FantLab ru

Ирина Богатырёва «Кадын»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.48
Голосов:
29
Моя оценка:
-

подробнее

Кадын

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В стране золотых гор, где обитают духи древних шаманов, сокрыт от людских глаз вход в Шамбалу. Правит этой страной Кадын — великая госпожа. Еще девочкой прошла она обучение у старой шаманки, в схватке с духами обрела новое имя, и ей открылись тайны устройства мира и обретения могущества. «Кадын» — книга о силе и власти, о неизбежных переменах и великом Пути, о любви и настоящей верности.

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 487

Активный словарный запас: крайне низкий (2155 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Русский Букер, 2016 // Студенческий Букер

Номинации на премии:


номинант
Новые горизонты, 2016 // . Финалист (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Кадын
2015 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тягучее повествование для кого-то покажется нудным и излишне растянутым. Для меня же все оказалось к месту. Буквально с первых страниц мы попадаем на посвящение — местный обряд по обучению подростков познанию своих внутренних сил, сопровождающийся физподготовкой. «Военные сборы» проходят вдали от дома, в «полевых» и крайне жестких условиях, и учитель всего один — местный шаман. К слову, основная задача учеников — обрести своего духа-спутника ээ и научиться понимать его. Вообще все эти упоминания бесплотных духов напоминают шаманские пляски с бубном, когда в раскуренной дымке теряется реальность и на первый план выступают сказочные образы-видения. Вот и весь сюжет такой же: только читатель представил себе тайгу, охотников, кочевой народ, как тут же все затягивает туман блуждающих ээ-борзы и загадочных Чу — тех, что не люди и не духи. Завораживающие образы и описание быта кочевого племени увлекают и выстраивают в мыслях занимательную историю взросления царской дочери.

Любовь? Да, автор показала, что не чуждо это чувство нашей героине, но долг перед народом превыше всего. И уж если ее выбрала Луноликая Матерь в свое воинство, не суждено Ал-Аштаре познать долю жены и матери. Итак, чувства и разум. Желания и долг. На примере подруг героини мы видим, что не все смогли обуздать свои желания. Тем целостнее вышел образ наследницы. Война со «степскими», выбор дальнейшего пути, преодоление недоверия и напоминание о заветах предков — тяжела доля Царя — хрупкой девы-воина. Тем больше было мое недоумение, когда роман так быстро закончился. Я уже сжилась с его героями, казалось, ничто не предвещает скорый финал, ведь еще столько неразрешенных проблем. И вдруг такое странное решение принимает Царь — может, логически имеющее смысл для будущего всего народа, но это будет совсем другая история. А нам остались сожаление и печаль — как при расставании с закадычным другом.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обычно «Кадын» сравнивают с «Мэбетом» Григоренко (и сравнивают не в пользу романа Богатыревой). Меня же «Мэбет» совершенно не тронул. Главным достоинством «Кадын» кажется мастерское соединение эпоса, сказки, бытописания и романа о взрослении. Стилистическая монотонность, отмеченная критиками, — это как цемент, что скрепляет очень разные жанры, создавая удивительно цельный мир.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роскошен язык, которым написан роман. Повествование плавное, точно привольно разливается степная река. Великолепно получился фэнтезийный мир, сплетенный из скифских, алтайских и каких-то еще экзотических мифологических систем. С этнографической точностью прописаны обычаи кочевого народа. Естественно и непринужденно скользят по страницах духи-ээ. Здесь мечтают о таинственной Золотой реке и растят коней золотой масти. Смеются на посиделках и хвастаются расшитыми бисером подошвами сапожков. Воюют с соседями и заклинают духов.

Особый мир — амазонки, Луноликой матери девы. Нестареющие, непобедимые в бою, окруженные стаей подвластных им ээ. Такой мечтает стать и главная героиня — царевна Ал-Аштара.

Живыми, из плоти и крови получились и она, и четыре ее подруги — девчонки, избранные стать амазонками. Они очень узнаваемы, они наши хорошие знакомые. С той я сидела на одной парте, эта жила в соседнем подъезде... Ал-Аштара была у нас старостой класса. Отличница и дочь влиятельных родителей, она никак не могла взять в толк, зачем на нее свалилась этакая морока. Поначалу я недоумевала. Ведь здесь у нас фэнтезийный мир, и выбор кандидаток делают духи, а они, в отличие от учителей, вроде бы ошибаться не должны. Тогда как в отряд воинов-амазонок попали Ильдаза и Ак-Дирьи, которым вся радость жизни — строить глазки и сплетничать? Как стала вождем эта самая Ал-Аштара, не слишком сообразительная и на редкость лишенная лидерских качеств?

Но судьба в лице автора расставила все и всех по своим местам, река повествования потекла дальше. И я уже с интересом следила, как Ал-Аштаре пришлось уже не на словах только, а на самом деле примерять на себя долю вождя.

И вновь поднимается загадочный туман, на другом берегу реки встают темные тени древнего народа Чу — то ли духов, то ли чудовищ. Мир, созданный автором, манит к себе, не хочет отпускать.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Её звали Ал–Аштара, ещё по–разному звали люди, кто быстрой, кто меткой, только она не слушала, научилась не слушать, ибо избрана была для высшей цели, быть ни как все – так определили её судьбу духи… И про неё эта книга… Да и не только про неё: степь, кочевья, горы, лес, духи, Девы–воины, шаманы, война, любовь, взросление, служение и многое другое разворачивается на страницах этой замечательной книги. В воображении рисуются картины предгорьев Алтая, курганы, многотравье, свободный ветер. Возможно в романе на самом деле мало настоящего алтайского, но всё же подача этой истории с лёгкостью располагает к представлению именно этого края.

Три возроста Ал–Аштары: девочка–девушка–женщина. Три этапа становления: детские порывы–юношеские смятения–женская мудрость. И в каждом этом этапе жизни главной героини Автор правдиво и тщательно показала характер и взросление героини, её влияние на окружающих людей, её становление, как вождя – не царицы, а именно вождя, царя. Вождь, царь её называли – именно так, в мужском наклонении, тем самым показывая, что этого звания достоин только самый сильный во всех отношениях человек. Наверное женщины были слабее, ведь недаром их с детства забирали на обучение из семьи и учили жёстко, безжалостно, забыть о себе, истребить в себе всё женское, что самое сложное, и ни всякая выдерживала… И только единицы становились Девами–воинами, а главной героине выпала самая сложная судьба. Долг и совесть – вот всё, что должно было жить в ней и как же тяжело, часто очень больно, со слезами, с неистовством росли и крепли в ней эти чувства – долг и совесть – многим и вовсе непонятные, недоступные пониманию в полном их смысле. Вождь ничего не имеет кроме долга, совести и доли. ,,Долг вместо сердца, совесть вместо крови и доля одна в голове''.

Было очень интересно читать, познавательно. Не скажу, что это было легкое чтиво, книга написана достаточно сложно, много описаний, достаточно подробных, тягучих, но детальных, красочных и понятных, которые и создают образ края, всех персонажей, их действий, поступков и приключений. Кому–то может показаться книга скучной, что она длинная и в ней ни так много действий. Нет, действий и событий в ней достаточно, просто они не очень то быстры и скоротечны. Если бы было наоборот, то книга не имела бы такой магической притягательности, своего очарования и качества. А она очень качественна: персонажи, развитие, стиль, язык речи – сплошное удовольствие и наслаждение…

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для этнологического фэнтези характерно своеобразие звучания, причудливость антуража, оригинальность не только мыслей, но и самого образа мышления. Демонстрируя и применяя все вышеперечисленное, Богатырева не только прекрасно передает в романе «Кадын» внутренний мир царицы Ал-Аштар и быт ее семьи, но также обнажает туго натянутые узлы конфликтов, возникающие между степняками и горцами, между кочевой и оседлой жизнь самих родов, между старыми и новыми верованиями, между долгом царя и зовом сердца.

Здесь духи указывают людям их призвание. Бродят возле каменных столбов Чу, зловещие тени-призраки древних владык. Конский топот тревожно доносится из степи. И тонкой струной звенит обещание о возвращении народа к Золотой реки...

С одной стороны, Богатырева старательно соткала полотно повествования из обрядов и традиций, обычаев и нравов люда Золотой реки. С другой же, эту историю поет-выпевает сама Ал-Аштара, словно изливая свою судьбу от рождения и посвящения. Выпевает неспешно, с чувством, то пылко, то скромно. И мало-помалу все больше добавляется ноток — тревожных и радостных, ослепляющих болью и навевающих тихую грусть. Ведь текут времена, меняется даже облик гор — и народ не может оставаться неизменным. Начинается что-то новое, умирает что-то старое... Лишь камни вечны, камни и песни, что звучат над ними.

Итог: красочное эмоциональное повествование-взросление сильной героини.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Древняя древность. Племя, цель которого — непрерывное кочевье в поисках Золотой реки. Обычаи племени, осевшего временно у подножия высоких гор, где и тайга есть с охотой, и реки с рыбалкой и золотом по берегам, и степи для откорма скота. Жизнь, быт, праздники. Взросление главное героини — младшей дочери «царя». Хотя, он действительно царь. И он с детства втолковывает ей, что царь — это не только огромная власть и права, царь — он еще и пленник своего рода. И должен делать то, чего хочет все племя. А ей это не больно-то и надо. Перед ней 0- шесть старших братьев.

Кстати, интересный у них обычай: наследует власть не старший, а младший.

Обряд инициации. Выбор духа-хранителя. Понимание, что вся природа, все вокруг наполнено духами — злыми, добрыми или нейтральными.

А потом вдруг — война.

А потом — предательства.

А потом уход отца, и нет более никого, кроме этой девочки... То есть, бывшей девочки, а теперь воина, принявшего обет безбрачия. И нет смысла думать о том, чего хочется. И даже о том, что надо делать, чего требуют духи. Царь — пленник своего рода. Он должен помогать и спасать. Он должен откликаться даже на те чаяния, которые самому ему (ей) совершенно не нравятся.

Природа, красивые кони, сильные люди, интересные обычаи, одежда, магия...

С удовольствием прочитал.

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу оговорюсь, что роман Ирины Богатырёвой «Кадын» я прочитал довольно давно, но вопреки своим привычкам больше трёх недель не мог не то что написать отзыв, который бы меня устраивал, — жанровый классификатор заполнить не мог! Это ни в коем случае не означает, что роман плох — ни в коем случае!!! — просто слишком уж разноплановым получился он у автора. Что это? Фэнтези на весьма экзотическом алтайско-пазырыкском материале? Историческая проза? Некая новая разновидность магического реализма? Сказка/Притча? Не знаю я, как называется жанр, в котором есть элементы всего вышеперечисленного! Да что там жанр, даже с возрастом читателя определиться сложно — с одной стороны можно сказать, что это классическая история взросления (недаром первая часть романа, выходившая отдельной книгой в 2011 году под названием «Луноликой матери девы» получила премию подростковой литературы III международного конкурса имени Сергея Михалкова), с другой — грустная и даже трагичная история жизни и судьбы женщины, разрывающейся между желаниями своего сердца и осознанием долга. Долга перед своим внутренним «я», перед родом, перед людом...

Если более подробно говорить о чём, собственно, эта книга, лучше всего дать слово автору. Сама Богатырёва говорит, что она — о пазырыкцах. Не вдаваясь в историко-археологические дебри (всем интересующимся — Google в помощь, информации о пазырыкской культуре в сети навалом — от серьёзных научных работ до бредней типа «раскопали принцессу Укока — поэтому в стране стабильности до сих пор и нет!»), скажу лишь, что трактовка пазырыкской культуры получилась у автора во многом спорной, но вполне имеющей право быть. С другой стороны — автор и не собиралась писать исторический роман, о чём сама заявляла неоднократно. Да и не главное это в книге. Главное — КАК и каким языком написан роман...

Вообще, книги я читаю довольно быстро — стандартного тома страниц на 400 мне хватает на пару дней. Но «Кадын» я читал маленькими кусочками, дозировано, потому что ТАКИЕ книги нужно читать только так. Когда я брал в руки эту книгу, я будто проваливался в повествование, оно поглощало меня полностью, хотя манера изложения Ирины Богатырёвой не может похвастаться особой динамикой. Читаешь страницу за страницей и ощущаешь себя там, на границе Степи и Тайги, напротив женщины, которая рассказывает тебе историю своей жизни, а между вами горит и потрескивает костёр, отбрасывая на лицо собеседника таинственные отблески, а в ноздри бьёт запах хвои и смолы... И ты уже не понимаешь, где реальность, где вымысел, и что вообще происходит, да и происходит ли... Великолепное произведение! Жизнь главной героини романа — пазырыкской царевны Ал-Аштары, которую люди зовут Кадын, — будто застряла между миром человеческим и миром духов, при этом автор никоим образом не объясняет, существуют ли в реальности духи-ээ или таинственные древние Чу, ушедшие под землю, или же они лишь часть мифологического восприятия мира принцессой Кадын. Вот как хочешь, так и читай! Есть желание — воспринимай это как некий магический реализм, сконструированную автором мифологическую систему нетрадиционного фэнтезийного мира. Хочешь — отнесись, как к галлюцинациям и наркотическим видениям, благо для людей в теме по тексту разбросано множество намёков — знаменитые «скифские бани» с конопляным дымом, различные дурманные зелья от старой Камки, зелёноватое молоко в чашах... Честно говоря, давненько я не встречал подобного погружения в совершенно иное — мифологическое, древнее, корневое, не знаю, как ещё сформулировать! — восприятие мира. И это погружение получилось у автора действительно впечатляющим...

Сам роман делится на три части. Первые две — от лица Ал-Аштары, которая рассказывает историю своей жизни. Часть первая, «Воины Луноликой», повествует о периоде обучения юной царевны и ещё нескольких девушек у старой шаманки, Камки, и представляет из себя типичную историю взросления и обретения, осознания своего предназначения. Как обычно бывает с аннотациями наших издательств, к тексту романа они не имеют практически никакого отношения, поэтому не ждите от «Кадын» очередной истории об Избранной. Не будет никакой Шамбалы и Великой госпожи Кадын. Будет молодая девушка, разрывающаяся между своими желаниями и осознанием предназначения, доли. А предназначена она для служения Луноликой Матери, судьба её — отринуть свою природу и стать чистой девой-воительницей. Начиная читать, ожидал чего угодно, но количество обломов, которое выпадает на долю главной героини, меня буквально потрясло. Спойлерить не буду, потому как отзыв тогда станет совсем уж многословным, да и не имеет это смысла, так как весь он укладывается в одну лишь фразу, произнесённую устами одной из героинь: «Хоть к дальним стоянкам откочуй, а доля настигнет...» Вторая часть, «Имена войны», посвящена противостоянию племени ачжунов со степняками. Не надо ждать описания масштабных сражений и героических подвигов, потому что «честный воин молчит, а верный воин — погиб. И тот, кто остался жив, должен молчать в память о павших». Всё гораздо масштабней — столкновевие кочевого и осёдлого быта, превращение недавних кочевников в таёжных охотников, смешение пришлого и автохтонного населения (а этническая история пазырыкцев и окрестных племён ох, как темна!), изменение религиозных представлений, одним словом — много чего. Эта часть лично мне понравилась больше всего. В третьей части, «Царь», повествование ведётся уже от лица молодого воина Алатая, для которого Кадын не столько человек из плоти и крови, сколько воительница и властительница. Эта часть показалась мне наиболее спорной, потому как некоторые мотивы и поступки героев остались для меня непонятными, но смена «репортёра», несомненно, пошла повествованию на пользу. Таким образом, перед нами сложное, многоплановое произведение, в котором в равных пропорциях смешались роман взросления и историческая проза, необычная фэнтезийная составляющая и этнографические зарисовки, психологические переживания героев и рассуждения о долге, ответсвенности и Судьбе... Повторюсь, пожалуй, ещё раз — рассказать о романе «Кадын» невозможно, его нужно прочитать и прочувствовать.

Если кратко подводить итоги — я остался от книги в полном восторге. Один из лучших романов, прочитанных мной за последние пару-тройку лет. При этом я совершенно не представляю, кому можно было бы его рекомендовать. Более чем уверен, что у многих он вызовет недоумение по причинам, о которых я говорил выше — слишком сложно определить его жанровую принадлежность. Так что вряд ли роман станет широко популярным, хотя внимание критиков он, безусловно, привлёк. Ну тут уж ничего не поделаешь — алтайское горловое пение тоже мало кому нравится =))) Я же получил именно то, чего хотел — уникальный, штучный продукт, для которого лучше всего подойдёт термин, которым названа серия — «этническое фэнтези».

P.S. Совершенно не представляю, какими произведениями можно было бы продолжить данную серию. Поэтому вдвойне радует, что на август 2016 издательством анонсирована книга А.Борисовой «Люди с солнечными поводьями», созданная на материале якутских олонхо. Хотелось бы надеяться, что серия найдёт своего читателя и мы увидим ещё пять-шесть томов интересных и нестандартных произведений, потому как «Кадын» — настоящий глоток свежего воздуха в бесконечной череде попаданцев, возрождённых Российских Империй и любовно-магического женского фэнтези.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх