Дарья Бобылёва «Вьюрки»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор | Современный психологический хоррор ) | Мистика
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Русской/Славянской ) | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой | Проклятие | Фантастические существа (Оборотни, метаморфы )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный | Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Скрыться на время от безумия внешнего мира среди уютной зелени — мечта, сладкий сон... кошмар!
Что, если ты НИКОГДА не сможешь покинуть свою дачу?
Связи нет, дорога упирается в лес, соседи ведут себя странно, и лето — чертово лето! — никак не кончается...
Журнал «Октябрь» № 7, 2017 г. — журнальный вариант романа.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 317
Активный словарный запас: чуть выше среднего (3029 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 85 знаков, что близко к среднему (81)
Доля диалогов в тексте: 12% — на редкость ниже среднего (37%)!
Награды и премии:
лауреат |
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2018 // Лучший роман / авторский сборник (Выбор читателей. 3 место) | |
лауреат |
Новые горизонты, 2019 // (роман) | |
лауреат |
Мастера Ужасов, 2019 // Лучший роман русскоязычного автора |
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 2019 // Крупная форма (роман) |
Рецензии в авторских колонках






Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AL_DLRG, 11 апреля 2025 г.
Нынче оно как: умеешь писать подписи к фоточкам в соцсетях, используешь для этого поболее двух слов, считая эмодзи — ты уже видный прозаик. А если ты где-то в подмосковном глэмпинге, под шашлычок рассказываешь своим друзьям — рыхловатым менеджерам в одинаковых мятных костюмах с «ВБ» и их одинаковым женам страшные истории, а они, выдыхая густые пивные пары, восхищаются: «ух! тебе бы ужасы писать!» — ну тут уже не отвертеться, надо в хоррор идти. И бросает сотрудник опостылевшую «одинэску» с непостижимым Эксэлем, с двух ног залетая в фикшен. Там его подхватывают заботливые холёные ручки паблишеров, и начинается продвижение. Как работают цифровые площадки мы все знаем: подчеркнуто вежливые заскриптованные модераторы неумолимо отфильтровывают все отзывы ниже «генеральских», то есть тех, где меньше четырёх звёзд. По итогу топы электронных библиотек завалены произведениями Вась Пупкиных с ярлыком «бестселлер» и «Книга года» (хотя количество книг существенно превышает число лет... вообще любых лет). Потому читатель матёрый, тёртый, видя имя российского автора на обложке книги, невольно настораживается, группируется, готовясь отпрыгнуть. И вправду, уж лучше известный любитель бокса Стивен Кинг, он хоть и тоже не без греха, но его-то грехи известны, а от какого-нибудь вчерашнего специалиста по продажам металлопрофиля, от него всякого можно ожидать. Так вышло, что по счастливой случайности от книги Дарьи Бобылёвой отпрыгнуть у меня не получилось.
Доводилось мне не раз читать отзывы, где автора упрекают в излишней камерности, мол, не достаёт её произведениям эпичности, размаха, как у иных авторов: ну знаете, там квадрология на 5500 страниц, 800 основних персонажей, боевые корабли сгорают на подступах к Большому Театру.... Но с размахом часто бывает, что сильно размахнешься и сам поранишься, сынок, убери эту штуку ради Бога! Потому, на мой скромный взгляд, лучше меньше, да лучше. Замкнутый, очень натурально изображённый мир СНТ «Вьюрки» через непродолжительное время перестает казаться маленьким, а уже к середине книги и вовсе становятся безразличны все эти «много — мало — широко — узко»: для любого (пост)советского человека, который помнит трушные дачи со всеми их типичными атрибутами, погружение в атмосферу садоводческого товарищества будет полным. Всякий, кто ребенком прыгал, как на батуте, на ржавой кровати с панцерной сеткой под яблоней, понимает, что дача это — целый мир, и мир этот внутри много больше, чем кажется снаружи, прямо как этот ваш тардис. Здесь может возникнуть закономерный вопрос: а не попал ли ты, мил человек, под чары ностальгии? Типа все эти восторги от того, что тебе отзывается тёплыми воспоминаниями дачная романтика, вот ты тут соловьём и заливаешься, хвалишь, а по сути что там? Если без спойлеров, то по сути там добротное произведение в жанре мистики, магреализма, книга, собирающаяся в одно целое из рассказов, которые постепенно, очень аккуратно погружают тебя в повествование, из которого потом уже не выбраться, не дочитав до конца. По сюжету чуть перекликается с «Нездешними» Джексона Беннетта, но так, чисто на уровне каких-то отголосков, ощущений. Тут не столько страшно, скорее просто интересно. Читая, по-хорошему сопереживаешь героям, потому эмоций будет достаточно, самых разных, но по итогу останется очень приятное послевкусие. Мне кажется, так и надо писать — чтобы хотелось дальше читать твои книги, но не потому, что это цикл, и ты предусмотрительно оставил «to be continued...», а просто потому, что книги действительно хорошие.
Rosewing, 1 марта 2025 г.
Стивен Кинг по-русски
Необыкновенно кинематографичная мистика, уже готовый сценарий для какого-нибудь артхауса. Не сказала бы, что история сильно страшная, скорее она затягивает в какую-то липкую паутину исконно русских суеверий и от неё временами холодок по коже. На протяжении повествования мои ощущения довольно сильно менялись: в самом начале отлично показана беспросветность русской глубинки, именно та ноющая тоска, которая охватывает в непогожие дни, когда что-то не ладится, озираешься, а вокруг абсолютно чужие непонимающие тебя люди, нелюбимая работа, черти что с родными, соседи бесят, ничего не радует и так далее, и так далее. Героями книги являются самые обыкновенные среднестатистические люди, которые живут рядом с нами. Мы попадаем в дачный поселок Вьюрки, куда на лето съезжаются дачники, чтобы скрыться от всего остального шумного мира. Обычные люди, со своими историями и тараканами. И вот однажды все они оказываются втянуты в странную непонятную историю — выезд из поселка перестал существовать, все кто выходил за ворота пропадали или возвращались странными личностями. Хуже того, в самом поселке начали твориться страшные вещи — люди стали сходить с ума, слышать и видеть необъяснимое, природа и животные взбунтовались и прокатилась череда страшных смертей. Каждая глава повествует нам о новом герое и творящихся с ним мистических беззакониях. Что интересно, кроме самих историй страшилок в описании героев присутствует много житейской мудрости, тонко подмечены разные черты характера и часто встречающиеся типажи. Но для меня эта часть книги была несколько затяжной и в некоторых местах описание граничило с омерзением. Дело в том, что я не люблю расчлененку, и все действия, которые касаются того, что кого-то цинично сожрали, мне неприятны, но не могу не отметить, что это придает своеобразный колорит. В это же время в сюжет начинают вплетаться старые русские сказки и страшилки про разную нечисть, домовых, леших, водяных и гвоздь программы — Полудницу. Чем ближе к концу, тем увлекательнее сюжет. Эдакий фольклорный триллер с реалистичным дачным антуражем и очень тонко подмеченными психологическими портретами русских людей.
PuMckuu, 9 октября 2024 г.
«Вьюрки» этакий русский «Сайлент Хилл» и «Извне» с существами из русского фольклора. Роман, сотканный из рассказов об обычном СНТ, попавшем в крупную передрягу, меня впечатлил своим не совсем обычным подходом. Главные действующие лица романа — доживающие свой век престарелые жители деревень, алкоголики, люди бежавшие из города каждый от своих бед и многие прочие — все они конечно героями не являются. Попав в круговерть событий, в ходе которых родной СНТ теряет всякую связь (в том числе и физическую) с внешним миром, в каждом из них начинают проявляться их худшие стороны и внутренние демоны. Все бы ничего, если бы весь СНТ не погрузился бы частично (а может и полностью) в потусторонний мир со своими правилами и жителями. Лично мне, хоррор-составляющая романа очень зашла, в некоторых моментах
Lilian, 19 июля 2024 г.
Лето, жара, разгар дачного сезона. Когда как не сейчас читать про садовое товарищество «Вьюрки» и про ту жуть, которая однажды начала в нём твориться.
Сюжет — мозаика историй, из которых потихоньку собирается общая картина. Так и должно, наверное, быть. Всё-таки садовое товарищество, несколько улиц, очень разные люди и дачи — и у многих своя история.
Жанр — деревенские ужасы. Декорации абсолютно узнаваемые вплоть до клеенок в клеточку и зарослей малинника на заднем дворе. Речка, лес, поле. Всё знакомое, родное, но внезапно изменившееся. Ужасы — не всегда явные, внезапные, порой парадоксальные.
Основа — славянская мифология и человеческие истории. Полудница, игоша, русалки, подменыши. Но люди порой страшнее. Не потому что плохие, а потому что, ну, люди.
Меня зацепило с первого же рассказа-главы. Грустные, забавные, парадоксальные истории и узнаваемые типажи. Да, истории эти приправлены потусторонней жутью, но куда печальнее и страшнее одиночество, непонимание или тихая собачья верность мужу-алкоголику, заставляющая упорно закрывать глаза на все странности и изменения (ведь перестал пить и руки распускать, хорошо же).
Мне нравится авторский стиль, острота, правдивость образов, выписанных при этом честно, но с любовью и без чернухи.
«А Никита просто пил. И стыдился этого, страдал от укоризненно-сочувствующих взглядов своего деликатного профессорского семейства. Семейство искренне считало его бедным больным мальчиком, жалело и позволяло сидеть у себя на шее, поскольку ни на одной работе Никита не задерживался. Сам Никита считал себя бесполезным мудаком, но отказаться от единственного доступного удовольствия – побыть пьяным и почти счастливым – никак не мог. Пьяницей он был тихим, одиночным и скрытным. А на даче можно жить и пить спокойно, с почти чистой совестью и уж точно на чистом воздухе. И своя закуска с огорода.»
Постепенно личные истории сплетаются в основной сюжет, масштаб жути увеличивается, а вопросы о причинах происходящего потихоньку получают свой ответ. Будут здесь и сражения с чудовищами (не всегда потусторонними), и любовь, и потери, и семейные тайны. И долг, который всё-таки приходится платить, ведь альтернатива страшнее. Лёгкая почти неуловимая ирония тоже никуда не денется.
Финал вполне понятный и закрытый. Не безоблачно счастливый, но, повторюсь, альтернатива была куда страшнее. Остались маленькие побочные линии и персонажи, про судьбу которых не было сказано последнего слова. Но по большому счету история законченная.
Атмосферно, самобытно, не оторваться.
gramlin, 25 июня 2024 г.
В теории книжка должна быть классной: ужастики в русском дачном посёлке. Но, я её читал-читал и удовольствия не получал. Вроде и дачные зарисовки есть, и хоррор, но не нравится. Потом понял: автору просто не хватает писательского таланта. Текст не цепляет, не увлекает. Вроде бы саспенс должен быть, нагнетать потихоньку, и тут же кровища, руки в крови-говне и прочее. В литературном смысле «Магазин» у неё уже получше получился, а Вьюрки выглядят просто как новичковые потуги.
kerigma, 9 июня 2024 г.
Я ждала чего-то по-настоящему страшного, типа Анны Старобинец — а оказалась, это уютнейшая и милейшая дачная мистика. Именно тот вариант мистики, который я больше всего люблю: когда мистическое понемногу вливается в обыденность, не через край, не в сюр или магический реализм, а ровно настолько, чтобы было не так ужасающе скучно и предсказуемо.
Действие происходит в садовом товариществе, что сразу создает высокий уровень комизма. Что может быть менее загадочным и приземленным, чем дачная жизнь такого разлива? Рассада, полив, у кого из соседей что выросло, по какому поводу всему поселку свет отключили. Я сама недавний дачник и не могу перестать наслаждаться всем этим. Тем более, что СНТ у Бобылевой — какое-то очень уютное по описаниям, с устоявшимся составом жителей, которые более менее все друг друга знают, налаженным коммунальным бытом, речкой, лесом и удаленностью от других поселений. Такой очень камерный мирок, куда дачники-герои приезжают действительно отдыхать душой, а не только совершать трудовые подвиги на картошке или пьянствовать водку. Читаешь и думаешь, что и сам бы начиная с определенного возраста с радостью провел в таком месте лето.
Когда эту сельскую идиллию потихоньку начинает разбавлять мистика, она оказывается не страшной, а скорее даже немного комичной. Это выглядит так, будто наконец исполнились тайные мечты дачников — причем всех сразу, из-за чего и получается такая путаница (кто-то ведь всегда желает недоброго соседу, подозревая его в наведении порчи на огурцы). Мистика разворачивается постепенно, и хотя кое-кто пострадал первым, в целом создается впечатление, что эти конкретные люди повели себя как-то неправильно. Несмотря на то, что между отдельными эпизодами нет никакой связи — какая-то их мелкость и, скажем так, мелко-пакостническая направленность заставляет подозревать, что это не инопланетяне прилетели, а домашняя и садовая нечисть разных видов расшалилась. Кому-то вредят серьезно, но кто-то вредит скорее сам себе, а еще немного другим. Кого-то, напротив, не трогают, хотя он и рискует больше других.
Сюжет и развивается в этом направлении, чем дальше, тем больше становится понятно, что к нашим дачникам по неведомой причине пришлите те другие, кто испокон веков жил рядом с человеком, но не вместе, не показывался на глаза, играл по правилам, если человек играл по правилам. Духи лесные, земные, водные — кого называют лешими, водяными и прочими подобными, со своими старыми законами и правилами. Это что-то забытое из детства, из фольклористики, заговоры, условия, взаимные обязательства: какие-то вещи знают все (типа, если тебя водит леший, выверни одежду наизнанку), какие-то — меньшинство, а что-то вовсе забылось, утонуло в семейных байках, и теперь всплыло нежданно поколения спустя, когда никто и не думал уже, то ли темное суеверие, то ли правда было.
А вокруг меж тем — благодатное дачное лето, урожай спеет по третьему разу, жить бы и радоваться обитателям СНТ, с некоторыми оговорками. Отличное сочетание обыденности и мистики получилось.
flying_kitten, 24 мая 2024 г.
Дача, с грядками, плодово-ягодными деревьями и разнообразными сельхозработами — советский фетиш, благополучно переместившийся в наше время. Молодое поколение постепенно отходит от этого странного формата «отдыха», но дачное движение живуче и отправляться на свалку истории не желает. Дарья Бобылёва написала цикл мистических страшилок в декорациях дачного кооператива.
Садовое товарищество «Вьюрки» внезапно оказалось отрезано от цивилизации — дорога исчезла, в реке завелось непойми что, а через поле и лес не пройдёшь. Дачники, потихоньку сходя с ума, не оставляют попыток выбраться на «большую землю», попутно борясь с разнообразной нечистью, атакующей их днём и ночью. Одно хорошо — овощи-фрукты поспевают, от голода не помрёшь.
«Вьюрки» начинаются отдельными слабо связанными друг с другом историями, в которых конечно описывается, что да как случилось, но сами по себе рассказы вполне самостоятельны. Начиная с середины «романа» это уже главы, продолжающие друг друга, но всё так же являющиеся достаточно законченными эпизодами. Ничего сверхъестественно ужасного книга читателю не предлагает, да, разнообразной потусторонней силы и просто необъяснимых явлений пруд пруди, однако сложно назвать это произведение хоррором, по крайней мере мне было не сказать чтоб уж страшно. Однако что у книги не отнять, так это воссозданной дачной атмосферы и характерных типажей — они живые и великолепные, читая, сам с некоторым содроганием (ну не люблю я такое времяпровождение) вспоминал поездки в детстве и юности на садовый участок. :)
Обаятельные герои (не все, некоторые — отталкивающие), наша родная славянская нечисть, переосмысленная на современный лад, знакомый дачный быт — книжка читается легко и с удовольствием. Финал, на мой взгляд, подкачал — возможно он просто слегка скомкан, такое ощущение, что автор задумала продолжение и оставила себе лазейку, но факт остаётся фактом — в последнем эпизоде книга несколько разочаровывает, но, тем не менее, однозначно заслуживает прочтения.
egorro.san, 27 марта 2024 г.
Дачный поселок Вьюрки оказался отрезан от окружающего мира в разгар сезона. Такая вот классическая уже завязка :-). И потихоньку в него проникает нечто... Первая половина книжки это череда портретов типичных (видимо) дачных персонажей и последствий их взаимодействия с тем, что приходит из за забора. Скучноватенько. Потом проявляются сюжет с древним проклятием и главные герои, ясень пень аутсайдеры, но добрые внутри. Показывается, как водится, что страшнее человека зверя нет, но все таки «нельзя так с людьми-то живыми» и придется, рискуя собой, спасать оставшихся в живых. Написано хорошим языком с юмором, вот только, как пел классик «не страшно ничуть!»
wonder.stasy, 17 марта 2024 г.
Говоря о самом романе, это сборник историй, объединенных сквозным сюжетом. Каждая глава повествует о том или ином жителе Вьюрков и, разумеется, не обходится без мистики.
Леденящего кровь ужаса ждать не стоит, хотя пара мурашек у вас пробежит однозначно. Как ни странно самыми неприятными и жуткими монстрами в книге выступают люди, не смотря на присутствие нечисти.
В процессе чтения я невольно вспоминала сериал «Извне» — замес очень схож. Не обошлось и без ведьмачьих приключений, особенно всплывали в памяти сайд квесты с полуденницей (правда у Бобылёвой это «полудница»), да и в целом деревенский колорит напоминал крестьянский быт, все эти своры вьюрковцев — фрагменты, отпечатанные CD Project Red и Сапковским в моём мозгу.
Мысли со спойлерами:
Читаешь книгу, где упоминается лес, поселок, отрезанный от мира, какие-то жуткие твари и люди, которые, возможно, страшнее этих тварей.
Ничего не напоминает?
Это какое-то проклятье — в каждом произведении вижу отголоски «Божественной комедии». Предполагаю, что Бобылева неспроста показывает читателю сколь порочны жители деревни — каждый из них будто олицетворяет один из грехов.
Посёлок — словно лимб, из которого нельзя выбраться. Окружённое лесом и мороком пристанище вечного лета становится тюрьмой для вьюрковцев.
Однако прутья этой мистической клетки являются также и их бастионом, ведь за оградой героев поджидают те самые бесы и черти, изголодавшиеся и зазывающие в чащу, реку (вспоминаем ледяное озеро и Люцифера в самом сердце ада).
В эпилоге, когда заплутавший в лесу Борька встречает Катю, она указывает ему верный путь и велит не оборачиваться, не обращая внимание на жуткие звуки — здесь рыбачка выступает в роли Вергилия (проводника Данте).
Когда Борька возвращается в свою деревню, он оборачивается и понимает, что увиденный вдалеке посёлок исчез, будто наваждение, так же, как и его спасительница. (Сцена прощания Данте с учителем Вергилием).
В первых главах персонажи используют беруши из-за громкого воя, словно сирена.
На этих словах могу сказать одно: Добро пожаловать в Сайлент Хилл!Не зря «Исход Валерыча» и «Витёк» открывают ворота читателю в сей роман, ведь с этого и начинается книга Дарьи Бобылёвой.
Как и в Тихих холмах после звука сирены город меняется, словно сокрытая завесой морока темная половина выходит на свет.
Мы видим то, чего быть не может. Хотя так же, как и в Сайлент Хилл монстры Вьюрков олицетворяют человеческие пороки, будь то жадность или гнев, лень или чревоугодие и т.д.
Автор не только описывает низкие поступки жителей, но и наделяет вьюрковцев визуальными чертами монстров, которым характерны такие повадки — и снова здравствуй, Ад Данте и Сайлент Хилл.
Из всех страшилок мне понравились «Мышь», «Зовущие с реки», «Стуколка», «Баба огненная».
Самый интересный для меня персонаж — рыбачка Катя.
Финал оказался вполне предсказуем, но чтение было довольно увлекательным. Не восторг, но очень даже неплохо. Книга настраивает на славянское фэнтези и соответствующую мифологию.
Selvaggio, 1 февраля 2024 г.
Мне как заядлому дачнику было читать «Вьюрки» интересно , очень много знакомых личностей встретил на страницах этой книги — и новые богатые владельцы дач и старушки кошатницы и дачные алкоголики и колоритная председательница — это мне знакомо . А вот хтонь нашу как оказалось я хуже знаю — ладно бы Кикимора этот персонаж известный , а вот например Игоша — кто это вообще ? Были тут конечно пугающие персонажи . Вся книга состоит из небольших историй , где в связке идёт дачник и привязавшееся к нему нечисть , главным же героем через все эти былички идёт немного таинственная рыбачка Катя ... В целом книга понравилась и на дачу я поеду без страха (хотя если ежик затопает — могу и за Игошу принять и кинуть чем то) ... да и для Кати этой хотелось бы судьбы получше.
Эрик Дрейвен, 8 декабря 2022 г.
Обитатели дачного посёлка Вьюрки в один не очень прекрасный день обнаруживают, что они полностью отрезаны от мира и в их «загородном раю» начинают происходить загадочные, а порой даже страшные события ...... В последнее время редко мне попадаются новые авторы, знакомство с которыми буквально сразу же вызывает чувство близкое к восторгу и однозначное осознание — «вот это моё!». Дарья Бобылёва как раз и стала одним из таких авторов, а «Вьюрки» одной из таких книг. Я бы сравнил с бессмертными «Вечерами на хуторе близ Диканьки» Гоголя, только вместо сельской малороссийской атмосферы, здесь атмосфера исключительно российская, дачная. И нечисть присутствует близкая в первую очередь русскому читателю — домовой, кикимора, русалки, бешеная баба-соседка с тяпкой ..... Атмосфера, надо сказать, сочная, густая, почти осязаемая во время прочтения. И персонажи вроде вполне типичные дачные типажи, но выписаны замечательно, абсолютно живые и сопереживательные. Практически каждый из них получит свою «минуту славы» в этом романе в рассказах, где каждая глава вроде бы и отдельная история с новым солирующим дачником и в то же время связана с предыдущими, словно отдельная картинка в общем паззле. Замечательный роман ужасов, который пугает не мясом и кровищей (хотя и без этого не обошлось), а в первую очередь таинственным и неизведанным. А ещё человеческим равнодушием и банальными непониманием и злостью. Лёгкий юмор абсолютно к месту и со вкусом, а доброта и я бы сказал — человечность, обычно редкие гости в современных ужастиках, делают «Вьюрки» чем-то большим, чем просто ещё один роман в жанре хоррор
AiRon88, 23 апреля 2022 г.
Читал до этого сборник «Ночной взгляд». Тогда понравились не все рассказы, но автора для себя заметил и в виш-лист себе добавил «Вьюрки» — на текущий момент это самая известная книга Дарьи.
И надо сказать, она мне очень понравилась. Всё-таки недаром у неё несколько номинаций на серьёзные литературные премии. Что меня зацепило больше всего? Даже не мистика и некоторые элементы хоррора, нет. Какая-то душевность и непередаваемая атмосфера. У Бобылёвой дача это и без всякой мистики отдельный, особый мир. И мне это ощущение знакомо — для меня каждое лето в деревне, на родине родителей, было тоже чем-то неповторимым, как маленькая отдельная жизнь. Очень любил это пору и вот что-то такое из детства, почувствовал при чтении.
Ну и понравилась филигранная работа с сюжетом — мир и интрига раскрываются по чуть-чуть, постоянно накаляя градус. Наверное, тем кто любит «классические», жесткие ужастики книга может не зайти. А вот любителям мистики и даже магического реализма — очень даже.
Nalia, 9 марта 2022 г.
Русский-прерусский хоррор.
Дача. Как много в этом звуке! Огород, покосившийся домик, соседствующий с трёхэтажным особняком, бабушка, не представляющая жизни без ковыряния в земле, по соседству с заросшим участком алкоголика... Лето, шашлыки, заросшая осокой речка, стрёкот кузнечиков. Маленький рай, осколок пионерко-советского счастья и безмятежности.
Но во «Вьюрках» этот рай выворачивается наизнанку, превращаясь в ад. Неведомая сила изолирует дачный посёлок, садоводческое товарищество «Вьюрки», от прочего мира. Все, кто пытается выйти из него — через лес ли, через речку — пропадают, а если возвращаются, то какими-то странными. Какая-то хтонь бродит за границами дачного посёлка, пробирается вовнутрь, а лето никак не хочет кончаться.
И что же станет с людьми, запертыми в маленьком дачном мирке, к тому же наедине с опасной хтонью? Естественно, кто-то проявит лучшие качества своей натуры — а кто-то станет зверем.
Сильная сторона книги — то, что русский фольклор в ней переплетается с русской же постсоветской действительностью, которая показана без чернухи, но и без розовых очков. Алкоголики и нелюбимые жёны, умственно отсталые дети и одинокие пенсионеры, всем им чего-то не хватает в жизни, и потому они тянутся к даче, где свалены старые вещи, где выращиваются никому не нужные огурцы, и где они ощущают себя в своей тарелке. Слабая — что рассказы не равноценны: одни хорошо раскрывают персонажей и толкают вперёд действие, другие же — отдельный ужастик, который из сборника можно спокойно выкинуть.
Книгу можно рекомендовать всем любителям русского фольклора и ужастиков. Может, она вас не напугает, но уж точно вы найдёте там любопытные моменты и образы.
ХельгиИнгварссон, 25 января 2022 г.
***Веретено
***
У «Вьюрков» редкая, необыкновенная композиция. Она настолько прихотлива, что необходимо прочитать больше половины романа только для того, чтобы убедиться – это действительно роман, а не сборник рассказов. И ведь структура произведения и принцип развития сюжета на самом виду! Дарья Бобылёва сделала из них… название.
Вьюрок – птичка? Ну да. Маленькая такая, вертлявая, из певчих воробьиных. А ещё катушка – тюрючок для ниток. Как полое веретено. Вот, самое оно и есть. Дальше проще, поскольку символика веретена и прядения знакома всем. Время, судьба, мировая ось, превращение, жертва… Много чего. А в псковских говорах веретено ещё и «злая баба». Но это так, к слову.
Представьте «Вьюрки» мотком пряжи на веретене. Ухватитесь за кончик нити и потяните. Крутится веретено, кружит, ложатся на землю кольца, петляет нить – а самого-то его и не видно. До самого конца. Кто главный герой? Кто злодей? В чём интрига? Тяните, дорогие читатели, да не спешите. Оцените мастерство пряхи – до чего нить хороша!
***
Четырнадцать рассказов до последнего прячут взаимосвязи, представляясь каждый наособицу. Нет даже обрамляющего. Какой-то Валерыч, какой-то Витёк, свихнувшиеся кто куда пенсионеры, истеричные мамаши, девочка – гот и паникёрша, даунёнок, алкоголики… Обычный дачно-пригородный зоопарк на выезде. Летний шанс расслабиться и коллективно побыть самими собой, без шпилек и галстуков.
При этом у каждого рассказа претенциозное, недвусмысленно направленное на создание строго определённой культурной аллюзии название. «Война котов и помидоров», «Близкие контакты на тринадцатой даче», «У страха глаза мотыльки»… Как вам такое? По-моему, несомненная игра с читательскими эрудицией и ожиданиями. Вот только для чего? Погружение в контекст или юмор? Мне кажется, что всё-таки юмор.
Новеллистическая конструкция настолько изящно сложена, что последние, наконец-то собирающие персонажей вместе рассказы кажутся неудачными. Увы, судьба у них такая. Чтобы нить шла надёжно и плавно, первые витки надо завязать, скрутить на веретене потуже, защемить. Не случайно история эпилога наматывается пусть и в другую сторону, но снова ладно.
***
Слог у Дарьи Бобылёвой ясный, правильный и гладкий, так и просится определение «классический». Читать приятно. А вот метод и жанр далеки от всяких стилизаций и простоты. Реализм, магический реализм, сюрреализм, неосюрреализм или вовсе литература абсурда? Мистика, ужасы, фантастика, пародия, притча? Я голосую за магический реализм и мистику.
Пожалуй, доходчивее и проще будет показать аналоги её стиля не в литературе, а в кинематографе. «Колыбельная» Юлиуша Махульского, «Полено» Яна Шванкмайера, «Люми» Владимира Брагина, «Бал вампиров» Романа Полански. Страшно и смешно, узнаваемо, серьёзно, мило и по-соседски, но почему-то горько. А ещё, в данном конкретном случае, всё очень по-женски: интриги, пересуды, любовь и отношения.
Топор да веретено – древняя пара. Только вот оба уже не те, что прежде. Мужики — что делец, что бездельник — нынче равно неумёхи, растяпы и алкоголики. Бабы, конечно, надулись от важности, взялись командовать. А как вновь на мужское суровое жизнь повернула, за голову схватились: топор такой мягкий стал, что голову поднять не может! С детства женским воспитанием заклевали.
***
Славянского фольклора в романе куда меньше, чем кажется. Названия есть: ведьма, оборотень, подменыш, игоша, водяной, русалки, кикимора, заложный мертвец, леший, полуденница. Только их почти никто не узнаёт, и веры в них у персонажей нет. Инопланетяне балуют, военные или полтергейст. Таким что в лоб, что по лбу. Нет веры – нет и силы. До последнего, пока жареный петух не клюнет.
С тем же успехом можно насобирать обрывков из современной хоррор-культуры. Никак не меньше получится: ожившие статуи, экстрасенсы, потусторонние звонки, каннибалы, зомби, нерожайки, дети с особенностями, пугала-убийцы, маньяки, озверевшие кошаки, занимательные подвалы и взбунтовавшаяся флора. Тоже суеверия, если разобраться, только Новейшего времени.
Во «Вьюрках» своя, изменённая логика. Закольцованы пространство и время, ограничены разум, чувства и реакции персонажей. Никто ничему особо не удивляется, многое тут же забывают. Мифология у Дарьи Бобылёвой тоже собственная. Новая, да на старый лад. Вот и дачный посёлок получился зачарованным, отделённым от всего остального мира, как чертоги Медной горы и терем Седого медведя. Заходите, гости дорогие, если не боитесь измениться и остаться здесь навсегда!
asmolgam, 24 декабря 2021 г.
Когда-то на ютубе посоветовали как пример страшной книги. Такая попытка в гоголевской традиции написать страшно-смешные истории о садоводстве, выезд из которого исчез по мистической причине, и его обитатели решают: выбираться из аномальной зоны или ждать спасения, сходя с ума от ужаса.
Страшного я не нашёл: меня лешим не напугаешь. Начиналась книга как набор историй, объединённых местом действия и повторяющимися героями. Некоторые рассказы получились лучше других, присутствовал юмор и атмосфера. А потом сюжет вывернул в более линейную схему. Выявились главные герои, и стиль перешёл от Гоголя к Стивену Кингу. Юмор исчез, я заскучал, и моя оценка сползла с 7-8 до 6.