FantLab ru

Юн Ха Ли «Гамбит девятихвостого лиса»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.12
Голосов:
226
Моя оценка:
-

подробнее

Гамбит девятихвостого лиса

Ninefox Gambit

Роман, год; цикл «Механизмы Империи»

Аннотация:

Капитан гекзархата Кел Черис опозорила себя нестандартной боевой тактикой. Командование дарит ей последний шанс вернуть честь, отбив захваченную еретиками Крепость Рассыпанных Игл. На карту поставлена не только карьера Черис. Если космическая крепость останется в руках мятежников, гекзархат падет следом.

Единственная надежда Черис — это союз с немертвым генералом Джедао, визионером, Архипредателем и безумцем. Он выигрывал битвы, которые невозможно выиграть, и только его военному гению по силам захватить крепость. В своей первой жизни он обезумел и полностью истребил обе армии, одной из которых командовал сам, но теперь он лишь призрак в «черной колыбели».

Чем ближе конец осады, тем у Черис возникает больше вопросов к генералу. Так ли он безумен? Что он планирует? Не станет ли она его следующей жертвой?

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Fantasy Stabby Awards, 2016 // Дебютный роман

лауреат
Локус / Locus Award, 2017 // Дебютный роман

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги — Научная фантастика года

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 2016 // Роман

номинант
Мемориальная премия Комптона Крука / Compton Crook/Stephen Tall Memorial Award, 2017 // Дебютный роман

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2017 // Роман

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2017 // Роман

номинант
BooktubeSFF Awards, 2017 // Роман

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книга года

Похожие произведения:

 

 


Гамбит девятихвостого лиса
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Ninefox Gambit
2016 г.
(английский)
Ninefox Gambit
2016 г.
(английский)
Le gambit du renard
2018 г.
(французский)
Le gambit du renard
2020 г.
(французский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень динамично + интересный сеттинг.

Мне лично нравится этот авторский прием, когда читателя как в омут с головой погружают в мир, пускай и с кучей непонятных терминов («Я, Хобо» мне зашел, да). Но здесь проблема, скорее, в том, что действие вскачь несётся, и просто времени нет на то, чтобы как следует осмотреться.

Задумка очень интересная. Примерно таким был бы мир и его технологии, если бы существовала вся эта «память воды», «положительная энергетика» и фэн-шуй. Так что это, можно сказать, антинаучная фантастика.

Ещё один плюс — довольно хорошо прописано совместное существование двух личностей в одном теле.

Напоминает «Игру Эндера», но, в отличие от нее, «Гамбит» — книжка явно одноразовая.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось. Очень долго я не мог понять, как же все это работает. Все эти календарные мечи, формации, экзотические эффекты и прочее. Но потом как-то в процессе чтения проникся идеей зависимости законов физики от календаря. Что-то в этом есть. Технологии целого народа зависят от того, каким традициям этот народ следует. Главное, чтобы все верили одинаково и поддерживали новые традиции. Формации Кел тоже интересная находка. Причем, формации работают на всех уровнях войск. Если, например, солдаты встанут квадратом, или пепломоты образуют круг (условно), то сразу станут неуязвимы к вражескому огню. Главное, чтобы ни один солдат или пепломот не нарушал формацию, иначе его тут же исключат и сформируют новую формацию уже без него, чтоб не портил картину. Еще интересная находка эти осколки, хранящие память. Я только не совсем понял, как их можно есть.

Не нужно пытаться это объяснить с точки зрения современной (нам) науки или своими представлениями о том, как все должно работать, что может быть, чего не может. Это полностью придуманный мир, здесь все работает так, как описал автор. Да, не отличается от магии, но и в других научно-фантастических книгах авторы не всегда объясняют, на каких физических законах основываются их сверх-световые двигатели. По сути это ведь тоже магия :)

Ну и конечно математика. Числа тут встречаются на каждом шагу. Числа это моя слабость, может поэтому я и не бросил сразу читать :) Когда сервитор в начале книги постучал в дверь Кел Черис сначала три, потом один, четыре, один, пять раз, я точно решил, что дочитаю до конца. 3.1415 — ничего не напоминает? Жаль, что таких моментов дальше было не очень много. Я заметил разве что делящиеся на 7 промежутки времени, оставшиеся до встречи и, наверное, номера сервиторов что-то означают. А может я просто уже выдаю желаемое за действительное :)

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наслушавшись лестных отзывов во всех окололитературных СМИ, решила я всё таки посмотреть за что нынче дают премии «Локус», «Fantasy Stabby Awards» и ни много ни мало «Научную Фантастику Года» по мнению небезызвестного журнала «Мир Фантастики». И забегая вперед, сразу скажу, что лучше бы я этого не делала.

«Гамбит Девятихвостого Лиса» встречает нас обилием псевдонаучных терминов, которыми автор (оригинальности ради) решил заменить преобладающее большинство слов в книге. От этого текст стал просто адски перегруженным от всевозможных: «сервиторов», «гептзархов», «формаций», «пороговых отделителей», «знамемотов», «пепломотов», «боксмотов», «гекзархов», «нирай», «губителей», «инвариантного льда», «шуосов», «календарных мечей», «сигнификаторов», «менторов Видона», «келов», «заякориваний», «дельта-форм» и т.д.

А ведь и правда! Зачем называть обычного робота «роботом», если его можно обозвать каким-нибудь заумным «сервитором» и публика схавает, а критики в поддержку тут же завалят автора целой горой различных наград и премий «за невероятные нововведения». Творцу-то всего и нужно было, что до середины книги даже на упоминать, что сервиторы на самом-то деле — обычные железяки, которых в любой научной фантастике пруд пруди. И всё! Победитель в номинации «лучший нф-роман» перед вами.

Я, конечно, немного утрирую. И мне предельно ясно, что автор-художник и он так видит, но должны же быть какие-то рамки! Из-за таких искусственных переусложнений натурально приходилось время от времени перечитывать целые куски текста, чтобы понять что именно в них произошло. И к слову, далеко не всегда это помогало! У меня до сих пор остался небольшой список тех моментов, которые за всю первую книгу автор так и не объяснил. Вот к примеру:

*

1. Автор сказал, что в будущем на поле боя огромную роль играют формации (для простых людей «построения солдат»), т.к. определенные из них способны свести в ноль отдельные виды вражеского урона. Т.е. обычные солдаты с винтовками в руках, выстроившись клином, полностью перестают получать урон от огнестрельного оружия. Но если эти же солдаты без силовых полей и супер-брони (я напомню) решат построится в идеальный круг, то без единого повреждения смогут пройти через стену сплошного огня, т.к. данная формация уже будет давать 100%-ную защиту/резист от пламени любой температуры и мощности. Как это работает? Одному автору известно.

2. Также накладывать бафы на своих прямых подчиненных может старший офицер. Хочешь точнее и больнее стрелять? Запроси поддержку у старшего по званию и будет тебе счастье! Будто не книгу читаю, а решила вспомнить молодость за партеечкой в какой-нибудь компьютерной стратегии вроде Starcraft или Command & Conquer.

3. Первая вооруженная стычка проходит с врагами, которых все называют Угрями. Почему «Угрями»? Они на речных угрей похожи? Где хотя бы минимальное описание? Я не требую прописать всю их тысячелетнюю историю, я всего-то прошу их внешний вид в общих чертах набросать, но автору похоже все равно.

4. Самое страшное оружие Угрей — генератор бурь, которыми они всё в округе распыляют на атомы. Всё за исключением построек, предметов обстановки и земли, на которой идет битва. И я не понимаю, табуретку, что невозможно расщепить на атомы? У нее какое-то сложное молекулярное строение? Или это может бури пошли такие избирательные? В любом случае объяснений не дождемся. Автор также, как и всегда до них не снизошел.

5. Далее автор заявляет, что единственное средство борьбы с этими бурями — это нечто под названием «пожиратель погоды». Это что? Человек? Машина? А может приспособление? Тогда, как оно работает? Ничего из этого не раскроется. Скажу больше, мы даже самих пожирателей погоды за книгу ни разу не увидим.

6. Тогда возникает резонный вопрос. Как главные герои справятся с еретическим генератором бурь без пожирателей погоды? Здесь автор быстренько переобувается и решает, что пожиратели погоды уже не единственное средство борьбы с ними и, в принципе, хватит простого построения в формацию «свиньи». И всё! Теперь с правильным настроением, грамотным строевым шагом, да лихой солдатской песней нашим героям больше не страшны ужасающие бури, что разрывают всё в округе на атомы.

7. И пока я пытаюсь осмыслить происходящее, автор продолжает гнать телегу и говорит, что всё в округе зависит от какого-то календаря. Мол, если у наших и вражеских солдат одинаковые автоматы, но сражение проходит на поле боя, где принят «наш» календарь, то автоматы наших солдат будут стрелять быстрее, точнее и больнее.

А-а-а! Да, что тут вообще происходит? Эти умники, которые в любой непонятной ситуации начинают швыряться премиями, вообще вкурсе, что научная фантастика не просто так называется «научной»? Ее надо хоть немного обосновывать, чтобы весь этот сценарный бред выглядел на капельку правдоподобнее!

8. Чуть погодя автор решает, что четкого строевого шага и хорошего настроения уже недостаточно. Плюсом каждому солдату нужно еще подсчитывать какие-то математические формулы и не дай Бог кому-то ошибиться! В этом случае формация/построение теряет силу и солдаты становятся открыты для вражеского огня.

9. Далее, собственно, это и происходит. Но наши герои не расстраиваются, бросают бластеры, достают световые джедайские мечи, которые автор (оригинальности ради) зовет «календарными», и уже с шашкой наголо решают в открытую штурмовать укрепления Угрей, поливающих их огнем из всех плазма-стволов. И чтобы вы думали? Конечно, наши выигрывают несмотря на численное вражеское превосходство.

10. На следующей странице нас переносят в относительно спокойный эпизод, где нам представляют одного из героев и его многочисленные кабинеты для работы. В данном случае разместится он решил в том, который нужен исключительно для завершения уже начатых дел. Причём абсолютно неважно какого толка эти дела, а важно лишь, что завершатся они все должны обязательно в этом кабинете.

11. Далее этот же персонаж жалуется на свою нелегкую жизнь, а мы из его монолога узнаем, что среди военачальников, стоящих во главе отрядов и ведущих остальных солдат в бой, превыше всего ценятся математические науки и знание архитектуры. Не физическая подготовка, не психология влияния на подчиненных, не искусство войны, а математика. Математика, Карл! Про истине, царица наук!

12. Между делом вспоминают каких-то очень важных «календарных техников», которые в книге занимаются... Чем? Ни чем? Автор сказал, что они работают с календарём, но ни на какую конкретику даже не намекнул. И я вот не знаю, за это ему, наверное, тоже премия полагается? Или сразу две?

13. Спустя немного времени главная героиня встречает человека, которому уже 864 года. Причем, я замечу, что для всех остальных норма жизни 140-150 лет, а этому уже 9-ый век идёт. Это все знают, никто не пробовал его успех повторить, никто его не изучал и никому такое долголетие не нужно? Странно.

14. Чуть погодя героиню знакомят с человеком в должности гекзарха и нам недвусмысленно дают понять, что все гекзархи (чем бы они там на своей должности не занимались) равны между собой. И вот уже на соседней странице автор, видимо, об этом забывает и оказывается, что некоторые гекзархи все таки ровнее, т.к. пара из них натурально отдавала распоряжения третьему. Почему так произошло? Как работает социальное устройство, вертикаль власти и есть ли они там вообще?

15. Далее автор все таки решает снизойти до государственного мироустройства и рассказывает, что во всем цивилизованном мире действует кастовая система. Всего 6 штук: Кел, Шуос, Нирай, Рахал, Видон и Андан. Кроме названий и некоторой психологической направленности, они отличаются только зверьком-символом. У кого-то это ястреб, у кого-то мотылек, у кого-то паук, у кого-то лис и т.д. Более того, даже тень каждого отдельного бойца выглядит няшным патронусом твоей фракции, как в каком-нибудь аниме.

16. Спустя немного времени главной героине хирургическим путём подсаживают оцифрованную личность мертвого генерала (местного Брейвика) и предлагают напару со змеей за пазухой вершить демократию и причинять добро. А то что карманный террорист может в любой момент взять верх над неопытным капитаном — это неважно и вообще издержки профессии.

17. Бороться с нападками бестелесного духа предлагают при помощи специального эми-пистолета. И это звучало почти логичным ровно до того момента, когда автор решил, что стрелять надо не в месторасположение установленного чипа, а в свою тень или же в собственное отражение в зеркале. Смысла от такого выстрела «в молоко» я опять таки не уловила, но по мнению автора он (смысл) где-то там однозначно есть.

18. На следующих страницах наконец следует долгожданная сюжетная завязка, из которой мы узнаем, что вся история здесь будет крутится вокруг некой Крепости. Эта Крепость (именно с большой буквы) вроде как очень важна для окружающих и она каким-то образом может влиять на календарь, а тот в свою очередь уже влияет на все остальное. Ну, и казалось бы у такого невероятно важного строения должна быть и соответствующая охрана, но судя по тому, насколько быстро она перешла в руки еретиков, то охранником там работал Александр Радионович Бородач из Нашей Russia. Вернуть Крепость в руки ее законных владельцев и предстоит главной героине.

*

А теперь внимание! Эти выписанные моменты принадлежат только к первой четверти (к первой четверти книги, Карл!) и до самого финала их будет еще огромное множество. Нам никто не объяснит ни одного термина и до большинства моментов придется доходить своим умом. К чему-то искать ассоциации, а до чего-то лишь интуитивно догадываться. Но не обольщайтесь, не смотря на все наши старания, большинство моментов так и останется тайной за семью печатями. Ответы на многочисленные вопросы мы возможно узнаем только в следующей книге, а возможно не узнаем никогда. Автор — художник и он так видит.

Отдельно хочется сказать про персонажей. Просто только сейчас осознала, что после прочтения ни одного, кроме пары основных персонажей, практически не помню. И на самом деле это один из самых показательных моментов книги. Более показательным был только финал, который я само собой спрячу под спойлер, а все интересующиеся смогут с ним ознакомиться:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

В финале, когда все попытки выбить еретиков из Крепости успехом не увенчались, объединенное командование осознанно принимает решение слить большую часть своих войск и надеются, что это каким-то образом передвинет дни вражеского календаря ближе к праздничным. Что это даст? И как это вообще работает? Понятия не имею, но главное, что все таки работает! Времяисчисление потенциального противника сдвигается, нас переносят на пару часов вперед и объединенное командование торжественно сообщает, что задача выполнена.

Далее следует лишь краткий эпилог, пара флешбеков и задел на продолжение, которое уже лежит на прилавках.

Буду ли я его читать? Думаю, это вопрос риторический.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему: новейшая космоопера с любопытным миром, отличными отзывами, парой премий и кучей номинаций. А еще «Иные песни» и цикл «Культура» в похожих произведениях. Плюс автор вдохновлялся «Игрой Эндера».

В итоге: вообще, я для себя решил, что буду стараться не начинать читать незаконченные циклы, особенно не русскоязычные. Так как помимо того, что автор может просто забросить или затянуть цикл, так ещё и издательства могут забить на перевод и выпуск продолжений, если первая часть не найдёт отклика у читателя. У меня целый список неоконченных циклов из пары десятков наименований. Какие-то надеюсь, допереведут, какие-то очевидно заброшены. А есть ещё такие книги, сюжет которых настолько для меня потенциально интересен или отзывы на которые настолько хороши, что я пренебрегаю собственным решением не связываться с циклами-висяками и начинаю их читать. Правда, составляю себе подробный синопсис, чтобы, когда выйдет очередной том, освежить в памяти героев, лор и географию мира.

В «Гамбите» потрясающий мир.

Гекзархат, правящий сотнями планет и занимающий, по всей видимости, центр Галактики.

В гекзархат входят шесть фракций:

Шуос — стратеги, шпионы, убийцы, аналитики и бюрократы.

Кел — вооружённые силы гекзархата. Ястребы, с соответствующей эмблемой. Владеют технологией объединения подразделений в единый рой. Преданность и субординация на уровне инстинктов.

Нирай — техники, врачи, учёные, инженеры, математики. И главное, создатели космических кораблей, мотов (транслитерация аглийского мотылька).

Видона — идеологи календарной Доктрины, блюстители ритуалов, палачи еретиков и воспитатели молодёжи. Такие себе жандармы.

Андан — культура, финансы, дипломатия. Олигархи гекзархата.

Рахал -блюстители Доктрины и порядка, судьи. Полицейские гекзархата.

Гекзархат пользуется Высоким Календарём. Календарь, в свою очередь позволяет гражданам гекзархата потешествовать быстрее света, применять «экзотическое» оружие, больше всего похожее на магию.

У каждой фракции есть эмблема, столица с вычурным именем и свои особенности.

Есть еретики, которые изменяя календарь, нарушают работу экзотических технологий.

Есть, где-то на переферии Галактики и сюжета, другие космические государства.

На ум приходят вселенные BattleTech, Warhammer и прочие пафосные космические вещи.

Если бы сюжет был таким же занимательным, как мир...

Девушка Кел Черис, капитан войск Кел, обладает выдающимися математическими способностями и скелетами в шкафу. Ей поручают подавить восстание еретиков в важной Крепости Рассыпанных Игл, для чего подселяют ей в голову разум гениального генерала-предателя. Так как Черис управляет операцией, основное время она будет проводить на капитанском мостике, споря с коварным генералом, то ли святым, то ли монстром.

Несмотря на то, что роман изначально писался как самостоятельная вещь, а не начало трилогии, есть повисшие сюжетные линии. Теневые кукловоды, один из которых бессмертный, заявлены только в начале. Чужаки Хафн так и не вышли на сцену, да и главный герой/герои по большому счёту в самом начале своего несомненно славного пути.

Несомненно влияние на роман успешного творчества Энн Леки с её циклом «Империя Радча». Девушка-главный герой, огромное значение придаются перчаткам.

Концовка закрученная, читать интересно.

Возможно, у романа не было бы такого успеха с различными премиями, если бы не эталонная политкорректная биография. Автор — американец корейского происхождения и транссексуал.

Немного цитат:

– Смысл войны в том, чтобы подтасовать карты, накачать противника наркотиками и пригрозить, что, если он не сдастся, всей его родне прострелят колени, – сказал он. –

==========

Преимуществами тоже лучше не разбрасываться, иначе кто-то использует их против вас.

==========

– Судя по ее словам, в Крепости зарождается демократия.

– Что зарождается?

Джедао вздохнул:

– Невразумительная экспериментальная форма правления, при которой граждане выбирают своих правителей и политику, голосуя за них.

Черис попыталась вообразить себе что-то в этом духе – и не смогла. Разве можно таким образом сформировать стабильный режим?

Почему-то рука не поднимается поставить больше семёрки. Но продолжение прочитаю обязательно, если оно выйдет на русском. В принципе, «Стратагему Ворона» заявляли на 2019-й год. Ждём!

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У меня сложилось впечатление что автор описывает недавно увиденный аниме. Все эти странные название кораблей, оружия и прочих дельта форм. Вот если все эти пепломоты показывать в цветастом мультике, то получился бы вполне живенький боевичок. А так просто набор странных слов.

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Попав в волну интереса к китайской научной фантастике и будучи в восторге от Лю Цысиня и его трилогии, я схватился за «Гамбит», клюнув на ФИО автора. Кто же знал... «Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове» — примерно такое впечатление от прочитанного. Обилие неологизмов, извилистые повороты сюжета, постоянная недосказанность, обрывы сюжетной линии на каждом шагу. Эту книгу нужно дочитать до конца, чтобы понять, наконец, что мы на выходе получаем достаточно тривиальную политическую и военную борьбу неких кланов за некое господство над неким... Чем?! Самым неудобоваримым фантастом и самым неудачливым популяризатором науки этого столетия я всегда считал Питера Уоттса. Его скрижали изучать — отдельное напряжение мысли. Но Уоттс в конце каждого своего опуса любезно объяснят мне, бестолковому, что он имел ввиду. И в целом получалось вполне законченная книга. Юн Ха Ли, набросав кучу ярких эпизодов и слов, пренебрег объяснениями и снизошел только до мелочей. Лично мне это снисхождение очень неприятно, тем более, что я не математик. Не рекомендую.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая фантастика... Не ВАУ!!! И не ФУ!!! Всего немного и в меру... К тому же это начало серии и автор хорошо знакомит нас с этим далеким будущим. Читать можно но не обязательно)

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вхождение в роман оказалось нелёгким. Первые страниц 50-60 приходилось вчитываться в текст, напрягаясь. Много новых слов «пепломоты», «сервиторы», взякие «дельта-« и прочие «формы», куча незнакомых терминов, о значении и назначении которых догадываться приходилось по контексту. Ладно, не привыкать. Дальше пошло легче, главное, пройти «погружение» в мир. События развиваются стремительно, что тоже способствует нескучности времяпрепровождения. Но вот в чём загвоздка — это не научная фантастика. Космоопера — да, фантастический боевик — да, вариация на тему «звёздных войн» — да. Но НФ, тем более «твёрдой» тут нет. Чем я был немало разочарован. Ладно, не привыкать. Едем дальше.

Очень необычно прописаны, так сказать, цивилизационные моменты. Привязки к месту и времени нет вовсе. Планета Земля? Солнечная Система? Галактика Млечный Путь? Что это всё такое? Не, не слышали про них, не знаем. У нас тут свой мир. На протяжении всего процесса чтения не покидало ощущение, что читаешь беллетризованную компьютерную игру. Описания боевых сцен, методы выбора оружия и его применения, эффект от применения самого оружия — всё как в играх! Так и представляешь себе арсенал в виде иконок, с обозначениями: «калейдоскопическая бомба», «чудо-паутина», «биоцистерны со стоп-слизью». Ну, что попробуем в этот раз? А давай жахнем слизью! На! — и вражеский флот на 1/3 застыл в неподвижности. Так и представляешь, как все это смотрится на мониторе — вот мы, вот «они», а вот распустилось и поплыло облако стоп-слизи, замораживая корабли врага. Да и сами герои за ходом битв и сражений наблюдают не вживую, а тоже через мониторы и реал-тайм математические модели. Математики в романе много, кстати. Она — основа всего, начиная от Календаря. И, вот парадокс, одновременно математики и мало. Потому что всерьёз нигде она не фигурирует как сущность, как фундаментальная наука, нет ни одной математической не то чтобы формулы, хотя бы гипотезы или подробно описанной идеи. Просто по тексту упоминается там и тут — «произвели математические расчёты», «посчитали модель и спрогнозировали то-то и то-то», все как-то вскользь. Видимо, дабы не травмировать западного читателя :). Мне лично не хватило — наживка про математику была хорошая, а рыбы-то и нет, если можно так выразиться.

Ещё один нераскрытый момент — это Календарь. Жизнь Империи-гекзархата подчинена и основана на Календаре, неделя в котором состоит из 10 дней. Суть конфликта Империи и отколовшейся от неё фракции еретиков — как раз в том, что еретики основали/изобрели/стали применять свой собственный, «еретический календарь», в котором отрезки времени длиннее. 75 еретических часов = 107,9 имперских часов. Ну хорошо, ладно. А что дальше из этого? А ничего — пшик. Оказалось, что это повод начать войну на подавление ереси. Остаётся непонятно — раз всё так серьёзно, что дошло до масштабной войны — а из-за чего бьёмся-то? Ну, другой у них календарь, ну и что? Почему у него такая роль, и какая она, эта роль? Этого нам не показали, ограничившись лишь декларациями, что это супер-пупер важная вещь. Ладно, не привыкать. Едем дальше.

Главные герои. Их не много, и выписаны они отчётливо. Особо понравились практически все из фракции Кел, они же — «воины». Кстати, наделение каждой из 6 фракций гекзархата определённой главенствующей ролью — это вот «воины», эти — « философы», эти — «учёные, аналитики», такое разбиение тоже ассоциируется с компьютерной игрой и выбором персонажей в ней. За кого сегодня сыграем в «а-ля Цивилизации»? За «воинов», «строителей», «крестьян-пахарей», «учёных» и т.д.? Аллюзии возникают прозрачнее некуда :). Возвращаясь к главным героям — женщина из фракции Кел по имени Черис, вызывает симпатию и сопереживание, автор удачно показал её прямой правдивый характер, что называется «простота ей к лицу». Ну и сам Девятихвостый лис — возрождённый Шуос Джедао (Sic! — имя «Джедао» опять же почти добуквенно повторяет небезызвестных джедаев из «звёздных войн») — любо-дорого посмотреть! Умен, расчётлив, хитер, коварен. И вместе с тем человечен, что раскрывается не сразу, но чем дальше по тексту, тем больше проникаешься к Джедао симпатией.

Общее впечатление: в описаниях событий, оружия, боевых сцен очень много экзотики. Экзотика на экзотике и экзотикой погоняет. Все эти «осколки трупного стекла», «пепломоты», «знамемоты» и прочие иже с ними — мягко говоря, утомляют. По контексту об этих сущностях даётся совсем скудное представление, а без контекста — не даётся и вовсе никакого. Это одновременно и «фишка» романа — все-таки это детали мира, построенного автором, они отличие этого мира и его индивидуальность. Но в то же время — воспринимать такую экзотику «саму по себе», просто как данность, аксиоматически, без показанного её возникновения, развития, эволюции,скажем так, места в системе мира — сложно и честно говоря, малоинтересно. Мне так кажется, сугубо ИМХО. Концовка романа явно протягивает сюжет на продолжение, к следующей книге. Стоит ли читать роман? Фанатам компьютерных игр, поклонникам «боевой фантастики» — наверное, да. Тем, кто предпочитает твердую НФ, или НФ в принципе — ничего не потеряете, если пройдете мимо. Оценка 6.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Гамбит девятихвостого лиса» – захватывающая боевая фантастика, навеянная книгами по этноматематике. Да, существует и такая неожиданная дисциплина, изучающая математические системы разных народов. Фантазия Юн Ха Ли выстроила на базе этого знания весьма необычную схватку.

Сила космической империи в «Гамбите» базируется на ее календаре. Области, где люди живут в нужном времяисчислении, позволяют совершать убийственные маневры космофлота, но вне таких областей корабли теряют силы. Еретики отказываются от календаря империи – и их нужно вернуть в нужную систему счисления, иначе наступит дестабилизация. Главная героиня -военный командир, в голову которой подсаживают цифровую копию умершего военачальника-предателя, ценного отсутствием проигранных боев. Вместе эти непохожие люди из разных эпох должны штурмовать неприступную крепость с ложным календарем – или придумать другой способ победить еретиков.

Битвы в «Гамбите» разворачиваются сразу на нескольких уровнях – это и стратегия ведения боя с “алгебраическим” оружием, и битва умов между героями, один из которых – обманщик, и очень остросюжетно показанный переход героини из командира среднего звена в крупные руководители флота. Никакого замедления темпа, только политика как стратегия и бои как тактическое ее воплощение. Ну и посудите сами: суровая женщина-воин с подсаженным ей в голову мертвым военачальником-трикстером плюс все это в вихре из алгебраической магии, космических боев и полностью без любовного мусора. Тяжело пройти мимо.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень необычно. До ТАКОГО действительно пока никто не додумывался. Вот только «небывалый» не равно «хороший». Может никто не писал о календарных войнах, потому что это бред полнейший?! На протяжении всей книги не оставлял вопрос «Что курил автор?», но не с мыслью «дайте мне тоже», а наоборот — «отберите у него это».

Дело даже не в том, что никакой вводной по миру нет, что тебя бросают сразу в гущу войны и закидывают непонятными терминами, так что во всех этих календарях и формациях окончательно разбираешься только к концу первого тома. Это можно пережить, если тебя захватывает происходящее и ты интуитивно понимаешь суть. Но очень сложно воспринимать роман, когда не покидает ощущение «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». «Гамбит» заявлен как фантастика, но это обычное космическое фэнтези в техническом антураже. Все технологии — магия в чистом виде, нелогичная и необъяснимая.

90% книги занимают сражения, что сильно на любителя. Только буквально в последних главах герои наконец перестают походить на ботов, появляются зачатки их психологии, но это всего пара обрывочных сцен, так что проникнуться всё равно не получается. При должном усердии можно разглядеть проблему ответственности командира за своих солдат, оправданность жертв, цена победы и всё такое. Но это именно что натягивание совы на глобус.

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В принципе интересно, но есть некоторое «трансгендерское» сползание в женский роман. Идеи календарного преимущества не раскрыты, боевка невнятна... остаются только долгие разговоры и попытки интриг (такие же невнятные).

В общем для дебюта сойдет, но премии такому непропеченому бублику давать...

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И лампа не горит, и врут календари, или Фракционная антиутопия с экзотическим содержимым

Кел Черис была настоящим офицером гекзархата и типичным представителем Кел. Разве что знатные математические способности выделяли ее из рядов Пепельного Ястреба. Да последняя битва, в которой она позволила себе лишнее.

Кто знает, по этой ли причине, но именно она стала одним из кандидатов на пост главы операции по освобождению захваченной еретиками Крепости Рассыпанных Игл. И человеком, получившим это назначение. Ведь именно Черис предложила вынуть из «черной колыбели» сознание генерала Джедао, гениального тактика, не проигравшего ни одной битвы. Гениального безумца, истребившего во время одной из компаний вместе с противником свои собственные войска.

Но что если Джедао далеко не так безумен, как было принято считать. А все эти события лишь звенья в изощренной цепи, выкованной неведомыми кукловодами, ведущей к судьбоносным изменениям во всем гекзархате.

Юн Ха Ли (Yoon Ha Lee) – представитель мало знакомого на наших просторах племени американцев корейского происхождения, причем закончивший/ая университет как математик-программист, и даже работавший некоторое время по специальности. За без малого 10 лет из-под его пера вышло около 40 рассказов, публиковавшихся в различных журналах, и даже сборник «Заповедник теней» (2013). В 2016 Юн Ха Ли проявил себя в крупной форме. Увидел свет наш сегодняшний герой, к созданию которого автора подтолкнули идеи из этноматематической книги Марсии Ашер «Математика в других местах» и рассказа «Паладин потерянного часа» Харлана Эллисона. А также желание написать космическую оперу, где будет больше места для раскрытия характеров персонажей, чем в рассказах.

Вышло весьма любопытно.

В цикле на сегодня три книги, кроме «Гамбита» это «Стратагема Ворона» и «Призрачное оружие», они на русский не переведены. Скорее всего пока.

Основной и сюжетообразующей идеей «Лиса» стало государство, использующее технологии, работающие лишь при использовании единообразного для всех «высокого» календаря. Календаря включающего в себя не только цифры и меры времени, но и праздники, памятные даты, поминальные дни с… ритуальными пытками еретиков. Собственно целую общественную систему. Как у создателей гекзархата вышло добиться такого эффекта, нам не сообщают, лишь упоминается некий прорыв в математической области, породившей календарную механику, но факт остается фактом. Неординарная фишка, придуманная Ли, задает тон всему циклу. Наблюдать за особенностями применения этой самой механики крайне интересно. В гекзархате работают самые экзотические эффекты и оружие, которые лишь может представить себе воспаленный человеческий мозг. Корабли преодолевающие огромные расстояния. Генераторы направляющих бурь, способных расщепить атомы на составные части. И подавители этих самых бурь. Тысячи пехотных формаций, видов построения боевого подразделения или роя кораблей, дающие солдатам в руки силовые щиты и тепловые копья, возможность скрывать и получать информацию о противнике и еще массу «плюшек». Расширяющие возможности армии до невообразимых пределов. Но лишь в том случае, когда окружающие придерживаются всех требований высокого календаря и календарная стабильность остается на надлежащем уровне. А такое случается далеко не всегда. Ведь в этом благословенном государстве хватает товарищей, имеющих свой взгляд на календарную проблему. Еретиков. Для гекзархата беда в том, что календарная механика это игра, в которую может играть кто угодно. Низкоуровневая календарная деградация, не угрожающая основам, встречается в государстве чуть ли не каждый день. Но это дело легко поправимое. А вот когда календарная ересь накрывает огромные области, тогда наступают большие проблемы. Вплоть до потери связности между звездными системами составляющими гекзархат. В областях, подверженных календарной гнили не работают двигатели космических судов, а в плане инвариантной технологии, которую можно использовать при любом календарном режиме гекзархат не настолько силен. Расслабились, положившись на экзотику.

Откуда вообще берутся еретики в таких количествах? Дело в том, что под видом гекзархата Ли описывает нам натуральную антиутопию. Формализованное до безумия иерархическое общество, с железными устоями и укладами («шаг влево — побег, прыжок на месте – провокация»), непоколебимыми традициями, жесточайшей дисциплиной, устоявшимися кодексами поведения. Запретом нетрадиционного мышления и новаторских действий. А как вам поминальный праздник с обязательной медитацией занимающей ровно 39 минут, не 40 а именно 39! Да хоть те же ритуальные пытки еретиков возьмите. А такие системы чаще со временем рано или поздно порождают все больше людей, старающихся выбраться из-под этого невыносимого гнета. По-видимому, гекзархат как государство бодрым шагом стремится к периоду упадка и деградации. Обскурации, как сказал бы Лев Николаевич. Вот и лезут еретики из всех щелей, как тараканы.

Пока гекзархат все еще на коне, трещит, но держится. Невзирая на твердую фракционность государственного аппарата, весьма спорную систему для жизни нормальной империи. Каждый житель этого государства может в юности подать заявку на вступление в одну из 6 фракций (может или обязан – этот момент до конца не прояснен). Откровенно силовые – Кел и Шуос, первые натуральная армия, вторые ближе к КГБ. Адан (вопросы культуры) и Видон (полицейско-жандармская). Рахал (законники-юристы) и Нирай (ученые). А ведь когда-то фракций было семь. После испытаний, тестов, показывающих предрасположенность недоросля, кандидат определяется в академию одной из фракций. И лишь после успешного ее окончания (а до выпуска доходят далеко не все) становится членом выбранной команды. Фактически все принадлежащие к фракциям это «государевы люди», эдакие дворяне в их изначальном значении. Благо Ли не замыкает своих героев намертво в рамках выбранной фракции, в этом мире вполне нормальна практика службы членов одной фракции на благо другой. При этом система не запрещает, а даже прямо поощряет соперничество между ними. Как на меня взаимоисключающие постулаты, но автору виднее. В общем, фракционная концепция довольно интересна, и дает обильное поле для дискуссий.

Кстати, о том, что перед нами научная фантастика, описывающая далекое будущее, автор не забывает.

Тут вам и сервиторы – роботы, обладающие искусственным интеллектом, на самом деле уже достигшие уровня полноценного сознания, но тщательно скрывающие это от людей.

И повсеместная субвокализация — мысленная речь. И возможность слияния разумов в коллективный композит. И календарные световые мечи для дуэлей (привет от джедаев!). И даже униформа сама собой чистящаяся и принимающая любой нужный носителю вид – от боевого до официального мундира. Даже игровые карты и масти отличаются от наших. А уж об отлично описанных формационных построениях и разных видах экзотического оружия и говорить нечего. Впечатляет. Весьма приятные моменты, подтверждающие мощную авторскую фантазию.

Да и за концепцию ревенантов, призраков из «черной колыбели» Ли можно накинуть вистов. Это конечно не откровение, но тема встречающаяся в фантастике не так уж часто. Вдобавок она в «Гамбите» хорошо проработана и неплохо описана. Со всеми ограничениями, «заякорениями», отношениями реципиента и донора, способами убийства воскресшего.

И опять кстати, момент с перчатками, без которых некоторые герои «как без рук», встретившийся мне в новой фантастике уже дважды – у Леки в «Империи Радч» у Сандерсона в фентезийном «Обреченном королевстве». Прям таки витающая в воздухе идея. Ваша версия, откуда ноги растут?

Ну и за новую ересь – демократию, отдельный респект.

Главные герои у Ли проработаны неплохо. Благо их всего двое. Кел Черис – изначально консервативный и верный долгу пехотный офицер, изрядно меняющаяся под воздействием Джедао. И сам Джедао – архипредатель и загадочная личность. Наблюдать за его психологическими играми одно удовольствие. Трикстер? Не исключено.

Кроме них запоминается лишь гекзарх Нирай Куджен – долгожитель и интриган.

А вот экшена в «Гамбите» не густо. После дебютной драки полкниги расставляются фигуры, готовится почва и лишь после экватора начинает происходить какое-никакое внешнее действие.

Также стоит упомянуть «письма из крепости» — заставляющие помнить, что у этого конфликта далеко не одна сторона.

Эрго. Любопытная антиутопическая фантастика, радующая неординарным фантдопущением в виде календарной механики, парочкой дополнительных интересных фишек, дискутибельной фракционной концепцией и знатным немертвым генералом. А вот движухи порой недостает. Как и ярких второстепенных персонажей.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«…я бы никогда не подумала, что на полсотне страниц можно столько нанести околесицы. Это выше человеческих сил!

- Так ли уж выше! — я, польщенный, разбавил и выпил. — Если хотите, я нанесу еще больше! Еще выше нанесу!..» («Москва – Петушки»)

Этот фрагмент — идеальный, на мой взгляд, эпиграф к роману.

Берем множко китайщины («Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится» (Лунь-Юй)) сильно перчим научными словами и образами — и эти каклетки можно подавать.

Завораживающая инаковость мира, приглянувшаяся многим рецензентам, оказывается, по большому счету, бессмысленной. Вроде моделей культовых зданий, построенных энтузиастами в «Майнкрафте», — прикольно, конечно, проделана большая работа и т.п. Только зачем?

В остатке — откровенно скучные своей трафаретностью герои с искусственными мотивациями, тривиальный (если очистить его от инвариантного льда) сюжет о майнкампфе одиночки против вселенского порядка и поражающая глубиной мысль о том, что война — это грязное дело.

Это что же, читателя ждет история симмонсоновского Консула, растянутая на три книги? А где, ну, не знаю, «враги сожгли родную хату, убили всю его семью»?

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добротное, крепкое и ладное космическое произведение, написанное с душой, размахом и совсем небольшими недочетами.

Если в двух словах, то в далеком будущем, в некой параллельной вселенной, люди поделены на касты-расы: воителей, кукловодов, техников и философов (условно). И вдруг случилась Ересь, космо-еретики взбунтовались, нарушив Календарный порядок, чем вызвали на себя невероятный гнев и войны с бесчисленными жервами со стороны Государственого Режима.

Подавлять эту Ересь назначают молодого талантливого командира, девушку-военную, Кел Черис. А уж как она это будет делать — на этом вся книга и строится.

Из плюсов. Автор не шибко церемонится с читателем, предоставляя ему самому разжевывать все хитросплетения, которые плетутся тысячей пауков), так что приходится иногда перечитывать страницы, подбирая пропущенные камушки.

Совершенно волшебный, гениальный злодей, в которого влюбляешься с первой строчки. Да и так получается , что злодей с положительным Героем, будут практически «не разлей вода».

Как уже упомянул выше, здесь будут плестись подковерные дворцовые интриги, на каждом шагу нужно ждать предательства или Манипуляции. Где блеф, а где — нет, придётся все время додумывать самому (так интереснее). Хотя конечно можно тупо бежать по страницам и кайфовать — читается на одном дыхании.

Оружие: пепломоты, отделители , трупные бомбы, калейдоскопические бомбы, пропагандистское оружие, хризалидный пистолет, бессмертие. По-моему, весьма недурно, друзья. Очень цепляет

Из недостатков, но это очень субъективно: уж очень футуристично

И больно быстро развиваются события, отчего нет ощущения их достоверности и реальности. Ну умер миллион солдат, но это так...по-игровому, по-компьютерному. Но книгу притом совсем не портит.

Короче говоря, господа, это первая часть трилогии, — и я в неё уже влюбился и жду перевода продолжения.

Редко когда на горизонте загораются такие яркие самобытные звездочки, поэтому всем Обязательно читать!:)

П.с. Чем-то напоминает Райаниеми, но автор не пытается нас удивить или любоваться собой. Просто, ему есть что сказать

Оценка: 8
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несколько обескуражен таким количеством восторженных отзывов. Книга все же, несмотря на принадлежность к космическому фентези (это где-то между космооперой и совсем уж магическим миром), чтение далеко не из легких. Продираться сквозь нагромождение словечек и словосочетаний, описывающих совершенно чуждые технологии не особо легче, чем расшифровывать неологизмы Стивенсона; периодические появления математических терминов отпугнут тех, кто ожидал чистейшую фентези; любителям же научной основы тут и вовсе делать нечего. До конца дойдут лишь самые упорные, те, кого не пугает самая ядреная смесь и того и другого и кто все же желает узнать, в какую картинку сложится столь причудливый паззл. Казалось бы, они-то уж будут способны разглядеть, насколько нелепой пустышкой роман обернулся в итоге. Нестандартные идеи и их отличная реализация, стремительное действие и хитроумные тактические ходы — все это так и осталось в рецензиях, а на страницах данного романа замечено не было. Те, кто хвалят книгу в основном и правда уловили концепцию — то, что автор хотел написать. Но отнюдь не то, что действительно получилось.

И это, в общем-то, было понятно с первых глав. Суть космооперы заключается в том, чтобы без жестких ограничений, установленных наукой, создать цепляющий и самобытный мир. Автор придумал одну интересную концепцию — так называемых «кклендарных войн» — и этим ограничился. Вселенная романа — тот самый сферический конь в вакууме...

Возьмем какой-нибудь отрывок из первой же главы:

На инструктаже им сообщили, что Угри обзавелись генератором направляющих бурь. Бури приводили векторы в беспорядок. Эффект был локальным, но проблематичным, если параллельные колонны оказывались на противоположных концах дороги в сотне километров друг от друга, и фатальным, если движение по поверхности планеты уводило их под землю.

Что, представили? Я, конечно, немного жульничаю, ведь выдернул маленький фрагмент из контекста, но поверьте, контекст немногое разъяснит. Прочие описания в основном даются в том же ключе. Сухие и сжатые, словно выжимки из научной статьи, только без науки (к слову, те термины, что действительно имеют отношение к математике тут исключительно из-за красоты звучания и никакого смысла в них не заложено, говорю как человек, с этим немного знакомый). То же относится к построению мира в целом. Нас забросают названиями с китайским колоритом (типа «крепость рассыпанных игл»), упомянут технологии, что мы хотя бы способны представить (пустомоты, сервиторы), перечислят особенности шести фракций, образующих Гекзархат — и все. Не ждите описания быта местных жителей, пейзажей планет, интерьеров крабля... в лучшем случае получите чертеж, но даже не фотографию. С характерами персонажей то же самое — они схематичны и клишированы до боли в зубах. Все военные (Кел) — тупые и здоровенные, готовые отдать жизнь исполняя приказ; аналитики Нираи — высокомерные и отстранённые. Шпионы Шуосы хоть немножко интереснее. И все, в общем-то, больше тут никого не появится. И главной героини это тоже касается. Вот серьезно, что по прочтении книги можно сказать о её личности? Она предана солдатам, неохотно жертвует людьми и ещё у неё есть талант к математике. Что-то ещё?

Во всей книге есть один интересный персонаж, который вызывает хоть немного симпатии — «безумный» генерал Джедао, а точнее его бестелесный призрак. К сожалению, и он не настолько харизматичен, чтобы спасти положение — это безнадежное сражение за читательское внимание даже генералу в одиночку не выиграть. В конце нам раскрывают его прошлое, и это даже где-то выполнено неплохо — но в настоящем тот будто единственный живой персонаж среди моря безликих маникенов, созданных исключительно чтобы исполнять продиктованные сюжетом функции. Да и настоящие его мотивы, строго говоря, предсказать можно с первых же страниц — достаточно вспомнить, что у нас тут тоталитарное государство. Жертвы войны, сюрреалистические травмы которых описаны в деталях, не вызывают сочувствие; жестокий Гекзархат — отвращения, ведь обычных жителей его мы и не увидим, а те, кого увидим — это, как было сказано, пустышки.

Вот в результате и выходит, что обещали показать эпичную битву, а получилось описание партии в шахматы, причем по своим каким-то незнакомым правилам, которое еще и зашифровали для пущей запутанности.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх