FantLab ru

Айзек Азимов «Стальные пещеры»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.44
Голосов:
2455
Моя оценка:
-

подробнее

Стальные пещеры

The Caves of Steel

Роман, год; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 225
Аннотация:

Совершено убийство представителя другой планеты, космонита, который находился на Земле в составе мирной делегации. Дело может обернуться грандиозным межпланетным скандалом, а это для страдающей от перенаселения своих городов-муравейников и совсем беззащитной перед своими бывшими внеземными колониями Земли будет очень некстати.

Межпланетный скандал обязан предотвратить нью-йоркский детектив класса С-5 Илайдж Бейли, именно ему поручено расследование убийства космонита. Но у представительства космонитов есть и другие цели, кроме расследование убийства, и напарником к Илайжду направляется странный космонит с именем Р. Дэниел Оливо. Илайдж Бейли не сразу догадался, что в имени напарника «Р» — означает робот...

© vad
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация в журнале «Galaxy Science Fiction» — октябрь-декабрь 1953 г.

Первое книжное издание — 1954 г.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1954, ретроспективная // Роман

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2009 // Переводной роман (США, 1953)

Экранизации:

«The Caves of Steel» / «The Caves of Steel» 1964, Великобритания, реж: Питер Сасди



Похожие произведения:

 

 


Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.
1969 г.
А. Азимов. Г. Уэллс
1983 г.
Стальные пещеры. Я - робот
1990 г.
Зеркальное отражение
1992 г.
Роботы утренней зари
1993 г.
Стальные пещеры. Обнаженное солнце. Том 1
1993 г.
Миры Айзека Азимова. Книга 3
1994 г.
Стальные пещеры. Обнаженное солнце
1994 г.
Стальные пещеры
2000 г.
Стальные пещеры
2002 г.
Я, робот
2002 г.
Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо
2003 г.
Стальные пещеры. Обнаженное солнце. Роботы зари
2003 г.
Я, робот
2005 г.
Стальные пещеры
2006 г.
Стальные пещеры
2008 г.

Периодика:

Galaxy Science Fiction, October 1953
1953 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, November 1953
1953 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, December 1953
1953 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:


Издания на иностранных языках:

The Caves of Steel
1954 г.
(английский)
The Rest of the Robots
1964 г.
(английский)
The Caves of Steel
1983 г.
(английский)
Abissi d'acciaio
1988 г.
(итальянский)
The Caves of Steel
1991 г.
(английский)
The Caves of Steel
1991 г.
(английский)
The Caves of Steel
2010 г.
(английский)
As cavernas de aço
2019 г.
(португальский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал до 7 главы. И о боже, какой же убогий тут перевод. Как он, убогий этот перевод И. Кочкаревой, выдержал столько переизданий? Вы, ниже, в отзывах, о нём хорошо отзываетесь? Почему? Он этого не заслуживает.

Если хотите прочитать эту книгу, то ради бога, не читайте перевод Кочкаревой! Это отвратительный перевод! И отчего он, как я смотрю, такой популярный?! Так как у него было последнее издание этого романа, да? Я думал так же, когда начал читать…

Вот пара отрывков для примера:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И так во имя интересов этой экономики человечество пожертвовало всем прежним укладом жизни. Землянам пришлось потесниться, забыть об уединении и даже поступиться личной свободой. Правда, весь этот уклад возник вместе с цивилизацией и просуществовал не более десятка тысячелетий.

О чем тут вообще говорится? Какой уклад возник? «Просуществовали»? То есть на момент действия романа все у людей хорошо? И личная свобода есть, и уединение... Да, переводчик? Ведь так и написано у тебя: «Землянам пришлось потесниться... Правда... не более десятка тысячелетий».

Вот что в нормальном переводе:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И так уж во имя этой экономики пришлось пожертвовать тем, к чему привыкли люди прежних времён: простором, уединённым образом жизни и даже отчасти личной свободой. Но эти привычки возникли вместе с цивилизацией — не более десяти тысяч лет назад...

Ладно-ладно, тут, может, и придираюсь. Но все равно видно некое пренебрежение русским языком, второй перевод Розенталя много лучше.

Теперь представьте себе персонажа в историческом страхе перед чем-то. И почитайте, что он говорит в писульках переводчика (маленький спойлер!):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Во всяком случае, по их словам выходило так. Они рассказывали, что по Городу шатается робот космонитов. Будто бы он совсем не отличается от человека и будет работать в городской полиции. Они даже меня в шутку спрашивали, мол, не знает ли твой Лайдж что-нибудь о нем? Но я только рассмеялась и сказала им, чтоб не говорили чепухи.

Потом мы пошли в субэфирник, и я стала думать о твоем новом напарнике. Помнишь, ты приносил домой фотографии, которые сделал в Космотауне Джулиус Эндерби? Ты хотел показать мне, как выглядят космониты. Так вот, мне пришла в голову мысль, что твой напарник выглядит точно так же. Меня вдруг осенило, что он очень похож на космонитов, и я сказала себе: «Боже мой, его, должно быть, узнали в обувном магазине, а он с Лайджем…» — тут я сослалась на головную боль и побежала домой…

Представьте, персонаж по сюжету в истерическом страхе говорит: «ну мы с подругами, там, походили, посмеялись», «мне в голову мысль пришла и я сказала себе»… Одним из аспектов плохого переводчика является то, что он не умеет переводить диалоги. Я в последний раз такое у любителей встречал. Переводчик этой книги совсем не улавливает ни настроение персонажа, ни даже сам живой русский язык, потому тут встречаются всевозможного рода кальки («Как ты насчет того, чтобы назвать его Бентли»). Жаль, не делал заметки из начальных глав, но поверьте мне, там персонажи что дети — они так общаются. О, а кроме того, вы знаете, они общаются в скобочках. В этом переводе полно скобочек — типа персонажи говорят что-то неважное как бы между делом. Ну не знаю, не люблю я скобочки, они проникают в диалог на целое полное предложение и выглядят некрасиво. (Вот как тут.) Ужасные скобочки!

В общем, типичный представитель рода переводной литературы из 90-х. Не, даже в 90-е человеки переводили, а это как будто промт какой-нибудь. Испортил все впечатление от книги. Я уж думал, реально, что ли, Азимов так отвратно пишет? Ну, вообще да, но не совсем — не автор виноват в том, что там переводчик намазюкал в лихие 90-е. А вот претензии к автору за неживых, незапоминающихся персонажей, — я прочитал только до 7 главы и пока из интересного только то, как автор обрисовал некрасочный мир будущего: Города, окружённые пустырем (леса, что ли?), бытовые проблемы. Надеюсь, к концу не будет морали по типу «Ох уж эти глупые луддиты, которые лишаются работы и живут оставшуюся жизнь у разбитого корыта, ничего они не понимают, что благо же для них СКОРО наступит».

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Стальные пещеры.

Стальные пещеры являются продолжением Рассказов о роботах. События романа происходят спустя 3 000 лет, после открытия путешествий в гиперпространство. Предполагаю, примерно в 5000-ых годах, так как гипер-атомный двигатель был построен благодаря позитронному мозгу в рассказах о роботах в середине 2000-ых.

Стальные пещеры являются началом рассказов об освоении галактики, так как человечество уже вышло за пределы солнечной системы, и распространилось на 50 внешних миров. Айзек Азимов впервые в этом романе познакомил читателей с Элайджем Бейли и Р. Дениэлом Оливо. А также продолжает рассказывать свою историю Галактики. Более подробно знакомит нас с жителями внешних миров. И как разошлись культуры и обычая землян и их потомков космонитов. И в этом, по моему мнению, была основная сложность романа.

Я сразу и не понял, что прочитал. С одной стороны это детектив, с другой социальная драма, с третьей философские рассуждения на различные актуальные темы, с четвёртой — рассказы о роботах... И это не все предположения.

Да, можно сказать: «Детективный сюжет слабый», «Мрачная социалистическая утопия», «Прогнозы по демографии земли ошибочны», «Книга слишком устарела, стала ретрофутуризмом». И данные высказывания имеют право на жизнь, если читатель не знаком с «Рассказами о роботах». По моему мнению контекст важен в данном случае.

Читая «Рассказы о роботах», я проникся робо-психологией Сюзен Келвин, и этот цикл стал логическим продолжением, а Элайдж Бейли в какой-то мере становится важным мостиком между людьми и позитронными роботами. Чем это закончится, я думаю узнаем в конце цикла. Автор продолжает рассуждать на темы взаимоотношений роботов и людей, но уже в другом времени и в других условиях.

Подведу свои итоги:

Книга мне показалось многослойной, философской, футурологической.

Книга будет интересна после прочтения Рассказов о роботах.

Книга является важной частью Галактической истории, хотя и не лучшей в цикле Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо.

Книга популяризирует науку, не противоречит фундаментальным научным тезисам, и актуальна несмотря на «несбывшиеся» прогнозы.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Со времени написания романа прошло не более 60, а уже почти все технические идеи автора кажутся ужасно архаичными, социальные идеи не серьезными, пожалуй даже смешными. Детективная составляющая откровенно слабая.

Пример того как «твердая» научная фантастика устаревая, со временем превращается в фарсовую антиутопию.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересный сюжет, но детективный сюжет весьма простой, логика преступления и, особенно, наказания сомнительны, но завуалированы интересной НФ.

Читается очень легко, надеюсь все серия прочитается также легко и с интересом.

Твёрдая четвёрка!

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читать было легко и интересно, но я понимаю, что глубокого впечатления книга на меня не оказала и скорей всего быстро забудется. Хотя, как знать? Но во всяком случае в ближайшее время нет желания продолжать читать эту серию фантастических детективов.

Как детектив мне эта книга не особо понравилась, в детективах я люблю другое. Всё-таки здесь всё строится на догадках, и просто очередная догадка сработала, причем та, которая пришла мне в голову еще в начале книги (правда, виновника убийства я, честно, ни в чем не подозревала, это только в конце книги пришло в голову, когда Бейли на это стал намекать). Мне больше нравится что-то хитроумное, что постепенно раскручивается по уликам и показаниям свидетелей, а здесь этого не было. Мне кажется, Азимов просто под антуражем детектива хотел вывести свои мысли о будущем Земли, о проблемах будущего.

Как фантастическое произведение мне эта книга очень напомнила «Когда спящий проснется» Герберта Уэллса. Те же закрытые от окружающей среды многоуровневые города, те же движущиеся ленты-тротуары, те же книгофильмы. Но Уэллс смелее в фантазиях: у него это все происходит уже через пару сотен лет, а вот у Азимова — через пару тысяч. Но у Азимова есть роботы и межпланетные полеты — и не удивительно, ведь именно это будоражило тогда весь научный (да и политический) мир.

И, как обычно в фантастике того времени, меня удивляет, что в этом будущем мире нет мобильной связи, точнее она есть, но доступна только избранным для служебного пользования. А обычных прообразов мобильных телефонов, которые есть у любого и которые появились уже через 50 лет после написания книги, — такого нет. Каждый фантаст, видимо, настолько увлечен какой-то своей идеей развития будущего, что видит только ее. У Азимова — это роботы, программирование, исследование других планет, рождение иных миров и их взаимоотношения с Землей и между собой. И вот при всем при этом, т.е. при таком высочайшем уровне развития науки — стационарные телефоны) Вот такой парадокс!

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из знаковых книг детства, еще советского, читал библиотечную зачитанную до дыр, переплетённую книгу, и в те времена это была более магия чем фантастика. Сейчас же решил перечитать и взрослый циничный ум уже совсем по другому воспринимает это книгу, постоянно за что-то цепляешься, не соглашаешься с автором, Бейли порой ведущий себя как малолетний идиот уже бесит. Эпизод с разоблачением в Космотауне заставляет чуть ли не бегать по потолку, как ну как полицейский инспектор класса С-5 решается на разоблачение основываясь исключительно на своих догадках и ощущениях, не проведя мало мальски элементарных проверок, да возьми его ущипни, пощупай пульс, проверь дыхание, обнюхай его или прикажи стать на голову, правила приличия не позволяют, но зато правила приличия позволяют поехать в Космотаун и выставить себя полным посмешищем попутно готовясь к тому что тебя уволят или убьют. Или возведенный в ранг абсолюта дрожжевой фетиш не обоснованный ничем кроме численности населения. Вот нас 8 миллиардов значит мы должны зарыться под землю и, простите, жрать одни дрожжи. А как же вывести новые сорта пшеницы дающие по десять урожаев в год, а как же вывести новых суперкоров дающих в пять раз больше молока и мяса, а как же выращивать искусственное мясо. Нет мы будем кушать дрожжи потому что это модная идея в то время. У Стругацких хлорелла, а у Азимова дрожжи. Правда у Стругацких хлорелла исключительно запасной вариант. При этом в отличие от большинства антиутопий с экологией то полный порядок, в мире Стальных пещер хочется жить, поселиться где-нибудь на бескрайних просторах, выращивать огурчики на огороде, дышать чистым незагрязненным воздухом, и никого вокруг, эти идиоты все под землёй прессуются. Пастораль и ляпота.

Кстати не раз ловишь себя на мысли что Азимов вдохновлялся идеями социализма, минимум личного всё общее, как его не засадили за скрытый коммунизм... ведь фактически его Нью-Йорк живёт при коммунизме! Питаемся по талонам в столовках, ЗП не получаем, моемся в общих душевых, плановая экономика, деклассировали и отправляешься в Гул простите на дрожжевые фермы. Кстати непонятна ситуация с Винсом Барретом, он вроде был уволен не за проступок, а к нему относятся как к конченому человеку, живому трупу. Неужели ничем иным занятся он не может, да и работа на фермах вроде бы не так уж безнадёжна, они важны, на них работает пятая часть населения, столько же работает в смежных областях, а Азимов сделал из него буквально мученика, какого-то бомжа-попрошайку.

В общем книга неоднозначная, продукт своей эпохи но как по мне испытание временем она пережила неважно, нас уже 7.6 миллиардов на 2018 год, но что-то до подземной дрожжевой монодиеты нам далеко. Да люди в Африке голодают, но они по-моему всегда голодали, но не потому что еды на всех не хватает, а потому что нищета и бедность, да есть локальные временные перекосы на местах, неурожаи и пр но питаемся мы преотлично, для большинства населения Земли по-прежнему всё упирается в дефицит денег, а не в дефицит продуктов питания.

Ставлю высокий балл только за детскую ностальгию и воспоминания, да и наверное не совсем правильно строго судить о книге изданной в 1953 году с нынешних позиций.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что будет, если скрестить фантастику и детектив? Вот такой гибрид и будет. Не хочу сказать, что все так уж плохо, вовсе нет, достаточно интересно, где-то даже интригующе, но вряд ли возьмусь перечитывать.

Детективная часть мне показалась несколько слабоватой. Два детектива носятся по городу в попытках расследовать убийство, при этом строятся одна за одной версии и их же опровергают. А завершать расследование надо срочно в быстром темпе и фактически все оно строится только на умозаключениях. доказательство

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
осколки линз
несколько шаткие или косвенные если хотите. И кроме того, сам Лайдж ведь не знал будут они на месте или нет и фактически вынудил убийцу признаться. Что-то тут было от Агаты Кристи, психологическое давление на преступника и тот ломается и признается во всем. Вот и все доказательство. Однако, в этой детективной линии мне понравилась её мягкость, словно Азимов отчаянно хотел всех оправдать, что бы не было никаких преступников и вообще злодеев. Окончание меня даже растрогало, так наивно и так мило. Все прощены, всем найдется место.

Фантастика все же гораздо ближе автору и она уже серьезнее. Отдельное удовольствие от созданного мира. Описание города, описание быта, еды, общества. Можно сказать, что я совершила путешествие в этот Нью-Йорк далекого будущего. Одного не понимаю, почему же все должно быть так мрачно? Как-то это не похоже на светлое будущее, о котором мы все мечтаем. Цифры и некоторые технологии выглядят уже конечно же устаревшими, и приятно, что даже перевалив за 8 млрд. человек мы не достигли такой жизни. Но такие несостоявшиеся прогнозы вообще характерны и неизбежны для классики фантастики. На мой взгляд, это придает ей некий шарм.

Интересное устройство общества, этакий налет антиутопии. блага цивилизации и комфорт распределяются строго по классам согласно пользе индивидуума для общества. Что-то есть в нем от коммунизма, только мрачного. И в тоже время это не осуждается автором. Подается как вынужденная необходимость из-за перенаселения. У меня при размышлении над всем этим социальным устройством возник вопрос а что правильнее, распределение благ по полезности человека или по его способности зарабатывать деньги? Может мы просто привыкли к своему обществу, потому любое другое социальное устройство кажется нам таким ужасным? Однако автор сжалившись над несчастными землянами будущего, вынужденными ютиться в стальных пещерах городов дает им надежду на светлое будущее.

В общем и целом фантастическая составляющая мне понравилась.

Конечно же Азимов верен себе и тут философии много, все вертится вокруг тех же законов робототехники и комплекса франкенштейна, хотя и не так прямо как в рассказах о роботах.

Меня очень удивили, причем неприятно удивили, все эти библейские проповеди-экскурсы. Вот честно, совсем не ожидала и так и не поняла зачем они тут. Ну ладно ещё Джезабель и Джесси, это все же сыграло свою роль в сюжете. Но все остальное! Зачем оно тут? Вот это чуть было не испортило всю книгу. В конце концов я просто пропускала эти проповеди, что бы совсем уж не портить впечатление.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Исключительно мягкий, плавный олдскульный фантастический детектив. После прочтения некоторых его современных собратьев кажется какой-то отдушиной, тихой гаванью.

Образы немногочисленных героев здорово прописаны, психологические метания и копания главного героя нечрезмерны, понятны и не вызывают никаких нареканий.

Сюжетная линия незамысловата, но с учётом очевидных скидок на время написания романа, никаких вопросов по этому поводу также быть не может.

Будущее, показанное автором — это реальность, которая в целом так и не наступила и уже никогда не наступит. Возможно, отдельные его элементы и можно разглядеть сегодня или можно будет подогнать завтра, но в целом, это мир немного другой, нежели тот, который может вырасти из нынешнего, одержимого цифровыми технологиями, социальными сетями и т.д.

И, несмотря на то, что наше развитие всё ещё не лишено возможности поворота в иное, предсказанное автором русло, сегодня его мир кажется скорее параллельной, так и не наступившей, реальностью.

Тем не менее, читать книгу интересно. Интересны метаморфозы, происходящие в мышлении главного героя, остросюжетная составляющая в наличии. Фантастический роман, который не смущает наивностью содержания более чем через полвека с момента его написания, достоин уважения и обязателен к прочтению.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Стальные пещеры» читал еще в школе, лет в 11, когда поглощал всю фантастику просто за то, что это ФАНТАСТИКА! Потом, если везло, перечитывал. с «Пещерами» не повезло, перечитал уже после 30, но удовольствие повторилось. Перевод (а он крайне важен) хороший, сюжет добротный для фантастического детектива. Характеры и интриги нравятся. Стал бы я снова перечитывать? (а это важная характеристика для любой книги — возбуждение желания перечитать). НЕ знаю, вряд ли, если только будет нечего читать кроме этой книги. Специально с полки вряд ли сниму.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В общем и целом это просто очередной детектив о двух непохожих напарниках, коих в западной культуре пруд пруди, только в фантастическом антураже (один из стражей закона – человекоподобный робот). В момент написания книги тема была еще не так затерта, но развитием телевидения от нее стало буквально не продохнуть. Мир, нарисованный авторов, выглядит более интересно, чем сюжет, но местами он в техническом плане сморится достаточно несуразным, что в общем-то свойственно для фантастики того времени, ведь технологии во многом пошли не по ому вектору, о котором грезилось фантастам той эпохи.

К слову, из концепции произведения «человек и робот расследуют преступление» в какой-то мере выросло целых два телевизионных сериала, «Вспомнить все 2070» и «Почти человек». Но и тот, и другой особой популярности не снискали и были закрыты после первого же сезона, и сейчас о них помнят немногие.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, самое интересное в этом романе — виденье будещего человечества глазами Азимова. Человечество разделено на две фракции — землян и космонитов — которые не очень-то друг друга понимают. В книге есть только намеки на причину этого раскола, было бы интересно узнать, почему он случился. Земляне живут в гигантских городах-муравейниках, большинство из них никогда не видело солнца и не дышало свежим воздухом. Здесь Азимов явно доводит до крайности современное стремление людей к урбанизации. Я только не понял, почему существует такая проблема с продовольствием, ведь после переезда всех землян в города остались свободными огромные площади земли, которые могли бы возделываться роботами с целью выращивания пищи, но этого почему-то не происходит. Тоже вопрос. Автор придумал забавное решение транспортного вопроса в городах и даже построил на его основе одну довольно интересную сцену в книге.

А вот сюжет и персонажи — слабое звено произведения. Это стандартный детектив про поиски убийцы. По итогу Азимов сводит все в довольно связную историю, но воть путь, которым идет Илайдж в поисках истины, вызвал у меня не мало вопросов. Почему опытный детектив постоянно обвиняет тех, кто ему не нравится, а не тех, на кого указывают улики? Почему он обосновывает свои обвинения предположениями, а не фактами? Почему он так боится получить эти самые факты? Почему отметает очевидные места для поиска улик? Все это было бы простительно, если бы Бейли был новичком в полиции, но по сюжету это так.

В итоге — интересная, но далеко не идеальная книга.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не являюсь любителем детективного жанра, поэтому этот роман мне не особо понравился. Было интересным описание будущего человечества, хотелось больше узнать об образе жизни людей, чья планета перенаселена и ресурсы истощены до предела. Хорошо показано и логично обосновано нарастающее раздражение людей к роботам. Страх потерять работу и лишиться привилегий весомая причина ненавидеть и побаиваться металлических помощников. Однако главный герой приходит к выводу, что пользы от андроидов куда больше, чем вреда и опасения по поводу машин, в основе своей навязанные. Опасаться нужно не машин, а людей и автор это удачно демонстрирует в финале произведения. Что касается остального,то меня не тронуло. Ни сюжетная линия, ни персонажи. Ни тот самый детектив Илайдж Бейли, который громко обвиняет всех и каждого в преступлении и попадет в просак, предварительно не проверив факты, хотя это его работа. Ни беспристрастный робот,который ему помогает. Ни супруга сыщика, глупая и вздорная женщина, которая вступила в отряды бунтовщиков, из-за ненависти к своему имени. В общем никому из героев не хочется сочувствовать и сопереживать.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Стальные пещеры» — один из немногих романов, в которых достигнут идеальный баланс между детективом и собственно фантастикой. Именно это делает его одним из основополагающих для жанра фантастического детектива. Обычно я предпочитаю или детектив или фантастику, но не в этом случае. Азимов крут, нет слов.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасное произведение! С одной стороны — захватывающая история, от которой невозможно оторваться, детектив с преследованиями и розыскной работой, с другой — много интересной философии о взаимоотношениях людей и роботов и о путях развития человечества.

И, конечно, как же интересно наблюдать за «первыми шагами» Дэниэля Оливо, самого человечного робота в мире.

Рекомендую к прочтению как фанатам научной фантастике, так и тем, кто хочет познакомится с творчеством Азимова или приобщится к миру НФ.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ах-ах... не сдержать улыбки. Прочитала третий раз. Пройдёт время, прочитаю ещё. Лет через 10. Сравню свои ощущения.

Первое знакомство с Илайджем Бейли у меня произошло в «Обнаженном Солнце». И, когда впервые вчитывалась в «Пещеры», по-детски радовалась, что глубже описано, почему же полицейский боялся «ступить на поверхность незнакомой планеты днём, не защищённый ничем от солнечного света, от окружающего пространства». Тогда же, при первом прочтении, взяла себе на вооружение нехитрый приём, который использовал Комиссар полиции Джулиус Эндерби.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он с необычайной тщательностью протер стекла очков и не спеша надел их. «Ловкий трюк, — подумай Бейли, — делает вид, что занят, а сам пока соображает, что сказать. И денег не стоит, как, например, разжигание трубки».

Читая во второй раз, не отвлекаясь на детективную часть, изучала детали. Айзек Азимов уделяет внимание описанию жизни героев, упоминает важные для настроения персонажа мелочи: зимовил и протовег, непрерывный людской поток по обе стороны экспресса, боязнь, что тебя могут деклассировать... Особенно мне нравится, что «Пещеры» более оптимистичный прогноз для человечества, чем, например, «Подвиньтесь!» Гарри Гаррисона. Герои тут добрее, мир добрее, небезнадёжнее.

И вот в третий раз «Стальные пещеры» попадают ко мне в руки. Теперь меня интересуют отношения мужчины и женщины. «О, женщины» — как много в двух словах. Мимолётные детали вызывают улыбку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
-Понимаешь, приятельницы болтали в туалетной. Ну, ты знаешь, как обычно. Обо всем....

-Я не ем и не сплю… Я должна тебе все рассказать...

-Я чуть с ума не сошла со вчерашнего дня

-Я не могу в таком виде идти через общую комнату. Это займет буквально секунду.

-Человек и робот стали ждать: человек при этом нервно сжимал и разжимал кулаки, робот же был бесстрастен.

На этот раз с улыбкой беру себе в копилку «Иди и впредь не греши» и «уничтожение того, что вы, люди, называете злом, не столь оправданно и желательно, как обращение этого зла в то, что вы зовете добром».

Интересно, что этот роман подарит мне, когда буду читать его в следующий раз? (Жива буду, точно прочитаю, ведь мозг любит повторение)))

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх