Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | Сатирическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое ) | Прогрессорство
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Роман Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» может быть с полным правом поставлен в один ряд с лучшими произведениями писателя. Эта необычная книга сочетает в себе фантастику, пародию и жизнерадостный юмор. Марк Твен просто не умел писать скучно, чему данный роман и служит прекрасным доказательством.
Предприимчивый янки, получив во время стычки удар по голове, попадает из Коннектикута конца XIX века в эпоху короля Артура. Благодаря кипучей энергии американца рыцари и вельможи, чародеи и монахи, прекрасные девы и простой народ приобщаются к благам цивилизации. И с удивлением узнают, что такое мыло, порох, электричество, газеты, телеграф и многое другое.
Фрагмент произведения был экранизирован в 1979 году в телеспектакле из серии «Этот фантастический мир», выпуск 2.
Входит в:
— условный цикл «Король Артур, его рыцари и его время» > Иронические переложения, пародии
— антологию «Stories of Scientific Imagination», 1954 г.
— антологию «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура. Бесцеремонный роман», 1991 г.
— антологию «Назад в будущее. Истории о путешествиях во времени», 2015 г.
Экранизации:
— «Янки при дворе короля Артура» / «A Connecticut Yankee in King Arthur's Court» 1949, США, реж: Тэй Гарнетт
— «Новые приключения янки при дворе короля Артура» 1988, СССР, реж: Виктор Гресь
— «Рыцарь Камелота» / «A Knight in Camelot» 1998, США, реж: Роджер Янг
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Jacquemard, 24 июня 2011 г.
Когда читаешь книгу талантливого писателя, поневоле соглашаешься с ним, настолько сильные образы он подбирает, чтобы выразить свою идею. Когда же откладываешь книгу и начинаешь размышлять над прочитанным, понимаешь, что тебя только чуть не провели. Только что тебе чуть не навязали свою точку зрения по тому или иному вопросу! Благо, если у тебя была своя позиция до прочтения, и причем достаточно твердая. Если же нет, то — добро пожаловать! — писатель переманил вас на свою сторону, не успели вы и глазом моргнуть.
Твен — на редкость талантливый писатель. Я — на редкость стойкий поклонник средневековья. Но признаюсь, были в этой книге моменты, когда я чуть было не отрекся от своих убеждений. Марк Твен подобрал очень сильные образы, чего только стоит эпизод в доме крестьян, умирающих от оспы и отлученных от церкви! Однако вся книга просто насквозь пропитана идеологией автора. Даже тема перемещения в прошлое здесь играет свою определенную роль — показать уродство, ущербность феодального строя, высмеять то, что составляет саму сущность средневековья, — рыцарство. Но за этим смехом стоит боль — боль от сознания тяжкой участи простого народа, живущего под гнетом напыщенной кучки болванов, закованных в латы (примерно так Твен представляет себе рыцарей). Твен ставит знак равенства между феодализмом и рабством. Но есть в этом смехе что-то еще — боль от сознания бессилия. Эти люди слишком долго были рабами, они родились и были воспитаны в таком духе, и эти предрассудки в них не убьет даже образование.
Что может быть хуже рабства? И что может быть лучше свободы (читай демократии)? — это позиция Твена. И на протяжении всего романа он будет навязывать ее вам, используя то одни, то другие средства художественной выразительности
Слог у Твена легкий, чистый, прозрачный, роман читается на одном дыхании.
Главному герою — практичному янки, поставившему себе такую благородную цель — дать свободу угнетенному невежественному народу не можешь не сопереживать и от души желаешь ему победить в этой трудной борьбе. Но все заканчивается так, как должно. Это история триумфа и трагедии предприимчивого янки.
Ход истории нельзя изменить пока не станет тот определенный час, когда все разрешается изнутри, а случается это, когда созревают к тому необходимые предпосылки. Я думаю, что такую мысль хотел выразить Твен.
P.S. Пошел откачиваться просредневековой литературой. Ибо как-то грустно на душе.
Блофельд, 20 июля 2014 г.
Надо иметь в виду, что в 1889 г. ещё не была придумана машина времени. Поэтому Хэнк путешествует во времени таким нелепым способом — получив молотом по голове.
Попав в средневековую Англию, Хэнк занялся миссионерской деятельностью — стал приобщать англичан к благам цивилизации. Это красиво со стороны Хэнка, но автор слишком уж ему подыгрывает. Как он смог внедрить в быт англичан и велосипеды, и телефоны, и зубную пасту, и пишущую машинку?
А вот учить народ демократии, по-моему, Хэнк взялся напрасно. Народ ещё не созрел для демократии, так как привык жить при абсолютной монархии.
RomaSchkin, 3 марта 2018 г.
Восхищаюсь этой книгой и тем, как она написана. При всей своей легендарности, роман очень простой, доступный даже детям и каждый тут найдет для себя что-то интересное, полезное.
Для тех, кто первый раз возьмет в руки книгу, может быть история покажется «заезженной», может банальной, очень много «попаданцев» появилось в последние годы, но «Янки из Коннектикута» все равно остается оригинальным творением с интересным юмором, забавными приключениями, своей философией, ироничными диалогами и увлекательными героями. Этим роман заслуживает особого места в душе каждого любителя фантастики.
Без сомнений — это классика мировой литературы, ставшая основой, своеобразным базисом для формировании современной фантастики.
kouzdra, 9 июня 2009 г.
Страшноватая книжка. Твен тут почти буквально следует «Смерти Артура» Мэлори и его смешные ходы не противоречат основной теме: как прогрессора янки тот мир постепенно подминает под себя — в тот самый момент, когда он становится там «своим» — его уничтожает. Что еще могу отметить — король Артур всегда отличался некоторой раздвоеннстью — так и тут — он един в двух лицах — собственно Артур погибает, как и положено, от копья Мордреда, а Хозяин (Boss) Хэнк Морган остается спать в пещере в кругу своих верных сподвижников.
Только вот просыпается он не для того, чтобы спасти Англию, а только лишь для того, чтобы окончательно умереть.
god54, 11 января 2019 г.
На дух не переношу всю, без исключения, литературу о попаданцах. Однако, это произведение исключение, ибо автор является реалистом, а потому всё, что он описал очень даже похоже на реальность, и поступки героев, и их реакция на нововведения и, конечно, финал. Хороший текст, увлекательный сюжет, характерные герои, много толковых мыслей, которые интересны даже в наше время. Одним словом книга, которую читали, читают и будут читать, а потому ей самое место в коллекционном списке.
stas-no, 28 ноября 2014 г.
Поскольку произведение классическое, то особенно расхваливать его нет смысла. Прочитано оно мной поздно, но поэтому и оценка должна быть более трезвая. Вещь искрометная, но особенно меня зацепил реализм. Автор совершенно честно на странице расписывает страдания бедного героя, который в жару на коне в доспехах мучается и потеет, потеет, потеет... Это одновременно и пародия на рыцарские романы, где рыцари не потеют, а только подвиги совершают, хотя конечно любой рыцарь, полагаю, весьма страдал от неудобства собственных лат. Герой книги ужасный прагматик (настоящий американец, как его все представляли) и не очень почтителен к религии, но в целом вызывает симпатии.
видфара, 15 августа 2009 г.
Умная, язвительная книга, написанная так смешно и так мрачно, что запоминается сразу и навсегда. После неё любое произведение из бесконечно большой артурианы воспринимается уже иначе. Без пафоса, что ли... Миф не искажён, нет. Он просто заиграл новыми красками. И новыми смыслами...
Продолжателей не счесть. Но «наши люди в прошлом» в булочную на такси не ездят! :dont:
0shishiga, 19 декабря 2010 г.
Мне кажется, вообще этот роман закрывает тему попаданецев полностью. То есть после «Янки...» писать о попаданцах не комильфо.
Но нашей мастеровщине Марк Твен не указ. А жаль :(
Mierin, 1 сентября 2008 г.
Что отличает Марка Твена — тонкий ненавязчивый юмор и легкая грустинка одновременно. Сейчас уже не вспомню всех перипетий романа, давно читалось, но отмечу, что в детстве в сюжеты самых интересных книг мне всегда хотелось играть. И «Янки» из их числа.
elent, 1 сентября 2008 г.
Прародитель всех книг о перемещениях во времени, где наш современник по уши нагружен знаниями, и уверенно движет прогресс вперед семимильными шагами.
Вадим Панов, 29 ноября 2009 г.
Интересно, если бы Твен не придумал «попаданцев», мы бы сейчас мучились от их обилия или нет? :wink:
kkk72, 1 сентября 2008 г.
Отличный роман, предшественник целого направления в жанре фэнтези. С одной стороны, «Приключения янки» очень смешны. В романе масса забавных эпизодов, которые могут заставить смеяться от души любого читателя. Рыцари на велосипедах, рыцари, рекламирующие мыло, рыцари играющие в футбол — что только не делал Марк Твен со своими персонажами, в какие только забавные истории не вовлекал. Однако, при этом противостояние старого и нового служит не только почвой для множества комичных эпизодов, но и является вполне серьезной проблемой. По сути, предприимчивый янки — один из первых в мировой литературе прогрессоров. И, несмотря на все его успехи, полностью переломить ситуацию и вытащить средневековое общество к прогрессу, ему так и не удалось. Ведь никакие технические новинки не могут быстро изменить сознание людей.
Образы героев, хоть и несколько карикатурные, получились яркими и запоминающимися. Особенно удачным, на мой взгляд, у автора получился король Артур. А уж постоянно интригующий против Янки Мерлин — это просто отдельная песня.
Концовка оказалась неожиданно мрачноватой для такого веселого произведения. Именно такое сочетание веселого и грустного и произвело на меня незабываемое впечатление. И, хотя с написания романа прошло больше ста лет, книга до сих пор читается с большим удовольствием.
aps, 15 февраля 2011 г.
В современной фантастике многие авторы посылают своих героев в выдуманные фэнтезийные миры либо в прошлое. И там они начинают гулять во всю: становятся лучшими воинами (магами), добиваются высших постов, меняют мир и направляют историю в другое русло. А ведь во главе многих этих книг стоит герой Марка Твена — ведь он одним из первых попал в прошлое (или в легендарную страну — кому как нравится).
Как и современные «попаданцы» Янки из Коннектикута попадает в эпоху короля Артура. И одно из главных достоинств книги, что автор в сюжете использует многие известные легенды, обыгрывает их и дает взглянуть на них с новой стороны. Сначала спасаясь, а потом, уже руководствуясь благими намерениями, Янки пытается привить ценности 19 века эпохе короля Артура, когда не знали слова наука, а только знали, что есть магия (а чем отличаются принципы действия современных благ научного прогресса от приставлений о магии и волшебстве в средние века?). Как и в современных подобных историях, все сначала шло просто замечательно, но потом...Потом Демократия проиграла феодальному строю. Жанр плавно перетек от комедии к трагикомедии. И если сначала было просто смешно, то по мере чтения все меньше автор давал поводов для улыбки, закончив книгу трагедией прогрессора, не сумевшего изменить мир к лучшему.
По мере чтения книги не покидало ощущение, что, читая фантастическую, по сути, историю, в то же время читаешь сатирический памфлет на современный автору мир. Писатель находит множество точек соприкосновения двух столь отдаленных по реке времени и в одновременно в чем- то неуловимо похожих эпох. Показывает и осмеивает недостатки окружающего общества и его современников. А смешить и иронизировать Марк Твен умел очень хорошо. И может главной его целью было именно заставить взглянуть его современников на себя со стороны, узнать, засмеяться и задуматься.
«Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» — книга, которую читали в девятнадцатом, двадцатом и продолжают читать в 21 веке. Ведь это классика написанная мастером пера, которая никогда не залежится на полке и не покроется слоем пыли.
Alexandre, 17 января 2009 г.
В этом романе меня не слишком забавлял юмор, которого, как во многих произведениях Твена было предостаточно. Меня не оставляло ощущение постоянной опасности, все время чувствовалось, что герою везет до поры до времени, и, сочувствуя ему, я постоянно ожидал подвоха. Ведь в истории множество примеров, когда самые правильные и благие начинания с корнем выкорчевывались, стоило только реформатору потерять власть. Вот в русской истории после смерти Петра первого ведь перенесли столицу обратно в Москву (хорошо, хоть Питер не разрушили до основания).
Так и здесь — великолепные (хотя порой и забавные) преобразования в королевстве так непрочны, так нестойки, что за судьбу героя беспокоишься не без основания. И вправду, первый прогрессор. А написано превосходно.
korsrok, 29 сентября 2023 г.
«Алло, Камелот»
Крепкий роман, вернулся к этой книге второй раз. Во-первых, я большой поклонник легенд о Короле Артуре (Священном Граале) и Рыцарях Круглого Стола, и пусть данный роман только наполовину исторический, всё же решил ознакомится с ним ради интереса. Марк Твен, названный Эрнестом Хемингуэем величайшим американским романистом, известный юмором и приключениями Тома Сойера, «Янки…» же очень мрачный, мечтами пронизанный сценами классического готического ужаса, с столь лёгким и благозвучным слогом, что автор увлекает сначала и сохраняет напряжение до самого финала. На поверхности перед вами прадед жанра «попаданцы», ведь по сюжету современник автора из цивилизованного прогрессивного мира попадает в столь дремучие и невежественные времена, что по сравнении с ними даже Средневековье кажется нормальным; с другой стороны, «Янки» Твена местами действительно будоражащая история вызывающая сильные эмоции благодаря хоррору! Чего стоят хотя бы двадцать тысяч трупов английских рыцарей сложенных вокруг пещеры защищённой проводами с электричеством так, что осаждённые одурели от вони; а от сцены пробивания сквозь тьму, в которой молния высвечивала мгновениями дюжину висельников, и вовсе на уровне культового «Франкенштейна». В общем, с одной стороны перед вами очень качественная сатира, даже в чём-то чёрный стёб над Англией 6 века: с искромётным юмором автор высмеивает феодалов, монархов, рабство, налоги, и жесточайшим образом сводит к равным самого обычного грязного простолюдина с блестящим королём. Учитывая грандиозное преобладание интеллектом, умом и образованием главный (?) герой решает покорить целую страну. Он ставит под сомнение глупую и наивную магию, перед которой преклонялись даже монархи и демонстрирует более яркие и громкие фокусы так, что даже колдун Мерелин уйдёт в тень. А учитывая также стёб над каноническими рыцарскими романами, здесь присутствуют явные отсылки, вроде стада заколдованных свиней-принцесс (привет овцам-воинам с «Дон Кишот» Сервантеса) или рыцарей рубящих противника по голове до зубов с первого удара сквозь шлем вместе с черепом (Артуровские легенды Томаса Мэлори). Также примечательно, не смотря на приличный возраст романа, он выглядит свежо даже сейчас, ведь автор 19 века использовал корни всех современных нам технологий