fantlab ru

Фредрик Бакман «Здесь была Бритт-Мари»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.11
Оценок:
130
Моя оценка:
-

подробнее

Здесь была Бритт-Мари

Britt-Marie var här

Роман, год; цикл «Ассоциация жильцов»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 19
Аннотация:

Для тех, кто читал «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения», главная героиня новой книги — старая знакомая. Это она раздражала всех, соблюдая мельчайшие формальности и разглаживая невидимые складки на и без того идеальной юбке. Мы узнаем, почему Бритт-Мари стала такой, какой стала, и еще не раз удивимся, каким обманчивым может быть первое впечатление. Наверное, из всех трех книг Бакмана эта — самая человечная и пронзительная, хотя, казалось бы, разве можно переплюнуть «Уве»? Оказывается, можно.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)
/перевод:
Е. Тепляшина (4)

Здесь была Бритт-Мари
2018 г.
Здесь была Бритт-Мари
2019 г.
Здесь была Бритт-Мари
2020 г.
Здесь была Бритт-Мари
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня Бритт-Мари это как глоток свежего воздуха, которого мне так не хватало в последнее время. Милая старушенция, которая не выносит без порядка и обожает списки. И это неудивительно, ведь она всю жизнь проработала домохозяйкой, хотя об этом не записано в её трудовой. Бритт-Мари не считает это каким-то своим недостатком, напротив она гордится, что она прекрасная домохозяйка, у которой всё строго по списку и согласно её расписанию. Уж поверьте в этом она утрёт нос любому. Требовательность Бритт-Мари не знает границ, это очень хорошо проявилось в общении с представителем агентства по трудоустройству. Опустив подробности того, зачем Бритт-Мари понадобилась работа в её преклонном возрасте, отмечу лишь то, что Бритт-Мари не имеющая опыта работы и образования сумела добиться, пусть и не престижной, но работы в молодежном центре в захолустном посёлке. А далее начинаются приключения Бритт-Мари в этом поселке под названием Борг. Постепенно автор раскрывает нам потайной мир Бритт-Мари. Её очень тяжело понять, да куда уж там, если она сама себя порой не понимает. Возможно, сказываются различные комплексы это и смерть сестры, и проблемы с родителями. Но Бритт-Мари сумела завоевать симпатию детской футбольной команды, а это как мне кажется самая настоящая победа. Поэтому о Бритт-Мари будут помнить долго. Ведь не зря же она была здесь.

P.S. Бакману очень хорошо удается писать книги в виде сценариев для сериала, скорее сказывается его блогерское прошлое. Тем не менее, минусом книги я считаю плохо прописанные внешности персонажей. Такой же недостаток я отметил в его книге «Медвежий угол». Мораль истории каждый может трактовать по-своему. Но я отметил для себя следующее, что если ты требователен к себе, то ты можешь быть требовательным и к другим.

P.P.S. Элементы юмора и футбола прекрасно дополняют данную книгу. Особенно, если знаете кто такие Манчестер Юнайтед или Ливерпуль, не говоря уже о Тоттенхэм, которые вечно хороши, но проигрывают, или Астон Вилла, команда с красивой формой.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня приводит в восторг то, как Бакман описывает обычных людей. Казалось бы, вот живет себе старушка, на первый взляд старая зануда, которая всех достает. А потом раз — вот тебе еще несколько слоев под поверхностью очевидного, вот тебе незаурядная история в заурядном городке.

Надеюсь, что Брит-Мари тоже когда-то станет хорошим фильмом, как стало с Уве.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое знакомство с Бритт-Мари произошло в «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения» Фредрик Бакман . И уже там понимаешь, что эта женщина нуждается в психологической помощи и просто человеческом участии. Ведь детские травмы они самые глубокие, а от их последствий (комплексов) избавиться сложнее. А финальные события стали для нее весьма болезненными и заставили «выйти из зоны комфорта».

Фредерик Бакман как-то постепенно усиливает градус трагичности в этой серии. Если предыдущие истории меня чаще смешили, чем огорчали. То история Бритт-Мари и умирающего городка (в наших реалиях это просто село небольшое) Борг чаще вызывала у меня недоумение и злость. Слишком уж велика концентрация боли и несправедливости в ней.

Но, как это часто бывает, неумолимое разрушение останавливается благодаря островку спокойствия (даже педантичности). Мне понравилась главная героиня именно своим спокойствием и привычкой «в любой непонятной ситуацией займись привычным/любимым делом». Именно эта ее непоколебимость и помогает другим героям взглянуть на окружающий мир по новому.

(https://www.livelib.ru/review/1145527-zdes-byla-brittmari-fredrik-bakman)

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Где-то на пятой главе данного опуса у меня появилось желание попрощаться с этим праздником абсурда. Тогда же я заподозрила, что у романа общий автор с «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения», который я счастливо бросила, не одолев и первой четверти. Но, пребывая в благостном расположении духа, я все же решила дать книге еще один шанс. Эдаким макаром я добралась почти до середины, а там было легче уже просто дожать. И-и-и!.. С тем же успехом можно было бросать в начале.

Нет, в один момент случилось просветление, когда я почувствовала, что все эти гиперболически-карикатурные персонажи и ситуации нужны, чтобы ярче выразить основной посыл: даже если твоя жизнь была абсолютно пуста последние сорок лет, еще не поздно сделать шаг и все изменить. Была еще пара неплохо написанных эпизодов, ряд объемных и неоднозначных героев, да и явственно наличествующий авторский стиль — явление не столь уж и частное. Порой одного этого набора достаточно, чтобы сделать произведение, но здесь наличествует еще и целая россыпь минусов, значительно перевешивающих все положительное:

— Логика повествования. Над Боргом солнце встает не благодаря вращению земной оси, но исключительно потому, что так удобно автору. Поэтому у женщины, которая несколько десятков лет никуда не выходила и не выезжала без благоверного, имеются личный автомобиль, действующие права и, собственно, умение водить. А вот проблем с наличностью после ухода от мужа наоборот не обнаруживается. В ту же яму падают взаимоотношения действующих лиц, схожим манером дела обстояли в «Почерке Леонардо» Дины Рубиной: все персонажи как один тянутся к главной героине по каким-то таинственным и им одним ведомым причинам, о которых читатель не узнает ни слова. Так и здесь по щелчку пальцев дети и вообще все вокруг мгновенно привязываются к Бритт-Мари, возникает взаимное влечение между ней и местным стражем порядка, а чиновники, которых буквально главой выше основные персонажи ничтоже сумняшеся откровенно оскорбляли, становятся на их сторону... По мере необходимости заглавная героиня — то зацикленная на мелочах категоричная душнила, то все понимающий и не задающий лишних вопросов мастер эмпатии. То же касается и полуслепой Банк, которая то видит, то не видит, когда это удобно. Да и вообще весь сюжет такой: всю книгу нагнетается неубедительный любовный треугольник между протагонистом; ее мужем, которого она знает как облупленного; и полицейским, о котором ей не известно практически ничего. Делает финал же, заставляя персонажей резко испытывать катарсис и принимать решения, обязательная Драма. А то так и сидели бы все ровно и не рыпались. Не то чтобы это все было негодно само по себе, но тут вся эта внутренняя механика торчит наружу и крайне очевидна.

— Позитивный настрой. Почему это минус? Потому что здесь, как в фильме «Стажер» с Робертом Де Ниро, доброе слово не подкреплено добрым делом. Перед нами просто хлопают в ладоши и уверяют, что теперь-то все хорошо, когда действительно положение дел не изменилось вообще никак.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вдохновившись триумфом местной футбольной команды, жители поселка снимают с продажи свои дома, ну а работа с деньгами на жизнь видать аки манна небесная сыпятся на населенные пункты с собственной спортивной площадкой, не иначе. С Парижем таже история — за чей счет банкет?

— Футбол. И загвоздка вовсе не в том, что ему уделяется чрезмерное внимание, а в самом представлении этой игры: куда больше походит на дворовую драку с опциональным ляганием мяча, чем на организованную деятельность с четкими правилами. Покорнейше благодарю, конечно, что все это не увенчалось стандартным нарративом о приходе к успеху кучки аутсайдеров, но от этого не становится менее странным, что футбольная команда, еще месяц назад имевшая обожаемого профессионального тренера, но все равно слабо играющая, с буквально ничего не знающей о спорте и футболе Бритт-Мари внезапно улучшает свои умения, при том, что вся тактика встречи исходит снизу и заключается в сакраментальном «не дадим им забить любой ценой!» План матча? Амплуа участников? Знание особенностей собственных игроков и игроков и манеры соперников? Зачем, если на тренировке достаточно лишь побегать «дурочку» да попинать мячик в свете фар? И вишенка на торте: все персонажи дружно болеют за знаменитые английские, а не шведские клубы, попутно выдвигая поразительную теорию о соответствии взглядов и черт личности болельщика характеристикам игры выбранной команды. Впрочем, реверансы в сторону Великобритании здесь могут быть и оправданы: если бы текст пестрел названиями вроде «Броммапойкарна», «Реймерсхольмс» или «Халльстахаммарс», что читать его уютно было бы только поклонникам «Икеи».

— Юмор. Иногда он неплох, но в основном представляет собой постоянное повторение одних и тех же фраз по всему тексту, либо становится откровенно туалетным. Упасть лицом в лужу собачьей мочи? Угодить человеку наконечником трости в рот или мячом в голову? Ха. Ха. Ха. Ах-ха. Спасибо хоть до масштабов навозной кучи как в «Вафельном сердце» Марии Парр не дошло.

— Заключительный лозунг «Следуй за мечтой!», в представленном варианте в принципе не любимый мной за свою категоричность и крайнюю эгоистичность. Собственно, основной посыл о поиске себя обесценился для меня ровно в тот момент, когда стало ясно, что до того, как жить интересами мужа, Бритт-Мари жила интересами сестры, но это почему-то ОК. Шило на мыло? Чем одно лучше другого?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И ведь в финале героиня укатывает в вожделенный Париж, куда все детство так мечтала попасть... ее сестра.

В общем, легкость бытия, с самого начала делающая всю книгу, стремительно переходит в легковесность, и повествование начинает штормить от малейшего дуновения. То герои целую неделю обивают пороги муниципалитета в борьбе с бюрократами за футбольное поле, под конец пустив в ход спрятанный в рукаве козырь и еще парочку самостоятельно нарисованных карт, то внезапно случается чудо в духе «Бегущего за ветром» Халеда Хоссейни,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и героиня оформляет опеку над детьми на себя одну при наличии, но без участия супруга, а так же без дохода, дома и работы буквально в течение одной ночи.
Мир, рисуемый пером автора, сплошь ненатуральный, за что ни возьмешься, что ни тронешь — все эрзац, муляж или заменитель — по-настоящему не работает, а лишь создает видимость. Я понимаю, что в романе могут найти другие люди, но мне он не дал ничего, кроме повода поворчать да одного не самого занимательного зрительного образа. Сейчас будет крайне некорректное сравнение, но когда дальше я стала слушать «Открытую книгу» Вениамина Каверина, захватившую меня с первых же строк, то единственным эпитетом, оставшимся в моей голове для характеристики истории Бритт-Мари, было слово «малахольная». По ходу, «душевная» скандинавская литература — это не мое, помнится, от выше упомянутого «Вафельного сердца» у меня было схожее общее впечатление. Пойду что ли натяну свой не по хюгге колючий свитер да с черным чаем из пакетика погрызу сухарей, черствых, как моя душа.

P.S.: Маленький скетч, появившейся у меня в голове в процессе прослушивания. :)

https://fantlab.ru/files/private_messages/600/6001/60019/6001930/brittmari.jpg

P.P.S.: Как-то во время прослушивания лекции по биологии меня зацепили извинения лектора (имя за давностью уже, увы, забылось) за кривость иллюстраций, поскольку, чтобы не использовать чужие изображения, он рисовал их самостоятельно. «А ведь точно, оригинальные картинки для оригинального текста!» — подумала я, и... И прошло не меньше года, прежде чем я и в самом деле что-то до конца нарисовала. ^^''' Искренне надеюсь не забросить сие благое начинание и впредь прокачивать не только навыки написания рецензий, но и живописи тоже. :)

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Попытка совместить несовместимые штампы или дважды войти в одну и ту же воду

***

Фредрик Бакман – достаточно интересный феномен. У него необычный писательский путь – из блоггеров в автора бестселлеров (у него так же две экранизации, одна сверхуспешная, вторая пусть и плохо принята критиками, в целом, неплохая). Много ли вам удастся вспомнить блоггеров-авторов? Речь об объективно успешных писателях, а не о всяких там «Вальсах гормонов» и прочих «Дэнов и Филов».

Итак, «Здесь была Бритт-Мари» — это продолжение условного цикла «Ассоциация жильцов», куда входит «Вторая жизнь Уве» и «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения». Главной героиней здесь выступает Бритт-Мари – пожилая женщина, которая на заре лет решила…уйти от мужа и найти работу спустя 40 лет стажа домохозяйки. Интригующее начало? Вполне. И решает Бритт-Мари переехать в захолустный Борг, где становится….кхм….футбольным тренером. Очень необычно.

Роман выполнен в легком стиле, три десятка глав, один-единственный ПОВ, море юмора, достаточно занятный посыл (о месте человека в мире, о лаконичности и тихом шепоте счастья, о чести и долге, о борьбе с левиафаном), шведский антураж. Казалось бы, всё ажурно и интересно! Да вот не совсем так.

«Здесь была Бритт-Мари» — роман не без минусов. Во-первых, характер Бритт-Мари. Если в начале книги ее обсессивно-компульсивное расстройство умиляет и вызывает улыбку, то уже в середине это будет доставать. К концу книги это будет самым откровенным образом бесить. Добавьте сюда инфантильность Бритт-Мари и получите… Помните «звезду» франшизы «Очень страшное кино»? Ту, блондинку. Которая буквально раскрасила новыми цветами архетип блондинки? Вот Бритт-Мари – это та блондинка. В старости. Во-вторых, роман имеет размытую целевую аудиторию. Если «Вторая жизнь Уве» — это универсальный солдат, который легко понять в любом (разумном возрасте), то «Бритт-Мари» — это совмещение несовместимого. Ну какой брутальный мужчина возьмется за такую литературу? А, вы говорите, тут же про футбол?! Ну раз так… Так вот книга вроде бы больше направлена на женскую аудиторию, которой футбол малоинтересен. С другой стороны, он может привлечь мужскую аудиторию. Так вот – про футбол тут толком ничего нет. Бакман кичится громкими именами. Тут вам и «Манчестер Юнайтед», и скаузеры, и шпоры, и вилланы. Женщинам это неинтересно. А мужчины не все смотрят АПЛ. И не все поймут, что речь о сезоне 13\14. И пусть Бакман неплохо описывает текущее (на тот момент) положение вещей в командах, его попытка популяризировать скаузеров – слабая и дешевая. В-третьих, драматизм. Пошлый и пресный. Зачем так поступать с сами? Чтобы показать, как плохо бывает в жизни?

Заключение: «Вторая жизнь Уве» — добрая история, приятная и слегка ироничная. «Здесь была Бритт-Мари» — угловатая и попсовая, это попытка усидеть на двух стульях. Удачная или нет? Фильм говорит, что нет. Продажи и тиражи подтверждают. И пусть итоговый посыл весьма хорош, форму Бакман выбрал не самую лучшую. Перечитывать «Бритт-Мари» не тянет, а вот за «Уве» можно взяться холодным зимним вечером.

7 старушек с обсессивно-компульсивным расстроством из 10.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир это мы, такие, какие есть

Персонаж по имени Бритт-Мари запомнился постоянному читателю Фредрика Бакмана ещё по предыдущей книге «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения». Причём львиную долю объёма той книги эта самая Бритт-Мари отличалась вздорным придирчивым буквоедским педантичным сварливым характером и соответствующим приставучим ворчливым занудным поведением. Собственно говоря, перед нами предстаёт донельзя знакомый Уве (персонаж первого романа цикла «Ассоциация жильцов»), только в дамском обличие и возведённый в степень. Однако к концу предыдущего романа Бритт-Мари внезапно получает остужающий холодный душ, испытывает своеобразный катарсис и принимает решение оставить не только своего гульнувшего супруга, но и место жительства.

Вот в этой самой точке мы и встречаемся вновь с Бритт-Мари, причём уже из названия романа понятно, что она является главным героем нового романа Фредрика Бакмана. Поменяв место жительства, однако не поменяв свой характер (да и как можно внезапно и с точностью до наоборот поменять самоё себя!), Бритт-Мари пытается устроиться в совсем небольшом городишке, который не просто стоит на обочине шоссе, а в котором и жизнь, собственно говоря, замерла на обочине другой, полноценной и полновесной жизни. Замерла настолько, что в городишке оказывается закрыто (причём не на переучёт, а насовсем) практически всё, что входит в инфраструктуру любого живого маленького городка: почта и магазины, гостиницы и аптеки, развлекательные центры и спортплощадки, кафе и всё прочее.

А вот всё остальное уже является частью сюжета и не подлежит оглашению. Просто следует сказать, что раз у одного из предыдущих героев — всем полюбившегося Уве, нашлись свои друзья и поклонники (как в романе, так и в читательской среде), так и у Бритт-Мари случилось примерно то же самое: нашлись и друзья, и сочувствующие ей, и те, кто просто принял её такой, какая она есть и пробудил в ней дремлющие силы. А в ответ получил свой заряд дружелюбия и общения и доверия и симпатии…

Мораль как обычно проста: будь проще и народ к тебе потянется.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Некоторые люди не понимают важности списков, но Бог свидетель, Бритт-Мари не из таких. У неё столько списков, что пришлось завести отдельный список списков. Иначе может случиться что угодно. Она умрёт. Или забудет купить соду.»

*

«Страсть — это как детство. Она банальна и наивна. Ей нельзя научиться, она — инстинкт, она накатывает сама. Переворачивает нас. Увлекает с собой. Все прочие чувства родом с Земли, а страсть — из космоса.»

*

«Знаю, Бритт, знаю. У тебя нет предубеждений. Ты понимаешь, что я человек, который случайно оказался в инвалидном кресле. А не инвалидное кресло, в котором случайно оказался человек.»

*

Вот так бывает. Живешь себе живешь, готовишь в духовке лосося, килограммами покупаешь соду, а еще лучше «Факсин», стираешь мужу рубашки и однажды...оп!!! Вся эта привычная жизнь мгновенно исчезает. И ты с ужасом осознаешь, что человек, который составлял с тобой команду семейной жизни, удалился, и из всего нажитого у тебя остался лишь пшик в виде белого пятна на безымянном пальце. Жизнь буквально летит под откос, дает трещину и внешне напоминает...как ее?...ну то самое место, которое мы не будем называть, ведь мы же цивилизованные люди! И можно сутками лить слезы и грустить об утраченных годах жизни, а можно верить в то, что судьба обязательно даст тебе второй шанс. Итак, ее зовут Бритт-Мари, именно Бритт-Мари, а не просто Бритт! Ей 63 года и пусть она никогда не болела за «Ливерпуль», и тем более за «Манчестер Юнайтед», она все же не сдается и верит в то, что чудеса возможны. А если вы не знаете, кто такие «Ливерпуль» и «Манчестер Юнайтед», тогда вам точно надо прочитать эту восхитительную книгу!

*

Само повествование ведется от третьего лица и потрясающе передает все то, что чувствует главная героиня. Скажу без лишнего расшаркивания, что поначалу текст романа, в большинстве своем состоящий из односложных предложений, мне показался несколько скудным. Я даже думала, что это — своего рода авторская задумка использовать примитивизм, как метод письма. Но...это — обман зрения. Потому что, чем дальше я читала, тем устойчивее становилось ощущение сокровенной, внутренней глубины текста. И эти ощущения меня не подвели, так как постепенно односложные предложения калейдоскопно складывались в общую картину и перед нами обнажался внутренний мир главной героини со всеми своими странностями и нелепостями. Я читала эту книгу и смеялась. И смеялась в первую очередь потому, что ее суждения и размышления, такие непонятные и утрированные, были мне очень близки — в ней я узнавала себя. Что касается сюжета. Он есть и он прелестный и полон невероятно интересных и уютных моментов. Но в первую очередь было важно то, как автор передает историю, как мастерки использует слово-оружие, слово-призыв и слово-истину. Периодически возникали маленькие взрывы в голове, когда я понимала, что имел в виду автор и это было потрясающе! Эту книгу хотелось разбить на миллионы цитат!

*

Хоть и поверхностно, но Бакман поднимает много злободневных тем, как межличностного, так и социального характера. Перед нами — маленький поселок, который по уровню жизни людей когда-то не уступал крупным города. Сейчас же в нем нет даже того минимума, который должен иметь любой населенный пункт с разновозрастным населением. Громкие рассуждения о наличии или отсутствии кризиса, приведшего к печальным последствиям для экономики страны, остаются пустым звуком в глазах людей, выживающих кто, как может. Поэтому, придерживаясь девиза: «Было бы не так смешно, если не было бы так грустно», автор, с присущим ему чувством юмора, старается передать все это в мягкой форме, с долей иронии. И за это я снимаю шляпу перед ним, потому что я смеялась, начиная с первой страницы. У автора потрясающий, меткий, ироничный и искрометный юмор. Поэтому хочется отдать должное переводчику, который сохранил идею передачи сути размышлений автора, зачастую выраженную в игре слов.

*

Еще одно важной темой является тема одиночества. Действительно, как ни крути, но жизнь — чертовски одинокая штука. И самое страшное, что одиночество можно испытывать даже, сидя за одним столом, рука об руку, с человеком, с которым тебя связывает не 30 минут, а 30 лет совместной жизни. Все мы по-разному переносим одиночество: кто-то скрываясь за грудой тряпок и средством по уборке квартиры, кто-то — за черными очками и мнимой слепотой, кто-то — за курсами по разведению цветов и живописи, а кто-то — обнявшись с бутылкой горячительного напитка подпольного производства. И эта история про них, этих героев! История о том, что девушка с короткой прической не перестает быть девушкой, дети могут остаться сиротами и вынуждены быстрее взрослеть, брутальные мужчины в бородах и кепках умеют разгадывать кроссворды, а мальчики хотят встречаться не только с девочками, и у нас не должно быть глупых предрассудков по этому поводу. «Ведь мы же не животные!»(с) Это важно!

*

В финале книги я даже немного прослезилась, потому что он оказался трогательным и мудрым. Эта книга о ценности человеческого общения, о любви к окружающим, о втором шансе, о молодости души и о том, что даже маленькие города тоже могут играть большую роль в человеческой жизни, как маленькие люди в лице большой страны. Потому что даже один человек, появившись в жизни общества, способен дать новый виток истории судеб многих людей. Мне не хотелось уходить со страниц этой книги! Это был тот редкий случай, когда я мечтала попасть в книгу и прожить хотя бы день среди этих людей в уютной обстановке милого поселка. Я тоже не люблю засыпать в квартире, где пол не мыли в течение дня. И говорю это не для того, чтобы похвастаться или соврать. Нет! Я просто хочу сказать, что в Бритт-Мари я вижу частичку себя! Этот образ настолько собирательный и многогранный, что каждый из нас может узнать в ней себя. И если вы оглянитесь вокруг, посмотрите на свою квартиру, проанализируете свое общение, да, в конце концов, взгляните на себя в зеркало, то вы непременно скажете, что ЗДЕСЬ тоже была, есть и будет БРИТТ-МАРИ! И это важно! Ну, а я пока пойду мыть окна, потому что...«Ну как можно спать в квартире с немытыми окнами!!?»

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

С первых же страниц мы узнаем, что Бритт-Мари недостаточно социализирована и затем на протяжении всей книги наблюдаем за её социализацией. Но если Вы думаете, что книга о застенчивой престарелой домохозяйке, то ошибаетесь, она о футболе. Да, да, именно о футболе. Зачем в ней Бритт-Мари вообще не очень ясно. Ну разве что, что бы показать комизм ситуации дамы и футбола. Меня футбол до книги никак не интересовал, теперь, после прочтения книги, чуть более чем никак. Может этим и объясняется такая низкая оценка. Ну на самом деле, это все похоже на какую-то секту, где тебя уверяют, что футбол ты любить обязана, просто потому что это футбол. И подобные утверждения по всему тексту. У меня сразу возникает ощущение, что меня зомбируют. Вообще, повторение информации тут сплошь и рядом, так и хочется сказать автору, что не все его читатели такие уж идиоты, что бы постоянно повторять одно и тоже. Ну серьезно, я даже сбилась со счета сколько раз в тексте мелькает то, что Бритт-Мари не достаточно социализирована.

Второй момент, который привел меня в недоумение — юмор. Готова признаться, что у меня отсутствует чувство юмора, но я не нахожу ничего смешного, в том, что человек падает в лужу собачьей мочи или в кучу экскрементов, мне так же не смешно, когда кто-либо засовывает грязный конец трости в рот чиновнику или избивает кого-либо этой тростью, почти случайно. Да и леди с похмелья тоже как-то не вызывает во мне приступов смеха. Так что к юмористическим я бы эту книгу не отнесла, скорее к претендующим на юмор.

Повторение того, что Бритт-Мари ни в коем случае не осуждает..., причем навязчивое, заставило меня подумать, что на автора кто-то подал в суд за прошные книги. Ну уж очень много толерантности, однако с претензией на сатиру на эту же толерантность и заодно на нетолерантных людей. Кстати, о толерантности. Такое ощущение, что Бакману сказали, что книгу ни в коем случае не издадут, если там не будет ни одного гомосексуала. Так что одного из второстепенных персонажей он сделал таким, точнее би, но тут же эту линию оборвал, словно она была действительно ему навязана. Ох уж мне эта широта европейских взглядов! Что в Уве, что тут, видимо никак не обойтись без этого. Однако мне противно и не понятно зачем это все, ведь к сюжету реально ничего не добавилось и никак не повлияло?

Третий момент, книга написана так поверхностно, что даже драматические моменты не цепляют и не заставляют сопереживать.

Ну попытаюсь найти тут хоть что-то положительное.

Во-первых интересный момент, что в благополучной Швеции есть кризис и даже вымирающие поселки. Для меня это совершенно новые знания.

Оптимистичный настрой книги, что все обязательно будет хорошо и что мы в состоянии изменить ход событий.

Оптимистичный вариант, что оступившимся надо давать второй шанс. Хотя, полицейского все же жаль. По всей видимости Бакману тоже, потому он не определился в выборе Бритт-Мари и отправил её по третьему варианту. Предоставив выбор самому читателю.

Книга легкая. Это даже не жвачка для мозга, это жиденькая пюрешечка, проскакивает незаметно. Вроде какая-то информация в мозг попала, но мозг не напрягался ну вообще никак. Прочитаете и не заметите.

Но если честно, пустышка, прочесть и забыть. Из моей коллекции эта книга уйдет.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх