fantlab ru

Ян Вайсс «Дом в тысячу этажей»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.03
Оценок:
587
Моя оценка:
-

подробнее

Дом в тысячу этажей

Dům o 1000 patrech

Другие названия: Dům o tisíci patrech

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 86
Аннотация:

Главный герой — сыщик Петр Брок — проникает в загадочный Муллер-дом, чудовищное сооружение высотой в тысячу этажей. Ему необходимо раскрыть тайны баснословного богача Огисфера Муллера, подчинившего себе почти весь земной шар. Для этого Броку придется обшарить весь огромный небоскреб, сразиться со злодеями, спасти принцессу и даже стать невидимкой.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

По мотивам произведения в Чехословакии, ГДР, ФРГ и Франции были записаны радиопостановки. В Чехии также был создан театральный спектакль «Dům o tisíci patrech».


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Дом в тысячу этажей
1971 г.
Война с саламандрами. Дом в тысячу этажей
1986 г.
Фантастика чехословацких писателей
1988 г.

Издания на иностранных языках:

Dům o 1000 patrech
1929 г.
(чешский)
Dům o 1000 patrech
1948 г.
(чешский)
Dům o tisíci patrech
1958 г.
(чешский)
Ezeremeletes ház
1962 г.
(венгерский)
Dům o tisíci patrech
1964 г.
(чешский)
 La Maison aux Mille Etages
1967 г.
(французский)
A Casa dos Mil Andares
1971 г.
(португальский)
Dům o tisíci patrech
1972 г.
(чешский)
La Maison aux Mille Etages
1974 г.
(французский)
Dům o tisíci patrech
1975 г.
(чешский)
Casa cu o mie de etaje
1976 г.
(румынский)
Das Haus mit den tausend Stockwerken
1987 г.
(немецкий)
Das Haus mit den tausend Stockwerken
1989 г.
(немецкий)
Dům o tisíci patrech
1990 г.
(чешский)
Dům o tisíci patrech. Zrcadlo, které se opožďuje
1998 г.
(чешский)
Dům o tisíci patrech
2000 г.
(чешский)
Il palazzo a mille piani
2005 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  38  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из моих любимых фантастических произведений. Удивительно, что будучи написан в конце 20-х годов прошлого века, роман остаётся не только вполне современным по форме, но и актуальным по остроте поднимаемых в произведении вопросов. Книга Вайсса предвосхитила многие знаменитые антиутопии 20-го столетия: каждое слово, каждое действие находятся под контролем в тысячеэтажном доме, он весь пронизан системой подслушивающих и подсматривающих устройств. Люди — всего лишь рабочая сила для владельца дома Огисфера Муллера, кубики, из которых он строит свою Империю, свой бесконечно растущий небоскрёб. О-о, а сам Муллер- это в высшей степени примечательная личность, воплощающая в себе черты и жестокого диктатора,и гуру религиозной секты, и обнаглевшего от вседозволенности мультимиллиардера; человек со множеством лиц. Человек ли? Многие всерьёз убеждены, что он бог. И культ личности Муллера не имеет границ. Да и имя Огисфер так напоминает имя более известного и древнего отрицательного персонажа — Агасфер. Вот и Муллер является символом древних, как мир, «вечных» человеческих пороков — алчности, эгоизма, гордыни (чем Муллер-дом не Вавилонская башня !), власти денег. И вот с этим чудовищем и созданной им системой предстоит сразиться настоящему романтику Петру Броку! В отличии от многих антиутопий сюжет романа очень динамичен и увлекателен, а фантазия Вайсса просто поражает: каждый этаж Дома — свой собственный мир и описания игорных домов и увеселительных заведений богачей сменяются мрачноватыми улочками и яркими , самобытными персонажами Вест-Вестера, города авантюристов, а удивительные истории из жизни на других планетах — сюрреалистическими видениями.

Я с удовольствием порекомендую книгу к прочтению, хотя современный читатель вряд ли сможет ощутить такое же потрясение от прочтения романа, какое мне довелось ощутить в 80-х. Захватывающий сюжет, атмосфера клаустрофобии, сюрреалистические образы (в описаниях Вайсс красок не жалел; садисту Муллеру, например, уже скучно было мучить людей — вспомним знаменитые отрывки из книги «Как мучить цветы»), откровеннейшая (для целомудренной советской эпохи) эротичность. Теперь-то я понимаю, что на Вайсса серьёзное влияние оказали Кафка, Чапек, другие писатели пражской школы, но тогда это было нечто!

Книга до сих пор регулярно перечитывается. И кажется мне, что это я — Петр Брок, последний романтик, бегу по бесконечным лестницам фантастического небоскрёба, мимо мира, где бедняки живут на одних этажах, а богатые — на других, где всё продаётся и покупается, а жизнь стоит так дёшево, но всё же есть надежда разгадать тайну этого Дома в тысячу этажей.

P.S. Лучше всего книгу читать в издании 1986 года в 24-х томной «Библиотеке фантастики»: в сочетании с фантастическими иллюстрациями художника Тишкова (в то время ещё мало кому известного) она производит ещё более сильное впечатление.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я особенно ценю два типа произведений. Первый — те, которые являются тем единственным произведением, которое и сделало писателя известным или знаменитым (например «Горе от ума»). Второй — те, которые настолько выделяются своей необычностью, непохожестью, что их нельзя поставить в ряд с другими книгами — просто нет даже номинального аналога (например «Мастер и Маргарита»). «Дом в тысячу этажей» — редчайший случай, когда произведение удовлетворяет обоим этим критериям.

Фантасмагория? Антиутопия? Роман-предостережение? Сюрреализм? Злая сказка? Попытка футуристического прогноза? Ответ — всё вместе! Написанный в период между двумя мировыми войнами, когда раны от одной ещё не затянулись и болели, а люди неглупые уже могли разглядеть глумливый оскал ещё более страшной войны, роман несомненно содержит в себе пресловутый дух времени — того времени! Но хотя оно давно миновало, Муллер-дом и сейчас является зеркалом, в котором отражается человечество. Только никакое оно не кривое, а самое что ни на есть обычное; искажённые образы в нём — реальные отражения нас. В самом деле, подумайте, можете ли вы предложить для человечества лучший образ-аллегорию, чем колоссальный тысяче-этажный небоскрёб, непрестанно растущий вверх, в недрах которого царит (одновременно!) порядок и хаос и происходят события воистину жуткие.

Кстати, поклонники динамичных сюжетов разочарованы не будут — сюжет настолько острый, события меняются с настолько калейдоскопической быстротой, что огромный социальный и философский посыл, заложенный автором в книгу, осмысливаешь уже постфактум, ибо череда ярких образов Муллер-дома и ошеломляющих приключений просто не дают опомнится. Чего только стоит описание Вест-Вестера: «Там кишмя кишат авантюристы со всего света. Торгаши, продавцы и перекупщики всевозможных вещей — старого тряпья, и свечей, и человеческих душ, чести и крови, ковров и богов, пудры и целомудрия — все они ринулись туда за счастьем. Шпики, соглядатаи, лодыри, преступники, шулера, провокаторы, штрейкбрехеры, предатели, психопаты, убийцы — целая армия темных личностей наперебой предлагает свои услуги.» Почти столь же яркая картина играющего в «балеринку» — необычную разновидность рулетки, общества титулованных глупцов, коронованных мошенников, промышленников и аристократов. А вот они же, но уже отчаявшиеся и обанкротившиеся, толпятся у ворот космопорта, стремясь всё начать с нуля среди далёких звёзд и не ведающие, что ждёт их судьба совсем иная.

Книга на все времена! Советую всем, вне зависимости от жанровых предпочтений.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что случилось? Кто я? Почему я здесь, на странной ковровой дорожке цвета крови, бегу, задыхаясь, по бесконечным лестницам, словно во сне. Что это – иллюзия? Реальность? Кто я? Петр Брок – какое странное имя – неужели оно мое? Человек без лица, невидимка, зачем ты здесь? Как много вопросов, на которые никто не знает ответа…. Открываешь книгу – и испытываешь непреодолимое желание рука об руку вместе с главным героем пройти лабиринт до самого конца: лестницы и переходы, на которых очнулся, ячейки – клетки рабов, суматошные торговые кварталы, Биржу (какая пародия на мир 30-х, где продавалось и покупалось все и всегда). Перед глазами мельтешат вывески, надписи : «Осторожно, могут ударить в спину», креатуры – безумный Чулков, безрукий Гарпона, слепец с линзами на висках – но они лишь мелкая сошка, препятствие на пути к главному злодею – великому и ужасному Огисферу (Агасферу) Муллеру, тирану, убийце, полубогу, садисту – извращенцу, отнявшему у людей самое дорогое, что только есть – свободу и звездное небо…

…А где-то вдали ждет Она – принцесса, которую ты только что спас…

Очень много моментов запоминается навсегда: балерина на карте мира (которую всего спустя десятилетие после выхода книги перекроят до неузнаваемости), красный тифозный треугольник, образ Муллер -Дома – этакое воплощение вавилонской башни, символ Греха, и отдельно — Гедония; глава из книги «Как правильно мучить розу», и многое многое другое.

Книга-шедевр, книга-пророчество с увлекательным сюжетом, глубоким контентом, которую, несмотря на то, что ей уже почти девяносто, просто приятно (и нужно) читать. И правильная, единственно верная, концовка

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман этот я прочёл в издании 1986 года, совокупно с «Войной с саламандрами». Если у Чапека пространство повествования открыто, распространено на весь мир, то у Вайсса всё до предела сжато, заковано в пределах одного громадного здания, внутри которого есть всё... кроме чести и совести. Лестница, пронизывающая здание сверху донизу — словно дурной сон о месте, из которого нет выхода. Всевидящее око хозяина дома и его постоянное виртуальное существование в единстве с домом — Муллер паразитирует на собственном творении, выстраивая всё больше и больше гротескных ужасов. Проскальзывает намёк, что Муллер в какой-то момент своей жизни сошёл с ума — так как строительство идёт без перерыва, а «цивилизованные» кварталы и фабрики рабов к верхним этажам сменяются тюрьмами, больницами и психлечебницами... и выше их, говорят, строительство продолжается, так что в доме Муллера неизвестное число этажей. Исполнители воли Муллера — странные мутанты, уроды и убийцы, самым страшным из которых мне кажется мастер бактериологической войны Орсаг, который видит без глаз через технические приспособления. Культ личности Муллера соединяет в себе религию, экономику и тоталитарную власть. Индустрия развлечений Муллера имеет двойное дно — в городе удовольствий Гедонии процветает утончённый садизм и разврат, а гигантский концерн рекламы межзвёздных путешествий «Вселенная» на самом деле

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
является службой противодействия эмиграции — все, кто захотел покинуть Муллер-дом, должны умереть либо отправиться в рабство.

Книга виртуозно описывает ужасы капитализма, тоталитаризма и культурного разложения мегаполисов. И эксплуатирует тему «еврейского следа» —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Господь Муллер оказывается гадким мелким старым еврейчиком, который явно поражён чем-то венерическим и другими болячками богатеев.
И это 1929-й год, когда самые страшные олицетворения Гордыни и Порабощения ещё только готовились заявить о себе миру!

В полном соответствии с сутью сна главный герой обязан быть неуязвимым для всех персонажей кошмара. Его никто не может видеть. Он при желании может даже захватить власть и творить чудеса — только ловкостью рук. Но у него иная задача. Даже революция, которая зреет где-то на верхних этажах, не отвлекает внимание главного героя от его цели.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он должен спасти принцессу — и ему это удаётся, он должен разгадать тайну «Вселенной» — и он попадает в самое её сердце незамеченным, он должен убить Муллера — и у него получается добраться до хозяина и нанести ему удар... но с этим гибнет и весь кошмарный мир.
Этим книга роднится с теми произведениями, в центре которых — духовный поиск героя, его обретение себя самого. В каком-то роде «Дом в тысячу этажей» — это даже сказка «поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Самое страшное для героя — багровый треугольник — оказывается в итоге
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
его «ключом» к освобождению и возвращению в реальный мир...
Свобода и стремление к ней есть неотъемлемая часть личности — вот ещё одна идея книги.

Роман имеет тот неповторимый привкус безумия и неопределённости, который свойствен безотчётным страхам и болезненному взгляду на мир. Он будоражит, он подобен полотну сюрреалиста — и потому очень чётко запоминается. Поэтому я оценю сие высшим баллом.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда мне было 13 рядом с моим домом открыли библиотеку. Она была небольшая, находилась на 1-ом этаже жилого дома, но ее главное достоинство заключалось в редкости хранящихся там книжек.

Именно оттуда я и взял свою первую библиотечную книгу — сборник зарубежной фантастики, в котором и был напечатан «Дом в 1000 Этажей».

Книга произвела на меня огромное впечатление, я перечитал ее раз 7-8(книги можно было брать только на 10 дней).

Мне нравилось всё — от кошмаров главного героя-сыщика и ужасов гигантского дома-исполина — до непостижимых рецептов «издевательств на розой» и всеоблемлющей власти великого Мюллера.

Роман настолько сюрреалистичен, что многоуважаемый Кэрролл со своей «Алисой в Зазеркалье» перевернутся в гробу)

Концовка не просто поразила, на мой взгляд это один из лучших финалов в жанре. Когда ты на одном дыхании с Петром Броком носишься по бесконечным этажам бесконечного дома, когда ты пытаешься разобраться в «гордеевом узле» происходящих событий, когда наплевав на все ты спасаешь принцессу Тамару, и ...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И все это оказывается параноидальным сном, мороком, навеянным больным рассудком.

Очень жалею людей не бравших в руки этот роман.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно, что любимыми у меня часто становились книги, которые я в первый раз не раскусил и не одолел.

Так было с этой книгой. В одном томе «Библиотеки фантастики» были два чеха: Карел Чапек – «Война с саламандрами» и Ян Вайсс с «Домом». Там еще были психоделические цветные вставки с саламандрами, а дальше круче – часть страниц с «Домом» была разлинована разными цветами, плюс вставки странных и даже страшных рекламных объявлений.

«Война с саламадрами» была нудноватая, но интересная, рисовала удивительную и подробную картину мира. А финал был вообще крышесносным. После Чапека следующая повесть у меня не пошла. Вместо подробной и понятной картины у меня перед глазами был человек, умирающий на бесконечной лестнице, ведущей в никуда.

Но примерно после третьего перечтения «Саламандр» я снова оказался на страницах, где человек просыпается на лестнице… И вот он находит записку у себя в кармане… «Пропала принцесса Тамара… Возможно, она спрятана в Муллер-доме… Знаменитый сыщик Петр Брок берется за дело». Вот человек начинает считать этажи… Вот обстукивает стены, чтобы найти скрытый вход… Десять этажей, пятнадцать, двадцать…

И вот он находит. Комнатка. И слепец, сидящий за столом, недоверчиво поднимает голову на звук шагов…

- Кто вы?

- Я Петр Брок!

И вдруг у меня что-то включилось. Все ожило. Ух, как я читал! Ух! «Дом в тысячу этажей» это была невероятно масштабная, потрясающая картина мира и мифа. Меня впечатляло все – и слепые строители, живущие на питательных таблетках, взаперти, и бетон легче воздуха, крепче стали, блестящий на солнце так, что выжигал глаза, из солиума строили космические корабли, и тысячи планетных систем были освоены…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и все это оказалось гигантской аферой…
И комнаты с глазами в потолках. И старящий газ… И принцесса, ставшая рабыней для танцев. И сыщик Брок, ставший сыщиком, потому что забыл свое прошлое и стал невидимым, а надо выбрать, кем быть сейчас – так почему же не героем? И продавец ядов, и продавец звезд, и восстание рабов на верхних этажах дома… и сам господин-бог Муллер. И желтый треугольник, нарисованный на ладони, давящий на мозг, вызывающий галлюцинации о тифозном бараке….

Ян Вайсс щедро рассыпал в своей книге идеи и образы. Ох, какая это была книга! А недавно я ее нашел и перечитал – именно в том издании, что была у меня. И это до сих пор прекрасная книга. Чудо в ней точно есть и -- осталось.

====

Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Л. Тишкова, Н. Козлова.

Интересно, что и обложка, и иллюстрации решены так, что они одновременно относятся и к «Войне с саламандрами» и к «Дому в тысячу этажей». И среди обитателей Муллер-Дома нет-нет, да мелькают саламандры. И это прямо то, что надо, мне кажется. Очень точное попадание в абсурд и общую атмосферу этого тома.

Вообще, классная была серия «Библиотека фантастики». Всю перечитал много раз.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычная, странная, фантасмагорическая книга. Несмотря на некоторую наивность и условность — блестящий образец антиутопии.

Познакомилась с творчеством Вайсса случайно, попала мне в руки книга из сборника фантастики, Чапек-Вайсс. «Войну с саламандрами» я до этого читала, а когда стала читать «дом в 1000 этажей», то чуть не отложила книгу. Начало показалось мне жутко условным и банальным. Эдакий немой фильм 20-х годов. Похищенная принцесса, фантастическое изобретение асприд, позволяющее Броку стать невидимым. Но когда дошла до эпизода со сборищем бандитов, вот тут оторваться было сложно. При всей своей бредовости и фантасмагоричности мир Муллердома очень похож на наш мир, как похоже отражение в кривом зеркале. А главное, что удалось Вайссу — это передать болезненность видений человека, находящегося в горячке. Я предвидела, что финал будет именно таким, и не ошиблась, потому что автору удалось найти такую дозировку безумия и разума, какую может оценить только человек, хоть один раз перенесший подобное состояние. И хоть со времени прочтения прошло лет шесть, все помнится до мелочей. 10 баллов безусловно.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странно, но почему-то до сих пор нет отдельного издания этого романа на русском.

А роман-то отличный. Весьма оригинальный, где каждому, пожалуй, удастся найти что-то свое. Из него можно сделать весьма захватывающую компьютерную игру. Фильм – вряд ли, а вот игру – да.

Большую роль, конечно, играет вневременной характер сюжета (ну почти – концовку раскрывать не буду, но те, кто роман читал, поймут, о чем я). И сама идея исполинского дома, этакого человейника – была ли она раньше? Что-то похожее будет в «Высотке» Балларда – но не столь масштабно.

Читал я этот роман в издании 1988 года – и не могу не отметить работу художника. Изумительно. Как ни парадоксально это прозвучит, но с иллюстрациями и дизайнерскими решениями роман заиграл новыми красками.

Подытоживая – уверенная десятка.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мощная штука. Самое интересное для меня было потом — в шок повергло то, что удивительное и актуальное произведение было написано аж в двадцатых годах...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые прочитала роман, когда мне было 13 лет. После этого перечитывала раз пять. Убедилась в том, что это произведение можно читать бесконечно. Сегодня почему-то вспомнила про эту книгу, а прошло уже 20 лет с тех пор. Понимаю, что нужно срочно найти сборник фантастики чехословацких писателей. Не знаю, какое впечатление останется сейчас, после стольких лет. Но тогда, это было нечто. Рекомендую к прочтению.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень яркая и красивая сказка, которая включает в себя элементы антиутопии, приключенческого романа, романтического повествования, сатиры..

Это книга и для ума, и для сердца: некоторые строки настолько цепко схватывают что-то живое в читателе, что последний ещё долго живёт романом и чувствами главного героя.

Читается на одном дыхании.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читалось в глубоком детстве в сборнике фантастики чехословацких фантастов. До сих пор помню что это была растрепанная книжка в мягкой коричневой обложке.

Помню рецепты «как замучить розу» :insane: хотя с того момента прошло более 15 лет.

Произведение меня поразило и видимо было переломным. концовка меня добила окончательно. Видимо, эта книга сыграла свою роль в моих беллетристических предпочтениях

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наткнулся на книгу случайно, прочитал на одном дыхании (правда она не особо длинная). Книга классная, правда финал все таки разочаровал, думал будет что-то другое, хотя с другой стороны финал вполне логичный и правильный.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В юношеские годы,когда читал не смог оторваться.Отличный роман.

Оценка: 10
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман. И не скажешь, что он написан 80 лет назад. Автору удалось удивительным образом соединить в единое целое антиутопию, детектив и приключенческий роман, да еще наполнить все это духом романтизма. Причем в каждом из этих жанров произведение заслуживает внимания.

Антиутопия, где господство одного человека над остальными основано на власти денег, выглядит действительно жутко. Нет такого преступления, такого обмана, такой подлости, на которые не могла бы пойти власть в лице вездесущего Муллера и его подручных. И до чего же трудно бросить этой власти вызов!

Символом этой власти «князя мира сего» является Дом в тысячу этажей — огромное, потрясающее воображение сооружение, величественное и отвратительное одновременно. Чего в нем только нет — от величественных дворцов до гнусных притонов, от компании, занимающейся космическими перевозками, до жилищ тысяч слепых рабов. Фантазия автора воистину не знает границ, и Вайсс может дать в этом плане фору многим современным писателям.

Детективно-приключенческая составляющая тоже весьма запутанна. Главному герою нужно отыскать принцессу, похищенную по приказу могущественного Огисфера Муллера, пройти по запутанному следу, справиться со многими его подручными, чтобы добраться до самых сокровенных тайн злодея. Но и у героя тоже есть своя тайна, свое уязвимое место, которым может воспользоваться враг. Читается роман чрезвычайно увлекательно, а повороты сюжета просто головокружительны.

Образы персонажей очень ярки, порой даже гротескны. Особенно колоритными у Вайсса получились злодеи — например, безрукий Гарпона или старикашка Шульц.

И все же роман несет на себе отпечаток своего времени. Чувствуется в нем тоска по безвозвратно ушедшей романтике, и предупреждение против набирающего силу всемогущества денег.

Как ни странно, при всей внешней несхожести, своей внутренней сутью, описанием борьбы героя с почти всемогущим злом роман весьма напоминает «Властелина Колец». Очень рекомендую!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх