FantLab ru

Ян Вайсс «Дом в тысячу этажей»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.04
Голосов:
524
Моя оценка:
-

подробнее

Дом в тысячу этажей

Dům o 1000 patrech

Другие названия: Dům o tisíci patrech

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 78
Аннотация:

Главный герой — сыщик Петр Брок — проникает в загадочный Муллер-дом, чудовищное сооружение высотой в тысячу этажей. Ему необходимо раскрыть тайны баснословного богача Огисфера Муллера, подчинившего себе почти весь земной шар. Для этого Броку придется обшарить весь огромный небоскреб, сразиться со злодеями, спасти принцессу и даже стать невидимкой.

Примечание:

По мотивам произведения в Чехословакии, ГДР, ФРГ и Франции были записаны радиопостановки. В Чехии также был создан театральный спектакль «Dům o tisíci patrech».


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Дом в тысячу этажей
1971 г.
Война с саламандрами. Дом в тысячу этажей
1986 г.
Фантастика чехословацких писателей
1988 г.

Издания на иностранных языках:

Dům o 1000 patrech
1929 г.
(чешский)
Dům o 1000 patrech
1948 г.
(чешский)
Dům o tisíci patrech
1958 г.
(чешский)
Ezeremeletes ház
1962 г.
(венгерский)
Dům o tisíci patrech
1964 г.
(чешский)
 La Maison aux Mille Etages
1967 г.
(французский)
A Casa dos Mil Andares
1971 г.
(португальский)
Dům o tisíci patrech
1972 г.
(чешский)
La Maison aux Mille Etages
1974 г.
(французский)
Dům o tisíci patrech
1975 г.
(чешский)
Casa cu o mie de etaje
1976 г.
(румынский)
Das Haus mit den tausend Stockwerken
1987 г.
(немецкий)
Das Haus mit den tausend Stockwerken
1989 г.
(немецкий)
Dům o tisíci patrech
1990 г.
(чешский)
Dům o tisíci patrech. Zrcadlo, které se opožďuje
1998 г.
(чешский)
Dům o tisíci patrech
2000 г.
(чешский)
Il palazzo a mille piani
2005 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не люблю такого рода концовки, когда автор нагло обманывает читателя, и всё, что ты прочитал до этого превращается в иронию писателя над тобой, мол смотри, как я тебя дурачил, а ты такой наивный ищешь какой-то потаённый смысл, увязываешь выводы с аналогиями и реальностью, превращаешь бред в литературу, веришь глупостям... Нет, оставьте это для любителей сюрреализма, модернизма и чёрного квадрата.

Оценка: 3
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень необычная книга, которая произвела на меня в своё время одно из самых сильных впечатлений из всей выходившей тогда серии «ЗФ». Текст с самого начала производит впечатление бредового, и совершенно логично в конце он и оказывается бредом тяжело больного человека, что придаёт всему повествованию своеобразный реализм — по словам психиатров, галлюцинации для страдающего ими человека гораздо реальней окружающей его действительности. Хвала автору, сумевшему придать бредовым видениям стройную литературную форму с острым занимательным сюжетом.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман переполнен сентиментальными красивостями, ни о какой психологии речи не идёт, злодеи чернее сажи и думают об одном: как бы умножить свои злодейства. Но, ко всему этому можно было бы привыкнуть, если бы не концовка. Автор не стал разбираться со своими персонажами и распутывать сюжетные клубки, которые сам же навертел. Он попросту объявил, что всё это бред человека, лежащего в тифозном бараке.

Знаю, что сам Ян Вайсс лежал в таком бараке и с трудом выжил, но литература всё-таки должна отличаться от бреда.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный роман, захватывает внимание с самого начала, цепляет и не отпускает до конца.

Только представьте — человечество практически полностью переехало в некий тысячеэтажный дом-мегаполис со сложной внутренней иерархией, но без окон и дверей и без возможности его покинуть. А главный герой не помнит как оказался в этом мегаполисе, кто он такой и что вообще здесь делает. Всё это очень интригует, но дальше сколько бы мы не узнавали новой информации — интриг становится только больше, всё усложняется. А самый изюм припасён для читателя в концовке.

Пусть роман во многом сказочный и может показаться скорее развлекательной литературой, но в то же время он иносказательно рассказывает нам и о серьёзных вещах — о капитализме и тоталитаризме, например. «Дом в тысячу этажей» хорош и как художественное произведение и также прекрасный экземпляр для любителей фантастики.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга, открывшая для меня двери восприятия. Я впервые прочел ее, когда мне было 17 лет и тогда она меня поразила самим описанным в ней миром. Тогда я не думал о том, что это дистопия, что это может быть что-то вроде театра абсурда — нет. Я читал и _видел_ то, что там происходит, я там _был_. В чем-то на мой взгляд она родственна мирам Филиппа Дика, там тоже абсолютно неправдоподобное выглядит вполне реалистично. Да и само громадное Здание и неведомый солиум, из которого оно построено — это всё не смотрится сказочным и, в то же время, есть в этом какое-то мрачное поэтическое величие. В общем — такие книги рождаются раз в столетие, не чаще.

Оценка: нет
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман этот я прочёл в издании 1986 года, совокупно с «Войной с саламандрами». Если у Чапека пространство повествования открыто, распространено на весь мир, то у Вайсса всё до предела сжато, заковано в пределах одного громадного здания, внутри которого есть всё... кроме чести и совести. Лестница, пронизывающая здание сверху донизу — словно дурной сон о месте, из которого нет выхода. Всевидящее око хозяина дома и его постоянное виртуальное существование в единстве с домом — Муллер паразитирует на собственном творении, выстраивая всё больше и больше гротескных ужасов. Проскальзывает намёк, что Муллер в какой-то момент своей жизни сошёл с ума — так как строительство идёт без перерыва, а «цивилизованные» кварталы и фабрики рабов к верхним этажам сменяются тюрьмами, больницами и психлечебницами... и выше их, говорят, строительство продолжается, так что в доме Муллера неизвестное число этажей. Исполнители воли Муллера — странные мутанты, уроды и убийцы, самым страшным из которых мне кажется мастер бактериологической войны Орсаг, который видит без глаз через технические приспособления. Культ личности Муллера соединяет в себе религию, экономику и тоталитарную власть. Индустрия развлечений Муллера имеет двойное дно — в городе удовольствий Гедонии процветает утончённый садизм и разврат, а гигантский концерн рекламы межзвёздных путешествий «Вселенная» на самом деле

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
является службой противодействия эмиграции — все, кто захотел покинуть Муллер-дом, должны умереть либо отправиться в рабство.

Книга виртуозно описывает ужасы капитализма, тоталитаризма и культурного разложения мегаполисов. И эксплуатирует тему «еврейского следа» —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Господь Муллер оказывается гадким мелким старым еврейчиком, который явно поражён чем-то венерическим и другими болячками богатеев.
И это 1929-й год, когда самые страшные олицетворения Гордыни и Порабощения ещё только готовились заявить о себе миру!

В полном соответствии с сутью сна главный герой обязан быть неуязвимым для всех персонажей кошмара. Его никто не может видеть. Он при желании может даже захватить власть и творить чудеса — только ловкостью рук. Но у него иная задача. Даже революция, которая зреет где-то на верхних этажах, не отвлекает внимание главного героя от его цели.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он должен спасти принцессу — и ему это удаётся, он должен разгадать тайну «Вселенной» — и он попадает в самое её сердце незамеченным, он должен убить Муллера — и у него получается добраться до хозяина и нанести ему удар... но с этим гибнет и весь кошмарный мир.
Этим книга роднится с теми произведениями, в центре которых — духовный поиск героя, его обретение себя самого. В каком-то роде «Дом в тысячу этажей» — это даже сказка «поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Самое страшное для героя — багровый треугольник — оказывается в итоге
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
его «ключом» к освобождению и возвращению в реальный мир...
Свобода и стремление к ней есть неотъемлемая часть личности — вот ещё одна идея книги.

Роман имеет тот неповторимый привкус безумия и неопределённости, который свойствен безотчётным страхам и болезненному взгляду на мир. Он будоражит, он подобен полотну сюрреалиста — и потому очень чётко запоминается. Поэтому я оценю сие высшим баллом.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень давно я как-то задумывался, а что бы я делал, если бы я был невидимым. Думал долго, но как-то все мои вероятные действия сводились к беззаконию: украсть что-то, подглядеть ))) ГГ Вайсса нашел сему дару более значимое применение — спасение мира, пусть мир этот обрамлён стенами тысячеэтажного здания.

Задумка уместить целый город, а по моим прикидкам и вовсе небольшую страну, — весьма интересна, но встречается мною не впервые. Тем не менее мир Дом в тысячу этажей разнообразен и интересный. Ян Вайсс дал безграничную волю своей фантазии и воображению, дарящему все новые диковинные аспекты мира.

Вот только за эту игру воображения у меня рука не поднялась поставить 6 баллов, хотя желание было. Потому как изъянов в романе более чем — начиная от нелогичных и порой нелепых действий главного героя, заканчивая непонятными и нелепыми действиями Муллера, его окружения, много действий и событий, которые часто удивляют своей наивностью. Когда начинаешь задумываться над построением самого здания, то я с трудом понимаю, как автор уместил где-то на 600-х этажах или выше шахты или рудники. Немало и роялей в кустах, появлений героев, чья роль в тексте поставило меня в недоумение, как образ принца Ачоргена, той же принцессы. Так что в погоне за крупной рыбой в виде построения оригинального антиутопического мира и его обрушения, автор взял слишком крупные сети, через которые уплыли другие рыбы по-меньше, но которые в общей сложности весят поболее, чем главный улов.

От больших ожиданий большие разочарования.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сегодня прочитал книгу — одним запоем, на одном дыхании!

После обеда решил отдохнуть, почитать что-нибудь. А тут книга, которую требует назад приятель, потому что давно взял почитать и никак не отдаю. А не отдаю, потому что первый из двух рассказов «Война с саламандрами» не особо понравился, и за второй роман не спешил браться. Но как только начал читать — не смог оторваться, и на ужин пошел лишь дочитав последнюю страницу!

События в ромнае развиваются очень быстро — нет скучных долгих описаний непонятно чего. главный герой со своей невидимостью идёт напролом, подслушивает, подглядывает, вынюхивает! Куча информации обрушивается на нас его глазами и ушами, изза этой его невидимости. Я даже не представлял себе, что можно так просто взять и сделать главного героя невидимым, прямо так просто сделав его суперменом среди обычных обывателей. Остальные писатели как-то скромничают, осторожно описывая, как их герой всяко извращается, чтоб победить зло! А тут на тебе — получите невидимость!

По быстроте и интересности развития событий роман напоминает мне «Машину времени» Уэльса — такое же смелое, не отягощенное излишками, развитие сюжета! А еще напоминает Гарри Гаррисоновскую «Стальную крысу» — смелым, рвущимся вперед главным героем.

И еще чуть-чуть «принцессу Марса» напоминает. Тем, что у главного героя есть возлюбленная царского рода, и себя ставишь на место главного героя, чтобы прочувствовать сближение с этой милой особой! :) Мне сцены с принцессой Тамарой показались очень уместными. Когда ее чуть не соблазнил Ачорген, загпнотизиовав, я очень волновался. А вдруг соблазнит? Что тогда? Неприятно то как!

И, напоследок мне главный герой напоминает главного героя серии компьютерных игр Wolfenstein. Во-первых, тем, что у него такое непривычное какое-то то ли польское, то ли пражское имя Петр Брок. У герои игры Была тоже непривычная для уха фамилия Блазковиц (или Блазкович, не помню точно). Вообще, мне одному польские имена кажуться такими забавными!? :)

И еще можно сравнить с другой антиутопией, которая мне сразу вспоминается, — «421 по фаренгейту» Рея Бредбери. В этом сравнении при всем уважении к Рею Бредбери, скажу, что его фаренгейт реально нудное чтиво по сравнению со взрывным 1000-этажным домом! И всего фаренгейта мне запомнились два момента — как псы подкрадывались к главному герою и как палили книги. остальное — какие то нудные рассуждения. Может, потому, что читал я эту книгу в слишком раннем возрасте. Но его Марсианские Хроники для меня — одна из лучших книг в мире, а вот Фаренгейты не впечатлили. А вот 1000-этажный дом как антиутопия — самое оно!

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не зацепило.

Хотя трудно отрицать, что это достаточно многогранное произведение. Может быть, дело в том, что мне не удалось узреть все грани задумки автора, не получилось понять всего вложенного им символизма, всех аллюзий данного романа. Даже отчего-то немного жаль, что не вышло у меня в полной мере насладиться им.

Антиутопия. Принадлежность именно этому жанру чаще всего упоминается применительно к «Дому в тысячу этажей». Но мне кажется, подобное утверждение несколько сомнительным. Всё-таки одним из основных признаков антиутопии является тот факт, что будущее должно быть беспросветным для всего общества. Но тут этого нет и в помине. При прочтении совершенно не возникает чувства мрачности, тупиковости, полной угнетённости. А складывается ощущение, что недовольных, как минимум, не большинство. Да, некоторые страстно жаждут, чтобы дом пал, но многие очень даже довольны своим существованием — люди даже пресыщаются радостями жизни и ищут новых эмоций. Даром, что находят их немного не в том месте, где им того хотелось бы.

А вообще, конечно, однозначно определить жанр довольно непросто. Тут можно найти и элементы детектива, приключений, фантастики, той же антиутопии, сатиры и прочее и прочее.

Хочется отметить, что произведение хоть и достаточно небольшое по объему, но многое вместило в себя. Внимание уделено множеству разнообразных деталей. Но всё же местами кажется, что присутствует масса не совсем необходимых элементов (например, эпизоды с участием Брока и принцессы в её спальне). Но чего не отнять, так это того, что у Вайсса получились весьма яркие образы практически всех действующих лиц. Особенно, злодеев. В частности, отвратительного старикашки с газом, или Чулкова. Из всех персонажей только Тамара мне показалась какой-то совершенно невзрачной и неинтересной.

Финал по прочтении уже трети текста практически не оставлял сомнений, а на половине все подтверждающие улики того, что на самом деле происходит уже были у читателя на руках. А если перед началом прочтения ознакомиться с краткой биографией автора, то и того раньше.

И вот тут возникает основной вопрос, который у меня остался после прочтения книги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Интересно, он просто записал то, что ему «привиделось», пока он метался в тифозном лихорадочном бреду? Или всё же превалирует, так сказать, «осознанный» вымысел?

По атмосфере «Дом в тысячу этажей» во время чтения чертовски напоминал мне фильм «Пиджак» с Эдрианом Броуди.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман этот был включен в «Библиотеку фантастики» — серию, которая выходила во второй половине 1980-х. Хорошая была серия, но по причине перестроечного хаоса она прервалась, не дотянув нескольких томов до конца, зато под ее логотипом издавалось потом много книг, формально не имеющих к ней отношения.

Книга по чисто художественным достоинствам немного спорная. Кроме того, автора иногда заносит в реальную пошлятину, не имеющую отношения к делу — критикую не из вредности, а по-доброму. :) Но в детстве очень впечатлила. Захватывает буквально с ходу — такое жутковатое описание ужаса в голове главного героя, поначалу не совсем понятно, что происходит и от этого как-то зловеще интересно.

Не знаю, каков статус этого романа в англоязычном мире и слышали ли о нем там вообще, но независимо от этого статуса, книга, без вопросов, эпохальная. Во-первых — безусловный предвестник киберпанка (один из персонажей носит огромные линзы, помогающие ему видеть, при этом они вмонтированы ему прямо в башку. Это было написано в 1929 году (!)). Во-вторых, вспоминаем фильмы и книги типа «Куб» и ему подобные, о группе людей, по некой зловещей причине оказавшихся запертыми в замкнутом пространстве — ноги у этой темы растут прямиком отсюда. В-третьих, книга продвинута по форме: куча заголовков, баннеров, рекламных лозунгов огромными буквами и т.д., которые иногда даже двигают сюжет. В-четвертых, тема тоталитаризма. Не уверен, что Вайсс здесь был пионером: считается, что фашизм предвидел еще Честертон в «Наполеоне из Ноттинг-Хилла», но, если честно, «Наполеоном» я как-то не очень проникся, тезис о прямо вот предсказании фашизма Честертоном после прочтения этой книги мне показался немного притянутым за уши. А вот в «Доме в 1000 этажей» мы имеем именно такую диктаторскую формацию, какая и стала, к сожалению, актуальной в 20 веке: государство, изолированное от внешнего мира (в романе эта идея доводится до предела, чтобы лучше донести мысль).

По этой книге сделать бы фильм с привлечением хорошего режиссера — была бы бомба.

Читать стоит.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мощная штука. Самое интересное для меня было потом — в шок повергло то, что удивительное и актуальное произведение было написано аж в двадцатых годах...

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пробуждение в незнакомом месте в незнакомой обстановке. Поиски даже своего имени. Потеря памяти. Знакомо? Начало квеста приключенческого и интересного. Детектива с множеством тайн и загадок. Триллера с убийствами и неожиданными поворотами. Щепотку от каждого из этих жанров этот роман содержит. Но только чуть-чуть.

Петр Брок, детектив, оказывается внутри живого гигантского самодостаточного государства/города/замка/дома с множеством этажей с целью найти принцессу и победить Главного Ужасного Злодея. Да, некоторая сказочность и даже сюрреалистичность в описании персонажей присутствует. Издающие животные звуки (вспоминается Козёл из рассказа Мервина Пика “Мальчик во мгле”, да и то же давление Замка над человеком), слепой Провидец, которому никто не верит, калеки.

Очень простой язык повествования, почти разговорный. Некоторая наивность в чувствах героев, Злодей непременно вездесущий и всемогущий, а Герой неуязвим и смел.

Борьба со сном и проникновение сна в реальность дают тонкие намёки на главную интригу книги. О том, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
это был лишь сон, горячечный бред. Мне кажется, что на самом деле книга не столько о борьбе простого человека с угнетением и тоталитарной системой, а борьба человека за своё здоровье, свою жизнь. Огисфер Муллер подобен вирусу и сознание Брока выдавало ему такие картины, направляя по этажам, как внутри организма.

Концовка книги не неожиданна, но подходящая. Только подобная мне больше понравилась в романе Флэнна О'Брайена “Третий полицейский”.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень яркая и красивая сказка, которая включает в себя элементы антиутопии, приключенческого романа, романтического повествования, сатиры..

Это книга и для ума, и для сердца: некоторые строки настолько цепко схватывают что-то живое в читателе, что последний ещё долго живёт романом и чувствами главного героя.

Читается на одном дыхании.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Причина по которой я выбрала эту книгу для прочтения – меня заинтересовала аннотация. И ещё – я решила вновь испытать жанр антиутопии, под которым значится эта книга, с которым я не очень то дружу. Но эта книга пошла очень даже легко. Возможно потому, что она имеет совсем небольшой объем – всего несколько часов увлекательного чтения. Возможно потому, что в ней нет объёмных и долгих описаний портретов и окружающего пространства – все очень четко, конкретно и целенаправленно, благодаря чему все участники истории выглядят более чем живописно. Возможно потому, что книга невероятно стремительна – в ней нет ни минуты отдыха, ни единой запинки, здесь одно сплошное действие, начавшееся где–то там в глубине тысячиэтажного дома вместе с невидимым человеком по имени Петр Брок, пришедшим с лестницы, у которого нет прошлого. Возможно все эти составляющие сыграли свою роль и сделали для меня это путешествие очень увлекательным и поразительным. А возможно я просто не разбираюсь в этом жанре, чтобы всесторонне оценить произведение, скажу лишь одно – книга очень понравилась. Я не ожидала ничего подобного от истории, написанной в конце 20–х годов прошлого века и выглядящей сегодня настолько поразительно, актуально и уместно.

От страницы к странице, как в калейдоскопе картинки сменяют друг друга. Так много образов, составляющих единую картину, сотворил Автор в этом произведении: замученные и ослепшие от работы рабы, похищение людей, под видом отправки на другие планеты которых продают в рабство или отправляют в печь, странные и гротескные злодеи, наподобие мяукающего и кукарекающего Чулкова, короля 50000 звезд, безрукого Гарпона или старикашки Шварца, создателя страшного газа СИО, Гедония – город блаженства, индустрия всевозможных наслаждений, революция и баррикады на 490–м этаже, слепой пророк на 794–м, атмосфера неразберихи, царящая на всех этажах, где влавствуют слухи и всевидящее Око. Все это, как в калейдоскопе живет и процветает в доме, выстроенном и контролируемом Великим Муллером, где не властно солнце, где только Муллер сам царь, властитель и Бог и только он решает, когда в доме будет день, когда ночь. Имя его здесь произносится тысячу раз на дню, многотысячными устами с трепетом, страхом и благоговением. Оно звучит как заклинание и как победный клич. Линза в потолке – его око – он все и всех видит, микрофон в стене — его ухо – он все и всегда слышит, хрустальный динамик — его уста– его голос раздается неожиданно и в любой точке громадного Муллер–дома, его рука может вдруг высунуться из потолка – от него невозможно скрыться… Каков он – Огисфер Муллер? Да какой угодно – человек с тысячью лиц? Но я нечто подобное ожидала, когда Брок увидел его гардеробную и его самого.

В этой книге смешалось несколько жанров: это и детектив – нужно найти и спасти принцессу, это и приключения с подслушиванием, подглядыванием и слежкой, это и боевик с погонями, перестрелками и побегом, это и философия – с обличением и оценкой человеческих пороков и ценностей и огромным стремлением Брока вырваться назад, в настоящий, свободный мир.

Несмотря на быструю смену декораций и поступков, не отпускало ощущение вязкости и погружения во что–то липкое, засасывающие, как–будто это сон тяжело больного человека, с бредом, метанием на горячей постеле, быстрым и непонятным шепотом…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как, впрочем, и оказалось.
А когда глаза открылись, остался только холодный пот, быстрое сердцебиение и постепенное проявление мысли во взгляде. Фух! Надо же… ,,Я видел дом в тысячу этажей… ''

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые прочитала роман, когда мне было 13 лет. После этого перечитывала раз пять. Убедилась в том, что это произведение можно читать бесконечно. Сегодня почему-то вспомнила про эту книгу, а прошло уже 20 лет с тех пор. Понимаю, что нужно срочно найти сборник фантастики чехословацких писателей. Не знаю, какое впечатление останется сейчас, после стольких лет. Но тогда, это было нечто. Рекомендую к прочтению.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх