fantlab ru

Александр Бушков «Димерия»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.78
Оценок:
677
Моя оценка:
-

подробнее

Димерия

Другие названия: Тьма над Атаром

Роман-эпопея; цикл «Сварог»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 41
Аннотация:

Волей случая Сварог вновь оказывается в ином мире, мире, стоящем на пороге катастрофы.

Итак, Димерия — странная планета, на которой суша представлена двумя материками, а вернее одним, потому что пока один находится под толщей воды, второй служит местом обитания людей, в конце 500-летнего Цикла, начинается ряд землятресений, тектонических сдвигов и разломов, которые приводят к затоплению обитаемого материка и подъему необитаемого.


Содержание цикла:


6.81 (960)
-
8 отз.
6.80 (923)
-
6 отз.
6.76 (903)
-
3 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:



Издания: ВСЕ (28)
/языки:
русский (28)
/тип:
книги (28)

Сварог. Чужие берега
2002 г.
Сварог. Чужие зеркала
2002 г.
Сварог. Чужие паруса
2002 г.
Сварог. Чужие берега
2003 г.
Сварог. Чужие паруса
2003 г.
Сварог. Чужие берега
2004 г.
Сварог. Чужие зеркала
2004 г.
Сварог. Чужие паруса
2004 г.
Сварог. Чужие паруса
2004 г.
Сварог. Чужие зеркала
2005 г.
Сварог. Чужие берега
2006 г.
Сварог. Чужие берега
2007 г.
Сварог. Чужие зеркала
2007 г.
Сварог. Чужие паруса
2007 г.
Сварог. Тьма над Атаром
2008 г.
Чужие берега
2009 г.
Чужие зеркала
2009 г.
Чужие паруса
2009 г.
Чужие паруса. Чужие зеркала. Чужие берега
2009 г.
Чужие берега
2010 г.
Чужие зеркала
2010 г.
Чужие паруса
2010 г.
Чужие берега
2011 г.
Чужие паруса
2011 г.
Чужие зеркала
2011 г.
Чужие берега
2017 г.
Чужие зеркала
2018 г.
Чужие паруса
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я впервые я прочитал цикл о Демерии я был крайне разочарован. Вместо Талара я получил крайне сомнительное удовольствие наблюдать путешествия Сварога по иным мирам. Ощущения шока от резком смены темы, а также раз за разом (от книги к книге) обманность надежды на возвращение на Талар оставили в моих воспоминаниях отношении к данному к циклу как к нечто весьма посредственному и проходному. Тогда бы я не поставил бы больше пятёрки по здешней шкале оценок. Однако спустя пять лет, после перечитывания всех книг о Свароге мне пришлось поменять свою точку зрения. Собственно книги об Атаре и Граматаре (а вернее книга, все три повести весьма невелики по объёму и спокойно могут уместиться под одной обложкой), если абстрагироваться от таларского цикла, оказались весма неплохи.

Следует отдать дань уважению Бушкову – он может придумывать крайне интересные миры. Вот здесь так и произошло. Прежде всего достаточно оригинальной оказалась космогония данного мира с парными материками, которые раз в пятьсот лет всплывают и погружаются на противоположных концах планеты. Из этого, на мой взгляд, можно было построить очень интересный роман. Регулярная и неотвратимая цикличность геологических (а как следствие и цивилизационных) катастроф должна была сформировать крайне специфическое мировоззрение у жителей Демерии. Собственно Бушков пытался это сделать, но у него, на мой взгляд, получилось это не очень. Во всяком случае эта тема потерялась на фоне свароговщины. А жаль.

В «Чужих берегах» мы видим умирающий мир. Понимание о том, что вот сейчас настали Последние дни разлито в воздухе. Обыватели, обречённые на смерть стараются не думать о надвигающейся катастрофе и тешат себя надеждами, о том, что всё обойдётся. Между тем, государства континента лихорадочно заканчивают подготовку к очередному Исходу. Гибель мира и желание во что бы то ни стало спастись красной нитью проходит через всю книгу и не дают забыть её спустя годы.

«Чужие паруса» берут иным. Перед нами, не смотря на всю многолюдность, настоящая робинзонада. Старый мир уже умер, новый – ещё не родился. Наступила эпоха безвременья (в этом гидернийский календарь висевший на стене каюты капитана не соврал). Человек одинок в этом мире, в котором господствуют чудовища. Более того, ощущается, что Человек – абсолютно лишний в мире волн. Читая эту книгу, я сухопутная крыса, ощущал безбрежность и мощь Океана, а также его чуждость людям. Но этого мало. Не только стихия враждебна людям. Стоит опасаться и других людей, готовых ради будущего своих детей отправить тебя на тот свет уже сейчас. Весь путь «Серебряного удара» (а равно как и остальных кораблей, оставшихся за рамками повествования) – гимн человеческому упорству, которое помогает пройти океанский ад и добраться до вожделенной земли. ИМХО, «Чужие паруса» лучшая книга о Свароге из всех, которые вышли после «Нечаянного короля».

«Чужие зеркала» уже подкачали. Слишком бредово выглядела подземная база со скучающим от безделья компьютером. Да и тагорты, появившиеся в самом конце «Чужих парусов» оказались какими-то... ну не мелкими (это как раз понять и принять можно), а картонными. Не хватило у Бушкова то ли сил, то ли желания вдохнуть жизнь в хозяев блуждающих островов. Но свою идею об Исходе он, в целом, довёл до конца и показал читателям новый континент в самом начале своего очередного надводного цикла. Суша, только-только поднявшаяся из-под воды и ещё мало пригодная для человеческого обитания принимает первых беженцев, которые надеются построить себе новый дом. Новая земля, странная и незнакомая, стала домом для тех, кто пережил планетарный катаклизм. В этом смысле Димерийская трилогия напомнила мне о «Божественной комедии» с её Адом, Чистилищем и Раем. Только пройдя ужасы океана-чистилища смелые и отважные могут выйти из ада гибнущего материка, что бы оказаться в новом мире.

Разумеется подобна задумка с материками – антагонистами вызывает массу каверзных вопросов. И если вопрос «Почему всё так случилось?» даже не имеет смысла задавать, то вот от вопросов «Как?» и «Откуда?» избавиться не удаётся. Например, в книгах Бушкова мы видим уже сложившуюся цивилизацию, которая привыкла каждые пятьсот лет перебираться с одного континента на другой. Известно, что Атар затонет. Достаточно точно известно место, где всплывёт Грамматар. Между странами уже отгремели войны за морские побережья, которые являются залогом будущего спасения. Строятся корабли для Большой Регаты. Заготавливаются запасы продовольствия на дальний путь и готовятся материальные запасы для первого поколения колонистов. Производится отбор счастливчиков, которые покинут гибнущий мир. Ну и конечно ведётся работа по устранению конкурентов: все страны прилагают усилия помещать соседям отплыть с континента и тем самым увеличить вероятность своего успеха в новом мире. Всё это в книге есть, но совершенно непонятно КАК сложилась эта цивилизация. КАК вообще возник подобный опыт, подсказывающий людям раз в пятьсот лет уподобляться перелётным птицам и отправляться в полную безызвестность, ведь первые два-три катаклизма, когда у людей просто не было необходимых знаний, должны были полностью погубить человеческий род. Жаль, что Автор не раскрыл эту тему даже намёком.

Ну или например такой вопрос: ОТКУДА на только что всплывшем материке, который ещё даже не высох толком от морской воды берутся вполне земные растения? Откуда на Грамматаре трава, кусты и леса? Судя по книгам в этот раз людям (пускай даже не из добрых чувств) помогали тагорты, которые могли с помощью своих хитроумных технологий засеять континент различными растениями. Но беда в том, что тагорты были не всегда. Довольно много раз Атар и Граматар всплывали и погружались без их участия, а люди всё равно находили пищу для себя и материалы для своих жилищ и кораблей. Да и опять же, если списать появление растений на тагортов, то всё равно ОТКУДА берутся животные? Ведь животных жители морских островов не выращивают. Да и вообще, если смотреть в корень, ОТКУДА на материке только что появившемся из пучины морской есть плодородная земля, способная принять и прорастить земные растения? Этот вопрос вообще за гранью добра и зла (то есть я хотел сказать — любых логических объяснений). Нам остаётся видеть во всё этом помощь людям со стороны хозяев Великого Зиккурата, но о них мы знаем примерно столько же, сколько о людской цивилизации, которая существовала до Тьмы.

Разумеется это не единственные недостатки и нестыковки этих книг. Перечислять и разбирать минусы книг можно довольно, другое дело, что концепция Демерии в целом их перевешивает. Сама логика событий с одной стороны задаёт весьма высокий темп повествованию, а с другой стороны создаёт «колею» следование которой для Сварога (если уж он оказался не способным найти дорогу в свой мир) не выглядит откровенным авторским произволом. В этом смысле цикл выгодно отличается от книги «По ту сторону льда». Здесь же канва событий вполне логична: сначала надо покинуть Атар, а потом добраться до Граматара и довести до него доверившихся Сварогу людей. Другое дело, что после того как эта цель достигнута и люди вступили на долгожданную сушу, а боевая команда отказалась покидать отца-командира у Автора опять возникла проблема что делать с главным героем. Понятно, что он должны был искать путь ведущий из Демерии, но все эти сумасшедшие компьютеры, необычные летающие аппараты, драки, перестрелки и погони смотрятся как-то мелко на фоне завершившейся планетарной катастрофы. Отсюда и растёт моё недовольство от грамматарской беготни Сварога и компании.

Итог: в целом приходится признать, что демерийский цикл оказался не так уж плох. Не смотря на всю свою коньюктурность (желание заработать денежку на читателях видна в каждой книжке) и вторичность по отношению к таларскому циклу (тогда ещё он представлял собой трилогию) серия читается неплохо за счёт оригинальности мироустройства Демерии. Другое дело, что отличная идея с материками – антагонистами и всеми вытекающими отсюда последствиями достойна своего, отдельного и никак не связанного со Сварогом цикла. Увы, в нашем случае весь оригинальный мир послужил лишь декорациями для приключений непобедимого майора и остался лишь эпизодом в стремительно деградирующим цикле. Большинство читателей, читая эти книги с нетерпеньем ожидали возвращения Сварога в родные пенаты и мимо них прошла вся необычность и трагичность погружающихся и всплывающих материков. В результате Демерия навсегда останется в тени Талара. И это печально.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, именно с этого цикла я заподозрил, что Бушков взял в дело лит.негров.

Какой-то безумно хамский, разухабистый стиль с кучей дурацких шуток и дегенеративным «потоком сознания» главного героя — абсолютно нехарактерное явление для романов о Свароге. Блеклый мир Атара, который даже нет надобности убедительно прописывать — он ведь все равно на последнем издыхании. Совершенно никакие спутники героя — более-менее выделяются лишь Рошаль и Олес, но и в подметки не годятся, скажем, Леверлину или Паколету.

Ширпотребовские «приключения», на которых явственно ощущается клеймо «Made in China» — их целый вал и они ужасно низкого качества. Одним словом, деградация.

Первая книга читается скорее по инерции. В читательское сознание внедряется «обманка» — его, как и Сварога, подло переманивают с Талара на выморочную Димерею и где-то две трети текста работает подсознательно позитивное восприятие книги. Ближе к концу, впрочем, наступает разочарование и убогая кульминация воспринимается в штыки.

«Чужие паруса», как ни странно, несколько реабилитируют цикл — действия героев получают какое-никакое логическое обоснование, да и морская романтика придает тексту живости. Впрочем, со второй половины книги качество повествования опять катится по наклонной. Череда однотипных напастей, монотонно обрушивающихся на несчастный экипаж броненосца почти моментально вызывает зевоту и только окончание этого нудного плавания пробуждает вялую надежду на более или менее пристойное развитие событий.

Но этому не бывать, и третья книга является одной из самых бездарных и придурковатых в репертуаре Бушкова. Эталонно глупая концовка с «богом из машины» на этом фоне выглядит вполне естественно и даже особо не портит настроения, потому что оно и так уже безнадежно испорчено.

Не читать «внеталарского Сварога» ни под каким соусом — я пришел к такому выводу для себя. Стоит об этом задуматься и другим.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

До недавнего времени был полностью согласен с читателями, которые говорили и писали о полной чужеродности цикла о Димерее основному циклу о таларских похождениях нашего бравого лорда Сварога (про цикл о Короне и, прости Господи, «Печать скорби» вообще молчу). НО! На волне разочарования от последних книг о Свароге — «Из ниоткуда в никуда», «Вертикальная вода» — перечитал все три «Чужие» книги и был очень приятно удивлён. Всё воспринялось совершенно не так, как в далёком уже 2002 г. Конечно, эти книги слабее «Рыцаря и ниоткуда» и «Летающих островов», тут и говорить не о чем. Но лично на меня повеяло легким очарованием романтики и бесшабашности, воздухом приключений. При всех недостатках книг главгерой в них гораздо симпатичнее, чем в последних книгах, он не такой циник, он хоть и король почти всея Талара, но на Атаре и Граматере он просто странник в компании таких же бродяг. И его новая команда мне показалась гораздо ярче и милее вконец деградировавшей Странной компании из последних книг (где от некогда бравой команды остались просто безликие персонажи, непонятно зачем втиснутые в сюжет). За таких героев как Гор Рошаль (вообще мой любимый персонаж серии), Певэр и Олес, при всей их вторичности, хочется переживать, они по-своему самобытны и симпатичны. В то же время в последних «таларских» книгах Сварог настолько нечеловечески крут и настолько же неприятен как человек вместе со всей его сворой придворных, помощников, тайных полицаев и жен-императриц, что стал просто неинтересен. Если вы хотите старого-доброго графа Гейра, то остатки его можно увидеть именно в цикле о Димерее. При всей его научной бредовости (Бушков и так никогда не отличался даже минимальной научностью подхода к создаваемому миру), неприкрытом желании заработать денег на читателях (в последних «таларских» книгах этого желания просто чудовищно больше) цикл о Димерее мне, извините, ПОНРАВИЛСЯ. Зная, что будет написано в дальнейшем, мне подчас кажется, что лучше бы книгой «Чужие зеркала» цикл о Свароге совсем завершился. Что Сварог, скажем, встретил бы в Великом Зиккурате отца (ау, Бушков, про отца хоть кто-то еще помнит???) и остался в месте с ним на Граматаре, скажем, в Фагоре. И мочил Князя тьмы уже там. Конец можно выдумать любой, в меру своей фантазии.

В остальном, в том числе в оценке последних книг, полностью поддержу StasKr, его разбор книг иногда интереснее самих книг))

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спустя десять лет после покупки данных книг, моя оценка еще больше снизилась, так как выросли новые интересные авторы. На волне успеха после «Рыцарь из ниоткуда», «Летающие острова», «Нечаянный король», так называемые циклы «Димерия» и «Корона» (невелики по объёму и могли быть объединены по одному роману) были изданы на мой взгляд для того чтобы получить побольше денег с почитателей цикла «Сварог», в то время электронных книг не было и чтобы прочитать произведение, его надо было именно купить.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все мной написанное про Таларского Сварога в полной мере относится и к Демерийскому Сварогу, но с некоторыми примечаниями.

Понятно желание автора, а вместе с ним и издателей, распространителей и иных выгодополучателей подзаработать на золотой жиле под названием Сварог. Ни в коей мере не осуждаю, просто принимаю как данность — весь цикл просто одно произведение: растянутое, многословное и несколько несерьезное. Оно казалось совсем нечитаемым после 1-й трилогии Таларского цикла, ибо возникал вопрос: об чем это вообще?. Но после вялой тягомотины «продолжений» коим конца не счесть, кажется уже и занятным, и интригующим, и динамичным.

Об Демерии. Чисто фэнтезийный мир со своей магией к счастью не имеющей «научного» объяснения. Регулярность катаклизмов имеет псевдонаучное описание

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
якобы вся энергия от циклических геологических процессов уходит в «магию» — потому нет цунами, но возникает вопрос: откуда берется энергия на сами циклические геологические процессы? Из магии? Но зачем тогда городить огород из «псевдонауки»?
Мир получился бы интересным, если бы Бушков взялся его разрабатывать «вглубь», а так получились очередные декорации для супергероя.

О героях. Их есть 1,75:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1-Сварог, 0,5 — Гор Рошаль, 0,25 — все остальные из свиты супергероя.
Вообще любимыми героями второго плана у Бушкова видятся: начальник тайной полиции и любовницы 2-х сортов — титулованные и в военной форме.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Любовниц у Сварога было ровно 2, по одной из каждой категории. Абсолютный антирекорд по сравнению с Таларом. Нужно думать все сцены 18+ Бушков приберег для Таларских «продолжений».

В результате имеем авантюрный роман в духе Индианы Джонса в декорациях гибнущего и возрождающегося мира. С открытой концовкой — куда занесет Сварога в этот раз? И что поимеет главный герой из этой суматошной эпопеи?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Правильный ответ — ничего. Ничего не приобрел и не потерял. Вышла игра с нулевой суммой. Перефразируя классика: «...и нет никакой Демерии. И заметьте: никогда не было!». Просто сон.

Если абстрагироваться от Сварога, Талара и т.д. вышло неплохо.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, конечно, StasKr в своем подробном анализе во многом прав. Цикл «Демерия» является, грубо говоря, вставным номером в сериале о Свароге. И интересные находки не исправляют этого незавидного впечатления. То, что следовало сделать самостоятельным и серьезным романом подвизается на роли развлекательного отдыха, пока подготавливаются настоящие приключения. А накручено, конечно, безмерно. Боевик ради боевика — так можно охарактеризовать книгу, как говорил Портос «дерусь, потому что дерусь!» Так и здесь, сражения ради спасения жизни, ради спасения друзей, ради — уж и непонятно чего, но сражения.

Но, что ж есть книги и похуже, будем утешаться этим.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту часть цикла вообще не понял и не принял.... И, вообще не знаю зачем она нужна была....

Оценка: 2
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

StasKr писал:

> Слишком бредово выглядела подземная база со скучающим от безделья компьютером.

Не хочу прямо обвинять Бушкова в плагиате, но сумасшедший компьютер со страстью с загадками был у Кинга в цикле «Темная башня», в романе «Колдун и кристалл», если мне память не изменяет. Правда, не под землей, а в мчащемся с сумасшедшей скоростью поезде.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Расстроен прочтением.

Такое чувство, что идеи кончились, и автор просто начинает без конца использовать свои старые-старые идеи, не преподнося взамен ничего нового. :weep:

Хорошо, что «Корона» в этом плане вышла лучше.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

За 500 лет не отстроиться, не верю!:dont:

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх