FantLab ru

Ольга Громыко «Профессия: ведьма»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.31
Голосов:
3813
Моя оценка:
-

подробнее

Профессия: ведьма

Роман, год; цикл «Белорийский цикл о ведьме Вольхе»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 156
Аннотация:

Ну, значит, дело было так. Некая, никому не известная деваха, именуемая Вольхой, возжелала стать ведьмой. Причин две: недурной заработок вкупе с хорошими способностями и полная гарантия, что мужики не будут наглеть. Недолго думая, сия дева направила свои стопы в школу Магов, Пифий и Травниц. Не буду уточнять, как именно, но она туда поступила. Как полагается уважающей себя адептке (кто не понял – студентке), бедокурила напропалую. Ругалась, проносила наколдованное спиртное в стены школы, ну и прочее, что подлежит быть вырезанным цензурой. После сдачи экзаменов в каждом ВУЗе должна быть практика. Вот тут-то все и началось. Направили Вольху в Догеву. Ну, это долина, где обитают очень такие милые твари-вампирчики. Беда у них стряслась, понимаешь ли. Без подставы, конечно не обошлось. Проблема оказалась шибко серьезная – некультурность и разнузданность Вольхи плюс тварь, несущая в долине раздор. Первое — это еще пол беды, а вот со вторым Вольхе пришлось повозиться. В промежутках между написанием отчета о своих действиях в Догеве и борьбой с монстром, Вольха умудрилась сначала нахамить, а после уже и пофлиртовать с повелителем Догевы – неким Лёном – привлекательным блондином-вампиром.

Примечание:

На фестивале фантастики «Звездный Мост-2003» книга получила две премии: третье место в номинации «Дебют года» и «Меч Без Имени» от издательства Альфа-книга. Меч тупой, зато увесистый.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 374

Активный словарный запас: невероятно высокий (3650 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2003 // Лучшая дебютная книга. 3 место

лауреат
Меч без имени, 2003 // «Меч Без Имени»

Похожие произведения:

 

 


Профессия: ведьма
2003 г.
Профессия: ведьма
2005 г.
Профессия: ведьма
2011 г.

Аудиокниги:

Профессия: ведьма
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Zawód: wiedźma. Część 1
2007 г.
(польский)
Zawód: wiedźma. Część 2
2007 г.
(польский)
Povolání: Zaklínačka
2012 г.
(чешский)
Zawód: Wiedźma
2021 г.
(польский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это был один из первых авторов , с которых я начинала читать фэнтези.

Серию про ведьмочку Вольху читала запоем, и с большим удовольствием перечитала сейчас «Профессия Ведьма». В книге конечно есть мрачные моменты, но в общем и целом очень легкая и светлая история, с отличным юмором, без пошлости. Главные герои получились очень живые,не раздражают, и что радует во всей истории нет этой приторно-сладкой романтики.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Порой хочется вернуться к чему-то знакомому, лёгкому, светлому и веселому. Порой это желание столь сильное, что рушатся все планы чтения и откладываются любые даже нетривиальные книги. Ну и гхыр с ними.

Я давно не перечитывала цикл про Вольху. А познакомилась с ним вообще в те давние времена, когда не увлекалась написанием отзывов, а про этот сайт вообще не знала. Так что будем считать, что просто пришло время рассказать о своих впечатлениях.

Не буду вдаваться в банальности о том, какое влияние оказал этот цикл на целое направление юмористической романтической фэнтези. И не буду говорить о волне подражателей, пытавшихся повторить удачный рецепт книги.

Скажу лучше вот что. Не так уж много книг, которые меня действительно веселят и способны заставить смеяться вслух. Здесь ряду эпизодов и метких наблюдений это удается. История легкая, с остроумным взглядом на мир и героев. При этом не глупая, не боящаяся высмеивать героев и не стремящаяся их идеализировать. Порой с вкраплениями более серьезных по духу эпизодов, добавляющих истории глубины.

Первая книга знакомит нас с героями и миром, рассказывает про суеверия, быт вампирской долины, студенческие шалости юных адептов школы магии и один небольшой поход маленького отряда в составе юной ведьмы, вампира и тролля в поисках похищенного сокровища. История бесспорно не законченная, предполагающая продолжение и умело рассыпающая зацепки для дальнейшего развития событий. Читается легко и вызывает в душе тот же отклик, что и в первый раз. Будь то смех над какой-нибудь удачной шуткой или искреннее переживание за героев.

После окончания книги хочется сразу же взяться за продолжение. Пожалуй, не буду себе в этом отказывать ))

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Написано не очень. Не цепляет. Приключения получились жиденькие что ли. Большую часть текста: болтовня, дурня в голове у гг, остроты и временами, действительно хороший юмор. Интересные моменты и приключения происходят редко и набегами, но и они какие-то не настоящие с придурью. Повторюсь, написано не очень. Автору удается только болтовня и частично юмор.

По главному персонажу, она вроде талантливая, но пустоголовая и засранка. Особа, скажем так, не слишком приятная.

Кстати, я бы не сказал, что фэнтези женское. Хоть главный персонаж девушка, тут нет никакой сопливой романтики или драмы на ровном месте.

А оценка на сайте явно завышена.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В конце, когда некромант собирался их убить, эти всё хихоньки-хахоньки, всё петросянят. Немыслимо! Серьезная, опасная ситуация, а такое поведение, как будто они все обкурены в хлам. И ладно бы они своими силами выбрались, так нет же, их спасла Манька (кошка-мутант). В общем, дурка.

Читается все это легко, но и бросается тоже. Дочитал и забыл, даже никаких эмоций после, не осталось. Имхо, убить время и только.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как же я люблю юмор автора. Это тот случай, когда подбегаешь к мужу и начинаешь пересказывать прочитанную байку ;) Хоть сюжет первой книги мне нравится намного меньше, чем сюжет всех остальных, но она такая уютная. Люблю читать такие книги — когда и о серьезных вещах можно поговорить, и поплакать, и посмеяться от души. Советую эту книгу всем друзьям для поднятия настроения и боевого духа)

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самая лучшая, на мой взгляд, книга Громыко. Пусть местами и неровная, но тут скорее от неопытности, а не из-за отсутствия таланта. Перечитывала не раз, хотя обычно редко возвращаюсь к юмористической фантастике, даже если книгу оценила положительно. Да, спустя года и герои, и сюжет уже кажутся поглупее, но так, наверное, со многими произведениями. Меняемся мы, а не книги.

Проблема с «Профессия: Ведьма» сейчас — это засилье ромфанта. Даже не помню существовал ли такой термин или нет на момент выхода книги. Именно у этой книги, как мне кажется, после ее положительной оценки читателями, начало появляться большое количество подражателей. Брали основную канву, меняли расу мужику, и готово. При том, что именно легкого и юморного языка Громыко им всем не доставало.

Именно в первой книге любовная линия выражена слабо, да и без соплей, отпугнуть никого не должно. Немного приключений, студенческих будней, магии. Можно легко скрасить вечер.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

ПИЯВКИ, НАСМОРК И КОМАРЫ ИДУТ В КОМПЛЕКТЕ С ЭКОЛОГИЕЙ

...Я буду странствовать, твоя добро, искореняя зло и смываясь прежде, чем поднимется шумиха...

Ручаюсь, вы не знали, что «мама» Вольхи Редной эпидемиолог. Хотя могли бы и догадаться. То есть, сужу сейчас по своей реакции. Удивление моментально сменилось понимающим: Ну конечно, как она рассказывает об эпидемии чумы в Белории! Страшные страницы воспоминаний сироты задают тон повествованию, с самого начала выводя книгу из-под юрисдикции юмористического фэнтези. На этом стоит остановиться подробнее, хотя бы за тем, насколько жуть карантинных меры, избранных тамошними властями, отличается от мягкого, прямо-таки матерински заботливого: «сидите дома» нашей реальности. А мы стонем, ругаемся, возмущаемся. Вот чес-слово, стоит прочесть начало «Профессии Ведьмы», чтобы понять, как мы феерически счастливы.

Признаюсь, очень долго не могла сподвигнуть себя на чтение Ольги Громыко, когда стопицот знакомых, захлебываясь восторгом, говорили о Белорских хрониках и всяком таком, не раз чувствовала себя тем единственным человеком, который не смотрел «Игру Престолов». Но вот не могла переломить идиосинкразии к жанру. Обилие юных дев непримечательной внешности в комплекте с красавцами вампирами в современной литературе превосходит пределы. А натужные шутки юмора, сопровождающие эти лавстори, смутили бы и Петросяна. Боялась, в общем.

Специально для снобски презирающих низкие жанры — Громыко не такая. Она умница с потрясающим, хотя несколько мрачноватым, чувством смешного. Она не боится детабуировать темы, которые традиционно принято обходить насупленным молчанием, делая это с изяществом и непринужденностью:

...-Но мне не нравится расцветка! Она какая-то неживая! — возражала женщина.

-Так возьмите на саван! — тут же нашелся торговец...

...С вами я соглашусь пойти только на кладбище, при условии, что вас будут нести, а меня подрядят заколачивать крышку...

...-Был у древних такой обычай — хоронить живую жену вместе с почившим супругом.

-И жена не возражала?

-Возражала, но недолго...

И это немало примиряет с неизбежной предсказуемостью сюжета. Она незло посмеивается над героиней-рассказчицей, которую трудно не идентифицировать с автором, хотя бы отчасти:

...Крина ободряюще кивнула и удалилась на кухню, оставив меня наедине с моим интеллектом, то есть практически в одиночестве...

И очень хороша в обращении со словом.

...О, как она выражалась! Это были исключительно цензурные слова, но собранные воедино, производили ошеломляющее впечатление...

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приятное начало.

Когда какого-то автора сильно хвалят, со стороны даже кажется, что преувеличено, то ты смотришь на его книги сразу с настороженностью. Пугают эмоционирующие отзывы. Но приходит время и вот тебе надо иметь какое-то мнение о произведениях этого автора, потому что с тобой желают о них говорить, на его произведения ссылаются. Так что приходится с настороженностью, но все же за прочтение книги браться. И как же бывает приятно, когда автор оказывается очень даже не плох и восторги людей становятся понятны и они построены не на жалости и преувеличении умений автора из-за того, что он что-то «такое» рассказал, что никто не смел рассказывать, но рассказал, то он откровенно плохо и не нечто запретное, если ты умеешь сопоставлять и не отсекаешь от себя «этих» тем.

Громыко я откровенно подозревала в том, что на нее просто фапают потому что она была одной из первых в юмористическом фэнтези и читать там откровенно нечего. Так что бралась за книгу совсем ни на что не рассчитывая, а получила очень приятное повествование с умеренным и не проштампованным во всех местах юмором. Для сегодняшнего дня там конечно нет ничего в самой истории удивительного. Академия, адептка, красавец мужчина, встреченный на ее пути, она сама не дура и силой наделенная, почти избранная. Но при этом истории в книге искристые. Пусть все же не очень понятен мир, да он не прописан основательно, он скорее набросан штрихами, но ты в принципе можешь предположить, что перед тобой. Пусть сама героиня тоже скорее набросок, но по мере чтения ты уже нарисовал себе ее портрет и радостно понимаешь, что нет, таких дев не бывает, но ведь так хочется быть именно такой. Веселой, умной, не обижающейся, важной и нужной, даже самостоятельной, но в меру. И даже честной, хоть тоже в меру) И вроде сильной, но такой нежной ромашкой, чтобы тебя носили на руках через лужи. Как бы то ни было, но это и правда более приятный образ девы в отличии от многих подобных клонов, в героине чуть больше разумного, чуть больше мозгов и мыслей и пусть она мечтает о мужике, но у нее есть и мысли, направленные на другое, что составляет ее жизнь. Ну и, наверное, самое радостное во всей книге, это все же что любовь не нагрянула сразу с первых страниц. Это все же выстраивание отношений. Когда люди не знают, как друг другу подойти, когда у них была возможность и рассмотреть друг друга, и послушать.

Еще замечательным считаю, как автор проговорила про года главного нашего героя Лёна. Что пусть ему и лет много, но он как двадцатилетний пацан. Благодаря чему мы можем не потрясать кулаками, что вроде бы взрослый человек, а ведет себя как пацан. Хотя надо сказать, что с годами у Лёна как-то не все сходится, то он участвовал в войне, то родился при той самой войне. В общем там с историей не все гладко, но все это можно списать на то, что мир такой, что там что не день, то кто-нибудь на кого-нибудь пытается пойти войной. И опять же, что приятно в главном герое, он не ледяной столб, как сейчас любят описать, ну вот тот, что надо отогреть. И одновременно не балагур и весельчак, который тебе зубы заговорит. Он в меру загадочен, в меру властный, в меру веселится. Он кажется нормальным, просто по жанру книги он силен, почти неуязвим, ну и загадочности в нем, если копать, в разы глубже, чем кажется в первый раз.

И опять же по законам жанра серьезные темы не разбираются по косточкам, все же это приключения, развлечение, хоть серьезные темы и всплывали в книге. Не знаю, как Громыко развивала это дальше, но для первой книги, для привлечения читателя, для знакомства с героями и тем что они чудят, написано очень хорошо и даже приятно. Меня не раздражали описания боев. Автор не пыталась сделать их серьезными, хоть опасность и чувствовалась, но ты представлял, как все происходит и все происходило здесь и сейчас одновременно, а не пока мы там на окраине ведем долгие беседы остальные герои замерли, дожидаясь пока на них внимание автор обратит. Описания ворожбы чуть утомляло, но в принципе это было недолго и не забивало книгу.

Кстати, надо отдать Громыко должное, она умела дополнить окружение вокруг героев, чтобы мы понимали, что это за лес, что это за дорога, как выглядит сад и чирикают ли птицы, колышется ли трава. Это было не пустое пространство, оно оживало, да ты не видишь всего мира, но ты видишь места, где присутствуют герои и они живые. Что в принципе и создает ощущение всего мира.

Делая вывод, могу сказать, что для меня самым большим очарованием в книге были не расы, созданные автором, не какие-то удивительные приключения, а отношения. То как Громыко аккуратно и осторожно описывала схождение Лёна и Вольхи. То как Вольха обращала внимание на свои чувства, на изменения в себе. Пусть это не прописано от слова и до слова, но то, что дает автор — это так реально и знакомо, что нельзя не похвалить книгу и не поставить ей хорошую оценку. Ну и заодно подумать, о том, что может и следующую книжку надо бы прочитать.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Средневековый антураж, мир меча и магии (магии много, с мечами как-то не очень :)), много-много приключений и ещё больше юмора — всё это первая книга большого цикла произведений Ольги Громыко о Вольхе Редной. Причём книга хорошо узнаваемая — произведения писательницы трудно спутать с чьими-нибудь другими.

Хотя, впрочем, некоторые отличия от других вещей автора здесь всё-таки имеются. Мы как-то привыкли к довольно спокойной, неторопливой манере повествования в книгах Ольги Громыко — тут же акцент сделан на действие и приключения сыпятся на читателя как из рога изобилия. Хотя главное, чем радуют нас книги писательницы, при этом не теряется — повествование всё равно какое-то уютное, его приятно читать вечерком, никуда не торопясь, смакуя каждый абзац. Тем более, что юмора в этом романе столько, сколько нет ни в одной из других книг автора.

Порадует читателя и удивительно яркий и живой образ главной героини романа — эдакого встопорщенного воробышка, живущего сегодняшним днём и сегодняшними эмоциями, упрямого и одновременно неуверенного, причём прикрывающего свою неуверенность показной уверенностью. И, что самое главное, уже умеющего не отступать и бороться до самого конца....

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

женское фэнтези,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ироничная жеванина
суровым мужикам, любящим Герберта, Зыкова, Пехова, Бретта, не понять и не простить...

Оценка: нет
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне не понравилась книга… Вроде есть сюжет (сюжеты) – но всё равно не то. Не знаю из-за чего… Читать было скучно. Интереса к книге не было. Юмора – тоже. Ну не смешно ведь:

Истосковавшись по ванне (если, конечно, не считать ванной помои, выплеснутые из окна мне на голову на одной из узких улочек Камнедержца), я плескалась в воде добрый час

Если не считать ванной помои, выплеснутые героине на голову?! О_о

Главная героиня – вообще не мой тип. Несобранная, говорит какие-то глупости, всё сует свой нос везде. Но как-то умудряется доводить дело до финала!

Да не только героиня – Лён тоже не понравился! Ни рыба ни мясо. Нудный и скучный. И приключения у них не интересные. Всё ходят вокруг да около, отвлекаясь на всё вокруг и вдруг – всё сделали, со всем справились.

Сама книга читается легко. Но скучно…

Оценка: 3
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга оставила неоднозначное впечатление. Был большой соблазн написать разгромный отзыв прямо по итогам первого раздела, не дочитав даже до конца. Правда, второй раздел оказался немного более осмысленным и чуть более забавным.

Сама концепция вроде бы неплоха — академия магии, девушка, одаренная, но с приветом, курсовая про разумную расу вампиров... Мне понравились те части текста, где освещалась жизнь магического общежития, обучение в академии и то, как студенты обходят всевозможные правила. Это просто сложно испортить. Мне понравилось, что в описании Вольхи упор делается не на внешность, а на личность. Частично мне понравился юмор. Удачных эпизодов довольно много, но... Книга очень неравномерна по качеству текста. Не удивлюсь, если это вообще первая книга автора. С одной стороны — умение легко и ненавязчиво писать, с другой — непроходимый тупизм некоторых ситуаций и крайне поверхностная мотивация многих персонажей. С одной стороны — есть удачные шутки, и немало. С другой стороны, есть и тупые шутки, и целые куски и даже страницы текста, написанные непонятно зачем и видимо, планировавшиеся как шутки, но ни разу не смешные. Если бы половину так называемого юмора убрали, и на оставшееся место всунули более глубокое описание персонажей, какие-то серьезные куски, они бы контрастировали с оставшимися действительно хорошими шутками и оттеняли их. А тут почти вся книга, даже в каких-то кульминационных моментах состоит из смехуечков. И под конец это уже просто не вызывает веселья. В результате мне было и не смешно (шутки затрахали), и в то же время относиться к книге серьезно тоже не получалось, так как серьезного там исчезающе мало.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сюжет, на первый взгляд, мог бы быть удачным, но вот эти непрерывные и не всегда удачные шуточки мешают воспринимать его всерьез. Сюжет в книге не совсем сквозной, это почти что две отдельные истории, связанные только персонажами и парой деталей. Вкратце первая часть: молодую ведьму отправляют расследовать появление в вампирских владениях таинственного чудовища, которое убивало местных жителей людей, а также нескольких приезжих волшебников, сильно превосходящих мастерством глав.героиню. Там объясняется, почему отправили именно ее, но крайне притянуто за уши. Но бог с ней. Оказавшись в стране вампиров, Вольха занимается чем угодно: заигрывает с местным правителем (который явно ее привлекает в сексуальном плане, но автор за всю книгу так и не набралась мужества прямо об этом сказать), шастает по лесу в поисках неприятностей, лечит вампирам зубы, покупает платье на местной ярмарке, ходит с вышеозначенным сексуально привлекательным вампиром на местный фестиваль с блэкджеком и шашлыками... и так большую часть сюжета. Иногда, вскользь, они обсуждают это самое таинственное чудовище. Все. Обстановка абсолютно не меняется где-то 85% истории (я рассматриваю 1-ю часть как отдельный сюжет сейчас), и из-за этого нет ощущения, что это чудовище — действительно какая-то серьезная проблема. Подобный расклад был бы уместен, если бы, к примеру, это было романтическое фентези про любовь девушки к упырю. Или если бы центром сюжета был сбор материала для курсовой (хотя она ее действительно пишет). Но тут у нас вроде как есть БОЛЬШОЕ СТРАШНОЕ ЧУДОВИЩЕ, которое является БОЛЬШОЙ ПРОБЛЕМОЙ. И вот эту большую проблему героиня решает левой задней ногой, импровизируя, и хотя она и оказывается серьезно раненой в бою, ощущения того, что произошло нечто важное и значительное, так и не появляется. Потому что бою не предшествовала сколь-либо серьезная интеллектуальная работа, никакой подготовки как таковой не велось, и складывается ощущение, что девушке просто повезло. Другим магам просто не повезло, а Вольхе повезло, она справилась с монстром не благодаря каким-то своим усилиям или достоинствам, а просто так. Потом ее выхаживают местные вампиры, в том числе тот самый главный секси-вампир, всячески ее благодарят и восхваляют, а потом отправляют ее домой. Все. Конец. Виновником всего оказывается маг, который в самом начале выказывает ненависть к вампирам, а его мотивация описывается буквально в нескольких строчках.

Плюс к этому 18-летняя героиня ведет себя со своим объектом томной страсти так, как будто на самом деле ей 13. И 70-летний или даже более старый вампир тоже ведет себя так, как будто ему 13. Тут советуют «прочувствовать сюжет, представить ситуации и диалоги со стороны», но извините, герои ведут себя просто тупо. Все люди ведут себя тупо иногда, но, черт, не большую же часть книги, где они являются г.героями!

Концепция вампиров как таковых в книге мне тоже не нравится, но это уже мое субъективное мнение. Мне просто хочется, чтобы вампиры в книге хоть чем-то отличались от людей — способностями, психикой, культурой, внешностью хотя бы. Декоративные крылышки на спине не в счет.

Короче, первая часть — это просто сопливое фентези для девочек предпубертратного возраста. По сравнению с этим вторая часть существенно выигрывает. Тут довольно много атмосферных описаний, порой даже мрачных эпизодов, и есть ощущение, что происходит нечто более важное, чем половые терзания героев. В конце, правда, оказывается, что финальный злодей смешон и абсолютно не вызывает ни страха, ни даже легкого интереса. Герои, немного повисев в кандалах (а секси-вампир — полежав в обнаженном виде прикованным к алтарю), побеждают могучего темного мага одной левой. Причем почти все делает вампир, если не считать их помощника — ручной мантикоры. По ходу дела перед пораженным читателем вскрывается тот факт, что секси-вампир, оказывается, невероятно крут, силен и ловок, могучий телепат, может превращаться в волка, чего другие вампиры не умеют, и так далее. Абсолютно никаких недостатков (в контексте книги его видовая принадлежность лишь оттеняет его возвышенный образ, а в глазах г.героини, видимо, является скорее достоинством).

Я читала другую книгу Громыко — «Верные враги», где, как по мне, серьезность и шуточки находились в более разумной пропорции, а сопли и нормальный сюжет не мешали друг другу. «Профессия ведьма» весьма посредственное чтиво, но чего нельзя отнять у Громыко так это умения легко, бойко и ненапрягающе писать. Если даже она пишет тупизм — это хотя бы ненапрягающий тупизм, а не такой, который долго и нудно вытягивает из читателя всю душу. Что делает даже ее неудачные книги идеальными книгами для чтения в метро, например. А так это полная гхырня. Но, думаю, я дам еще один шанс более поздним книгам серии. Судя по «Верным врагам», она умеет писать что-то пристойное.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Похоже на плод тайной любви Анджея Сапковского и Дарьи Донцовой. Местами смешно, местами скучно.

Разбитная героиня придает книжке очарования, но оно стремительно тает с каждой пошлой шуткой и предсказуемым поворотом сюжета.

Странно, как это ушлые режиссеры не додумались книжку экранизировать — получился бы неплохой ситком

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот как не сказать пару хороших слов о писательнице, на чьем творчестве выросло целое поколение? Воспоминания о прочтении самые светлые, ностальгичные. Не скажу конечно что первая книга о ведьме Вольхе стала судьбоносной или что-то поменяла в моем сознании. Но это определенно одна из тех книг которая попалась мне в нужное время и в нужном настроении! И конечно зашла. Поэтому просто хочется поблагодарить Ольгу за ее творчество, за хороший слог и прекрасно-сказочных героев!

Ну самые любимые (не сомневаюсь, что и всеми любимые) цитаты:

> ...потому как дураков на свете много, а ушей развесистых аккурат в два раза больше.

> Из двух зол выбирает только тот, кому недостает смелости выступить против обоих.

> Самый страшный и коварный монстр всех времен и народов — это слухи.

У меня все. Пускай профессиональные критики разбирают творчество Ольги по полочкам.... А я скажу просто: если вам нужно поднять настроение и окунуться в сказочный мир, обязательно прочитайте книгу «Профессия:Ведьма». Можно читать хоть летом, хоть под Новый Год — хорошее настроение будет вам обеспечено. И вы сами не заметите как прочитаете весь цикл.

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После достаточно неприятного опыта чтения опуса Звездной, мне стало интересно: неужели все фэнтези, ориентированное на женскую аудиторию представляет такой же шлак, как и творения «Фантаста года 2016». Решение прочитать роман «Профессия: ведьма» пришло, когда я увидел его оценку на фантлабе – 8.49 баллов при 3 183 голосовавших. Это впечатляет.

На деле же все оказалось менее радужно. Проблем у романа всего две, но очень существенные.

Первая проблема – сюжет. Технически история делится на две части. В начале Вольха Редная, адептка Школы магии, приезжает в вампирский городок и расследует там загадочные убийства. Затем нам демонстрируется традиционный фентезийный квест, в виде похода команды разношерстных героев за важным артефактом. А скрепляет эти части любовная линия между несуразной, несимпатичной, неуклюжей главной героиней и красивым, сильным, мужественным Повелителем вампиров. Как вы поняли – штамп на штампе и штампом погоняет. Само по себе это не так уж плохо, но искушенному читателю здесь искать, в общем-то, нечего.

Вторая проблема – персонажи. Не картон, но до живых людей им далеко. Манекены разной степени трехмерности. Главная героиня временами не очень умная, но когда сюжету надо, она вполне в состоянии продемонстрировать незаурядные интеллектуальные способности. Несколько цитат для демонстрации:

«Мои старания увенчались успехом минут через сорок, и за это время я успела передумать больше, чем за предыдущие восемнадцать лет.»

«Словно мне не восемнадцать, а восемь лет. Или оценка идет в соответствии с интеллектом? Тогда мне, пожалуй, семь…»

Возможно, некоторые читатели списывают это на самоиронию главной героини. Возможно, по замыслу автора, так оно и есть. Но, по факту, интеллектуальностью главная героиня точно похвастаться не может.

Помимо непостоянства умственных способностей главная героиня обладает редкостной взбалмошностью и долбанутостью. Ей постоянно хочется создавать себе проблемы и заваривать кашу, что она и делает большую часть книги.

«С этими словами я запустила кристаллом прямо ему в лоб. В последней фразе речь шла о памяти, предмете более легковесном, и Лён не успел поймать граненый камень размером с добрый огурец. Порезы на лице всегда сильно кровоточат, я совершенно об этом забыла и перепугалась до смерти, когда вампир, коротко и зло взвыв, схватился за лицо и алая кровь ручейками побежала сквозь пальцы. Кому из нас в данный момент было хуже, трудно сказать. Но если Лён в самом худшем случае лишился глаза, то я находилась в предынфарктном состоянии, именно это себе вообразив. Выбить глаз Повелителю Догевы, метнув в него краденым кристаллом, пусть даже нечаянно – только я могла вляпаться в подобную историю!»

Второстепенные персонажи не блещут оригинальностью. Крутой и мужественный Повелитель вампиров временами «чуть не плачет», но в остальном мечта любой девушки. Учитель Вольхи – очень могущественный и очень мудрый, прям Гендальф белорусской закваски. Больше про него сказать в общем-то и нечего. Подруги Вольхи – щебечущие женские стереотипы, которые вообще не запоминаются.

Я не могу назвать проблемой романа его язык, так как языком Громыко владеет нормально. Но и плюсом язык романа я назвать не могу, так как слишком он вычурный и неестественный, пусть и грамотный.

Мир романа также нельзя отнести ни к плюсам, ни к минусам. Он вроде как проработан, но много пробелов и неясностей. Особенно много вопросов вызывает раса вампиров, которую можно заменить на темных эльфов и ничего особо не изменится. Или, например, выдумать новую расу, а не городить бесполезные ассоциации, которые не особо то и нужны. Но есть вероятность, что все неясности мира решаются в последующих томах, чего я, скорее всего, не узнаю.

Последний момент, про который хотел бы написать – это юмор. Хотя роман относится к юмористическому фэнтези, он скорее фэнтези ироническое. По уровню иронии – что-то около детективов Донцовой.

«- Ты куда?

- Туда!

- Зачем?

- Затем! – Я лягнула Лена свободной ногой. <…> Я разжала руки, а Лён – нет. В результате, на долю секунды зависнув в воздухе, я упала лицом вниз. Да будет земля мне пухом!»

Подобные самоиронические пассажи встречаются в романе постоянно и для меня они не смешные. Хотя я вполне допускаю, что своего ценители они нашли, что и доказывает средняя оценка произведения. Тем не менее, пара шуток мне все же понравилась, одну из них я даже приведу тут в качестве примера:

«- Ты взрослая, умная женщина!

Ни то, ни другое, ни третье, — подумала я.»

В целом, эксперимент по чтению женского фэнтези я пока прерву. Надеюсь, что это мне так не повезло и шаблон «крутой и красивый парень влюбляется в недалекую и неуклюжую девицу» не царит в этом жанре повсеместно. Надо бы наведаться на противоположную территорию и посмотреть как дела в чисто мужской российской фантастике.

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В самом начале своего критического отзыва хочу пояснить: мне очень нравится трилогия Ольги Громыко о Вольхе Редной. В далёком 2003 году я с первых же страниц книги понял, что нашёл нечто достойное своего внимания. С тех пор прошло немало лет, Громыко выпустила много книг, однако ни одна из них не могла тягаться ни с трилогией о Вольхе, ни тем более с первой книгой цикла.

Разумеется, я субъективен и пристрастен. Однако мне чертовски нравится юмор и ирония из которого состоит этот роман. Есть книги, которые тебе не надоедают не смотря на то сколько раз ты их читал и «Профессия: ведьма» как раз из их числа. За прошедшие четырнадцать лет я неоднократно перечитывал романы о Вольхе (кажется, этот раз будет четвёртым). И хотя я остаюсь преданным поклонником этого цикла я не могу не отметить, что у книг Ольги Громыко, как у любого другого произведения, есть недостатки. И поскольку авторский юмор мне нравится даже теперь, то под недостатками я понимаю авторские ляпы и логические противоречия внутри книги. Именно на них я и сосредоточу своё внимание в этом отзыве.

Перед тем как начать прошу обратить внимание, что я уделяю внимание именно ошибкам автора. Те нелепости в тексте (как, например, рыцарские доспехи надетые на голое тело или откровенно странное поведение героев в тех или иных ситуациях), которые допускаются ради иронической или юмористической составляющей остаются за пределами моего отзыва. Итак, поехали.

Сначала поговорим о мелких ошибках, а уже потом – о более глобальных.

На протяжении романа автора так и не смогла определиться с учёной степенью второстепенного персонажа по имени Алмит. В первой главе, на странице 19* Алмит сначала именуется аспирантом, а через абзац – магистром 4-ой степени. Затем, на странице 107, вспоминая об экскурсии на которую ходила Вольха с однокурсниками, Алмит называется магистром. Что важно: данная экскурсия произошла то ли за несколько месяцев, то ли за несколько лет до начала событий романа. При этом во второй части романа, события которой разворачиваются через четыре месяца после того как Вольха вернулась из Догевы, Алмит снова щеголяет в статусе аспиранта! Во всяком случае, лекцию студентам читает не магистр 4-ой степени, а аспират (страница 227). Самое забавное, что на странице 229 Вольха вспоминает о том, в своё время Алмит, изрядно напившийся после окончания аспирантуры, не смог попасть на территорию Школы Магов, Пифий и Травниц.

Ошибка географическая поджидает нас на странице 105. Дело в том, что здесь сообщается. Что горный хребет Элгар, которых отрезает Белорию от моря расположен на её ВОСТОЧНЫХ границах. Между тем, на карте, которая появилась в романе «Верховная Ведьма» Элгар расположен на ЮГЕ Белории.

На странице 198 Вольха почему-то называет русалок «фольклорными элементами». Это очень странно, поскольку подобная фраза подразумевает, что русалки – существа вымышленные и обитают только в сказках и легендах. А ведь это не так, поскольку для жителей Белории русалки не более чем очередная раса разумных существ, живущая бок о бок с людьми и от того не представляющих из себя ничего фольклорного.

Теперь поговорим о более серьёзных ошибках автора.

Совершенно не объяснима политика короля Белории в вопросе уничтожения деревень, в которых вспыхнула чума. Автор устами своей героини даёт понять, что это сделано в целях экономии, дескать услуги магов-целитей стоят дороже, чем рассылка отрядов солдат-карателей. Утверждение довольно спорное, поскольку солдатам также приходится платить как за риск, так и за весьма специфическую работу. Кроме того, сожженные деревни вовсе не гарантируют победы над эпидемией (в конечном итоге так и произошло), зато они сокращают налоговую базу и возбуждают ненависть в народе против своего правителя. С такой политикой дождёшься не то что гнилых овощей от толпы горожан в свой адрес, а крестьянского восстания, а то и того хуже – заговора от своего ближайшего окружения. Так почему локальный геноцид, а не банальный карантин? Да просто так, автору надо было придумать тяжёлое прошлое для своей героини и она его придумала не заморачиваясь достоверностью. В первый, но далеко не в последний раз необходимость решить какой-нибудь частный вопрос оборачивается ущербом для основного сюжета цикла.

Как это ни смешно, но самыми большими проблемами романа о вампирах являются сведения о самих вампирах. Например – отношение к ним представителей людской расы. Книга, а заодно весь цикл в целом, имеет мощный толерантный подтекст. Кто такие вампиры в книгах Громыко? Это гонимая и угнетённая национальность, в отношении которой расовой большинство придумывает откровенные небылицы. Ключевое слово здесь – «придумывает», ибо в этом цикле мифы о вампирах не имеют ничего общего с реальностью. Получается что вампиры – это такие евреи, о которых общественность слагает всякие глупые легенды о том, что они по ночам едят христианских младенцев… ой, простите, пьют кровь невинных дев. А вот откуда взялось столь негативное отношение к вампирам – логический затык. С евреями-то понятно: на религиозные причины нелюбви (Христа распяли!) наложился род занятий, который осуждался остальной частью общества (ростовщичество), отсюда и пошло сначала отчуждение, потом – ненависть, а в итоге и идиотские легенды. Что такого вампиры сделали для жителей Белории, Ванессы, Волмении и других человеческих государств, чтобы заслужить столь жуткую славу автор нам почему-то не сообщает. Из-за этого все попытки Громыко изобразить вампиров добрыми и безобидными существами, а людей – ксенофобами и мракобесами выглядит, мягко говоря, довольно странно.

Или, вот, Громыко в самом начале второй части романа даёт понять, что окружающие государства не знают о том, что долины в которых проживают вампиры из-за феномена свёрнутых пространств во много раз больше, чем кажутся если посмотреть на карту (из-за этого учителю Вольхи даже приходится засекречивать её курсовую работу). Однако это же полная ерунда, ведь из текста следует, что войска Белории во время войны захватили значительную часть Догевы (четверть долины оказалась выжжена и теперь на этой территории растёт молодой лес, а ведьмин круг лишился одного из драгоценных камней). Во время тяжелейших боёв люди не могли не столкнуться с «эффектом черновика». Только представьте, какая эта была морока для нападающих, когда любой шаг в сторону от знакомой тропы может забросить тебя на другой конец долины, а из-за спины может выскочить отряд противника, который прекрасно знаком со всеми порталами. В таких условиях даже лица с пониженным интеллектом сообразят о том, что с размерами Догевы (Арлисса, Леска и т.д.) не всё так просто. Однако, если верить автору, люди до сих пор не подозревают о главной тайне долин вампиров. Таким образом, перед нами очевидный авторский косяк.

Но самую большую нелогичность в цикле представляет собой война между людьми и вампирами. Если верить автору, семьдесят лет назад все двенадцать долин-государств были атакованы людьми. Война, вернее серия войн, ведь долины вампиров разбросаны по всему миру, велась с небывалым напряжением и ожесточением сторон. При этом совершенно непонятны мотивы правителей человеческих государств которые втянули свои державы в натуральную бойню, в которой за каждого убитого противника приходилось отдавать 5 – 10, а то и 20 своих солдат. Логика в таких действиях становится понятной только при условии, что человеческому роду грозила вполне ясная и реальная угроза от вампиров. В таком случае да, и странная скоординированность в действиях далёких друг от друга стран, и все расходы, и любые потери (абсолютно неприемлемые при других обстоятельствах) являются обоснованными. Но ведь в цикле Громыко вампиры – мирная раса, не склонная к экспансии, к тому же её представителям для нормальной жизни вовсе не нужна человеческая кровь!

А теперь возьмём карандаш, калькулятор и попытаемся представить масштаб войны. Существует двенадцать долин: Догева, Леск, Арлисс, Волия и т.д. От представительницы вампирской расы мы знаем, что до войны на каждый десяток обычных вампиров приходился один беловолосый. В Догеве их было 2 000 тысячи, В Арлиссе – 1 500 (страница 125). Получается, что до войны в Догеве проживало 22 000 вампиров, в Арлиссе – 16 500. Предположим, что в остальных долинах жило тоже около 20 000 вампиров в каждой. Итого получится, что до войны в мире было около 250 000 вампиров, из них – 25 000 беловолосых. В конце войны повелителей осталось 17 (семнадцать) особей (страница 125). От тролля-наёмника мы узнаём, что в той войне на одного убитого вампира приходилось до двадцати погибших человек (страница 279). Путём вычислений, доступных для учеников второго класса средней школы, получается, что для уничтожения только беловолосых повелителей пришлось погибнуть полумиллиону рыцарей, магов, наёмников, ополченцев. А ведь требовалось убивать ещё и рядовых вампиров, каждый из которых гораздо сильнее, быстрее и выносливее любого человека!

В свете этого грандиозная война в декорациях абстрактного Средневековья с сотнями тысяч, а то и миллионами погибших на полях сражений выглядит просто безумием с точки зрения здравого смысла (где вообще набрать столько солдат в условиях феодализма?). Поклонники цикла могут не заметить столь вопиющего примера авторского произвола (как не замечают и того, что массовое смертоубийство заняло меньше месяца – срок абсолютно невообразимый вплоть до изобретения автоматического оружия, способного выкашивать целые полки в считанные минуты), однако при малейшей попытке проанализировать подоплёку событий цикла авторские ляпы сразу становится очевидными.

Лично мне кажется, что всё вышеперечисленное – результат неопытности Громыко как писателя. Чувствуется, что автор создавала роман без чёткого плана и стройного замысла, нанизывая на основной сюжет истории разнообразные юмористические эпизоды. В итоге получилось то, что получилось. С одной стороны – большую часть ошибок можно было бы избежать при более тщательной проработке произведения, однако при этом роман утратил бы немалую долю своего задора и очарования. Впоследствии Громыко более ответственно подходила к написанию книг, однако превзойти свой же литературный дебют у неё так и не получилось.

Итог: в своём отзыве я долго и нудно говорил о недостатках романа, однако всё это по большей части ерунда. «Профессия: ведьма» не смотря на многочисленные огрехи, является подлинной жемчужиной юмористического фентези, которая является обязательной для прочтения всем любителям этого жанра. После своего выхода роман породил шквал подражаний. Ехидные ведьмы, клыкастые лошади и псевдославянский антураж просто заполонили страницы романов вышедших из-под пера МТА. Впрочем, успешный автор не виноват в творчестве своих эпигонов. И даже сейчас, когда использование наработок придуманных Громыко для написания юмористической фентези является жутким моветоном, влияние книг о Вольхе Редной на жанр остаётся заметным, ибо отрицание штампов и преодоление устоявшихся канонов – это тоже часть литературного наследия.

* — речь идёт о первом издании романа.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх