fantlab ru

М. С. Парфёнов «Самая страшная книга 2017»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.80
Оценок:
152
Моя оценка:
-

подробнее

Самая страшная книга 2017

Антология, год

Аннотация:

Здесь пугают.

Из года в год серия «Самая страшная книга» собирает на своих страницах лучший хоррор на русском языке. Страхи разных эпох и народов. До боли знакомые кошмары и твари из Неведомого, порождения буйной фантазии уже хорошо известных авторов (Майк Гелприн, Дарья Бобылева, Олег Кожин...) и талантливых дебютантов (Женя Крич, Ольга Рэйн, Анатолий Уманский...).

Пугают так, что мало не покажется, на любой вкус: до мурашек по коже; до волос, шевелящихся на затылке; до дрожи в пальцах. До ужаса. На страницах «Самой страшной книги 2017» каждый найдет свой страх, ведь ее создавали такие же читатели, как и вы.

И даже больше. Теперь в главной хоррор-антологии страны представлены и лучшие рассказы крупнейшего жанрового конкурса «Чертова дюжина».

Здесь пугают. И только одного можно не бояться: того, что страшно — не будет.


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.42 (105)
-
  • Снежки (2016) // Автор: М. С. Парфёнов  
7.31 (236)
-
11 отз.
6.27 (172)
-
8 отз.
7.62 (226)
-
14 отз.
  • Америка (2016) // Автор: Анатолий Уманский  
7.29 (210)
-
12 отз.
  • Ветки (2016), написано в 2014 // Автор: Александр Подольский  
7.32 (206)
-
9 отз.
  • Красные (2016) // Авторы: Сергей Буридамов, Джей Арс  
6.50 (164)
-
6 отз.
6.49 (165)
-
9 отз.
6.94 (221)
-
6 отз.
  • Крапива (2016), написано в 2015 // Авторы: Дмитрий Костюкевич, Максим Кабир  
7.20 (183)
-
3 отз.
7.81 (196)
-
8 отз.
7.30 (274)
-
8 отз.
7.14 (249)
-
13 отз.
  • Морой (2016), написано в 2016 // Авторы: Дмитрий Костюкевич, Максим Кабир  
7.10 (169)
-
7 отз.
6.74 (187)
-
9 отз.
7.10 (175)
-
7 отз.
6.72 (169)
-
5 отз.
6.70 (148)
-
6 отз.
6.50 (168)
-
7 отз.
7.62 (165)
-
7 отз.
8.01 (195)
-
15 отз.
  • Черви (2016), написано в 2015 // Автор: Максим Кабир  
7.51 (301)
-
10 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— серию антологий «Самая страшная книга», 2014 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Самая страшная книга 2017
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

ВНИМАНИЕ! БУДУТ СПОЙЛЕРЫ И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ!

«Самая Страшная Книга-2017» с успехом продолжает и развивает идеи своих предшественниц. И это заметно: качество текстов по всем пунктам выросло, и если прошлый сборник любил забивать на логику произведения и внятный финал, то здесь такого почти не наблюдается (хотя окончательно от этого так и не избавились).

К сожалению, то ли из-за того, что это уже четвёртая книга, то ли просто так карты сложились, но возникла другая беда — предсказуемость сюжетов. Не то чтобы она повсеместная, кое-кто наоборот, приятно в этом плане удивил, но всё же — слишком часто я на середине или даже начале рассказа ловил себя на мысли «я это уже читал и знаю, чем закончится». Можно спорить о том, так ли нужен хоррору сильный сюжет, но всё равно, определённый осадок остался.

Ах да, и ещё: в сборнике неожиданно много рассказов на тему «красные вели себя мерзко и заслуженно получили». Не то чтобы это как-то идеологически подано (события особо сильно не приукрашивают, да и дифирамбов белым никто не поёт), но читающим стоить учесть, если данная тема для них чем-то неприятна.

Ну а теперь приступлю к подробному обзору.

«Снежки»: мальчик очень хочет поиграть со своими друзьями, которые как раз собрались во дворе, да вот бабушка почему-то его не пускает... Интересная история, поданная с непривычного ракурса и предлагающая сначала одно, а затем совершенно другое объяснение происходящему. К сожалению, эта смена объяснений происходит слишком быстро, а после неё сюжет становится абсолютно предсказуемым. 7/10

«Бескрайнее море любви»: девушка, умеющая читать по глазам всю подноготную человека, маньяк, влюбившийся в эти глаза... и, собственно, всё. Неплохой потенциал, увы, оказался плохо раскрыт, а финал и вовсе откровенно смазан. Не лучшая попытка. 6/10

«Лягушка — прожорливое брюшко»: рассказ хочется сразу и похвалить, и поругать. Похвалить — за действительно удавшегося как и монстра, так и сцены с ним (особенно наблюдение через дверной глазок — очень здорово сделано). Поругать же за необъятную тупость героев. И если жителей города, не желающих выносить своё горе на обсуждение всей страны, ещё можно понять (хотя в такой ситуации надо принимать любую помощь, а не выпендриваться), то главная героиня... Регулярно по принципу «ой, я забыла» нарушать одно-единственное правило, и при этом избегать последствий засчёт даже не везения, а авторского произвола — серьёзно? 7/10

«Америка»: рассказ о борьбе русских поселенцев в Америке с племенем индейцев. Вот только в лесах скрывается кое-что пострашнее людей... Очень понравилось, равно как и неожиданный поворот в середине рассказа. Только жаль, что обошлось практически без экскурса в историю того, как русские оказались в числе освоения Америки, из-за чего плохо знакомый с историей человек может даже решить, что в рассказе просто заменили американских колонистов на русских. Не в минус рассказу, но всё же. 8/10

«Ветки»: вот здесь та самая предсказуемость предстаёт в полной мере. Невиданный доселе монстр, постепенно переходящий на более крупные жертвы, попытки с ним справиться, вроде как удачные, но на деле нет, в том числе и потому, что монстр далеко не один... Сколько раз такое уже было? При этом к самому рассказу претензий нет, скорее наоборот — персонажи адекватные, монстр действительно интересный и даже отмечена попытка поиграться с привычными штампами. 8/10

«Красные»: два брата, один за белых, один за красных. Здесь же типа роковая женщина и потусторонние силы. Не могу сказать, что понравилось — сумбурно, слегка непонятно, конец вроде как планировался быть открытым, но... не уверен, что получилось. Отличная тема для ужаса — как родные люди становятся врагами из-за разной идеологии — раскрыта чуть более чем никак, вместо этого упор сделан на восставших мертвецов. 5/10

«На ведьминой заимке»: очень хороший, интересный, но слишком короткий рассказ. Лично мне он вообще показался скорее введением в полноценный роман. И, честно говоря, я был бы не прочь этот роман прочитать, ибо данное введение уж очень небезынтересное. 8/10

«Человек-Крот»: стандарт как он есть. Герои нарываются на цыганёнка, тот, разумеется, навлекает на них цыганское проклятие. Разумеется, все утверждают с доказательствами, что проклятие на самом деле туфта. Разумеется, сомневающегося надо как следует разыграть. И разумеется, проклятие на самом деле реально и всё закончится кровью. Шаг влево, шаг вправо — расстрел. 5/10

«Крапива»: странный и любопытный в хорошем смысле рассказ. Проклятое место, окружённое полем крапивы, которое не то, чем кажется, и даже не то, чем, казалось бы, кажется. Зло и тайна на каждом углу, а также редкая идея о том, что всякое жутко-мистическое друг к другу тоже не дружелюбно относится. Невероятно атмосферно. 10/10

«Дальние родственники»: ох и прекрасное же дело — помочь новоиспечённым родственникам, которые все такие несчастные, и действительно к ним испытываешь жалость, и позволяешь жить у себя, пока не замечаешь, что они никуда не хотят уходить... Даже немного жалко, что всё в итоге перешло на мистические рельсы: уверен, что и в бытовом ключе можно было бы состряпать недурной хоррор. Но и так неплохо вышло. 9/10

«Баба огненная»: деревня, в которой ещё сохранился осколок прошлого, отнюдь не настроенный дружелюбно. К сожалению, при всей атмосферности происходящего сюжет типичное «разгневал создание и теперь за это поплатишься». Плюс ко всему автор в стремлении пнуть материализм вводит бюст Ленина, в который вселился злой дух, и едва не вляпывается в откровенный трэш. 6/10

«Арктическая история»: две экспедиции с разницей в сто лет отправляются на Крайний Север и, разумеется, между этими событиями будет связь. Монстр получился действительно впечатляющий, но увы — ледовитой атмосферы как-то не удалось прочувствовать. Да и конец подкачал. 7/10

«Морой»: замечательная история о противостоянии детей с тем, кто даже после смерти не перестал желать зла. В хорошем смысле напомнило Стивена Кинга, да и вообще произведение отлично проработано. 9/10

«Только маме не говорим...»: без сомнений, худший рассказ сборника. Абсолютно не впечатляющее чудо-юдо, блевотина ради блевотины, а от поведения главгероя фейспалмят подкаблучники со стажем. Меня даже не оставляет мысль, что я просто что-то здесь не понял или пропустил — ну не могла же настолько плохая история попасть в сборник? 2/10

«Синего Озера хозяйка»: очень добрый, грустный рассказ про то, что же на самом деле можно назвать монстром. Каких-то особых изысков нет — да они здесь и не нужны. 9/10

«Всё остальное до фонаря»: четверо подростков-детдомовцев называют себя мушкетёрами и образуют настолько прочную связь, что та оказывается реальной. И когда троих из них убивают, четвёртый пытается на основе их последних воспоминаний найти и покарать убийцу. Очень психологический и при этом логичный рассказ, включая финал, хотя претензии к нему могут и возникнуть. 9/10

«Перегуды»: красноармейцы нарываются на засаду и уходят из неё для того, чтобы нарваться на нечто более неприятное. При этом главный герой немой, что, впрочем, играет не такую уж и главную (хотя и определённую) роль в сюжете. Правда, природа людей, на которых нарвались герои, до конца не прояснена и оставляет скорее недоумение. 6/10

«Холодные звонки»: одна из обзванивающих людей в рекламных целях девушка звонит кому-то совсем не тому. Что особо хочется отметить — автор не стремится с пеной у рта обличить телефонисток, а наоборот — понимает и их, и их причины это делать, так что в итоге девушкам реально сочувствуешь. Правда, финал оставляет в откровенном недоумении насчёт того, что это вообще такое было. 7/10

«Субстрат»: прелесть, а не рассказ. Один вариант происходящего сменяется другим, совершенно меняющим всю картину, а там и третий подоспевает, и четвёртый на подходе. Очень радует то, что автор не напустил туману в стиле «я сам ничего не понял, разбирайтесь как хотите», а наоборот — оставил читателям достаточно зацепок и намёков на то, что же произошло на самом деле. Снимаю шляпу. 10/10

«Царский гостинец»: Ходынка — одно из самых страшных слов в русской истории. И рассказ явственно показывает этот ужас изнутри, показывает толпу, которая давит и слабых и сильных — не потому, что хочет или это необходимо, а потому, что так устроен её, толпы, организм. Очень жуткое зрелище. 10/10

«Черви»: «Демъяновы фильмы», только теперь вместо альтернативно-ужасных фильмов книги, написанные авторами в посмертии. К сожалению, «Фильмы»-то были средним рассказом, только собственно фильмами и ценным, а здесь нет даже этого. Такое впечатление, что у автора заклинило воображение, и он ограничивался лишь общим описанием данных книг. Ну и финал в моём нелюбимом стиле «Я сам не знаю, что тут произошло, разбирайтесь как хотите» не улучшает картину. 4/10

Итог: качество рассказов ССК растёт и растёт, однако от некоторых проблем избавиться так и не удаётся.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хотите кошмаров? «Их есть у меня» (с)

Oh. My. God.

Дорогие хоррорманы, ужасолюбы, кошмароведы, случай, вышедший у меня со сборником «Самая Страшная Книга 2017» прямо-таки беспрецедентный.

Если говорить без пафоса: на моей памяти такое в первый раз, чтобы сборник рассказов понравился весь, целиком.

«Самые Страшные» предыдущих годов были, безусловно, удачными (и отличными), но в них, как это всегда бывает со сборниками, все равно проскальзывали рассказы, которые мне не нравились от слова «совсем». Тут же — стопроцентное попадание. Прочитав первую половину сборника, я просто не верила своим глазам.

Само собой, мое мнение сугубо субъективно, и другие могут не разделить моих восторгов. Однако без сомнения могу заявить, что даже самый искушенный любитель хоррора не останется равнодушным к этой книге.

В этот раз я не буду разбирать отдельно каждое произведение. Не хочу повторять «хороший, крепкий рассказ», «интересный сюжет», «необычный монстр» и так далее. Скажу лишь, что тут есть и зомби, и маньяки, и невообразимые чудища, исторический хоррор (его много, особенно времен красноармейцев), психические отклонения, «мальчишечьи ужасы», кровь и то самое чувство, греющее душу любому любителю ужасов: «страшно, и сам не пойму, отчего».

Скажу отдельно лишь про один рассказ — ради одного его я бы купила эту книгу не задумываясь. Это «Царский гостинец» Елены Щетининой. Жуткий, ужасный, кровавый — от него становится действительно СТРАШНО. Он пробирает до костей, так, что временами было сложно продолжать читать. Стоит отметить, что обычно я отношусь к такому разряду рассказов неодобрительно: в нем описываются реально происходившие исторические события, которые сами по себе кошмарны. Казалось бы, автору и выдумывать ничего не пришлось — все сделано до него. Да и к развлекательной литературе (а мы тут все собрались, чтобы приятно провести время за интересной книгой, не так ли?) описание реальных трагедий относить не совсем правильно. Но этот рассказ написан столь удачно, что я поражена и покорена. Жуть. Воистину, самая большая Жуть — это Люди.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четвертый год — полет нормальный! Да что там нормальный?! Отличный полет, очень уверенный и плавный! Серия «Самая страшная книга» развивается и растет, и это уже восьмой том (а если считать антологию «Темные», то и девятый). Я прикипел к ней всем сердцем, слежу за каждой новинкой, слежу за творчеством отдельных авторов. Пожалуй, пора бы признать очевидное, я — фанат «Самой страшной книги«! Новый том я прочел невероятно быстро. Надо подводить итого, а делать этого очень и очень не хочется. Вроде была такая пухлая книга, когда она закончилась, ума не приложу?! Но все же придется итоги подводить.

Итак, в-первых, заметно участившееся обращение авторов к истории. Каких только исторических периодов тут нет! Или, может, стоит отметить потребность в таких историях у читателей? В конце концов, это они собирали эту антологию.

Во-вторых, серия неизменно не только упрочняет позиции хоррорщиков первого дивизиона (я думаю, уже можно говорить о делении на лиги), но и стабильно открывает новые имена в жанре, которые, как знать, возможно скорее сподобятся на романы, чем старички отборов ССК.

В третьих, нельзя не отметить, какие же прекрасные здесь иллюстрации! Лучшие, за все восемь томов! Художник просто волшебник, я это заметил еще по оформлению авторского сборника Владислава Женевского «Запах».

Понравилось ли мне? Безусловно! Хочется ли продолжения? Да, еще бы! Хочется больше Самых Страшных Книг, больше новых рассказов, больше русского хоррора! Безумно нравится, что серия не просто живет, но растет и развивается, и каким-то непостижимым образом становится лучше с каждой книгой. Верный фанат в моем лице может этому только порадоваться!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник этого года оказался гораздо лучше своего предшественника. Мне очень понравился, много отличных рассказов. Нет засилья средних рассказов, как в Самой страшной 20016.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

По предыдущим сборникам ССК я составил не больно-то лестное представление о творчестве Елены Щетининой. Дескать, есть такая женщина, пробующая себя в хорроре, но пока из-под её пера появляются одни середняки. Да, крепкие, но все равно без претензий на высокое искусство. Прочитал, получил от чтения удовольствие — и быстренько забыл.

Однако я ошибался, и ошибиться было приятно. В новом сборнике — «Самая страшная книга 2017» — Щетинина прыгнула выше головы. Целых три рассказа, и каждый хорош по-своему.

«Лягушка — прожорливое брюшко». Очаровательное название, не правда ли? Мне уже померещился комедийный трэш в духе «Помидоров-убийц». Ошибочка! Потому что получили мы один из самых атмосферных и, чего греха таить, страшных рассказов во всей антологии. И его совсем не портит то, что злодея вычислить нетрудно. Главное, что читается история на одном дыхании, а ощущение нарастающей тревоги, ужаса не покидает до самой последней страницы.

«Только маме не говорим...» Совершенно абсурдная история. Но, мать честная, как здорово бьет по нервам! И даже не знаешь, что омерзительней — клубок паразитов, захвативших тело бедного ребенка, или трусость его отца, который боится гнева жены больше, чем возможной смерти сынули.

«Царский гостинец». Противники хоррора нередко приводят следующий аргумент: «Зачем ещё и сочинять ужасы, если в мире хватало и хватает ужасов настоящих?» И ведь они правы! Более того, если перенести один из этих «настоящих ужасов» на бумагу, то получится история, после которой все ужастики Стивена Кинга покажутся ясельным уровнем. В предыдущей ССК на этом поле играл рассказ «Африкан» (что страшнее — вымышленные зомби, вампиры, оборотни или же ужас блокадного Ленинграда?). А теперь встречайте «Царский гостинец» — безжалостный рассказ, рисующий ужасы Ходынской давки. Поверьте, перед реально случившимся ужасом бледеют все ужасы вымышленные, Даже если бы их написал объединившийся тандем Кинга, Баркера и воскресшего Лавкрафта.. И порадовало, что в отличие от того же «Африкана», автор которого всё же добавил монстра в сюжет, Щетинина обошлась без сверхъестественных ужасов. Здесь будет лишь реализм, а он настолько чудовищен, что от мерзкого осадка после прочтения я отделывался долго. Пожалуй, самый страшный рассказ антологии...

Конечно, не Щетининой единой жива ССК-2017. Здесь нас ждет и жуткий мальчишеский хоррор «Человек-крот» Кожина, и жуткая деревенская байка «Баба огненная» Бобылевой, и пробирающий до мурашек зомби-мини-апокалипсис «Снежки» Парфенова, и «Ветки» Подольского, после которых вы долго будете шарахаться от веток в темноте :)

В общем, если ССК 2016 заставила меня предположить, что серия не развивается, а застыла на месте (уж очень мало в ней было зацепивших рассказов), то ССК 2017 снова радует. Так держать!

Оценка: 9
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник хорош. Да, пожалуй, теперь уже традиционно хорош. Правда, ССК-2015, вторая антология, пока для меня остаётся на первом месте. А настоящий эмоциональный шок от «Навек исчезнуть в бездне под Мессиной» В. Кузнецова из ССК-2014?!!

Четвёртый том стабилен. Вот. Да. У меня получился разброс оценок от 7 до 10 баллов. Но. Катарсиса не случилось. Не знаю, то ли драматургия не по мне, то ли что…

Не могу не отметить некоторый тематический уклон. В 2017 году столетие Октябрьской революции или Октябрьского переворота, или, если угодно, Октябрьской трагедии для тех, кто считает это событие таковым. Что ж, я считаю, что это весьма почтенно, на уровне, что к юбилею некоторые авторы антологии высказались в той или иной степени на тему событий того периода. «Перегуды» Я.Землянухин, «Красные» С. Буридамова и Д. Арсеньева, «Царский гостинец» Е. Щетининой (правда, это, скорее, относится к революции 1905 года, но всё равно в тему). На «Царский гостинец» написала отдельный отзыв. Остальные комментировать не стану. Во избежание. Просто похвалю. Молодцы.

Каждый рассказ по-своему хорош.

Мой фаворит рассказ А. Уманского «Америка». Написала отдельный отзыв. Надеюсь, в следующих антологиях будут появляться новые работы этого автора.

Люблю Гелприна. Всегда рада его рассказам. На сей раз порадовалась дважды. Чудесные «Всё остальное до фонаря» и «Приманка» (с Ольгой Рэйн). «Синего озера хозяйка» О. Рэйн прекрасна в своей чистой жути.

«Бейскрайнее море любви» Жени Крич. Этот рассказ… да, он меня пронял почти до катарсиса. Очень выразительно, просто убийственно. Чуть-чуть, ещё чуть-чуть бы глубины... Но всё равно чудный рассказ. Написала отдельный отзыв.

Всё лучше и лучше… Безусловно. Но хочется прорыва. Может, в следующей антологии? Почти уверена.

Благодаря проекту «Самая страшная книга» у меня теперь есть любимый автор, это Дмитрий Тихонов. Жаль, что его не было в этом сборнике. Может, в ССК–2018 будет? Надеюсь.

Несколько рассказов пополнили теперь мою личную коллекцию отечественного хоррора «The Best» : «Навек исчезнуть в бездне по Мессиной», «Гарь», «Америка», «Бескрайнее море любви».

Моя оценка 10. Спасибо.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

2016 год. Очередной отбор текстов в «ССК 2017». Более 300 разноплановых историй. Мистика, зомби, вампиры, исторический хоррор — фантазия у участников богатая.

Можно сказать, что по сравнению с предыдущим отбором качество присылаемых текстов возросло. Намного меньше стало откровенной графомании и произведений не относящихся к тематике будущего сборника.

На выходе мы имеем 21 историю, каждая из которых (или почти каждая) действительно пугает.

Михаил Парфенов «Снежки». Постапокалиптический зомби-хоррор. Причем главную роль здесь играет даже не сама зомби-составляющая, а метания парнишки, запертого в квартире со своей старой бабкой. Где-то краем сознания он понимает, что в квартире ему безопасней, но именно там, во дворе, все его лучшие друзья. И пусть они изменились, но возможно с ними все же лучше?

Женя Крич «Бескрайнее море любви». Маньячная мистика. Написано очень неплохо.Единственно мне не слишком поверилось, в мотивацию антигероя, но в целом хорошая крепкая история.

Елена Щетинина «Лягушка прожорливое брюшко». Приятно когда автор создает собственных, ни на что не похожих монстров. Плюс беспроигрышный финт с маленькими детьми (только жестокосердечный не посочувствует маленькому ребенку). Изначально ждешь обычного маньячиллу, а автор подкидывает тебе совсем другую развязку.

Анатолий Уманский «Америка». Крепкий хоррор написанный на историческом материале. Аляска, русское поселение, борьба с индейцами и на этом фоне жестокое существо творит свои богохульные дела. При прочтении вспоминается Блэквуд, Лавкрафт и «все наше» А.С.Пушкин ибо главный герой — Александр Сергеевич Белкин.

Анатолий Уманский участвовал в предыдущем отборе в «ССК 2016», но тогда его рассказ отбора не прошел. Рад, что в этот раз он создал довольно крепкую и интересую историю, которая зацепила большинство участников таргет-группы.

Алексанр Подольский «Ветки». Довольно мрачная история, про еще одного своеобразного монстра. Начинается все довольно банально и кажется, что закончится все тоже довольно просто. Однако не тут то было..

Сергей Буридамов, Денис Арсеньев «Красные». Автор обратился к временам революции и гражданской войны. Тема на самом деле благодатная. И здесь противостоянии «красных» и «белых» вылилось так же в братоубийственную историю, припорошенную черной магией.

Хороша и концовка, где открытый финал, предлагает тебе самому решить, чем же все закончилось и закончилось ли..

Наталья Алфёрова «На ведьминой заимке». Небольшая, довольно простая история происходящая во времена ВОВ.

Олег Кожин «Человек-крот». Кожин, как всегда, на высоте. Рассказ получился интересным и жутким. Простая лагерная страшилка вдруг материализуется и жуткий Человек-крот берет свое по праву.

Дмитрий Костюкевич, Максим Кабир «Крапива». Дуэт Костюкевич-Кабир создал очередную классную историю. Рассказывать сюжет бесперспективно, так как это надо читать и чувствовать нюансы. Мне почему то при прочтении приходили параллели с Сайлент-Хилл. Так же вспомнился фильм «Мертвые птицы», финал чем то очень схож.

Александр Матюхин «Дальние родственники». Такой вот бытовой ужас. По мне так хуже дальних родственников, нагло живущих в твоей квартире и указывающих при этом как тебе надо жить, страшнее монстра нет. Даже если бы автор не добавил мистический элемент в свой рассказ, история могла быть страшной сама по себе.

Дарья Бобылёва «Баба огненная». Хоть кто-то обращается к славянской мифологии. В данном рассказе автор обратился к образу Полуденицы. Полуденица — русский и западнославянский женский мифологический персонаж, персонифицированное выражение полдня как опасного для человека пограничного времени суток. Любопытная девочка остается в поле в запретное время, и естественно ничем хорошим, для нее и ее семьи, это не заканчивается.

Ольга Рэйн, Майк Гелприн «Арктическая история». В рассказе смешаны две сюжетные линии — начало и конец 20 века. Две полярные экспедиции. Любовь проходящая через года, жуткая тварь, питающаяся заходящими в ее владения мореходами. Два талантливых писателя создали отличную, интересную и жуткую историю.

Дмитрий Костюкевич, Максим Кабир «Морой». Вновь дуэт Костюкевич-Кабир. В этот раз, хоть история и происходит в России, веет от нее румынским духом. Жуткий призрак мертвеца, меняющий свои обличья, наводит ужас на жителей небольшого городка.Убить вампира придется его ближайшему родственнику.

Елена Щетинина «Только маме не говорим...». Рассказ страшен не какими то монстрами или личинками вселившимися в ребенка. Он страшен самим главным героем. Эгоистичный и трусоватый папаша, готов жить даже с монстром, лишь бы его никто не ругал. Он привык прикрывать свою задницу при каждом удобном случае и даже смерть собственного ребенка этого не изменила.

Ольга Рэйн «Синего Озера хозяйка». Рассказ посвященный вопросу о том, что есть истинное зло? И кто больший монстр — люди убивающие себе подобных за мешок зерна или древнее чудовище пожертвовавшее собой ради счастья близких?

Ольга Рэйн прекрасный автор, отметившаяся в сборниках «13 ведьм», «ССК 2017», журнале «DARKER». Если она продолжит в том же духе, то мы получим в обойму хоррор-писателей, еще одного отличного автора.

Майк Гелприн «Все остальное до фонаря». Очень уважаю Гелприна, как писателя-фантаста, но все, что написано им в качестве хоррор-рассказов, мне не понравилось.В соавторстве с другими авторами, да хорошо, а вот сольные вещи не зашли.

Действительно сюжет чем-то схож с рассказом Погуляя. Во-вторых, все эти мальчишеские ужасы начали порядком надоедать. Особенно когда пишутся по одному лекалу.

Ярослав Землянухин «Перегуды». Третий рассказ в сборнике, посвященный временам революции. Опять плохие «красные» попадают в переплет.

Михаил Павлов «Холодные звонки». На самом деле довольно гадская штука — эти самые «холодные звонки». Звонят тебе разные личности и пытаются «впарить» какой то ненужный тебе товар или услугу. Сам подобной гадостью занимался, поэтому знаю не понаслышке. Но что если, где-то тебе ответят? И ответит что-то потустороннее? Запредельное? Может это твоя карма за подобную работу?

Игорь Кром «Субстрат». Этакая психоделическая вещь. 4 разных взгляда на одни и те же произошедшие события. И ты до конца не знаешь у кого на самом деле поехала крыша и поехала ли она вообще. Да и сама концовка однозначного толкования не дает. Отличная вещь, читается на одном дыхании.

Елена Щетинина «Царский гостинец». Отлично написанный рассказ, однако в этом сборнике он чужероден, ибо никакого отношения к хоррору он не имеет. Это хорошо написанный реализм.«Царский гостинец», как кусок колбасы на бутерброде с вареньем. Сам по себе он вкусен, но с вареньем не комильфо.

Максим Кабир «Черви». Любой библиофил продаст душу за возможность прочитать ненаписанные произведения любимого автора. Душу? Хорошая идея...

Книга прочтена, закрыта и поставлена на полку к трем ее ближайшим товаркам.

Можно сказать, что с каждым годом сборники «ССК» становятся все насыщеннее и сильнее. Крепче авторами, разнообразнее текстами.

Появляются новые имена, и уже знакомые «классики». Книги отлично продаются. Значит все не так уж плохо в российском хорроре?

Читайте «ССК 2017» и помните — ЗДЕСЬ ВОДЯТСЯ ЧУДОВИЩА!

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пришла пора оставить небольшой отзыв...

«Снежки» — совершенно шикарный рассказ, я как-то даже не ожидал от Парфенова настолько мощной работы (в то время «Зона ужаса» еще была не читана, да). Новый взгляд на подачу историй о зомби-апокалипсисе. В этом рассказе прекрасно все — и атмосфера, и язык, и персонажи. Настоящая жемчужина антологии. 10 из 10.

«Бескрайнее море любви» — после убойного начала сборника рассказ автора-дебютанта совершенно не держит планку. Очередная история о маньяке, пусть и приукрашенная мистическими нотками, показалась мне самой слабой работой в ССК2017. 5 из 10.

«Лягушка — прожорливое брюшко» — качели впечатления снова взмывают вверх. Нас ждет отлично прописанная атмосфера недоверия и подозрительности, напряжение, не отпускающее до самой развязки. И монстр, который был... слышал, кто-то заранее догадался, кто им был. Я — нет. 9 из 10.

«Америка» — еще одна работа от дебютанта, на этот раз рассказ чертовски хорош! Кровавая история о тщетных попытках освоения Америки русскими читается на одном дыхании. В наличии суровые климатические условия, неукротимые индейцы и вероломный лесной дух — Анатолий Уманский знает, как приготовить отменное чтиво. Смешать, но не взбалтывать! 10 из 10.

«Ветки» — знакомая по ЧД работа Подольского ожидаемо украшает сборник. Годный монстр, хорошо прописанный главный герой, неминуемая схватка — перечитал с удовольствием. Пара моментов показались лишними, оттого не высший балл. 8 из 10.

«Красные» — один из многих рассказов сборника на тему «ну и подонки же эти красные!!!», на мой взгляд — самый удачный из всех. Тема вражды родных людей на почве расхождений в идеологических взглядах обыграна отлично; ожидание разоблачения, страх за семью захватывает читателя вместе с героем и не отпускает до самого конца. 10 из 10.

«На ведьминой заимке» — один из рассказов, взятый «на замену». Тут сложно. Признаю, что написано хорошо, но не понравилось — не мое это, что ли. И снова — немцы, красные... мало, что ли, красных было в сборнике? 7 из 10.

«Человек-Крот» — ожидал большего, слегка разочарован :) мальчишки в лагере пугают друг друга цыганским проклятием, и что бы вы думали? Проклятие сбывается. Вот это поворот! Написано-то отлично, но осталось чувство, что мастер Кожин откатал обязательную программу, без искорки, без изюминки... 6 из 10.

«Крапива» — еще один выходец с ЧД, на этот раз прошедший вне конкурса, уверенно чувствует себя среди отобранных работ. Мистическое место, тайны... не самый захватывающий, но интересный и хорошо написанный рассказ. 7 из 10.

«Дальние родственники» — ох, как же мастерски Матюхин нагнетает липкий, иррациональный ужас! Эти странные родственнички, приглашенные по интернету... поди разбери, что здесь плод воображения, а что — жуткая правда, и в какой момент нужно кричать «караул!», и не поздно ли.. примечательно, что рассказ скользит по самой грани между бытовым и мистическим хоррором — и думаешь порой, не такие уж они и фантастические, это матюхинские дальние родственники.. 9 из 10.

«Баба огненная» — рассказ, совершенно типичный для творчества Бобылевой (знаком не понаслышке — недавно прочитан крепкий авторский сборник «Забытый человек»). Все элементы на месте — деревня, «сельская» нечисть, хороший образный язык... и — полное отсутствие напряжения. Рассказы Дарьи больше напоминают сказки, а не ужасы. При всех литературных достоинствах, этот рассказ — один из самых нестрашных в антологии, потому оценить его высоко не могу. 6 из 10.

«Арктическая история» — профессионально сработанный рассказ от дуэта настоящих мастеров. Все на своем месте, герои, монстр, сюжет, но — вкусовщина, да. Не понравилось. Однако, поставить плохую оценку рука не поднимется. 7 из 10.

«Морой» — еще один рассказ от Кабира с Костюкевичем. Снова отличный язык и стиль, страшный монстр (не зря на обложке!). Слегка смазал впечатление финал... 8 из 10.

«Только маме не говорим...» — самый слабый из рассказов Щетининой в сборнике. Пугают здесь чувством отвращения — червяками, поселившимися внутри мальчика. В целом, простовато... 7 из 10.

«Синего Озера хозяйка» — не понравилось. Снова подонки-красные, в который раз уже? Не понравилось по личным вкусам — от этого стиля с «моими Семенами», Петеньками и прочими Парашами меня воротит. Так-то рассказ, наверное, хороший. 6 из 10.

«Всё остальное до фонаря» — крепкая жанровая работа от Майка Гелприна. Финал вызвал некоторую оторопь. И это все?.. Возможно, так оно и более достоверно, но все же все же... 7 из 10.

«Перегуды» — вы серьезно? Снова садисты-извращенцы-ублюдки-красные? Хороший язык, но сюжет не понравился. Ближе к концу пошли какие-то рояли из кустов — с чтением мыслей и внезапными зомби. 6 из 10.

«Холодные звонки» — Михаил Павлов бьет в отработанном направлении :) если позволите, тема «офисного хоррора», блестяще поднятая в ССК2016, продолжается в рассказе «Холодные звонки» — в этот раз менее удачно. Все, что касается описания рабочего дня героини — отлично, видно что автор в теме. С хоррором в этот раз похуже, и — мне рассказ показался слегка затянутым... 7 из 10.

«Субстрат» — очередная жемчужина от Игоря Крома. Рассказ напоминает работу Крома из ССК2015 — та же глухая деревенька, те же уровни восприятия, наслаивающиеся друг на друга, позволяющие повертеть рассказ так и эдак, оценивая его с разных сторон — в общем, стиль узнаваемый и он весьма хорош. Притом, сочные описания и любопытные рассуждения героев не дают заскучать — так и читаешь дальше, не в силах оторваться. 10 из 10.

«Царский гостинец» — ууууух, какая годнота! Сборник можно смело брать только из-за этого рассказа. Мощный, жуткий, с жирной точкой в конце и долгим послевкусием — я решительно не вижу минусов. Уверен, буду перечитывать еще не раз. 10 из 10.

«Черви» — закрывает антологию последний рассказ с ЧД — больше стильный, чем страшный. Читается, безусловно, с удовольствием, но хотелось бы и попугаться... 7 из 10.

Подытоживая, небольшое резюме — книжка получилась качественная, ожидания в целом оправдала и уровня не уронила. Единственно, удивляет процент исторического хоррора — и даже не самого исторического хоррора, а его направленности. В очередной раз читая, какие эти красные, сска, нелюди, изверги и уроды, я просто диву давался. Что за тренд? В итоге при всем разнообразии рассказов ССК17 останется в моей памяти как сборник с рассказами про подонков-красных. Право, и одной истории на эту тему хватило бы...

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Позволю себе написать в виде тезисов:

1. Средний балл рассказа 8.00 (ССК 14-7.00, ССК 15-7.80, ССК 16-7.84). Уровень растет с каждым годом.

2. 10 баллов — «Америка» Уманского и «Синего Озера Хозяйка» Рэйн.

3. Отдельно остановлюсь на «Субстрат» Крома. Для меня лично — главное разочарование сборника. После «Оставайтесь на связи«из ССК-15 (который лично я считаю лучшим рассказом вообще из всей серии ССК) ожидалось чего-то похожего. До главы «Реальность 4» все оправдывало ожидания (как в «Оставайтесь на связи») на 10 баллов. Прочел «Реальность 4» несколько раз. Подумал — может у меня бракованный экземпляр, может какой-то абзац выпал. Судя по всему, нет. По отзывам коллег видно что, конец, скажем так, на усмотрение читателя и ему, типа, предлагается домыслить самому, как дело было. Я могу домыслить, но к чему последний абзац в реальность 3»? В общем, сгоряча хотел поставить единицу,но все-таки одумался и остановился на 7.

4. Замечательно, что действие достаточно многих рассказов происходит не в наше время (обе 10-ки от меня — как раз за «несовременные рассказы»).

5. Рассказы, которые шли на 10 и 9 баллов,но разочаровали концовками — «Лягушка-прожорливое брюшко» (

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не очень ясно, почему полицию не подключили
), «Дальние родственники» (
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
думал, что либо хозяева, либо гости поубивают друг друга. Ну и очень странно, что глава семьи не видел заранее фото гостей, а если видел, то почему не предупредил свою дочь
), «Арктическая история», «Все остальное до фонаря» (
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
какой-то банальный убийца оказался
)

6. Из условной «старой школы» планку держит Подольский и Матюхин. Кожин — слабовато увы опять. После «Узкая колея нашего детства» лично меня особо ничего не возбудило. Хотя до этого были «Снегурочка», « Сученыш», «Родительский день», «Где живет кракен». Кабир/Костюкевич — вроде неплохо («Крапива» особенно)но до лучших образцов индивидуального творчества не дотягивают. Рэйн — жду многого в будущем. Щетинина — давно нравилась, странно, что некоторые авторитетные товарищи либо невысоко оценивали творчество, либо вообще внимания не обращали. Парфенов — для меня по прежнему очень средне. Гелприн — очень хорошо, но не супер.

PS. Все, разумеется, ИМХО итд.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

С каждым годом сборник «Самая страшная книга» становится все лучше, интереснее, сильнее. Авторы, чьи произведения входят в антологию, все больше шлифуют свое мастерство. Добавляются рассказы новых, пока ещё неизвестных писателей, что тоже радует читателя. Получился довольно разносторонний сборник, читается влет.

Для меня, самыми интересными стали истории О. Рэйн «Синего озера хозяйка» и Е. Щетинной «Царский гостинец». Я оценил эти вещи на «10», хотя редко ставлю высший балл. Но тут — без раздумий и колебаний. Настоящая классика хоррора.

«Девятку» я поставил рассказу «Лягушка- прожорливое брюшко», опять же Е. Щетининой, «На ведьминой заимке» Н. Алфёровой, «Дальние родственники» А. Матюхина, «Арктическая история» снова О. Рэйни, М. Гелприн и «Все остальное до фонаря» М. Гелприн.

Как много высших баллов и почти все лучшие рассказы написаны представительницами прекрасного пола!

Остальные вещи не менее интересны, оценки «7» и «8». Я поставил только две «6» (для меня это тоже хорошая оценка) и то лишь потому, что данные истории не в моем вкусе, а написаны они неплохо.

А рассказов, которые мне совсем не понравились, в этом сборнике нет! Все произведения подобраны в соответствии с жанром и на разный вкус. Каждый читатель найдёт вещи, которые ему понравятся.

Это уже не робкие попытки «ССК 2014» заинтересовать читателя, обрести своё место в литературе. Это не «проба пера». Сильная и востребованная книга, которую уже с нетерпением ждали. И она оправдала надежды читателей. Я думаю, нет человека, которому этот сборник абсолютно не понравился. Буду ждать других книг этой серии.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно хорошая антология, но не без неприятных контрастов. Надо сказать, что если бы не несколько рассказов, которые я считаю откровенно плохими, то ощущение от прочтения ССК17 были бы значительно лучше. Большая часть рассказов показались мне вполне себе хорошими, хоть некоторые из них имеют не самую большую оценку, и, видимо, считаются читателями довольно средненькими или же просто не вызывающими испуга и трепета. Многие рассказы сборника не пугают и не являются чем-то новаторским, конечно. Но в этой антологии даже такие рассказы заслужили от меня оценку «хорошо (7/10)», так как они стилистически довольно-таки неплохи, создают «тело» антологии, легко читаются, создают требуемый образ и, в конце концов, не настолько объемны, чтобы наскучить. Говоря это, имею в виду такие рассказы как «Человек-крот», «На ведьминой заимке», «Синего Озера хозяйка». Оценку 7/10 получили и некоторые рассказы с довольно неплохой, как по мне, идеей, но несколько недотянувшие стилистикой, сумбурностью отдельных мест сюжета («Красные») или иными проблемами, помешавшими получить от текста большее удовольствие. Такими рассказами являются вышеупомянутый «Красные», «Снежки», «Америка». Но в антологии большое количество действительно отличных рассказов. Сильные стороны у лучших рассказов сборника разные. Некоторые рассказы хороши стилистически и вызывают сопереживание персонажам, пусть персонажа этого мы знаем лишь пару страниц («Лягушка — прожорливое брюшко», «Ветки», «Все остальное до фонаря», «Перегуды»). Иные же особенно интересны сюжетом и его подачей читателю («Дальние родственники», «Субстрат»). Хоть в дальних родственниках идея не нова, но является хорошей вариацией. Субстрат же интересен своей некоторой недосказанностью и образами, персонажами и свободой читательского воображения.

Однако настоящими бриллиантами ССК17 являются, для меня, «Только маме не говорим..» и два последних рассказа. «Царский гостинец» вообще довольно нетипичный рассказ, особенно для этой антологии, учитывая характер всех предыдущих рассказов сборника, в нем нет ни одного монстра/маньяка/чего-то сверхъестественного. Монстр тут — толпа, что само по себе несколько необычно для жанра. Вообще, «Царский гостинец» заслуживает отдельного отзыва. Образы персонажей, их мотивация, ощущения... Все передано действительно отлично. Само повествование, хоть и происходит, в сущности, в одном месте (Ходынское поле, забыл сказать, что рассказ исторический), но не перестает быть вполне динамичным. Повествование ведётся одновременно от нескольких лиц, этот прием, в данном случае, идеально передает всю ситуацию трагедии на Ходынском поле, когда столь разные люди оказались перемолоты жерновами людской безжалостной и безликой толпы. Люди растворились в монстре толпы, в этом необузданном хаосе, в котором от них уже почти ничего не зависит... Рассказ прекрасен, заслужил от меня высшей оценки, и, пожалуй, это единственный в антологии рассказ, от которого мне стало действительно жутковато. Историчность же рассказа ещё раз напоминает, что настоящий ужас и смерть тут — в нашем мире. И такой ужас ничем не уступает ужасу сверхъественному, если передать его натурально и качественно. У Елены Щитининой это получилось. Второй же, по-настоящему прекрасный рассказ этой антологии — «Черви». Идея мне бесконечно понравилась! Персонажи органичны в сюжете и антураже рассказа, действие захватывает. Но, что особенно производит на меня впечатление, когда я осмысляю и читаю этот рассказ, это то, что он серьезно возбуждает фантазию и даже желание погрузиться в мир рассказа, где существует иная, сокрытая от незнающих, литература. Кому бы не захотелось прочитать роман Достоевского о нацисте-офицере в концлагере? Это было бы невероятно! Я считаю, что одна из основных целей подобного рода литературы, это возбудить фантазию и чувства, заставить поразиться образам, и в идеале, сподвигнуть уже после прочтения, возвращаться к этим образам, развивать и множить их в своем сознании. То есть добиться того, чтобы читатель хоть на какое-то время стал соавтором произведения. «Черви» Максима Кабира оказывают на меня именно такой эффект. «Только маме не говорим...» оказывает такое же влияние, занятно рассуждать о том, что же будет с персонажами рассаза после описанных событий. Отличный рассказ с вроде бы совершенно обычной завязкой, однако с ее интересной интерпретацией, но уходить в спойлеры не буду. Автор этого рассказа, кстати, тоже Елена Щитинина, ее вклад в мои ощущения от сборника велик (она же написала «Лягушка — прожорливое брюшко», также высоко мною оцененное).

В общем-то, присутствие этих трех рассказов и сподвигло меня поставить ССК17 оценку «очень хорошо». Возможно, было бы и выше, если бы не «Морой» и ещё парочка рассказов утомивших меня своей плоскостью, слабостью и глупостью. Но Морой, это, конечно, нечто. Удачный рассказ, читая предложение за предложением, я все надеялся, когда этот чертов рассказ закончится или хотя бы главного героя растерзает монстр. Мотивация персонажей идиотская и примитивная, язык плоский, невыразительный. Главный персонаж вызывает искреннее отвращение. Причем, отмечу, этот рассказ, не из тех случаев, когда вызываемое персонажами отвращение задумано автором, так сказать является инструментом повествования, служащее свои целям в рамках произведения. Нет, это просто ужасный, нелепый рассказ, что-то на уровне «фанфиков-ужастиков», жанра, если можно так сказать, от которого меня либо бросает в дрожь и зубы скрипят от возмущения, что такое вообще существует, либо же я просто-напросто не ощущаю ничего. Есть ещё «Крапива» и «Арктическая История» о которых особенно рассказывать даже и не хочется. Крапива являет собой неудачную попытку создать сюрреалистический хоррор. Получилось всё-таки плохо, рассказ очень тяжело читать, я был разочарован, так как всё-таки было ожидание чего-то особенного, но, что есть, то есть. Арктическая история почти сразу избавила меня от каких-либо ожиданий. Глупый и вялый рассказ, в котором 70% описанного просто не нужно, а сюжетные ветви персонажей ровным образом никак не влияют на ход событий и на финал.

В целом, хотел бы ещё раз сказать, что это действительно хороший сборник рассказов, его, за парой исключений, приятно и легко читать. За ССК17 не просто проводишь время, но проводишь его приятно! А моментами — даже очень приятно. В общем, могу советовать антологию тем, кто неравнодушен к литературе ужасов, в этой книге представлена хорошая и разнообразная ее часть. Приятного чтения!

Оценка: 8
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Под занавес 2016 года я прочитал «Самую страшную книгу 2017». Вступительное слово затягивать не буду, скажу только, что планка качества вновь выдержана и вновь повышена. Очень радует, что «чем дальше в лес, тем волки толще». Ну и коротенько обо всех понравившихся рассказах.

По традиции сперва выскажусь о рассказах, которые оценил на семь баллов.

• Е. Щетинина, «Только маме не говорим...». Одна из немногих историй, которая пугает не монстром, а правдоподобностью поступков и характеров персонажей. Папа с сыном поехали на три дня на рыбалку. В процессе с сыном случилось что-то плохое, но это не важно. Важно, чтобы мама об этом не узнала. Рассказ хорош, но чудовище мне показалось несколько невнятным, оттого и такая оценка.

• Ж. Крич, «Бескрайнее море любви». Короткая, частично мистическая, маньячная история. Необходимо отметить хороший, но не выдержанный стиль и неплохую атмосферность. Увы, но в целом рассказ оставляет впечатление невнятности и недожатости. О сюжете писать не буду, произведение и так короткое.

• А. Уманский, «Америка». Достаточно экзотичная история для российского хоррора. Русские люди пытаются освоить Аляску. Но этот край очень негостеприимный: холод, голод, индейцы… А в глубине леса таится вендиго. Рассказ – хороший пример качественного ужастика в малой форме. Есть и проработка характеров, и необычное чудовище, и неожиданные повороты сюжета. Поставил семерку только из-за того, что не особо люблю исторические ужастики.

• О. Кожин, «Человек-крот». Хорошие мальчишечьи ужасы. Несколько парней из детского лагеря подрались с местными цыганами. На прощанье, последние прокляли лагерных, наслав на них человека-крота. Но это все лишь завязка в самых общих чертах. Имея в наличии хорошую идею, неплохое воплощение и интересного монстра, автору, на мой взгляд, не хватило одного – объема. Хотелось бы немного большего.

• А. Матюхин, «Дальние родственники». Довольно обычная история с нестандартной нечистью. Родители Насти нашли по интернету дальних родственников и позвали их к себе в гости. Вот только родственники далеко не те, кем кажутся на первый взгляд. Рассказ неплох и определенные струны души трогает, только концовка не пришлась мне по вкусу. Забавно, что хотя нечисть такого плана и не существует, а вот люди, схожие на нее вполне себе есть.

• Д, Костюкевич, М, Кабир, «Морой». Захватывающий хоррор в духе С. Кинга. Провинциальный городок, чудовище и обычный паренек, которому придется с чудовищем сразиться. Как будто ничего особенного, но атмосфера и драйв заставляют прочесть историю на одном дыхании.

• М. Павлов, «Холодные звонки». Ужастик с примесью психоделики. Света работает на «холодных» звонках. Она из тех людей, которые названивают обывателям в самое неподходящее время и предлагают услуги своих компаний. Вот только иногда эти люди могут дозвониться совершенно неподходящему абоненту. Рассказ оставляет давящее и тягостное впечатление, и дело тут не в качестве исполнения, с этим все в порядке. Просто сама история получилась какой-то тяжелой и неприятной.

Теперь несколько слов о тех произведениях, что получили от меня восьмерки.

• А. Подольский, «Ветки». С этим рассказом я познакомился уже в третий раз. Сначала я его услышал в аудиоверсии, затем прочитал комикс и вот, наконец, добрался до текстовой версии. Из всех трех, аудио вариант произвел наибольшее впечатление благодаря хорошему звуковому и музыкальному сопровождению. Сюжет достаточно прост для ужастика: простой работяга натыкается на чудовище и пытается его одолеть. Исполнено все настолько неплохо, что за три ознакомления история эта мне не наскучила. Так что ставлю ей вполне заслуженную оценку.

• О. Рэйн, «Синего Озера хозяйка». Обратил внимание на автора этого рассказа после прочтения истории, представленной в сборнике «13 ведьм». И «Синего Озера хозяйка» не подкачала. История о зле, сверхъестественных силах и семье. Не буду ничего больше писать о сюжете, дабы не спойлерить, но эту историю можно порекомендовать к прочтению всем любителям хороших ужастиков.

• М. С. Парфенов, «Снежки». Даже зомбиапокалипсис может быть трогательным. Маленький мальчик сидит дома с бабушкой и постоянно смотрит в окно. На улице играют его друзья, но его гулять не пускают. Потому что друзья мальчика мертвы, как и почти все за пределами квартиры. Вот только бабушка себя плохо чувствует и постоянно откашливает что-то красное в платок… Автор создал очень атмосферный рассказ и очень живых персонажей, и претензия у меня всего одна. Рассказ слишком короткий и эпизодичный, без выхода на нечто большее, нежели история ребенка. Я такое не очень люблю, но это, конечно, только вкусовщина.

• М. Гелприн, «Все остальное до фонаря». Отличные мальчишечьи ужасы. Портос последний из четверки мушкетеров интерната. Троих его друзей убили, и он видел как, но не видел кто. Теперь Портосом движет только желание отомстить. Перед нами добротный триллер с небольшой примесью мистики. История короткая, но крайне атмосферная и впечатляющая.

• И. Кром, «Субстрат». Необычная по форме история. Что-то странное произошло в Анисимовке. Но что именно мы узнать не сможем. Нам покажут целых четыре точки зрения на произошедшее, четыре реальности, которые будут в чем-то дополнять друг друга, а в чем-то противоречит. Ну а истина где-то рядом и каждый сможет найти себе свою. Рассказ – интересная литературная игра, заставляющая пораскинуть мозгами. Именно этим он мне и приглянулся.

• О. Рэйн, М. Гелприн, «Арктическая история». Морозный ужастик, идеально подходящий всем любителям «Террора» Д. Симмонса. Две временные линии, две арктические экспедиции, одна общая беда. И интрига, и сюжет, и стиль, и атмосфера, все на должном уровне.

• Е. Щетинина, «Царский гостинец». Реалистично показанная история «Ходынки». Рассказ написан очень достоверно и качественно. И в этом кроется его главная проблема – располагаясь в сборнике хоррора, он невольно обманывает ожидания читателя. Да, это страшная история, но это не ужастик, а сугубо исторический реализм. В остальном претензий нет.

Ну и рассказ, получивший заслуженные 9 баллов.

• Е. Щетинина, «Лягушка – прожорливое брюшко». Страхи, конечно, у всех разные, но эта история удивительно точно нащупала то, что меня пугало в детстве. Алису попросили посидеть с племянником несколько дней. Она согласилась, даже не подозревая, к чему это приведет. В рассказе восхитительно жуткая мистическая составляющая, но разочаровывающая концовка. Как только с монстра спадает флер таинственности, так сразу становится как то неубедительно и неинтересно. Но за напоминание о том, как в детстве меня пугали темные углы лестничной клетки, видимые через призму глазка, я не могу не поставить девятку.

В целом сборник очень хорош и понравился мне больше предыдущих. Многие авторы уже знакомы (М. С. Парфенов, О. Кожин, А. Подольский и т.д.) и от их рассказов привычно ожидал и получил позитивные впечатления. Очень порадовали рассказы относительно новых для меня авторов (О. Рэйн и Е. Щетинина). Слабых историй я не заметил.

Книга рекомендуется всем любителям качественного российского хоррора. Для меня это определенно книга года в жанре ужасов.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-таки добрался я и до ежегодных антологий «ССК». Первые три сборника (ССК-2014, 2015 и 2016) достать в бумаге, практически, уже нереально, поэтому, начал с первой антологии, которую смог найти в продаже, а именно с «Самой страшной книги-2017».

Сборник состоит из двадцати одного рассказа, про каждый рассказывать отдельно не буду, выделю по несколько рассказов (пожалуй, по три, как на пьедестале), наиболее и наименее понравившихся, лично мне. Так как, привык заканчивать на мажорной ноте и на позитивных хороших новостях, начну с тех рассказов, которые не понравились и которые считаю самыми слабыми в антологии. Итак, антитоп-3, или «антипьедестал непочёта» сборника «ССК-2017», на мой скромный взгляд и вкус. Начну с антибронзы и антисеребра же. Здесь, на два места у меня целых четыре претендента: четыре рассказа, которым поставил по пять баллов. Это: «Бескрайнее море любви» Жени Крич; «Ветки» Александра Подольского; «На ведьминой заминке» Натальи Алфёровой и «Баба огненная» Дарьи Бобылёвой. Так как, по очкам (по моей оценке) абсолютный паритет, определять двух участников антипьедестала буду по дополнительным показателям, которые придумываю на ходу.

Поступлю по-джентельменски, и определю на второе с конца место рассказ Александра Подольского, с пугающим названием …брр… «Ветки», (а прекрасных дам, пока что, отправлю на штрафной круг, бороться за антибронзу.) Не, ну серьёзно, в предисловии к сборнику, Михаил Парфёнов пишет: «Здесь пугают». И чем же пугает нас Александр Подольский? Ожившими пучками веток, которые, только так, разрывают человека на куски. Не, не страшно. Да и сам стиль автора, с кучей недосказанностей и открытым финалом, лично мне не нравится. «Ветки» — третий прочитанный мной рассказ Подольского (после «Свиньи» и «Трюка с фонарём») и все три, лично мне, не понравились. Похоже это уже «диагноз». Короче говоря, кажется, Александр Подольский, просто, не мой автор.

Возвращаемся к прекрасным дамам, которые пройдя штрафной круг, пересекают финишную ленточку одновременно, с точность до секунды. Итак, что мы имеем:

- рассказ Жени Крич, поднимающий, очень близкую и интересную мне, проблему особенных детей. Неплохое начало, интригующая детективная завязка и такой слабый, вызвавший у меня недоумение, финал.

- Рассказ Натальи Алфёровой, явно не прошедший кастинг в сборник «13 ведьм», хотя, как по мне с парочкой рассказов из ведьминской антологии он бы поконкурировал. Ну а так, очень средненький рассказ про ведьму, с которой лучше не иметь дел, ибо рискуешь не вернуться живым с несложного, казалось бы, задания.

- И рассказ-сказка Дарьи Бобылёвой, базирующийся на славянской мифологии и фольклоре. К своему стыду признаю, что про полудениц и полуношниц, до прочтения этого рассказа знал только, благодаря компьютерной игре «Ведьмак». Тема эта, мне не очень интересна, поэтому и такая невысокая оценка, хотя написан рассказ неплохо и стилизация под народную сказку тоже выдержана хорошо.

Короче не знаю, какой из трёх рассказов выбрать, как наименее понравившийся, и беру подсказку «помощь клуба (или зала)»: смотрю на среднюю оценку, которая из трёх рассказов, меньше всего у рассказа «На ведьминой заминке». И именно рассказу Натальи Алфёровой достаётся «почётное» третье место на моём антипьедестале, а рассказы Дарьи Бобылёвой и Жени Крич попадают только в «цветочную церемонию», продолжая выражаться спортивной (биатлонной) терминологией.

А теперь, «главный антиприз» и звание худшего рассказа антологии «ССК-2017» в моём личном восприятии. Если с предпоследним местом у меня возникла дилемма, то с субъективно худшим рассказом сборника сомнений у меня не было. Итак: «Самым скучным, слабым и неинтересным рассказом антологии «ССК-2017» (всё это субъективно, конечно), которому не смог поставить больше четырёх баллов, считаю рассказ Олега Кожина «Человек-крот». Да-да, Вы не ослышались, именно этот рассказ, имеющий не самый худший средний балл в сборнике.

Вообще, не могу понять, почему люди восхищаются творчеством Олега Кожина. «Человек-крот» второй рассказ Олега, который я прочитал (первый был «Естество» из антологии «13 ведьм») и второй же, по-моему, откровенный провал. Все эти витиеватые сравнения в предложениях и языковые словесные выкрутасы, характеризующие стиль автора, типа:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Следом полз долгожданный ливень, заставляя пожухлые тополя трепетать в предвкушении, но хищные тучи, обжигаясь о раскаленное послеполуденное солнце, никак не могли собраться в стаю«С»
не произвели ровным счётом никакого впечатления, а вызывали скорее недоумение (ну зачем исхитрятся подобным образом, когда можно выразиться попроще). Это первый недостаток, по-моему (хотя, кто-то, наверное, посчитает это достоинством). Второе: слабый, на мой взгляд, опять же, сюжет. Вообще, весь рассказ напоминает какую-ту подростковую пионер-лагерную страшилку, про группу подростков, ищущих приключения на свою пятую точку, и как итог, связавшихся с цыганской шпаной и получивших проклятие на свою голову. Главный монстр, появившийся в самом конце рассказа, так же не впечатлил совсем, (примерно, как и «Ветки» в одноимённом рассказе Подольскгого) – «Человек-крот» (- Кто-кто? – Крот. – Серьёзно? – Да. – Почему не шпрот, или бурундук, например?) Как-то так, такие вот впечатления. Стивен Кинг не раз говорил, что боится крыс и поэтому часто обыгрывал эту тему в своих рассказах, а Олег Кожин похоже, в детстве не любил чехословацкие мультики.) Ну и возвращаясь к языку. Не так давно сам был подростком, да и сейчас часто общаюсь с подрастающим поколением, и не слышал, чтобы они общались подобным образом, то есть «кожинским» языком. В общем, не задались мои читальские отношения с творчеством таких старожилов серии «ССК», как Олег Кожин и Александр Подольский. Не могу чётко выразиться почему, поэтому сошлюсь просто на свой субъективный вкус, который по этим авторам не совпал с положительным, в основном, мнением большинства читателей серии. Никого не хотел как-то задеть или обидеть, просто высказал своё личное мнение. Если что не так, извините.

На этом заканчиваю критику и приступаю к похвалам (к раздаче гостинцев, чуть забегая вперёд), к самым светлым (ну или самым тёмным, учитывая тематику) пятнам сборника «ССК-2017». Если начал все эти спортивные аллюзии, продолжу в том же ключе. Итак, мой пьедестал почёта антологии «ССК-2017», без всяких анти-приставок, теперь всё серьёзно. С парой лидеров у меня вопросов не возникло. Ну, об этом чуть позже. Сейчас же, жаркая борьба за третье место, в которой принимают участие сразу шесть интересных, понравившихся мне, рассказов, которые оценил на крепкие семь баллов. Коротко о каждом:

- Рассказ Михаила Парфёнова «Снежки», открывающий сборник. Этакая смесь Кинговской «Бабули» и зомби-хоррора. Люблю, когда авторы хоррора пишут на стыке двух разных направлений жанра. Здесь это психологический хоррор о внутрисемейных взаимоотношениях: родители укатили в отпуск в Таиланд, оставив малолетнего ребёнка на попечение тяжелобольной бабушке. Знакомая ситуация, не правда ли? Хорошо прописаны переживания мальчика в стрессовой ситуации. И всё это в декорациях зомби-апокалипсиса, разворачивающегося за окном. Жуткий и оригинальный рассказ.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не понял только, когда бабушка успела заразиться? Неужели, когда выглядывала в окно и ругала зомби-ребят.

- Два рассказа Елены Щетининой: «Лягушка — прожорливое брюшко» и «Только маме не говори». В первом имеется пара очень жутких моментов (на лестничной площадке), но не хватает размаха. Как по мне, так материала и затрагиваемых проблем в рассказе хватит на повесть, а то и на роман. А в той версии, которая попала в сборник, в формате рассказа, всё как-то сумбурно, а концовка так вообще, если не слита, то, во всяком случае, оставляет очень много вопросов. В целом понравилось, но, осталось впечатление, что рассказ немного сыроват, и можно его доработать и сделать ещё лучше. Второй рассказ Елены «Только маме не говори» не блещет оригинальностью сюжета, поднимает вопрос взаимоотношения отца и сына, мужа и деспотичной супруги. Но, мне понравилось. В этот короткий рассказ, я бы не стал ничего добавлять, он вполне себе цельный. Концовочка произвела впечатление. Единственный минус, это небольшой объём рассказа, что не очень люблю, но, повторюсь, добавить к рассказу особо нечего. А, ещё очень резанул слух, (или зрение), очень популярный на форумах, но не понятный мне, и от этого раздражающий, словесный оборот «От слова «совсем»». Это что вообще? И зачем его использовать в литературном произведении.

- Дебютный (опубликованный) рассказ Анатолия Уманского «Америка». Автор хорошо известен всем пользователям «Лаборатории фантастики», так или иначе, интересующимся хоррором, под ником Karnosaur123. Рассказ базируется на историческом материале, что, лично мне нравится. Описывается период освоения русскими Аляски, стычки с коренным населением (куда же в «Америке» без индейцев.) Красной нитью через рассказ проходит местная индейская легенда об «Оседлавшем ветер». Хороший язык, живые (до поры до времени, хе-хе) персонажи, интересные диалоги (фразу «Гиппократ понятия не имел, что на свете живут индейцы» просто взял в свой цитатник). Кровавое мочилово также присутствует. Короче, хороший рассказ. Жаль, что только рассказ. Надеюсь, что к выходу фильма, (да, по этому рассказу будет снят фильм), Анатолий переработает произведение до более крупной формы, например, до повести. А пока что, только семь баллов, так как, есть куда прибавлять.

- Атмосферный рассказ Максима Кабира и Дмитрия Костюкевича «Крапива». Очень крутая завязка: солдат просыпается в заброшенном двухэтажном военном госпитале, расположенном в центре бескрайнего поля крапивы, выросшей выше человеческого роста. Он лишь смутно помнит отрывки боя, в котором получил ранение, и не может понять, куда попал и вообще, жив ли он? На эти вопросы постепенно даются ответы. Кое-что останется открытым, что называется, на усмотрение читателя. Вообще этот рассказ заслуживает, пожалуй, даже большей оценки, так как написан очень грамотно, хорошим языком , атмосфера безысходности нагнетается мастерски, динамичная развязка с побегом с этого ужасного места тоже хороша. Но дело в том, что такой неопределённый, атмосферный, немного даже лафкратианский хоррор, лично я, не очень люблю. Поэтому, только семёрка.

И шестой претендент на бронзу это рассказ Александра Матюхина «Дальние родственники», поднимающий вопрос энергетических вампиров. Проблема эта, лично мне очень интересна. На самом деле есть такие люди, (не только родственники, кстати) способные постепенно вытягивать энергию из людей наивных и доверчивых, не способных дать чёткий отпор. Матюхин описал проблему достаточно красочно. Фантастический или мистический элемент (со всеми этими щупальцами) в конце рассказа, как по мне, совсем не обязателен. Можно было бы замутить и жёсткую реалистичную историю, хотя тогда хоррора не получилось бы, и в сборник рассказ, вряд ли бы попал. А на самом деле, было ли это фантастическое допущение, или это просто детское воображение разыгралось? Понравилась идея с иконками, защищавшими квартиру от всяких «родственничков». Ещё позабавили моменты, когда слепой (ну или почти полностью слепой) мужик смотрит (именно смотрит, а не слушает, например) телевизор, «сидит» в интернете на ноутбуке и рассказывает какой он замечательный «мастер на все руки».

Вот такая шестёрка претендентов на звание третьего рассказа в антологии «ССК-2017». Честно скажу, выбрать какой-то один рассказ мне сложно. Для меня все они примерно равны. Поэтому, я прибегнул к известному способу выбора среди равных, а именно, к слепому жребию. Написал на одинаковых бумажках-стиках названия шести рассказов. Перетусовал и вытягивал по одной. Решил, что тот рассказ, который окажется крайним и получит почётную бронзу. Победу в соревновании равных одержал рассказ Михаила Парфёнова «Снежки». Что же, вполне заслужено, учитывая вклад Михаила в продвижение отечественного литературного хоррор-продукта в массы.

Итак, приступаем к самому интересному: к паре самых интересных рассказов сборника ССК-2017, на мой скромный взгляд. «Серебряную медаль», а также высокую оценку 8 баллов от меня, получает рассказ Игоря Крома «Субстрат». Люблю произведения на тему расщепления сознания с описанием различных вариантов реальности, когда не понятно до финала, что есть правда, а что, только бред и галлюцинации сумашедшего. Игорю Крому эта тема удалась на славу. Описывается четыре варианта восприятия реальности с точки зрения разных участников действия. Понравилась первая часть, написанная, в форме дневника сумашедшего, помешанного на грибной теме, подростка. Вторая часть напоминает лекцию по психиатрии на тему восприятия реальности. Эта часть, пожалуй, перенасыщена научными психиатрическими понятиями и терминами, но так как, эта тема мне интересна, читать её также было не скучно. Третья часть вроде бы проливает свет на всё происходящее и всё, более менее становится понятно: кто псих, а кто здоровый рассудительный человек, казалось бы. Но четвёртая часть снова переворачивает всё с ног на голову, оставляя открытым вопрос, что же произошло на самом деле и кто из всех действующих лиц прав, и чья реальность единственно правильная. Очень качественный и интересный рассказ. Прочитав его, подумал, что отыскал свою «жемчужину» сборника и немного успокоился, решив, что прочтение двадцати других рассказов было ненапрасным.

Но, сразу после «Субстрата» Крома в антологии идёт рассказ Елены Щетининой «Царский гостинец», который кардинально перетряхнул (перевернул) моё, признаюсь, немного скептическое, отношение к русскому хоррору и, что даже важнее, к хоррору же женскому. Итак, самым лучшим, на мой взгляд, рассказом антологии «ССК-2017», считаю рассказ «Царский гостинец» Елены Щетининой, и именно ему «вручаю» золотую медаль, главный кубок, гран-при фестиваля (антологии) и все возможные призы и звания. В этом рассказе меня устроило ВСЁ. Реальное историческое событие «Давка на Ходынском поле», взятое за основу рассказа, описано очень красочно и, я бы сказал «по-мужски», то есть «с мясом». В эти несколько часов на «Ходынском поле» разыгралась настоящая человеческая трагедия, погибло огромное количество людей. Рассказ подаётся с трёх различных сторон или под тремя различными углами обзора. Все три сюжетные линии (мальчика из крестьянской семьи, девочки-аристократки и «профессионального» воришки-карманника) прописаны схематично, так как ограничены узкими рамками рассказа, но, даже этого вполне хватило мне, чтобы каждому из трёх главных персонажей, по-своему, сопереживать в этой ужасной истории. Возможно, если расширить «Царский гостинец» до формата повести, чтобы чуть больше раскрыть главных действующих лиц, может быть, добавив ещё несколько сюжетных линий, было бы не хуже. Но, в таком случае, рассказ лишился бы того безудержного драйва и концентрации «мяса», чем он насыщен в том виде, в котором представлен в сборнике. И как «вишенка на торте», в самом конце рассказа процитирована, как я понял, реальная запись из дневника Николая II, в которой он как бы вскользь упоминает об этом ужасном событие (1389 погибших!!!), как будто ничего страшного не произошло. И от этого, рассказ (да и само историческое событие, на котором он базируется) становится, ещё более жутким и страшным. Короче говоря, на мой взгляд, «Царский гостинец» получает заслуженное первое место в моём топе, и судя по средней оценке, большинство оценивших рассказы сборника со мной согласны. Не так часто ставлю высшие оценки, но в конкретном случае, не пожалел «десятки». Браво, Елена Щетинина! Аплодирую стоя!

Честно, стало немного тревожно за мужскую половину авторов российского хоррора в предстоящем гендорном баттле, если в команде прекрасных дам, будет такой капитан, как Елена Щетинина. После прочтения её довольно-таки слабенького, на мой взгляд, рассказа из антологии «13 ведьм» — «Скырлы-скырлы», который совсем не понравился, не рассматривал Елену Щетинину, как серьёзного и сильного автора серии «ССК». После же прочтения трёх рассказов (особенно «Царского гостинца») Елены из сборника «ССК-2017», кардинально поменял своё мнение насчёт этого автора. Теперь, считаю, Елену Щетинину лучшим, на мой взгляд, автором серии, а, её авторский сборник и роман (над которым она работает, если верить слухам) автоматически становятся самыми ожидаемыми для меня книгами серии «ССК».

Те восемь рассказов, которые никак не упомянул в своём отзыве, оценил на шесть баллов. Все они неплохие, написаны достаточно ровно и с хоррор-составляющей в них, тоже всё в порядке. Просто, лично на меня они не произвели особого впечатления, но, уверен, что кому-то они могут понравиться значительно больше. И этой разноплановостью и разбросом хоррорных тем, ежегодные антологии «ССК» выгодно отличаются от, например, «узкопрофильных» атологий из цикла «13…». Каждый поклонник и ценитель хоррора, наверняка, найдёт в этих сборниках свои 3, 5, 10… рассказов, которые, наверняка понравятся ему. Но, с другой стороны, через некоторые рассказы придётся «продираться», но, поверьте, это стоит того, и в итоге каждый найдёт свою жемчужину (бриллиант) сборника, ну или получит свой «Царский гостинец», как это случилось в моём случае.) И да, по средней оценке за рассказы антологии «ССК-2017» у меня выходила примерно «шестёрка» всему сборнику, но наличие в нём «Царского гостинца», сразу добавило балл к общей оценке антологии. В итоге, оценил сборник на семь баллов.

Ни разу не жалею, что решился почитать одну из ежегодных антологий «ССК» и обязательно продолжу знакомство с серией в общем и с ежегодными антологиями в частности («ССК-2018» и «ССК-2019» уже куплены). Настоятельно рекомендую всем поклонникам жанра, которые по тем или иным причинам, игнорируют российский литературный «хоррор-продукт», отдавая предпочтения хоррору зарубежному, попробовать почитать одну из ежегодных антологий «ССК» (ну кроме, разве что, самой первой такой антологии: «ССК-2014», которая по отзывам, откровенно слабейшая в серии). Уверен, почти на сто процентов, что Вы не пожалеете об этом.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так уж вышло, что «Самая страшная книга 2017» стала для меня самым неудачным томом серии из тех, что я читал. Большинство рассказов прошли мимо меня, ничем не зацепили и ничего не оставили. Тем не менее, назвать их плохими я не могу. Это качественные истории, хорошо и грамотно написанные, у которых наверняка нашлось немало поклонников.

Как отмечали многие, в сборнике много рассказов на исторические темы. Я люблю исторический хоррор, но тут в большинстве случаев вся историчность — скорее антураж, «оригинальная» фишечка, которая дополняет и в чем-то даже оправдывает довольно простой сюжет и в чем-то банальное содержание. Да и исторические темы сами по себе не сказать что сильно оригинальные: кровожадные красные, лубочная старина, языческая чертовщина и изложение реальных исторических событий в хоррор-ключе.

Я бы и вовсе назвал ССК-17 провальным для себя, если бы не:

ЛУЧШИЙ РАССКАЗ СБОРНИКА:

«Черви» Максима Кабира

Причем не только сборника, а возможно и всего русского хоррора. Мастерская работа.

ПОНРАВИЛОСЬ:

«Дальние родственники» Александра Матюхина

Жутковатая история о личном пространстве и чужаках, которые его нарушают. Надоедливых, навязчивых, странных, бесконечных и подавляющих

«Только маме не говорим» Елены Щетининой

По-хорошему мерзкий рассказ про мудака-подкаблучника

«Холодные звонки» Михаила Павлова

К творчеству Михаила я испытываю довольно теплые чувства. Но «вирд» (это ведь так называется?) для меня вещь в себе. У того же Павлова есть рассказы, которые мне нравятся до одури («Работа, возможно совмещение»), либо не нравятся совершенно («Руки моей матери»). «Холодные звонки» скорее где-то посередине, в разделе «просто нравится». В целом какой-то этот рассказ слишком «нормальный»

МИМО МЕНЯ:

«Крапива» и «Морой» Дмитрия Костюкевича и Максима Кабира.

«Морой» выигрывает за счет обаятельного героя и румынского колорита, но в целом соавторы могут НАМНОГО лучше

«Приманка или арктическая история»

Великолепно написанный рассказ с простой, банальной и предсказуемой историей

и все остальные рассказы, которые не попали в раздел

НЕ ПОНРАВИЛОСЬ:

«Ветки» Александра Подольского

Опять же, отлично написанный рассказ. Такой старательный, такой вычитанный и прилизанный, что даже скучный. Вместе со всеми возможными небрежностями и шероховатостями из него как будто убрали душу, энергию, харизму, обаяние. Из-за чего я буквально мучил себя, чтобы добраться до конца. Сюжет известный, наверное, еще со времен изобретения письменности — человек встречает монстра и погибает. После прочтения хочется пожать плечами и сказать: «Ну умер и умер, мне-то что»

«Субстрат» Игоря Крома

Не дочитал

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх