fantlab ru

Элджернон Блэквуд «Кентавр»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.09
Оценок:
33
Моя оценка:
-

подробнее

Кентавр

The Centaur

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Теренс О'Мелли встречается с человеком, аура которого настолько сильна, что герой не может не думать о нем, как о гиганте, хотя физические размеры незнакомца вполне заурядны. Теренс, ярый противник цивилизации — Природа, вот что истинно! И в этом гиганте он ощущает не просто собрата по убеждениям, но человека, способного показать ему что-то за рамками обычного восприятия, ведь таинственный спутник оказывается посланником Земли, выражением ее истинной сущности, полубожеством — Кентавром.


В произведение входит:


-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
Л. Михайлова (1)

Кентавр
2011 г.
Кентавр
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прежде чем приступать к чтению, стоит ответить себе на вопрос: а я чего хочу от книги? Если головокружительных приключений фэнтэзийных кентавров в буйстве страстей, то книгу можно смело отложить в сторону (это как раз ложка дегтя).

В противном случае, как говорил Эмерсон (кстати, эпиграф к фрагменту произведения), «Если увлеченный читатель уносится мыслями в другой мир, позабыв обо всем, в том числе и об авторе, а собственная греза охватывает его со страстью безумца — дайте мне эту вещь, все прочие доказательные аргументы, исторические свидетельства и критику можете оставить себе.»

К достоинствам книги нужно отнести хороший литературный язык (отдельное спасибо переводу Л.Михайловой). Стоит упомянуть тщательность отбора эпиграфов, практически украшающих каждую главу романа и поразительно оттеняющих контент, несущих такую необходимую философски-мистическую нагрузку.

Основная идея романа, как мне показалось, состоит в том, что Земля — живой организм с «космическим сознанием» (не напоминает разумный океан в «Солярисе»?), а «cам человек — лишь мысль, наполняющая собой океан разума». Ноосферу никто ведь до сих пор не отменил. И мысль о расширении сознания, порождающее реальности (прамир, древние боги, кентавры, символизирующие симбиоз человеческого и животного начал etc) тоже не так абсурдна, как кажется на первый взгляд. Мыши, тараканы, зеленые человечки и чертенята для больных белой горячкой аkа delirium tremens вполне реальны — любой психиатр подтвердит. Да и LSD-трип тому свидетельство, пусть и весьма субъективное.

Ну и идея, «что спасение мира от недуга современного образа жизни лежит в возврате к простоте природы, к материнскому ее сердцу», сама по себе привлекательна (особенно в свете современного состояния экологии), но весьма сомнительна в плане реализации.

Читая рассказ доктора Шталя, ловил себя на мысли, что сам, стандартное дитя каменных джунглей, не прочь окунуться в пасторально-буколическую жизнь, наполненную пикниками с шашлыками или короткими походами по цивилизованным лесным (ну, или еще каким) тропам. Но, вспомнив мытье котелка в холодной воде ручья, укусы комаров или мошки и прочая, желание вернуться к книгам, телевизору, компьютеру и интернету побеждало зов природы. И пиво в холодильнике вносило свою лепту во всеобъемлющую победу над мечтами.

Еще живущих дино-поклонников соцреализма не может не порадовать противопоставление автором крестьян с их непосредственностью, близостью к природе, простотой нравов и пассажиров первого класаа — американского инженера, атташе, двух дам-блондинок:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«О’Мэлли наблюдал за ними часами. За инженером, расфуфыренными дамами и атташе он тоже наблюдал. И понимал теперь разницу между этими людьми так, как никогда прежде. «

«Потребностей у них было немного, пожитки умещались в котомке, и все же они обладали чем-то, что выгодно их отличало от прочих пассажиров — самодовольно улыбающегося атташе, несмотря на всю его дипломатическую хитрость, инженера с его практичным умом и сметкой и накрашенных женщин с их кокетливыми уловками, играющих на слабостях такого типа мужчин. Именно эта разница создавала вокруг простолюдинов атмосферу достоинства, выгодно отличавшую их компанию и делающую ее, без всякого сомнения, более желанной.»

«И, слушая мелодию свирели, наблюдая серьезные, неукротимые, сильные лица этих необразованных сельских мужчин и женщин, он понял: как ни низко на общественной лестнице они стоят, в них не заметно следов вырождения, читавшихся в чертах пассажиров первого класса.»

Не смог автор и не отметить присущую русским страсть к коррупции (и это в те времена далекие, когда еще не было тоталитарной коммунистической власти в СССР!):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Правда, вначале придется выкупить концессию у России ... — а руки у русских требуют массу смазки. Плюс местные племена тоже, вероятно, хлопот доставят.»

Вот что значит бремя белого человека, истинного сына Великой Британии!

Да и реверанс (пусть и саркастический) в американскую сторону тоже доставил — «самая передовая цивилизация мира» не могла не быть упомянута.

Правда, это не самое основное в романе, но все же символично.

Нужно отметить, что повествование все же затянуто. И процесс чтения (я обычно читаю быстро) растянулся — то не оторваться, то несколько дней к книге не возвращался.

Ну и оценить роман с первой попытки оказалось трудно. Долго метался между хорошей воьмеркой и уверенной шестеркой. Пришел к компромису — семерка.

PS. Двое ворот открыты для снов: одни — роговые,

В них вылетают легко правдивые только виденья;

Белые створы других изукрашены костью слоновой,

Маны, однако, из них только лживые сны высылают.

Как хочется, чтобы Вергилий оказался прав.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень длинное и тягучее повествование о том, как человек, который не смог найти свое место в западной цивилизации, нашел путь к природе и своему счастью. Здесь есть путешествие по морю, путешествие по горам Кавказа, много рассуждений о том, что современная цивилизация и прогресс отрывают человека от природы, навязывают ему фальшивые ценности, в результате чего человек глубоко несчастен. Местами рассуждения героев читаются очень забавно из-за параллелей с сегодняшним днем.

Но в целом крайне усыпляющее произведение. Динамики ноль, мистики практически ноль. Крайне специфическая вещь

Оценка: 5
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Серия «Гримуар» издательства «Энигма» всегда пользовалась особым интересом среди любителей необычной, странной и мистической литературы. Некоторые могут назвать ее архаической, устаревшей, но те, кто смотрят глубже, находят в произведениях Артура Мейчена, Густава Майринка и Уильяма Хоупа Ходжсона не только удивительную красоту, но и проблески знаний, бесценных для адептов Тайного Искусства — они ищут необычное в будничном и по-настоящему видят его.

До того, как за него вплотную взялась «Энигма», Элджернон Блэквуд был знаком русскому читателю только благодаря нескольким рассказам в антологиях ужасов, которыми полнилось буйное начало 90-х. Другое дело — его родина: на Западе за ним прочно укрепилась слава мастера мистических рассказов ужасов, среди которых доминируют истории с привидениями. Еще при жизни автора вышло несколько радиопостановок его рассказов (большинство он адаптировал и читал сам), а главным героем первой телепердачи в Великобритании стал... да-да, сам Блэквуд! Ведь помимо мастерства рассказчика природа наградила этого высокого мужчину сильнейшей харизмой и довольно яркой внешностью. Блэквуд стоит в одном ряду с такими классиками, как М. Р. Джеймс, К. Э. Смит, Э. А. По и А. Мейчен, и у нас появилась прекрасная возможность в этом убедиться.

«Кентавр» — долгожданный второй том произведений Элджернона Блэквуда (первый вышел шесть лет назад). В ЖЖ издательства даже проходило голосование — кого издать первым, нового Блэквуда или Лавкрафта? И вот заветный томик наконец-то в руках читателей!

Самое крупное произведение книги — заглавный «Кентавр». Возможно, вы удивитесь, но это не ужасы и не фэнтези, и присутствие сказочных героев не приближает роман к какому-то знакомому жанру. Так что будь готов, читатель, к путешествию по странной terra incognita: перед нами вещь, которую с трудом можно назвать философской мистикой. Но для тех, кто получше знаком с творчеством этого автора, в этом нет ничего удивительного, ведь в его многогранном активе есть даже произведения для детей.

Вот и кентавр — образ, знакомый всем с детства. Это существо соседствует в нашей фантазии не только с нифами, лесовиками, грифонами, но и с Дедом Морозом! Получеловек-полуконь, кентавр представляется чем-то героическим, благородным и вспыльчивым... может, даже немного пугливым — ум человека, инстинкты животного. Выбор автором этого мифического племени не случаен: кентавр, подобно сфинксу, является словно промежуточной стадией между животным и homo sapiens, но, в отличии от тех же шимпанзе, он не лишен высокоразвитого, человеческого интеллекта. И если наши братья меньшие знают что-то, недоступное людям, если они общаются с птицами и насекомыми, с Природой и Землей, то кентавр может это осмыслить и рассказать.

А теперь представьте, какие прозрения ожидают главного героя, Терренса О'Мелли, от путешествия в компании подобного существа. Выдержит ли разум человека такую встряску? Сможет ли он сохранить рассудок и вернуться из Запределья живым и невредимым? Пляска с кентаврами под флейту Пана не каждому по плечу...

Но такая многообещающая идея пострадала из-за самого рассказчика: как и в случае с повестями, которые предшествуют ему в этой книге, «Кентавр» просто безбожно затянут. Повествование не бежит, не льется, а тянется, словно патока — мысли увязают в нем, а потом начинают разбредаться, отвлекаясь на посторонние дела. Практически весь роман проходит в ожидании чудесного открытия, когда герой и его спутник прибудут наконец в место, где Земля примет их с распростертыми объятиями. А попутно Блэквуд пересказывает теории многих философов, уделяя особое внимание Г. Т. Фехнеру, подпитывая идею о том, что Земля, подобно лемовскому Солярису — это мыслящая планета, а вся ее биосфера — не просто ее дети, а неотъемная ее часть (глаза каждого — ее глаза, уши каждого — ее уши и т. д.). В данном случае нельзя не ухмыльнуться, припомнив тот факт, что в «Нью-Йорк таймс» Блэквуд вел колонку, посвященную лекциям «теолога-эволюциониста» Лаймона Эббота. Создается впечатление, будто сам автор, подобно О'Мелли, узрел истину и спешит ею поделиться с миром: «Отбросьте косную шелуху и беготню цивилизации, внемлите зову Природы, услышьте ее песню!» Но, к сожалению, Блэквуд перестарался, забыв о читателе, которому придется глотать страницы философствований без какого-либо развития сюжета. Подобно кентавру, роман кажется намного большим, чем он есть на самом деле, он разрастается в воображении читателя, и триста страниц превращаются в целых шестьсот, а то и больше! И если сравнить его с поэтическим «Холмом грез» Артура Мейчена, изданного четырьмя годами раньше, то счет будет явно не в пользу Блэквуда.

=итог=

Любители ужастиков и динамичного повествования будут разочарованы, зато метафизики попируют на славу. И если у вас все же возникнет желание познакомиться с творчеством Алджернона Блэквуда, вы можете смело пропустить этот том, и двинуться на поиски первого, выпущенного в 2005 году — он насыщен по-настоящему великолепными произведениями. Не смотря ни на что, знание литературы мистических ужасов без этого автора будет неполным, ведь не зря С. Т. Джоши называет его произведения «самыми значительными среди прочей странной литературы, если не брать в расчет Дансени».

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх