fantlab ru

Лю Цысинь «Эпоха Сверхновой»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.54
Оценок:
129
Моя оценка:
-

подробнее

Эпоха Сверхновой

超新星纪元

Роман, год (год написания: 1989)

Аннотация:

Мир больше никогда не будет прежним. Беспрецедентное и грандиозное историческое событие — вспышка Сверхновой, начало отсчёт новой эпохи. Излучение звезды убьёт всех взрослых старше 13 лет в течение года.

Возможно ли за такой короткий срок подготовить детей к самостоятельной жизни? Каким будет новый мир?

Взрослые всегда ассоциировали детство с добротой и миролюбивостью. Однако они даже представить себе не могли, что меньше чем через год после начала Эпохи сверхновой мир детей окажется ввергнут в пучину новой мировой войны.

Входит в:

— сборник «2018», 2014 г.


Похожие произведения:

 

 


Эпоха Сверхновой
2020 г.

Аудиокниги:

Эпоха Сверхновой
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Supernova Era
2019 г.
(английский)
The Supernova Era
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть такая категория фантастов, которые могут придумать идею, но толком не могут её развернуть. Таким, имхо, был Лю Цысинь до «Задачи трёх тел», и «Эпоха сверхновой» — яркое тому подтверждение. Мысленный эксперимент

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
все взрослые исчезли,
и к чему это привело.

Первая часть, исход, подвешенное состояние, инерция, даже «Город сладостей» в Китае — написаны крепко и читается с большим интресом.

Когда же автора понесло на международный масштаб — появились проблемы, и, как и в «Шаровой молнии», пошла развесистая клюква, в виде

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сугубо помешанных на оружии американцах, русских с водкой и матрёшками, японских самураев и аргентинских футболистов.

А потом автор придумал идею

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с переселением,
но не придумал что с ней делать, и написал пространный эпилог, явно давая понять, что он устал от этой книги и писать её больше не хочет.

К этому моменту читать это было уже в тягость, и моя оценка обусловлена прежде всего недурной идеей и неплохой реализацией первой части романа.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичный роман автора. То есть невооруженным глазов видны огрехи, ляпы и просто откровенный бред … но читается между тем увлекательно! Такие у меня впечатления от любого романа Лю Цысиня, этот не стал исключением.

В целом идея довольно интересна. Мир без взрослых дает простор для безграничной фантазии, и здесь автор отрывается на всю катушку. Но при подобном допущении неизбежно возникнут сложности с реалистичностью замысла. Здесь проблема кроется в, как мне кажется, некоторой типичности мышления. Это было и в других романах Цысиня. Целые нации объединяются в едином порыве для реализации одной идеи ради идеи. Я не знаю, возможно, это часть национального менталитета, но в преддверии катастрофы вся Земля повела себя, не сговариваясь, весьма благородно, подготавливая почву для следующего поколения Сверхеновой. Это, на мой взгляд, весьма смелое допущение. В реальности в преддверии смерти, как мне кажется, мир содрогнулся бы от конфликтов, вызванных безысходностью и отчаянием положения.

Идея с квановым компьютером мне понравилась. Кстати, именно она объясняет, почему власть над миром получили не самые старшие дети, а самые многочисленные. Можно сказать, без Кванта не было бы и этого дивного нового мира — старшие дети, почти подростки мигом захватили бы власть в свои руки. Автор ссылается на психологию детей Повелителя мух однажды, но его дети ведут себя несколько иначе. За исключением ряда кризисов они достаточно хладнокровны и рассудительны. И при этом почему то сохранили детскость.

Автор допускает следующую ошибку — он как будто бы отнимает у детей способность «взрослеть». Мне кажется, при возникновении подобного кризиса дети уже в первый месяц должны были стать достаточно «взрослыми», чтобы почти напрочь позабыть про игры. Дети, столкнувшиеся с хирургией, станкостроением, работой в шахтах и ежедневным стрессом, разумеется, могут все бросить и погрязнуть в «стране радости», но их место тотчас заняли бы более сильные. В противном случае работа социальных институтов напрочь бы остановилась. Не говоря уже об «олимпиаде» — я допускаю любовь детей к риску и приключениям, но автор ставит любовь к играм выше простой эмпатии. Уверен, года было бы более чем достаточно, чтобы дети научились ценить жизнь.

Мне понравилась идея с переселением и ее недосказанность. Кто был прав? Люди, держащиеся за традиции? Люди без корней? Это своего рода вечная проблема, и, вероятно, для китайцев она имеет особенно острое значение. Жаль лишь, что Цысинь сознательно упрощает другие нации, сводя их к стереотипным условным поведенческим моделям. Американцы у него совсем уж продажные барыги. Хотя Америка на деле славится своим патриотизмом, какой бы он ни был, и вряд ли в едином порыве ринулась бы с континента, с которым их связывает пусть и недолгая история.

В общем, книга довольно интересна хотя бы как взгляд китайского фантаста на проблему человечества и «что было бы, если». Готов простить ей огрехи за в целом оптимистичный конец. Хотя уверен, что в реальности победили бы многочисленные дети мигрантов и бегущие с экваториальных областей радикальные исламисты, построив новый ущербный мир.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данную книгу трудно оценить однозначно.

К ее плюсам можно отнести идею развития мира детей без взрослых:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
концепция игр, неприятие старого миропорядка и т.п.
Все! К сожалению.

Теперь о минусах, благо в книге их предостаточно.

Во-первых, складывается такое впечатление, что автор плохо понимает законы здравого смысла и логики. Начнем с того, что сильно упрощена реакция (взрослых) людей на тот (немаловажный все-таки) факт, что они все умрут. Как-то их это мало заботит, дескать, пожили и хватит. Ни тебе обвала экономики, ни обилия войн, ни религиозного экстремизма, ни беспорядков, ничего… Справедливости ради стоит отметить, что упоминание некоторых инцидентов присутствует:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, беспорядки после слуха о том, что дети тоже умрут, но позже чем взрослые.

Но на сюжет это не повлияло.

Во-вторых − странная недальновидность взрослых. Зная, что дети, ввиду своих физических/психических/интеллектуальных особенностей, не смогут управиться с современными технологиями и производством, они, тем не менее, не стали модернизировать последние для и под детей (облегченные автоматы — единственное исключение). С экономикой тоже самое.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Им даже пятилетку составили, в которой детям пришлось работать в шахтах, бегать от пожаров, звонить по каждому поводу в Пекин. В завершение дети решили, что хватит это терпеть и устроили анархию, правда − не продолжительную.

В-третьих − Большой Квант. Кто-нибудь сможет объяснить зачем он вообще в сюжете? На что он повлиял, кроме того, что позволил автору транслировать читателям идею (очевидную) о том, что дети не хотят работать/учиться, а хотят развлекаться?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Правда, идея виртуального гражданина, как собирательного образа живых людей, интересна, но она не получила продолжения. Хотя автор слегка припугнул читателя описанием «сказочной страны», экскурсию по которой проводят для ГГ. К тому моменту читатель уже оценил авторский подход к здравому смыслу, так что испуг того, что придется читать бред про «стройку века» (ну или закончить на этом моменте чтение) весьма оправдан.

Четвертое − «самая гуманная» в истории «олимпиада». Здесь прекрасно абсолютно всё! Особенно радует тот факт, что автор (ну и детское население) как бы понимают, что «стройка века» − безумна по сути и нереализуема по факту, потому возникает не менее больная идея «олимпиады». Прямо хочется спросить у тамошних детей, − «Вам что, нечем больше заняться? Проблемы остальные (снабжение, экономика, медицина, обучение, да целая куча других) решены что-ли?» Правда, на этот выпад автор нашел что ответить:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Новая концепция детского мира предусматривала ИГРОВОЙ подход ко всем сферам жизни.

Но тогда вопрос. Что же они в итоге есть то будут, когда припасы закончатся? Данный подход не ведет к производству полезных вещей

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
кроме массового производства трупов
и в итоге (если включить логику, что автору не знакомо) это кончится страшнейшим дефицитом, голодом и вырождением.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А не колонизацией, прости господи, Марса! Как они умудрились то, после всего, что сделали? Да ещё и за одно-два поколения?

Разумеется, нельзя пройти мимо самой «олимпиады».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Олимпиада проходит в Антарктиде и представляет собой войнушку с кровью, трупами, увечьями, взрывами (в .т.ч ядерными) и прочими увеселениями. Как дети умудрились доставить столько техники и солдатиков в Антарктиду, если в начале книги они и пожар то нормально потушить не могли − остается загадкой. «Спортсмены олимпиады» отличаются абсолютной невозмутимостью к смерти (видимо унаследовали от родителей). Автор несколько раз делал попытки убедить самого себя, что, дескать − это характер у детей такой, чтож… ему виднее, наверное. Меня особенно удивил танкист (одноклассник одного из ГГ), которого трижды подбивали, но он всякий раз вновь залезал в танк (в итоге стал инвалидом). Такое желание помереть, в его то возрасте … но автор уверяет, что виной всему инфантильный и несформированный характер (не его, а детей). Завершилось все запуском («случайно обнаруженных») ядерных боеголовок, что я, если честно, предвидел и ждал. По итогам олимпиады − (победила дружба) победил Генерал Мороз.

Постоянно вбрасывается мысль: «Взрослые и представить не могли чем будут заниматься дети, когда получат власть!». Это начинает раздражать, поскольку автор, как бы претендует на оригинальность, что, якобы, ему одному доступно это уникальное знание. Но в этом случае возникает вопрос − а где он найдет столько отбитых на всю голову детей, чтобы учувствовать в этой «олимпиаде»?

Пятое − идея обмена. Слава героям, кто дочитал книгу (и данный отзыв) до этого этапа, поскольку к этому моменту читатель уже оценил авторский (отрыв от реальности) полет фантазии и вряд ли будет удивлен чему-то новому.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Идея обмена (баш на баш) территориями стран довольно увлекательна. Без иронии, ведь и правда, до такого только дети (с их динамикой и отсутствием консерватизма) могли додуматься. Дьявол кроется в деталях, автор неудачно (имхо) описал сам процесс, хотя, по сравнению с тем что было до, этот фрагмент книги можно читать без выражения отчаяния на лице.

Шестое − эпилог. Очень порадовала цитата автора, который так видит свое творение: «Для серьезного исторического труда чересчур легкомысленно, ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КНИГИ СЛИШКОМ РЕАЛИСТИЧНО». Что тут ещё скажешь, все уже сказано самим автором.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Колонизация Марса поколением сверхновой − ход дерзкий, но в корне неверный. Логичнее было бы завершить книгу тем, что детишки превратили бы в Марс саму Землю, сделав ее токсичной и необитаемой, зато веселой.

Резюмируя все вышесказанное хочется отметить, что идеи, которые выдвигает автор о том, что было бы если бы миром правили дети — не банальны и интересны (имхо). Но вот реализация этих идей в тексте сильно подкачала. Думаю автор пытался воссоздать подобие Повелителя мух в геополитическом масштабе, но вышло: местами — терпимо, местами — очень плохо, а местами — Королевская битва Косюна Таками.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарный мысленный эксперимент. Квинтеэссенция Фантастики. Апофеоз ЕслиБыДаКаБызма. Что там до всего прочего, включая литературные достоинства и прочее — лично мне абсолютно всё равно. В эпоху лютого дефицита настоящей Фантастики — такие книжки без всякого преувеличения можно именовать эпохальными. Мощь Идеи, практицизм её реализации, подробность и тщательность проработки деталей при безусловной динамике сюжета, образности повествования — чего ещё надо фанату Фантастики для полного счастья?

Здесь же — помимо вышеизложенного — присутствует необычайно мудрая жизненная философия, «подача» которой читателю реализована довольно броскими средствами, с притягательно красивыми «словесными вывертами». Три главных принципа, которые автор утверждает в качестве основополагающих в рамках сути социума homo sapiens — следующие:

*** подавляющее большинство того, чего хотят добиться люди — неосуществимо, как бы они ни старались;

*** человек — самое ленивое из всех живых существ, но именно лень является источником технического и социального прогресса — лень, а не трудолюбие;

*** если уничтожить кнут «необходимости выживания» и оставить только пряник удовольствия, человек не только деградирует как разумное существо, он впадет в состояние апатии, и — в итоге — умрёт от истощения, ибо ему — тупо — будет лень даже принимать пищу.

Короче, беру на себя труд рекомендовать тебе к прочтению текст сей, уважаемый потенциальный читатель

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Худшее ждет

Если бы мы с тобой создавали этот мир, он был бы лучше, не правда ли?

Ремарк

Отличная книга. Я не самая большая поклонница китайского фантаста, но «Эпоха Сверхновой» приятно удивила. Представьте себе Мир без взрослых, кардинально отличный от реальности «Повелителя мух». Мир, где дети, предоставленные самим себе, должны научиться поддерживать установленный родителями порядок, а после продолжить жить без опоры на их помощь, поддержку, знания и навыки. Именно в таком положении оказывается человечество после вспышки сверхновой недалеко, по космическим масштабам, от Земли.

Очень скоро выясняется, что избирательное воздействие радиации на геном убьет всех, кто старше тринадцати лет (не спрашивайте, каким образом это стало известно, Лю Цысинь не из авторов, дающих внятные ответы). Так или иначе, в довольно короткий промежуток времени произойдет полная смена базовых принципов функционирования человеческого общества, а мир наследуют дети и младенцы. Первые должны научиться заботиться о вторых. Это кроме освоения в рекордные сроки взрослых профессий.

Перед лицом беспрецедентной угрозы, взрослые планеты начинают спешно готовить преемников и это невероятно яркая и масштабная, прямо таки эпическая картина. Массированные ускоренные обучающие курсы — то, на что в обычных условиях уходят десятилетия, нужно впихнут в полгода. Не стоит забывать — десятилетия должным образом мотивированной работы взрослого человека. Часть физической, ментальной, психологической подготовки к передаче планеты детям хороша и динамична необычайно.

Уход взрослых и тема Часов одновременно трогательны и рациональны — писалась книга для детей, начинать новую эру с гор разлагающихся трупов и вынужденных похоронных работ автор счел неверным, и тут я его понимаю. Цысинь певец смерти (помните название его главного цикла «Вечная жизнь смерти»), не утруждающий себя заботой о финале. Он словно бы пребывает в уверенности, что мертвые тела мгновенно рассыпаются в прах и уносятся ветром. И вот эта «недокрученность» его книгам сильно не на пользу, выводит их далеко за пределы литературы. Но в специфической нише твердой НФ такое приемлемо.

Зато последующее развитие событий: кризисы Часа первого и Подвешенного состояния, когда все, что может пойти не так, идет не так, и их преодоление — не разочаровывают и укрепляют во мнении, что корона Жюля Верна XXI века на челе автора по праву. А дальше события станут развиваться совершенно непредсказуемым, с точки зрения обыденной логики, образом. Основанным на совсем иных базовых концепциях и принципах, принятых в мире детей.

«Город сладостей», швырнет из утопии в духе Томмазо Кампанелла на вагонетку «Чарли и шоколадной фабрики»; американский визит — в мир Дикого-дикого Запада; всемирные игры — к Золотому компасу, а идея обмена по принципу «махнемся не глядя» — к Тому Сойеру. И все это будет происходить в совершенно серьезном антураже, ни на минуту не забывая, что речь идет о выживании популяции в резко изменившихся условиях.

Интересное и необычное книжное впечатление, пища уму, если не сердцу. Хорошо, что роман появился у нас в формате аудиокниги, текстом я бы вряд ли сподвиглась читать. Исполнительская манера Игоря Князева, как ничья другая, подходит этому роману, детские голоса удаются ему замечательно.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

С романом «Эпоха Сверхновой» я познакомился в ноябре 2020 года и отметил для себя несколько очень важных вещей. Первое — поменялось мое отношение к детям, как таковым. Я больше не вижу в них маленьких и славных ангелочков, про которых говорят что « и мухи не обидит». Дети, даже при должном воспитании, не могут представить для себя истинную ценность жизни другого, поэтому порой бывают так жестоки. Эта жестокая правда и сейчас преследует меня, когда я смотрю на то, как маленький «ангелочек» уверенно шествует с мороженкой по мостовой.

Второе — лишний раз убедился, что негативные отзывы о банальном непонимании специфики написания или пропаганде — лишь от недостаточного полета фантазии. Почему же не кидаются на «Повелителя мух», а называют книгу классикой? Это ведь получаются двойные стандарты какие-то..

Третье — хорошо, что китайская фантастика, как таковая растет и развивается из года в год. Даже этот роман, который был написан в начале 21 века до сих пор, на мой взгляд, не потерял в актуальности и идейности.

— Идея — Может показаться, что где-то я уже такое читал, но это будет лишь миражом. Не покупайтесь на него. Идея книги не в интересе, а в осознании и трагичности. Она актуальна, хороша и незабвенна. Ставлю 9 из 10.

— Сюжет — Сам по себе хорош. Некоторые моменты могут быть предсказуемыми, но будут и такие места, где просто наморщишь лоб и задумаешься о том, как так вообще получилось?? Очень интересно, хоть и не идеально. Но давайте сделаем скидку, что это фактически первый роман Лю Цысиня. А для первой книги — очень здорово!! Ставлю 8 из 10.

— Персонажи — Для многих самым сложным будет запомнить фамилии и имена главных героев. Это факт. Единственное, что могу попробовать посоветовать — запомнить нескольких ключевых героев, а остальных наградить почетными титулами, по которым вы их и запомните. Но персонажи хорошо прописаны. Даже с учетом того, что они из разных стран. Хоть некоторые и вызовут улыбку, но опять же. Если представить героев, как олицетворение будущего, то становится немного беспокойно. Поставлю 8 из 10.

— Атмосфера и погружение — Поначалу вхождение достаточно непростое, особенно если вы не знаете про Китай и его менталитет. Но постепенно все это разгладится и Вам останется лишь наслаждаться атмосферой книги и сопереживать тем или иным героям. 8 из 10.

— Жестокость и другие неординарности — Вот говорите, что хотите, а для меня эта книга полна жестокости. Жестокости реализма на фоне того или иного мирового коллапса. Хоть это и фантастика, но фантастика, построенная на детских эмоциях и желаниях. А если детей не учить тому, что есть хорошо, а что плохо, то это неминуемо приведет к полной катастрофе. Надеюсь Вы сможете понять мою идею и почему я поставлю за это 9 из 10.

Подводя итог, книга Лю Цысиня хоть и переведена на русский совсем недавно, должна быть прочитана не только любителями фантастики, но и обычным читателям. Она полна описаний того, что если пустить развитие детей по неправильному пути, то это грозит такими серьезными проблемами, что мирового спокойствия никогда не будет. Очень хорошая книга, и я, даже несмотря на то, что прошло уже несколько месяцев после прочтения, до сих пор помню ее и основной посыл, который я вынес для себя: « А что для ребенка представляет жизнь другого существа»

Спасибо за внимание..

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«В те дни Земля была планетой в космосе.

В те дни Пекин был городом на Земле.

и

В эту ночь истории человечества настал конец».

Далеко-далеко в космосе звезда пришла к своему закату и суждено ей было окончить жизнь в ослепительной вспышке. Год за годом вспыхивали разрывы и «Еще через секунду свет Мертвой звезды завершил свой восьмилетний путь в космическом пространстве до Земли». Человечество наблюдало вспышку и спустя некоторое время оказалось, что излучение видимое и невидимое поразило всё население планеты, разрушив организм взрослых безвозвратно и только дети младше 13 лет смогут остаться в живых. У старших есть всего лишь 10 месяцев максимум, чтобы успеть передать свой опыт в руки детей. К слову сказать, к этому они подошли очень ответственно и сделали всё, что было в их силах, не поддаваясь панике. (Думаю, что этот момент безэмоциональности более присущ азиатскому миру, современной кнр даже. Где раз власть сказала надо — значит надо! И не раздумывать, а выполнять!)

В первые дни Эпохи Сверхновой (без взрослых) дети всё же растерялись (всё равно не переходя в обезумевшее насилие), но новое правительство взяло бразды правления в свои руки, конечно, в каждой стране оно было разным. И за счёт этого последнего факта, возникли различные феномены, известные как игры, сначала бывшие безобидными развлечениями, а потом переросшие в настоящие битвы. Но, опять же, хоть дети и умирали, они делали это не подвергая опасности свои континенты и с относительно минимальными потерями.

Честно говоря, было обидненько за Америку, которая показана здесь, как абсолютное зло, глупое и недалекое, со всеми возможными клише и стереотипами. Зато китайские дети — абсолютная противоположность)) немногословные и рассудительные. Ну да ладно, каждый сверчок свой шесток хвалит.

По итогу, Лю Цысинь не подкачал, мне понравилось) не без огрехов и вопросов, не во всё верилось (особенно в такое здравомыслие детей), но в целом классное размышление на тему «А что могло бы быть, если…»

Многие сравнивают эту книгу с «Повелителем мух», я бы ещё добавила сравнение с «Королевской битвой» и «Праздником непослушания»

Концовка мне понравилась, как и сама завязка, могу рекомендовать таким же фанатам околонаучной фантастики, как я сама

Слушала в исполнении любимейшего Игоря Князева — ну мёд же! Медятина! Чистый мёёёёёд для ушей😍

«Смотреть на Землю – это все равно что смотреть в глаза матери. По моим щекам рекой текут слезы.»

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

После трилогии «Задачи трёх тел» ожидания от текста были, конечно, такого же уровня. Но вот книга прочитана. Пытаюсь разобраться с произведенным впечатлением. Момента тут два: первый — оно есть. Второй — оно не такое, как от «Задачи трёх тел». Фабула романа проста: мир остался без взрослых, Землю населяют только дети не старше 13 лет. А вот раскрытие фабулы, на мой взгляд, — задачка та ещё, если к делу подходить серьёзно. Лю Цысинь подошёл, или по крайней мере, попытался это сделать.

Сразу оговорюсь, что национальный китайский колорит лежит толстым слоем на всем: социальное устройство общества, поведение детей, их общение, способы принятия решений — все, как под копирку, срисовано с современного (а может и не только современного) китайского социального устройства. Партия сказала «надо», комсомол ответил — «есть«! В условиях, когда мир рушится, взрослая часть населения Земли вот-вот исчезнет (ей отпущено пожить всего 10 месяцев), китайские власти планомерно организуют отборочные игры среди детей, чтобы выявить наиболее подходящих и достойных для будущего управления страной. С чувством, с толком, с расстановкой. Ну ладно бы только китайские власти. То же самое делает и весь мир, все другие страны. И когда взрослым приходит срок, они сами организуют свое отбытие в отдаленные участки страны (в пещеры, заброшенные шахты, штольни, бункера и т.д.), стройными колоннами и по расписанию туда отбывают — все как один! — и тихо и безмятежно ждут там уготованной участи — своей смерти. Вот уж фантастика так фантастика! Впору вслед за Станиславским закричать: «Не верю!». Никто из взрослого населения ничего не предпринимает для собственного спасения — не ищут вакцину, не изобретают анти-излучение, чтобы повернуть запущенные излучением Мертвой звёзды гибельные биологические процессы в организме человека вспять, ничего! Дружно покорились своей участи и померли — ладно хоть о детях позаботились.

Ну ладно, наступила Эпоха Сверхновой — в мире остались одни дети. И вот тут вспоминается сразу классика жанра — «Повелитель мух» Голдинга, к тому же в тексте есть прямые к нему отсылки. У Лю Цысиня дети умудрились организовать свое общество и не свалиться в пропасть жестокости и насилия. В это лично мне, к сожалению, верится тоже слабо. У Голдинга пример вышел убедительнее и правдивее. Разве что китайские дети исключение? Вряд ли, дети они везде — дети.

Но читать интересно. На середине романа понимаешь: автор замыслил то ли научный труд, облачив его в художественный текст, то ли роман с элементами полу-научного социального исследования на тему: «Как устроено общество детей». Известно же: чтобы выделить суть, надо провести эксперимент в самых граничных условиях, чему НФ способствует как нельзя лучше. Кстати, в эпилоге автор с известной долей самоиронии в этом частично признается — что вот это похожее на исследование он и сделал. Такая самоирония автора мне лично очень понравилась.

Ну а каков сам эксперимент? Автор честно смотрел на мир глазами ребенка, оставаясь при этом взрослым. Часть этих взглядов мне показалась удачной: где дети полностью поддались искушению жить только развлечениями — есть конфеты, играть в игрушки, качели-карусели и все такое прочее и до изнеможения и отупения. Похоже на правду :) И те места, где дети затеяли всемирные игры — пусть даже в войну, с настоящими смертями и битвами — тоже похоже на правду — кто помнит себя из детства — ведь сколько раз подвергаешься опасности и сколько было случаев, когда ты мог утонуть/разбиться/сгореть/отравиться и и т.л. — и чудом остался жив. Что есть то есть — ценность собственной жизни дети мало осознают и автор это верно подметил. А вторая часть поступков и описанных событий выглядела натянуто: ну не могли дети так самоорганизоваться, чтобы годами поддерживать работу фабрик, заводов, предприятий, особенно — энергоснабжения и жизненно важных отраслей, не имея для этого ни опыта, ни образования, ни других знаний. Многому ли можно успеть научиться всего за 10 месяцев? Даже при поддержке супер-компьютера «большой квант», который знает все и может всем детям на местах одновременно отдавать ЦУ, как и что делать. Нужны ведь ещё навыки и умения. В процветание мира детей, особенно в то, которое описано в эпилоге (освоение и колонизация Марса!) верится слабо. Но за гуманистический посыл автору спасибо.

Позабавило изображение других стран и их детей глазами китайских детей — а стало быть, между строк, глазами современного взрослого (самого автора). Анти-американский взгляд налицо. Деньги-деньги-деньги, законы дикого запада, оружие, насилие, в целом право сильного и в конечном счёте — обман как средство внешней политики США — вот они милые сердцу прелести нашей современности. Это не я сказал, это наш китайский друг — товарищ Лю. А роман, на минутку, написан в 2003 году (информация у размышлению — чтобы современные реалии не мешали).

Что же в итоге? Роман прочитать стоит, особенно любителям современной китайской НФ. Лю Цысинь, как мне показалось, работает на совесть. Местами может, наивно, но зато честно и искренне. 7 баллов.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это роман в каком-то смысле педагогический. Ведь в чём задача педагогики? Воспитание нового поколения. Но в обычных условиях новое поколение постепенно меняет старое. А что если старое поколение исчезнет в одночасье? В романе «Эпоха Сверхновой» все взрослые погибают и мир переходит во власть детей. У детей психология отличается от психологии взрослых. Она несформированная и имеет свои особенности, причём не только недостатки, но и достоинства. Конечно, поначалу дети не справляются — ребёнок не может полноценно заменить взрослого. А потом начинают творить такое, что в прежнем обществе и представить себе не могли, настолько это дико и нелогично. Причина этого в том, что дети порой более жестоки; не имея жизненного опыта они меньше ценят жизнь. И они меньше ценят корни и традиции — для них ничего не стоит разрушить старый мир до основанья, а потом построить свой новый мир. Детям в романе помогает квантовый суперкомпьютер. Хоть Лю Цысинь не слишком развивает эту идею, эпизод с искусственным интеллектом показывает картину того, как в ближайшем будущем высокие технологии будут влиять на жизнь общества (или даже реализуют власть над обществом).

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читается интересно. Идея интересна, необычна, но остается много всего за кадром. Например как работают АЭС и химзаводы при таком отношении детей, на сколько должно было хватить припасов, кто поддерживал инфраструктуру... Но это же фантастика. Само отношение детей к смерти тоже частично преувеличенно, как минимум здраво рассуждающих должно быть больше. В конце порадовала идея обмена территориями как символ что нужно развиваться и двигаться вперед.

А в целом при таком мироустройстве странно , что не объявился какой-нибудь разбойничий агрессор , отхапавший себе какую-нибудь важную территорию

Но читается интересно

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх