Михаил Булгаков «Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Сатирическое | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Эпизод из жизни простого человека в недрах зарождающегося советского бюрократического аппарата.
Опубликована: Недра, М., 1924, №4. Вошла в сборники: Булгаков М. Дьяволиада. М.: Недра, 1925 (2-е изд. — 1926); Булгаков М. Роковые яйца. Рига: Литература, 1928
Входит в:
— сборник «Дьяволиада», 1925 г.
— сборник «Роковые яйца», 1928 г.
— антологию «現代ロシア幻想小説», 1971 г.
— антологию «Сатирическая повесть 20-х годов», 1990 г.
— антологию «Советский русский рассказ 20-х годов», 1990 г.
— антологию «Дорогами приключений. Выпуск 3», 1991 г.
— антологию «Российские фантасмагории», 1992 г.
— антологию «Русская мистическая проза», 2004 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1987 // Крупная форма |
- /языки:
- русский (155), английский (2), французский (3), японский (1)
- /тип:
- книги (152), самиздат (2), аудиокниги (7)
- /перевод:
- И. Аман (1), К. Кавабата (1), Б. Насарофф (1)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Anastasia2012, 8 августа 2013 г.
Повесть до того реальна, что картины так и проходят перед глазами. Весь ужас неразберихи, даже хаоса, в обществе: путаница с именами, ситуациями, ПРИКАЗАМИ и ПРИГОВОРАМИ. Впрочем, как во многих произведениях автора — приговоры поспешные, от людей, беснующихся как сломанные игрушки. И финал
Грустно.
Особенно от того, что все повторяется (и сто лет спустя).
Julia_smile, 5 февраля 2012 г.
В «Дьяволиаде» показан гоголевский «маленький человек», ставший жертвой набирающей обороты современной бюрократической машины, причем столкновение Короткова с этой машиной в помутненном сознании уволенного делопроизводителя превращается в столкновение с неодолимой дьявольской силой.
Ans, 12 августа 2006 г.
Наряду с «1-й Конной» Бабеля, одна из самых страшных книг, какие мне только доводилось читать. Всё та же блестящая Булгаковская фантасмагория, но каким ужасом и жутью веет здесь от нее... А ведь, видимо, так и ощущалась многими тогдашняя советская действительность.
cooler4life, 20 августа 2018 г.
Бюрократическая машина в действие. Полная неразбериха,которая может свести с ума кого угодно
Yazewa, 18 января 2008 г.
Замечательная вещь! Талантливая фантасмагория с массой литературных перлов.
Стилистика просто обалденная! Очень люблю «Дьяволиаду». Хотя часто перечитывать ее явно не стоит... :insane:
stMentiroso, 13 сентября 2007 г.
С нее начался столь любимый большенством Булгаков. Потом были «Собачье сердце», «Роковые яйца» и незабвенные «Мастер и Маргарита»
FionaFly, 13 сентября 2020 г.
Кальсонеры forever, или Сказка о потерянном человеке
**********************************************
«— Кальсонера… атакуем…— задыхаясь, отвечал Коротков, — да он в наступление перешел…»
(М.А. Булгаков. «Дьяволиада, или Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя»)
***
С упоением прочитала залихватскую повесть М.А. Булгакова «Дьяволиада, или Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя». Я не только улыбалась, читая сеё произведение, но временами хихикала и хохотала в голос. Это не самая популярная повесть автора и он её не очень-то и жаловал, но лично мне зашла, как говорится на «ура». Я не ожидала.
Это – одно из ранних произведений Великого Мастера (1923 г.), не претендующих на бессмертие. Но вот поди ж ты! Читают и сейчас!!!
В своё время Булгаков после написания повести сильно сомневался, что она хоть где-нибудь пройдёт из-за острой сатиры, разоблачающий существующий бюрократизм общества строителей «нового мира», стремящегося стать всем. Теперь же мы в XXI веке можем убедиться, что бюрократия жива и неистребима, а посему актуальность Булгаковской «Дьяволиады» свежа, как и прежде.
Читатели, обладающие неплохим литературным вкусом, воспитанном на классике литературы XIX века, должны обратить внимание на сатирический гротеск, свойственный М.Е. Салтыкову-Щедрину, а также на Гоголевские проблемы «маленького человека». Аллюзии возникают к творчеству более поздних советских и Российских писателей, например, братья Стругацкие, а также и зарубежных, например, Франц Кафка и другие.
Михаил Афанасьевич называл себя писателем фантастико-мистическим. Это утверждение справедливо. В частности, «Мастер и Маргарита» — яркий пример мистической фантастики, наполненной элементами гротеска и фантасмагории. «Дьяволиада» ещё не получила своего мессира Воланда, но чувствуется уже, что он вот-вот где-то на подходе: замечательный кот, вызывающий ассоциацию с котом Бегеметом, промелькнёт пару раз.
Дьявола, как такового, в «Дьяволиаде» нет. Но. В 1923 году Булгаков создал первое своё прозаическое произведение с названием «Дьяволиада, или Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя»), являя миру простую мысль: зло, дьявольщина проистекают не от Сатаны, — их порождением являются сами люди.
А ещё раньше была статья Булгакова «Дьяволиада. Грядущие перспективы» (1919 год), опубликованная в газете «Грозный». Вот с неё-то и надо начинать, уважаемый читатель, если хотите разобраться в фантастико-сатирическом творчестве гения. Честно признаюсь, что я сначала запуталась в этих двух «Дьяволиадах», начав читать статью, но потом разобралась.
Статья «Грядущие перспективы» отражает все переживания Булгакова, связанные с политическими и социальными катаклизмами того времени. Он переживает самую страшную катастрофу в своей жизни.
Главный герой повести Варфоломей Коротков оказался поглощённым, переработанным и выплюнутым вон советской бюрократической машиной. Автор описывает бюрократию, как дьявольское изобретение, точнее, — адское изобретение человечества. После прочтения статьи «Дьяволиада. Грядущие перспективы» (1919 год) главная мысль автора становится предельно ясна. Впрочем, любой, даже неискушённый читатель, должен понять, что хотел сказать автор своим произведением.
Ужасно, что главный герой Коротков не просто потерял смысл жизни, но вместе с тем приобрёл понимание абсурдности бытия. Булгаков описывает мытарства бедолаги с юмором – получается очень смешно, но в то же время грустно, ибо произведение сатирическое.
Загадочный персонаж Кальсонер, заведующий базой, предстаёт перед читателем в двух лицах: чисто выбритый и с бородой. Он то раздваивается, то снова воссоединяется. Это демонический персонаж, который лишает главного героя всего: места работы, имени и даже, в конечном итоге, косвенным образом, – жизни. Кальсонер – олицетворение смутного времени «совдепии». Его голос подобен звуку медного таза. Это тоже не спроста. Кимвал звучащий – пустозвон, иначе говоря. Деталь перемалывающей людей машины.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий».
(Новый завет. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла)
Всё, что происходит с Варфоломеем Коротковым, похоже на немыслимый бред, нелепые галлюцинации. Автор удачно сочетает гротеск и фантасмагорию с реальностью. Всё становится похожим на сказку, причём, – мрачную сказку с несчастливым концом.
Многие люди помнят ещё то время, когда зарплату выдавали продукцией своего производства. Разумеется, это не 20-е годы прошлого столетия, описанные Булгаковым в повести. Эти годы – не так уж и далеки от нас, живущих в 2020 году. «Натуроплата» была в 90-е годы. Как же прозорлив был гений Михаила Булгакова! Не только его одного …
Интересно, что Коротков получает зарплату спичками, которые на деле ещё и оказываются небезопасными, а соседка его – церковным вином. Оригинально! И как унизительно!!! Но какой же веский символизм скрывается за этой «натуроплатой». Коротков едва не отравился церковным вином, обменянным на спички у своей соседки. Символично: религия не спасает от произвола системы. Если и является каким-то утешением, то весьма условным и, как спички, небезопасным.
Новая бюрократия советского периода – это та же старая бюрократия, но в гипертрофированном виде. Она словно мутировала у Булгакова, приобретя новые пародийно-уродливые формы. Выхода и спасения от неё нет. Страшно то, что бюрократия – это порождение государства. Это оно сдавило, переломало «маленького человека» задержкой зарплаты, противозаконным увольнением, грубым и издевательским общением. Остаётся только одно – броситься с крыши высотки административного здания, окончательно сойдя с ума.
«Дьяволиада» — достаточно тяжёлое произведение, написанное в гротесковом сатирическом стиле. Над юмором автора в ходе чтения можно смеяться. Анализируя же произведение, понимаешь, что тут совсем не до смеха.
Paf, 27 мая 2008 г.
Надо иметь поистине богатое воображение, чтобы при чтении не потерять интерес к произведению, потому как то, что поведал нам Булгаков, является в высшей степени необычно и невообразимо. С одной стороны такая «бурная фантазия» представляет интерес, а с другой, является барьером, который нужно постараться преодолеть, иначе рассказ пройдет впустую.
Удивительно, конечно, но с какого-то момента я начал воспринимать это произведение, как далеко неявную аллюзию на «Замок» Ф. Кафки. А что? И недостижимая цель есть — остаться на работе, но прежде добраться до Кальсонера; у Кафки — добраться до Замка, а потом, хотя бы, до Кламма. Имена всех персонажей, участвующих в кутерьме начинаются на К (Коротков — Кальсонер, К. — Кламм). Бесконечная беготня «вокруг да около», совершенно не приводящая к цели — тоже присутствует. И даже пылающая брюнетка есть: в «Замке» — Фрида, в «Дьяволиаде» — секретарша в самом конце повествования.
Меня, нахождение таких соответствий, немного позабавило :gigi:
Sttascha, 7 июля 2009 г.
Читать книгу надо исключительно в хорошем настроении. Такое мое мнение. В противном случае она сильно угнетает и словно бы давит, оставляя неприятные ощущения. С хорошим же настроением можно отстраненно взглянуть на ситуацию и созданный ею бред Короткова.
Не скажу, что книгу должен читать всякий каждый, так как она весьма и весьма на любителя. Но чтение довольно любопытное, ибо, как тут сказали до меня «сходить с ума, тоже надо уметь».
Книга про человека в тисках бюрократической машины. Про человечка ничем не выдающийся и не желающий ничего кроме как сохранить устоявшийся порядок вещей. Про человечечка, которого попросту жалко… и, в котором, я иной раз почему-то узнавала себя… быть может, это самообман, а может быть, и нет.
omaksimov, 11 августа 2023 г.
Замечательная абсурдистская повесть. Все события происходящие с главным героем напоминают кислотный трип. Можно подумать что повесть написана в 60 — 70 ые годы. С этим произдедением Булгаков опередил своё время на 40 лет.
Ruddy, 14 января 2007 г.
За такое форменное сумасшедшее представление не грех поставить высокий балл, потому что сходить с ума надо тоже уметь! =)
Дарья Сталь, 7 марта 2010 г.
Сумбурно, странно, невероятно-непонятно.
Мне вообще нравятся абсурдистские вещи, но не настолько :)) Что-то в «Дьяволиаде» безусловно есть такое, ради чего стоило ее прочитать и, возможно, стоит прочитать еще раз... Но мне кажется, автор добился того, чего хотел — чтобы читатель погрузился с головой в непонятное действо странноватого героя, пытающегося вернуть свою жизнь в нормальное русло и совершающего в шоковом состоянии совершенно бесцельные поступки. Чтобы читатель в попытках разобраться во всех Кальсонерах, секретарях и делопроизводителях, пытался найти логику повествования и терялся еще больше. Чтобы задумался об этом несчастном Короткове, да и о своей жизни тоже. Что ж, Булгаков этого вполне добился :) Фантасмагоричная нефантасмагоричность, так бы я назвала эту повесть.
Мне она, честно сказать, не понравилась совершенно. Но талант автора не признать невозможно.
artem-sailer, 27 октября 2021 г.
Ну, не знаю даже.
С одной стороны — считается классикой, с фантазией у Булгакова проблем не было, это известно. Сюда же можно прибавить сатирическую значимость — ужасы бюрократического соцреализма и т. д.
С другой же стороны — читать сей бред довольно утомительно. Просто бред ради бреда, после десятой страницы становится понятно, что это такое читаешь, примерно понимаешь, что тебя ждёт за очередным поворотом сюжета и продвигаешься дальше только ради гипотетически эффектной концовки. К слову сказать, к концу я совсем запутался, не отличал одного героя от другого, финала не понял и, если честно, не особо пытался понять, а посему не расстроился.
Нет, не скажу, что повесть плохая. Может, она и неплохая, однако мне совсем не понравилась. Произведение очень на любителя.
senneka, 12 декабря 2011 г.
Жил был обыкновенный человек. Спокойно так жил, никому не мешал. И думал что ничего и никто его счастью помешать не может. Но, воистину, не знает человек своего будущего и даже о завтрашнем дне не может ничего сказать наверняка. Беда пришла, и как всегда пришла не одна: сначала вместо денег — паленные спички, а затем пришел великий и ужасный Кальсонер и тоже не один... :gigi:
Развал и разруха, абсурдность происходящего в стране породили столь же большие развал и разруху в головах людей, особенно тяжело стало жить обывателю, иначе как дьявольщину он и не мог воспринять то что творилось вокруг него в его родной стране. Что необычно, но безусловно талантливо и отобразил в своей «взрывающей мозг» книге автор.
В целом данная повесть «на любителя» и для чтения «под настроение».