fantlab ru

Дарья Бобылёва «Вьюрки»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.52
Оценок:
487
Моя оценка:
-

подробнее

Вьюрки

Роман, год

Аннотация:

Скрыться на время от безумия внешнего мира среди уютной зелени — мечта, сладкий сон... кошмар!

Что, если ты НИКОГДА не сможешь покинуть свою дачу?

Связи нет, дорога упирается в лес, соседи ведут себя странно, и лето — чертово лето! — никак не кончается...

Примечание:

Журнал «Октябрь» № 7, 2017 г. — журнальный вариант романа.



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.86 (161)
-
7.19 (156)
-
7.15 (153)
-
6.98 (153)
-
7.55 (151)
-
7.28 (150)
-
7.36 (146)
-
7.28 (138)
-
7.15 (138)
-
7.37 (137)
-
7.28 (278)
-
8 отз.
7.22 (135)
-
7.36 (136)
-
7.04 (79)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 317

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3029 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 85 знаков, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 12% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2018 // Лучший роман / авторский сборник (Выбор читателей. 3 место)

лауреат
Новые горизонты, 2019 // (роман)

лауреат
Мастера Ужасов, 2019 // Лучший роман русскоязычного автора

Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2019 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Вьюрки
2019 г.
Вьюрки
2020 г.

Аудиокниги:

Вьюрки
2019 г.




 



Рецензии




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

Едва начав чтение, с тоской подумал: ну вот, — передо мной аналог Кинговского «Под куполом», только на нашей, Российской почве. Ну и масштабы, естественно, поменьше: у Кинга — город, здесь — дачный поселок «Вьюрки». Но уже через пару десятков страниц понял: нет, это — нечто совершенно новое, оригинальное, самобытное, свежее и ни на что читанное мною ранее не похожее. От сердца отлегло, и я принялся за чтение. Да так и не смог оторваться, пока не прочел весь роман.

Стыдно признать, но с творчеством Дарьи Бобылевой я до этого был совершенно не знаком. В процессе чтения я был абсолютно уверен в том, что автор — матерый романист, — настолько уверено он держит в руках отнюдь не маленькое повествование. Прочитав книгу, стал наводить справки, и с удивлением узнал, что «Вьюрки» — первое крупное произведение автора: до этого были только рассказы. Что же, дебют следует признать весьма и весьма успешным: роман читается на одном дыхании. Никаких затянутостей, тупиковых линий или провисаний сюжета не наблюдается. Действующих лиц хоть и немало, но лишних среди них нет, и все они мастерски прописаны.

В жанровой принадлежности произведения сомневаться не приходится: перед нами типичный образец литературы хоррора или, проще говоря, «ужастик». А для произведений подобного жанра главным является вопрос: будет страшно в процессе чтения или нет? Что ж, лично мне местами было не просто страшно, а очень страшно. Вплоть до того, что с трудом смог заснуть после чтения. Ну и последующие ночные кошмары — тоже гарантированы. Но вместе с тем мне хотелось бы отметить одну очень важную особенность произведения: «Вьюрки» — не просто тупое «пугалово», каких сейчас хоть пруд пруди. Оно не только (и не просто) пугает, оно заставляет задуматься о многих важных вещах. Автор каким-то образом ухитрился вплести в легкомысленный в общем-то жанр мощную философскую составляющую.

Ну и напоследок нельзя не отметить прекрасный авторский стиль повествования, что в последнее время стало большой редкостью не только в литературе подобного рода, но и в Литературе вообще, — не чтение, а подлинное наслаждение текстом.

В общем, искренне рекомендую данный роман к прочтению. А автору (да и всем читателям) хочется пожелать побольше подобных произведений.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обитатели дачного посёлка Вьюрки в один не очень прекрасный день обнаруживают, что они полностью отрезаны от мира и в их «загородном раю» начинают происходить загадочные, а порой даже страшные события ...... В последнее время редко мне попадаются новые авторы, знакомство с которыми буквально сразу же вызывает чувство близкое к восторгу и однозначное осознание — «вот это моё!». Дарья Бобылёва как раз и стала одним из таких авторов, а «Вьюрки» одной из таких книг. Я бы сравнил с бессмертными «Вечерами на хуторе близ Диканьки» Гоголя, только вместо сельской малороссийской атмосферы, здесь атмосфера исключительно российская, дачная. И нечисть присутствует близкая в первую очередь русскому читателю — домовой, кикимора, русалки, бешеная баба-соседка с тяпкой ..... Атмосфера, надо сказать, сочная, густая, почти осязаемая во время прочтения. И персонажи вроде вполне типичные дачные типажи, но выписаны замечательно, абсолютно живые и сопереживательные. Практически каждый из них получит свою «минуту славы» в этом романе в рассказах, где каждая глава вроде бы и отдельная история с новым солирующим дачником и в то же время связана с предыдущими, словно отдельная картинка в общем паззле. Замечательный роман ужасов, который пугает не мясом и кровищей (хотя и без этого не обошлось), а в первую очередь таинственным и неизведанным. А ещё человеческим равнодушием и банальными непониманием и злостью. Лёгкий юмор абсолютно к месту и со вкусом, а доброта и я бы сказал — человечность, обычно редкие гости в современных ужастиках, делают «Вьюрки» чем-то большим, чем просто ещё один роман в жанре хоррор

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Маленькое предисловие, написанное уже после прочтения. Я не понимаю, за что так много негатива к роману, как человек, читающий 2-3 книги нашей и зарубежной классики в год, все же считаю, что обладаю некой начитанностью. И это однозначно — шедевр!

Дарья Бобылева очень часто попадались мне в различных блогах и пабликах, роман был очень разрекламирован и поэтому я решил, что передохну от цикла Культура Иена Бэнкса и вклиню Вьюрки в этот перерыв.

В начале книги мы видим интересное предисловие, написанное Валерией Пустовой. Об этой даме я раньше не слышал, но ознакомление с ее биографией привело меня к пониманию, что натура это хоть и интеллектуальная, но с перекосом в некую скрепность, что в моих глазах не делает ей очков. Впрочем, книга, основанная на русском фольклоре вполне достойна быть воспета русской патриоткой. Она обещает нам многослойность произведения, атмосфера летнего романа, смазанную нравственными посылами,  приправленную славянской нечестью и секретные ингридиентом из той самой таинственной Русской Души.

В самом начале нам представляют некого Валерича, типичного совкового деда, возрастом наверно лет 55-60. Получившего свою дачу от отца военного. При этом мужик небогатый, но с руками, забытый детьми, но надеющийся, на то, что они одумаются и поймут, что дача лучше Турции, даже выращивающий клубнику для внучки. Такой вот депрессивный персонаж из глубинки, чётко вырисовывающийся в голове образ соседа по лестничной клетке или этажом выше, а может мужика с черной квадратной сумкой, едущегос тобой в автобусе, с морщинами и слегка сбитым дыханием или в магазине, долго выбирающего молоко в пакете посвежее, вздыхающего о том, что продавщицы выложили старое вперед.

 Мельком описывают других жителей, некоего богатого Бероева, его жены Светы и их няни Наргиз, на которую Светка гневается периодически. Это последний обычный день для посёлка, потому что очень скоро все меняется.

На утро исчезает дорога к трассе и вместо появляется нее непроходимый и очень густой лес. Правда с другой стороны, где строится коттеджный посёлок вроде как территория не отрезана. Некие Аксёновы, тоже весьма зажиточные жители дач, на своем внедорожнике с надписью «На Берлин», отправляются посмотреть.

Серьезно?! На Берлин? А что ж не «Можем повторить» тогда уж?

А потом начинается чертовщина... да такая, что непонятно ничего, от слова совсем... у людей сдают нервы, они пытаются бежать, уезжать, но почему-то пропадают.

Всех пытается успокоить Клавдия Ильинична, председатель садового товарищества. Она говорит, что им помогут и что снаружи наверняка придут и спасут — ведь в поселке есть электричество, а значит «снаружи» существует.

Ну а дальше пойдет повествование уже от другого персонажа. Витёк, приятель и собутыльник Валерича. Еще один яркий представитель, на этот раз колотящий свою жену по бухичу. Не способный принести туалетной бумаги себе в сортир и за это готовый... поколотить свою жену. Возраста примерно такого же как и товарищ, но явно с головой уже имеющий гораздо более серьезный проблемы, вызванные алкоголизмом. Он отправляется в лес, потому что — «Если б все сидели, то мы бы и войну проиграли и в космос бы не полетели». Это прям калоритнейший персонаж, которых на нашей земле куча, но только в космос летают не они, а на войне они скорее гибли бессмысленно и раньше времени. И как в любом ужастике, ну вы уже догадались, что должно произойти.

Отдельной истории заслуживают взаимоотношения с женой Витька, Женей. У ней явная аддикция, причем она зависла в треугольнике  Карпмана и будет вести себя то как жертва, то как спаситель.

Мы знакомимся ближе с моим тёзкой, Никитой, который уже мельком упоминался в начале. Он предстает в виде моего же ровесника, человека рожденного в конце 80х, видевшего в детстве ужасы 90х, но в отличии от многих, так и не нашедшего себя в жизни. Ребенка интеллегентных родителей, не ставшего никем и осевшего на даче, заливающего своё горе высоко-градусными напитками. И к собственному стыду, понимающего всю свою ничтожность. А еще Катя, страдаующая от бесплодия, которую селяне недолюблвали, а она не так проста как кажется.

Вообще к этому моменту, я начинаю чувствовать себя в каком-то фильме Балабанова, в страшной фантасмагории, где герои, состоящие в основном из пороков, фобий и нереализованной жизни. Безысходность и отчаяние пропитывает страницы книги, в этих образах людей без будущего, которые попали в заточение. Но кажется, что и без вынужденного заточения, будущего особого у них и не было бы, а вся это история лишь вскрыла нарывы и обнажила раны. Но все они пытаются что-то сделать, собрать свою жалкую волю в слабые кулачки и совершить подвиг.

А вот нам представляют еще одного персонажа — Кожебаткина, у которого висит портрет Сталина. Ему, как и многим предстоит мистическое перевоплощание. А автор рисует нам словно лавкрафтоские образы, жуткие от своей непонятности и непозноваемости. А еще она отлично обыгрывает когнитивные искажения людей, которые готовы ничего не делать в надежде, что кто-то другой решит вопрос и готовы поверить и рационализировать случившееся страшное событие...

Ну а противостояние двух соседок начинается так легкомысленно и по-доброму, что мне показалось, будто я оказался не под Кинговским куполом с Краснодарскими особенностями, а в светлой Брэдберрианской истории про Вино из одуванчиков, которое хранило запах лета. Но Дарья Бобылева умеет вывернуть сюжет наизнанку. К этому времени, я начинаю понимать, что Вьюрки, это даже будто бы и не совсем цельный  роман, а нечто вроде многойсерийного сборника рассказов, где каждый новый эпизод немного о своём. Появляются новые персонажи, иногда пересекаясь со старыми, временная линия сбита и не всегда очевидна — часть событий происходит будто бы параллельно, порой сложно понять, случилось ли то или иное уже упомянутое происшествие или же пока нет?

Хотя, кажется, что постепенно хронология выравнивается. История Юли-Юки, пятнадцатилетней готши (готы в 2к19 — серьезно?! Хотя нет, они реально существуют — я загуглил), отдает каким-то детским рассказом-ужастиком из серии Гроба на семи колёсиках или чего-то такого. Правда мысли у Юки более взрослые, чем у героев таких историй, она хочет быть желанной, хочет быть значимой, влиять на других, а с другой стороны она не лишина наивности, веры в чудеса... кажется, что она была бы не против получить письмо, которое приносит сова. Но сверхъестественный мир оказывается на поверку не столь увлекательным...

Наивный больной ребёнок Ромочка, как будто проклятый в нашем мире, но одаренный в мире заточённом — его ужасная трагедия вызывает огромную жалость и печаль. Непонятый нашим миром и людьми — он находит себя в ином.

Вьюрки сильны яркими деталями, разные воспоминания, как например, как Никита съзжал с горке в кроличьей шубке — наверно у всех, кто как и я, родился в конце 80х — была такая шуба в садике, на пару к смешной шапке. Эти моменты вырывают из реальности, как героев, так и читателя.

Интересна идея об остановке времени на даче, о том, что дачники — это такие неуДачники, которым не удалось в том суетливом и ускоренном мире чего-то достигнуть, а потому они сбежали туда, в свои Вьюрки, отгородившись от внешнего мира, неся туда хлам из города, давая вторую жизнь вещам. Быть может они сами возжелали вечного лета на вечной даче, потому что устали возвращаться в мегаполис?

Ну а когда во Вьюрках появились случайно люди из вне — что они увидели? Чего испугались? Потусторонних сущностей или людей, уже полгода живущих в своем вечном лете?

Что вообще имеет настоящую ценность в этом мире? Личное счастье или долг? Свобода или любовь? Что стоит человеческая жизнь, а жизни многих? И что ценнее жизнь любимого или жизни всех? Эти вечные вопросы красной линией проходят через все произведение. Это не просто хоррор по-русски — это настоящая русская литература! Пожалуй, Гоголь мог бы гордится, что не перевелись на Руси матушке мастера да мастерицы и умеют они писать как надо!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось. Галерея дачных образов — все очень узнаваемые... :) Те, кому повезло (или не повезло) иметь отношение к дачной жизни, тот поймёт насколько глубоко автор в теме этого стиля жизни.

Язык приятный — образный, точный. Некоторые абзацы хотелось перечитывать.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга превысила все мои ожидания, которые были, признаться, несколько занижены моим скепсисом в адрес русского хорора. Тем приятнее было сделать для себя такое открытие. Роман получился не страшным — седых волос у меня точно не прибавилось, но местами все же жутковатым — по крайней мере, в некоторых эпизодах у меня мураши по телу табунами бегали.

Но тут вопрос даже не в том — страшно или не страшно, а в самой атмосфере книги, в сочности и цветастости языка, в какой-то очень родной, как оказалось, локации — понятной и близкой, наверное, только россиянам, у которых есть опыт дачной, ну или хотя бы деревенской жизни, а он есть, пусть даже из детства, наверняка у большинства.

У меня этот опыт тоже имеется, не самый, надо сказать, приятный, но во время чтения как-то столько нюансов и мелочей в голове всплыло, и как-то умилило это меня, заставило с ностальгией вспомнить русское лето.

А еще с этой книгой можно побывать в гостях у сказки. Столько «нашей» нечисти в одном месте я давненько не встречала. Просто какая-то концентрированная аномалия, сотканная из сказочных мотивов, страшилок и легенд. Это было супер ощущение.

Фольклорный триллер — так сказано было в предисловии. Вот абсолютно точное определение. У меня сразу невольное сравнение с Убыром в голове образовалось. И у Бобылевой получилось в этот жанр еще более мощно ворваться, чем сделал это Измайлов.

У Дарьи все ...богаче, что ли, глубже, позаковыристее.

Кстати, поначалу мне казалось, что просто в каждой главе будет рассказываться история какого-то отдельного персонажа, но вместе все это не свяжется в результате. И даже на этих условиях мне роман безумно нравился. Но — еще один сюрприз — к финалу все дорожки, все рассказики и все монстрики пересекутся, объяснение читатель все-таки получит.

В общем, я оторвалась по полной с этой книгой. Удовольствие получила колоссальное.

Для себя взяла автора на заметку. Буду следить за ее книгами.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне очень понравился этот роман. Давно не получал такого удовольствия от книг российских писателей. От шильдиков «Русский Кинг» все больше устаешь, тем более когда эта наклейка откровенно врет. Про Дарью Бобылеву я подобных сравнений не слышал, но я и про саму Дарью ничего не знал.

Все началось с того, что мне захотелось почитать что-то мистическое и обязательно российского автора. Долго и упорно рылся в классификаторе и нашел роман «Вьюрки». Описание банальное, но уютное, навевающее что-то из Лоумера или Кинга. Начал читать и увлекся. Увлекся так, что иногда просто заставлял себя ложиться спать, потому что скоро на работу.

Роман очень яркий, но в то же время уютный. В иддиллическом дачном поселке вдруг начинает происходить всякая чертовщина. Более того, из него теперь не выбраться. В каждой главе автор начинает раскрывать нам картину происходящего с различными жителями. Понятно, что роман является набором рассказов, что, как правило, не является чем-то хорошим. Но в выбранном формате — замкнутом поселке с большим коллективом — это себя оправдывает. Тем более, что Бобылевой удается пропитать эти главы клеем общего сюжета и более главных, чем остальные персонажей. В результате, повествование смотрится на удивление последовательным и логичным, хотя иногда и уплывает (как, например, в главе со скульптором) в философские возвышенности.

У автора очень хороший язык, в меру простой, в меру разнообразный. Здесь все вовремя: юмор, когда это нужно, хоррор, когда уже пора. Некоторые главы откровенно жуткие (Игоша), некоторые — чистый триллер (штурм дачи Бероевых), некоторые просто интересно с юмором и с невероятной проницательность показывают дачную жизнь. Персонажи очень яркие, они не повторяются. Женские получились немного глубже, но и мужские характеры показаны с удивительной проницательностью.

Отдельно стоит остановится на персонажах «соседей». Вначале роман похож на хоррор, а ближе к концу это уже страшная сказка с очень самобытными существами из русского фольклора. С этой стороны данная книга — просто бриллиант. Много ли у нас пишут серьезных (не женское фэнтези), страшных романов, где идет речь не о вампирах, призраках и оборотнях, а наших родных и забытых леших, домовых и прочих кикиморах? Крогме «Убыра» и, отчасти, «Вакансии» Малицкого ничего и не вспомнишь. А здесь просто пиршество для ценителей странных существ, заговоров, обрядов. Автору удалось в современной литературе ужаса почти невозможное — она понятно и правдоподобно прописала логику потусторонних существ. Наверное, «бабки» и «ведуньи» ее и так знали. Но мы-то ни сном ни духом. В голливудских фильмах это вооще за кадром, там главное сделать «Бу!».

В общем, автору удались герои, она придумала зубодробительный бастиарий, завязала все это в сюжет и, самое главное, не слила концовку. Кто-то, конечно, пишет, что слила. Но нет. Здесь все отлично, с неожиданными поворотами, неожиданным злодеем и достаточно сильным концом. Я закрыл книгу с чувством печали от того, что она кончилась. Такого со мной не было давно и это дорогого стоит.

p.s. уже второй автор (первый — Дмитрий Сафронов «Радио судьбы») локализует аномальную зону в районе г. Серпухова. Река Сушка — маленькая речка у Приокско-Террасного заповедника, Город — это Серпухов, Трасса — это М2. Никаких Вьюрков там нет, но теперь мы понимаем, что они исчезли из реальности. Как выпал из реальности и сам этот город в районе 101-го км.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дебютный роман Дарьи Бобылёвой, вызвавший резонанс среди критиков и читателей и номинированный на несколько крупных премий.

В книге рассказывается о дачном поселке одним прекрасным летним днем оказавшемся отрезанным от всего остального мира непостижимым образом.

Структура книги такова, что называть ее полноценным романом не получается. Это скорее собрание отдельных рассказов, как метеоры летящих по своим орбитам, притягиваемых более крупным объектом. Они кружат вокруг главной темы и неизбежно приводят к грандиозному финалу. У Дарьи получилось очень удачно переплести и связать эти рассказы так, что нет ощущения разрозненности, сюжет очень плотный и динамичный. Текст выглядит цельным несмотря на то, что у каждой главы свои действующие лица и события. Помимо несомненного литературного таланта Дарья продемонстрировала себя еще и как тонкого психолога. Характеры персонажей, поступки и мотивация выписаны очень достоверно и живо. Ловко выцеплены характерные каноничные образы, которые можно встретить в любом поселке по всей стране. А самой значительной отличительной чертой книги является место, где все происходит. Нечасто можно встретить книгу о дачах с положенным им особенностям уклада жизни и колоритом. Здесь Дарья попала в точку. Пускай фабула совсем не нова, но вот исполнение на мой взгляд уникальное. Замкнуть людей в дачном поселке, оставить их наедине со своими чертями и скелетами, да и в добавок к ним обрушить на поселок чертей настоящих — хтонических, родных, русских. Добавив сюда тревожную, мистическую, иногда магическую атмосферу, мы получили жутковатый, сюрреалистичный и макабрический коктейль! Наверное, в России уже очень давно ждали чего-то подобного. В рамках обозначенного жанра, конечно.

Читайте книгу, если хотите узнать, как избавиться от стуколки и убежать от лешего, если любите лето и вы эскапист по жизни. А для заядлых дачников и грибников у меня плохие новости)

PS яжемамам тоже не советую)

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Представьте себе, что однажды летом, проснувшись в родном дачном поселке, вы обнаруживаете, что выезд из этого поселка бесследно исчез.

За главными воротами, там, где раньше была дорога, ведущая в город — непролазный лес. Вдалеке, по дороге через поле, виднеется соседнее СНТ — вот только через это поле можно идти сутками, а оно никак не закончится... Некоторые озадаченные соседи, попытавшиеся найти дорогу через лес, либо пропадают, либо возвращаются какими-то странными. У других соседей на участках тоже творится какая-то чертовщина: у кого-то по ночам неизвестно откуда выползает маленькая безногая девочка с жабьим ртом, у кого-то на участке откуда ни возьмись разрослись целые джунгли из борщевика и крапивы, у кого-то завелся полтергейст, крушащий мебель и самих жильцов. И к реке лучше больше не соваться — из-под воды доносятся манящие голоса родных и близких, даже тех, кто уже умер — зовут к себе, в речную прохладу...

Роман Бобылёвой сложно назвать классическим хоррором — он не пытается напугать до седых волос. Скорее, это местами грустная, местами смешная (один язык, пропитанный порой язвительным, но добрым юморком, чего стоит), местами философская история о простых людях, долге, ну и о мифических существах русского фольклора тоже.

Я восхищена тем, как Бобылёвой удается тонко, с шикарным психологизмом, выписывать персонажей — потратив на описание героя от силы пару абзацев, она заставляет представить себе живого, настоящего человека, которому хочется сопереживать.

Роман разбит на главы, первая половина которых воспринимается как отдельные рассказы про дачников, с каждым из которых происходит что-то интересное. Во второй половине романа действие сосредотачивается непосредственно вокруг главных героев и подоплеки творящейся в поселке чертовщины. Первая часть захватила меня больше, приключения ГГ не так задели за живое, хотя ближе к финалу все равно трудно было оторваться от истории.

Однозначно рекомендую как любителям мистики (хоррором назвать язык не поворачивается, хотя несколько моментов действительно жутковаты), так и просто увлекательных историй.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приоткрытая завеса.

Неожиданно хорошо написанная современная книга, да еще и мистикой на славянской мифологии. Даже как-то приятно стало, что если соберутся люди, то могут же написать, так чтобы кровь из глаз не брызгала.

Не очень понятно почему это называют рассказами и пишут, что сборник, даже, если предположить, что они печатались в журнале по одному, но мы ведь Диккенса романы не называем сборниками рассказов учитывая, что он печатался в газетах по кусочкам. Так что это просто главы книги, которые называют определенным образом и по одному они довольно плохо работают, учитывая, что напоминают о том, что было в других главах и их начало и конец, не действуют отдельно от всего повествования, может кроме первой главы, очень самостоятельной.

История дачного поселка Вьюрки — интересна, но концовка показалась мне все же грубоватой, не все линии героев завершены, учитывая, что про этих героев были большие главы и мы из одной истории в другую следили за тем, как они реагируют на происходящее. Но общее впечатление от книги положительное. Тут действительно красиво проявляется идея с нежитью, что она сама не очень людей и боится их. Сильно выбивается только история с пионерами, но учитывая, что нежить, которая не имеет своего тела, вселяется в подобие тел, то можно и это принять как проявление общего направления в книге. Очень понравилось, как книга начинается, нам с самого начала показывают общую атмосферу Вьюрков, рассказывают о том, что там произошло, и мы уже со знанием переходим к дальнейшему повествованию, нам не нужно дополнительных объяснений, нам уже все, через действие человека, показали, потом просто дополнили, разукрасили полотно событий.

Не могу сказать, что читать было страшно, то есть ужасами я бы для себя эту книгу не определила, но надо учитывать, что меня и «Оно» Кинга нигде не пугало, так что у еще то, извращенное существо, которому с ужастиками не сильно везет))) Мне нравилась в книге мистическая составляющая, как закручивался сюжет, как постепенно до людей доходило что происходит, как они пытались решать проблемы. Интересно, что люди так и не объединились в одно целое, хоть всей гурьбой прибегали на крики ради спасения содачника. И в книге есть моменты, объясняющие как раз такое поведение людей.

Концовка, эх, концовка, с одной стороны все предсказуемо, но с другой, столько еще вопросов и нет какой-то безнадежности или тяжести. Она не докрученной получилось или не расплетенной, что-то «не до» и это печально. Хоть опять же повторюсь, это довольно приятная книга, она продуманная, взвешена. Тут нет действий ради действий, диалогов ради диалогов, тут раскрытие героя, происходящего, удерживание атмосферы.

Для тех, кто надеется на ужасы-ужасы, я не могу сказать, что вы получите то, что желаете, но как мистика, как интересные события, как не затюканные всем и вся образы, может только что леший, да еще в последнее время часто мне встречающаяся полуденица, это можно брать читать. Тут будет приятное открытие.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дарья Бобылева, «Вьюрки».

После «Пищеблока» Иванова Фантлаб мне «посоветовал» почитать «Вьюрков» Дарьи Бобылевой». Вообще я хорроры не очень (мне не страшно), но почему бы и нет? )

О чем?

Дачный поселок «Вьюрки», наше время. Обычный поселок. Обычные дачники. «Я неудачник, — подтвердил Никита. — Даже хуже — я дачник»© Алкоголики, старики, «новые русские», таджики. В общем — все как везде. Все было бы хорошо, если бы однажды во Вьюрках не начали пропадать люди, а сами дачники обнаружили, что из поселка они выйти не могут. Дороги нет. В прямом смысле нет. А люди уходящие в лес — не возвращаются. Мало того, в самом поселке сатли появлятся то ли духи, то ли привидения, то ли какая-то древнерусская хтонь.

Начинаются «Вьюрки» очень бодро и сначала напоминают детектив (пропадают люди), потом, без длительного перехода становится ясно — нифига это не детектив, а самый настоящий хоррор. Причем довольно долго непонятно, какого хрена тут происходит, и это, пожалуй, самое крутое в книге.

Несмотря на то, что читать «Вьюрков» бывает иногда действительно страшно, не оставляет ощущение какой-то нереальности происходящего. Плюс ко всему у Дарьи очень своеобразный черный юмор, что сглаживает «русскую лавкрафтовщину».

В итоге получился очень бодрый «русский народный хоррор» с элементами черной комедии. И именно эта смесь заставляет читать и читать «Вьюрков», не отрываясь.

8/10

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал до этого сборник «Ночной взгляд». Тогда понравились не все рассказы, но автора для себя заметил и в виш-лист себе добавил «Вьюрки» — на текущий момент это самая известная книга Дарьи.

И надо сказать, она мне очень понравилась. Всё-таки недаром у неё несколько номинаций на серьёзные литературные премии. Что меня зацепило больше всего? Даже не мистика и некоторые элементы хоррора, нет. Какая-то душевность и непередаваемая атмосфера. У Бобылёвой дача это и без всякой мистики отдельный, особый мир. И мне это ощущение знакомо — для меня каждое лето в деревне, на родине родителей, было тоже чем-то неповторимым, как маленькая отдельная жизнь. Очень любил это пору и вот что-то такое из детства, почувствовал при чтении.

Ну и понравилась филигранная работа с сюжетом — мир и интрига раскрываются по чуть-чуть, постоянно накаляя градус. Наверное, тем кто любит «классические», жесткие ужастики книга может не зайти. А вот любителям мистики и даже магического реализма — очень даже.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга понравилась, скорее своей понятностью русскому человеку, который был ребенком в лагере или в деревне у бабушки, сидел со сверстниками у ночного костра и слушал местные страшилки. И страх такой понятный родной -три раза поплевать через левое плечо. Отдельное спасибо автору который весьма талантливо показывает обратную, мистическую сторону сельской дачной пасторали. Вот хотели заглянуть за забор или в окошко к дачному соседу, с которым максимум, что здороваетесь при встрече — загляните, если, что сами виноваты.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Котёнок и щенок спустились на первый этаж и сели на самой нижней ступеньке.

— Нет, — сказал Гав, — здесь дождя совсем не слышно, и поэтому бояться неинтересно. Я лучше пойду побоюсь на чердаке.

Котенок по имени Гав. Где лучше бояться? (с) Г. Остер

Если кому-то не страшно, то он просто не умеет пугаться! Бояться пришельцев, вампиров, чудовищ (включая динозавров) и чертей — это просто и естественно. Но в повседневной жизни риск встретить реальное чудовище, да еще готовое вас убить тем или иным немилосердным образом, близок к нулю, если только вам не улыбнулась удача проживать где-нибудь в Австралии или Новой Зеландии. (Отдельная тема – маньяки, но не о них сейчас разговор.) Оторвитесь от смартфона и попробуйте заново расшевелить своё воображение. Возможно, у вас получится увидеть ендаря в поднятых ветром пожелтевших дубовых листьях, расположить к себе трёхцветную кошку, пропылесосить живущего под кроватью бабайку или прогнать анчутку, переставив предметы на столе так, чтобы их тени в свете зарядника не напоминали это беспятое существо. Страшно или нет — это вопрос субъективный, да и страх страху рознь. Страшно или нет, когда существа и сущности из славянской мифологии вторгаются в современный материальный мир, убирая или изменяя суть его вещей и привычный уклад жизни? Страшно или нет, когда в результате соприкосновения двух миров меняется человек? Страшно или нет сражаться с пугалом, до того мирно стоявшем на огороде, поить своей кровью подобие русалки в обмен на информацию или пытаться спастись от неизвестных зубастых тварей, запросто откусывающих руку? Да кому как: у одних холодный пот даже от сказок братьев Гримм, другие сплаттерпанк читают как юморески, некоторые при виде мыши визжат или в обморок падают от вида крови из ссадины, а кому-то вообще все безразлично (думаю, пока на них спящих пескарей не вывалят как в гриммовской «Сказке о том, кто ходил страху учиться»).

Хоррор ли написала Дарья Бобылёва или нет – не столь важно. «Вьюрки» — это красивый язык, интересная история, замешанная на славянской мифологии и сотканная из нескольких десятков рассказов, непридуманные персонажи и хорошо знакомые нам общество и мир. «Вьюрки» – это мастерски созданная атмосфера дачного товарищества. «Вьюрки» – это фрагмент мира, где люди вынуждены бояться простых вещей. «Вьюрки» – это отсутствие акцента на главном герое, в меру длинная, но не нудная раскрутка и сохранение интриги почти до самого финала.

Кстати, о финале. Только ленивый не проехался по нему, называя невнятным, слитым, скомканным и т.п. Однако каким мог бы он быть? Счастье для всех? Уничтожение Вьюрков? Схлопывание «пузыря» и возврат к прежнему состоянию или что-то еще? Не думаю, что это было бы лучше. Я считаю, что финал в целом соответствует законам другого мира – духов, нечисти, сил и явлений славянского фольклора. Да, есть небольшие противоречия и неувязки, но мне они не помешали насладиться чтением.

Вывод: очень неплохой сбалансированный сплав хоррора и мистики на основе славянской мифологии, честно заслуженные 9 баллов. Рекомендую!

Оценка: 9
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Урожайный выдался у меня год на отечественные хоррор-романы. Сперва «Скелеты» Максима Кабира очень порадовали, сейчас «Вьюрки» Дарьи Бобылевой приятно удивили. Надеюсь, следующий год выдастся не менее удачным в этом плане.

«Вьюрки» поначалу сбивают с толку. Это роман, который успешно притворяется сборником рассказов, бросая читателя сразу в гущу событий, но усыпляя бдительность достаточно неспешным темпом повествования.

Пожалуй, стоит начать с того, что Вьюрки — это садовое товарищество в вакууме. Если у вас когда-либо был огород или дача, или вы ездили отдыхать в деревню, то без труда узнаете в жителях Вьюрков собирательные образы реальных людей: тут вам и молодежь, приехавшая исключительно на шашлычки, и крепкие пенсионеры, живущие полгода своим огородным хозяйством, и бойкие бабульки, обожающие телевизор и копаться в саду, и тихие алкоголики, да и много кто еще. Впрочем, самые примечательные жители Вьюрков – это различного рода нечистая сила, которая порадует всех неравнодушных к славянскому фольклору. Слова «леший», «кикимора», «игоша» и так далее сейчас уже не кажутся пугающими, от них не веет сверхъестественным (только облегченными ругательствами, скорее потешными, нежели обидными), но именно их Дарья Бобылева использует, чтобы пощекотать читательские нервы. И колоритными образами упомянутых лешего и кикиморы дело не ограничивается: роман просто пестрит всевозможной нечистью.

В результате, люди не могут покинуть Вьюрки и спастись от чертовщины. Чертовщина проникает во Вьюрки, но все время не тем путем. И как-то незаметно мистические рассказы, объединенные местом действия, перерастают в необычный роман, а история столкновения простых обывателей с нечистой силой становится историей о человеческих взаимоотношениях.

«Вьюрки» не показались мне страшными, местную нечисть я находил скорее интересной, нежели пугающей. Мне очень понравилась обрядовость борьбы с чертовщиной, живость многих персонажей, отличный авторский слог с нотками иронии и юмора, а также бережное отношение к фольклору. А вот что не понравилось, так это небольшое сюжетное провисание в районе шестой главы и некоторые странности в поведении персонажей, которые иначе как мистикой не назовешь.

Тем не менее, «Вьюрки» — это образец хорошего мистического романа, густо замешанного на фольклоре. Всем любителям жанра читать если не обязательно, то очень и очень желательно.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

***Веретено

***

У «Вьюрков» редкая, необыкновенная композиция. Она настолько прихотлива, что необходимо прочитать больше половины романа только для того, чтобы убедиться – это действительно роман, а не сборник рассказов. И ведь структура произведения и принцип развития сюжета на самом виду! Дарья Бобылёва сделала из них… название.

Вьюрок – птичка? Ну да. Маленькая такая, вертлявая, из певчих воробьиных. А ещё катушка – тюрючок для ниток. Как полое веретено. Вот, самое оно и есть. Дальше проще, поскольку символика веретена и прядения знакома всем. Время, судьба, мировая ось, превращение, жертва… Много чего. А в псковских говорах веретено ещё и «злая баба». Но это так, к слову.

Представьте «Вьюрки» мотком пряжи на веретене. Ухватитесь за кончик нити и потяните. Крутится веретено, кружит, ложатся на землю кольца, петляет нить – а самого-то его и не видно. До самого конца. Кто главный герой? Кто злодей? В чём интрига? Тяните, дорогие читатели, да не спешите. Оцените мастерство пряхи – до чего нить хороша!

***

Четырнадцать рассказов до последнего прячут взаимосвязи, представляясь каждый наособицу. Нет даже обрамляющего. Какой-то Валерыч, какой-то Витёк, свихнувшиеся кто куда пенсионеры, истеричные мамаши, девочка – гот и паникёрша, даунёнок, алкоголики… Обычный дачно-пригородный зоопарк на выезде. Летний шанс расслабиться и коллективно побыть самими собой, без шпилек и галстуков.

При этом у каждого рассказа претенциозное, недвусмысленно направленное на создание строго определённой культурной аллюзии название. «Война котов и помидоров», «Близкие контакты на тринадцатой даче», «У страха глаза мотыльки»… Как вам такое? По-моему, несомненная игра с читательскими эрудицией и ожиданиями. Вот только для чего? Погружение в контекст или юмор? Мне кажется, что всё-таки юмор.

Новеллистическая конструкция настолько изящно сложена, что последние, наконец-то собирающие персонажей вместе рассказы кажутся неудачными. Увы, судьба у них такая. Чтобы нить шла надёжно и плавно, первые витки надо завязать, скрутить на веретене потуже, защемить. Не случайно история эпилога наматывается пусть и в другую сторону, но снова ладно.

***

Слог у Дарьи Бобылёвой ясный, правильный и гладкий, так и просится определение «классический». Читать приятно. А вот метод и жанр далеки от всяких стилизаций и простоты. Реализм, магический реализм, сюрреализм, неосюрреализм или вовсе литература абсурда? Мистика, ужасы, фантастика, пародия, притча? Я голосую за магический реализм и мистику.

Пожалуй, доходчивее и проще будет показать аналоги её стиля не в литературе, а в кинематографе. «Колыбельная» Юлиуша Махульского, «Полено» Яна Шванкмайера, «Люми» Владимира Брагина, «Бал вампиров» Романа Полански. Страшно и смешно, узнаваемо, серьёзно, мило и по-соседски, но почему-то горько. А ещё, в данном конкретном случае, всё очень по-женски: интриги, пересуды, любовь и отношения.

Топор да веретено – древняя пара. Только вот оба уже не те, что прежде. Мужики — что делец, что бездельник — нынче равно неумёхи, растяпы и алкоголики. Бабы, конечно, надулись от важности, взялись командовать. А как вновь на мужское суровое жизнь повернула, за голову схватились: топор такой мягкий стал, что голову поднять не может! С детства женским воспитанием заклевали.

***

Славянского фольклора в романе куда меньше, чем кажется. Названия есть: ведьма, оборотень, подменыш, игоша, водяной, русалки, кикимора, заложный мертвец, леший, полуденница. Только их почти никто не узнаёт, и веры в них у персонажей нет. Инопланетяне балуют, военные или полтергейст. Таким что в лоб, что по лбу. Нет веры – нет и силы. До последнего, пока жареный петух не клюнет.

С тем же успехом можно насобирать обрывков из современной хоррор-культуры. Никак не меньше получится: ожившие статуи, экстрасенсы, потусторонние звонки, каннибалы, зомби, нерожайки, дети с особенностями, пугала-убийцы, маньяки, озверевшие кошаки, занимательные подвалы и взбунтовавшаяся флора. Тоже суеверия, если разобраться, только Новейшего времени.

Во «Вьюрках» своя, изменённая логика. Закольцованы пространство и время, ограничены разум, чувства и реакции персонажей. Никто ничему особо не удивляется, многое тут же забывают. Мифология у Дарьи Бобылёвой тоже собственная. Новая, да на старый лад. Вот и дачный посёлок получился зачарованным, отделённым от всего остального мира, как чертоги Медной горы и терем Седого медведя. Заходите, гости дорогие, если не боитесь измениться и остаться здесь навсегда!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх