FantLab ru

Элджернон Блэквуд «Вендиго»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.17
Голосов:
246
Моя оценка:
-

подробнее

Вендиго

The Wendigo

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 50
Аннотация:

Группа охотников затерялась в Североамериканских лесах. Но одному из них повезло меньше всех: в него вселился индейский дух Вендиго — «пожирателя лосятины»

Входит в:

— антологию «Крылатая смерть», 1993 г.

— антологию «Monster Mix», 1968 г.

— антологию «The Fontana Book of Great Ghost Stories», 1964 г.

— сборник «The Lost Valley and Other Stories», 1910 г.

— сборник «The Tales of Algernon Blackwood», 1938 г.

— сборник «Selected Short Stories of Algernon Blackwood», 1945 г.

— антологию «Вход и выход. Антология мистики», 2014 г.

— журнал «Полнолуние, 2014 №1», 2014 г.

— антологию «Before Weird Tales», 2013 г.

— антологию «The Haunted Omnibus», 1937 г.

— антологию «Тёмные аллеи 2.3: Аколиты и Ктулху», 2019 г.

— журнал «"Famous Fantastic Mysteries", June 1944», 1944 г.


Похожие произведения:

 

 


Крылатая смерть
1993 г.
Вендиго
2005 г.
Вход и выход. Антология мистики
2014 г.
Огненная Немезида
2014 г.

Периодика:

Полнолуние, №1 2014
2014 г.

Издания на иностранных языках:

The Haunted Omnibus
1937 г.
(английский)
Great Ghost Stories of the World
1941 г.
(английский)

1942 г.
(английский)
The Fontana Book of Great Ghost Stories
1964 г.
(английский)
Monster Mix
1968 г.
(английский)
Before Weird Tales
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта коротенькая повесть, действительно может заставить вас почувствовать испуг. Автору удалось создать непередаваемую атмосферу страха перед таинственными силами природы, перед ночным, наполненным неизвестными звуками, лесом, перед той, давно забытой, стороной жизни, которую, мы называем «дикость».

Здесь, в дремучем лесу, охотничьи угодья Вендиго, лесного духа индейцев, «проклятого пожирателя лосей». Группа охотников, сталкивается с ним. Один из них пропадает, и когда, они уже отчаялись найти своего товарища, он внезапно вернулся, но, кажется, совершено другим человеком...

Эта повесть, на мой взгляд, заслуживает самого высшего балла. Рекомендую её, всем любителям мистического рассказа.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот это и есть то, что я называю по-настоящему страшный рассказ. Здесь нет таких уж прям страшных описаний и сцен, но есть та непередаваемая атмосфера жути, намеки и зарисовки, вызвыющие дрожь... Хорошо показано во что превращается человек, когда сталкивается с потусторонними силами. А также сами эти силы. За это я и люблю Блэквуда.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не ходите, джентльмены, в темный лес гулять. Там вас, если и не съедят, то уж точно поставят под сомнение способность сохранить рассудок, столкнувшийся с древними силами, некогда царившими в юдоли скорби, где ютилось человеческое племя...

Миллионы читателей во всем мире, впившись глазами в какую-либо интересную книгу, довольно-таки часто все же дают этим самым глазам отдых, когда натыкаются на описание природы. Потому как многие авторы, не являющиеся профессиональными Дарреллами Сетон-Пришвинычами Бианки, даже при написании высокохудожественных и сложносочиненных эпопей, когда берутся повествовать о том, как травка зеленеет и солнышко блестит, начинают нести какую-то высокопарную чушь или пересказывать стихи прозой...

Блэквуд, будучи профессиональным рассказчиком историй из жизни привидений и тех, кто в них верит, справляется с задачей заставить читателя впиться глазами в описание природы, растянутое на целую повесть, несравненно лучше...

Потому что природа глазами классика жанра мистических историй — это не зайчики с белочками, весело скачущие на лужайке. Это природа — злая мачеха (вопреки мнению человека о том, что сапиенс есть ее царь и венец развития), хранящая весь арсенал ужаса, приводившего в священный трепет еще тех наших далеких предков, которые кутались в звериные шкуры и больше всего на свете боялись, что костер погаснет, и тогда из кромешной тьмы явится нечто неописуемое и неумолимо жестокое...

Дебри из повести «Вендиго» сами по себе есть колоссальных размеров чудище, готовое проглотить неосторожного странника. И если не сожрать его до самых косточек, то основательно измочалить жерновами мельницы своего пищеварительного тракта, а затем выплюнуть в урну с названием «цивилизованный мир» обезумевший и ослепший от боли, верещащий сгусток никчемной плоти, в котором с трудом уже можно признать бывшего самозваного царя природы...

Здесь деревья похожи на кладбищенские кресты. Притащенные некогда ледником валуны схожи с надгробьями. Старые индейские скво сошьют саван из мха и ночных кошмаров. Совы-плакальщицы проводят в последний путь, а волк, воющий на луну, отслужит панихиду...

При условии, что кто-то вообще соизволит обратить внимание на скорбную участь глупого белого человека, который не знает, что именно сулит ему встреча с великим и ужасным Вендиго...

В общем, Блэквуд, когда он в ударе, ничем не хуже самого Лавкрафта, а уж всяких Августов Дерлетов и вовсе может дюжинами заткнуть себе за пояс...

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шикарный рассказ. Страшный и грустный. Пустой северный лес, затерянные в нем охотники, на сотни миль вокруг нет цивилизации... И появляется он. Жуткий дух голода из индейских сказаний. Потому что это — его территория, и хозяин тут он. Эти леса и болота — его охотничьи угодья.

Очень атмосферно. Тоскливо и безнадёжно. Жутко.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вроде бы и нет ничего такого супер-мистического, но он цепляет прям до мозга костей.Вложить в такой маленький рассказ такую большую смесь страха и первобытного ужаса мог только мастер.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ произвел очень сильное впечатление. Если правильно настроиться и попытаться представить себя на месте персонажей — то становится жутко. Мозг «додумывает» детали, причины и следствия, а там есть что «додумывать»...

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, как я, интересуясь всякой экзотической нечистью, раньше не читал этот рассказ. О Вендиго написано много – и в некоторых трактовках от мифологического облика этого персонажа практически ничего не осталось. А что с ним делают создатели компьютерных игр – от карликового йети, стреляющего ледышками в HeXen до плотоядного прямоходящего барана в Warcraft 3. Вендиго Блэквуда интересен наибольшей близостью к исконному образу зловещего индейского бога голода и губительного ветра.

Что до рассказа, то главное, что в нем цепляет – атмосфера не освоенной европейцами Северной Америки, диких лесов, первобытной природы. Первооткрывательская романтика. Неторопливое, в ритме пешего похода, обстоятельное повествование. И ужас цивилизованного человека, оставшегося один на один с лесом – таинственным и обманчиво безопасным.

Итог: классический мистический хоррор, пугающий не кровавым насилием, а ощущением тайны и затаившегося безумия.

Прочитано благодаря теме «10 любимых страшных рассказов».

Оценка произведению – 9 из 10 (отлично)

Оценка «страшности» — 3 из 5 (пугает).

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших рассказов ужасов которые я когда либо читал. На голову выше например того же Кинга.

Автор мастерски передает атмосферу североамериканской глуши, ее неизведанную суть. Природу в этом рассказе можно сравнить с хтонической сущностью, истинно нейтральной, не доброй и не злой. И конечно же, приходя в ее владения человек попадает под ее полный контроль, становясь всего лишь игрушкой в руках Природы и ее сущностей (тот же Вендиго в рассказе, это не конкретное чудовище, это часть. Часть окружающего глухого леса и темных озер).

Вот что значит истинное мастерство: без скримеров и литров крови уметь вызвать в глубине души тот животный страх, который ощущали наши с вами далекие предки когда, сидя у костра, они обращали свои взоры в окружающее дикое пространство!

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот! Теперь я знаю, кто такой Вендиго, чем он опасен и откуда он родом.

Познакомила меня с ним в позапрошлом году Галина, посредством «Малой Глуши». Но как-то неясно у меня нарисовался психологический портрет этого североамериканского духа. Как-то чуждо он выглядел в декорациях современного города. А сейчас показанный в родной среде обитания он обрёл для меня плоть и кровь, если можно так выразиться.

Хорошо написанная повесть времён становления жанра «хоррор» сегодня выглядит несколько архаично, но несомненно имеет ценность хотя бы историческую и литературоведческую. Замечательные описания канадских лесов роднят «Вендиго» Блэквуда с лучшими образцами литературы о природе. А сделав главным ужасом индейского духа, автор внёс вклад в представления европейского читателя о верованиях коренных обитателей Северной Америки.

Рекомендовал бы читателям любящим неторопливое основательное старомодное повествование, не сильно страшное, но затрагивающее первобытные суеверия, которые генетически заложены в каждом цивилизованном человеке.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Блэквуду удалось то, что по словам такого мастера ужаса как Стивен Кинг мечтает сделать каждый писатель, работающий в жанре хоррора.

а именно — придумать НОВОЕ чудовище.

не совсем придумать, вендиго почерпнут из индейского фольклора, но в большую литературу проклятого пожирателя лосей привел Блэквуд, заядлый охотник и путешественник.

странная, непонятная для европейского разума хтоническая нечисть, таящаяся в чащобах канадских лесов, увидеть которую — значит погибнуть.

во время охоты в канадской глуши бывалый проводник Дефо начинает чувствовать что-то нехорошее, пытается развлечься песенками, сбросить морок и вроде бы все в порядке, но когда ночью напарники ложатся спать на поляну к их палатке выходит нечто...

утром товарищ обнаруживает, что Дефо ушел в лес как был босиком по свежему снегу, лес оглашают странные крики.

Блэквуд избежал соблазна шокировать читателя жестокостью и каннибализмом, а именно с этими вещами обычно ассоциируется аутико, дух безлюдных просторов.

ужас произошедшего глубже.

в конце концов, убить и сожрать могут и медведь и волки!

сначала к костру выходит жуткая, плохо сделанная копия Дефо, а потом, когда разоблаченный монстр исчезает в чаще находится и настоящий Дефо, лишившийся разума, словно выпотрошенный, забывший почти все, кроме вкуса лосятины.

Блэквуд не делает вендиго сознательно злым, в отличие от Кинга, у которого индейский дух выступает в роли самого настоящего демона, или Янси, чей вендиго творит мерзости, от которых побледнеет и Ганнибал Лектер.

не произносятся и слова вроде «дух», «демон», «одержимость».

герои говорят о том, что вендиго — древняя, немыслимо древняя форма жизни и разума, помнящая времена когда мир был юн, воплощающая разрушительные силы природы.

и пусть религиозный молодой охотник Симпсон называет вендиго — сатаной.

перед нами не человекообразный дьявол из европейской литературы.

против него бесполезны молитвы и вера.

нет заклинаний и магических амулетов, способных спасти того, кто заглянул в глаза этой стихии.

столкнувшись с вендиго ты станешь проклятым пожирателем лосей, который не принимает иную пищу, а потом умрешь, зачахнешь, сгинешь, пустая оболочка того, что было человеком.

а летящий на крыльях ветра продолжит свое вечное блуждание во тьме, среди вековых сосен.

это и есть настоящий ужас, настоящий мистический ужас, страх столкновения с иным миром, в котором человеку не место.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Творчество Блэквуда примечательно тем, что послужило своеобразным фундаментом для окончательного формирования классического хоррора стараниями Лавкрафта и его приспешников. Рассказы Блэквуда — эдакое переходное звено от классического «рассказа с привидениями» к классическому же психологическому хоррору о столкновении человека с неведомым.

Двое охотников-шотландцев в сопровождении двух местных проводников отправляются в самую глушь канадских лесов, дабы успеть настрелять лосей и прочую живность. В процессе они разделяются на две группы, одной из которых «посчастливится» столкнутся с древним как эти леса духом Вендиго.

Блэквуд начинает повествование с описания канадской природы и передвижений охотников, в духе Джека Лондона или Фэнимора Купера (кому что больше нравится), и медленно нагнетает обстановку, с каждой страницей придавая дикой природе всё более и более зловещий вид. По сути, эта повесть — своеобразная галерея из картин с единым сюжетом. Вот на первом полотне двое охотников разбивают лагерь на небольшой поляне среди заснеженных деревьев. На следующей один из них с ужасом вглядывается в непроницаемую темноту чащи, учуяв нечто дикое и страшное. Следующая картина, и на ней двое уже запуганных людей в ужасе закутались в одеяла в палатке, пока вокруг неё бродит чудовище.

На каждой следующей картине тона становятся мрачнее, а пейзажи — всё более устрашающими. В связи с этим одно забавное замечание: если при чтении начала повести возникает невольное желание отправиться в поход в лес, то после окончания в лес соваться не хочется совсем.

При этом автор постарался снабдить персонажей реалистичными характерами. Здесь они — не просто болванки, которым нужно только ходить по таинственным местам и пугаться (как у того же Лавкрафта во многих рассказах). Герои до конца пытаются сохранить трезвость ума и мыслить рационально, даже столкнувшись с неведомой доселе силой (правда, это не мешает им регулярно впадать в паническую истерику).

Что мне не понравилось в повести, так это затянутость и ненужное многословие некоторых моментов. Автора порой заносило куда-то не туда, из-за чего напряжение начинало спадать. Но несмотря на архаичность стилистики и типажей, читается повесть вполне интересно и атмосферно.

Мораль у истории такая же, как у «Террора» Симмонса, написанного почти через сто лет после «Вендиго»: на свете есть места, просто не предназначенные для людей, и не стоит пытаться их покорить, ибо природа умеет быть жестокой.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После первого прочтения этой повести ощущения ужаса почему-то не было, несмотря на рекомендации и лестные характеристики. Однако чуть позже, когда мысленно возвращаешься к описанным событиям, прокручиваешь в голове детали — начинает пробирать, и мурашки-то вот они, бегут по спине. И сразу как-то становится неуютно, и напоминаешь себе, что ты в России, в городской квартире, а не в канадском лесу, и до тебя «проклятый пожиратель лосей» точно не доберется.

Хотя вспоминая «Малую Глушу» — кто знает...

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Погружаясь в места, ранее недоступные, но зовущие, человек рискует ощутить на себе влияние самой Природы, Закона самой жизни, не цивилизации, того, что существовало давно, до людей.

История противопоставления силы человека и мощи древнего духа, новых поселенцев и коренных жителей, знания, основанного на фактах и расчетах, и веры в сверхъестественное. Автор намёками до не полностью разжатой пружины нагнетает атмосферу таинственного и ужасного. Раз за разом. То ли ветер, то ли пролетевшие мимо птицы, а может просто плеск воды в озере, а вот что-то очень быстрое промчалось в темноте. И запах, который не описать.

Рассказ о неизведанном. Со знаниями красоты окружающего мира, который может и покажется немного суховатым, но, несмотря на это, создаёт неуютную пробирающую атмосферу. Пробуждающий воспоминания, оставшиеся от очень далёких предков, сидевших перед костром и дающих имена всему.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ не столько страшный, сколько интересный и таинсвтенный. Идеально на него ложится фильм «Ravenous», как живая картинка с места событий..

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх