FantLab ru

Питер Клайнс «Преломление»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.20
Голосов:
156
Моя оценка:
-

подробнее

Преломление

The Fold

Роман, год; цикл «Порог»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 19
Аннотация:

Майк Эриксон – простой учитель в обыкновенной средней школе. По крайней мере, таким человеком он хочет казаться, ведь некоторыми способностями превосходит любого преподавателя в мире. Но спокойная жизнь меняется, когда Майку предлагают крайне необычную работу – загадку, которую можно решить только с его уникальными возможностями.

Речь идет о секретном проекте «Дверь Альбукерке», о машине, которая может мгновенно перенести человека из точки А в точку Б, о первой в мире телепортационной установке. Ее создатели уверяют, что Дверь абсолютно безопасна, и десятки испытаний подтверждают их правоту. Вот только в центре начинают происходить странные инциденты, поначалу незначительные, но затем дела становятся все серьезнее, а ученые ведут себя все подозрительнее. И чем дальше заходит расследование, тем яснее Майк понимает, что эта тайна гораздо страшнее, чем казалось на первый взгляд. Но даже он не знает, с каким ужасом ему придется столкнуться.

Входит в:

— цикл «Порог»


Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2015 // Научная фантастика (5 504 голоса)

номинант
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2017 // Лучший зарубежный роман. 8-е место (США)

номинант
Вавилонская рыбка / Babel Fish, 2020 // (Перевод с английского Ольги Кидвати)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
О. Кидвати (1)

Преломление
2018 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бодренькое такое произведеньице, я даже смог его дочитать до конца. Дальше будет спойлер.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Автор смог впихнуть, другого слова не подобрать, в него все что можно, целую кучу идей, выдранных с корнем из разных фантастических произведений, причем особо видно не напрягаясь их согласованием, ему что мистика, что твердая фантастика похоже все едино, немного секаса, немного перестрелок, причем в этом случае, этот эпизод мне очень напомнил Гаррисона «Конные варвары», прямо один в один, сцена. Все проблемы мгновенно разрешает гениальный аналитик, с эйдической памятью, который мужественно, опустил свой интеллект на уровень учителя средней школы, чтобы не выделяться, а то ребята его в детстве сильно умным считали, вот он и отупел, но быстро вернул его в форму, чтобы все разрулить. В принципе для подобного рода литературы это нормально. Вишенкой в торте, для меня стало отношения к людям и животным. Так вот этическая проблема возникшая из за погибшей во время эксперимента собаки, рассматривается в большем объеме, чем смерти всех остальных людей вместе взятых, что не может не радовать и вселяет в нас уверенность, в высокой гуманистической ценности, данного произведения. Дополнительным подтверждением высокого гуманизма, служит откровения автора выданное героям, что все прошедшие через врата, это двойники из других миров, самым яркими проявлением переживания по этому поводу, было обсуждение, отсутствия сериала «Звездный путь» в другой реальности, а не какие то там переживания о потери собственного мира.

Раньше уже писали, что это больше похоже на сценарий фильма, полностью с этим согласен, причем на сценарий, очень невзыскательного фильма, предназначенного сразу для просмотра по кабельному телевиденью и совсем не годного для кинотеатров. Оценку не ставлю, так как это не мое произведение, а для кого то очень даже интересное.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Качественный триллер.

В центре сюжета — жизнь и работа группы ученых, создавших межпространственный портал. Как водится, все пошло не так.

Жанр романа — научная фантастика, что подразумевает наличие некоторого количества научных терминов, которые, в свою очередь подаются так, что их поймет неискушенный читатель. Повествование, главным образом, ведется от имени школьного учителя с феноменальной памятью, которому было поручено разобраться в том, что происходит вокруг изобретения.

Книга написана легким языком, повествование удерживает внимание на всем протяжении истории, темп от неспешного в начале, к финалу автором взвинчен в тугую пружину. Роман выдался добротным, динамичным триллером. Работа переводчика заслуживает всяческих похвал.

В целом произведение — отличный остросюжетный роман.

Думаю, данную книгу можно рекомендовать всем любителям жанра.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Из плюсов — только динамика и более-менее гладкий текст. В остальном — очень сыровато. Разгадку этого «детектива» понял на первых страницах (наверное, пересмотрел РенТВ). И честно ждал пол-книги (и очень надеялся!), что я ошибаюсь. Нет, не ошибся. И бьюсь об заклад, писалось это автором в надежде на экранизацию. Это прет просто из каждой страницы. В общем, не «литература» это, а затянутый сценарий. Высокая оценка — только за динамику и пару интересных НФ идей.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В принципе, роман понравился. Неплохой язык, довольно интересные персонажи (пусть некоторые и выписаны несколько поверхностно), хорошая динамика повествования.

Отдельно бы отметил старания автора подвести некую научную базу под описываемое. Твердые 8 баллов. Если будет продолжение — с удовольствием почитаю.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Идея автора как и начало книги была достаточно захватывающим, чтобы не отпускать меня даже на сон грядущий.Но как только автор раскрывает карты про происхождение идеи телепорта, становится в разы скучнее. Думаю интригу с чертежами этой конструкции надо было держать до самого конца.И про

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пожирателя миров
-такой поворот выглядит дешевым ,т.к. автор решил не объяснять все с научной точки зрения, а удариться в какой-то мистицизм(хотелось сравнить с Лавкравтом, но онине совсем уместны, так как это немного другой уровень). Зато очень удачно получилась тварь с той стороны которая напала на научную команду.Сам главный герой интересен только тем ,что у него есть способность запоминать абсолютно каждую мелочь и в последствии анализировать ворох своих воспоминаний ,и выстраивать логические цепочки(автор,далеко не ходя, ставит в пример Хомса,с его дедукцией). В целом роман так и просится на экранизацию ,т.к. автором много уделено внимания на описание различных декораций. Если бы не такой ход автором в оккультизм ,то могло получиться что-то более стоящее.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень по-голливудски насыщенный, местами яростно динамичный и идеально подходящий для экранизации роман получился. Обычно меня подобное чутка раздражает, когда автор делает ставку на зрелищность в ущерб продуманной истории, но в данном случае больше понравилось, чем нет. Понравился главный герой, он действительно Майкрофт Холмс по уровню интеллекта и частоте его применения, так что прозвище Клайнс придумал ему идеальное. И я не уверен, но мне показалось крайне ироничным наличие именно муравьишек в голове у героя как часть объяснения его гениальности: аналогия с «тараканами в голове» промелькнула сразу, а учитывая, что обычные тараканы сыграют в сюжете «Преломления» кое-какую роль, вышло довольно забавно.

Понравилось, что автор не стал тянуть кота за любопытные места, а сходу зарядил интригой, которую уже к середине книги развенчал, но читать от этого менее интересно не стало. Очередное научное открытие – возможность телепортироваться – весьма интересно преподнесено здесь в качестве главной загадки. Разумеется, не все так просто, как пытается показать команда ученых, регулярно переходя из точки А в точку Б, за секунду преодолевая километровые расстояния. Где-то есть подвох, и герой находит этот подвох, по сути переводя роман на другие сюжетодвигающие рельсы, отчего тот во второй половине играет новыми красками. Так что заскучать или поймать себя на мысли об однообразии точно не получится.

Отсутствие скуки – вообще главное достоинство книги. Несмотря на свою первоначальную научность, несмотря на гениальность гг, несмотря на множество технических деталей, читается она захватывающе. Почти нет никакой затянутости или воды, нет перебора со скучными описаниями, куча диалогов, ярких и насыщенных, разбавляет действо, куча любопытных ситуаций, особенно после узнавания правды о сущности телепортации, а с появлением противника жанр и вовсе на пару глав трансформируется в крутой экшен, наполненный динамикой и напряжением.

Да, за всей этой яркостью и типичной голливудщиной местами откровенно теряется научный сюжет, но не настолько сильно, чтобы происходящее не оставалось к нему привязано. Любой сюжетный ход здесь вполне укладывается в рамки, заданные в самом начале, просто иногда стиль рассказа истории заметно побеждает суть.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга не понравилась. Не совсем уж «no bueno», как заметил некто в отзыве на goodreads, но и далеко не шедевр. А ведь с обложки автор «Марсианина» Энди Вейр уверяет в обратном.

Итак, Соединительные Штаты Америки, наше время. Коллектив ученых-гиков на денежки налогоплательщиков развлекается с технологиями квантового перемещения. Здесь кольцо – там кольцо. Почти как «звездные врата»: бахнул в одно кольцо хлопушкой, а из другого вылетело конфетти. Прикольно, спору нет. Хватай сам себя за неприличное в межпространственных салочках, без усилий пересылай на другой конец земного шара тяжелые и опасные грузы. Словом, подлинный прорыв в прикладной науке, Луна в шаговой доступности и проч.

Одна беда – аппарат как-то странно работает. Человека в муху он не превращает и не отправляет академический филей на Марс отдельно от владельца. Но

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ученые, прошедшие через телепортационные кольца, начинают вести себя иначе. Один не помнит жену, другой – вместо The Strokes начинает слушать «Ласковый май» и т. п.
Ответственный чиновник Минобороны нанимает знакомого, чтобы тот выяснил, что же за чертовщина творится на объекте и…

Знаете, есть книги, которые создаются по лекалам посредственного киносценария. Их не надо додумывать, не надо подгонять под двухчасовой хронометраж – все уже сделано. Событий в таких книгах мало, происходят они стремительно – доставай камеру да фиксируй. Персонажи действуют сообразно шаблонам: «хороший парень», «сексапильная язва», «обаятельный нерд» и т. д. Они двигаются, словно фигуры на экране, говорят, будто актеры в кино (в посредственном, разумеется), и вообще выполняют роль подвижной декорации.

Их характер или внешний вид даже додумывать не нужно. Автор сходу лепит грубыми мазками образы персонажей. Вместо характеров у них – дежурные фразочки, портретное сходство с известными персонажами (одному так и говорят: «Йо, привет Северус Снейп!») и шаблонное поведение героев молодежного ужастика. Главный герой – моложавый Алан Рикман, шеф проекта – пожилой негр с хитрым взглядом и тростью (читай, Морган Фриман), программистка – стервозная брюнетка в стильном коротком пиджачке (Эллен Пейдж), инженер – чудаковатая девица в худи с надписью «Я ЛЮБЛЮ STAR TREK» и т. д.

Детективная составляющая романа зиждется на способностях главного героя. У него эйдетическая память: он помнит все, что хоть однажды видел или слышал. Естественно, сим удручен – но только на словах. Не тоскует по покойному песику, свидетелем кончины которого стал, не прокручивает раз за разом в голове смех одноклассников, на глазах у которых надул в штаны на выпускном. Ну а так страдает страшно – да, и старается не пользоваться этим умением. Зарисовка на тему «миру не нужен Человек-паук».

Плохие фильмы иногда вводят в заблуждение интересной завязкой. Так и с романом The Fold. Сразу становится ясно, что автор неспособен достоверно изобразить сверхсекретный научный проект. Машина для телепортации – две хреновины из «углепластика», воткнутые посреди пыльного гаража на обочине американской провинции. Секретность отчего-то не мешает герою покупать мебель в ближайшей IKEA и тащить ее на объект. Вся научная деятельность на объекте – киношное клише о работе секретного научного коллектива. Компьютеры что-то высчитывают, инженеры чего-то крутят, лаборанты радостно скачут через дыру в пространстве туда-сюда. В паузах между сценами – кофебрейки с пончиками. Очень увлекательно.

Сюжетный твист нетрудно предугадать, чего не скажешь об обстоятельствах, которые к нему привели. Приготовьтесь, сейчас на вас обрушится вся мощь авторского гения:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Провалив попытку создать телепортационное устройство, ученые тут же, в лаборатории, напились(!), взяли случайную оккультную книгу(!) и в лучших традициях «Зловещих мертвецов» Сэма Рэйми внесли информацию из нее в главный компьютер! Квантовый туннель открылся, и на том его конце, тоскливо похрюкивая, летал над обглоданной альтернативной Землей гигантский монстр со щупальцами.

Я повелся на рекомендацию «Горького», и она меня, к сожалению, разочаровала.

Оценка: 4
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Преломление скачет из жанра в жанр, как и его персонажи кроссят через Уста (сиречь врата, телепорт). И зачин стартанул прям за благо с научфанта, а потом вдруг рухнул в фентези, о котором размусоливают в славословиях на обложке: Лавкрафт, Лавкрафт(!!!). А по мне этот кусок с людьми-жуками как-то мимо ехал. Слушайте, эта книга могла бы быть замечательной только за одно осознание-раскрытие, что никто из персов оказался не тем, кем казался, однако... «зачем было убивать убийцу убийцы, но Донцову просто так не остановишь!», а впрочем... автору, как жирафу от литературы, ему видней. Весьма кинематографичный роман.

Но в любовную линию как-то не верится. Сырая она еще. Поверхностная.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как Муха, сидевшая на Окне, решила отправиться в Долгий джонт

Роман-фильм, роман – готовый сценарий для будущего фантастического боевика с Киану Ривзом в главной роли.

Муха. Естественно, ближайшая ассоциация с фильмом с Джеффом Голдблюмом. Есть установка. Есть контролируемый в кавычках эксперимент. Есть последствия. Один в один.

Долгий джонт. Уже менее похожее произведение, но всё же. Телепортация, переходы, которые вроде не должны влиять на сознание человека и всё-таки влияют, слабая работа людей, отвечающих за ТБ.

Примерно половина книга сохраняет интригу, неожиданные сюжетные повороты, интересная научно-фантастическая идея, но после попыток реконструкции дверей повествование ускоряет ход, скатываясь к боевику с небольшой долей ужасов. Неожиданно и не на пользу. В послесловии автор сам указывает на то, что начало книги было написано очень давно, пусть и оставалась она бы повестью, не сшитой толстыми нитками с другой.

Ну и, конечно, третья ассоциация с рассказом Боба Лемана “Окно”, чью аннотацию, жанровый классификатор и отзывы перед прочтением необходимо пропустить.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я чесно хотела поставить 8 баллов, но потом прочла что автор вроде учил в институте квантовую физику...

В общем, эта книга очень много обещает. И эти неоправданные ожидания конкретно так сказываются на финальной оценке.

Начинается «Преломление» с замаха на ничего себе так научную фантастику! Сюжет интригует. Кажется, вот оно — триумф человеческого гения, технология телепорта, вполне себе работающая «Дверь Альбукерке»... На самом же деле книга напоминает расследование в стиле «Секретных материалов»: главный герой — школьный учитель Майк Лиланд Эриксон отправляется изучать ситуацию вокруг финансируемого правительством проекта «Двери». На бумаге, что называется, все гладко, даже лаборатнорные испытания технология проходит прекрасно, но... Вот это легкое чувство, что что-то не так, складывающееся у чиновника, отвечающего за финансирование исследований... Майк всего-лишь должен съездить в лабораторию, обнадежить своего «нанимателя» и отбыть обратно к летним лагерям, постановкам школьных спектаклей и т.д.

Майк обладает эйдетической памятью. За это автору можно простить все. Как и за шикарное описание мыслительного процесса Майка, за умного в кои-то веки главного героя, за интригующее начало книги.

А вторая часть заметно сдает. Она несамостоятельна. И когда в декорациях начинаешь различать

(там правда спойлер)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Некрономикон, безумного араба аль-Хазреда и дальше по списку

реквизит из литературной вселенной другого автора, как становится не то чтобы неинтересно... Просто понимаешь откуда это чувство вторичности — такое впечатление, что писать книги автор учился по американским сериалам. Вот один герой слишком много болтает и богатый зрительский опыт шепчет «не жилец...», вот другой персонаж уверяет, что «вот она знает все что знаю я»... Тот же голос вздыхает «Аминь...».

В общем, книга достаточно хороша чтобы хотелось поставить ей высший бал. Но она вторична. И главное — автор достаточно интересно пишет, чтобы замутить свой собственный финал, а не подглядывать в книжку другого писателя...

Пы.Сы. Очень иронично то, что преподаватель английской литературы Майк Эриксон не испытал чувства жесточайшего дежа-вю, припомнив литературное наследие одного небезызвестного автора. Что же, этот самый автор в мире «Двери Альбукерке» не родился?... Недоработка...

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший, крепко сделанный роман. Секретный проект где «что-то пошло не так». Главный герой, которого посылают разобраться что же случилось. Все что-то скрывают и насторожены к главному герою. Главный герой — гений с эйдетической памятью. Главный герой разгадывает загадку, но тут начинается такое!...

Все это здорово, но встречалось раньше. Такая «блочная конструкция». Написано профессионально, «держит» читателя с первой главы, отлично выписан главный герой, но нет ничего нового. По ощущениеям очень напомнило раннего Стивена Кинга. Только Кинг все-таки слелал похожее немного раньше. :)

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это моя книга) Не в смысле авторства, а в смысле «моя». Я читал в дороге на работу, да что там скрывать -и в офисе до прихода коллег, и после работы, и иногда вместо. Такого со мной не случалось давно. Я не люблю пересказывать в отзывах краткое содержание, так как во -первых схематичный сюжет не даст представления о книге, а во -вторых в сухом остатке все книги об одном и том же -людях, отношениях, столкновении с некоей проблемой/ситуацией, где главный герой проявляет себя. Написаны просто все книги по-разному). Роман Преломление написан так, чтобы захватить с первой страницы и вести читателя до последней -и через познание героев, развитие отношений и встреча с той самой Проблемой (Ситуацией , называйте как хотите). Помимо действительно захватывающего сюжета в книге есть научно-фантастическая основа, базирующаяся на весьма интересной теории, вокруг которой и появился проект Дверь в Альбукерке, исследовать который и приезжает главный герой. Теория настолько с одной стороны необычная, а с другой вроде как и логичная.... что вполне может оказаться реальностью. На этом все, настоятельно советую прочитать.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отменно.

Сначала, после долгого вступления, это производственный роман про НИОКР и телепортацию. Хороший. Ассоциации: Суарез и «Стрела времени» Крайтона (в «Д.О.Д.О» Стивенсона замес не тот).

DARPA, гики, фрики, Вашингтон, жидкий азот, трейлеры, код на Си, защита животных, бейсбольный мяч, психиатрия, секс после работы, мухлеж с расходами, Стартрек, презентация, экранированный мобильник... И, резко, кровавая драма о суперхищнике и книге безумного викторианца.

Хохма с гайками великолепна, про парадигмы хорошо, вариации Джейми нестандартны, написано мастерски, стройно, динамично — и предсказуемо. Вонг в неназываемовской трилогии драконит такое как расхожий штамп. Четыре с минусом.

Баллы «Преломление» набирает за Лиланда «Майка» Эриксона. Он умен.

А показать ум задача нетривиальная. На ней погорел Чан, увяли цветы для Элджернона. Обычно ее обходят так: просто гений (Ффорде, Булычев), гениальное подсознание (Каттнер), мозг большой (Нивен, Варшавский), облучился (Гроссман), таблетку съел (Глинн), алгоритм вывел (Дэвидсон). Эффектно. Но вопрос-то остается: «Черт возьми, Холмс! Как?!».

Клайнс обосновал предельный IQ. Когнитивное наполовину это память, «вспомнил» и в вузе значит «знает» — а у Майка память абсолютная.

Сочинил ситуацию, в которой «ходячая энциклопедия» была бы бессильна. Только вычленение ключевых, убеждение логикой и проприоцепция.

Снабдил хорошей рабочей метафорой. «Муравьи» в третьей голове США круче «серых клеточек» Пуаро. И нагляднее.

Дал своему гению биографию и характер, достойные интеллекта. У Пратчетта и Желязны мнемоники орудия чужой воли, а тут он хозяин себе и своим талантам. Читать, как школьный учитель разбирается с умниками проекта «Дверь Альбукерке» — истинное удовольствие.

Полиграфия хороша. Перевод в норме, ляп заметил один, с кличкой пса.

Вместо рекомендаций (рекомендации? Читать!) пара спойлеров:

№1 Котёнок спасется;

№2 Даша — имя для порнозвезды.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вещь нескучная и не штампованная. Прочел пару лет назад. Теперь вот выйдет перевод — прочту и его.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Лавкрафта там и правда чуть больше, чем нужно, но — лишь во второй половине книги! Саспенс нарастает постепенно. Само действо происходит в том же мире, что и «14».

Это история необычного человека, оказавшегося в еще более необычных обстоятельствах. На самом деле книга косвенно затрагивает важный философский вопрос о природе идентичности человека, словом почему человек называемый мной, «в чье тело я одет» — это я, а не кто-то иной? Собственно только человеку с эйдетической памятью оказалось возможно правильно поставить вопрос об идентичности окружающих. Кстати ведь Пуаро и мисс Марпл — они тоже обладали сверхпамятью, их наблюдательность — это уже эффект памяти. Ведь «обычный человек» тоже видит всё, однако не всё, что увидел, может помнить. Человеческая память по природе своей ассоциативна, таким образом мозг способен сжимать информацию, не дублируя «похожее». Но у обычного большинства ассоциации зашумлены, замусорены. Жюль Ренар как-то написал:

Романтик смотрит на зеркальный шкаф и думает: это море. Реалист смотрит на море и думает: это зеркальный шкаф. Но человек, мыслящий правильно, говорит при виде зеркала: «Это зеркало», и при виде моря: «Это море».

Это и удается Майку-главному герою — мыслить правильно, хотя жуть и абсурдность окружающего делает всё чтобы сделать эту правильность замусоренной.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В детективной части — интересная завязка и развитие сюжета. Тем более разочаровывает развязка —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
банальная лавкрафтовщина
. Однако, читать интересно, захватывает. Достойный динамичный экшн. Хороший развлекательный роман.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх