думают вообще и не осознают важность и масштабность происходящего, а просто импульсивно действуют. Например:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главный герой Максвелл идёт к директору института времени договариваться об Артефакте даже не подготовившись, не взяв с собой вещь с хрустальной планеты, как будто он и не собирается убеждать его. Разговор очень глуп, вроде как оба торопятся, но льют впустую предложения, а Максвелл не использует один единственный важный аргумент, которые может подействовать на каждого адекватного человека. Максвелл знает, что колёсникам нужен Артефакт, чтобы вместо землян завладеть библиотекой хрустальной планеты. Но нет, он молчит об этом, он вообще не объясняет зачем директор института времени не должен продавать колёсникам Артефакт, зато идёт эмоциональный диалог, не несущий ни какого смысла.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Спецслужбы земли в стороне, в будущем у Земли нет правительства похоже. Впервые в истории мира при перемещении между планетами возникает клон, его допрашивает инспектор и отпускает его спокойно. Не берёт под стражу для проверки, не шпион ли это враждебных инопланетян. Не следит за ним, куда же он на Земле поедет и чем будет заниматься. Зачем, он появляется в романе только как насмешка над полицейскими и спецслужбами. Появляется, задаёт дурацкие вопросы, грозится впустую, что всех допросит, но его легко все посылают нафиг и он просто как мямля таскается за героями, не руководя спасением Земли, а как собачка бегает за героями.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сама задача, которую ставят Максвеллу решается не благодаря его ответственному подходу, он проваливает её, просто надо было привезти предмет к Артефакту, с этим бы справился кто угодно. По роману ГГ просто везет. Подворачивается любовь, как её принято показывать в детских книжках, подворачивается удачное стечение обстоятельств с Артефактом, да и противники показывают себя как никчемные соперники.

Возможно это была задумка автора, возможно стоит списать всё это на год написания, что тогда писали так и никак иначе. Но я в это не верю, я беру Пересадочную станцию и вижу совсем другое произведение, да, не лишенное недостатков, но взрослое произведение. А это какая-то шутка, не очень удачная на мой вкус. Концовка не дала тех ответов или того эффекта, который бы перечеркнул все недостатки произведения. Чистое развлекалово, которое очень устарело и потеряло актуальность.

Конечно, отрицательную оценку я ставить не буду, наверное, в первую очередь из-за ностальгии по детству, когда этот роман зашёл на ура, и из-за таланта автора, который написал роман как минимум захватывающе и интересно. Но рекомендовать мог бы его только детям, да и то рождённым до 2000-х годов (конечно в прошлое не вернёшься), потому что мне кажется современным детям оно ну никак не зайдёт.

И что самое главное, я никак не могу поставить этот роман на полочку книг на все времена, на мой взгляд время этого произведения давно ушло, и я уж точно больше не возьмусь его перечитывать ни через 10, ни через 20, ни через 30 лет, надо обязательно себе сделать пометочку об этом (собственно для этого я и пишу этот отзыв).

Оценка: 6
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все, что могло быть хорошего и доброго написано здесь рецензентами о «Заповеднике гоблинов» уже написано.

И мне право не жаль, что я не могу написать уже лучше чем Aryan : «Через пару миллиардов лет, когда некто предприимчивый будет продавать библиотеку знаний и сокровищ нашей вселенной, где-то там на одной из «полок» будет стоять тоненькая книжка под названием «Заповедник гоблинов».

Но. Могу посоветовать тем, кто не понял, не прочувствовал или не дочитал «Заповедник гоблинов» по той или иной причине, — не спешите высказывать свое фи, тому, что просто по духу вам не близко.

Я встретил вообще безграмотное утверждение, что в «Заповеднике» все шаблонно — феи, духи, гоблины, тролли. Так а когда было написано произведение не обратили внимание?:). Сколько писателей и критиков выросло со времен опубликования этого произведения. И сколько из них описывая сказочные народцы, осознанно или нет, заимствовали его описание именно у Саймака?

А может быть все дело в возрасте и времени? Даже 20 лет назад фантастика была не такая и доступная, но то что доходило до читателя было на все 1000% качественным. Будь то фэнтези, нф или мистика. И люди которые читали эти книги, впитывали только лучшее, росли на этих идеях и мыслях.

Поэтому, наверное, если вам меньше 30, то просто пройдите мимо, не трогайте это произведение. Оно уже не ваше. Оно из другой эпохи и другой вселенной, где все было чуточку по другому :).

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так и хочется спросить саму себя:«Где я была все это время и почему только сейчас познакомилась с этой книгой?» Замечательная и трогательная сказка с закрученным и непредсказуемым сюжетом, с загадками и тайнами, с интересными и неожиданными героями и счастливым концом (а какая хорошая сказка без этого может обойтись?)

История рассказана автором так просто, что кажется вполне естественно, прилетев на Землю увидеть в зале ожидания существ с тысяч звезд, разных форм и видов, которые прилетели изучать культуру, учиться или преподавать, обмениваться опытом. Сразу вспомнилась первая часть «Людей в черном», там есть похожая сцена.

Но самое интересное началось потом, когда на сцене стали появляться другие существа: гоблин мистер О’Тул, который бранится на троллей, потому что они проквасили его октябрьский эль и украли сажательный камень; феи, которые любят танцевать только на ровных полянках; Дух, который не знает чей он дух и всегда исчезает в самый интересный момент; Оп – неандерталец, который теперь учится в университетском городке, живет в хижине, спит на листьях и гонит отвратительный самогон; саблезубый тигр Сильвестр, который любит кровавый ростбиф; банши, умирающий в кусте терновника и противные злодеи на колесах. Все эти герои живут где-то в будущем, в том времени, когда человечество вовсю летает в далекие галактики и путешествует во времени за Артефактами, а прилетев домой можно обнаружить, что какое-то время назад ты уже вернулся и…

Но главный герой, мистер Максвелл – совсем не супермен и супергерой, а простой профессор университета сверхъестественных явлений, большой романтик, мечтающий увидеть дракона. Ему и его друзьям предстоит решить задачу Хрустальной планеты, загадочного Артефакта и одной очень интересной и загадочной картины.

Чтобы объединить в одной книге фантастику, фэнтези и детектив, показать простоту и естественность сюжета, забавных, ярких и запоминающихся персонажей, все это приправить изрядной долей юмора, рассказать легким и естественным языком – нужно быть большим умельцем с хорошим воображением, а попросту Мастером. Я очень рада, что познакомилась с таким Мастером, как Клиффорд Саймак. От книги получила невероятное удовольствие (так же спасибо переводчику за ее умение так отлично подать текст и передать настроение). Чтобы проникнуться величиной, красотой и легкостью этого произведения, его обязательно нужно прочитать. И не один раз.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перечитала недавно «Заповедник». Дааа, впечатление, конечно, не совсем то, какое на меня произвела книга в 15-16 лет ))) Тогда она мне понравилась намного больше. Сейчас детективная составляющая показалась немного наивной, в некоторой степени сумбурной. Но, по большому счету, все это — ерунда. Книгу можно читать и перечитывать уже из-за описаний самого Заповедника и образов его обитателей, а за мистера О’Тула, я бы Саймаку и памятник поставила.

Уже ради одного этого диалога о «сладком октябрьском эле» стоит читать книгу:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
»...– Мы набросаем в него жучков, – пообещал Оп. – Наберем целое ведро и высыпем в чан.

О’Тул захлебывался от ярости. Его лицо побагровело.

– Невежество! – визжал он. – Жуков ведрами в него не сыплют. Жуки сами падают в него с дивной избирательностью и…"

И это еще не вспоминая истории о сажальном камне! )))

Книга однозначно стоит того, чтобы её прочитали.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первые упоминания об этой книге я встретил много лет назад, когда только начинал знакомиться с книгами Клиффорда Саймака, удивительного писателя, творчество которого я уважаю безмерно. Ему удавалось создавать близкие и понятные миры, сочетая в своей прозе уют, доброту и выполненные с неподдельной любовью описания природы с темами иного, необычного. Уйдя от штампов классической американской фантастики, Клиффорд создал собственный, легко узнаваемый фантастический образ.

На пике своего увлечения творчеством Саймака я прочел практически все его произведения, вплоть до ранних и не очень характерных для его творчества. Не охваченными остались только десяток рассказов, да «Заповедник Гоблинов». Удивительно, но роман, о котором я слышал столь много хороших отзывов, неуловимо и беспрестанно ускользал от прочтения, загораживаясь произведениями других авторов, волей случая беспрестанно отступая на второй план. Знакомство состоялось только осенью 2009 года.

Лучшие произведения Клиффорда сродни дружескому дому. Когда бы ты ни вернулся, сколько бы ни длилась дорога, тебе всегда будут рады. Долгая дорога домой в октябре привела меня в заповедник гоблинов, где мне налили доброго октябрьского эля. Но почему блаженная расслабленность уступила место раздирающим душу противоречиям, стоило мне выйти за ограду?

В университетском городке, и так не слишком спокойном, клубятся клочья событий – на Землю с Хрустальной планеты возвращается профессор кафедры сверхъестественных явлений Питер Максвелл, казалось бы, только на прошлой неделе почивший с миром; читает лекции Уильям Шекспир; неизвестная группа лиц проявляет интерес к Артефакту, обнаруженному сотрудниками Института Времени в юрском периоде. В пестром клубке событий и лиц значима каждая нить, людская суматоха расцвечена как обаянием старых друзей профессора Максвелла, так и новых знакомых — людей, животных, инопланетян. Заповеднику гоблинов легче жить по старым устоям, но и его коснутся перемены. Здесь и сейчас совпало все.

Сложно найти в романе образ, который не был бы ярким и запоминающимся, и все же именно удалое разноцветье романа стало для меня камнем преткновения. Ярким краскам в произведениях Клиффорда я предпочитаю сдержанные тона, спокойствие и завершенность ценю превыше праздничной суматохи. В формализации чувств нет смысла, и пояснить ситуацию я могу только лишь на примере. Роман «Никто не идет в одиночку» я принял всем сердцем, безоговорочно и навсегда; та же участь постигла легендарный «Город» и рассказ «Кто там, в толще скал?». Каждое из этих произведений я готов в любой момент прожить снова.

Возможно, многим покажется странным, что яркость и разнообразие используемых в романе образов я воспринимаю как недостаток. Отвечу на это просто: в книгах Саймака я живу, там мне легче всего быть собой и ценить то, что я ценю в реальной жизни. И мне не по себе, когда я оказываюсь в гуще разноцветных событий.

Когда-нибудь я с удовольствием вернусь в заповедник гоблинов. Перекинусь парой слов с его обитателями, отведаю крепкого эля и полюбуюсь на парящего в воздухе дракона. Мне уже не нужно будет выходить за ограду.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх