fantlab ru

Элиезер Юдковский «Гарри Поттер и методы рационального мышления»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.29
Оценок:
1713
Моя оценка:
-

подробнее

Гарри Поттер и методы рационального мышления

Harry Potter and the Methods of Rationality

Роман, год (сетевая публикация); цикл «Гарри Поттер. Свободные продолжения и вариации на тему»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Петуния вышла замуж не за Дурсля, а за университетского профессора, и Гарри попал в гораздо более благоприятную среду. У него были частные учителя, дискуссии с отцом, а главное — книги, сотни и тысячи научных и фантастических книг. В результате в 11 лет Гарри знаком с квантовой механикой, теорией вероятностей и другими полезными вещами. И главное — он очень рациональный, а это похлеще, чем укус радиоактивного паука.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Фанфик по Гарри Поттеру. Автор писал его с 2010 по 2015 годы онлайн под псевдонимом Less Wrong на сайте книги hpmor.com. Там же текст и доступен сейчас полностью под свободной лицензией CC BY-SA 4.0. Перевод на русский язык доступен сайте hpmor.ru под этой же лицензией.

Коллектив переводчиков: Jack Dilindjer, Moira, Lavash, Loonyphoenix, Alaric, Xeye, StrangeCat, Sergcold, Alexqwesa, Polina, You_know_who, Anzy, Yuliy, baskakov_dima, kle, Chaika-che, Elspet, Asya, Dima, Kaplya smysla, Berik, Remlin, Constantine, Denker, Kuuff, Мария, Антон Скобин, Валя Гаврилова, Илья Nighthawk.

Некоммерческая печать книги Элиезера Юдковского для популяризации здравомыслия, идей рационального мышления, эффективного альтруизма. Краудфандинг на печать издания прошел в августе-сентябре 2018 года. (сайт проекта). Необходимая сумма в 1,086 миллиона рублей была собрана в течение первых 30 часов, а всего проект собрал более 11,4 млн руб. Комментарии к книге и вёрстку русского издания выполнил Лин Лобарев.



В произведение входит:


8.61 (49)
-
8.67 (3)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Гарри Поттер и методы рационального мышления. Том 2
2018 г.
Гарри Поттер и методы рационального мышления. Том 3
2018 г.
Гарри Поттер и методы рационального мышления. Том 4
2018 г.
Гарри Поттер и методы рационального мышления. Книга I
2018 г.
Гарри Поттер и методы рационального мышления. Книга II
2018 г.
Гарри Поттер и методы рационального мышления. Книга III
2018 г.
Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес и Игры Профессора. Том 2
2020 г.
Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес и методы рациональности. Том 1
2020 г.
Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес и Последний Враг. Том 5
2020 г.
Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес и Тени Смерти. Том 3
2020 г.
Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес и Филосовский Камень. Том 6
2020 г.
Гермиона Джин Грейнджер и Зов Феникса. Том 4
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Гарри Поттер и методы рационального мышления. Том 1
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  38  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тот удивительный случай, когда фанфик лучше оригинала. Чем лучше? Тем, что эта книга для взрослых. Нет волшебной сказки, с элементами хоррора в конце.

Есть бодрое, местами заумное, от чего только еще более интересное Science Fantasy. Отрицательные персонажи не вызывают отвращения. От положительных персонажей не тошнит. Бессмысленного бреда на порядок меньше чем в каноне. Персонажам, и злым и добрым, веришь и понимаешь их мотивы. Из минусов — бредятина про корреляцию способности мальчиков влюбляться с половым созреванием, и чудные рассуждения ГГ про свою десятипроцентную вероятность стать геем, с началом поллюций, что, впрочем, полагаю, некий дресс-код западной интеллектуальной элиты, и произведения не портит.

Очень достойная книга, невзирая на ее вторичность.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я впечатлён.

Не методами рацинального мышления как таковыми, хотя и они роман не портят. Не густо замешанной мартисьюшностью, хотя она здесь глядится исключительно к месту. И даже не «деконструкцией» исходного цикла Роулинг, хотя без неё ничего бы не получилось. Как ни странно, меня задела сильнейшая эмоциональность этого текста. Я смеялся в автобусе, пугая потрясённых пассажиров, а иногда с трудом сдерживал слёзы. И пафос, который не нравится некоторым читателям, здесь играет исключительно полезную роль.

Ну а как же иначе? Как без пафоса писать о герое, который поставил своей целью уничтожить Смерть? Мы привыкли, что со смертью бороться нельзя, мы придумали для неё множество оправданий и объяснений, а вот Мальчик-который-выжил этих объяснений и оправданий не признал!

Он здесь вообще решительно другой, что в оригинале. Он ребёнок в редкие моменты, и это ребячество подчёркивается автором несколько нарочито — как признание ошибок.

Здесь вообще всё по иному. Герои здесь глубже, живее, чем в оригинале. А с другой стороны — парадоксально упрощённее. Так выглядят МакГонагал и Снейп (хотя я предпочитаю другую транскрипцию его фамилии). Несомненной удачей можно считать Квирелла... ну и Волдеморта, который, опять же в отличие от оригинала, хоть и Зло, но Зло не абсолютное, а только на 99 процентов. Чудесна Гермиона, особенно в финале, когда грива её несколько спутана.

Ещё раз, я впечатлён.

Хотя сам Гарри Поттер то ещё чудовище.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

10 фактов о книге:

1. Этот текст — фанфик, то есть произведение в той же вселенной, с теми же героями и отчасти с похожим сюжетом, сочинённое поклонником оригинальной книги. Чаще всего фанфики написаны плохим языком и хуже оригинала, но перед нами совершенно другой случай. Данная книга по меньше мере ничуть не хуже оригинального произведения Д. Роулинг.

***

— Ты точно попадешь в Слизерин.

— Спасибо, но я точно попаду в Когтевран. Мне нужна власть, только чтобы получать книги.

***

2. Основой для книги послужила первая часть приключений Гарри Поттера — «Гарри Поттер и философский камень», с той поправкой, что первую книгу Роулинг мы можем рекомендовать младшим школьникам, а эту — читателям от 13 лет и старше, первая книга Роулинг — наименьшая по объему, а в этой примерно 9 тысяч электронных страниц моей читалки, то есть она раз в 10 превышает по объему оригинального первого Гарри Поттера.

***

Вплоть до этой минуты Гарри жил по наставлению Э. Т. Джейнса, которое гласит: если ты не знаешь о феномене, то дело не в нём, а в твоём уме. Твоё незнание характеризует тебя, а не то, о чём ты не знаешь. Невежество существует в голове, а не в реальности. Пустая карта не равна пустой территории.

***

3. Если говорить о реминесценциях, то ясно, что автор заимствует и творчески перерабатывает не только материал Д. Роулинг. Вы встретите немало отсылок к текстам Т. Пратчетта, Д. Р. Р. Толкина и других столпов.

***

Люди не воспринимают то, во что действительно верят, всего лишь как мнение. Они не говорят: «Я серьёзно убеждён, что небо синее!». Они просто говорят «небо синее». Своё личное мнение о мире ты обычно как раз и считаешь тем, чем мир в действительности является...

***

4. Автор данного фанфика — Э. Юдковский — самопровозглашенный специалист по искусственному интеллекту, он ведет блог и пишет статьи о развитии рационального мышления и преодолении когнитивных искажений. Людям, которые занимаются наукой, это нужно как воздух, остальным людям это просто нужно, чтобы лучше понимать, что происходит с ними и с миром. Также Юдковский — отличный популяризатор. Его статьи о рациональном мышлении на русском языке можно почитать здесь: http://lesswrong.ru/

***

Год назад папу пригласили на конференцию в Австралийский Национальный Университет в Канберре, и он взял маму и Гарри с собой. И они все вместе ходили в Национальный Музей Австралии, потому что, как внезапно выяснилось, больше в Канберре делать было всё равно нечего. В стеклянных витринах демонстрировались пращи, сделанные австралийскими аборигенами — они выглядели как ложки для обуви, только очень кропотливо отполированные, украшенные резьбой и орнаментами. За 40 000 лет, с тех пор, как современный — с точки зрения анатомии — человек мигрировал в Австралию из Азии, никто не изобрёл даже лука и стрел. Это позволяло по-настоящему ощутить, насколько неочевидна идея прогресса. С чего кому-то задумываться, что Изобретение — это очень важно, если все героические сказания его племени повествуют о великих воинах и защитниках, а не о Томасе Эдисоне? Как, тщательно вырезая пращу, можно было предположить, что однажды люди изобретут ракеты и атомную энергию?

***

5. Все читатели отмечают, что Юдковский собрал и объяснил все механизмы волшебного мира, которые Роулинг просто придумала и постулировала. Наверное, дотошные читатели выяснят, что не все, но важно не это, а то, что перед нами не просто альтернативный, во многом более продуманный сюжет, а как будто полноценный нон-фикшн, текст, напичканный научно-популярной информацией по теории мышления, психологии, философии, социологии, логике и, самое главное, методологии. Это книга, которая действительно учит думать, вот просто как учебник.

***

- Настоящая наука не похожа на магию. Ты не можешь заниматься ею и остаться прежним, как это происходит, когда ты узнаёшь слова к новому заклинанию. За силу нужно платить. Платить цену столь высокую, что большинство людей отказываются это делать.

...

- И какова же плата?

- Умение признавать свои ошибки.

***

6. Как это написано? Я читала фанатский перевод, так что судить об оригинале мне весьма сложно. Если оценивать текст по этому переводу, то первая половина кажется чрезвычайным интеллектуальным приключением, середина — погружением в мир и распутыванием его противоречий, а конец полон чрезмерного пафоса. Даже не сказать, где его, этого пафоса, больше — в оригинальной книжке Роулинг или в фанфике Юдковского.

***

Иногда благих намерений недостаточно, иногда нужно быть в здравом уме.

***

7. В книге хороший юмор.

***

Но она должна идти вперёд, ведь именно так поступают герои. К тому же казалось совершенно немыслимым просто объявить, что акция протеста отменяется. Гермиона задумалась, как часто героические поступки совершаются по подобным причинам. В книгах крайне редко пишут: «И затем они отказались сдаться, как бы разумно это ни было, поскольку иначе они бы почувствовали себя ужасно неловко», хотя с такого ракурса многие события в истории человечества становились более понятными.

***

8. Перед тем, как начать читать, вы узнаете из аннотации, что в этой книге тетя Петуния вышла замуж не за Вернона Друсля, а за оксфордского профессора, они усыновили Гарри и растили его как единственного любимого сына. В начале этой книги Гарри — не сирота-лузер из кладовки, а очень умный, хорошо образованный, любимый в семье мальчик.

***

Но люди иногда забывают, что, хотя внешность и может быть обманчива, обычно это не так.

***

9. Я не отношусь всерьез к спорам о преимуществах и недостатках бумажных и электронных книг, мне кажется, что это вещи вполне взаимозаменяемые и кому что удобно. Но в данном случае мне всерьез жаль тех, кто не любит или просто принципиально против электронных книг. Потому что на бумаге этого фанфика пока не издавали, а не прочитать его — это многое потерять.

***

Представьте, что вы пришли на работу и увидели, как ваш коллега пинает стол. Вы думаете: «Какой же у него скверный характер». В это время ваш коллега думает о том, как по дороге на работу его кто-то толкнул, а потом накричал на него. «Любой на моём месте тоже бы разозлился», — думает он. Мы не можем залезть людям в головы и узнать, почему они ведут себя тем или иным образом, вместо этого мы склонны объяснять поведение людей особенностями их характеров, своё же собственное поведение мы чаще объясняем наоборот — внешними обстоятельствами. Таким образом, фундаментальная ошибка атрибуции — это склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а не внешними факторами и ситуацией.

***

10. Сайт с полным текстом книги «Гарри Поттер и рациональное мышление» на русском языке: http://hpmor.ru/

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Около 2000 страниц позади. Полтора месяца и 34 часа времени на чтение. Это сломало все мои планы на чтение в этом году. Но оно того стоило.

Фанфик, написаный по мотивам первой книги о Гарри Поттере, оказался не фанфиком, а великолепнейшим романом. Возможно даже лучше оригинала. По крайней мере в отдельных аспектах однозначно лучше.

Если книга Роулинг подходит для всех возрастов, то данная книга пожалуй больше подойдет для тех, кто постарше. Не для детей. Хотя, кто я такой, чтобы об этом судить?

Так что же из себя представляет эта книга? Это пересказ истории Гарри Поттера из первой книги Поттериады, но немного под другим углом. Что было бы, если бы у Гарри были другие приемные родители? Ученые и любящие его? Что, если бы он не воспринимал магию как некое волшебство, а рассматривал ее с точки зрения науки и рационального мышления? Что будет, если посмотреть на магию с научной точки зрения? Попытаться понять законы, на которых она построена, а не просто принимать на веру, что всё есть так, как есть? Если Гарри будет немного другим и думать немного по другому?

Эта книга великолепна. Здесь есть серьезные научные размышления и есть юмор, есть борьба за равные права волшебников и волшебниц и обыгрывание других социальных вопросов. Здесь говорится о дружбе и о вопросах жизни и смерти. Есть здесь место и детективу с тайнами и загадками. Очень много размышлений. И это нельзя передать словами, это нужно просто читать. Экспекто патронум!

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, единственная книга, которую интересно перечитать.

Во-первых, становится ясно, что у автора был чёткий план всего произведения с самых первых строк. И это вызывает уважение. Многие моменты, которые наперво казались натянутыми или непонятными, проясняются, обретают несколько другой смысл. Автор расставил в тексте множество отсылок к будущему сюжета, которые при первом прочтении не замечаешь, и если не обладаешь превосходной памятью, то к моменту наступления этого будущего уже не вспомнишь. Но при повторном прочтении эти отсылки раскрываются, зачастую вызывают улыбку: автор частенько посмеивается над своим героем и его гонором.

Автор вообще любитель отсылок: к многочисленным фильмам, книгам, аниме и прочим массовым культурным явлениям. Иногда это получается приятно, органично, разбавляет текст юмором. Иногда отсылки выглядят неуместными в нашей культурной традиции.

Во-вторых, перечитывая книгу, лучше понимаешь, для чего она писалась. На мой взгляд, вовсе не для попыток объяснить магию (хотя многие моменты здесь объясняются удивительно приятными, стройными и согласованными теориями, после которых канон кажется совсем уж по-детски наивным). Это книжка о рациональном мышлении и когнитивных искажениях, о некоторых аспектах эволюционной и социальной психологии, о гуманизме, трансгуманизме и технологической сингулярности. Эта книга о дружественном и недружественном искусственном интеллекте, тех опасностях, которые они нам несут. Автор в форме сказки ставит вполне серьёзные вопросы, над которыми работает сам.

Рекомендую читать на английском языке. Перевод хороший, но местами теряется игра слов, оттенки. Имеется аудиоспектакль качество которого заметно возрастает по мере становления исполнителей в процессе изложения книги.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, это одна из самых реалистичных фантастических книг. Прошу заметить, это всё ещё фантастика, так что меня несколько удивляет, почему комментаторы пеняют на то, что Гарри изъясняется совершенно неправдопободно-взрослым языком, но при этом молчаливо принимают факт существования магии :) Просто расслабьтесь и получайте удовольствие! :)

Тут надо сразу заметить, что с оригиналом я практически не знаком: прочитал в своё время одну-две книжки, но мне как-то не пошло и, в итоге, я не помню оттуда ровным счётом ничего, кроме, разве что, какого-то общего сюжетного плана. Возможно, тем, кто знаком со вселенной Роулинг, какие-то моменты могут показаться не очень качественно сделанными, но я практически ничего об этом не знаю, так что, на мой взгляд, всё вышло просто отлично.

Итак, начнём-с. Во-первых, Элиезер с ходу устраняет самую неразумную вещь, которую, на мой взгляд, сделали волшебники: он даёт Гарри нормальную семью, а не какой-то ужас, который оставляет главному герою детскую психологическую травму, вероятно, на всю жизнь. Но автор не останавливается на этом, он продолжает ломать устоявшиеся традиции одну за другой, он поднимает проблемы, которые были в оригинальной вселенной, ставит их на стол перед главным героем и, как бы говорит: «Реши!». Будь то исследование магии, загадка Того-Кого-Нельзя-Называть, проблемы факультета Слизерин (тут я не совсем уверен, ибо не помню, что было в оригинале) и прочее, и прочее. И Гарри всё это решает, можете быть уверены :) Впрочем, не всё и не всегда у него получается с первого раза (или вообще с какого-нибудь), он регулярно ошибается, также (на мой взгляд) реалистично переданы его не слишком многочисленные душевные терзания, что само по себе ставит книгу на уровень выше средней фантастики.

Ещё я заметил, что в некоторых обзорах упоминается, что в какой-то момент Элиезер забывает про «рациональность» и начинает просто писать, и в этом я совершенно не могу с ними согласиться. На мой взгляд, ситуация выглядит примерно так: если в первых главах автор постоянно делает акцент на «рациональности», чтобы читатель привык к тому, как действует Гарри, то впоследствии этого явно уже не произносится, но лейтмотив остаётся тем же самым. То есть Гарри и некоторые другие герои продолжают вести себя точно так же рационально, просто это не выставляется на показ и не подсвечивается неоновыми лампами.

Все, абсолютно все герои продуманы на очень высоком уровне, все сюжетные линии проливают на что-то свет, бесполезных персонажей и деталей просто нет, автор использует все возможности на полную катушку! Читать эту книгу было настолько увлекательно, что я, временами, буквально не мог оторваться, а иногда наоборот останавливался, чтобы подумать, что же именно произошло, и что должно произойти дальше. Иногда я угадывал, но иногда мне не хватало воображения/ума предсказать продолжение. Книжка, надо сказать, очень длинная, в несколько раз больше средней фантастической книги (я читаю на телефоне, и обычно он мне показывает, что в книге 700-1000 «экранов», для этой же книги этим числом стало 16 тысяч). Однако несмотря на это, никакой затянутости нет даже и близко! «Методы рационального мышления» настолько насыщены сюжетом и при этом настолько легко написаны, что просто диву даёшься, насколько хорошо у Элиезера развита фантазия и насколько большой объём информации и логических связей он может держать в голове.

Ну и радует большое количество отсылок к самым разным вселенным (Warhammer, Star Wars, Tengen Toppa Gurren Lagann), вставленные удивительно к месту и, иной раз, настолько ненавязчиво, что не всегда понимаешь, что это именно отсылка. Уверен, что вообще не заметил добрую половину из рефренов, что есть в книге.

Это, однозначно, одно из лучших произведений среди всех, что мне довелось прочитать (безотносительно жанра), хотя по манере повествования оно и не слишком напоминает фантастику. Оно одновременно и серьёзное, и не очень, в нём много довольно глубоких идей, но это не мешает лёгкости чтения, есть место юмору, есть место печали. Очень многогранное и, на мой взгляд, нешаблонное произведение.

Прошу прощения за несколько сумбурный отзыв, я всё ещё учусь оформлять свои впечатления в текстовой форме.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рекомендуется как любителям почитать «умное художественное», так и просто знакомым с циклом «Гарри Поттер».

По мотивам мира ГП от Роулинг, но написано на очень высоком уровне — юмор, рацио, научный подход (и подход в писательстве, и полсюжета про сам науч.подход), психология и когнитивистика (втч с отсылкой на реальные исследования), «некомиксовые» персонажи, закрученный и очень связный сюжет (покруче большинства детективов; начало, правда, чуть затянуто, но потом — просто дикий темп), сложнейшие морально-философские вопросы; и при этом очень качественный язык. И эмоциональные хода не наляпаны как попало «для любителей соплей», а аккуратно вплетены в сюжет.

Книга реально _обучает_ правильно мыслить... хотя местами мозги напрягает всерьёз — т.к. из за связности сюжета (никаких роулинговских роялей в кустах!) постоянно пытаешься вычислить-просчитать его наперед (всякие там логические детективы обиженно сопят в уголке).

Некоторые герои ведут себя слишком разумно/сознательно для их возраста, соц.положения или уровня знаний, а также некоторые «научности» утрированы; но это не глюк автора, а глюкофича — так и задумано

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«эти грубые и циничные люди сейчас вам наглядно разъяснят суть Пустоши» (ц) несколько из другой области искусств ;)

Книга может кому-то не понравиться по причинам: большого (огромного!) объёма и необходимостью вдумываться в смысл и работать над пониманием что/к_чему/почему (как «просто развлекательное чтиво» — пожалуй, не проглотится). Но как по мне, оба фактора прекрасны — на дольше хватает удовольствия, и это удовольствие — не примитивное дёрганье за инстинкты (удовольствие от интеллектуальной нагрузки — как бы тоже частично инстинктивное, но... несколько сложнее; так что замнём для ясности ;) ).

Собственно, оригинального Г.П. от Роулинг можно предварительно не читать — слишком примитивен (хотя некоторые моменты оттуда обстёбаны очень удачно, и знание их способствует пониманию авторской задумки). А может и _нужно_ не читать (напр., меня от того примитивизма тошнило, но просто пришлось прочитать, т.к. дочка занялась ГП и надо было быть готовым отвечать на её вопросы в стиле «что такое хорошо, а что такое плохо» :) ). Но тем, кто уже пострадал от знакомства с ГП от Роулинг, Юдковский просто обязателен -- для вправления на место мозга.

«Вся заслуга Роулинг перед мировой литературой — то, что по её мотивам создан такой шедевральный фанфик» (ц) где-то в обсуждениях :)

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор наврал про допущения. Он сделал умным не только Гарри. Он сделал умнее вообще всех персонажей которые были важны для сюжета или ему симпатичны. Начиная с Волдеморта и заканчивая Макгоногалл,кое каких персонажей он проигнорировал, например Рона или Хагрида. С одной стороны они стали интереснее и глубже, с другой это все таки не честно, попробовал бы умный Гаррик так себя вести с оригинальными персонажами Роулинг. Это было бы довольно грустное повествование о становлении нового темного лорда.

Но все же это великолепное переосмысление новой классики. Автор ни в коем случае не ругает канон, автор заставляет посмотреть на него с другой стороны. Да в нем есть недостатки но это пятна на Солнце.

Такие переосмысления уже стоит вынести в отдельный жанр. Называть просто фанфиком эту книгу, или «Последнего кольценосца» Еськова или «Факап«Харитонова уже просто грешно.

Рекомендую эту книгу любителям интересных умных книг и любителям трансгуманизма и постмодерна.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучшее фантастическое художественное произведение.

Все логически выверено, мотивация принятия решений персонажей близка к идеальной.

Текст пропитан юмором и околонаучной информацией.

Так же книга помогает развивать критическое мышления, в отличие от многих других, которые его притупляют.

ПС. по личной статистике оценка прямо коррелирует с образом мышления человека, так гуманитарии от нее кривятся, а айтишники в восторге.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Открытие года. Да, Юдковский не писатель, да, местами читать довольно тяжело, но всё искупается очень крутой и умной историей.

Где-то в параллельной вселенной Юдковский и Роулинг написали продолжение Гарри Поттера и по этой книге сняли фильм. Жаль, я не увижу.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

книга уникальная. только за то, о чем она можно простить ей все. она напоминает мне волка в овечьей шкуре в отаре — в неказистую детскую одежонку простенького фэнтези автор укутал научный метод иронизируя над магическими несоотвествиями оригинала. много интересных задачек и понятных примеров научного взгляда на мир. способ постановки экспериментов. опасности ждущие на этом пути.

мне аудиокнига досталась в ужасной озвучке, что чуть не привело к откладыванию как очередной истории про мальчика с палочкой. но в итоге содержательная часть настолько порадовала, что все остальное показалось не столько существенным.

автор пытается ненавязчиво заинтересовать любителя книг про магию ее антиподом — наукой. я думаю именно эта книга должна бы входить в репертуар обязательного литературного чтения для старших школьников.

в идеале ее бы давать прочитать фанатам гарри поттера лет 13, когда познание мира выходит на новый уровень. и,возможно, кому то это помогло бы увидеть мир чуть шире,чем бытовые представления о нем.

для меня это произведение не имеет аналогов. в дестве на меня подобное впечатление произвел разве что «Магистр рассеянных наук», но там немного другая возрастная категория в качестве целевой аудитории, и иной стиль

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фанфики обычно оставляют смутное ощущение вины перед оригиналом, а также уверенность во вторичности прочитанного, в том, что все фанатские линии сюжетов с их хэппи эндами — лишь суррогат, подделка, как бы не хотелось в них верить. Но фанфик Юдковски — единственный, который смог!

Он смог повлиять на мое отношение к оригиналу, смог убедить, что некоторые из героев — на самом деле вот такие, а в оригинале они незаслуженно обижены Роулинг (она это не со зла, она просто не знала, какие они замечательные))

В первой части фанфик вызывает мысли о популяризации науки с помощью любимой всеми книги об очкарике. Мелькнула мысль, что тут будут разоблачать или рационализировать магию, но это не совсем так. Может, целью Юдковского стал Гарри Поттер потому, что ему не нравилась нелогичность Роулинг. Может, он решил, что замок Хогвартс и мир волшебников — отличные декорации для шикарных интриг…

В итоге на этих многословных страницах магические заклинания перемежаются с научными теориями, объяснения этих теорий с описанием событий, интриги строятся на каждом шагу, а рационализм пытается бороться с причудами сюжетов Роулинг.

Все это очень увлекательно, но так как произведение работает не по законам повествовательной литературы, а по законам рационализма, местами это вызывает злость... Там, где герой — по законам литературы — должен отступить, получив горький урок, он — по законам ученого братства — пробует снова и снова... а так как он гораздо рациональней многих персонажей, то вечно побеждает и чуть ли не скатывается в настоящий мерисьюизм. Вот на этом моменте я чтение прекратила, но поумневшие версии героев успели полюбиться и фанфик не отпускал меня несколько дней, пока я снова не принялась за чтение. В этот момент на первый план вышел кое-кто еще более рациональный, обстановка накалилась, и ощущение, что нас пытаются надуть, исчезло. Вторую половину фанфика я проглотила за ночь и была в полном восторге.

На самом деле это книга загадок и упражнений по методам рационального мышления. Науку я уважаю, но рационализм не мой конек, поэтому больше всего меня привлекло новое видение любимых героев.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Рассуждающие, думающие, поступающие логично Гарри, Гермиона, Драко, Квирелл, Невилл, даже Гойл с Крэббом — очень интересно за ними наблюдать. В то же время Макгонагалл, Хагрид, Дамблдор и Снейп остались на прежнем уровне, что иногда очень бесило. Не может ведь рационализм вечно побеждать опыт и мудрость, сколько бы когнитивных искажений они не пронесли с собой… Хотелось придушить Гарри за отношение к Дамблдору и Снейпу.

Зато Драко и Гермиона стали нравиться ещё больше, чем в оригинале, а главный злодей (угадайте, кто) шикарен))

В конце была отличная загадка и я ее не разгадала, хотя все исходные данные для решения были введены в текст заранее. И тут, конечно, повествовательные законы победили рационализм — иначе зачем было устраивать хэппи энд для Гермионы?..

Оценка: 10
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понимаю отзывов, написанных людьми не прочитавшими книгу полностью или остановившихся на 10 главе. Автор же прямым текстом предупреждает — первые 10 глав это введение, знакомящее со стилем дальнейшего повествования.

«Недетский» образ мышления Гарри прекрасно объясняется прямым текстом ближе к концу, если вы не догадаетесь о причинах этого раньше. В самом начале так же говориться, что мысли мальчика не всегда истина, а лишь следствие его характера и жизненных обстоятельств. Раскрытие персонажей происходит на протяжении всей истории, и если вы не будете делать преждевременных выводов аля «Фу, Дамблдор тряпка, испортили персонажа» то и по прочтении книги чувств незавершённости или неясности по поводу некоторых личностей у вас не останется.

Уже и не помню как наткнулся на этот фанфик, но теперь для меня это та история о Гарри Поттере, которую я помню и скорей всего когда нибудь перечитаю. Оригинал Роулинг — сказка, в которой приходиться усыплять критическое мышление и просто наслаждаться выдуманным миром. А вот читая ГПИМРМ можно наконец расслабить разум и перестать притворяться человеком, который верит, что в мире магии никто даже не задумывается о её природе. Главный герой сам задаёт вопросы, которые возникли бы в голове у человека, искренне стремящегося понять окружающий его мир.

Как итог: Мне читалось (и перечитывалось) легко, интересная, проработанная история, разбавленная теорией тех самых «методов рационального мышления» и размышлениями о различных аспектах жизни, приятный юмор (особенно для тех, кто когда то читал оригинал), большой объём (несомненно плюс как по мне) и легкочитаемый слог (спасибо переводчикам). Если вы не специалист с учёной степенью в области мышления или психологии, который обязательно найдёт изъяны во взглядах и теориях Юдковского, а простой любитель почитать и подумать о жизни, то эта книга для вас.

Оценка: 9
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

У вас найдётся минутка поговорить о методах рационального мышления и пророке их Элиезере Юдковском?

После многочисленных рекомендаций наконец-то и я приобщился к одному из самых известных фанфиков во вселенной Гарри Поттера — настолько известном, что у нас собрали 14 миллионов на краудфандинге, чтобы выпустить печатную версию. Приобщился — и проникся, настолько он мне понравился, пусть и с отдельными оговорками.

В фанфике 122 главы, которые занимают около 1800 страниц формата ~А5 (три тома). В самом начале Юдковский предупреждает, что если вам не зашли 10 первых глав, то дальше не стоит тратить драгоценное время. На мой вкус, это не лучший способ определить, понравится или нет — для меня «точкой невозврата» стала сцена с первым дементором. К ней уже раскрывается профессор Квиррел и роман обретает больше «художественности» с жирным влиянием «Игры Эндера». А вот первые 10 глав получились чересчур претенциозными — Гарри тыкается в знакомые сцены и общается со знакомыми персонажами, и пытается всячески навязать правила своей игры. Скучновато, да ещё с не всегда уместными инфодампами. Зато в дальнейшем!..

ГПиМРМ рассказывает про Гарри, который вырос в семье профессора. Он начитался научной и фантастической литературы, у него были частные учителя, в общем, настоящий вундеркинд. Это фундаментальное отличие этой AU от канона. Разумеется, есть и ещё несколько изменений, но именно эту условность можно считать ключевой, потому что она позволяет адекватно полемизировать с Роулинг.

Для протокола — я считаю мир и книжки Роулинг добротными, ценю за влияние в фантастику и детскую литературу, сам зачитывался и собирал коллекцию. Но вместе с тем признаю слабую проработку сеттинга и то, как наивно показан конфликт, который должен быть куда страшнее. Мир «Поттера» не пинал только ленивый, тыкая в Маховики времени, магическую систему и тому подобное. Мне кажется, ругать за это книги Роулинг... ну слишком тривиально. А вот переосмыслить и сшить бессвязные элементы намного сложнее — и Юдковскому это прекрасно удалось.

Как работает трансфигурация? Почему регенерируют тролли? Что такое дементоры? От чего зависит магическая сила? Автор обстоятельно прошёлся по этим и другим вопросам, пытаясь показать непротиворечивую картину — и это вполне получилось. Юдковский не только залатал дыры, но и научил других героев осмысленно относится к этому миру. Поэтому авроры (мракоборцы) используют Маховики времени и самые быстрые мётлы, враги применяют чары изменения памяти, а Волдеморт строит кошмарный план по умерщвлению врагов, включающий отсечение рук и ног. Ну и, конечно, создаёт не семь крестражей, а СТО СЕМЬ.

Ещё Юдковский блестяще, на мой взгляд, выписал профессора Квиррела, к которому всю книгу испытываешь противоречивые чувства из-за его взглядов, характера и монологов. Его задушевные беседы с Поттером о вселенной, магии и людях занимают десятки и десятки страниц — но совсем не утомительных. Вместо Защиты от Тёмных искусств Квиррел ведёт Боевую магию, которая почти целиком отсылает к «Игре Эндера»: студенты учатся сражаться, изучать обстановку и координироваться в командах. Ну и, конечно, Поттер учится искать решения в самых-самых безвыходных ситуациях.

У меня не выходит из головы мысль, что ГПиМРМ — это правильная версия «Первому игроку приготовиться». Книга значительно опирается на знание контекста и отсылает к десяткам известных произведений. При это Гарри, знакомый с ними, открыто эти знания проявлет: сравнение Дамблдора с Гендальфом, копирует Виггинса в соревнованиях и применяет заклинания из D&D. Юдковский как правило не ставит отсылки ради отсылок, а забавно (или со смыслом) вписывает их в контекст, а герои постоянно рефлексируют по этому поводу.

Больше всего в ГПиМРМ меня зацепила «художественность», под которой я понимаю и проработку героев, и «химию», и развитие сюжета, и связь отдельных элементов. Я не знаю как, но Юдковскому удалось написать не столько полемику-размышление на тему, сколько чертовски увлекательный роман, который в голове вытесняет официальный канон! Если я когда-нибудь возьмусь за ролевую игру по вселенной ГП, то явно позаимствую из фанфика некоторые аспекты сеттинга. Арки Азкабана, Визенгамота, нападение тролля и финал — это всё прочиталось на одном дыхании. Ничуть не жалею, что изменил своему списку на прочтение.

Правда, и некоторые недостатки тоже смутили. Чтобы Гарри не казался 100% Мэри Сью он иногда совершает ошибки — чаще всего, они объясняются сюжетно (одно удовольствие смотреть, как ему приходится иметь дело с последствиями). Но есть и несколько «да это же очевидная тупость!», будто персонаж внезапно глупеет. Причём сам Юдковский в своих статьях призывал бороться с этим приёмом в литературе. Упрекнуть в глупости в самом финале (и некоторых отдельных сценах) можно и главного злодея. Особенно в той самом эпизоде, когда автор призывает читателя подумать самому и выдвинуть теорию (у меня, к слову, была довольно близкая версия — только с самопожертвованием).

Ещё мне показалось, что Юдковский не дал развиться альтернативным идеям — например, Люпин и Дамблдор поднимали темы принятия смерти (Гарри же топил за бессмертие). И если в уста Поттера Юдковский вкладывал развёрнутые аргументы, то речи взрослых не выдерживали критики. Возможно, поэтому писатель и задвинул героев не-рационалистов вроде Рона. Можно сказать, мне не хватило убедительных героев не-рационалистов, которые могли бы показать достойный уровень аргументации.

В остальном же преимущества напрочь затмили недостатки — книга наверняка стоит вашего прочтения. Это удивительное произведение, настоящий постмодернистский срез, рассчитанный на тех, кто в детстве читал Гарри Поттера.

==========

В будущем, когда потомки человечества расселятся от звезды к звезде, они не станут рассказывать своим детям историю Старой Земли до тех пор, пока те не будут достаточно взрослыми, чтобы выдержать её. И, услышав её, дети заплачут, узнав, что такая вещь, как смерть, вообще когда-либо существовала!..

...Вы не непобедимы, и однажды человеческий род уничтожит вас. Если я смогу, я уничтожу вас сам, силой разума, магии и науки. Я не буду прятаться от смерти в страхе, пока у меня есть хоть малейший шанс на победу. Я не позволю смерти коснуться себя, я не позволю ей коснуться тех, кого люблю. И даже если вы уничтожите меня раньше, чем я уничтожу вас, за мной придут другие, а за ними ещё и ещё, до тех пор пока рана мира наконец не затянется...

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная книга, которая очаровала меня с самого начала. Автор справедливо пишет, что если дочитали до 6 главы и не втянулись — не мучайтесь.

Я втянулся где-то на 2-й главе.

При том, что я вообще не поклонник «потеррианы» и канон дальше первой книги и первого фильма вообще не осилил(имхо они все таки для 7-11 летних), эту книгу я перечитал недавно четвертый раз.

В общем сам использованный мир не так важен для смысла. Потому что по сути главное не в этом, а в образе мыслей героев, которые и являются сутью повествования.

По сути эта книжка — про попаданца в магический мир, который начинает его разумно и рационально исследовать.

-Если вас раньше огорчало в книгах, почему же герои такие бестолковые, если было непонятно почему они решили действовать так или иначе...

-Если вы думали, читая книги, что на месте героев вы бы не занимались ерундой, а точно бы двинулись к завоеванию мира)

-Если вам нравится «Игра Эндера»

-Если в детстве вы думали, что взрослые вокруг вас идиоты)))

То эта книга для вас.

Из приятного. Многие персонажи получились намного интереснее и глубже, чем в каноне, где они довольно картонные. Поттер и Дамблдор. Тот же Драко стал интересным полноценным персонажем и вариант, что Поттер с ним подружился, логичнее и интереснее, чем в каноне. Да и вся стратегия, где Гарри перетягивает его на сторону науки прикольная)

Из неожиданного.

Профессор Квиррел в книге получается настолько харизматичным со своим расслабленным интеллектуальным цинизмом, что потихоньку перетягивает симпатии читателя на свою сторону)))

Автору пришлось поднапрячься в финале, чтобы этого избежать или хотя бы вернуть баланс...

И тут идеологически неоднозначный момент, потому что если в ходе книги логика Волдеморта нам кажется более адекватной и правильной, чем логика Дамблдора, то куда это приведет читателя?)))

Ставлю 9, а не 10 потому что с середины и ближе к концу повествование начинает местами затягиваться и уже не так динамично читается.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх