fantlab ru

Артур Мейчен «Ужас»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.48
Оценок:
50
Моя оценка:
-

подробнее

Ужас

The Terror

Другие названия: The Great Terror; Смятение

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 10
Аннотация:

Во время Первой Мировой войны в одном уголке Уэльса началась череда таинственных смертей мирных жителей, при этом об этих смертях не писали газеты и власти фактически не проводили расследование. Появился слух, что людей убивают германские агенты для того, чтобы посеять панику. Однако некоторые факты этой теории решительно противоречили.

Примечание:

Впервые опубликована по частям в The Evening News с 16 по 31 октября 1916 года под названием «The Great Terror». В виде книги опубликована в феврале 1917 года: London: Duckworth & Co. Исправленная версия опубликована в The New Readers Library No. 5, London: Duckworth, 1927.


Входит в:

— антологию «Six Novels of the Supernatural», 1944 г.

— сборник «Tales of Horror and the Supernatural», 1948 г.

— антологию «The Best Horror Stories», 1977 г.


Похожие произведения:

 

 


Тайная слава
2007 г.
Смятение
2023 г.

Издания на иностранных языках:

The Terror
1917 г.
(английский)
Six Novels of the Supernatural
1944 г.
(английский)
Tales of Horror and the Supernatural
1948 г.
(английский)
Tales of Horror and the Supernatural
1964 г.
(английский)
Tales of Horror and the Supernatural: Volume 2
1975 г.
(английский)
Tales of Horror and the Supernatural
1997 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

О бедном гусаре замолвите слово!

И слово это сам мэтр, именитый Лавкрафт, в восхищении молвил:

«Из ныне живущих создателей космического ужаса, вознесенного на высочайшую художественную вершину, немногие, если вообще кто-то найдется, могут соперничать с разносторонним Артуром Мейченом, автором нескольких дюжин коротких и длинных рассказов, в которых элемент тайного ужаса и надвигающегося кошмара передан с несравненной реалистической точностью и живостью… Однако факт остается фактом. Его мощные сочинения об ужасном начала девятисотых годов уникальны и определяют целую эпоху в истории жанра.»

И теперь плавненько непосредственно к самому «Ужасу.»

Небольшая по объему повесть. Построена по типу серии взаимосвязанных своеобразных репортажей, рассказов очевидцев. Спокойная, можно сказать сухая, по стилю изложения. С элементами детектива. Без экшна, красочных и кровавых описаний. Но...

По мере чтения атмосфера сгущается, напряжение растет. Неясная тревога сменяется иррациональным страхом, переходящим в ужас. И вот перед нами уже не повесть, а хроника страха, летопись ужаса.

Британия, 1915-й год. Первая мировая. Череда смертей в сердце Империи — и полное «молчание ягнят» в прессе. Цензура потому как. А в условиях отсутствия официальной информации нарастает неопределенность и страх. «И, что хуже всего, весь этот ужас творится за завесой секретности.» «На фронте но крайней мере своими глазами видишь то, что тебе угрожает». И словно мухи, тут и там, ходят слухи по домам. Маньяки шалят? Или коварные немцы что-то воплощают в жизнь? Теории рождаются, а ужас шествует.

И вот во время чтения все знания, полученные в те времена далекие, теперь почти былинные, когда изучение истматов и диаматов было первейшей необходимостью в подготовке специалиста любого профиля, вдруг перестают быть истиной. А истиной становится:

«Вы не можете поверить в то, чего не видите, и увидеть то, во что не верите. Так было во времена Ужаса».

И верится в истину автора. Пусть даже она до предела фантастична и не питает радужных чувств к человеку как таковому. Ведь сам человек на протяжении веков «не уставал заявлять, что он вовсе не духовное, а просто-напросто разумное существо — то есть во всем равное животным, над коими некогда был поставлен владыкой. Он во всеуслышание провозгласил, что является не Орфеем, а Калибаном.» Свидетельством тому ежедневные картинки в глупом ящике для идиота и новостные ленты.

Рекомендую, однозначно. И, однозначно, десять из десяти.

P.S. Стивен Кинг, видимо, читал, и, мнится, вдумчиво. Очень бросается в глаза, особенно если вспомнить его ранние работы.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ужас» — повесть с довольно своеобразным сюжетом и оригинальной идеей; и то, и другое отнесу к несомненным достоинствам произведения. Правда, художественное исполнение не могу оценить как шедевр. Сюжет, представляющий значительную интригу и в определенной мере даже триллер, реализован Мейченом не слишком увлекательно. Во-первых, из-за многословия; во-вторых, временами мысль автора уходит в какие-то побочные ветви — некоторые из них сами по себе весьма интересны, но на общее восприятие могут влиять неблагоприятно. Кроме того, мне не понравилось использование военной тематики. Хотя это моя чисто личная позиция; на самом деле, эта тематика здесь уместна и, более того, усиливает идейный эффект произведения.

«Ужас» ценен тем, что дает почву и пищу для размышлений в антропологической сфере (если выражаться в сухом стиле). Например, любопытно мировоззрение некоего профессора Хувелиуса, который тратил все свои доходы на благотворительность и при этом был автором трактата «О преступном гуманизме».

А главным источником произведения является идея Мейчена о десакрализации Человека, который в Западной цивилизации стал всего лишь разумным животным (или, скажу от себя более «политкорректно» — биологическим существом), лишенным духовности. Что и возымело тот результат, который дал название произведению — Ужас. Хотя, не могу не заметить, повторившись, описано это Мейченом не очень убедительно; местами как-то ненатурально, натянуто.

Я же полагаю, что результатом будет не тот Ужас, что показан Мейченом, а Ужас разрушения человеческого естества на самых фундаментальных уровнях психологии и физиологии.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх