FantLab ru

Грегори Дэвид Робертс «Тень горы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.09
Голосов:
98
Моя оценка:
-

подробнее

Тень горы

The Mountain Shadow

Роман, год; цикл «Шантарам»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

«Тень горы» — долгожданное продолжение одного из самых поразительных романов начала XXI века!

«Шантарам» — это была преломленная в художественной форме исповедь человека, который сумел выбраться из бездны и уцелеть, разошедшаяся по миру тиражом четыре миллиона экземпляров (из них полмиллиона — в России) и заслужившая восторженные сравнения с произведениями лучших писателей нового времени, от Мелвилла до Хемингуэя. Маститый Джонатан Кэрролл писал: «Человек, которого “Шантарам” не тронет до глубины души, либо не имеет сердца, либо мертв... “Шантарам” — “Тысяча и одна ночь” нашего века. Это бесценный подарок для всех, кто любит читать». И вот наконец Г. Д. Робертс написал продолжение истории Лина по прозвищу Шантарам, бежавшего из австралийской тюрьмы строгого режима и ставшего в Бомбее фальшивомонетчиком и контрабандистом.

Итак, прошло два года с тех пор, как Лин потерял двух самых близких ему людей: Кадербхая — главаря мафии, погибшего в афганских горах, и Карлу — загадочную, вожделенную красавицу, вышедшую замуж за бомбейского медиамагната. Теперь Лину предстоит выполнить последнее поручение, данное ему Кадербхаем, завоевать доверие живущего на горе мудреца, сберечь голову в неудержимо разгорающемся конфликте новых главарей мафии, но главное — обрести любовь и веру.

Входит в:

— цикл «Шантарам»



Тень горы
2016 г.
Тень горы
2016 г.
Тень горы. Том 1
2017 г.
Тень горы. Том 2
2017 г.

Аудиокниги:

Тень горы. Книга 1
2016 г.
Тень горы. Книга 2
2016 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга Робертса «Тень горы» – долгожданное продолжение «Шантарама». «Шантарам» не относится к числу моих любимых книг, но произведение это значительное.

И первая, и вторая часть посвящены Индии 1980 – 1990-х гг. Основное действие разворачивается в Мумбае. Поскольку временного разрыва между первой и второй частью нет, то это верно для обеих книг. В них автор показывает в первую очередь Мумбай криминальный, поскольку главный герой Шантарам сбежал из австралийской тюрьмы и скрывается от закона на самом дне. Лихие девяностые были в Индии не менее лихими, чем в России, с той только разницей, что у нас это была кратковременная катастрофа, а Индия так живёт много веков.

В первой части помимо Мумбая присутствовали и другие локации: деревня, из тех, где последние 1700 лет не было разводов, Афганистан, Гоа. Во второй части добавляет еще и Гора. На Горе обитают учителя мудрости, представляющие весь спектр гуру современного мира – от настоящих философов до тех, кто просто обогащается на идиотах. Шантарам на Горе находит новую инкарнацию Кадербхая, этакого восточного мудреца, бойца и лидера мафии, который погиб в первой части. От него Шантарам узнает, что тень горы – это зло, ненависть, насилие, которые нужно оставить позади, чтобы иметь возможность жить дальше, и в конце романа Шантараму это удается.

Вопрос, долго ли человек вне закона проживет без оружия и с добротой в душе, выходит за рамки действия. Хотелось бы верить, что всё получилось. В этом романе автор так умилительно любит своих героев, что никого не оставляет без кусочка счастья, никто не ушел обиженным: все сюжетные линии, даже мельчайшие второстепенные, кончились хорошо. Всю последнюю часть Шантарам и Карла завязывают кармические ниточки и разносят кармические подарки, прямо как Дед Мороз, доктор Сэм Бэккет или мистер Риз.

В книге есть дружба, любовь, детектив, бандитские войны, много гашиша и прощание Гильгамеша с Энкиду.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это не спойлер с моей стороны, потому что автор сам в предисловии пишет, что это в книге будет. Так что готовьтесь, если вы любите Абдуллу Тахери.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга-разочарование, для меня по крайне мере.

Куда делась Индия?

Куда делся Лин?

Тот неадекватный тип, который, действует на страницах второго романа, НЕ ОН.И вообще, герои однозначно с адекватностью попрощались, особенно главные. Все второстепенные потеряли своя яркость и индивидуальность. Кучка «положительных парней» — как клон одного и того же, говорящего на разных языках.

Куча метафор и размышлений к месту и не к месту сбивает читателя с толку. Куча роялей, всего куча, я бы сказала, даже куча мала, но больше на кучу мусора похоже.

Ощущение такое, что писал совершенно другой человек по наметкам автора , написавшего «Шантарам» . Приношу извинения за сбивчивость изложения, но давненько такого возмущения у меня книга не вызывала. Возможно, я бы так не возмущалась бы, кабы не шикарные впечатления от первой книги.

Оценка: 3
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Редакторы издательства «Азбука» полагают, что читателям Робертса перед началом чтения романа необходимо умыться страничкой липкой хвалебной патоки из отрывков различных зарубежных изданий. Шантарам в этом не нуждался, как не нуждается и «Тень горы», но совершенно по другой причине. Часть этой хвалебной страницы занимает выдержка из интервью Робертса, где он говорит: «… я использую множество аллегорических отсылок: в «Шантараме» — к дантовскому «Аду» и к Библии, в «Тени горы» — к «Энеиде» и «Эпосу о Гильгамеше». С текстом Вергилия я знаком только по пересказу, а сюжет эпоса шумеров помню лишь по учебнику истории за 5 класс, «Божественную комедию» читал в 8 классе для уроков по литературе, а с Библией знаком отрывками, как любой средний читатель. Однако, я полагаю, чтобы говорить такое о себе и своем тексте, нужно быть Борхесом или Умберто Эко. Грегори Дэвид Робертс — австралийский байкер-уголовник, у которого получилось написать одну довольно неплохую книгу, и который неожиданно попал в струю и стал популярен. Но который, по-видимому, неверно оценивает свои способности и не осознает свое место в литературе.

Сюжет романа на протяжении первых трёхсот страниц напоминает игру ГТА. Герой определенного уровня просыпается, встречается с кем-то из знакомых, узнает о существовании проблемы, идет встречаться с недругом, либо случайно натыкается на него, происходит стычка. Новый день – новое задание. Велокиллеры, наркоторговцы, мафия-конкуренты, спортзал на углу в старом здании – подобные детали заставили меня почувствовать будто бы я сижу за клавиатурой старого ноутбука и гляжу в черный затылок Карла Си Джея. Вот только вынужден напоминать себе, что затылок белый, с длинными волосами. Нет ощущения целостности романа, ощущения движения в сторону единого сюжета, ощущения наличия единого замысла. Согласен, что бродить по мафиозным задворкам Бомбея было интересно, но хотелось получить от книги большего.

Для создания сюжета Робертс пользуется сериальным приемом: поскольку большинство старых врагов и друзей мертво – нужно завести новых. При этом старые друзья – Абдулла, Дидье и Джорджи – как будто бы выродились в плоские картонные фигуры, которые мы узнаем только по костюмам. Новые же враги и друзья липнут к главному герою с ужасающей скоростью. Из ниоткуда возникает невероятное количество добрых классных парней, спешащих на помощь главному герою: Навин Адэр – индус-ирландец, частный детектив; Олег – русский писатель; Рэнделл – бармен-водитель; Анкит – портье-тайный агент, и даже персонаж-однодневка – добрый честный коп Доминик. Причем, искренность этих персонажей не вызывает сомнения, но не может заменить Прабакера, обитателей трущоб и Кадербхая.

Примерно с середины романа герой воссоединяется со своей возлюбленной – зеленоглазой брюнеткой Карлой. Если после первой книги я воспринимал её таинственной принцессой, то в «Тени горы» Карла бьет все рекорды стервозности, выдуманной таинственности, непоследовательности и искусству сворачивать кровь и коверкать мозг любимого мужчины без физического вмешательства. При этом главный герой не устает ей восхищаться, в то время как читателя Карла непрерывно раздражает.

Там же в середине романа становится ясно о тени какой горы идет речь. Я уже начал притягивать за уши следующее толкование названия книги: гора (с ударением на о) – на маратхи – белый человек, так называли главного героя некоторые персонажи. И возможно, о его тени – как главного героя и выдающегося человека – идет речь. Как вдруг игра в ГТА прервалась и действительно возникла гора, на которой живет духовный наставник, у которого бы учиться и учиться жизни и мудрости. Причем наставник пытается в своем учении синтезировать религию с наукой – один из древнейших проектов в истории философии. Меня как выпускника философского факультета гуру с горы не впечатлил, а наоборот раздосадовал. Робертс будто бы следовал модной тенденции писать о духовном совершенствовании, но при этом забыл, что модно это было лет пятнадцать назад, когда тоннами издавали Коэльо. Кроме того литература, претендующая на владение умами, должна отличаться изяществом и кажущейся глубиной, чего у Робертса нет и в помине. А две страницы состязания в афоризмах – это по-моему верх выпендрежа и безвкусицы.

Еще одной раздражающей деталью является промискуитет. Если главный герой отличается твёрдыми моральными принципами и привязан только к двум своим возлюбленным, то его друзья стихийно вступают между собой в половые сношения. Шестьсот страниц я наблюдал за робкой любовью Навина Адэра к Диве Девнани, чтобы потом она легко отдалась славному парню Рэндаллу.

Коллега по работе сказала мне, что ее очень расстроило, что герой не упоминает и не заботится о новорожденном сыне Прабакера – героя, обеспечившего половину успеха первой книги. Ей было это по-человечески неприятно. И я, все больше приближаясь к концу книги, все больше становился с ней солидарен. Главный герой щедро разбрасывает свое духовное и материальное богатство по улицам и задворкам Бомбея, но поддержать малыша с невероятной улыбкой, чей отец трагически погиб, оказался неспособен.

Вообще, создается впечатление, что при написании сиквела Грегори Дэвид Робертс потерял что-то большое и главное. Есть герои, есть декорации, конфликты, смерть, жизнь, любовь. Но как будто бы душа автора отсутствовала при написании. Восемьсот страниц текста оставляют ощущение «недо» — недоделанности, недосказанности, недодуманности. Как будто собрали конструктор из элементов – а главного, что вдохнуло бы в голема жизнь, не хватает.

Подводя итоги, можно сказать что я читал роман с угасающей надеждой и растущим раздражением. Качественный уровень «Тени горы» — это бутерброд с колбасой или пельмени. Это вкусно, когда вы голодны, но однообразно. И вот вы едите этот бутерброд, понимая, что вроде бы ничего, но вот вчера вы его ели и сможете поесть завтра. Но ощущения чуда он вам не подарит, и амброзией не станет ни сегодня, ни завтра. 579 рублей, потраченных в Читай-городе на книгу, отработаны. Получилось по 70 копеек за страницу. В общем-то честно. Потому стиль и слог моего отзыва оставляет желать лучшего — в соответствии с прочитанным.

Если кто-то считает, что я несправедлив к новому роману Грегори Дэвида Робертса, то предлагаю читать мой отзыв на «Шантарам», где я не скупился на добрые слова, о которых, впрочем, не жалею. Только кажется мне, что я ошибочно принял тень за гору, как однажды уже принял тень за ветер.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга была крутой. Там было приключение, дух свободы, в чём-то даже выживание в незнакомой стране. А эту книгу я осилил лишь на триста страниц. Знаете, почему? Афоризмы. И философия. Потом снова афоризмы. Потом поэтическо-метафорические описания, скажем, дождика. И опять афоризмы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дошло даже до того, что в определённом моменте главный герой встречается с очень значимым для себя человеком, и вместо вполне логичной дружеской болтовни автор заставляет их две страницы кидаться друг в друга хреновыми афоризмами. Две! Грёбаных! Страницы!

А вот сюжета мало. На этих трёхстах страницах текста процентов 30, наверное, отведено ему, остальное — понятно чему. То, что есть, правда, весьма интересно, но продираться через страницы всякой ерунды вообще не хочется.

Поэтому эта книга отправляется в утиль. Дочитывать не буду. Оценку ставить, соответственно, тоже.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на все старания господ оформителей этой книги, ни им ни автору не удалось убедить меня в утончённости и величии замысла и в изысканности его литературного воплощения. То ли у меня что-то не то со вкусом, то ли не у меня нелады. Потому что перед нами обыкновенный гангстерский боевик с индийскими колоритами, с вкраплениями сентиментально-лирических томностей, с попытками привнести в роман нюансы философического наукообразного месива из разных религий и собственных умничаний — то ли героя (ев) романа, то ли самого автора. И даже попытки Грегори Дэвида Робертса залакировать все и всяческие реверансы в сторону гангстерско-бандитского образа жизни и откреститься от воспеваемого в книге, всё равно оставляют полное ощущение, что убийства всех мастей, употребление и распространение наркотиков, проституция и всякие сексуальные извра, разбои, грабежи и кражи, насилие над личностью всякими способами и прочие деяния, обычно описываемые колонками происшествий и уголовными кодексами всех стран мира, являются скорее нормой, нежели исключением и редкими асоциальными формами и проявлениями. Ведь в кого из героев и персонажей пальцем ни ткни, так обязательно гангстер (т.е. член организованного преступного сообщества), бандит, убийца, вор, мошенник, насильник, злостный хулиган, фальшивомонетчик, перекупщик и сбытчик краденого, наркоман, проститутка, сутенёр... — боюсь, что конца этим перечислениям несть конца. И даже самые, казалось бы, мягкие и добрые люди этого романа всё равно попадают в этот список, пусть и не под самыми первыми номерами перечня. И в итоге и во время чтения, и после заключительной точки романа возникает, постоянно сопутствует и остаётся убеждение в том, что роман скорее является «песня песней» преступности, нежели предупреждением и некой пугалкой для пока ещё молодых и не испорченных. Потому что романтизация и создание своеобразного героического ореола вокруг образа нашего главного героя Лина, а также формирование ощущения привлекательности описываемого так и прёт со страниц романа. Конечно, защитники литературного дарования Грегори Дэвида Робертса могут заявить, что такой ракурс на роман может быть обусловлен особенностями личности рецензента — что ж, их право, спорить не будем. Потому что не стоит оно спора — прочитано и забыто.

Пару ласковых слов всё-таки сказать о книге надо.

Она легко читается, и хотя порой устаёшь от бесконечных повторений ситуаций или каких-то фраз (уж даже и не знаю, сколько раз в конце романа Карла и Шантарам по прозвищу Лин... в смысле наоборот, Лин по прозвищу Шантарам сказали друг другу заповедные заветные слова «Я тебя люблю» — настолько часто и много и порой не по делу, что истрепали их до нитки), но всё равно счётчик букридера послушно отматывает и перещёлкивает цифры, превращая их в числа, а десятки в сотни, затем в десятки сотен и переваливая за тысячу экранов.

Второе достоинство — несмотря на обилие смертей среди близких и знакомых нашего удачливого австралийского побегушника, всё равно нет ощущения тяжести и переживаний за их судьбы — как они легко мочили своих врагов и прочих преднамеренных и случайных жертв, так же легко и сами исчезли со страниц романа — хотя Лин-Шантарам и старался то и дело восстановить их в нашей памяти, упоминая время от времени и непременно горестно сокрушаясь об их смертях.

Ещё один существенный плюс — автор сумел сохранить языковую чистоплотность. Мы не встретим в романе ни бранных слов (хотя понятное дело, что непечатные слова и выражения в той среде, которую описывает Дэвис, скорее нормативная лексика, нежели исключительность и случайность), ни со смаком расписанных сексуальных сцен (хотя в романе не единожды упоминаются и случаи сексуального насилия, и ситуации отвязного и распущенного полового поведения вплоть до оргий, и просто эпизоды любовных страстных соитий) — возможно, кому-то от этого роман покажется пресноватым, но как по мне, так это скорее в плюс книге и автору, нежели в минус.

Ну и, наконец, главное достоинство — можно теперь в любой задвинуто-продвинутой компании с ленивой легонцой вальяжно спрашивать своих визави «А ты читал «Шантарам»?», и с едва уловимым чувством превосходства ронять «А я оба читал». Ну, и то польза.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Буду краток, так как сие произведение привело меня в полный ступор. Это же надо так упасть с литературного Олимпа, а ведь первая книга, являясь сильно массовой, действительно была хороша. Возможно такое снижение литературного качества связано не только с объективными причинами, но даже заложено в название самой книги. « Тень горы» вот тут все и кроется. Если «Шантарам» действительна заметная гора на неровном литературном ландшафте, то продолжение это даже не холм и не возвышенность, это просто тень, тень горы. И если в начале произведения автор вселяет положительную надежду, то ближе к середине книга сливается к банальному индийскому фильму. К сожалению здесь мы не увидим удивительных красок и не почувствуем пряный аромат Индии, не будет неожиданных поворотов сюжета и не появиться новых удивительных героев как в первой книге. Персонажи тупо и незатейливо, в однообразных декорациях что-то делают, говорят непонятные фразы и совершают немыслимые действия. Главный герой стал совсем правильным бандитом, помогающий каждому и любящий весь мир. Он летает на мотоцикле как супер герой, рвет отношения с мафией и прощает обидчиков. Его друг с нетрадиционной ориентацией Дидье, пьющий горькую на каждой странице, вырубает русского телохранителя с одного удара и даже не выпуская стакан виски из руки. Возвращаются неожиданные личности из предыдущей книги, которых мы совсем не ждем, и меня не оставляло чувство что вот сейчас появиться живой Кадер, признается Шантараму что он его мать, а Карла спец агент КГБ СССР. Вообще в это книги косяков и глупостей хоть отбавляй. Думаю я на вскидку могу накидать такой список пунктов так на двадцать, двадцать пять. Ну, пора подвести итог. Полный бред сумасшедшего, или банальное выбивание денег у публики, а по-простому развод на бабки. Даже покурив хорошего гашиша не каждый сочинит Такое. Очень жаль, что на свет появилась «Тень Горы», «Шантарам» не достоин такого продолжения.

Оценка: 2


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх