fantlab ru

Вернор Виндж «Пламя над бездной»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.27
Оценок:
2765
Моя оценка:
-

подробнее

Пламя над бездной

A Fire upon the Deep

Роман, год; цикл «Зоны мысли»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

На самом краю известного космоса, где Быстрая зона мысли переходит в Трансцендентность и цивилизации становятся Силами, люди из колонии Страума обнаружили загадочный Архив — огромную ценность в объединённом мире будущего, основанном на информации и трафике. При его распаковывании была освобождена древняя Сила, тут же активно проявившая злонамеренность. Первыми погибли исследователи, а вскоре под угрозой оказались все подключённые к Сети галактические расы.

Быть может, спасение мира заключено в небольшом транспортнике, чудом спасшемся при пробуждении сверхинтеллекта, названного ныне Страумлианской Погибелью? Корабль потерпел крушение на никому не известной планете, населённой неизученными разумными существами, и шансы на подтверждение предположения ничтожны — но на его поиски отправляется четвёрка авантюристов. Пара разумных растений-торговцев вынуждена выполнить контракт, человеческая женщина стремится спасти передавшего сигнал бедствия ребёнка, а в её спутнике и возлюбленном ожил осколок погибшей благосклонной Силы — Богосколок.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1993 // Роман

лауреат
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1993 // Роман

лауреат
Космос 2000 / Cosmos 2000, 1995 // Роман (США)

лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1995 // Научная фантастика - Роман (США)

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2011 // Переводной роман (США, 1992)

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1993 // Лучший НФ-роман. 3-е место

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1992 // Роман

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 1995 // Зарубежный роман (США)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第27回 (1996) // Переводной роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Научная фантастика (США)

номинант
Сигма-Ф, 2000 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2008 // Переводная книга НФ (США)

Похожие произведения:

 

 


Пламя над бездной
1999 г.
Пламя над бездной
2001 г.
Пламя над бездной. Глубина в небе
2003 г.
Пламя над бездной. Глубина в небе
2003 г.
Пламя над бездной
2009 г.
Пламя над бездной
2014 г.
Пламя над бездной
2017 г.

Аудиокниги:

Пламя над бездной
2017 г.
Пламя над бездной
2017 г.

Издания на иностранных языках:

A Fire upon the Deep
1992 г.
(английский)
Zones of Thought: A Fire Upon the Deep, A Deepness in the Sky (Vernor Vinge Omnibus)
2010 г.
(английский)
A Fire Upon the Deep
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из положительного могу отметить интересную задумку о «Вселенском интернете» и делении пространства-времени на Зоны.

Теперь о минусах и спорных моментах:

1. Не то, что бы истина в последней инстанции, но отрицать взаимосвязь сложно — человеческие руки с отстоящим большим пальцем привели к возможности развития мелкой моторики, которая в свою очередь способствовала развитию интеллекта, усложнению головного мозга homo, ну и в совокупности с другими факторами — разумности. Фантазия автора привела его к разумности собак со стайным интеллектом. Ок, почему нет. Но чего я категорически не смогла принять, так это использования собаками инструментов в виде топоров и оружия по типу арбалетов. Сама их конструкция предполагает наличие рук. Неужели разумные собаки, пусть и застрявшие в средневековье, не придумали бы орудий/оружия, эргономически приспособленных к использованию ртом/губами?

2. Автор говорит о Силе, Трансцендентности, Быстрой, Медленной, Безмысленной зоне, но не посвящает читателя в хитросплетения своих мыслей, бросив его в гущу событий. Такое ощущение, что, возомнив себя богом созданного мира, что-то кому-то объяснять автор считает ниже своего достоинства. Что ж, мы не гордые, додумаем самостоятельно. Концепция Злого зла невнятна, что оно из себя представляет, что разрушает, что порождает? Все опять за кадром повествования. Впрочем и о Силе — антиподе зла, тоже ничего не ясно. Дальше без спойлера не обойтись:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Злое зло, будучи заключенным в какой-то абстрактный архив, вырвалось наружу, как — непонятно. Известно только, что помогли ему в этом хомосапиенсы. Богосколок как-то (опять додумай сам, как) распространил Медленную зону едва ли не всю Галактику, чтобы сдержать зло. Почему надо было делать это в космосе? Не логичнее ли было дождаться приземления Злого зла на планету и ограничить его рамками Мира Когтей, как уже было проделано на Страуме (рабочий же метод). Да, жертвами жителей и гостей планеты, но масштабы катастрофы были бы несопоставимо меньше. А ведь именно к этому стремилась Сила — спасти всех. Получается защита одной расы против погружения всей Галактики в медленную зону, читай забытие, стало для нее (Силы) приоритетом? Странно.

3. Читать, возможно, было бы увлекательней, будь герои повествования интересны. Но мы читаем о чуждой нам расе инопланетян, сопереживать которой трудновато (да, попахивает ксенофобией, ну не смогла я проникнуться проблемами Мира Когтей), и о человеческих детях, потерянных в этом мире. Есть еще корабль, летящий сквозь пространство-время, на нем два разумных дерева, получеловек-полубог и человеческая женщина. Женщина тупа в силу своей влюбленности, полубог истеричен, деревья… вот деревья, пожалуй, самые вменяемые персонажи на корабле.

Книга на любителя пространно пофантазировать о возможностях нашей Вселенной, без эмоционального включения в повествование (герои картонны, сюжет слаб, интрига предсказуема).

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

***Стратегия, тактика и стёб***

***

Роман «Пламя над бездной» Вернора Винджа невозможно оценить однозначно, поскольку в нём не слишком изящно объединены элементы космооперы, прогрессорства и гротеска. Космоопера здесь задаёт общий фон, гротеск — тональность, а прогрессорство дарит некоторую надежду на будущее. Стратегия, тактика и стёб. Не вполне понятно, почему кривое отражение современных автору интернет-культуры и компьютеров превалирует не только над сай-фай, но и приключениями. «Гиперион» Д. Симмонса появился тремя годами раньше, а «Мессия очищает диск» Г. Л. Олди пятью годами позже, но у них всё логично и сбалансировано.

Стратегический план масштабен и примитивен одновременно. Схема легко укладывается в клише любого вокзального фэнтези: неосторожные разбудили спящее Зло, и кучке героев, одного из которых коснулась другая Сила, приходится спасать мир. Масштаб происходящего буквально космический, но данное приключение легко переместить в океан, равнины или пустыню, а космический корабль заменить парусником, лошадью или верблюдом. Увы, дело тут не в сходстве синопсисов и ограниченном количестве мотивов, а в картонных масках, позволяющих сделать из криминального боевика городское фэнтези. Здесь — космооперу в чистом виде.

Тактический план включается на планете, где застряли потерпевшие кораблекрушение люди. Характеризуется ограниченным кругозором, условно средневековыми декорациями и прогрессорством. Здесь всё слишком легко. Местные варвары знать ничего не знали о множественности миров, но быстро поняли, как обмануть и куда запрячь свалившегося с неба прометея. Более того, они сами вознамерились выйти на просторы Вселенной. Некоторое оправдание и надежду даёт специфическая особенность аборигенов, не имеющих ничего общего с египтянами, греками, римлянами или викингами, условными монголами или скифами, древними китайцами или индусами.

Гротеск в романе тотален, но полностью доступен будет лишь обитателям интернета времён зари его существования. Кое-что осталось прежним до сих пор, но Сеть, пользователи, железо, контент и объёмы данных изменились. Совсем непонятно другое — цель, к которой ведёт читателя автор. Дать зеркало обезьяне? Предостеречь? Восхититься открывающимися возможностями? Современному читателю сие остаётся неизвестным. Сейчас из текста вроде бы выходит, что развитие разума зависит от скорости поглощения информации, собственных ёмкости и пропускной способности, и что крепко стоящие на земле разумные всегда надерут задницу диванным воителям.

***

Безусловных достоинства у романа В. Винджа два: оригинальное мироустройство и две негуманоидные расы. Обыкновенно фантасты ищут сверхцивилизации в центре бывшего Большого взрыва, ведь именно там всё и началось. Здесь учтено то, что при последующем расширении всё разбегается из точки возникновения. Соответственно, наиболее развитый разум оседлал волну неостановимо удаляющейся периферии. При конструировании лучших своих существ В. Виндж также пошёл другим путём: не скрестил человека с животным или растением, а взял животное и растение и дал им сознание по принципу объединения деталей компьютера или маломощных компьютеров в сеть.

Структура вселенной В. Винджа концентрическая, и разум в ней прогрессирует центробежно. Центр настолько плотен по всем представимым параметрам, что цивилизация там в принципе развиться не может, только примитивная жизнь. В следующей зоне скорость света непреодолима, а искусственный интеллект не способен превзойти своих создателей. В третьей — зоне Сети — количественных ограничений для науки и пространства нет. В четвёртой цивилизации совершают уже качественный скачок и переходят на непредставимый уровень, становясь подобными богам прошлого Силами. Автором даётся аналогия с жизнью на глубине и поверхности океана, но она выглядит внутренне противоречивой: жизнь, конечно, вышла на сушу, но на дно некоторые помещают ктулху-кальмаро-атлантов.

Первая из оригинальных рас «Пламени над бездной» — Наездники. «Фикусы», получившие вместе с механикой и электроникой «кадки» способность к перемещению в пространстве и оперативную память. Одни из старейших носителей разума, ещё не перешедшие грань между цивилизацией и Силой. В отличие от Старцев Г. Ф. Лавкрафта кажутся милыми и безобидными, но также разбросаны по всему космосу. Вторая раса — Стая, она же Когти. Волкокрысы с естественным мембранно-волновым коммуникационным аппаратом на плечах, длинной гибкой шеей и хоботковыми губами тапира вместо пальцев. Сознание получают одно на четыре-шесть особей в среднем, и теоретически способны жить вечно, заменяя погибшие и умершие элементы новыми.

***

В целом «Пламя над бездной» можно оценить выше среднего, но лишь в качестве приключенческого романа. Сюжет опереточно раздут в космических масштабах, стёб над грибующими выглядит излишней вводной конструкцией, научная фантастика ограничилась двумя-тремя высказываниями, — но фабула здесь классически фэнтезийная, ясная и понятная. Квест и спасение мира — что может быть проще? Недостача батальных и романтических сцен компенсируется экзотическим фоном, а ещё Наездниками и Стаями. Огромный плюс в том, что повествование полностью закончено. Цикл «Зона мысли» организован слишком условно, чтобы считать последующие произведения супругов Вернора и Джоан Виндж прямым продолжением или предысторией.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

С этой книгой у меня связана отдельная история. Лет 20 назад, прогуливаясь по «Библио-Глобусу», обратил внимание на книгу с яркой обложкой и гордой печатью «Hugo 93», купился на такую красоту, приобрёл, дома раскрыл... и не смог прочитать больше нескольких страниц. Уж больно коряв был перевод, а ощущение, когда понимаешь смысл каждого слова в отдельности, но все вместе они в голову не лезут — одно из самых ужасных в жизни. Но в 2023 году, спасибо «Азбуке» и переводчику, роман получил второй шанс на прочтение. Ощущения после которого двойственные.

С одной стороны в книге присутствуют две замечательные масштабные идеи, погружающие в читательский восторг. Во-первых, это концепция Зон Мысли, которая даёт логичную картину эволюции цивилизаций в Галактике. Рождаются они в Медленной Зоне, где существует фундаментальный предел скорости, затем по мере «взросления» покидают Галактические ясли и выходят в Запределье, откуда уже часть из них направляется в Трансценденцию, становясь Силами.

Во-вторых, это, конечно, не просто идея группового разума Когтей, а мысль о том, что меняя элементы стаи, мы меняем её способности. Отсюда следует возможность направленной селекции не только путём скрещивания. Собственно, все лидеры когтей — это такие себе «мичурины».

Но, к сожалению, для идеальной книги одних идей маловато. Недостатков тут хватает. Нет никакого, хотя бы за уши притянутого, механизма, объясняющего существование Зон Мысли. Обмен информации между элементами стаи тоже не объяснён, есть намёки на то, что речь об ультразвуке, но он едва ли потянет передачу изображения, а ведь у стаи общее поле зрения. При этом сама линия про Планету Когтей наводит на мысли о каком-то древнем фэнтези: замки, арбалеты, короли и королевы. И, наконец, всё очень затянуто. Пересказать события книги можно на паре страниц, много явно лишнего текста. Видимо, поэтому на прочтение романа у меня ушло аж десять дней, скорость чтения раза в три меньше обычной.

Если резюмировать, то получится, что «Пламя над бездной» стоит прочитать каждому любителю фантастики, особенно космической, но это далеко не шедевр на все времена.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Надо же... Написан в 1992. А какой размах!

Тут и про силы почти божественные, сдвигающие с пути не только планеты, но и галактики. И про тысячелетнее время жизни персонажей. И про невероятно странных инопланетян, живущих и сотрудничающих с людьми. Никаких тебе скафандров. Болезней от чужой флоры-фауны.

Зачем об этом задумываться и описывать?

Уж лучше опишет как схватив пространство могучей рукой Фам Нювен встряхивает его как скатерть и корабли противника посыпались крошками с этой скатерти черт знает куда...

В общем, не люблю я эти космооперы, так обожаемые Голливудом, где каждый второй способен летать без скафандра, сжигать планеты, плеваться огнем и невероятно умён (силен, рожден из бедра Зевса и пр.).

Поэтому части о разборках в космических масштабах мне не понравились. Не понравились настолько, что к концу книги я их просто перелистывала. Ну это невозможно же читать. Бред какой то.

А вся эта катавасия сопровождается приключением семьи, сорвашей джекпот и улепетывающей со всех дюзов (или чего там ещё?) на самый край галактики на планету населенную роевым разумом.

А вот эта придумка уже поинтереснее. На планете существует цивилизация, обладающая коллективным разумом. Причем наверняка у них есть своего рода телепатия, хоть автор о ней не упоминает, но аборигены планеты оказываются весьма быстро обучающимися, схватывающими на лету речь, повадки, технические новинки и культуру людей. Ну, антропоцентризм конечно же. Как же без него.

Все людей любят и все людей слушаются. Хотя друг с другом не ладят, более того — не могут ни приблизиться, ни коснуться без того чтоб не навредить друг другу.

Читается легко. Особенно про собачек и приключения осиротевших деток.

А вот галактические войны...

Боже, это прямо болезнь какая то.

Что это всех авторов так тянет уничтожать вселенную?

Так и хочется надавать им по рукам.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Едем в соседнее село на дискотеку»

А в селе даже пороха нет для столь грандиозного события. А межзвёздные корабли под властью межгалактической угрозы хотят её устроить. Из планеты и всех её жителей и кое-чего припрятанного.

Фантастический боевик, проходящий через пространство и время.

Известную долю вселенной охватывает сеть. Поэтому за развитием событий наблюдают множество цивилизаций со своим попкорном. Виндж не церемонится с масштабами. Каким-то расам могут быть миллионы лет. Какие-то создавались и деградировали. Какие-то совершили «Переход» в неизведанную область вселенной, где обитают некие высшие Силы, которых умом не понять, аршином общим не измерить.

Какие-то сметаются как пыль со стола с миллиардами жизней в придачу дуновением озлобившейся Силы. На подобный случай, чтобы понять происходящее в сети существуют архивы. С помощью них можно заглянуть в историю на миллиарды лет назад и что-то попытаться понять, построить аналогии с похожими событиями в прошлом.

И посреди этого действа стоит маленькая семья на своём кораблике, который сумел прыгнуть подальше от пробуждающейся угрозы и ухватить иглу Кощея. Сверху планета для приземления выглядела вполне себе дружественной. Но кто знал, что они приземлятся прямиком в нарастающее противостояние между собакоподобными кланами на феодальном уровне развития.

Небольшая горстка представителей разных рас напала на их след для помощи. Но что они могут противопоставить вселенскому злу? И успеют ли до того, как диджей настроит все сабвуферы на полную громкость и включит светящейся шар, который будет последним изображением на сетчатке перед концом?

Оценка интересности:

Вселенная — 10

Технологии — 8

Сюжет — 9

Отношения — 7

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эпический размах космоса Винджа чувствуется в «Пламени над бездной», как мне кажется, даже в большем масштабе, чем в «Глубине в небе». (Да, я уверенно пошла читать по хронологии внутри цикла, а не по хронологии написания. Не жалею, хотя, возможно, подтекст, который закладывает знакомство с Фамом Нювеном в первом романе, автором изначально не задумывался и слегка меняет восприятие персонажа.)

Читается роман и сложно, и в тоже время — интересно.

Мне постоянно казалось, что он более старый, чем есть на самом деле — что ему не тридцать лет, а все пятьдесят. У Винджа вообще как будто много от более ранних образцов жанра — хорошего или плохого, судить не берусь, потому что дело вкуса. Мне вот нравится.

Автор не концентрируется на персонажах, на их глубокой рефлексии и на их внутреннем мире, наверняка очень богатом, его больше занимают глобальные события, явления, монументально влияющие на вселенную вокруг, а не на место личности в истории. Конечно, какое-то влияние конкретная личность всё же несёт, но персонажи Винджа — это винтики в огромном сюжетном механизме, которые важны не сами по себе, а архетипами, функциональностью своего предназначения в истории. То же самое можно сказать и про нечеловеческие расы: они все, как вписанная в книгу общность, подчинены одной идее, которую автор через них передаёт, и неважно, идее ли вынужденного предательства, в котором виноваты события столь древние, что Земли ещё не было, или идее имперского господства.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Про «террор бабочек» вообще прекрасно, «бабочки в армейских сапогах» — прям себе записала на память, не знаю, кто постарался больше, Виндж или переводчик, но выделяется на фоне многих космоопер, где обязательно рептилоиды или шипастые чудовища.

Снова мне это смутно напоминает «Основание» — размахом и некоторой эпохальностью, историчностью, взглядом сначала на события, потом уже где-то в третью очередь на тех, кого эти события затрагивают. Многих из них автор даже не приближает, ограничиваясь смутным упоминанием имени, потому что совершенно всё равно, что эти люди — и не очень — из себя представляют. Важнее — что они представляют для повествования.

Описанный космос своеобразен, честно говоря, даже не помню, встречала ли я такую концепцию прежде. Обычно в рамках одного продуманного лора физику пространства оставляют однотипной, а изменённые законы обосновываются сменой локации вроде провала в чёрную дыру, тут же зоны просто есть в одной вселенной, соседствуют друг с другом и как-то позволяют себя использовать. И никто не знает, как так сложилось и почему ограничение на движение больше скорости света за пределами «медленной зоны» работать перестаёт.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хотя есть те, кто знают, как это менять.

Первую четверть романа читать непросто даже закоренелому любителю фантастики — много терминов, значения которых не всегда понятны и, пожалуй, нетипичны. Те же «Силы» нам наверняка было бы привычнее называть ИИ, потому что они по смыслу явно одно или хотя бы очень похожи. Туда же Трансцедентность, Ретрансляторы и прочее описание лора, которое сначала даже пугает. К середине втягиваешься, а там уже и динамичность сюжета сильно повышается, а к концу вообще всё летит стремглав, успеваешь только страницы переворачивать.

Сам сюжет, кстати, лично я бы не назвала каким-то особенно сложным: в большей части это такой роад-муви в декорациях звездолётов, но потом, где-то к концу, появляется монструозная фундаментальность.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Физические явления, которыми манипулирует что-то, что недоступно человеческому воображению, цивилизация коллективных разумов, переживающая свою перестройку под влиянием человеческой науки, цена спасения от Погибели, в общем-то, другой погибелью, которая не сильно лучше.

Что меня немножечко разочаровало: до конца так и не поясняется, чем же на самом деле была Погибель и почему она стремилась уничтожать Силы. С другой стороны, возможно, эта недосказанность лишь больше подчёркивает величину вселенной — человек не может объять то, что таится за краем быстрой зоны, даже мыслью.

«Пламя над бездной» — роман определённо специфичный и также определённо понравится не всем, он скорее для любителей эпосов, чем для любителей личных историй. От него одновременно веет космическим холодом бесконечно-пустого пространства и перспективой того, как кто-то всегда выживет и понесёт знание истории вселенной дальше, к новым горизонтам. Или новым безднам, тут уж как повезёт.

Концовка чуть печальная, но снова этот призрак надежды, который меня ещё в «Глубине в небе» зацепил: да, не будет чудесного спасения прямо здесь и сейчас, но в сотрудничестве людей и другой расы есть шанс подняться до новых высот им обоим.

Меня увлекло. Виндж однозначно встанет на мою мысленную полочку «любимых фантастов», «Пламя над бездной» запало в самое сердечко.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Порог входимости у романа чрезвычайно высокий. Первую четверть книги вполне не будешь себе представлять, что вообще происходит. А потом вдруг чернокожая сильная женщина — она же главная героиня — подхватывает два цветочных горшка, а также своего любовника — Франкенштейна, и отправляется в путешествие к центру Галактики. У компашки на хвосте свихнувшийся ИскИн и ангелоподобные уничтожители человечества. И тебе станет интересно. До поры до времени.

Понимаешь, у нас тут два пласта повествования. Один космооперный, другой фэнтезийный. С одной стороны труп, растения и негритянка (космоопера), с другой — двое (судя по всему чернокожих, но это ведь не важно, верно?) детей и умные собачки (средневековое фэнтези). Умные собачки бегают стаями (как дворовые в реальной жизни), но у каждой стаи свой разум. Фэнтезийная часть проста и скучна до безобразия, космоопера в середке книги небезынтересна. В конце книги две линии сводятся, боевичок в стиле пиу-пиу паф-паф, хорошие побеждают, цветы в горшках откладывают яйца, все размножаются.

Что не понравилось:

Персонажи — 2D картонки. Диалоги между ними .. ну как будто две картонки общаются.

+ очень слабая стилистика.

+ объём. Книга местами затянута.

Что понравилось:

Идея зон мысли.

Читал в переводе Фалькова, он неплох, но вот эти жаргонизмы, типа, чувак и так далее слегка не попадали в стиль, как мне показалось.

Подытоживая, рекомендую книгу любителям космоопер.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну да, не просто читать не НФ роман, даже не оперу, а «эпос». Эпос обычно, не просто читают, его изучают... :)

Тем не менее, перед нами всё же роман. В завязке, Виндж сразу оглушает нас размахом. Бесконечная вселенная, новые цивилизации, новые понятия. Никаких объяснений – будьте добры сами всё понять, в процессе повествования. Этот момент критический, завязку очень важно преодолеть, не бросив чтения.

Лишь по прочтению четверти текста, приходим собственно к роману. Сюжет стабилизируется, события переходят в локальные, становится ясным сюжетная интрига и замысел автора. С этого места читается на одном дыхании.

Из преимуществ романа – прихотливый, захватывающий сюжет. Богатые и колоритные персонажи, как людей, так и чужих. Из недостатков, низковатый драйв сцен, неумение автора строить диалоги.

Виндж, как и большинство фантастов, оставляет логику инопланетян достаточно человеческой. Лишь в сообществе коллективно разумных крысо-собачек, автор как-то пытается описать хотя бы поведенческую лигию, связанную с коллективностью разума, но мотивация решений и поступков и у этой цивиллизации совершенно человеческая. Однако в создании обликов иных цивилизаций, фантазия автора поражает. Коллективный разум, разум растений, разум компьютерных вирусов. Очевидно, что любимейшей рассой Винджа являются крысо-собачки. Автор вставил не мало внесюжетных диалогов и сцен, с целью «поиграться» с коллективным разумом.

Позабавила структура вселенского «интернета» по принципам интернета начала 2000-х годов. Компьютерный вирус уже не просто мешает связи, он способен уничтожать или подчинять цивиллизации. Геноцид, в роли антивируса. Понравилась идея деления вселенной на «медленную» зону, где действует закон относительности, и цивиллизации обречены на отсталость, и иные районы, где законы физики и пределы развития совсем иные. Вообще, футуристическая линия очень интересная и самобытная.

Роман, не смотря на приличный объём, и тяжеловатый язык, прочёлся с немалым интересом и удовольствием.

Фраза романа «Мальчика, по ошибке, поместили не в ту комнату, и поэтому история вселенной пошла другим путём.»

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что понравилось? Два эпизода: взлом фрегата Погибелью, и ангелоподобные создания Aprahanti, оказавшиеся

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не только эсэсовцами, запасающими «Циклон-Б», но впридачу ещё и трусами.

Первое — несколько банально, но описано свежо и ярко; в раннем такого не встречал. Второе — уважение за разрыв шаблона, что космические злодеи, в норме, выглядят как какие-нибудь членистоногие или хотя бы вонючие зверьки.

Теперь о недостатках. Прежде всего, пафосное название романа, но непонятно, к чему привязанное. Ну, допустим, “A Fire” — это Погибель. Или, напротив, контрмера?… ну пофиг, космическая битва между ними, в общем. А вот что у нас “the Deep” — Млечный Путь? Или не весь, а лишь до зоны, где застряла Равна? Или, может быть, глубина истории, откуда непутёвые археологи копнули исполняемый код Погибели? Путаница ассоциаций уже неплохо высвечивает деструктурированный ум писателя, занимающегося к тому же «надкусыванием яблок» в промышленном масштабе. Виндж разбрасывает по роману различные идеи, а вот заниматься их тщательной проработкой ему, видите ли, влом. Пусть другие напишут как следует, а затем можно будет сказать: это взято у В. Винджа. Слабые персонажи. Наивно-тупое развитие линии с «силами», якобы кишащими за т.н. переходом (Transcend). Если они такие сверхмощные, то почему не ощущается дыхание высшего разума? Их деятельность сведена к банальным интригам типа забрасывания удочек.

Да, и пародийное описание Usenet, это вообще что? Если пародия, то ускользает мотивация. С какой стати в футуристическом и (якобы) драматичном до слёз произведении заниматься высмеиванием земной технологии конца XX века? Я же надеюсь, что Виндж писал эту ахинею не как _серьёзное_ описание цивилизации с тысячелетним опытом…

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать этот роман, не зная о нём ничего — это та ещё лотерея. Я роман читал, следуя рекомендации, где говорилось, что автор использовал зарождение интернета и его предтеч как базу для идеи фантастического мира. Очевидно, что силы — это ИИ или его аналоги и возможно вирусы. «Медленность» и подобное — это практически прямая отсылка к скорости передачи информации. Есть отсылки к эхо-конференциям. Это всё мило и забавно. Особенно, как мне кажется, автору удались эти самые «силы». В меру пафосно и приятно дразнит воображение. За это большое спасибо, более эпичного описания софта я нигде в фантастике не встречал.

Это была хорошая часть.

Остальное в романе, к сожалению, откровенно раздражающее и отталкивающее. Картонные персонажи, откровенно отталкивающие «собаки», которые были интересны только до тех пор, пока автор не раскрывал всю их необычность.

К чтению могу рекомендовать только часть, которая связана с силами, перелистывая всё, что связанно как с собаками, так и с невразумительными людьми на невразумительной планете, куда прилетел «старик». В середине романа, кстати, действия «плохих» также картонные и не стоят никакого внимания. В таком варианте роман сократится до размеров рассказа и будет вполне себе отличной фантазией о старых добрых временах рождения интернета, только в sci-fi декорациях.

P.S. некоторые наделяют автора даром провидца. Как человек от мира IT, спешу разочаровать: цифровая связь в 1992 году уже очень даже была, хоть и не современный интернет, но тенденции были ясны. Наоборот, у автора есть намёки на фидо, что даже уже сейчас — анахронизм. То же самое с ИИ: в 1992 это была далеко не свежая тема, в проф.среде ИИ муссировался, начиная ещё с шестидесятых. Так что ничего провидческого в романе не видно. Что не отрицает художественной ценности романа в этой, так сказать, «IT» части. Повторюсь, вышеописанные декорации приятно дразнят воображение прочитать и оценить именно их как раз вполне стоит. Для человека, далёкого от IT и рожденного позже восьмидесятых, понятных аналогий, впрочем, будет мало.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Виндж... Виндж... Супер-Роман... Надо, думаю, всё-таки «прочесть». Я, конечно, не « миродержец», но фантастику люблю и прочёл её за свои годы не мало...

Господа!... Конечно, не хочется быть столь уж категоричным, но... Бред! Просто Бред... Какой-то «Край», « Силы»...«Старик», Кенг Хо(??)...Всё умозрительно, вода-вода-вода... Язык (прочитано и в оригинале), настолько «костный», дальше некуда.. Примеры текста приводить не буду — любая страница описания « Погибели». (Так и не понятно, что ж это за «погибель», как она ВСЁ» убивает... Ужас...Единственное, что в «романе-получившим-Хьюго» достойно внимания, это коллективный разум собакоподобных...Но о нём так мало и ... «незавершённо»...Всё. Извините за резкость суждений... Оценка -« кол»...P.S. Да! И Растения на колёсиках позабавили... Это уму не постижимо... ??.Ещё P.S. очень хорошо о «романе» написал пользователь «Haputka» — коротко и точно! ?.

Оценка: нет
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Пламя над бездной» было первым произведением Вернора Винджа, которое я прочла. И надо сказать, что это знакомство оказалось очень удачным. Теперь я знаю, что Виндж— это мой автор, мы с ним на одной волне. На мой взгляд, такой и должна быть НФ. Сначала было ощущение выноса мозга, грешным делом начала сомневаться в своих умственных способностях. Автор не всё объясняет в книге, с другой стороны— а надо ли? Ну как можно объяснить Трансцендентность? Это принимается как данность. Постепенно чувство, что тебя, как слепого щенка, не умеющего плавать, бросили в воду, проходит. Детали раскрываются исподволь и складываются в красочный увлекательный пазл. Интереснейшие НФ допущения, многослойность повествования, мастерски закрученный сюжет, психологизм и яркие персонажи — всё это способствует полному погружению в текст. Поражают воображение и описание межзвёздных перелётов со сверхсветовой скоростью, и придуманные автором негуманоидные цивилизации, и Галактическая Сеть ( подобие нашего интернета)... Но особый респект Винджу за незабываемый Мир Когтей с его собакоподобными обитателями и средневековым антуражем! Стайный разум— это нечто новое. Поскольку английским не владею, о художественных достоинствах текста могу судить только по тому, что предоставил переводчик. Перевод К.Фалькова меня устроил полностью и даже встречающийся в тексте подростковый сленг,—кстати, не так уж его и много,—нисколько не раздражал. А как, скажите на милость, должны разговаривать дети, перенёсшие огромную трагедию и оказавшиеся в одиночестве на чужой планете в чуждой цивилизации? Не высоким же штилем им при таких обстоятельствах изъясняться!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

И пошёл я на все четыре стороны, а ещё двое меня остались сторожить нору/логово

Думаю, что мне просто не очень повезло. Не повезло с чтецом этой книги. Речевые особенности молодого человека, озвучивавшего этот роман, не очень-то пригодны для такого ответственного дела, как начитка книг. Во-первых, он торопыга. Т.е. проглатывает окончания слов и явно торопится в чтении, не делая смысловых пауз. Во-вторых, у чтеца явные особенности с произношением шипящих звуков — количество шипения и присвистываний явно зашкаливает и мешает воспринимать и даже понимать некоторые слова. В особенности это досадно потому, что в этом романе довольно много словотерминов чисто авторского происхождения (напомню, что этот роман относится к жанру фантастики); их и так-то порой приходилось «догонять» по заключённому в них смыслу, а тут ещё и просто распознавать предварительно приходилось…

Вообще фантдопущений в романе несколько. Но меня весьма впечатлило только одно — идея о стайном разуме киноидных жителей одной из планет, на которую занесло космический корабль с землянскими ребятишками. Просто с идеей о разуме типа муравейника или разуме по типу роя я в фантастической литературе уже встречался, а вот со стайной его формой… нет, не припомню. И потому было интересно наблюдать за поведением каждой такой разумной стаи-личности. Нет-нет, я не оговорился, вся фишка как раз в этом-то и заключается, что стая разумна не как сумма разумов входящих в неё особей, а каждая стая представляет собой одну (одну!) личность — вот тут я автору захлопал и мысленно и реально.

Картина Мироздания меня не особо впечатлила, обыкновенное в общем-то деление на ближний, дальний и сверхдальний космос, причём каждый тип такого космоса имеет свои мирозданческие особенности. Правда в этом романе под ближним космосом подразумевается не Солнечная система и не какая-нибудь ещё звёздная обитаемая система, и ни много ни мало как центральная часть Галактики, а дальний космос (Запределье) это уже окраинные области Галактики или пространство между её спиральными ветвями (и сразу возник вопрос о крупных шаровых звёздных скоплениях и о галактиках не спиральной формы — линзовидных, эллиптических или же неправильных — а как с этими звёздными объектами дело обстоит?), ну а межгалактическое пространство и вовсе уже дальний-предальний космос (Трансценденция). Ну, т. е. в терминах вроде как что-то новенькое, а по сути всё давно знакомое — плавали, знаем :-)

Ну, с приключенческой частью романа тоже вроде всё в порядке — читателя ждут приключения как на планете Когтей (это с разумными киноидными стаями которая), так и во всех видах космоса. И, кстати говоря, автор придумал ещё и такую разумную форму жизни, как… кораллы на тележках, но тут сразу выплыли из глубин памяти колёсники от Клиффорда Саймака («Заповедник гоблинов», правда у Саймака колёсники были всё-таки муравейниками-термитниками) и оригинальность как бы потеряла остроту.

Но вообще книга получилась неплохая, разве что со всем этими Трансценденциями и Запредельями с Погибелями (думаю, что дело ещё и в переводе и некоторые термины попросту не перевели как надо было бы) не сразу удалось разобраться, но вполне может быть, что при чтении с листа это пройдёт.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«– Бедные люди, они все умрут. – Бедные мы, мы не умрем»

У автора получилась очень интересная концепция космоса, разделенного на Зоны. Повторять аннотацию не буду, а подробности можно узнать уже в книге. Но могу сказать, что собственно вокруг этой теории и построен весь мир и сюжет романа.

Я бы отнес «Пламя над бездной» к книге-катастрофе. Не в том плане, что она ужасна, а в смысле построения сюжета. У героев есть типичный квест по спасению мира — отнести кольцо в Мор... найти оружие, которое остановит угрозу. Группа собралась разношерстая: разных рас, разного мировоззрения, с разными целями, да еще и частично разделенная огромными расстояниями. Кстати, расы у автора получились колоритные, интересные и весьма оригинальные. Герои не шаблонны, у каждого прописан интересный характер.

Если смотреть в целом книга получилась свежая, оригинальная и увлекательная. Герои не шаблонны. Мне тяжело даже озвучить какие-либо минусы в этой книге. Тем не менее, я ставлю 8/10, так как эмоционально книга меня так и не зацепила. Не получилось сопереживать кому-либо из героев. Возможно, проблема не в книге, а во мне. В любом случае, рекомендую всем любителям научной фантастики.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пламя над бездной неплохой роман, немного сложноватый для понимания со всеми этими зонами, но к середине книги адаптируешся. Собственно такой и должна быть Н.Ф. — это новые идеи, возможно не совсем и сразу понятные. В романе две сюжетные линии, обе одинаково интересные. Концовка довольно смазанаи затянута — куча страниц без событий, как будто автору надо было немного добить объем, что он и сделал, за это оценка ниже. Если сравнивать с его же романом «Глубина в небе», этот будет послабее, к чтению рекомендую оба для любителей космической НФ.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх