FantLab ru

Вернор Виндж «Пламя над бездной»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.29
Голосов:
2545
Моя оценка:
-

подробнее

Пламя над бездной

A Fire upon the Deep

Роман, год; цикл «Зоны мысли»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Книга, по сути дела, представляет собой следующую ступень жанра «Космической оперы»: «Галактический эпос». Премия «Хьюго» 1992 года. В центре — Безмысленная Бездна, а от нее, как лепестки разнонагретых зон пламени, расходятся: Медленная Зона (место, где возможны лишь досветовые скорости и соответствующая этому техника) и Край (здесь возможна скорость быстрее света и технологии основаны на этом). За краем тоже существует что-то. Цивилизации, уходящие за Край, становятся Силами. Механизм этого превращения оставлен Винджем на усмотрение читателей. Но все мы знаем, насколько неустойчивы границы огня. Примерно то же, но с гораздо меньшей скоростью происходит и с границами зон Галактики. Однажды у самого Края был найден Архив. Вынырнул он со стороны Сил, или дрейфовал тут тысячи лет, оставшись в наследство от умершей цивилизации, неизвестно. Это могло быть чем угодно: и злом, и благом. Нашедшие его решают разобраться и будят Нечто. Сначала это будут именовать Страумским Отклонением, затем Погибелью. Вселенское Зло, растормошенное любопытными, поставит под угрозу существование всего разумного на миллионы световых лет вокруг. Лишь одно будет беспокоить Погибель. Возможно на спасшемся при возрождении силы корабле было что-то, способное уничтожить ее. Надежда на это и будет питать горстку спасателей, пытающихся сохранить свои миры. В этом и состоит главная интрига повествования.

© Лёлик, http://kubikus.ru
С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1993 // Роман

лауреат
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1993 // Роман

лауреат
Космос 2000 / Cosmos 2000, 1995 // Роман (США)

лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1995 // Научная фантастика - Роман (США)

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2011 // Переводной роман (США, 1992)

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1993 // Лучший НФ-роман. 3-е место

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1992 // Роман

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 1995 // Зарубежный роман (США)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第27回 (1996) // Переводной роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Научная фантастика (США)

номинант
Сигма-Ф, 2000 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2008 // Переводная книга НФ (США)

Похожие произведения:

 

 


Пламя над бездной
1999 г.
Пламя над бездной
2001 г.
Пламя над бездной. Глубина в небе
2003 г.
Пламя над бездной. Глубина в небе
2003 г.
Пламя над бездной
2009 г.
Пламя над бездной
2014 г.
Пламя над бездной
2017 г.

Аудиокниги:

Пламя над бездной
2017 г.
Пламя над бездной
2017 г.

Издания на иностранных языках:

A Fire upon the Deep
1992 г.
(английский)
Zones of Thought: A Fire Upon the Deep, A Deepness in the Sky (Vernor Vinge Omnibus)
2010 г.
(английский)
A Fire Upon the Deep
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Порог входимости у романа чрезвычайно высокий. Так что, первую четверть книги, чувак, ты вполне не будешь себе представлять, что вообще происходит. А потом вдруг чернокожая сильная женщина — она же главная героиня — подхватывает два цветочных горшка, а также своего любовника — Франкенштейна, и отправляется в путешествие к центру Галактики. У компашки на хвосте свихнувшийся ИскИн и ангелоподобные уничтожители человечества. И тебе станет интересно. До поры до времени.

Понимаешь, у нас тут два пласта повествования. Один космооперный, другой фэнтезийный. С одной стороны труп, растения и негритянка (космоопера), с другой — двое (судя по всему чернокожих, но это ведь не важно, верно?) детей и умные собачки (средневековое фэнтези). Умные собачки бегают стаями (как дворовые в реальной жизни), но у каждой стаи свой разум. Фэнтезийная часть проста и скучна до безобразия, космоопера в середке книги небезынтересна. В конце книги две линии сводятся, боевичок в стиле пиу-пиу паф-паф, хорошие побеждают, цветы в горшках откладывают яйца, все размножаются.

Что не понравилось:

Персонажи — 2D картонки. Диалоги между ними .. ну как будто две картонки общаются.

+ очень слабая стилистика.

+ объём. Книга местами затянута.

Что понравилось:

Идея зон мысли.

Читал в переводе Фалькова, он неплох, но вот эти жаргонизмы, типа, чувак и так далее слегка не попадали в стиль, как мне показалось.

Подытоживая, рекомендую книгу любителям космоопер.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну да, не просто читать не НФ роман, даже не оперу, а «эпос». Эпос обычно, не просто читают, его изучают... :)

Тем не менее, перед нами всё же роман. В завязке, Виндж сразу оглушает нас размахом. Бесконечная вселенная, новые цивилизации, новые понятия. Никаких объяснений – будьте добры сами всё понять, в процессе повествования. Этот момент критический, завязку очень важно преодолеть, не бросив чтения.

Лишь по прочтению четверти текста, приходим собственно к роману. Сюжет стабилизируется, события переходят в локальные, становится ясным сюжетная интрига и замысел автора. С этого места читается на одном дыхании.

Из преимуществ романа – прихотливый, захватывающий сюжет. Богатые и колоритные персонажи, как людей, так и чужих. Из недостатков, низковатый драйв сцен, неумение автора строить диалоги.

Виндж, как и большинство фантастов, оставляет логику инопланетян достаточно человеческой. Лишь в сообществе коллективно разумных крысо-собачек, автор как-то пытается описать хотя бы поведенческую лигию, связанную с коллективностью разума, но мотивация решений и поступков и у этой цивиллизации совершенно человеческая. Однако в создании обликов иных цивилизаций, фантазия автора поражает. Коллективный разум, разум растений, разум компьютерных вирусов. Очевидно, что любимейшей рассой Винджа являются крысо-собачки. Автор вставил не мало внесюжетных диалогов и сцен, с целью «поиграться» с коллективным разумом.

Позабавила структура вселенского «интернета» по принципам интернета начала 2000-х годов. Компьютерный вирус уже не просто мешает связи, он способен уничтожать или подчинять цивиллизации. Геноцид, в роли антивируса. Понравилась идея деления вселенной на «медленную» зону, где действует закон относительности, и цивиллизации обречены на отсталость, и иные районы, где законы физики и пределы развития совсем иные. Вообще, футуристическая линия очень интересная и самобытная.

Роман, не смотря на приличный объём, и тяжеловатый язык, прочёлся с немалым интересом и удовольствием.

Фраза романа «Мальчика, по ошибке, поместили не в ту комнату, и поэтому история вселенной пошла другим путём.»

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что понравилось? Два эпизода: взлом фрегата Погибелью, и ангелоподобные создания Aprahanti, оказавшиеся

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не только эсэсовцами, запасающими «Циклон-Б», но впридачу ещё и трусами.

Первое — несколько банально, но описано свежо и ярко; в раннем такого не встречал. Второе — уважение за разрыв шаблона, что космические злодеи, в норме, выглядят как какие-нибудь членистоногие или хотя бы вонючие зверьки.

Теперь о недостатках. Прежде всего, пафосное название романа, но непонятно, к чему привязанное. Ну, допустим, “A Fire” — это Погибель. Или, напротив, контрмера?… ну пофиг, космическая битва между ними, в общем. А вот что у нас “the Deep” — Млечный Путь? Или не весь, а лишь до зоны, где застряла Равна? Или, может быть, глубина истории, откуда непутёвые археологи копнули исполняемый код Погибели? Путаница ассоциаций уже неплохо высвечивает деструктурированный ум писателя, занимающегося к тому же «надкусыванием яблок» в промышленном масштабе. Виндж разбрасывает по роману различные идеи, а вот заниматься их тщательной проработкой ему, видите ли, влом. Пусть другие напишут как следует, а затем можно будет сказать: это взято у В. Винджа. Слабые персонажи. Наивно-тупое развитие линии с «силами», якобы кишащими за т.н. переходом (Transcend). Если они такие сверхмощные, то почему не ощущается дыхание высшего разума? Их деятельность сведена к банальным интригам типа забрасывания удочек.

Да, и пародийное описание Usenet, это вообще что? Если пародия, то ускользает мотивация. С какой стати в футуристическом и (якобы) драматичном до слёз произведении заниматься высмеиванием земной технологии конца XX века? Я же надеюсь, что Виндж писал эту ахинею не как _серьёзное_ описание цивилизации с тысячелетним опытом…

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читать этот роман, не зная о нём ничего — это та ещё лотерея. Я роман читал, следуя рекомендации, где говорилось, что автор использовал зарождение интернета и его предтеч как базу для идеи фантастического мира. Очевидно, что силы — это ИИ или его аналоги и возможно вирусы. «Медленность» и подобное — это практически прямая отсылка к скорости передачи информации. Есть отсылки к эхо-конференциям. Это всё мило и забавно. Особенно, как мне кажется, автору удались эти самые «силы». В меру пафосно и приятно дразнит воображение. За это большое спасибо, более эпичного описания софта я нигде в фантастике не встречал.

Это была хорошая часть.

Остальное в романе, к сожалению, откровенно раздражающее и отталкивающее. Картонные персонажи, откровенно отталкивающие «собаки», которые были интересны только до тех пор, пока автор не раскрывал всю их необычность.

К чтению могу рекомендовать только часть, которая связана с силами, перелистывая всё, что связанно как с собаками, так и с невразумительными людьми на невразумительной планете, куда прилетел «старик». В середине романа, кстати, действия «плохих» также картонные и не стоят никакого внимания. В таком варианте роман сократится до размеров рассказа и будет вполне себе отличной фантазией о старых добрых временах рождения интернета, только в sci-fi декорациях.

P.S. некоторые наделяют автора даром провидца. Как человек от мира IT, спешу разочаровать: цифровая связь в 1992 году уже очень даже была, хоть и не современный интернет, но тенденции были ясны. Наоборот, у автора есть намёки на фидо, что даже уже сейчас — анахронизм. То же самое с ИИ: в 1992 это была далеко не свежая тема, в проф.среде ИИ муссировался, начиная ещё с шестидесятых. Так что ничего провидческого в романе не видно. Что не отрицает художественной ценности романа в этой, так сказать, «IT» части. Повторюсь, вышеописанные декорации приятно дразнят воображение прочитать и оценить именно их как раз вполне стоит. Для человека, далёкого от IT и рожденного позже восьмидесятых, понятных аналогий, впрочем, будет мало.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Виндж... Виндж... Супер-Роман... Надо, думаю, всё-таки «прочесть». Я, конечно, не « миродержец», но фантастику люблю и прочёл её за свои годы не мало...

Господа!... Конечно, не хочется быть столь уж категоричным, но... Бред! Просто Бред... Какой-то «Край», « Силы»...«Старик», Кенг Хо(??)...Всё умозрительно, вода-вода-вода... Язык (прочитано и в оригинале), настолько «костный», дальше некуда.. Примеры текста приводить не буду — любая страница описания « Погибели». (Так и не понятно, что ж это за «погибель», как она ВСЁ» убивает... Ужас...Единственное, что в «романе-получившим-Хьюго» достойно внимания, это коллективный разум собакоподобных...Но о нём так мало и ... «незавершённо»...Всё. Извините за резкость суждений... Оценка -« кол»...P.S. Да! И Растения на колёсиках позабавили... Это уму не постижимо... 😂😂.Ещё P.S. очень хорошо о «романе» написал пользователь «Haputka» — коротко и точно! 😊.

Оценка: нет
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Пламя над бездной» было первым произведением Вернора Винджа, которое я прочла. И надо сказать, что это знакомство оказалось очень удачным. Теперь я знаю, что Виндж— это мой автор, мы с ним на одной волне. На мой взгляд, такой и должна быть НФ. Сначала было ощущение выноса мозга, грешным делом начала сомневаться в своих умственных способностях. Автор не всё объясняет в книге, с другой стороны— а надо ли? Ну как можно объяснить Трансцендентность? Это принимается как данность. Постепенно чувство, что тебя, как слепого щенка, не умеющего плавать, бросили в воду, проходит. Детали раскрываются исподволь и складываются в красочный увлекательный пазл. Интереснейшие НФ допущения, многослойность повествования, мастерски закрученный сюжет, психологизм и яркие персонажи — всё это способствует полному погружению в текст. Поражают воображение и описание межзвёздных перелётов со сверхсветовой скоростью, и придуманные автором негуманоидные цивилизации, и Галактическая Сеть ( подобие нашего интернета)... Но особый респект Винджу за незабываемый Мир Когтей с его собакоподобными обитателями и средневековым антуражем! Стайный разум— это нечто новое. Поскольку английским не владею, о художественных достоинствах текста могу судить только по тому, что предоставил переводчик. Перевод К.Фалькова меня устроил полностью и даже встречающийся в тексте подростковый сленг,—кстати, не так уж его и много,—нисколько не раздражал. А как, скажите на милость, должны разговаривать дети, перенёсшие огромную трагедию и оказавшиеся в одиночестве на чужой планете в чуждой цивилизации? Не высоким же штилем им при таких обстоятельствах изъясняться!

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И пошёл я на все четыре стороны, а ещё двое меня остались сторожить нору/логово

Думаю, что мне просто не очень повезло. Не повезло с чтецом этой книги. Речевые особенности молодого человека, озвучивавшего этот роман, не очень-то пригодны для такого ответственного дела, как начитка книг. Во-первых, он торопыга. Т.е. проглатывает окончания слов и явно торопится в чтении, не делая смысловых пауз. Во-вторых, у чтеца явные особенности с произношением шипящих звуков — количество шипения и присвистываний явно зашкаливает и мешает воспринимать и даже понимать некоторые слова. В особенности это досадно потому, что в этом романе довольно много словотерминов чисто авторского происхождения (напомню, что этот роман относится к жанру фантастики); их и так-то порой приходилось «догонять» по заключённому в них смыслу, а тут ещё и просто распознавать предварительно приходилось…

Вообще фантдопущений в романе несколько. Но меня весьма впечатлило только одно — идея о стайном разуме киноидных жителей одной из планет, на которую занесло космический корабль с землянскими ребятишками. Просто с идеей о разуме типа муравейника или разуме по типу роя я в фантастической литературе уже встречался, а вот со стайной его формой… нет, не припомню. И потому было интересно наблюдать за поведением каждой такой разумной стаи-личности. Нет-нет, я не оговорился, вся фишка как раз в этом-то и заключается, что стая разумна не как сумма разумов входящих в неё особей, а каждая стая представляет собой одну (одну!) личность — вот тут я автору захлопал и мысленно и реально.

Картина Мироздания меня не особо впечатлила, обыкновенное в общем-то деление на ближний, дальний и сверхдальний космос, причём каждый тип такого космоса имеет свои мирозданческие особенности. Правда в этом романе под ближним космосом подразумевается не Солнечная система и не какая-нибудь ещё звёздная обитаемая система, и ни много ни мало как центральная часть Галактики, а дальний космос (Запределье) это уже окраинные области Галактики или пространство между её спиральными ветвями (и сразу возник вопрос о крупных шаровых звёздных скоплениях и о галактиках не спиральной формы — линзовидных, эллиптических или же неправильных — а как с этими звёздными объектами дело обстоит?), ну а межгалактическое пространство и вовсе уже дальний-предальний космос (Трансценденция). Ну, т. е. в терминах вроде как что-то новенькое, а по сути всё давно знакомое — плавали, знаем :-)

Ну, с приключенческой частью романа тоже вроде всё в порядке — читателя ждут приключения как на планете Когтей (это с разумными киноидными стаями которая), так и во всех видах космоса. И, кстати говоря, автор придумал ещё и такую разумную форму жизни, как… кораллы на тележках, но тут сразу выплыли из глубин памяти колёсники от Клиффорда Саймака («Заповедник гоблинов», правда у Саймака колёсники были всё-таки муравейниками-термитниками) и оригинальность как бы потеряла остроту.

Но вообще книга получилась неплохая, разве что со всем этими Трансценденциями и Запредельями с Погибелями (думаю, что дело ещё и в переводе и некоторые термины попросту не перевели как надо было бы) не сразу удалось разобраться, но вполне может быть, что при чтении с листа это пройдёт.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«– Бедные люди, они все умрут. – Бедные мы, мы не умрем»

У автора получилась очень интересная концепция космоса, разделенного на Зоны. Повторять аннотацию не буду, а подробности можно узнать уже в книге. Но могу сказать, что собственно вокруг этой теории и построен весь мир и сюжет романа.

Я бы отнес «Пламя над бездной» к книге-катастрофе. Не в том плане, что она ужасна, а в смысле построения сюжета. У героев есть типичный квест по спасению мира — отнести кольцо в Мор... найти оружие, которое остановит угрозу. Группа собралась разношерстая: разных рас, разного мировоззрения, с разными целями, да еще и частично разделенная огромными расстояниями. Кстати, расы у автора получились колоритные, интересные и весьма оригинальные. Герои не шаблонны, у каждого прописан интересный характер.

Если смотреть в целом книга получилась свежая, оригинальная и увлекательная. Герои не шаблонны. Мне тяжело даже озвучить какие-либо минусы в этой книге. Тем не менее, я ставлю 8/10, так как эмоционально книга меня так и не зацепила. Не получилось сопереживать кому-либо из героев. Возможно, проблема не в книге, а во мне. В любом случае, рекомендую всем любителям научной фантастики.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пламя над бездной неплохой роман, немного сложноватый для понимания со всеми этими зонами, но к середине книги адаптируешся. Собственно такой и должна быть Н.Ф. — это новые идеи, возможно не совсем и сразу понятные. В романе две сюжетные линии, обе одинаково интересные. Концовка довольно смазанаи затянута — куча страниц без событий, как будто автору надо было немного добить объем, что он и сделал, за это оценка ниже. Если сравнивать с его же романом «Глубина в небе», этот будет послабее, к чтению рекомендую оба для любителей космической НФ.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У Винджа в «Пламени над бездной» получилось интересно задумать 2 вещи — чудная галактика и раса собакоподобных существ на отсталой планете. 2 задумки раскрываются параллельно друг другу — вот вам кризис в галактике (получите много-много НФ), вот вам крушение космического челнока на странной планете, где живут собаки-ксеносы. Первая часть в итоге спешит на помощь второй, а вторая старается выжить до прихода помощи.

Про собак читалось все же с бОльшим интересом. Правда, было заметно, как автор размазывал задуманное тонким слоем по каждой странице. Я не буду подробно расписывать, чем собакоподобные так меня заинтересовали, т.к. про это лучше прочитать самому. Иногда в голову приходили мысли, будто я «читаю» программу «В мире животных», в которую случайно затесалась парочка людей.

Читалась книга сложновато, но не без интереса. Все-таки «Пламя» — это твердая НФ с приключенческим оттенком. Очень хотелось, чтобы в конце сюжеты сплелись воедино и произошло что-то грандиозное. Но именно концовка не дала мне поставить оценку книге выше. Хорошие идеи, интересная физика галактики, но сюжет получился так себе

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой вкус, очень тяжёлое произведение. Смог прочитать только с третьего раза, да и то наверно чисто из вредности. Мне рекомендовали этого автора как большому поклонику творчества Аластера Рейнольдса, но особого сходства я не нашёл.

Оценка: 3
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Люблю открывать для себя новых авторов. Особенно, если они оказываются такими замечательными и интересными авторами, как Вернор Виндж. Я давно так не увлекался чтением книги, чтобы не отрываться, максимально погружаться в историю.

Мир, описанный автором — что-то (по крайней мере лично для меня) новое, а именно — новое видение развития Вселенной. Для себя обнаружил множество интересных идей у автора. Например мировая, простите, вселенская торговля, построенная на купле-продаже информации и трафика передачи этой самой информации. Или идея «второго Средневековья», которое могло наступить после катаклизма, случившегося с развитой цивилизацией. Автор часто говорит о цикличности жизни.

Так же порадовало разнообразие и непохожесть рас. Разумные растения — наездники; стаи с коллективным разумом — когти; загадочные высшие существа — старики. Не просто упомянутые, но детально описанные, живые существа, которым автор уделил должное внимание.

Повествование ведется параллельно, по сути, мы наблюдаем две связанные между собой истории, которые в конце сливаются в одну. И эта непохожесть, в какой-то степени даже противоположность этих историй (с одной стороны повествование о приключениях героев в обитаемом космосе, с другой — история о выживании детей развитой цивилизации в средневековом мире с существами, обладающим коллективным разумом) возбуждает еще больший интерес.

Отдельно хочется сказать о небанальных отношениях героев. То, что больше половины из них относится к другим расам помогает автору развернуться и показать нам то, о чем мы даже не смеем мечтать.

Итог: само по себе интересное произведение еще и заставляет задуматься над многими вещами и дает пищу для размышлений вселенского масштаба. Как я люблю говорить в таких случаях — знакомство с автором прошло на ура!

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Четыре раза пытался. Почему-то ни разу не смог пробиться дальше описания этого их средневекового товарища, которого то ли оживили, то ли разморозили... крайнее моё к нему отвращение не дало возможности читать дальше. Хотя про мультисобак интересно было... ново...

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Поставила 9-ку, так как понравились созданные автором негуманодиные расы и цивилизации, фантазия через край бьет. Читать было тяжеловато, особенно сначала, пока не разобралась, кто есть кто. Хотя только за это, за неожиданный выверт в начале книги, я автору благодарна. Сюжет территориально охватывает очень много пространства, а вот временной промежуток поменьше, но событий в него напихано предостаточно, хватило бы на три книги. Автор и переводчики постарались: героям действительно сопереживаешь, моменты предательства очень острые. Печально, что в общем-то, к концу книги все продвинутые космические технологии теряют смысл, а крутые корабли становятся лишь ненужными кусками металла, хотя финал открыт, может кто-то увидит это по-другому.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Высоко оценил произведение за массу очень неординарных концепций и идей. Этож надо иметь столько фантазии, чтобы так закрутить. Но, с другой стороны, как уже многие высказывались нормально все свести воедино на мой взгяд не получилось. Читается тяжело, с одной стороны сверх цивиллизации, вселенские технологии, причем зачастую без объяснений и описаний, просто выдернуто и надо принять как есть. С другой стороны, практически отдельная история про планету собачек с опять же классой идеей коллективного разума в отдельных стаях. Интересно автор не смог отказаться от сразу двух идей и решил их свести в одной книге? У меня сложилось такое впечатление. Не буду пересказывать и повторяться, финал несколько разочаровал, но по-другому такую книгу, наверное и не завершить. Хепи энд глуповато будет, все умерли под натиском погибели слишком мрачно, так что с перспективой надежды и возрождения. Рекомендую прочитать.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх