FantLab ru

Фредрик Бакман «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.12
Голосов:
85
Моя оценка:
-

подробнее

Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения

Min mormor hälsar och säger förlåt

Роман, год; цикл «Ассоциация жильцов»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 14
Аннотация:

Эльсе семь, и она непохожа на других семилетних девочек. Ее бабушке семьдесят семь, и она тоже непохожа на других бабушек. Ведь мало какой бабушке взбредет в голову флиртовать с полицейским или сбежать из больницы, чтобы залезть в вольер к обезьянам. Но бабушка — лучший и единственный друг Эльсы. Каждую ночь они вместе отправляются в Просонье — удивительную страну, где время измеряется вечностями и сказками и никто не должен быть «нормальным». Однажды бабушка уходит в Просонье навсегда, оставляя Эльсе только письма. Их нужно передать тем, у кого бабушка хочет попросить прощения за свои ошибки. Эльсе предстоит узнать, что герои и чудовища живут не только в сказочных королевствах.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
К. Коваленко (2)

Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения
2018 г.
Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Светлая и грустная история о любви и прощении, немного детская (в смысле больше подходит для чтения вместе с детьми, чем история про Уве). Немного портит впечатление последняя треть книги, где проскальзывают новоевропейские мысли о толерантности и т.п. Но в целом, история конечно, душевная.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бакман прав. Именно бабушка и годится для того, чтобы быть настоящим супергероем...

Родители в этой роли не очень убедительны в глазах маленького ребенка. Супергерои ведь не для того существуют, чтобы следить за тем, одел ли ты шапку на морозе, чтобы заставлять тебя есть полезные, но не вкусные овощи, ругать тебя за двойки. И супергерои не должны приходить каждый день с работы усталыми, такими усталыми, что не будут в состоянии обсудить с тобой то, какого замечательного тритона ты поймал сегодня сачком на пруду...

В то время как бабушка (тут речь пойдет именно о моей бабушке)...

Научит тебя играть в десять самых увлекательных игр в карты. Придет на помощь тогда, когда тебя отправят на верную погибель( имеется в виду прополка морковной грядки в самый разгар каникул). Не будет осуждать твое странное желание пить чай с солеными огурцами вприкуску. Именно она покажет тебе тот самый пруд, где живут замечательные тритоны. И поддержит множество твоих самых разных забавных затей, до которых у родителей просто руки не дойдут...

Поэтому так легко понять маленькую Эльсу, для которой именно бабушка стала настоящим супергероем. Конечно, большинство бабушек ведут себя гораздо лучше, не так экстравагантно и экстремально, но общий смысл их появления в жизни ребенка примерно такой же. Пока родители пытаются вылепить из тебя добропорядочного обывателя, бабушка позволяет отдохнуть от всего этого и почувствовать себя настоящим маленьким разбойником...

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

(Скорее для тех, кто уже прочитал.)

«– Мы относимся к этому с полным пониманием, – сказал директор с совершенно непонимающим видом.»

Какая на редкость утомительная книга. Причём утомительная не чем-то конкретным, а множеством факторов. И уже утомление от упоминаний «Властелина колец», плавно перетекающего в «Звёздные войны», ничто по сравнению с вечно фигурирующей в тексте «Википедией». Автор, это бесплатная/оплаченная реклама или просто попытка идти в ногу со временем? Туда же бесконечные упоминания «Фейсбука» и «Гарри Поттера». Но больше всего убивает преклонение автора перед продукцией «Эппл». Особенно странно оно звучит в устах такой продвинутой девочки, как героиня этой книги. Она такая умная, развитая не по возрасту, неужели не поинтересовалась условиями труда людей, которые производят данную продукцию?

Но вернёмся к героиням книги: Эск и матушке Ветровск. Тьфу, тут же они Эльса и бабушка. Просто недавно перечитал «Творцы заклинаний» Терри Пратчетта и как-то наложилось одно на другое. Может причина в этом, а может в другом, но сказка Бакмана после Пратчетта не пошла. Интересно, кстати, читал ли автор книги Владислава Крапивина ? Вряд ли. Но ощущения фантастики на грани реальности и фантазии у них несколько схожи. И в этом главная прелесть этой книги. Большую часть повествования ты следишь за событиями, пытаясь понять, в какой сказке ты очутился. К сожалению, в финале сказка рассыпается. А жаль. Ведь только списывая многое на сказку веришь происходящему.

Вот и все эмоции, которые хоть как-то вызваны книгой и могут быть перенесены в рецензию на неё. А нет, забыл ещё об одной: несмотря на то, что «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения» прошла у меня очень ровно, я познакомился в ней с Бритт-Мари и теперь хочу взяться за «Здесь была Бритт-Мари», а там может и до «Медвежьего угла» доберусь. Ведь так хочется повторить восторг от «Второй жизни Уве», после которой я верю в автора несмотря ни на что.

И раз уж все в книге получали письма, я тоже хочу написать одно.

Дорогая Эльса !

Ты часто жалуешься, что ты не такая, как все. Но вот что удивительно: все дети не такие, как все. И это большая беда человека и большая удача человечества. Думаешь, с твоей бабушкой в качестве мамы твоя мама чувствовала себя такой же как все? Конечно же нет.

И разве не глупо оценивать человека по тому, сколько у него на полке стоит книг о Гарри Поттере, или читал ли он комиксы Marvel? Да и почему лишь их? Ведь в мире существуют комиксы других издательств. Но самое глупое — во всём верить «Википедии». Ты это поймёшь, когда впервые сама отредактируешь там статью. Ну а пока наслаждайся своей часто встречающейся, но такой дорогой тебе исключительностью, делай что хочется, кричи на взрослых и кидай в директора школы всем, что под руку подвернётся. Это и называется детством. Позволить себе такое позднее ты сможешь лишь став бабушкой. Не зря же народная мудрость гласит: что старый, что малый. Да ты и сама уже должна была это понять, ты же умная.

До встречи!

С лёгким приветом, твой пишущий письма на Android'e Друг.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это такое веяние новой эпохи, буквально недавно наступившей — появление в литературе такого персонажа как эксцентричная бабушка. Что такое была бабушка раньше? Тихий, незаментый божий одуванчик третьего плана, вся роль которой сводится к тому, чтобы трогательно заботиться о маленьких внуках, которые по непонятной причине (а на самом деле — чтобы жалостливее было) остались без родителей — и то того, как малыши внуки отправятся навстречу приключениям (во второй главе то есть). Вспомните бабушку Кая и Герды (она была, да).

А тут разом бабушка становится у многих авторов, наряду с внуком/внучкой — нарратором — практически центральным персонажем, по крайней мере, самым ярким так точно. Я сходу могу припомнить серию про Манюню у Абгарян с ее легендарной Ба, «Похороните меня за плинтусом» Санаева — и вот Бакмана. Кто скажет, что пример Санаева не такой — да такой же, друзья, вопрос только в градусе и в восприятии ребенка.

Бабушка Бакмана ну очень сильно напоминает абгаряновскую Ба — прежде всего, полнейшей эксцентричностью, непробиваемой самоуверенностью, неподчинением никаким чужим правилам и игнорированием чужих мнений. С такой бабушкой хорошо до тех пор, пока у тебя нет своего мнения и четко оформленных желаний, а ты готов подчиняться ее правилам и фантазиям. Как только это проходит — становится невыносимо.

В отличие от Ба Манюни, бабушка у Бакмана — совершенно не хозяйственная, а скорее наоборот, но это не меняет сути. Она очень любит свою внучку. Страшной, можно сказать, любовью. И перед своей смертью придумывает ей квест, который длится всю книгу — квест, направленный на то, чтобы внучка узнала лучше своих соседей по дому и обрела в их лице новых друзей — которых забитой книжной девочке, травимой в школе, очень не хватает.

Что несколько удивляет в итории Бакмана — так это смешение «милых сказок» и «страшной правды». Понятно, что в жизни оно так и бывает, но в тексте на контрасте смотрится как-то очень... странно. То есть с одной стороны волшебные страны, которая бабушка напридумывала для внучки, с облаконями, всякими волшебными зверятами, снежными ангелами и тд. А с другой — реальные истории реальных людей вокруг, в которые внучка погружается по ходу сюжета — про «мальчика с синдромом» и его отца-абьюзера, скажем, или нелюбимую жену соседа, которая много лет старательно делает вид, что не знает об изменах мужа и только под конец ломается. В этом есть что-то нездоровое, все же, — я имею в виду паноптикум несчастных, которых та самая бабушка собрала за много лет вокруг себя и с которым теперь приходится иметь дело семилетней Эльсе. Среди людей, окружающих ее, помимо ее собственных родителей (разведенных, со своими проблемами и чувством вины перед ней) нет просто обычных, относительно счастливых, все — с какими-то жуткими скелетами в шкафу, которые не у каждого встретишь. Это полезная школа жизни, наверное, но какая-то жестковатая. Книга хорошая, но не легкая, хотя, пожалуй, вполне сойдет и за детскую — но взрослых тоже заденет, в первую очередь, взрослых, потому что проблемы, которые в ней поднимаются — в изрядной части исключительно «взрослые».

Что Бакману удалось очень классно — так это держать до последнего смешение магии и реальности, так что непонятно было, что происходит в действительности, а что является только преломлением фантазий семилетнего ребенка. Учитывая «ненадежного повествователя», как-то постоянно рассчитываешь, что все это понарошку, и девочке кажется не совсем то, что на самом деле, не говоря уж о том, что посмертные письма бабушки (этапы квеста) заставляют ее еще больше додумывать. Следить за квестом интересно, не говоря уж о том, что в какой-то момент начинаешь очень сильно сопереживать им всем — видимо, этого автор и пытался добиться.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Три месяца, без малого три месяца я ни о чём не писал и вот сейчас начинаю с обзора книги, которая только и делала, что мелькала перед моими глазами в конце минувшего года. Сначала мне этот роман посоветовал один человек, затем другой, потом он пару раз попался мне в поиске. И, наконец, друг обратил внимание, но только не на историю о бабушке и внучке, а на самую первую книгу того же автора, то есть на «Вторую жизнь Уве».

До истории о втором рождении одинокого и угрюмого старика я когда-нибудь всё-таки доберусь, но, пока ещё не весь снег за окном сошёл, я расскажу о том, за какие грехи тяжкие бабушка кланялись и просила прощения через любимую внучку. Потому что вот это вот моё знакомство с Бакманом случилось, когда я загорелся идеей найти сборник рассказов, повесть или роман, со страниц которого пахнуло бы морозцем, чтобы заботливый автор сразу же усадил читателя у огня, укутал в мягкий, теплый и уютный плед, а потом без промедления напоил бы чаем. Или кофе. Чтоб от кружки пар шёл и чтоб пальцам было больно, но в тоже время ух как хорошо!

Банальная, конечно, картинка, но какая разница, если волшебство зимы всё равно из года в год творит чудеса? Пусть даже в этом году зима прославилась не погодой из стихов Пушкина, а потерей нервных клеток у обывателей и кошмаром коммунальных служб от аномальных снегопадов, многочасовых пробок со множеством чрезвычайных ситуаций, ставших темой бесконечного потока статей и репортажей о попытках борьбы со стихией. Ничего себе вышла разница между наивной сказочкой и суровой былью!

Вот поэтому я и спускаюсь с небес на землю и прежде всего скажу о том, что при всём моём желании я никак не могу назвать эту книгу идеальным воплощением того, что я искал. С другой стороны разочарования нет и в помине не было. Потому что я не обманулся в ожиданиях и, действительно, получил то, что мне обещали, то есть историю, в которой сказка причудливым образом сплелась в единое целое с развернувшейся в антураже шведской зимы семейной драмой. Вот на этой ноте переходим от обильно пролитой воды к сути.

Жила была в тридевятом царстве Просонья и тридесятом шведском государстве девочка Эльса. И было ей семь лет. То есть, тьфу, простите, не семь,а почти восемь! Была у неё мама и был у неё папа, куча проблем, iPad с закладкой Wikipedia и шарф Гриффиндора. А ещё у неё была бабушка. И раз уж о присутствии в этом сюжете некой бабушки мы узнаем не из первой главы и не с первой страницы, а уже из заголовка, то вот об этой фру (именно так принято обращаться к замужним женщинам в Швеции) мы сейчас и поговорим.

«Бабушкины сказки из Миамаса были, как правило, весьма драматичными. Войны, ураганы, охота, интриги и тому подобное – бабушка любила бурную жизнь.» (с)

Смотрели когда-нибудь сериал «Доктор Хаус»? Хотя бы одну или две серии? Смотрели? Хорошо. По крайней мере для нашего с вами знакомства с бабушкой хорошо, потому что в один из дней она презирает окружающих и без ножа режет их цинизмом, в другой день она готова без лишних сомнений пойти против норм морали, приличий и законов, чтобы свалять дурака и тем самым поднять кому-то настроение, на третий же день наша бабушка без колебаний забудет обо всех своих колкостях, отбросит любую глупость, пожертвует сколько угодно времени, нервов и сил, чтобы спасти того, чьей жизни угрожает опасность.

Война? Стихийное бедствие? Болезнь? Неважно! Потому что бабушка всё равно сделает всё от себя зависящее, чтобы помочь, чтобы спасти искру жизни в вихре безумных войн и буйствующих по всему миру стихий. Разве что гениальности я за бабушкой не заметил. Поэтому о полном совпадении с образом знаменитого диагноста сказать не могу, но и того, что есть, достаточно, чтобы определиться в своем отношении к персонажам.

Именно персонажам, потому что дочка у бабушки получилась аккуратной, дисциплинированной перфекционисткой, то есть самой что ни на есть прямой противоположностью, а вот внучка, как часто и бывает, в бабушку пошла!

«Эльса из тех детей, которые рано поняли, что по жизни лучше идти со своим саундтреком.» (с)

Всего-то семь, то есть почти восемь лет от роду, но уже волевая не по годам и с острым язычком. Осторожно! Я не шучу! Наша Эльса за словом в карман не лезет. Уж скажет, так скажет! А ещё она самая умная девочка в мире, потому что знает вообще всё! А, если что-то и не знает, то никакой проблемы в этом нет, потому что всемирная сеть через высокоскоростной мобильный интернет со свободной энциклопедией Wikipedia и поисковой системой Google всегда, в любое время дня и ночи дадут ответ на любой вопрос. Вот такая у нас выходит со всех сторон хорошая девочка! Ну или беспардонная и бессовестная, пустоголовая и непоротая эгоистка с самомнением выше самых высоких крыш. Это уж на ваш, господа, товарищи и дамы, вкус и цвет.

«Бабушкины ровесники говорят, что «Википедия» – «это такая энциклопедия, но в интернете». А Эльса говорит про энциклопедию, что «это такая “Википедия”, но бумажная».» (с)

Но это мы всё о персонажах говорим, а что с историей? Что в этой книге такого интересного? Что в этой книге особенного? А ничего особенного здесь поначалу и нет. Эльса любит бабушку, а бабушка любит Эльсу и всё у них было хорошо до тех пор, пока бабушка заснула и не проснулась.

"— Понимаешь, Марсель, я не хочу, чтобы Эльса знала, что я умру. Каждый семилетний ребенок заслужил себе супергероя, у которого не может быть рака, – иначе какой из него супергерой.» (с)

Секундочку! Как это так? Разве бабушка может оставить свою внучку? Чепуха какая-то! Глупость! Такого не может быть, потому что не может быть никогда! Правда ведь? Правда? Нет. Иногда бабушки умирают. Но почему? Почему мир так жесток? Почему старость сводит людей в могилу? Почему сердца не бьются вечно? Почему и по какому праву рак пожирает жизни наших близких? Почему? Почему?! Почему...

"— Почему они все время врут и говорят, что ты «ушла от нас»? Что мы тебя «потеряли». И никто не говорит «она умерла».» (с)

С такими запросами даже Google ничего толком не скажет и Wikipedia промолчит. Но хуже всего то, что даже такая, не по годам умная девочка, как Эльса до последнего дня и последнего часа знать ничего про опухоль не знала и в самом страшном сне не могла представить, чтобы любимая, весёлая и озорная бабушка стала бы вдруг мёртвой. Бабушка, естественно, всё о своём диагнозе знала и заблаговременно подготовилась, поручив посвящённой в рыцарский сан внучке невероятно важную миссию!

Какая там задача важнее всех прочих? Спасение мира? Вот насмотрелись вы всяких там блокбастеров со сборами в миллиард долларов и все сказки перезабыли, а жизнь, какой она на самом деле есть и подавно не знаете! А вот слушали бы бабушкины сказки, учились бы на хорошо и отлично в средней общеобразовательной школе, в Google и Хогвартсе, тогда бы даже не сомневалась, что нет ничего сложнее и важнее бабушкиных поручений. Особенно, если в этом поручении последняя воля бабушки, которая больше никому ничего не скажет, потому что умрёт.

Поначалу, правда, чрезвычайная миссия кажется даже не простой, а элементарной. Бабушка ведь не звезду с неба достать просила, а всего лишь соседей по подъезду обойти, чтобы каждому специально для него предназначенное письмо вручить и потом уже жить своей жизнью. Вот только соседи все как на подбор какие-то странненькие. И письмо от бабушки одно-единственное, а все остальные ещё найти надо, потому что седая проказница оказалась в своём репертуаре, задумав свою негласное завещание самым настоящим приключением!

«Бабушка всегда говорила: «Самые лучшие сказки никогда не происходили на самом деле, но все в них по правде».» (с)

Сказка — ложь, но в ней намёк! К чему я об этом говорю? К тому, что заготовленное бабушкой приключение на поверку окажется своего рода невысказанным посланием, благодаря которому Эльса узнает как из реальных судеб рождались сказки про королевство Просонья, какие на самом деле люди живут под крышей их дома и какая на самом деле совсем не сказочная, настоящая, взрослая жизнь.

Мило, красиво и поучительно, но в целом ничего особенного. Мало ли историй о том, как мальчик или девочка открывают в обходительном и весёлом красавце беспринципного и жесткого подлеца, с которым не сможет совладать никто, кроме угрюмого ворчуна со страшной рожей. Потому что нельзя судить человека поспешно, по одежке и лицу. Особенно, если ты не умудренный опытом старец, а ребенок с наивной сказкой и разудалым ветром в голове. Нужно смотреть, слушать, мотать на ус и делать выводы, чтобы узнать человека таким, какой он есть на самом деле.

«Все нормальные мало-мальски воспитанные монстры живут в глубоких черных пещерах или на дне ледяных озер. Спрашивается, до какой степени монстру надо себя не уважать, чтобы жить в обычной квартире? К тому же приличные монстры почты не получают.» (с)

Всё правильно и мило, но слишком уж банально. Ну что такого может узнать семилетняя девочка после прогулки по соседским квартирам? Не сможет она узнать ничего особенного, потому что автор не позволит. Вот только Бакман оказался вроде бы ласковым и в тоже время суровым отцом для своих персонажей и поэтому уже через сотню страниц из-под полога невинной, горькой, но всё равно задорной детской повести, как монстр из-под кровати, вылезают уже совсем не детские проблемы, беды, кошмары и ужасы.

«И на день рождения бабушка рассказала ей сказку о морском ангеле. Она хотела объяснить Эльсе, что монстры не всегда были монстрами, и наоборот: не всех монстров распознаешь с первого взгляда – некоторые люди прячут своего монстра внутри. Только не все монстры являются монстрами от рождения, некоторые становятся ими от горя.» (с)

Дочь, отторгающая мать, и мать, забросившая дочь, но не ради любовных похождений или пьянок, а во имя спасения сотен и тысяч жизней в горячих точках по всему миру. Истеричная женщина, сующая свой нос во все соседские дела, чтобы хоть как-то справиться с одиночеством под пятой эгоцентричного и очень амбициозного мужа. Вечно занятая разговором по мобильной гарнитуре женщина, потерявшая мужа и сыновей в индонезийском цунами. Ставший отшельником в собственной квартире, обезумевший после войны солдат. И в довершении всего у нас есть ещё один солдат, который прошёл ту же войну, превратившись в живое воплощение ненависти к миру и всему живому.

«В тот день, когда я стал большим, как в поле чучела, принцесса обратилась в пыль, а фея умерла.» © «Колыбельная», группа «Ногу свело».

Честно скажу, что от этой книги я такого не ожидал и не думал, что с доброй, милой, чистой детской сказкой под той же самой обложкой, на тех же страницах я найду пусть и небольшой, но впечатляющий набор взрослых трагедий, комплексов, маний, фобий и психозов. В результате примерно к экватору повествования роман становится причудливым и странным сочетанием не сочетаемого, а к развязке из столкновения были с небылицей рождается история взросления, по мере развития которой за Эльсу становится попросту страшно.

«Потому что в этой сказке было слишком много суровой действительности. А когда тебе почти восемь, то действительности может быть слишком много.» (с)

Потому что прежде, чем добро победит зло, девчоночка всего лишь семи лет от роду, не представляющая своей жизни без бабушкиных сказок и всемирной сети встретит на своём пути настоящего монстра, несущего с собой воплощенную в реальность тьму. Монстр будет зол, безжалостен и беспощаден, но это не беда, потому что сказочные рыцари и не с такими справлялись! Проблема только в том, что нет на самом деле рыцарей Просонья, есть только маленькая девочка и жаждущий убийства человек, ставший в глазах ребёнка чудовищным драконом. Осажденный смертельным ужасом, кровью и беззвучным воплем сломленной души хрустальный замок безоблачного детства рухнет, оставив Эльсу на руинах потрясения. Потрясения, после которого пришлось бы приходить в себя не то что ученице младших классов, но и подростку, которому под двадцать лет.

И пусть концовка в противовес развязке получилась не просто счастливой, но приторной, книга в целом даёт пусть не уникальную, но интересную возможность посмотреть на тугой узел почти неразрешимых противоречий детскими глазами, а затем подумать взрослой головой, чтобы не пропустить мимо ушей сказанного устами младенца. Ладно, с младенцем я, конечно, преувеличил, но вы понимаете о чём я.

Чтобы закончить, скажу о паре субъективных и объективных минусов, без которых, конечно, не обошлось.

Характеры.

Из всего моего множества букв вы, наверное, уже поняли, что и бабушка и внучка — это те ещё оригиналы, типичные импульсивные холерики, которые сначала говорят и шут его что вытворяют, а потом уже думают. Эгоисты и даже, возможно, эгоцентристы, которые тем не менее готовы без колебаний и сомнений пойти на любые жертвы, чтобы помочь несчастному будь он на краю света или по соседству. Как правило такие персонажи либо влюбляют в себя, либо раздражают или даже вызывают лютую ненависть вместе с отторжением и желанием выговорить им по первое число, отхлестать ремнем или набить морду. Последнее, конечно, не наш случай, но я всё равно советую взвесить на воображаемых весах желание открыть для себя книгу с отношением к персонажам, которых я только что описал, чтобы уж наверняка получить удовольствие или сэкономить время с парой сотен нервных клеток.

Передозировка сказки или сказка от начала до конца.

Именно так. И это здорово! Пусть вокруг нас объективная реальность, но с этой книгой мы всё равно смотрим на мир глазами ребёнка и поэтому сказка у нас везде и сказка у нас во всём! В общем, если вы вошли во взрослую жизнь, оставив в своей душе место для детской комнаты с тем самым мальчишкой или с той самой девчонкой, какими вы когда-то были, вполне может быть и практически наверняка вы полюбите Эльсу, сможете понять и простить её бабушку, а также получить удовольствие от растворенных в воздухе сказок.

В противном случае, если вы повзрослели даже больше, чем я, тогда у вас проблемы. Потому что сначала возникавшие из всего и вся сказки Просонья стали для меня пусть и приятным, но сюрпризом. Потом я вошёл во вкус, получив удовольствие, которого и вам желаю. Но чем ближе я подбирался к апогею событий, тем больше я думал о том, что Бакман слишком уж увлёкся и пора бы уже ему оставить сказку в покое. Я ни в коем случае не хочу и не могу сказать, что дошёл до точки, после которой читатель не может получить от книги ничего, кроме раздражения, но передозировка наивностью и сказкой всё-таки случилась.

Пусть живущий фантазией ребенок никуда пока что из моей души не сбежал, всё равно в свои тридцать с хвостом ваш покорный слуга прославился тем ещё занудным старикашкой. В вашем же случае в зависимости от взглядов на мир и настроения всё может быть ещё хуже! Как насчёт отвращения вперемешку с зеленой тоской с самых первых страниц или хотя бы с первых глав? Неприятно, правда? Вот и... думайте сами, решайте сами читать или не читать.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все началось с того, что бабуля с внучкой сидят в полицейском участке за то, что бабуля кидалась в полицейским дерьмом. Лучше бы я захлопнула книгу на этом месте. Но нет, я же упертая. Сама себе злобный Буратино, наверное потому что у меня нет айпада. Произнесла она с сарказмом или иронией. И подпрыгнула с таким видом, будто вот-вот умчится куда глаза глядят от этой истории (да, для тех кто читал, поймут зачем эти фразы тут, кто не читал, это слегка переделанные фразы из книги). Шах. Да нет, МАТ, причем ещё бы чуть чуть и вовсе не в шахматном смысле. Да мы с друзьями в подростковом возрасте пописывали продолжения любимых книжек в таком стиле. Но даже тогда я понимала, что это графоманство и не серьёзно.

Ну а теперь серьезно. После прочтения «Бритт-Мари» я готова была признать, что у меня отсутствует чувство юмора, судя по заявлению автора в этой книге оно у меня никогда и не существовало. Я вообще не поняла что это такое было. Мы имеем семилетнюю девочку, у которой конфликт со сверстниками, проблемы с разведенными родителями и психологические проблемы особенно обостряются после смерти любимой бабушки. Но бабуля позаботилась о внучке и оставила ей сборище чокнутых соседей, один другого страннее и стопочку писем загадок. Девчушка носится с этими письмами выполняя квест и заодно заводит себе друзей среди этих соседей. И все это в перемешку с «вымышленной» сказочной страной, и её героями. Это внешне.

Внутренне, это книга вроде как о одиноких и несчастных, психологически травмированных и покалеченных жизнью людях, которые так или иначе должны друг другу помочь. Задумка добрая, да исполнение подкачало.

Форма изложения тут фирменная, рубленная, которая вполне подходит для форумов, блогов, вообщем сетей, когда надо достаточно кратко донести суть. Когда же надо собрать текст в книгу мы имеем очень специфический юмор клозетно-категорического уровня. А, да, я же уже призналась, что он у меня отсутствует, скажем, что я просто не поняла где тут смешно, слова «лопата» не писали. Зато автор верен себе и в книге множественное повторение одной и той же информации. Кого как, а меня это раздражает.

А сколько же тут рекламы!.. Тут нет просто машин. Тут есть именно «Рено», «КИА» «Ауди», сигареты «Парламент», телефон обязательно «Эппл». Видимо конкуренты автору не платили, потому у мамы героини просто телефон, но при этом сказано, что мама не любит яблочную технику.

Что-то я начинаю косится в сторону Уве и недоумевать, правда ли мне понравилась эта книга. Хотя, я же её слушала. А это совсем другое дело, слушать можно и не самые лучшие книги. Вот теперь не знаю, стоит ли перечитать или лучше уж оставить впечатление от прослушивания?

Все, Фредрик Бакман, как автор книг, для меня закрыт. Не мое!

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вначале я подумала, что чего-то не поняла, но вот-вот пойму, однако так и дочитала, не понимая.

Я не могу сказать, для кого это написано. Совсем не детская история, так же точно она не взрослая и уж наверняка не подростковая. Мб это для не выросших взрослых или для старых детей, я не знаю. Всё такое схематичное, условное и при этом гротескное: эти ситуации-скетчи, эти срывы роялей с потолков, персонажи с отбитой внутренней логикой, говорящие исключительно афоризмами – невозможно воспринимать их всерьез, как настоящих, но они так ловко цепляются за читателя коготочками-узнаваторами, и отмахиваться от них тоже не получается.

Я не понимаю, как отношусь к этой историии. Все вот эти скетчи, рояли, гигантские не-собаки, йопнутая бабушка с дверью в туалет нараспашку (я хрен зна, почему за это надо её любить), внезапные смертельные опасности, о которых никто не знал 2/3 книги, смерть, боль, счастье. История всякая: раздражающая, милая, скучная, интересная, наивная, дурацкая, бодрая, грустная, в неё совершенно не веришь, но одновременно понимаешь, что она есть, потому что она тоже висит на тебе узнаваторными коготками.

И я не берусь с уверенностью сказать, о чем всё это. Я бы хотела думать, что о том, как можно поселить себя в сказку, даже если вокруг – обыкновеннейшие скучные люди, а внутри тебя неоперабельный рак и хроническое боевое безумие, но на самом деле, конечно же, книга о другом.

В качестве семейной мультяшки в стиле «Головоломки» это было бы здорово и всё рухнуло бы на свои места.

Именно как текст – никому не рискну советовать и отговаривать тоже никого не буду.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Осторожно, бабушка!

Вольно или невольно, но эту книгу Фредрика Бахмана сравниваешь с предыдущей феерически великолепной книгой об Уве. И напрасно сравниваешь, потому что переплюнуть то, что воспринялось как топовое достижение, трудно. И конечно в сравнении с Уве вторая история кажется чуть слабее, чуть более блёклой и чуть менее впечатляющей.

А сравнивать — повторюсь — не нужно. Мы ведь не сравниваем гоголевские «Мёртвые души» с его же «Ночь перед Рождеством» или «Войну и мир» Льва Толстого с «Детство. Отрочество. Юность» того же автора. Это просто разные книги, написанные по другим поводам и потому не имеющие степеней сравнения. Ну, как килограмм и метр — и то и другое являются единицами в системе СИ, но измеряют ими разные физические параметры.

Хотя, конечно же, с этой точки зрения обе книги Бахмана в общем-то нацелены на одно и то же, адресованы одному и тому же читателю. Впрочем, кажется вторую, т. е. вот эту книгу Бахмана, можно отчасти считать адресованной и читателям младшего школьного возраста. Ну, может не семилеткам, а школьникам класса этак 3-6, вряд ли старше. Но и то, я бы тогда уж постарался эту книгу в таком случае прочитать не отдельно от внука (а внук от меня), а вместе с ним, чтобы сразу что-то как-то пообсуждать. Потому что чтение такой книги вместе с ребёнком соответствующего возраста способно объединить таких двух разновозрастных читателей в одно целое и навести между ними дополнительные мосты.

А вот там, в многоточии, была некоторая довольно продолжительная пауза с раздумьями о том, что может быть и правда стОит дать эту книгу на чтение своему внуку-пятикласснику? Любопытная мысль, однако…

В любом случае книга стоящая, книга по-своему отличная, книга достойная стоять на одной полке рядом с томиком об Уве.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ох уж эти пишущие мужчины!.. иногда хочется вздохнуть мне, когда нахожу какие-то нелепицы и несуразицы в понравившихся книгах. Но о них расскажу попозже, а сейчас — кто же такая Бабушка, и почему она всем кланяется.

У семилетки Эльсы есть свой собственный супергерой. Это ее собственная бабушка. Они живут в собственном мире сказок и волшебства. Снаружи это выглядит довольно эксцентрично, и не всегда забавно, но бабушка за Эльсу горой. Накануне Рождества бабушка умирает. Эльсе кажется, что она остается одна — никому не нужная, однако даже на пороге смерти бабуля придумала забавную игру под кодовым названием «Поиски клада», а по факту — волшебную почту, где, выступая в роли почтальона, девочка не только выполнит последнюю волю бабушки — разнесет по адресатам ее приветы и извинения, но и найдет много настоящих друзей.

Немного обидно читать отзывы о том, что «Бабушка...» это не «Уве», это фуфуфу или ойойой, меня обманули, это фанфик на самого себя! Ну стоп!

Во-первых, это действительно не «Уве». Это отдельная книга — не продолжение, не предыстория. Тут другие герои, другие события. Тут даже вопросы подняты другие. Это не хорошо и не плохо, это просто другая книга.

Во-вторых, это немного и «Уве», потому что один автор, одна Швеция, зима. Похожий набор действующих героев: беременная женщина и ее невнятный спутник, трогательный ребенок (точнее даже два), бедовое животное, старик, даже автомобиль как герой! Можно говорить, что мастерство автора в изменчивости, а можно просто наслаждаться тем, что ты не покупаешь кота в мешке, а окунаешься в заведомо уютную, немного забавную, немного слезоточивую историю взросления героя. Бакман не претендует на звание «Писателя всея Земли», он пишет так же, как писал до жтого об Уве, а до этого — свой блог. Его любят миллионы читателей не за мысль и искру, а за то, что он — это он.

В-третьих, при всей похожести истории и единстве главной мысли — принятия — оболочки историй разные. И здорово исполненные. И в «Уве» были провисающие моменты, и в «Бабушке» очень много экшена, который на мой вкус был даже лишним. И все же «Бабушку я с удовольствием поставила на полку, и, думаю, вернусь к ней через какое-то время, чтобы оценить, на какой стадии своего «принятия» я сама нахожусь.

И всё же, вернусь к недочетам, которые Фредрик сознательно или нет оставил на страницах книги.

Очень умная семилетка. Семилетка, читающая Гарри Поттера. 12 раз она прочитала свою самую нелюбимую часть. «Только 12 раз«! Любимые части зачитаны до дыр. Не верю. Или она читает комиксы (что врядли), или нужно было не так сильно загибать градус ее вовлеченности в мир Поттеррианы.

Эпизод с мамой, машиной и полицейским, который с мигалкой доставил их к дверям больницы. Обычная беременная женщина, конечно, даст по газам и смоется с «места преступления». Ну да... По идее он (полицейский), должен был вызвать наряд скорой помощи, иначе как женщина со схватками может вообще рулить? Или уже нужно было отшутиться, что это тренировочный Брекстон-Хикс, и «спасибо, полицейский, вы мне очень помогли! Я теперь в надежных руках!»

И ситуация с общением вообще в рамках этой книги печальна. Девочка не знает кем была ее бабушка до ее появления, при том, что «только 12 раз» прочитана нелюбимая книга. Дочь не знает размаха своего наследства. Откуда взялся веган в шортах поверх колготок у суперженщины? Почему страшно сказать папе, что хочешь проводить с ним больше времени? Зачем культивировать в ребёнке неприязнь к младшему брату/сестре? Откуда взялась алкоголичка я разобралась только к концу книги, до этого мне казалось,что она вообще с улицы приходит.

И все же! Сухой остаток таков, что мне понравилась «Бабушка...» возможно даже сильнее, чем «Уве», и я скоро побегу покупать третью книгу о приключениях бабушкиной соседки Бритт-Мари.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх